Обобщение опыта работы
статья по географии на тему

Рубцова Ольга Николаевна

Обобщение опыта работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

                                           кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

                                              хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. 

А. Н. Колмогоров 

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Наша  школа поддерживает эту инициативу и активно работает на выявление талантливых детей,    создавая творческую среду для их самореализации, учит  находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения.

Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России.       

К группе одаренных детей   отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
Система развития одаренности ребенка   тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация   приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Многие годы  школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще.

          Именно  в школе закладываются  основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. И каждый из нас  в своей педагогической деятельности хоть раз  сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Из 20% детей одаренных только 2-5%. Поэтому   важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.  Сегодня нам приходиться чаще  обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».

Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, краевых, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

 Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей; 

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, я в первую очередь, должна  научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В связи с этим я поставила для себя следующую проблему: мотивировать учащихся на выполнение  учебных и внеучебных исследований по географии. И  вот уже на протяжении трех лет моя методическая тема: «Исследовательская  деятельность на уроках географии, как средство развития индивидуальных  способностей учащихся».

        Для проведения учебных занятий имеется учебный кабинет, оснащенный необходимым оборудование и картографическим материалом (настенные карты и интерактивные пособия). Пополнение материально-технической базы кабинета осуществляется ежегодно. В кабинете сформирована  обширная библиотека методической и научно-популярной литературы, как для педагога, так и для обучающихся. Сформирована библиотека мультимедийных пособий по всем  классам.

Для реализации поставленных мною задач свою работу строю по схеме: «Изучаю – отрабатываю на практике – получаю результат – делюсь опытом с другими – закрепляю результат».

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс учения  Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”.

Потребность в приобретении знаний стимулирую проблемными задачами, использую разнообразные формы и средства постановки проблемных задач. С целью формирования и развития исследовательской компетентности у учащихся я провожу уроки – исследования, например при изучении темы «Почвы» в 6 классе, ввожу практическую работу по изучению состава и свойств почвы пришкольного участка и влияние почвы на урожайность. Практика использования таких проблемных ситуаций показала, что у школьников повышается интерес к предмету, растет их познавательная активность и склонность к исследовательской деятельности. Изменяется и качество мыслительной работы школьников: они становятся более самостоятельными в суждениях, более критично подходят к отбору доказательств, более логично и одновременно требовательно относятся к принятию решений.

На начальных этапах изучения географии провожу мини – исследования, не требующие развернутых выводов. В дальнейшем усложняю задачу и включаю в задания требующие анализ полученных данных. В старших классах учащиеся способны самостоятельно выбрать объект для исследования, поставить целевые ориентиры, проанализировать результат и сделать выводы.

Одним из важных этапов исследования,  по моему мнению,  является выдвижение гипотезы

Формулировать  гипотезы учу с помощью познавательных вопросов: «Зачем?, Почему? Когда? По какой причине?», которые помогают  выявить причинно-следственных связей при изучении и подборе материала.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты и эксперименты, материалы и  картографические задачи.

Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На сколько градусов  Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 минуту ?»  и т. д.

Для многих тем курса физической географии  мною разработаны системы задания  для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.

На всех этапах урока географии  я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.   При этом полагаю, что некоторые данные  учащиеся найдут в справочнике, энциклопедии или через Интернет.

На уроках географии я стараюсь показать учащимся, что знание основ физической географии  необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.  

В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных задач, «физическую валюту». На моих уроках учащиеся могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в журнал и «георубль»,  который на последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по курсу 2:1. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют большую активность.

Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного?

Есть несколько путей:

1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время,

2) обогащение обучения.

 В практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, краевые    и  дистанционные семинары.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по предмету. Ежегодно в нашей школе проводятся декады естественных наук, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.

Как классный руководитель со своим классом проводим общешкольные праздники и мероприятия, участвуем в социальных акциях.

