Методическое пособие "Воспитание лидера во внеурочной деятельности"
методическая разработка на тему

Арбузова Оксана Ивановна

Данное пособие написано в рамках реализации программы «Школа лидерства. 5-9 классы» и может быть использовано для подготовки внеурочных занятий в соответствие с модулями программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx177.34 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических разработок

Методическое пособие

Педагог – молодой специалист

ВОСПИТАНИЕ ДЕТСКОГО ЛИДЕРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5-9 класс

Арбузова Оксана Ивановна

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

        г. Кемерово

2016

Оглавление

Введение        3

Понятие «Лидер» в педагогике и психологии        5

Примеры практических заданий        11

Модуль 1. Лидер в истории        11

Модуль 2. Как наше слово отзовется        13

Модуль 3. Я – лидер?        26

Список литературы        38

Приложение………………………………………………………………………39


Введение

В современном обществе на первое место ставится индивидуальность и неординарность личности человека, его умение взаимодействовать с этом миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного. Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными.

Большинство ученых считают, что будущее любого общества, государства зависит от степени внимания образовательного учреждения к вопросу гражданского воспитания и образования учащихся. Поэтому в системе образования поддерживается и стимулируется развитие различных форм детско-взрослого самоуправления, создаются условия для обучения и подготовки актива молодежных коллективов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной деятельности  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.  Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Проблема раннего выявления, воспитания и развития личности будущего лидера в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии.  Всюду, где собирается группа, состоящая более чем из двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей.

Данное методическое пособие содержит теоретические и практические сведения, необходимые для формирования личности лидера в детском коллективе. Пособие написано в рамках реализации программы «Школа лидерства. 5-9 классы» и может быть использовано для подготовки внеурочных занятий в соответствие с модулями программы. Практический материал способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Решение поставленных задач позволяет сформировать такой аспект ценностно-смысловой компетенции, как умение ставить цели для своих действий и поступков, принимать решения, давать оценку своим действиям и поступкам окружающих. Работа с языковым материалом направлена на формирование коммуникативной компетентности, в частности – знания способов взаимодействия с окружающими, владения социальными ролями в коллективе. Благодаря сведениям из истории и языкознания формируется общекультурная компетенция, а готовность самостоятельно обрабатывать и передавать информацию помогает развить информационную компетенцию школьников.


Понятие «Лидер» в педагогике и психологии

Возрастные особенности школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как возможность  самоопределения личности, самоутверждения ребенка в коллективе. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если ученики уже обладают определенным запасом знании и владеют  необходимым набором компетенций.

Обращение к проблеме лидерства вызвано рядом противоречий между:

- потребностью старшего подростка быть лидером и отсутствием педагогически-организованных условий;

- необходимостью воспитывать лидеров разных типов и неумением организовать, обеспечить процесс их становления.

Обычно лидерство определяется как способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

 В соответствии с "традиционной концепцией лидерства" лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они следственно могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

 Позднее Френк Фидлер предложил "ситуационную теорию лидерства". Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

 Третья концепция, так называемая "новая концепция лидерства", включила в себя первые два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей[1].

Таким образом, в социально-психологическом понимании лидерство связывается с более или менее организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т.п[2]. При этом под лидерскими качествами понимается совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских качеств

Волохов А.В. и Фришман И.И. в своем пособии «Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений»[3] выделяют следующие ключевые качества современного лидера:

А) Видение – настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее, и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.

Б) Мотивация – лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что вы ход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

В) Распознавание слабых сигналов (чувствительность) – лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать – значит быть на пол шага впереди всех.

Г) Гибкость в поведении - лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и научиться взаимодействовать, учитывая свои и его интересы. Действовать из позиции «выигрыш-выигрыш», где обе стороны получают выгоду.

 Кроме того, современные специалисты в области изучения феномена «лидерства», как социального явления, в числе особо значимых личностных качеств, называют следующие[4]:

1. Целеустремлённость

2. Внутренняя целостность

3. Системность мышления

4. Любознательность

5. Активность, инициативность

6. Желание большего

7. Организованность

8. Последовательность

9. Коммуникабельность

10. Создание доверия

 11. Самообладание

12. Смелость

13. Умение говорить, убеждать

14. Умение слушать

        Человек – существо социальное и невозможно выявить лидера вне коллектива. Соответственно, лидерские качества проявляются в группах, командах, то есть там, где есть социальное взаимодействие. Есть некоторые стили, шаблоны поведения, по которым мы обычно узнаем лидеров. Например, уверенность в себе, прямолинейность, ровная осанка, хорошо поставленный голос. Этот человек обычно «выделяется» на фоне остальных, т. е., как говорят, обладает определённой харизмой. Существуют лидеры разных масштабов: есть ситуативные лидеры, которые проявляются только в конкретной ситуации или в конкретной группе, но есть лидеры, берущие инициативу в любой ситуации, так называемые лидеры по жизни. Обычно в молодежной среде встречаются именно ситуативные лидеры, поскольку, попадая в новую для себя обстановку, подросток может потеряться и временно утратить те лидерские качества, которые проявлял в уже знакомой среде. Тем важнее сформировать у ребенка устойчивые лидерские качества, которые не исчезнут со временем.

