Праздник Как зимуют птицы
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

РЯБЧИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ  МБОУ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА"

Праздник проводится ежегодно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_kak_zimuyut_ptitsy.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как  зимуют  птицы? (экологический  праздник)

Цель мероприятия:

Углубить, расширить  и  систематизировать  знания о птицах; активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучении; воспитывать бережное отношение ко всему живому;

Оборудование: 

Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.    Презентация «Как  зимуют  птицы». Фонограмма с голосами птиц. Маски птиц.

Ведущий  начинает  загадкой.  Кто два раза родится,  а один раз  умирает.  

Сегодня в нашей школе праздник, отгадав загадку, вы узнали, что главные  герои  нашего  праздника – птицы.  

Зимою птицам холодно,

Тоскливо, очень голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?

 Мы  будем  говорить  с  вами  о зимующих птицах, которые не улетают в тёплые края.

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас  каратают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Мы  вспомним  названия  птиц, но чуть – чуть позже. А пока  я  напомню  всем о том, что

Муниципальный  этап областной акции «Птицы наши друзья» было  начат   12 ноября 2013 г., днём  встречи зимующих птиц («Зиновий-синичник»). А сегодня,   отмечается  День зимующих птиц России.                  

Ещё в ноябре  месяце, мы  проверили  старые, добавили  новые  кормушки. В течение  двух  месяцев  подкармливаем  птиц, наблюдаем  за  ними. И  сегодня мы с вами выявим лучших  «спасателей»  и  знатоков  птиц, среди учащихся нашей школы.

Многие  учащиеся  готовились  к  этому  празднику  основательно. Готовили  сообщения, стихи, загадки. Кто-то  проведёт  мастер – класс   по  изготовлению  кормушек  и  по подбору  корма  для  птиц.

 

Просмотр  презентации.

  1. Информация  о  видовом  составе  зимующих  птиц. ( Путырская  Мария)

 На  кормушках  в наших  селах мы  можем   увидеть более десятка видов птиц.  Это будут большие синицы, домовый и полевой воробьи, сизый голубь, а так же  мелкие синицы: лазоревка, буроголовая гаичка,  а также поползни, дятлы (пёстрый, малый, белоспинный). Кроме  этих птиц мы  видим   снегирей, свиристелей, дроздов-рябинников.  Появляется нарядная сойка.  А  также дикие  голуби –горлицы.

Загадки.

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.

(Клёст

Ученик: Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды —
С первым
снегом
Тут как тут!
                                                ( Снегирь)

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На берёзе

Яблоки поспели.

- Что это за яблоки?                   (Снегири)

Ученик.

Мы зовёмся «снегири»!

Наши грудки – цвет зари!

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть полынь, рябина, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим.

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
                                                      Ответ: Воробей

Стихотворение  Н.Рубцова

Воробей  чуть живой  

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

 Как заметит подводу с поклажей.

 Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком, бедный,

 И летит к чердаку своему.

 А гляди, не становится вредным

 От того, что так трудно ему.

Выгоняют холода

Птиц из леса в города.

На рябину налетели

                      Дружной стаей …(Свиристели)

Т. Белозеров  Свиристели  

 

Свиристели прилетели,
Стайкой на деревья сели,
И, заполнив воздух трелью,
Оживили старый двор.
Свиристели прилетели,

И весёлою метелью
С песней флейты и свирели
Закружился хоровод. 

  1. Информация  о  состоянии  кормушек, видах  кормушек. ( Тришин  Вадим).

Самое главное для подкормки - чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное. Хотя,  когда корм укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что птицам удобно её посещать, это,  конечно же,  лучше. Наши кормушки сделаны  из самого разного  материала: стеклянных банок, пластиковых бутылок, фанеры, картона и т. п. Очень удобны  кормушки  из перевёрнутой  вниз горлышком бутылка или ящичка с неплотной задвижкой, так  как  эти  кормушки  почти  автоматические  и  сами  подсыпают  корм  по  мере  поедания птицами.

(  на  стенде  фотографии  кормушек)

Сценка:

Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол:Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей:   Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица:Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.

Клёст:Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь:А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель:   Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Показ кормушек, сделанных ребятами).

