Тематические контрольные по курсу 6 класса УМК Пасечника
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Разработаны тематические контрольные по следующим темам "Клетка", "Корень", "Мхи и лишайники", "Фотосинтез", "Размножение", "Семейства" Представлены разные формы контроля: рисунки, правильный выбор ответа, исключить лишнее и задания практической направленности. Такого плана контрольные обеспечивают воозможность понять педагогу, насколько усвоен материал темы.  Надеюсь, что данная разработка поможет педагогам в контроле знаний и умений учащихся. Мною такие контрольные систематически используются и дают хороший результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletka.doc104 КБ
Microsoft Office document icon koreni.doc163.5 КБ
Microsoft Office document icon mhie_lehaineke.doc145 КБ
Microsoft Office document icon photosentez.doc119 КБ
Microsoft Office document icon razmnojenie.doc107.5 КБ
Microsoft Office document icon semeistva.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная для 6 класса по теме «Клетка»

УМК Пасечник.

Вариант 1

Задание 1.

Обозначьте части клетки и подпишите их. Какие части клетки характерны только для растений?

               

Задание 2.

Начертите таблицу по приведённому образцу. Заполните ее, поставив в графу знак «+», если вы считаете, что утверждение под этим номером верно, или знак « - », если утверждение неверно.

1

2

  1. Клетка - структурная единица растительного организма.
  2. Хромопласты придают органам растения жёлто – оранжевый цвет.
  3. Ядро – обязательная часть живой клетки.
  4. Жир, белок, крахмал – запасные вещества растительной клетки
  5. Основные запасы воды в клетке находятся в пластидах.
  6. Одновременно в  одной и той же клетке могут быть разные пластиды
  7. Крахмал накапливается в вакуоле.
  8. Зелёный цвет растения определяется наличием в клетках хлоропластов.
  9. Цвет корнеплода моркови определяется  хромопластами в его клетке.
  10. Крахмал образуется в хлоропластах.
  11. Органеллы клетки – это форменные образования в цитоплазме.
  12. Крахмал откладывается в лейкопластах.
  13. Цвет корнеплода  столовой свёклы определяется наличием в клетках хромопластов.
  14. Молодые, только что появившиеся клетки имеют первичную и вторичную оболочки.
  15. Ядро в живой клетке часто отсутствует.
  16. Мощная вторичная оболочка образуется у клеток, образующих опорную  (механическую)

функцию.

  1. В молодой клетке нет крупной центральной вакуоли.

Задание 3.

  1. Объясните, почему иногда зеленеют клубни картофеля, оказавшиеся на свету?

Почему листья становятся жёлтыми, бурыми?

       Задание 4.

  1. Впишите в текст  пропущенные слова:

      « В растительной клетке, в отличие от клеток животных, имеется оболочка из………,

      Вакуоли  с……….,хлоропласты  с ………….

Вариант  2.

Задание 1.

  1. Сравните молодую и старую клетку.  Что у них общего и чем они отличаются?

Задание 2.

Начертите таблицу по приведённому образцу и впишите в неё цифры, которыми обозначено правильное описание клетки.

Характеристика растительной клетки

  1. Клетки  растений  имеют плотную оболочку.
  2. В состав оболочки входит клетчатка (целлюлоза).
  3. Оболочка растительной клетки состоит главным  образом из белка.
  4. К внутренней стороне оболочки прилегает цитоплазма.
  5. Большую часть объёма клетки занимает вакуоль.
  6. Вакуоль находится в центре клетки и заполнена воздухом.
  7. Ядро важная часть клетки.
  8. Ядро находится в вакуоле.
  9. Ядро всегда окружено цитоплазмой.
  10. Пластиды – органеллы растительной клетки
  11. Одновременно в клетке могут быть окрашенные (зелёные и жёлто – оранжевые) и бесцветные пластиды.
  12. Хромопласты наряду с красящими веществами ( пигментами) клеточного сока определяют окраску цветов и плодов.
  13. Бесцветные пластиды – лейкопласты – место накопления легкорастворимых сахаров
  14. Крахмальное зерно – это лейкопласт (бесцветная пластида) с накопленным в нём крахмалом.
  15. В вакуоле возможно наличие пигмента ( красящего вещества), определяющего цвет органа.
  16. В молодой клетке нет крупной центральной вакуоли, а есть небольшие вакуольные пузырьки
  17. Связь между живым содержимым соседних клеток осуществляется через плазменные нити, проходящие через оболочки клеток.

