ЗАГЛЯНИТЕ В ЗЕРКАЛО ДУШИ!
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Белецкая Татьяна Владимировна

Урок анатомии в 8 классе из темы "нализаторы"  - "Загляните в зеркало души!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglyanite_v_zerkalo_dushi.doc128 КБ
Office presentation icon glaz.ppt1.03 МБ
Office presentation icon testy_glaz.ppt621 КБ
Файл pesni_glaza.rar30.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:              «Загляните  в  зеркало души!»                                                                                        

              ( Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

                Зрительное  восприятие. Гигиена зрения ).

ЦЕЛИ:            

1. Сформировать   знания  о  строении и значении глаза,  о функциях  глаза  и его частей, раскрыть взаимосвязь строения и функций глаза.

2.  Раскрыть   роль  гигиенических навыков в сохранении  зрения   и   предуп-

реждении заболеваний глаз.

3. Сообщить    учащимся     о     различных     методиках,   используемых   для профилактики     заболеваний     глаз   ( гимнастика   для   уставших   глаз),   о питании, полезном для хорошей работы глаз.

4. Познакомить    детей   с  наукой   офтальмологией.

5. Научить детей оказывать первую помощь  при  попадании инородного тела в глаз.

6. Продолжать      знакомить    учащихся    с   историей    отечественной        и мировой    медицины,  с  биографией   офтальмолога   Святослава   Фёдорова.

7. Познакомить учеников с эпидемиологической  обстановкой   по   глазным заболеваниям  в   Ростове-на-Дону   и   области.

8.  Помочь   каждому   ребенку в овладении знаниями,  умениями и навыками

с   учетом   его   индивидуальных  способностей.

9. Развивать  грамотную  устную речь детей, умение выступать перед аудито-

рией.

10. Продолжать формировать у учащихся культуру  общения, коммуникатив-   ные навыки  и  умения,  способность работать в коллективе.  

11. Развивать интеллектуальные способности  детей,  расширять их кругозор,   прививать  интерес  к   познанию   и   саморазвитию.

12. Воспитывать чувство патриотизма и  гордости по отношению к России,  к   родному  Донскому  краю  и  его великому наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ :                  

Учебник   « Биология 8 класс»,   тетради,  портрет Святослава Фёдорова, ком-

пьютер  и  мультимедийный  проектор, модель  глаза  разборная  из пластика,

статьи  о  сохранении  зрения  на  стенде  « Твоё здоровье », таблички  с зада-

нием для самостоятельной работы учащихся на уроке :

  1 .«Строение вспомогательного аппарата глаза»;

  2. «Строение глазного яблока»;

  3. « Строение и функции сетчатки»;

  4. «Цветоощущение и его нарушения. Дальтонизм – наследственное  заболевание».

  5. « Восприятие зрительных раздражений, зрительный анализатор»;

  6. «Аккомодация. Нарушения зрения»;

  7. «Эволюция зрения».

  8. «Как видят животные»;

Их учащиеся получат, когда будут сформированы команды из 2 – 3 человек.

При большом количестве детей в классе можно разбить темы для подготовки на более мелкие ( напр., тему  «Аккомодация. Нарушения зрения» можно поручить   трём    учащимся:  «Аккомодация»,  «Близорукость»,  «Дальнозор- кость» и т. д.). Листы  с  кроссвордами, карточки   для   проверки   домашнего задания.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент урока.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, объявляет тему и цели   урока.   Выражает    уверенность  в  успехе ,   создаёт   положительный настрой и атмосферу сотрудничества.

2. Проверка     знаний   по    теме   « Полушария   большого   мозга ».  Можно использовать  демонстративную  карточку  в  интерактивном виде на доске – экране,   туда   же   по   мере   выполнения   задания   будет   выведен правильный ответ.

Учащимся  предлагается  карточка  с  заданием  «Выбери правильный ответ».

В карточках записаны ключевые фразы и даны несколько вариантов ответов на них. Дети  должны  выбрать  правильный  вариант и подчеркнуть его.  На

Всю  работу  уйдёт 4 – 6 минут.  Например:

__________________________________________________________________

Карточка – вопрос.

     

       Полушария    большого    мозга     впервые    появились   у   земноводных, пресмыкающихся,     млекопитающих.   Кора    его    полушарий    образована

серым;  белым;  и  серым,  и  белым веществом.  Проводящие пути головного мозга образованы белым; серым веществом мозга.