Какими основными психологическими характеристиками должен обладать детский лидер, и какие цели преследуются при формировании лидерства? Как правило, лидеры - это люди, которые обладают тем, что, является потребностью и ценностью для других. Причем не только обладают, но осознают, какие потребности и стремления есть у окружающих. Для подростков это потребность в самоутверждении, принятии в определенной среде, выделении из общей массы. Для молодежного лидера необходимо быть ярким, смелым, уверенным в своих словах и поступках.

Фришман отмечает, что в настоящее время критерием лидерства является наличие большого количества социальных связей. Это легко достигается с помощью всемирной сети Интернет, а также участия в различных социальных группах. Что повышает рейтинг подростка в глазах его сверстников. Делает его более опытным, информированным и компетентным. А также развивает коммуникативные навыки и помогает приобрести опыт взаимодействия с другими слоями общества[5].

Изучение литературы по данному вопросу показало, что механизмы определения и описания характеристик лидера весьма разнообразны. Нет единой методики, позволяющей выявить и качественно организовать процесс воспитания лидера. Попытка свести воедино разнообразный материал была предпринята в исследовании кандидата педагогических наук Цикаришвили Е.В.[6], которая предложила следующую схему воспитательной работы, направленной на формирование лидера (рис. 1).

        Рис.1. Механизм формирования лидерских качеств

        Как видно на схеме, тремя важнейшими условиями формирования личности лидера должны быть самоуправление, самостоятельность и самодеятельность. Наиболее частотными воспитательными технологиями признаются рефлексивная диагностика, тренинги, организация сотрудничества через коллективные творческие дела, проектная деятельность. Позиция педагога оказывается преимущественно консультационной. Задача учителя – помочь ребятам представить образ лидера, дать понять на примере практических заданий, какими компетенциями он должен обладать, и затем правильно организовать самостоятельную деятельность детского коллектива, направляя и сопровождая её необходимыми рекомендациями. Для выявления лидера, как правило, используются   метод наблюдения, анкетирование, в том числе социометрия, контент, т.е. анализ личных дел учащихся, опрос преподавателей, которые работают с этим ребенком, включенное наблюдение путем организации совместной внеклассной деятельности (организация экскурсий, творческих вечеров, театральных постановок). 
Социометрические срезы, применяемые регулярно, будут полезны и для педагога. Они позволят не только выявить Лидера, его связи в группе, но и развить собственную педагогическую интуицию, способность «с первого взгляда» определить лидера чисто по внешним признакам, а значит, и правильно организовать работу с таким ребенком. 

Примеры практических заданий

Модуль 1. Лидер в истории

        Нельзя научиться чему-то без наглядного примера. Темы для мини-конференций подобраны с учетом курса истории, который учащиеся осваивают в данном учебном году. Необходимо объяснить ребятам, что  особый акцент стоит сделать на личностных качествах исторического деятеля, его поступках как лидера и дать собственную оценку его деятельности.  

5 класс

Примерные темы докладов для конференции «Лидер в древнем мире».

  1. Миф о Прометее.
  2. Лидер на Олимпийских играх
  3. Александр Македонский – завоеватель мира.
  4. Восстание Спартака
  5. «Пришел. Увидел. Победил». Личность Цезаря.
  6. Нерон: оправдывает ли себя стратегия запугивания?
  7. Траян – «лучший из императоров».

6 класс.

Примерные темы докладов для конференции «Лидер в истории Древней Руси».

  1. Духовный мир славян
  2. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.
  3. Ольга - первая правящая княгиня на Руси.
  4. Князь Владимир.
  5. Мудрость князя Ярослава
  6.  Князь Невский – русский Александр Македонский.
  7. Честь и слава Отечества: Дмитрий Донской.

7 класс

Примерные темы докладов для конференции «Лидер в России XVI – XVIII вв».

  1. Победы и ошибки Бориса Годунова
  2. Петр I: «царь-спаситель» или «царь-антихрист»?
  3. Императрица Екатерина II
  4. Восстание Е. И. Пугачева
  5. А.В.Суворов: «Тяжело в учении – легко в бою».
  6. Павел I: непредсказуемый император.