Задание 3.

  1. Запишите последовательность приготовления препарата кожицы лука.
  2. Почему все растения имеют зелёную окраску? Как это влияет на их питание?

Задание 4.

  1. Впишите в текст  пропущенные биологические термины:

Форму растительной клетке придаёт……………, которая состоит из клетчатки. Под ней находится наружная…………….., которая пропускает одни вещества клетки и не пропускает  другие.  В цитоплазме расположено много…………

Сафьянова Лидия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя школа».



Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная работа для 6 класса  по теме: «Корень»

 УМК Пасечник.

  1. Вариант

Задание 1.

  1. Чем сходны между собой и чем различаются корневые системы обозначенные цифрами с 1 – 5? Какие растения имеют такие корни?

Задание 2.

  1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов ответов.
  1. Среди функций корня обычны:

А).  Опорная и фотосинтетическая.

Б). Фотосинтетическая и проводящая.

В). Проводящая и опорная

Г). Опорная и функция испарения.    

             2.  Первым при прорастании семени появляется корень:

                      А). Главный                                                Б). Придаточный

                       В). Боковой                                                Г). Главный или боковой

           3. Передача растворов органических веществ из листьев в корень осуществляется по:

                         А). Лубу                                                     Б). Древесине

                          Б). Основной ткани                               Г). Покровной ткани.

Задание 3.

  1. Какие виды корней представлены на рисунке? Какие функции они выполняют? Назовите растения, которые имеют эти корни.

Задание 4.

  1. Выберите верные утверждения:
  1. Главный корень одуванчика похож на стержень
  2. У однодольных стержневая корневая система
  3. Молодые клетки корня растут и делятся.
  4. Кончик корня покрыт корневым чехликом.
  5. Под корневым чехликом находится зона всасывания корня
  6. Сосуды тянутся в центральной части корня и продолжаются в стебле.
  7. Растение лучше поливать часто и понемногу.
  8. Корни -  прицепки у плюща являются придаточными.
  9. Растения , образующие корни, в основном однолетние.
  10. Корневые системы растений одинаково разрастаются в почве.

Вариант 2.

Задание 1. Запишите под цифрами внутреннее строение корня. Какие функции  выполняет каждая зона корня.

Задание 2.

  1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов ответов.
  1. Мочковатая корневая система у:

А). У  пшеницы и ржи

Б). Ржи и лопуха большого.

В). Лопуха большого и одуванчика лекарственного.

Г). Одуванчика лекарственного и подорожника большого.

  1. Корневой чехлик:

А). Обеспечивает передвижение веществ по растению

Б). Выполняет защитную роль.

В). Придаёт корню прочность

Г). Участвует в делении клеток.

  1. Запас питательных веществ откладывается в главном корне:

А). У корнеплодов                                           Б). В корневых клубнях.

В). В воздушных корнях                                  Г). В дыхательных корнях.

Задание 3.

  1. Подпишите виды корней соответствующие цифрам на рисунке. Какой приём приведён на рисунке 1 и 2?  Для чего  и с какой целью его применяют?

                       

Задание 4.

  1. Выберите верные утверждения:
  1. У  клевера корневая система мочковатая.
  2. На черенке тополя, поставленного в воду, развиваются придаточные корни.
  3. Боковые корни, в отличие от главного не ветвятся.
  4. Корневые волоски находятся на всём протяжении корня.
  5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
  6. Корнеплод моркови и свёклы образует разросшийся в длину и толщину главный корень.
  7. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.
  8. Корнеплоды и корневые клубни – это видоизменённые корни.
  9. Зона деления корня состоит из проводящей ткани..
  10. Корневые волоски можно видеть без микроскопа.

Сафьянова Лидия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя школа».



Предварительный просмотр:

Тематическая  контрольная работа для 6 класса  по теме «Водоросли, мхи,  лишайники, папоротники, голосеменные».

УМК Пасечник.

  Вариант 1.

Задание 1.

  1. Опишите, используя рисунок,  размножение мхов.

Задание 2.

