Разработка
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_v_pervoy_mirovoy.doc47 КБ
Файл rossiya_v_pervoy_mirovoy.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: - систематизировать и обобщить знания о первой мировой войне,

- понять, какое место занимала Россия в первой мировой войне;
Задачи: - выяснить причины и цели участия России в первой мировой войне;
- определить, какой характер носила война со стороны России;
- проанализировать, как менялись настроения в русском обществе в ходе войны;
- сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

- формировать информационную компетентность.

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование: компьютер,  подключение к сети интернет, проектор, презентация «Росиия в Первой мировой войне»,

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного

III. Россия в первой мировой (Новая тема)

1. Забытые достижения России.

2. Подвиги России - Сморгонь и Осовец.

IV. Закрепление пройденного.

Ход урока:

I. Орг. момент. 

   Первая мировая война – один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. На уроках по всеобщей истории мы подробно изучали вопрос о ее причинах и подвиге солдат на войне, прозванной бойней (Фильм «Сомма.Отпоражения к победе».Минуты 42-43.).  Но сегодня мы вспомним о роли России в этой войне и ее забытых подвигах.

II. Повторение ранее изученного.

Фронтальный опрос

1. Исходной датой начала войны является 1 августа 1914 года. Какое именно событие произошло в этот день? (Германия объявила войну России.) Почему Германия объявила войну России? (Мобилизация.)

2. Какие военные блоки сложились в Европе накануне Первой мировой войны, какие страны они включали? Антанта ( Россия, Франция и Великобритания против Тройственного союза (Германия, Австро–Венгрия и Италия, после 1915 вместо нее Турция и Болгария). Презентация слайд №2.

3. Каким было отношение общества к начавшейся войне? (Изначально общество сплотилось перед войной, снизились революционные волнения, но в последствии на исходе военного потенциала России все слои общества требовали окончания войны).

4. Каковы  причины поражения России в войне? (Слабая промышленность, Низкое оснащение армии, непонимание солдатами причин участия в войне и усталость общества от войны

Работа с текстом: 1. Изучить высочайший манифест Николая II от 20 июля 1914 г. и назвать причины вступления России в войну  перечисленные Царем.(« С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования…. Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь , достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что  на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные».) Слайд №3.

2. Проанализировать военно-технический потенциал стран участниц, расходы на вооружение и население и ответить на вопрос. Почему население России не выдержало пресса войны и свергло правительство?(Слабая подготовленность, отсутствие пропаганды, недостаток вооружений, пассивность союзников на Западном фронте, низкий уровень доходов на душу населения). Слайд №4-6.

Тестирование слабых учащихся. Материал №1

III. Россия в годы Первой мировой войны (изучение нового материала).

    Участие России в первой мировой к сожалению до сих пор сухой факт, забытый подвиг более похожий на агонию. Сегодня мы собрались что бы вспомнить, чем обладала Россия на момент начала войны, какие достижения были сделаны и какой ценой войну могли выиграть.

1. Забытые достижения России.  К началу  1914 г. мы обладали армией вооруженной новейшим вооружением (Винтовка Мосина, пулемет Мадсена и Максима),  униформой защитного цвета и гордостью что мы великая держава. Но сегодня все забыто и подается как отсталость и убогость. Забыты подвиги экспедиционного корпуса во Франции, не щадившего жизни ради помощи союзникам. Никто не помнит и достижения конструкторов, самолет Илья Муромец, единственный в мире бомбардировщик, мы обладали флотом в 80 таких машин, выполнявших удачно военные операции и потеряли всего 1 машину за всю войну. Именно на такой машине прославился единственный чернокожий офицер  - прапорщик Марсель Пля. Царь танк стал символом конструкторской мысли России, к сожалению провальный как и итог России в войне.

2. Подвиги России – Сморгонь и Осовец.   К сожалению, сегодня забыты подвиги солдат.  Их  только начали  вспоминать и требовать  вернуть учащимся память о них. Это 810-ая битва за Сморгонь, подвиг сопостовимый с Верденом и Сомом. Но символом Борьбы за родину сегодня мы вправе назвать Осовец, прославленный словами «Русские не сдаются».

Фильм «Осовец». 

    Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней! Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты», 800-килограммовые снаряды которых, проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. (которые русские ухитрились при этом подбить). Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было. Все живое на территории крепости было отравлено. Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов!Русские шли в полный рост. Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия.
Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника! Слайды 8-20.

    К празднованию 100-я первой мировой войны был спонсирован и снят ролик военно- патриотическим клубом «Пехотинецъ», участником и историком которого я являюсь, с целью напомнить людям, что  главное не причины начала войны, а главное подвиг солдата и офицера, желание защитить родину от врага любой ценой.

Фильм «Русские не сдаются».

IV. Закрепление материала. 1. Причины участия России в войне названные Николаем II в манифесте от 20 июля 1914 г.? 2. Каковы причины поражения Россия в войне? 3. Какие примеры мужества русских солдат в войне, можно внести в учебники как показатель высочайшего подвига и любви к родине?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия в Первой мировой войне

Слайд 2

Следуя историческим своим заветам, Россия, единственная по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования…. Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелеваем привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров… Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь , достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные. Из высочайшего Манифеста императора Никола II 20 июля 1914 г.

Слайд 3

Участие в первой мировой войне обошлось России дешевле других ведущих государств мира, если брать расходы на душу населения . Почему же русский народ не выдержал пресса войны и сверг правительство? Проанализируйте таблицу "Национальный доход ведущих государств за годы первой мировой войны" и сделайте выводы. Национальный доход ведущих государств за годы Первой мировой войны, в долларах США Страна Национальный доход (млн.) Национальный доход в абсолютных числах на душу населения Россия 58 458 335,8 Великобритания 69 979 1 521,7 Франция 577 733 1 443,2 США 199 275 2 034,4 Германия 80 542 1 186,2 Австро-Венгрия 30 044 602,2

Слайд 4

ЭТО ВОЙНА: Н ового оружия – самолётов, танков, газов,… О громных потерь и разрушений В место манёвренной стала позиционной А гитации и государственного регулирования Я сно показала важность мощи экономики

Слайд 5

Экспедиционный корпус русской армии во Франции

Слайд 6

Моторист-стрелок «Ильи Муромца» Марсель Пля

Слайд 8

ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ К олоссальные потери (10 млн. убитых, 20 млн. раненых...) Р еволюции и развал в России, Германии, Турции, Австро-Венгрии О богащение США , потеря главными участниками 1/3 богатства В ерсальско -Вашингтонская система посеяла семена новой войны:

Слайд 10

15 сентября 1915 года началась 810-ая Битва за Сморгонь.

Слайд 11

«Атака Мертвецов, или Русские Не Сдаются!» Русские не сдаются! Русские не сдаются! С честью не расстаются! Мужеством цепи рвутся!

Слайд 12

Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней!

Слайд 13

Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты», 800-килограммовые снаряды которых, проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. (которые русские ухитрились при этом подбить).

Слайд 14

Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было. Все живое на территории крепости было отравлено.

Слайд 15

Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов! Русские шли в полный рост.

Слайд 16

Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия. Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....