8 класс

Примерные темы докладов для конференции «Лидер в истории XIX века».

  1. Личность первого императора Франции: Наполеон Бонапарт
  2.  М.И. Кутузов: отец-командир для русского солдата
  3. Победы и неудачи Николая I
  4. Денис Давыдов: непокорность и отвага.
  5. Александр II – царь-реформатор.

9 класс

В 9 классе учащимся предлагается самостоятельно выбрать личность, о которой они хотели бы рассказать. Целесообразно только наметить период или сферу деятельности человека.

Примерные темы докладов для конференции «Лидер в истории XIX века».

  1. Духовная жизнь XX века.
  2. Лидер в новой государственной системе СССР.
  3. Лидер на фронтах войны.
  4. Лидер в послевоенное время.
  5. Лидер в современном мире.

Модуль 2. Как наше слово отзовется

        Одним из главных инструментов лидера является его речь. Модуль «Как наше слово отзовется» предполагает изучение выразительных возможностей языка, ведь лидер должен уметь убеждать и вдохновлять, вести дискуссии и адекватно  разрешать конфликты. Настоящий лидер всегда должен понимать и учитывать влияние языка на каждого человека и общество в целом. В 8-9 классах вводится теория и практика публичного выступления. Как правило, именно это умение развито у школьников особенно слабо.

               5 класс. Этикетные формы общения

Ключевые понятия: этикет, культура речи, речевые ошибки, этикетные формы общения: приветствие, беседа, просьба, отказ, извинение, благодарность, поздравление, совет, прощание.

Тест. Культура речевого общения.

  1. При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.

А.Спасибо за комплимент.

В.Спасибо, но вы мне льстите.

С.Благодарю

D.Спасибо.

2.При разговоре по телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:

А.Вас слушают!

В.Это кто?

С.Да!

D.Алло!

3.Принцип вежливости, состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

А.максима релевалентности

В.максима согласия

С.максима великодушия

D.максима скромности

4.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

А.максима такта

В.максима согласия

С.максима симпатии

D.максима качества

5.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:Максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

А.максима качества

В.максима согласия

С.максима великодушия

D.максима одобрения

6.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: успешный коммуникативный процесс не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

А.максима согласия

В.максима великодушия

С.максима одобрения

D.максима скромности

7.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного коммуникативного акта является реалистическая самооценка.

А.максима согласия

В.максима великодушия

С.максима одобрения

D.максима скромности

8.При прощании используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в строгой официальной обстановке.

А.Разрешите попрощаться.

В.Всего хорошего!

С.До встречи.

D.Счастливо!

9.При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению ваш начальник.

А.Я с вами не согласен.

В.Думаю, что Вы не совсем правы.

С.Вы ошибаетесь

D.Это абсурд.

10.Представьте, что вы являетесь сотрудником компании «Арон». Подняв телефонную трубку (звонят вам), корректнее будет ответить:

А.«Слушаю вас».

В.«Да».

С.«Компания «Арон», добрый день!»

D. «Говорите».

6 класс. Средства художественной выразительности

Ключевые понятия: тропы, антитеза, градация, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, сравнение, гипербола, литота, эллипсис, оксюморон.

            Упражнение 1. Как вы думаете, в каких случаях лидеру могут пригодиться умения определять и использовать изобразительно-выразительные средства? Назовите не менее трех ситуаций.  Прочитайте приведенные ниже отрывки и назовите используемые в них средства выразительности.

1.Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).

2.В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето. (В.Маяковский).

3.Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург).

4.Пришел, увидел, победил.

5.Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).

6.Он из Германии туманной
привез учености плоды. (А.Пушкин).

 7.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

8.В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

9.На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея (Н.Колычев)

10. Но красоты их безобразной 
Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов).

11.Но перед ним туда навек закрыта дверь, 
Где радость теплится страданья (А.Фет).

12.Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной (А.Ахматова).

13.С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин).

14.Луна хохоталакак клоун (С.Есенин).

15.Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами (А.Твардовский).

Упражнение 2. Представьте, что вам нужно написать статью в школьный журнал по теме «Язык – главный инструмент лидера».  Какие выразительные средства вы бы использовали при составлении заголовка? В основном тексте статьи? Почему вы выбрали именно эти тропы? Напишите статью, используя не менее пяти разных изобразительно-выразительных средств.

7 класс. Стилистические возможности слов и выражений

Ключевые понятия: стиль, стилистически окрашенная лексика, нейтральная лексика, книжная лексика, разговорная лексика, жаргон.

      Упражнение 1. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Упражнение 2. Укажите стилистические и смысловые различия синонимов:

Встряска – потрясение, старец – старик, доконать – погубить, заковыристый – сложный, супостат – противник, выручка – доход, потерять – посеять, весенний – вешний.