  1. Выберите верное утверждение.
  1. Водоросли обитают в воде и на суше в местах с повышенной влажностью.
  2. Водоросли размножаются спорами.
  3. Водоросли относятся к низшим растениям, так как они не имеют корней, стеблей, листьев.
  4. Плеврококк – это одноклеточная водоросль
  5. Многоклеточные водоросли имеют тело – слоевище.
  6. Водорослями питаются многие водные животные.
  7. Ламинария – это морской салат.
  8. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба.
  9. Лишайники первыми заселяются на бесплодных землях.
  10. Различают печёночные и листовые мхи.
  11. Мхи имеют стебель, листья и ризоиды, с помощью которых они прикрепляются к грунту и всасывают воду, например сфагнум.
  12. Папоротников насчитывается более 10000 видов.
  13. Вайи – сильно расчленённые листья папоротников, растут прямо из корневища.
  14. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена.
  15. У голосеменных семена лежат открыто на поверхности чешуи и шишек.
  16. К голосеменным относится ель, сосна, пихта, кипарис, Щитовник, Можжевельник, туя.

Задание 3.

  1.   Какие особенности строения мха – сфагнума способствуют поглощению воды? Почему сухой сфагнум можно использовать вместо ваты?

Задание 4.

  1. Напишите, по каким признакам плаун булавовидный относится к высшим растениям? Что у него общего с папоротником?

Задание 5.

Какие особенности голосеменных  обеспечивают их преимущества перед папоротникообразными?

Вариант 2.

Задание 1.

  1. Опишите, используя рисунок,  размножение папоротников.

Задание 2.

  1. Выберите правильные суждения. Выпишите цифровые обозначения правильных суждений.
  1. Мхи, папоротники, хвощи и плауны – споровые растения
  2. Зелёные нитчатые водоросли обогащают воду кислородом.
  3. У ламинарий имеются корнеобразные образования – ризоиды.
  4. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.
  5. Дернины сфагнума ежегодно отмирают в нижней части.
  6. Воду сфагнум всасывает непосредственно стеблем и листьями.
  7. У кукушкина льна коробочка покрыта войлочным колпачком
  8. Хвощи однолетние растения.
  9. Споры у полевого хвоща образуются на весенних побегах.
  10. Стебель папоротника (корневище) находится в земле.
  11. Голосеменные растения – исключительно деревья.
  12. Все хвойные растения вечнозелёные.
  13. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
  14. Семена у сосны обыкновенной созревают через 1,5 года
  15. Сосна и ель ветроопыляемые растения.
  16. Хвоинки у сосны растут по 2 на очень коротких побегах.

Задание 3.

  1. Каково строение семени сосны и в чём его преимущество перед спорами папоротников?

Задание 4.

Плаун

Весенний побег

  1. Определите черты сходства хвоща и плауна.

Хвощ летний побег

Задание 5.

  1. Каково строение семени сосны и в чём его преимущество перед спорами папоротников?

Сафьянова Лидия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя школа».



Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная работа для 6 класса по теме «Фотосинтез, дыхание»

УМК Пасечник.

Вариант 1.

Задание 1.

Какие процессы отображены на рисунке? Опишите взаимосвязь этих процессов.

Задание 2.

Выберите правильное определение

1. Фотосинтез – это:

А). Газообмен                  Б). Расходование органических веществ с освобождением энергии.

В). Образование органических веществ с накоплением энергии.

Г). Все утверждения верны.

2. Для образования органических веществ  необходим газ:

А). Кислород                                                     Б). Углекислый газ.

В). Озон                                                              Г). Водород

Задание 3.

Закончите предложение.

Для образования крахмала в листьях необходимо……, …….

Задание 4.

Вставьте в текст пропущенные термины и понятия

На свету в растении протекают два противоположных процесса……… и ………….

В процессе фотосинтеза растения поглощают……….., а  выделяют …………..

Кислород, поглощаемый при дыхании необходим для…………органических соединений и извлечения……….. Источником энергии для фотосинтеза является………….

Эта энергия освобождается и используется растением в процессе……………

Задание 5.

Испарение воды происходит:

А). Через устьица                      Б). Через всю поверхность листа.

В). Через жилки                         Г). Все утверждения верны

Задание 6.

Что отображает данная схема. Ответ обоснуйте, используя полученные знания.

Вариант 2.

Задание 1.

Опишите  отличие процесса дыхания и питания растений?

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова.

Дыхание – это процесс, в результате которого происходит поглощение…….. и ………… углекислого газа.

Задание 3.

1. Фотосинтез происходит:

А). Только на свету                                    Б). В темноте.