Увеличение  поверхности  головного  мозга  достигается  наличием  борозд  и извилин;  общим  увеличением  объёма  мозга.  Полушария   головного  мозга делятся на 6 долей; на 4 доли.

Правое и левое полушария одинаковы; не одинаковы по функциям.

__________________________________________________________________

По истечении установленного времени учитель открывает на экране карточку

ответ,  где  правильные  ответы  выделены   красным   цветом.  Дети  сверяют ответы,  исправляют  ошибки.  Кто – то  из  учащихся озвучивает содержимое карточки – ответа. Проверку  ответов можно осуществлять как самостоятель-

но, так и в парах.

__________________________________________________________________

Карточка – ответ.

     

       Полушария    большого    мозга     впервые    появились   у  земноводных, пресмыкающихся,     млекопитающих.   Кора    его    полушарий    образована

серым;  белым;  и  серым,  и  белым веществом.  Проводящие пути головного мозга образованы белым; серым веществом мозга.

Увеличение  поверхности  головного  мозга  достигается  наличием  борозд  и извилин;  общим  увеличением  объёма  мозга.  Полушария   головного  мозга делятся на 6 долей; на 4 доли.

Правое и левое полушария одинаковы; не одинаковы по функциям.

__________________________________________________________________

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Какие органы чувств  наиболее  важны для человека? Большинство людей на-

зовёт зрение. Действительно,  большую  часть    информации об окружающем мире   человек  получает  с  помощью  зрения. «Зеркало души», «окна в мир»,

«кусочек мозга,  вынесенный наружу» - как только не называют глаза. Столь-

ко  стихов  о  них сложено, сколько  песен  спето!

Вот  несколько  пословиц  и  поговорок из русского народного фольклора (по Далю): Не доглядишь оком, заплатишь боком.

             Свой глаз, что алмаз, чужой, что стекло.

             Свой глазок – смотрок, чужой – ворог (враг).

             И один глаз, да зорок, не надо и сорок.

             От хозяйского глаза и кот жиреет, и конь добреет.

             Не верь брату родному, а верь своему глазу кривому.

             Гляженое лучше хвалёного.

             Взглянёт – рублём подарит.

А  понимаете  ли  вы смысл этих пословиц и поговорок? Можете ли привести примеры  других  пословиц и поговорок с таким же смыслом? В каких из них «глаз»  употребляется  в прямом и переносном смыслах? А ведь каждый день

мы употребляем   пословицы  и  поговорки о глазах,  даже не замечая    этого.

Давайте  вспомним,  в  каких  пословицах  и  поговорках  упоминаются  слова

«взгляд»,  «глаз».  Предлагаю  вам  такую  игру: я буду называть проблемную ситуацию,  а  вы  мне  в  ответ пословицу  или  поговорку, содержащие  слова

«взгляд», «глаз».

Для этой игры можно использовать мячик.

1 .Неточное измерение – измерять на глаз.

2. Увидел, но усомнился – глазам своим не поверил.

3. Честен при любых обстоятельствах – правда  и в глаза, и за глаза.

4. Поражать взглядом – стрелять глазами.

5. Заигрывать, завлекать – строить глазки.

6. Навести порчу взглядом – сглазить.

7. Мечтать о недостижимом – видит око, да зуб неймёт.

8. Ребёнок без присмотра – у семи нянек дитя без глазу.

9. Событие при большом количестве свидетелей – на глазах у всех.

10.Беседа наедине – с глазу на глаз.

11.Требующий постоянного надзора – за ним глаз да глаз.

12.Надоедать – глаза мозолить.

13.Сильно удивился – выпучил глаза.

14.Мнение новичка – свежий взгляд.

15.При тесном контакте, искренне – глаза в глаза.

16.Недоброжелательное отношение – косой взгляд.

17.Наблюдать незаметно – подглядывать, подсматривать.

18.Оправдываться – моргать глазами.

19. Милый сердцу – ненаглядный.

Далее, учитель продолжает:

Глаз  –  это    оптический  прибор.  По  своему  устройству   глаз   напоминает подзорную   трубу,   телескоп   и   фотоаппарат.   Эти   приборы     просты     в обращении,   но   всё   же,  чтобы уверенно пользоваться ими, нужно учиться.