Упражнение 3. Выделите в тексте стилистически окрашенную лексику, разграничивая слова книжные и разговорные, высокие и сниженные.

То, к чему была так равнодушна его невеста, произвело на него впечатление, которое никак нельзя было предвидеть. Пресловутую квартиру, в которой самый воздух был сарафанный, Лужин посетил сразу после того, как добыл свой первый пункт, разделавшись с очень цепким венгром; партию, правда, прервали на сороковом ходу, но дальнейшее было Лужину совершенно ясно. Он вслух прочел безликому шоферу адрес на открытке ("Приехали. Ждем вас вечером") и, незаметно преодолев туманное, случайное расстояние, осторожно попробовал вытянуть кольцо из львиной пасти. Звонок подействовал сразу: дверь бурно открылась. "Как, без пальто? Не впущу..." .. "Опять в этой черной шляпище... Ну, что ж вы застыли? Вот сюда" Трость благополучно нырнула в вазоподобную штуку; бумажник, после второго совка, попал в нужный карман; шляпа повисла на крючке. "Вот и я,- сказал Лужин,- пфуф, пфуф". Она уже была далеко, в глубине прихожей, толкнула боком дверь, протянув по ней голую руку и весело исподлобья глядя на Лужина. А над дверью, сразу над косяком, била в глаза большая, яркая, масляными красками писанная картина. Лужин, обыкновенно не примечавший таких вещей, обратил на нее внимание, потому что электрический свет жирно ее обливал и краски поразили его, как солнечный удар. Баба в кумачовом платке до бровей ела яблоко, и ее черная тень на заборе ела яблоко побольше. "Баба",- вкусно сказал Лужин и рассмеялся: "Ну, входите, входите. Не распистоньте этот столик". Он вошел в гостиную и как-то весь обмяк от удовольствия, и его живот под бархатным жилетом, который он почему-то всегда носил во время турниров, трогательно вздрагивал от смеха. (В. Набоков.)

Упражнение 4. Какие разряды стилистически окрашенных слов используются в контекстах? С какой целью?

1) «А вы знаете такое слово — „кадрить“?..» — «Знаю, хорошее слово. Точное». — «Хорошее?.. Я его не понимаю, что это?» — «Ну, закидывать крючок... Заигрывать» (Г. Щербакова) 2) Петр Матвеевич вдруг углядел, что окна школы светятся для такого вечернего времени довольно неестественно: все до одного и ярко. Обычно в такое время — ну, одно там, два горят, там, где на скрипочке пилят, либо на пианино бренькают, или еще — разевают рот, а через стекло-то и не слышно, что за песня из него льется. (Е. Попов) 3) Но это значит снова учиться, опять кантоваться на койке общежития... Нет, право же, этого я и сейчас нахлебался досыта. (А. Е. Рекемчук) 4) Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. А. Кассиль) 5) Я командовал взводом морской разведки. А во взводе у меня были и блатники. А я был мальчишкой, салагой. (Ю. В. Бондарев) 6) Старик, узнав о его приезде, взбесился и поднял в доме невероятную бучу. (Н. А. Островский)

8 класс. Техника ведения дискуссии. Тезис и аргументация

            Ключевые понятия: дискуссия, спор, полемика, тезис, аргумент.

   Смысл слова «дискуссия» (лат. discussio) – исследование, разбор – заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Часто дискуссия перерастает в спор. В спорах затрагиваются не только личные интересы, но и интересы определенных социальных слоев, лидеру нередко приходится отстаивать не столько свои собственные, сколько групповые интересы. Важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать силы и энергию на несущественные вопросы.

Исходя из вероятных целей участников дискуссии, ученые выделяют следующие виды спора:

- спор ради поиска истины;

- спор, направленный на убеждение оппонента;                                      

- спор, необходимый, чтобы одержать победу над оппонентом;

- спор ради спора.                            

Правила поведения в дискуссии

  1. Я критикую идеи, а не людей
  2. Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
  3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
  4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
  5. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
  6. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
  7. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Этапы дискуссии:

  1. Формулирование проблемы и мотивации к обсуждению
  2. Обмен мнениями
  3. Доказательство своей точки зрения
  4. Подведение итога, формулирование вывода.

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

  1. Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);
  2. Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);
  3. Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);
  4. “Стратегия сомнения” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);
  5. “Предложение альтернативы” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
  6. “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
  7. “Провокационное утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
  8. “Стратегия отрицания” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).

Упражнение 1. Познакомьтесь с представленными ниже ситуациями. Как бы вы классифицировали каждую из ситуаций: спор ради спора, спор ради победы, спор ради истины или спор ради убеждения? Какие ошибки совершают участники спора? Как бы вы поступили на их месте? Разыграйте одну из ситуаций, исправив допущенные участниками спора ошибки.