В). Только осенью                                      Г). Только ночью

2. Испарение воды листьями способствует:

А). Передвижению воды в растениях      Б). Поступлению воды из корня по стеблю в листья

В). Поступлению воды и растворённых в ней минеральных веществ через корни по стеблю в листья.

Г).  Все утверждения верны и дают полное объяснение процесса.

Задание 4.

Вставьте в текст пропущенные термины и понятия

Процесс дыхания протекает как на …………. так и в …………   В процессе дыхания поглощается……….., а выделяется ………….. Углекислый газ, выделенный при дыхании необходим для процесса…………….   Энергия при дыхании…………..

Процесс дыхания характерен для …………. Организмов.

Задание 5.

Каково значение испарения воды листьями?

А). Охлаждение листьев в жаркую погоду      

Б). Охлаждение листьев при образовании крахмала                                                                      В). Подъём воды по растению от корней вверх.

Г). Все перечисленные функции.

Задание 6.

Что отображает данная схема? Ответ обоснуйте, используя полученные знания.

Сафьянова Лидия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя школа».



Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная работа по теме «Размножение растений».

Вариант 1

Задание 1.

Используя схему, опишите процесс  размножения одноклеточной водоросли. Какой способ размножения является более совершенным?

Задание 2.

В чём преимущества полового размножения над бесполым, свой ответ обоснуйте.

Задание 3.

Вставьте пропущенные термины и понятия в тексте:

При бесполом размножении при делении клетки многоклеточной водоросли образуются….., при половом размножении……

В результате слияния гамет образуется…….   С наступлением благоприятных условий зигота покрывается оболочкой и превращается в ………..

Задание 4.

Перепишите схему и заполните недостающие части:

Виды вегетативного размножения.

побегом

                                        надземным                подземным                 зачаточным

Задание 5.

Опишите размножение цветковых растений?

Вариант 2.

Задание 1.

Используя схему, опишите процесс  размножения мха.  

Задание 2.

В чём преимущество семенного размножения над споровым? Ответ обоснуйте.

Задание 3.

Вставьте пропущенные термины и понятия в тексте:

Летом на нижней стороне папоротника образуются…….., в них  созревают……Споры разносятся ветром и прорастают, образуя пластинку называемую…….На нижней стороне……..развиваются  мужские гаметы…….. и женские гаметы…….. При оплодотворении образуется…….  Из зиготы развивается……..

Задание 4.

Заполните таблицу

Название растения

Способ вегетативного размножения

  1. Земляника

  1. Малина

  1. Смородина

  1. Фиалка узумбарская

  1. Картофель

  1. Нарциссы

  1. Ландыши

Задание 5.

Опишите размножение голосеменных растений.

Сафьянова Лидия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя школа».



Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная работа для 6 класса по теме:  «Семейства растений» УМК Пасечник.

Вариант 1.

Задание 1.

Корни некоторых крестоцветных, содержащие запас питательных веществ, называются корнеплодами (морковь, свёкла, редис). Почему возникло такое название и правильно ли оно?

Задание 2.

Формула цветка крестоцветных:

А). Ч4 Л4 Т 2+4 П1                      Б). Ч 2+2 Л 2+2 Т 6 П (2)

В). Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2)             В). Ч 4 Л 2+2 Т 3+3 П (2)

Задание 3.

Исключите лишнее растение:

А). Белена чёрная                                         Б). Табак душистый

В). Перец чёрный                                          Г). Клевер красный

Задание 4.

Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства лилейных.

А). Стебель видоизменён в луковицу                             Б). В зародыше две семядоли

В). Имеют развитые главные корни                                 Г). Дуговое жилкование листьев

Д). В околоцветнике 6 листочков                                       Е). Хорошо развита чашечка

Ж). Плод – ягода или коробочка.

Задание 5.

Цветки злаков  - невыразительные, с  редуцированным околоцветником, собраны в соцветие. Какие способы опыления характерны для злаков? Приведите примеры растений данного семейства и характерные виды соцветий.

Задание 6.

Выпишите буквами соцветия характерные для семейства сложноцветных.

Задание 7.

Много ядовитых веществ содержат листья различных видов табака. Особенно ядовит никотин, который попадает в кровь человека при курении, при вдыхании табачного дыма и даже через неповреждённую кожу.  Какие выводы на основании этого можно сделать?

Задание 8.

Выпишите цифрами только правильные ответы, исключая неправильные суждения.