С  глазами  та  же  история:  нужно  освоить  строение  глаза  и  понимать  его функции,  знать,  что  полезно  для  зрения, а  что ему вредит. Соблюдая гиги-

ену  зрения,  ты  не  утратишь   этот   бесценный  дар  до   глубокой  старости.

Медицинская    наука,   изучающая   глаз,  его функции и болезни  называется офтальмологией,   а    врач  – офтальмологом.  В   Ростовской   области   доля заболеваний  глаз  на  1000  человек составляет 38, 8 . Это 23 место по стране.

Я    хочу    познакомить    вас   с  биографией великого – врача-офтальмолога Святослава Николаевича  Фёдорова (1927г. – 2000 г.)

Фёдоров   Святослав   Николаевич   родился   на  Украине, в г. Хмельницком,

обучался   в   Ростовском   мединституте.

После  его  окончания  работал врачом – окулистом   в  станице Вёшенской, в

Ростовской области. В 1957 году стал   заведующим  отделом  Чебоксарского филиала   Государственного   института   глазных  болезней им. Гельмгольца.

В 1960 г. создал искусственный   хрусталик   глаза и впервые в стране провел успешную   операцию   по   вживлению   его   в   глаз   человека. В  1969  году занимался   имплантацией   искусственной   роговицы, в    1973  году впервые разработал   технологию   операций по лечению глаукомы на разных стадиях.

Автор   480  научных работ,  7 монографий,  238 авторских свидетельств,  130 зарубежных  патента, 180 изобретений. Погиб 2 июня 2000 года, возвращаясь из командировки на вертолёте .

Учитель     демонстрирует       портрет      Святослава  Фёдорова     на  экране.

Далее   учитель   предлагает   детям   разбиться   по   2 – 3   человека,  раздаёт карточки  с  темой,  по  которой  дети  должны подготовиться. На подготовку уйдёт  - 10 минут.  Некоторые  учащиеся   готовят   сообщения   заранее (тема

« Как   видят   животные»,   «Дальтонизм   –   наследственное   заболевание»).

По истечении  положенного  времени пары учащихся выходят к доске и чита-

ют приготовленные сообщения.

Пара №1. Тема   «Строение органа зрения».

Глаз – периферическая часть зрительного анализатора.

Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза :

1. Брови - короткие волоски, растущие от внутреннего угла глаза к внешнему).

Брови препятствуют попаданию стекающего со лба пота.

2. Ресницы   (короткие  волоски, растущие  по  краю века). Выполняют    роль механической защиты глаза.

3. Веки (кожные складки,  покрывающие  глазное яблоко).   Защищают   глаз,

помогают равномерно распределять слезу.

4. Слёзный  аппарат (слёзная железа и слёзовыводящий  канал). Слеза  смачи- вает, дезинфицирует, очищает глаз. Состоит на 97,8% из воды, на 0,8% из со-

лей и 1,4% органических веществ. Слезная железа вырабатывает до 1 г. слезы в сутки. Она собирается  во  внутреннем углу глаза, затем попадает в слезные канальцы, которые выводят её в носовую полость.

5.Глазодвигательные   мышцы (их шесть) обеспечивают различные движения глаз.

6. Кровеносные сосуды (снабжают глаз кровью).

7. Нервы (обеспечивают иннервацию глаза).

Рассказ  подкреплён  демонстрацией  интерактивных иллюстраций «Внешнее строение  глаза»,   «Слёзная  железа»,   «Слёзный  проток»,   «Мышцы глаза».

Пара № 2. Тема «Внутреннее строение глаза».

В  процессе  выступления  ученик  использует  разборную  модель глаза   из пластика,   интерактивные  таблицы  и  иллюстрации   «Внутреннее  строение

Глаза», «Оболочки глаза».

       Оболочки глаза

              Строение

             Функции



Фиброзная  (1 мм)

Задняя белочная оболочка -

склера. Плотная, прочная, непрозрачная ткань белого

цвета.Передняя – прозрач-

           ная роговица

Обеспечивает форму глаз-

ного яблока, защищает его

Сосудистая(0,2–0,4 мм)

    Снабжена сосудами и

              пигментом                          

    Обеспечивает питание

                    глаза


Сетчатка (0,15 – 0,2)

      Внутренняя оболочка,                           состоит     из    пигментного

    слоя и фоторецепторов

Пигмент поглощает свет,

уменьшает его отражение

и рассеивание. Формирова-

ние нервных импульсов

Глазное   яблоко   располагается  в  углублении  черепа – глазнице. Оно имеет шаровидную   форму   и   состоит   из   внутреннего   ядра,  покрытого   тремя оболочками:    наружной  - фиброзной,   средней – сосудистой,   внутренней – сетчаткой.  Ученик   демонстрирует разборную модель глаза.