Ситуация 1. Есть у меня приятель судья, очень хороший человек. Пришла к нему экономка с жалобой, что такой-то писец изобидел: встретившись с ней на улице, картуза не снял. Подать сюда писца!

—  Ты по какому это праву не поклонился Анисье?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие…  

—  Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?

—  Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

—  Нет, ты отвечай; по какому ты праву не поклонился Анисье?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

—  Ты мне говори: отвалятся у тебя руки? А?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

—  Нет, ты не вертись, а отвечай прямо: отвалятся у тебя руки или нет?

 Писец Молчит и переминается с ноги на негу. Приятель мой во всем блеске заслуженного торжества:    

—    Что же ты молчишь? Ты говори: отвалятся или нет?

—  Нет, — отвечает подсудимый с каким-то злобным шипением.  

(М.Е.Салтыков-Щедрин)                          

Ситуация 2. Какой-нибудь отросток мысли, придирка к слову, к сравнению случайно и вздорно увлекают их внимание в сторону и, дойдя до тупика, они уже не помнят, как вошли в него. Промежуточные этапы исчезли бесследно; надо схватиться за первую мысль противника, какая отыщется в памяти, чтобы продлить спор и оставить за собой последнее слово в споре

Фельдшер уже начинает говорить глупости. У него вырываются слова вроде: ерунда, глупость, чушь, чепуха. В разговоре он откидывает назад голову, отчего волосы разлетаются в сторону, и то и дело тычет резко и прямо перед собой вытянутой рукой. Учитель же говорит жалобно, дрожащим обиженным голоском, и ребром ладони, робко выставленной из-под мышки, точно рубит воздух на одном месте.

 (А.И. Куприн)

Ситуация 3. Один из спорщиков устремляется на запад, другой на восток, оба они теряют из виду самое главное, плутая в дебрях несущественных частностей. После часа бурного обсуждения они уже сами не знают, чего ищут: один погрузился на дно, другой слишком высоко залез, третий метнулся в сторону. Тот цепляется за одно какое-нибудь сравнение; этот настолько увлекся своей собственной речью, что не слышит собеседника и отдается лишь ходу своих мыслей, не обращая внимания на ваши. А третий, зная свою слабость, всего боится, все отвергает с начала, путает слова и мысли или же в разгаре спора раздраженно умолкает, напуская на себя горделивое выражение от досады на свое невежество, либо из глупой скромности уклоняясь от возражений. Одному важно наносить удары и все равно, что при этом он показывает свои слабые мета. Другой считает каждое свое слово, они заменяют ему доводы. Один действует только силой своего голоса и легких. Другой делает выводы, противоречащие его же собственным положениям. Этот забивает уши пустословием всяческих предисловий. Тот вооружен лишь бранными словами и ему достаточно любого пустякового предлога, чтобы рассориться и тем самым уклониться от собеседования с человеком, с которым он не может тягаться умом. И наконец, еще один всего озабочен разумностью доводов, диалектикой своих силлогизмов и донимает формулами своего ораторского искусства'.                                        

 (М. Монтень. «Опыты»)

Ситуация 4.

– Или, например, Ирландия! – начал Иван Петрович с новым одушевлением, помолчав, – пишут, страна бедная, есть нечего, картофель

 один, и тот часто не годится для пищи... 

– Ну-с, так что же?

– Ирландия в подданстве у Англии, а Англия страна богатая: таких помещиков, как там, нигде нет. Отчего теперича у них не взять хоть половину хлеба, скота, да и не отдать туда, в Ирландию? 
– Что это брат, ты проповедуешь: бунт? – вдруг сказал Нил Андреич. 
– Какой бунт, ваше превосходительство... Я только из любопытства. 
– Ну, если в Вятке или Перми голод, а у тебя возьмут половину хлеба даром, да туда? 

– Как это можно! Мы совсем другое дело...

 – Ну, как услышат тебя мужики? – напирал Нил Андреевич – а? Тогда что? 

– Ну, не дай Боже! – сказал помещик. 

– Сохрани Боже! – сказала и Татьяна Марковна и т.д. 

(Гончаров. «Обрыв»).

Упражнение 2. Прочитайте приведенные ниже примеры аргументации. Как они называются? Насколько целесообразно применять их в споре? Какой прием кажется вам наиболее эффективным?

  1. Зачем человеку уши? Чтобы видеть. Странно – это глаза для того, чтобы видеть, а уши – для того, чтобы слышать. На самом деле это не так. Уши ведь держат шапку, и если бы их не было, то шапка сползла бы на глаза и было бы ничего не видно. Следовательно, уши нужны для того, чтобы видеть.