  1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, деревья.
  2. Плоды у крестоцветных – стручки и стручочки.
  3. У некоторых видов крестоцветных развиваются корнеплоды.
  4. Крестоцветные относятся к двудольным растениям.
  5. Розоцветные – травянистые растения, кустарники. И деревья.
  6. Розоцветные - ветроопыляемые растения.
  7. В образовании плодов у некоторых видов розоцветных принимает участие не только пестик, но и другие части цветка.
  8.   Плоды яблони, груши, айвы развивается из завязи пестика и цветоложа.
  9. Паслёновые – преимущественно травянистые растения
  10. Формула цветка всех паслёновых – Ч(5) Л(5) Т(5) П 1
  11. Белена и дурман – паслёновые растения.
  12. Клубни картофеля развиваются на придаточных корнях
  13. Все мотыльковые – самоопыляемые растения.
  14. Листья мотыльковых с прилистниками.
  15. Плоды мотыльковых – стручки.
  16. Цветки сложноцветных имеют простой околоцветник.
  17. Цветки у сложноцветных бывают язычковыми, ложноязычковыми, трубчатыми, воронковидными.
  18. Плод у сложноцветных – коробочка.
  19. Все злаковые травянистые растения.
  20. Листья злаков имеют параллельное жилкование.
  21. Цветки у всех злаков собраны в соцветие – сложный колос.
  22. Некоторые злаки имеют сочные плоды.
  23. Некоторые злаки имеют корневища.
  24. У всех растений семейства лилейных образуются луковицы.

Вариант 2.

Задание 1.

Большинство бобовых  – самоопыляемые растения. Какое строение имеют их цветки в связи с этим? А клевер – насекомоопыляемое  растение.   Назовите подтверждение этому.

Задание 2.

Формула цветка тюльпана семейства лилейные:

А). Ч з  Л3  Т 3+3 П1                                        Б). Л 3+3 Т6 П1

В). Л 3+3 Т 3+3 П1                                           Г). Л(3+3) Т 3+3  П 1

Задание 3.

Из перечисленных растений к мотыльковым не относятся:

А). Фасоль                                                    Б). Акация

В). Люпин                                                     Г). Сурепка

Задание 4.

Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства крестоцветных:

А). Плод костянка                                        Б). Ч 5 Л 5 Т4 П 1

В). Ч 4 Л 4  Т 4+2 П 1                                     Г). Плод стручок

Д). Соцветие корзинка                                Е). Соцветие кисть

Задание 5.

Плоды у томата – ягоды, сочные, яркие, вкусные. У картофеля тоже ягоды, но не яркие и даже не всегда образующиеся. Как вы думаете, чем можно объяснить такое различие?

Задание 6.

      Выпишите буквами соцветия характерные для семейства  крестоцветных

Задание 7.

Листья и стебли картофеля, томатов, табака замачивают и настои используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства. На чём основан этот способ?

Задание 8.

       Выпишите цифрами только правильные ответы, исключая неправильные суждения.

  1. Все крестоцветные имеют простые листья.
  2. Все крестоцветные двулетние растения.
  3. Листья крестоцветных имеют сетчатое жилкование.
  4. Все крестоцветные имеют формулу Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1
  5. Все розоцветные имеют простые листья
  6. Формула цветка всех розоцветных – Ч 5 Л 5 Т    П
  7. У земляники, как и у большинства розоцветных,  развивается плод – ягода.
  8. У некоторых видов розоцветных развиваются ползучие побеги  - столоны.
  9. Паслёновые имеют сложные листья.
  10. У всех паслёновых развивается плод – ягода.
  11. Перец и баклажан овощные растения из семейства паслёновых.
  12. Цветок мотыльковых имеет двойной околоцветник.
  13. Общая формула цветков всех мотыльковых растений – Ч (5) Л 3  + (2) Т(9) + 1 П 1
  14. Корневая система мотыльковых стержневая.
  15. Семена мотыльковых содержат много белка.
  16. Цветки сложноцветных собраны в соцветие – корзинка.
  17. В корзинке подсолнечника имеются трубчатые и воронковидные цветки.
  18. Сложноцветные имеют простые листья.
  19. Корневая система злаков стержневая.
  20. Стебель у большинства злаков соломина.
  21. Плод у злаков зерновка.
  22. Все злаки однолетние растения.
  23. Все растения семейства лилейных – многолетние.
  24. Растения семейства лилейных имеют цветок с простым околоцветником.

Сафьянова Лидия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя школа».