образование
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Букурова Светлана Анатольевна

Разработка урока по теме "Фотосинтез"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-Фотосинтез135.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия по биологии (5-6 класс)

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

учитель Букурова С.А.

Тема: «Фотосинтез».

Цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле

Задачи:

 Образовательные:

  • -познакомить с понятием «фотосинтез»;
  • - на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества;
  • - сформулировать понятие «фотосинтез».

Развивающие:

  • -развивать логическое мышление;
  • - навыки самостоятельной работы;
  • - умение делать выводы из анализа результатов эксперимента
  • -развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;
  • - развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Планируемые результаты:

   Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

  Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

  Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по выполнению эксперимента, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: исследование, проблемно - развивающее обучение, метод эвристических вопросов  –  «кто? - что? - где? - чем? - зачем? - как? - когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы, информационные.

Оборудование урока:

растения герань, колеус,  герань, выдержанная в темноте;

лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, пробирки; карточки – инструкции с планом проведения экспериментов; мультимедийный проектор;

Учебник: В.В. Пасечник. Биология. 6 класс

1.Мобилизующий этап.

Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Здравствуйте, ребята. Сегодня нас необычный урок.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

 «Единственным критерием истины является опыт..»

Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа? Прежде чем ответить на эти вопросы, мы проверим домашнее задание. Перед вами несколько видов удобрений (азотные, калийные, фосфорные). Учитель показывает каждый пакет. Идет беседа о составе удобрений и их свойств, для растений.

3. Введение в тему.

Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и  представим себя в лаборатории растения. Представили…. Что же мы будем делать? (ответы детей)…мы будем экспериментировать, исследовать.

А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы думаете о каком процессе идет речь? (ответы детей)

Тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез»

Что же мы должны сделать, чтобы изучить данную тему?

Вместе с вами мы попробуем ответить на вопрос: где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

4.Целеполагание

Что мы сможем сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Дети предлагают:

- провести эксперимент;

- сформулировать выводы по результатам эксперимента.

- Для исследователей мало пронаблюдать то или иное явление. Что необходимо сделать ещё?

- Зафиксировать их результаты.

- Как это сделать?

- Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.

Для того чтобы осуществить все мы с вами разделимся на группы.

5.Актуализация знаний.

Экспериментальная проверка:

Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?

Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых  можно точно узнать о наличии других определённых веществ.

Например: раствор йода  помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску).

Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.

2.Сбор информации

Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием.

Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.

Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся  три дня в тёмном месте?

Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.

Объясните, на всей ли площади листа  образуется органическое вещество (крахмал)

Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и  записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.

Физкультминутка. После долгой и старательной работы нам нужно отдохнуть.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

3.Организация и обобщение информации

Каждая группа предлагает свою схему и  вывод по выполнению эксперимента. Ответ не должен превышать 2 минуты

4.Сопоставление с культурным аналогом

- Сравните с результатами  проведенных исследований с текстом учебника и предложенным рисунком

184795_html_m12d69093

Теперь с помощью ваших выводов сформулируем условия протекания фотосинтеза.

Условия:1…2…3….

6. Раскрытие сущности новых понятий.

Формулирование выводов по эксперименту.

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты

слайд: «Фотосинтез»511388_html_m135a5428

Используя кластер, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник стр. 87. 

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.

- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает слова Тимирязева и просит ответить на проблемный вопрос).

О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
  5. Благодаря фотосинтезу человечество имеет полезные ископаемые.

Ну а теперь попробуйте вспомнить определение фотосинтеза при помощи следующего задания. Для этого у вас есть карточки со словами которые вы должны вставить в пропуски. Когда будете готовы - поднимаем карточку.

Задание на закрепление:

1)Фотосинтез – это процесс, протекающий в ______________     листьях растений на_______, при котором из _____________газа  и_____ образуются_____________ вещества  и__________.

Варианты ответов (каждый ответ на табличке, таблички у детей)

Зелёных,  кислород, углекислого, органические,

 свету,  воды.

- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение

7.Рефлексия

Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха. (на доске дерево без листьев, у детей на столе листья разных цветов: зеленый, красный, желтый. После чего дети приклеивают листья на дерево)

Домашнее задание:

Задание обязательное: параграф 16, рубрика «Подумайте» страница 91

На выбор сообщения. Подготовить сообщение о происхождении каменного угля. Или сообщение на тему: Происходит ли фотосинтез в красных водорослях?

Урок окончен! Спасибо всем за отличную работу и приятное общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...