 (Софизм)

2. – Что от нас дальше – Луна или Африка?

– Конечно же Африка, ведь Луну отсюда видно, а Африку – нет!

(Доведение до абсурда)

3.Любой ромб имеет равные. Если у треугольника все стороны равны, то у него также равны все углы. Следовательно, если у четырехугольника равны все стороны, то у него равны и все углы. Четырехугольник с равными сторонами – это ромб, значит, любой ромб имеет равные углы.

(Подмена тезиса)

4. При том же оный, часто поминаемый, неистовый дворянин и разбойник, Иван, Иванов сын, Перерепенко, и происхождения весьма поносного: его сестра была известная всему свету потаскуха и ушла за егерскою ротою, стоявшею назад тому пять лет в Миргороде; а мужа своего записала в крестьяне. Отец и мать его тоже были пребеззаконные люди, и оба были невообразимые пьяницы!                                                 (Аргумент к личности)

5.– Никаких пятен на Солнце нет.

– Но вы сами только что их видели! – изумился ученый.

– Что же с того, что видел? – невозмутимо ответил богослов. – Я дважды перечитал всего Аристотеля. Так вот в его сочинениях ничего не упоминается о пятнах на Солнце, следовательно, их нет. (Аргумент к авторитету)

5.— Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.

—  Надо иметь умных товарищей.

—  Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие не ваш удел.

— А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим. (Ирония)

9 класс.  Техника публичного выступления.

Ключевые понятия: ораторская речь, публичное выступление, аудитория, структура выступления, интонация, мимика, жесты, аргумент, воздействие.

  Подготовьте выступление-отзыв по данному высказыванию:

«Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими» (Публий)

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» (Макиавелли)

«Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать» (Луначарский А.)

«Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем» (Конфуций)

«Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться» (Гарольд Дженин)

«Калибр лидера можно измерить проблемами, за которые он берется. Лидер всегда ищет те, которые соразмерны ему самому». (Джон Максвелл)

«Пессимист жалуется на ветер. Оптимист ждет, что ветер переменился. Лидер поворачивает паруса по ветру». (Джон Максвелл)

«Только человек, который внушает надежду, может повести за собой». (Наполеон I)

«Бремя лидерства - это бремя ответственности».  (Вячеслав Щербаков)

«Лишь владея огнем в собственной душе, можно зажечь чужую душу». (Леонид Леонов)

«Чтобы вести людей за собой, иди за ними».  (Лао-цзы)

«Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру». (Уинстон Черчилль)

Модуль 3. Я – лидер?

3.1. Тест «Определение уровня лидерского потенциала» (Е. Жариков и                  Е. Крушельницкий)

Инструкция к тексту. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь. 

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? 
   1. да; 
   2. нет. 
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? 
   1. да; 
   2. нет. 
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? 
   1. да; 
   2. нет. 
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? 
   1. да; 
   2. нет. 
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? 
   1. да; 
   2. нет. 
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? 
   1. да; 
   2. нет. 
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? 
   1. да; 
   2. нет. 
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? 
   1. да; 
   2. нет. 
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? 
   1. да; 
   2. нет. 
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? 
   1. да; 
   2. нет. 
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? 
   1. да; 
   2. нет. 
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? 
   1. да; 
   2. нет. 
13. Считаете ли вы себя мечтателем? 
   1. да; 
   2. нет. 
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? 
   1. да; 
   2. нет. 
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? 
   1. да; 
   2. нет. 
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: 
   1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; 
   2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца. 
17. Какое из двух мнений вам ближе? 
   1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; 
   2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. 
18. С кем вы предпочитаете работать? 
   1. с покорными людьми; 
   2. с независимыми и самостоятельными людьми. 
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? 
   1. да; 
   2. нет. 
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? 
   1. да; 
   2. нет. 
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? 
   1. да; 
   2. нет. 
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите? 
   1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; 
   2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? 
   1. да; 
   2. нет. 
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? 
   1. да; 
   2. нет. 
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? 
   1. да; 
   2. нет. 
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? 
   1. самый компетентный человек; 
   2. тот, у кого самый сильный характер. 
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? 
   1. да; 
   2. нет. 
28. Уважаете ли вы дисциплину? 
   1. да; 
   2. нет. 
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? 
   1. тот, который все решает сам; 
   2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. 
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? 
   1. коллегиальный; 
   2. авторитарный. 
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? 
   1. да; 
   2. нет. 
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас? 
   1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; 
   2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны? 
   1. промолчите; 
   2. будете отстаивать свое мнение. 
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? 
   1. да; 
   2. нет. 
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена  ответственность за какое-либо важное дело? 
   1. да; 
   2. нет. 
36. Что бы вы предпочли? 
   1. работать под руководством хорошего человека; 
   2. работать самостоятельно, без руководителей. 
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов? 
   1. согласен; 
   2. не согласен. 
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? 
   1. да; 
   2. нет. 
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? 
   1. да; 
   2. нет. 
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? 
   1. опускаете руки; 
   2. появляется сильное желание их преодолеть. 
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? 
   1. да; 
   2. нет. 
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? 
   1. да; 
   2. нет. 
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию? 
   1. введу нужные изменения немедленно; 
   2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? 
   1. да; 
   2. нет. 
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? 
   1. да; 
   2. нет. 
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? 
   1. да; 
   2. нет. 
47. Кем бы вы предпочли стать? 
   1. художником, поэтом, композитором, ученым; 
   2. выдающимся руководителем, политическим деятелем. 
48. Какую музыку вам приятнее слушать? 
   1. могучую и торжественную; 
   2. тихую и лирическую. 
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? 
   1. да; 
   2. нет. 
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? 
   1. да; 
   2. нет. 