Передняя       часть   сосудистой   оболочки   называется   радужкой.   В    ней содержится пигмент, определяющий  цвет глаз. В центре радужной оболочки

находится  зрачок, который рефлекторно, с помощью мышц расширяется или сужается, пропуская в глаза необходимое количество света.

Ученик    демонстрирует    на    выбор    интерактивную   таблицу  Зрачковый рефлекс» или видеоролик на ту же тему.

Собственно сосудистая оболочка пронизана густой сетью капилляров. Непос-

редственно  за  зрачком  находится  двояковыпуклый прозрачный  хрусталик.

Он  способен  изменять  свою кривизну, обеспечивая  чёткое  изображение на внутренней оболочке глаза – сетчатке. Внутри глаз заполнен стекловидным

телом – бесцветным студенистым веществом.

При   попадании   инородного  тела в глаз нельзя тереть глаза, можно поцара-

пать роговицу  и  внести  инфекцию. Нужно осторожно отодвинуть край века чистым платком, удалить  инородное тело, промыть глаз. Для этого набирают в  ладонь  воды,  опускают глаз в воду и несколько  раз  патаются  поморгать.

Если  таким  образом  не  удаётся  очистить  глаз, нужно срочно обратиться к врачу ( в травмопункт БСМП).

         Части глаза

             Строение

        Функции глаза

           Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки,снабже-

на чувствительными  нерв-

      ными окончаниями

  Преломление лучей

      света, защитные

  рефлексы (моргание,

         слезотечение)

           Радужка

Передняя  часть  сосудистой

               оболочки

  Содержит пигмент,                  придающий    глазам

                цвет              

            Зрачок

   Отверстие  в  радужной        оболочке, окружено мышцами

                   

Регулирует количество

  поступающего света

            Хрусталик

Двояковыпуклая прозрачная

       эластичная линза

Преломляет и фокуси-

рует лучи света, обла-

  дает аккомодацией

  Стекловидное тело

    Прозрачное студенистое

                 вещество

Заполняет глазное яб-

локо, преломляет лучи

Пара №3. Тема  «Строение сетчатки».

Сетчатка –  внутренняя   оболочка   глаза.  В   ней располагаются рецепторы : палочки  (рецепторы сумеречного света)  и  колбочки   (способны реагировать на цвета).Большинство колбочек размещается на  сетчатке напротив зрачка, в жёлтом   пятне.   Рядом   с  этим   пятном    находится      место          выхода зрительного  нерва,   здесь  нет   рецепторов,   поэтому   его называют слепым пятном.

Для     нормальной   работы   глаз   необходим   витамин А.   При   недостатке витамина  А  развивается заболевание «куриная слепота», палочки перестают воспринимать   слабый    свет и с наступлением  сумерек у больного человека резко падает зрение.

Ученик   демонстрирует  интерактивную иллюстрацию «Строение и функции сетчатки», «Правильное питание».

Учащийся,   который   заранее  получил задание подготовить выступление по теме         «Цветоощущение  и   его  нарушение»   и   демонстрирует   таблицу «Дальтонизм», рассказывает об этом заболевании.

Цвета   определяются   характером   световых   волн. Все краски слагаются из трёх цветов: красного, зелёного, синего. Трёхсоставную теорию цвета в1756 г впервые   высказал  М. В. Ломоносов, сто лет спустя её развил Г. Гельмгольц.

В  сетчатке  глаза  есть  три  разных  элемента,  чувствительных к каждому из трёх   основных   цветов.  Равномерное раздражение всех трех элементов даёт ощущение белого цвета.

Дальтонизм   –   врождённая   частичная   цветовая   слепота,   неспособность различать, главным образом, красный и зелёные цвета; наблюдается  преиму- щественно у мужчин.Дальтонизм неизлечим. Впервые описан Дж.Дальтоном.

Далее ученик  демонстрирует  на экране таблицу, где отражены виды патоло-

гии при дальтонизме.

