Методическая разработка по теме: "Плотность вещества".
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Урок составлен в соответствии с програмным материалом по физике к учебнику Пёрышкина А.В "Физика 7класс". Включает в себя план- конспект урока и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Разработка урока

           по физике для 7класса

                   тема:

 «Плотность вещества»

              Выполнила

учитель физики МБОУ СОШ№1

                    Хусяинова Л.Н.

                                                            Степное 2012- 3013уч.год

Слайд №1    Тема урока : «Плотность вещества»

Слайд №2   Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.И. Ленин.

Слайд №3   Цель урока: познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл  плотности.

Слайд №4  Задачи урока:

  1. Обучающая – научить ребят понимать смысл плотности.
  2. Развивающая – развивать интерес к физике и физическим явлениям.
  3. Воспитательная – воспитание творческой, думающей личности.

Ход урока:

  1. Повторение пройденного материала – вспомнили предыдущий материал, раздать тесты по вариантам (7 вопросов) 4 мин.

Слайд №5 А теперь сверим наши ответы:

         (на экране появляются правильные ответы)

         (ребята проверяют ответы и зачеркивают неправильные).

          Слайд №6 А теперь поставим себе оценки

         (на экране критерии оценок)

    Каждый ученик выставляет себе оценку, которая потом переносится в журнал.

  - После проверки ученики сдают отработанные тесты на стол учителю.

  1. Новый материал.

Теперь самое время перейти к новой теме. Откройте учебник параграф № 21.

Но прежде чем разобраться, что такое плотность давайте вспомним:

   Что такое физическое тело?

 - Каждое из окружающих нас предметов.

   Цилиндры, находящиеся на столе можно назвать физическими телами?

 - Да, можно.

   Из чего состоят физические тела?

 - Из вещества.

           Слайд №7   – на слайде вы видите слова (ручка, пластмасса, стол, алюминий, ртуть, нефть, книга, золото, вода). Выберите и назовите из предложенных слов физические тела.

  - ручка, стол, книга.

  А остальные слова?

 - это вещества.

           Слайд №8    (на слайде фото Архимеда)

 А теперь давайте послушаем Антяскину Настю, она приготовила нам интересное сообщение. (легенда о короне царя Гиерона).

Итак, скажите, как определить объем тела?

 - объем тела можно определить с помощью мензурки.

         Слайд №9 (на слайде 2 мензурки)

Ученик рассказывает, как определить объем тела.

А сейчас посмотрите на стол. Здесь вы видите наборы тел, которые имеют равные массы.

Как нам определить массу тела?

- взвешиваем ( на весах взвешивает 2 тела разного V, но = m)

            Слайд №10 ( на слайде тела = массы, но разного объема).

Соответственно здесь же вы видите наборы тел разной массы, но равного объема. (на весах взвешиваем 2 цилиндра равного V)

- на слайде мы видим набор этих тел.

Как вы думаете, почему равные V имеют разные массы?

- цилиндры сделаны из разных веществ, одни вещества тяжелее, другие – легче, поэтому при = V их массы различны.

Другими словами: каждое вещество имеет свою плотность.

Слайд №11   ( на слайде определение плотности, ее формула)

Слайд №12 ( на слайде таблица)

Разработать в каких единицах измеряется каждая физическая величина и плотность.

На доске записывается единица измерения плотности в СИ.

p (ро) = кг/м3 , однако, при решении задач вам может встретиться ещё одна единица измерения г/ см3 .

Вы должны знать как перевести из одной размерности плотности в другую. Посмотрите и запишите:

10500 кг/м3 = 1050000 г      =  10,5 г/ см3

                       1000000 см3

10500кг = 10500000 г

1 м3 = 100 см х 100 см х 100 см = 1000000 см3

А теперь наоборот

2,7 г/ см3 = 0,0027 кг/0,000001м3  = 2700 кг / 1 м3 = 2700 кг/м3

1г = 0,001 кг

1 см3 = 0,000001 м3

А теперь давайте посмотрим в учебник на странице 50-51.

Плотность – это табличная величина, поэтому плотность вещества можно найти в учебнике таблице №2 или в конце сборника задач под редакцией Лукашика.

Обратите внимание, что таблицы плотностей для твердых, жидких и газообразных веществ – разные.

ФИЗМИНУТКА.

  1. Исходное положение – руки на пояс: поднимаем плечи вверх-вниз (4 раза)
  2. Исходное положение – руки на плечи: круговые движение вперед-назад (4 раза)
  3. Исходное положение – руки на пояс: повороты туловища вправо, влево (4 раза)
  4. Исходное положение – руки на пояс: руки подымаем на 1-2, 3-4 – на плечи, 5-6, 7-8 – вверх и наоборот (2 раза)

Закончили

Продолжим урок

Слайд №13 – задание: по таблице плотности твердых тел найдите плотности следующих веществ в кг/м3:

Железо – 7800 кг/м3 , золото – 19300 кг/м3 , сахар – рафинад – 1600 кг/м3 , лёд – 900 кг/м3 ; по таблице жидких тел найдите плотности следующих веществ в кг/м3: мед – 1350 кг/м3 , вода чистая – 1000 кг/м3,  бензин – 710 кг/м3; по таблице плотности газообразных тел найдите плотности веществ в кг/м3: кислород – 1,430 кг/м3, воздух – 1,290 кг/м3, водяной пар – 0,590 кг/м3.

Во всех трех таблицах мы увидели одно и то же вещество в различных агрегатных состояниях – вода. Но плотности этого вещества различна. (записать со слайда): Одно и тоже вещество в различных агрегатных состояниях имеет разную плотность.

С чем это связано?

 - с различием в молекулярном строении.

Слайд № 14    а сейчас посмотрим и запишем решение задачи на новую тему:

Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если её масса 3,9 кг, а объём 500 см3?

Дано:                    С.И.                                   Решение с объяснением:

m = 3,9 кг             3900 г                    1) запишем формулу плотности:

V = 500 см3                                         p = m/V

p - ?                                                      2) вычислим: p = 3900/500 = 7,8

                                                             3) Докажем размерность: p = г/ см3

Ответ: - чтобы записать ответ нужно посмотреть в таблице плотностей твердых тел, найти число и напротив вещество – это сталь.

Все ли понятно в новой теме?

Если все понятно, то сейчас это проверим.

Слайд №15  первичное закрепление пройденного материала.

Мы сегодня познакомились с новой характеристикой вещества.

Как называется новая характеристика вещества?

 - плотность

Как определить плотность вещества?

 - нужно массу разделить на объём.

Какой буквой обозначается плотность?

 - p (ро)

Единица измерения плотности в СИ?

 - кг/м3

Слайд №16 задание с брусками

Слайд №17 ответы: золото, медь, свинец, олово, алюминий

Слайд №18 задание с кубиками:

Слайд №19 ответ: вода, ртуть, железо, воздух

Слайд №20 подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке?

Слайд №21 домашнее задание параграф 21, упражнение 7 № 4, 5

Слайд №22 кроссворд

Слайд №23 спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".

Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества».  Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО....

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Урок изучения нового материала, основанный на исследовательской деятельности учащихся...

Методическая разработка урока: "Агрегатные состояния вещества"

Обобщающий урок по физике: "Агрегатные состояния вещества". 8 класс....

Методическая разработка по теме: "Чистые вещества и смеси", факультативный курс химии, 7 класс.

Методическая разработка занятия по теме: "Чистые вещества и смеси" предназначена для пропедевтического курса химии в 7 классе в виде факультатива. Данное мероприятие создает познавательную мотивацию к...