Ключ к тесту. Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. 

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. 

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов. 

Интерпретация результатов теста


• Если сумма баллов оказалась 
менее 25, то качества лидера выражены слабо. 
• Если сумма баллов в пределах 
от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. 
• Если сумма баллов оказалась 
от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. 
• Если сумма баллов 
более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. 

3.2.Тест "Я - Лидер" (А.Н.Лутошкин)

Инструкция. «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0». 
Образец карточки ответов расположен ниже(см. рис.2).

Вопросы:

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступал так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие.
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: 
А – умение управлять собой; 
Б – осознание цели (знаю, чего хочу); 
В – умение решать проблемы; 
Г – наличие творческого подхода; 
Д – влияние на окружающих; 
Е – знание правил организаторской работы; 
Ж – Организаторские способности; 
З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Обработка результатов. Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Но прежде, чем сделать заключение, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, считается, что были даны неискренние в самооценке ответы. 

3.3. Оценка самоконтроля в общении(тест Шнайдера)

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Опросник

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я смог бы вести себя глупо, чтобы привлечь внимание окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.


Список литературы

  1. Бредемайер К. Провоцирующая риторика? Меткий ответ! / К. Бредемайер. – Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008;
  2. Волохов А.В., Кочергин В.Н, Фришман И.И.. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей. – 2007. – 72 с.
  3. Воронина Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.  – №3. – 2012.  Режим доступа:   http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-vospitaniyu-liderskih-kachestv-podrostkov-v-usloviyah-sovremennoy-gimnazii
  4. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007.
  5. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999
  6. Инякина И.В. Воспитание лидера: постановка проблемы // Вестник Костромского государственного университета  им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - №4. – 2009.
  7. Смирнова Л.Г. Учебное пособие по культуре речи, стилистике, риторике для школьников и студентов.  – М.: Русское слово, 2005. 
  8. Тихонов А.К., Подольский Д.А. Создание эффективной команды. М, 2006.
  9. Цикаришвили Е.В. Процессуально-технологические основы воспитания лидера в старших классах общеобразовательной школы // Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. –  Хабаров, 2000.

Приложение 1.

Содержание курса внеурочной деятельности «Школа лидерства»

5 класс

  1. Давайте познакомимся

Знакомство с содержанием курса. Разработка правил по работе в группе, распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

  1. Кто такой лидер

Понятие «Лидер», основные качества лидера. Понятие «Команда», работа в группе. Игры и тренинги на развитие лидерских качеств. Встреча с приглашенным гостем. Индивидуальные проекты на создание образа идеального лидера.

  1. Прошлое – ключ к настоящему. Истоки русской истории и культуры. Славянская мифология. Выдающиеся деятели Древней Руси.
  2. Познай себя. Мониторинг на самоконтроль. Игры и тесты на определение типа характера.
  3. Я и общество. Понятие общества, человека и права. Игры и викторины на развитие правовой культуры.
  4. Социальное проектирование. Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом.
  5. «Как наше слово отзовется…». Язык и его история. Выразительные возможности языка.
  6. Играем, творим, узнаем. Творческая деятельность.