                                        Д А Л Ь Т О Н И З М

Дейтеранопия

Частичная цветовая слепота, невозможность воспринимать зелёный цвет

Протанопия

Частичная цветовая слепота, невозможность

Воспринимать красный цвет

Тританопия

Частичная цветовая слепота, невозможность воспринимать синий цвет

Пара № 4. Тема  «Восприятие зрительных раздражений».

Свет   попадает   в   глазное   яблоко  через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело проводят и фокусируют световые лучи на сетчатку. Глазодвигательные  мышцы обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы  изображение  предмета  попадало точно на жёлтое пятно сетчатки. В рецепторах сетчатки  происходит  преобразование света в нервные импульсы, которые по  зрительному нерву передаются в зрительную зону коры больших полушарий.

Начавшийся  на  сетчатке   анализ  изображения  заканчивается  в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, расшифровывается  и  обобща-

ется. В результате складывается представление о предмете.

Учащийся демонстрирует интерактивную таблицу «Зрительный анализатор».

Пара № 5. Тема «Аккомодация глаза».

Под    аккомодацией    понимают    способность    глаза    изменять   кривизну хрусталика   предмета   при  рассматривании близко и далеко расположенных предметов. При  рассматривании  предметов, находящихся далеко, ресничная мышца  расслаблена  и  кривизна  хрусталика в  данный  момент наименьшая. При  приближении  предмета  к  глазу хрусталик становится более выпуклый, его преломляющая сила увеличивается.

Далее демонстрируется видеоролик «Механизм аккомодации».

Если   человек   читает лёжа,  то   расстояние   от   глаз   до   текста постоянно меняется. Это  вызывает  перенапряжении  ресничной  мышцы  и напряжение гладких   мышц   радужной  оболочки.  Это  может   стать   причиной   потери хрусталиком  эластичности   и  способности менять свою кривизну, когда это

необходимо. Будет  изменяться   преломляющая  сила   хрусталика, её   будет недостаточно   для     рассматривания   предметов   на   близком   расстоянии. Возникнет заболевание близорукость.

Демонстрация таблицы «Способ коррекции близорукости».

С возрастом  эластичность хрусталика меняется, ухудшается его способность изменять свою кривизну. В этом  случае  изображение близкорасположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость.

Демонстрация таблицы «Дальнозоркость».

Ученик,  которому  поручили  подготовить   сообщение   о   гигиене  зрения и гимнастике   для   глаз   выступает   и   демонстрирует   упражнения  для глаз, учащиеся вместе с ним выполняют их.

Если вы хотите сохранить хорошее зрение, вам необходимо хотя бы 20 минут в день для ухода за глазами.

« Что любят наши глаза».

1. Температурную   стимуляцию (попеременное  контрастное  обливание глаз то тёплой, то холодной водой). Она стимулирует кровообращение.

2. Свежий  воздух и дыхание, стимулирующее  приток крови к глазам. Выйдя

на  свежий  воздух, несколько  раз  вдохните, задержите   дыхание,  согнитесь так,  чтобы  голова была  ниже уровня сердца. Простоять так 5 секунд. Посте-

пенно, со временем можно довести продолжительность упражнения до 10 секунд. Повторить несколько раз.

3. Солнечные  лучи. Подставляйте  лицо  солнцу в утренние  часы  как можно больше. Солнце  расслабляет мышцы глаза и благотворно влияет на радужку.

4. Хорошее   освещение.   Работая   вечером    за    письменным    столом , постарайтесь,  чтобы  была  освещена  вся  комната, а не только ваше рабочее место.

5.Солнечные очки хорошего качества. Если в летние дни солнце светит очень ярко,  можно  носить  солнечные  очки, но  при  одном   условии –  они  будут самого лучшего качества.

6. Отдых. Дайте   глазам   отдохнуть,   если они устали. Зажмурьте их сильно, затем расслабьте.  Повторите  это  несколько раз.   Попеременно   переводите взгляд   с   близкого   предмета   на   дальний.  Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. Сделайте   так   несколько   раз.   Представьте   себе   большой  обруч, обведите его несколько раз взглядом.

7. Если  вы  не злоупотребляете просмотром телепередач. Не сидите близко к    экрану   и   не   смотрите   все   передачи   подряд, не  перегружайте   свои   глаза компьютером.