  1. Информация   «Что положить в кормушку?»   Охотникова  Виктория

Главное, это чтобы  в  кормушках  всегда  был  корм, так  как  птицы  привыкают  к тому, что  их  подкармливают.  И чаще  всего  мы используем  семена подсолнечника, тыквы, арбуза. Это самый универсальный вид корма Его предпочитают  синицы, снегири, поползни и другие птицы.  Но  его  желательно  раздавить, так  как  он  может  быть  жестким. И синички затрачивают слишком много сил, и даже ломают клювы. Синицы, поползни, дятлы  любят так же несоленое сало, сырое мясо. Многим   птицам  нравятся  хлебные  крошки ( белого  хлеба, от тёмного  у  птиц  могут быть  проблемы  с пищеварением. Кроме  всего  этого  можно  класть  пшено, просо.   Подкормку при этом нужно организовать так, чтобы не привлекать на одну кормушку более пяти птиц, т.к. скопление большого числа птиц в одном месте повышает риск заражения различными болезнями.

А  для  чего  мы подкармливаем  птиц? (Дети  отвечают)  Вика  уточняет:  Прежде  всего,  это защита птиц от голода  и  их  гибели. А также, мы, таким  образом убережем  плодовые  растения  от  выклёвывания  почек. И конечно же привлечем  птиц в те места, где необходимо человеку, поскольку часть птиц с наступлением гнездового сезона остается в районе подкормки.

Стихотворение  «Дятел»

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

С голода ручнеют стайки зимних птиц.

Игра  «Кто, есть  кто»

Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру. Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг.

(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)

Викторина  «Знаем ли мы  птиц»

1.Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
2. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)
3. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)
4. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
5. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)
6. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)
7. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
8. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

9. Какая птица движется по дереву вниз головой?    (Поползень)

10. Кто такой «лесной петух»?   (Глухарь)

11.Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (подбирают останки насекомых, селятся в дуплах)

12.Почему поползня прозвали лесным акробатом? (быстро бегает по стволам деревьев  вверх и вниз головой)

13.Жизнь какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей)

14.Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? ( среди перьев скапливается теплый воздух)

15.Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (так теплее)

16.Почему основная масса птиц улетает с наступлением зимы в теплые края? (нет насекомых, нечем питаться)

17.Наука изучающая птиц? (Орнитология)

Литературный  конкурс «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
  3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
  5. Сказка  о  невзрачном птенце, который вырос  и стал прекрасной птицей (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
  7. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки(«Гуси-лебеди»)
  8. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
  11. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть  с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)

 Следы  на  снегу.

  1. По  рисункам  со следами разных птиц участники  отгадывают, где чей след.

Сценка «Дятел и клёст»

Д:      Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?

К:      да нет, дятел, это я радуюсь!

Д:      Нашёл время радоваться…

К:      Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Д:      В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

К:      Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

Игра «Пословицы»  Я называю пословицу, а вы продолжаете.

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

  • На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
  • Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
  • У каждой птицы… (своя песня).
  • Цыплят по осени… (считают).
  • Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
  • Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
  • Старого воробья… (на мякине не проведёшь).
  • Всякий кулик своё… (болото хвалит).
  • Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
  • Одна ласточка… (весны не делает).
  • Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
  • Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
  • Гусь свинье… (не товарищ).
  • Как с гуся… (вода).

Учитель.

Напомню  вам, о  том, что  продолжительность сезона подкормки в  нашей чернозёмной  зоне —160 дней (ноябрь-март). Общая продолжительность сезона подкормки зависит от  погодных  условий, (как например, в этом  году  морозов  пока больших  нет). От  того какие имеются   естественные  корма, и других причин.

Самые  трудные  времена наступают лишь с начала промерзания почвы или выпадения глубокого снежного покрова.  Поэтому  существуют периоды подкормки:

Первый период — прикормочный, ноябрь. В это время птиц приучают к кормушкам.

Второй период — основной, с 1 декабря по 1 марта. В это время птицы особенно нуждаются в подкормке, поэтому им дают полную норму кормов, но перекармливать тоже  нельзя, у  птиц  от переедания сокращается сопротивляемость  к  инфекциям. Они  становятся  зависимыми от подкормки  и если мы забудем  их  покормить, то через два-три дня птицы  гибнут.

Третий период - завершающий, с 1по 25 марта. Птиц подкармливаем, но  появляются  проталинки и  птицы  находят  прошлогодние  корма.

М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить то интересней,

До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой!

Вручение   сувениров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.

Тема: Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.Цель: Формирование навыков по подкормке птиц и обобщённое представление о зимующих птицах. ЗАДАЧИ:-изучение зимующих птиц нашего края.развивать...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Урок по окружающему природному миру 1 класс (умеренная умственная отсталость). Тема: «Зимующие птицы, кормление птиц». Обобщающий урок.

Материал урока  предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная "экскурсия" в мир природы,создаёт...