6 класс

  1. Вводное занятие

Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

  1. Я часть природы. Понятие экологии. Участие в экологических мероприятиях. Проектная деятельность.
  2. Прошлое – ключ к настоящему. Истоки русской истории и культуры. Выдающиеся деятели царской России.
  3. Познай себя и мир вокруг. Мониторинг на самоконтроль. Наблюдение, техника составления опросов, интервью, анкет. Коллективно-творческая деятельность. Мастерская юного журналиста «Будь в курсе».
  4. Практика успешного взаимодействия. Как завоевывать друзей. Тренинг по технике успешного общения. Коллективно-творческая деятельность.
  5. Социальное проектирование. Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом.
  6. «Как наше слово отзовется…». Выразительные возможности языка. Вербальные и невербальные средства общения. Основы риторики.
  7. Я - лидер. Творческая деятельность. Мини-конференция «Прирожденный лидер». Конкурс «Я - лидер». Подведение итогов.
  1. класс
  1. Вводное занятие

Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

  1. В здоровом теле – здоровый дух. Понятие здорового образа жизни и его составляющие. Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
  2. Прошлое – ключ к настоящему. Истоки русской истории и культуры. Выдающиеся деятели двадцатого века и современности.
  3. Познай себя и мир вокруг. Мониторинг на самоконтроль. Наблюдение, техника составления опросов, интервью, анкет. Коллективно-творческая деятельность. Мастерская юного журналиста «Будь в курсе».
  4. Быть лидером – значит вести за собой. Тренинг по технике успешного общения. Игры и упражнения  на развитие организаторских качеств. Работа над проектом - составление плана общественного мероприятия для родителей и его проведение. Коллективно-творческая деятельность.
  5. Социальное проектирование. Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом. Социально полезная деятельность.
  6. «Как наше слово отзовется…». Выразительные возможности языка. Вербальные и невербальные средства общения. Техника ведения дискуссии.  Тезис и аргументация.
  7. Я - лидер. Творческая деятельность. Мини-конференция «Прирожденный лидер». Конкурс «Я - лидер». Подведение итогов.
  1. класс
  1. Вводное занятие. Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

  1. Мыслю - следовательно,  существую. Механизм мышления и познания. Тренинги на развитие фантазии, образного и латерального мышления. Работа круглого стола, дискуссии по выбранной тематике.

  1. Прошлое – ключ к настоящему. Истоки русской истории и культуры. Культурные и общественные направления в России XIX – н.XX века.
  2. Познай себя и мир вокруг. Понятие информационного общества. Информация и способы работы с ней. Исследовательский проект. Коллективно-творческая деятельность.
  3. Быть лидером – значит вести за собой. Тренинг по технике успешного общения. Игры и упражнения  на развитие организаторских качеств. Работа над проектом - составление плана общественного мероприятия для младших школьников и его проведение. Коллективно-творческая деятельность.
  4. Социальное проектирование. Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом. Социально полезная деятельность.
  5. «Как наше слово отзовется…». Выразительные возможности языка. Техника убеждения. Конфликт. Дискуссия.
  6. Я - лидер. Творческая деятельность. Мини-конференция «Прирожденный лидер». Конкурс «Я - лидер». Подведение итогов.

  1. класс

  1. Вводное занятие. Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Упражнения на сплочение группы.

  1. Мыслю - следовательно,  существую. Механизм мышления и познания. Тренинги на выявление и формирование внутренней позиции. Работа круглого стола, дискуссии по выбранной тематике. Тренинги на развитие латерального мышления.

  1. Настоящее – фундамент будущего. Современное общество. Россия и мировая художественная культура. Обзор современной русской литературы.
  2. Познай себя и мир вокруг. Сущность и приемы исследовательского проекта. Проведение индивидуального исследования по выбранной теме.
  3. Быть лидером – значит вести за собой. Тренинг по технике успешного общения. Манипуляция и методы защиты от речевого воздействия. Ознакомительные беседы об НЛП. Организация мероприятий и конкурсов для разных возрастных групп. Проведение мастер-класса «Как быть лидером» для младших школьников.
  4. Социальное проектирование. Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом. Социально полезная деятельность.
  5. «Как наше слово отзовется…». Выразительные возможности языка. Техника убеждения. Публичное выступление.
  6. Я - лидер. Конкурс «Я - лидер»: финальный проект по самопрезентации. Формирование портфолио лидера.  Подведение итогов и самоанализ.


[1] Инякина И.В. Воспитание лидера: постановка проблемы // Вестник Костромского государственного университета  им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - №4. – 2009. 

[2] Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007.

[3] А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, Е.К.Степанова, И.И.Фришман. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.

[4] Тихонов А.К., Подольский Д.А. Создание эффективной команды. М, 2006.

[5] А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, Е.К.Степанова, И.И.Фришман. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – С. 29.

[6] Цикаришвили Е.В. Процессуально-технологические основы воспитания лидера в старших классах общеобразовательной школы // Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. –  Хабаров, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по ОРКСЭ

Методические рекомендациипо организации внеурочной деятельности по ОРКСЭ...

Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".

Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".        Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.

Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...

Методическая разработка "Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности"

В данной разработке представлены материалы, доказывающие, что проектную деятельность можно и нужно совмещать с курсами внеурочной деятельности....