     

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. В этом году Попков Р., Шевцова К.,   Рубцов А. стали победителями всероссийской   олимпиады «Школьные дни», набрав 17-18 баллов из 20 возможных, в прошлом году в   олимпиаде  «Альбус»  было четыре призёра, которые были отмечены Дипломами и ценными призами. В 2013 году Рубцов Алексей  (8 кл) стал победителем в конкурсе «Человек и природа» на краевом уровне а в 2014-2015 учебном году он стал победителем муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников. В этом же году призёром муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников по географии  стала ученица 7 класса Сбитнева Екатерина.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном и всероссийском уровнях. Так, в 2013  году  Сбитнева  Е (6кл)  представила  свою исследовательскую работу на районной  научно-практической конференции, отмечена сертификатом. Балобенко Р защищал работу  «Демографическая ситуация в МБОУ Юрьевская СОШ», она так же отмечена грамотой.   Кроме того уделяю много внимания ребятам, которые наряду со своей любознательностью могут в стихах рассказать о замечательных уголках своей малой родины. Не однократно мы принимали участие во Всероссийском конкурсе «Проба пера». Работы ребят получили достойную оценку, они  набрали от 35 до 38 баллов из 40 возможных.

В 2013 году работа «Костюмы народов СНГ» получила продолжение в этом учебном году    практическую направленность в изготовлении кукол в народных костюмах, сделанные своими руками.

Участие в проектной  и исследовательской деятельности

Год

Участвовали

на уровне школы

на уровне района

на уровне края

2012-2013 уч.г

16%

-

-

2013-2014 уч.г

25%

20%

-

2014-2015 уч.г

40%

25%

10%

 

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому в  течение трёх лет под моим руководством реализуется социальный проект в рамках школы «Тепличка». Как результат работы – обеспечение овощами школьной столовой.

     

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

 Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

            Сами ученики так отзываются о  нашей совместной работе:

Ольгу Николаевну я поздравляю.

Я люблю её и обожаю! 

Спасибо говорю я от себя         

За то, что тайны приоткрыли для  меня.

Я знаю, что такое НЛО

Писать проекты с вами мне  легко,

Люблю я что-то новое искать,

Смогу любой проект создать на «пять»!

Хочу сейчас спасибо Вам сказать.

И  никогда меня не забывать!

- Шевцова Кристина ( 7 класс)

«Стал лучше разбираться в предмете, потому что учитель работает   со мной и я задаю ей много вопросов » - Третьяков Иван (9 класс), «Мне нравится работать с Ольгой Николаевной, решать интересные задания, которых нет в учебнике» - Сбитнева Екатерина ( 7 класс),  «Мне нравится   работать в роли учителя, так как обучая  других я сама лучше разбираюсь в материале» .    – Болотникова Алина (6 класс), «Стало интересно ходить в школу. Я уже знаю, чем буду заниматься на следующем занятии, оказывается на Земле много  интересного. Мне это нравится» - Котенёва Вероника  (6 класс), «Мне нравится работать в индивидуальном режиме. Здорово, что я могу планировать свою работу. Некоторые вопросы можно изучать самостоятельно, а потом беседовать с учителем, а иногда, даже спорить» - Тетерева Анна (9 класс).

Родители, которые за это время стали моими единомышленниками, так отзываются о моей работе:

«Ребёнок стал более самостоятельным, не боится сделать ошибку, а если что-то не получается, так он всех привлечёт к выполнению задания» - Губарева А.В.

«Мой сын по-другому стал относиться к окружающим,  стал  заботливым, более общительным» - Третьякова Е.И.

«У Ольги Николаевны  учится мой второй ребёнок, и я вижу, как они отличаются. Мальчик   более активный, не боится спросить что-то у незнакомых людей, свободно себя чувствует  в любой группе, может организовать интересное дело» - Науменко Н.Н.

Такие высказывания -  лучшая похвала и награда для учителя.

          Что же эта работа дала мне?

Я знаю, что всё что я делаю, это приводят к результатам и удовлетворению от своей работы. Я горжусь   своими учениками, так как каждый из выпускников состоялся как личность. Каждый нашел себе применение на благо общества. Все ребята помнят свою малую Родину. Приезжают домой к родителям и обязательно заходят в школу узнать, как она живет, как новые ученики ее берегут, и какие новые заботы одолевают их бывших учеников.  

Какие хорошие выросли дети!

У  них удивительно ясные лица!

Должно быть, им легче живётся на свете,

Им проще пробиться, им легче добиться.

Положим, они говорят что труднее:

Экзамены всякие, конкурсы эти…

Быть может, и верно – им, детям, виднее.

Но очень хорошие выросли дети…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...