8. Качественную  косметику. Постарайтесь отказаться от устойчивой туши. А снимая косметику  постарайтесь  не  травмировать   веко, используя при этом высококачественное косметическое молочко и ватные диски.

9. Крем  для век. Глазам не подходит крем для лица. Его основа может содер-

жать текучие вещества, которые будут раздражать глаза.

9. Полноценное   питание,   витаминную   поддержку.   Особенно наши  глаза нуждаются   в   витаминах  А,   С, группы  В,   в  калии.  Ваш  рацион  должен содержать  морковь,   помидоры,   морские    продукты,  рыбу,  яйца,   печень, пивные  дрожжи, все ягоды, листовые овощи, капусту, орехи, рис, мёд, злаки, финики,    виноград,    кукурузу,   чернослив,   абрикосы,    яблочный     уксус.

7. При воспалении промывайте глаза крепким раствором чая.

Пара № 6. Тема « Эволюция зрения. Как видят животные».

Эволюцию  глаза  можно проследить, сравнивая светочувствительные органы животных,  стоящих на разных ступнях  эволюционной лестницы. Некоторые простейшие   жгутиконосцы   обладают   светочувствительным   глазком.

Демонстрация  иллюстрации «Первые глаза». 

Первые  светочувствительные  клетки  появляются у кишечнополостных чер-

вей.  Сначала   они   рассеяны   в   поверхностных   тканях,   затем,   по    мере усложнения  организмов, собираются в скопления на переднем  конце тела, и,

наконец,  образуют  сетчатку.   Постепенно   светочувствительные      клетки «обрастают»    сервисными   структурами: появляется оптика, фокусирующая изображение    на    фоточувствительных    клетках   экранирующий  пигмент,

снижающий     рассеивание   света,   защитные     оболочки,   система   мышц, обеспечивающих    движение  –  образуется    собственно глаз, формирующий изображение. Такие глаза были уже более 500 млн. лет назад  у  миног и гете-

ростраков    (вымерших     бесчелюстных),   живших  на морском мелководье.

У   животных,   обитающих   на   суше   развивается   аппарат  самоочищения: слёзные    железы,    слёзные    протоки,    веки.  У позвоночных глаза парные, расположены  в   орбитах   черепа. Приводятся   в   движение   тремя   парами

мышц. У  некоторых  животных  глаза  могут  двигаться   независимо  друг от друга (хамелеон, морской конёк).

Эволюция    глаз   насекомых    пошла   по  другому  пути  –  сформировались фасеточные глаза. В  таких глазах  нет  единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы ретинулы, образуя не вогнутый, а выпуклый слой рецеп-

торов.   Каждая  ретинула  обслуживается отдельным диоптрическим аппара-

том  и  образует   вместе   с   ним   единицу   сложного   глаза   –   омматидий.

У  некоторых рыб,   амфибий,   рептилий  есть  ещё  непарный теменной глаз, который различает лишь свет – тьму, направление света.

У  глаз  водных животных фокусировка изображения на сетчатке происходит

только  при помощи хрусталика. Он круглый и плотный, подстраивает фокус,

двигаясь  относительно сетчатки при помощи специальной мышцы. У многих

рыб   роговица   играет   роль   солнечных очков – окрашена каротиноидными пигментами.

Новейшими      генетическими      исследованиями     показано,  что  стратегия развития    глаз,   их   положение    на    переднем    конце    тела определяется специальными     генами,      которые       гомологичны     у    позвоночных    и беспозвоночных животных.

4. Закрепление знаний, полученных на уроке.

Учитель:

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились  с  устройством  и  работой глаза,

Узнали,  как  глаз эволюционировал. Научились делать гимнастику для глаз и узнали, что   нужно   делать,  чтобы   сохранить  зрение хорошим до глубокой старости.  Я  предлагаю  вам  разгадать  кроссворд,  где  каждое  слово   будет начинаться с той буквы, на  которую  заканчивалось  предыдущее  слово. Все слова связаны с темой «Глаз».

Учитель  раздаёт  детям  заранее  отпечатанные  кроссворды.

Вопросы.

1. Чувствительное   образование,  воспринимающее   раздражение   и преобразующее  его  в  нервное  возбуждение. (Рецептор).

2. Прозрачная наружная оболочка глаза. (Роговица).

3. Совокупность чувствительных  образований  и  отделов нервной системы, обеспечивающих  восприятие  и  анализ  раздражений. ( Анализатор).

4. Одно из внешних чувств  животного, органом которого является глаз. (Зре-

ние).

5. Оптический   прибор, помогающий   корректировать  зрение. (Очки).

6. Передняя  часть  сосудистой  оболочки, содержащая  пигмент. Определяет цвет  глаз. (Радужка).

7. Орган  зрения. (Глаз).

8. Нерв,  берущий  начало на сетчатке, в слепом  пятне. (Зрительный).

9. Вещество фиолетового цвета,  содержащееся в колбочках. (Йодопсин).

10.Способность глаза  к  ясному  видению  предметов на разных расстояниях. (Аккомодация).

11.И глазное,  и наливное. (Яблоко).

12.Эти рецепторы  на сетчатке воспринимают цвет. (Колбочки).

5. Домашнее задание.

Прочесть  параграф  учебника  (стр.73 – 77). Ответить  на вопросы на стр. 78., выполнить  задание  «Подумайте!»  на  стр. 79 учебника  (устно).  В   словарь записать термины (стр. 79) и расшифровать их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загляните в зеркало души!

Слайд 2

Проверка домашнего задания.

Слайд 3

Правильные ответы.

Слайд 4

Святослав Федоров

Слайд 6

Вспомогательный аппарат глаза:

Слайд 9

Внутреннее строение глаза

Слайд 10

Оболочки глаза Оболочки глаза Строение Функции Фиброзная (1 мм ) Задняя белочная оболочка- склера . Плотная, прочная, непрозрачная ткань белогоцвета. Передняя – прозрач- ная роговица Обеспечивает форму глаз- ного яблока, защищает его Сосудистая (0,2–0,4 мм) Снабжена сосудами и пигментом Обеспечивает питание глаза Сетчатка (0,15 – 0,2) Внутренняя оболочка, состоит из пигментного слоя и фоторецепторов Пигмент поглощает свет, уменьшает его отражение и рассеивание. Здесь формируются нервные импульсы

Слайд 11

Части глаза

Слайд 14

Строение сетчатки.

Слайд 16

Соблюдайте гигиену зрения при работе на компьютере и чтении книг.

Слайд 19

Близорукость

Слайд 20

Дальнозоркость

Слайд 22

Фасеточный глаз насекомых

Слайд 23

Проводящие пути зрительного анализатора

Слайд 24

Светочувствительный глазок эвглены

Слайд 25

Проверка знаний. 1. Чувствительное образование, воспринимающее раздражение и преобразующее его в нервное возбуждение. 2. Прозрачная наружная оболочка глаза 3. Совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражений . 4. Одно из внешних чувств животного, органом которого является глаз . 5. Оптический прибор, помогающий корректировать зрение. 6. Передняя часть сосудистой оболочки, содержащая пигмент. Определяет цвет глаз. 7. Орган зрения. 8. Нерв, берущий начало на сетчатке, в слепом пятне. 9. Вещество фиолетового цвета, содержащееся в колбочках. 10.Способность глаза к ясному видению предметов на разных расстояниях. 11.И глазное, и наливное . 12.Эти рецепторы на сетчатке воспринимают цвет .

Слайд 26

Проверка знаний. 1. Чувствительное образование, воспринимающее раздражение и преобразующее его в нервное возбуждение. (Рецептор). 2. Прозрачная наружная оболочка глаза. (Роговица). 3. Совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражений . ( Анализатор). 4. Одно из внешних чувств животного, органом которого является глаз . (Зрение). 5. Оптический прибор, помогающий корректировать зрение. (Очки). 6. Передняя часть сосудистой оболочки, содержащая пигмент. Определяет цвет глаз. (Радужка). 7. Орган зрения. (Глаз). 8. Нерв, берущий начало на сетчатке, в слепом пятне. (Зрительный). 9. Вещество фиолетового цвета, содержащееся в колбочках. (Йодопсин). 10.Способность глаза к ясному видению предметов на разных расстояниях. (Аккомодация). 11.И глазное, и наливное . (Яблоко). 12.Эти рецепторы на сетчатке воспринимают цвет . (Колбочки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Е С Т Ы

Слайд 2

Назовите части глаза

Слайд 10

Расскажи о внутреннем строении глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»...

проект по русскому языку "Речь - зеркало души человека".

проект по русскому языку "Речь-зеркало души человека."...

"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"

Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения...