Разработка урока "Княжеский пир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Морозова Альбина Владимировна

В уроке отражена  работа в сотрудничестве (групповая и коллективная форма работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knyazheskiy_pir_1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»

Разработка урока

по

изобразительному искусству

в 4 классе

Учитель ИЗО и черчения

Морозова А.В.

Муром

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка.

Благодаря воспитанию прекрасного в природе и искусстве,
человек открывает прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

           Данный урок изобразительного искусства является уроком обобщения во второй четверти «Древние города нашей земли» в  4 классе, по программе                Б. М. Неменского, 1 час в неделю.

В классе обучается 25 учеников. Успеваемость по предмету 85%. Результаты тестирования показали, что 8 уч-ся  ( 32% ) обладают высокой степенью развития художественно-эстетических способностей, что позволяет использовать данный потенциал в творческой индивидуальной и совместной деятельности. Отношения между учащимися класса доброжелательные, строятся на взаимопонимании, взаимопомощи. Совместная деятельность учащихся позволяет лучше узнать друг друга, научиться сотрудничать.

 

           Цель данного урока: обобщить  знания об изображении и украшении теремных палат, познакомить с праздничными одеждами древнерусского костюма, воспитать любовь к историческому прошлому своего народа.

   Знакомство с изображением и украшением древнерусского костюма, закрепление знаний об украшении царских палат  проводится с помощью мультимедийных технологий, в сочетании с музыкальными произведениями Мусоргского «Рассвет на Москве реке», попурри из русских народных мелодий. На экране демонстрируются: фрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила» (видео - письмо, приглашение на царский пир), изображения русских костюмов, репродукции картин В. Васнецова «Царевна лягушка», Л.Владимирского «Руслан и Людмила», купола родного города.

     Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию любви к историческому прошлому своего народа, видеть прекрасное, выражать свои мысли и, чувства, расширению словарного запаса.

     

На уроке также используются здоровьесберегающие технологии в виде элемента игровой драматургии (где скоморох Петрушка, зазывая ребят на пир       к князю Владимиру, проводит с ними физкультминутку.)

            Результатом работы является аппликационное коллективное панно «Княжеский пир». Здесь вводится работа по группам и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Нарисованные, а затем вырезанные  детали прикрепляются к панно булавками. После коллективного обсуждения композиционного решения панно, фигурки приклеиваются.  Это способствует развитию композиционного мышления, воспитывает трудолюбие. Также совместная творческая деятельность развивает коммуникативные задачи:  учит детей общению, договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества  и  уверенность в своих силах.

     

Передача чувств и настроения с помощью красок (создание определенного колорита в работе) – развивает воображение, творческое мышление.

Тема урока:    «Княжеский пир»

(Урок-путешествие)

Цели и задачи урока:

  • Обобщение  знаний об изображении и украшении в создании теремных палат;
  • Знакомство с праздничными одеждами древнерусского костюма;
  • Формирование коммуникативных компетенций через групповые формы работы;
  • Вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное  восприятие  темы;
  • Развитие творческих способностей, образного мышления;
  • Воспитание трудолюбия, любовь к историческому прошлому своего народа.

Основные понятия: 

кафтан, ферязь, охабень, душегрея, летник.

Межпредметные связи: 

история,  литература, музыка.

Зрительный ряд: 

                              репродукции картин  Виктора Васнецова «Царевна лягушка», Леонида Владимирского «Руслан и Людмила»; изображения русских костюмов; фрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила».

Литературный ряд:

отрывки из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».

Музыкальный ряд: 

Мусоргский «Рассвет на Москве реке» из оперы Хованщины, попурри из русских народных мелодий.

Материалы: 

        бумага формата  А4, А1, гуашь, кисти,  баночки для воды, клей, ножницы, цв. бумага,  плиточная панель,  магнитики. 

Оформление класса: 

класс подготовлен для работы в группах: 5 групп по             5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах. На стенах выставка работ учащихся.

Ход урока: На перемене звучит музыка (Мусоргский «Рассвет на  

                                                                                                               Москве реке»)  

                     

Здравствуйте ребята!

                      Сегодня, какой – то удивительно сказочный день. Со мной происходят волшебные события, звучит  сказочная музыка, а тут вот еще какое - то загадочное письмо. Давайте его откроем. Это же видеописьмо. Интересно, что там, сейчас посмотрим.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Руслан и Людмила» (приглашение на пир)

Учитель:  Ребята, что это за сказка, вы узнали ее?

Ученики:

                    (ответы детей, это сказка «Руслан и Людмила», к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

Учитель: Правильно, ребята! Сегодня действительно сказочный день и я предлагаю   вам,     отправится в путешествие. Закройте все глаза, представьте, что мы садимся в сказочный корабль, который является машиной времени, и перенесемся на нем в волшебный мир поэмы и станем гостями на пиру у князя Владимира.

(звучит музыка, появляется слайд пира из поэмы «Руслан и Людмила»

Учитель: Открываем глаза.

(Под музыку попурри из русских народных мелодий читается стих)

                                        Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

                                        За князя храброго Руслана.

 

                  - Где мы с вами оказались?

Ученики: (Ответы детей:

На пиру, на свадьбе у Руслана и Людмилы)

Учитель: Правильно, на пир, на свадьбу Руслана и Людмилы. Вы молодцы, ребята. Вы сами назвали тему нашего урока.

Тема урока:  «Княжеский пир»

(на доске открывается тема урока)

Учитель:  Ребята, а что такое пир?

 Ученики:

 (ответы ребят)      (слайд –  картина, определение пира)

Учитель:  Пир – это большой званый обед.

 А кто еще  пришел на пир к князю Владимиру?  

Ученики:

 (ответы учащихся) Князья, бояре, русские богатыри.

Учитель: А как вы узнали, что на пир пришли князья, бояре, русские богатыри?

Ученики: (ответы ребят: по одежде, нарядам)             

Учитель:  Так что же носили мужчины и женщины?

                   (ответы ребят)

Учитель:  А давайте послушаем, что скажут нам мои помощники юные историки.

Показ слайдов.

Ученик 1:

 Праздничная рубаха, имевшая вышивку понизу рукавов, вороту и подолу.

Учитель: Чем служила вышивка на рубахах?

Ученики:

 (ответы учащихся)

Учитель: Правильно, она была украшением и оберегом, оберегала хозяина от разных бед.

Ученик 1:

- Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда с четырёхугольным вышитым золотом воротником.

- Ферязь – праздничная верхняя длиннополая одежда, застегивалась впереди накладными петлями, у нее были очень длинные рукава, одевали их в сборку.

- Охабень – праздничная верхняя длиннополая одежда с четвероугольным откидным или стоячим воротником, его особое отличие длинные чисто декоративные рукава, которые завязывались на спине.

Ученик 2:

- Охабень Опашень – мужская и женская верхняя летняя одежда. Разновидность охабня, длинная, без воротника и петлиц, с частыми пуговицами, украшенная по краям золотым и шелковым шитьем. Откидные длинные рукава свободно висят вдоль тела, а руки продевались в особые прорези. Женщины поверх опашня надевали душегреи или телогреи. 

- Душегрея – короткая сборчатая кофта без рукавов.

- Летник –  летняя женская одежда с длинными широкими рукавами.

Учитель: Русские былины рассказывают, как в высоком княжеском тереме, за дубовыми столами сидит князь Владимир со своей дружиной. Во всех царских палатах стены и сводчатые потолки украшены затейливым растительным орнаментом, позолоченной резьбой, пирующие сидят за столами, убранными дорогой посудой, полной разными кушаньями.

                  - Ребята, внимательно послушайте наших историков и затем назовите, какая посуда была на столах у князя?

Ученик 1:

                  (стих читается под музыку)

                                        Поначалу все молчат,
Лишь посудою стучат.
Драгоценную посуду –
Золотой чеканки блюда –
Мастерили для двора
Наши деды-мастера.

Ученик 2:                      

И на блюде весом в пуд
Трое стольничьих несут

                                        Диво дивное такое:
Лебедь в перьях, как живой,
А под перьями – жаркое
Из лебедки молодой.
Гости кушали руками,
Утирались рушниками –
Полагалось это встарь.
Вилкой кушал князь да царь.

Учитель:  Какая посуда была на столе у князя?

Ученики: 

                     Драгоценная, из золота.

Учитель: Что еще было на столе? Что удивило гостей?

Ученики: 

                  На столе были различные блюда, напитки. Удивило гостей блюдо с лебедем.

Учитель:  А вот как изображали пир русские художники (Слайды)

                  Как художники украсили боярскую одежду, княжеские палаты?

Ученики:

                  Боярская одежда и княжеские палаты богато украшены травяными узорами, орнаментом.

Учитель: Какие краски использовали художники в своих произведениях?

Ученики:

                 Художники использовали теплые, яркие краски, много света, расписные палаты дворца.

Учитель: Какое настроение передают эти произведения?               

Ученики:

                 Радостное, праздничное.

(вбегает петрушка)

Петрушка: Здравствуйте, дорогие гости! А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Здравствуйте, славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам здоровьица, миловидные барышни! Я ваш старый знакомый  - скоморох  Петрушка. Пришёл  вас позабавить, потешить да на пир свадебный направить по приглашению князя Владимира.

Учитель: Петрушка, ты я вижу весёлый малый, а зарядку для ребят провести сможешь?

Петрушка: Конечно, смогу.

Физкультминутка.

Учитель: Ребята, мы попали на пир свадебный, а на него без подарка идти не принято. А самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Поэтому я предлагаю вам создать коллективное панно «Княжеский пир».

Практическая работа.

Вы разделены на группы,  каждой группе нужно выполнить  свое задание: две группы – художники модельеры – работают над костюмами гостей,  две группы – художники дизайнеры – работают над интерьером терема и его убранством.

(Практическая работа выполняется под мелодию Мусоргского «Рассвет на  

                                                                            Москве реке» из оперы Хованщины)

        (Нарисованные, а затем вырезанные  детали прикрепляются к панно).

Учитель:                                    Заключение.

В стольном было городе во Киеве,

Что у ласкова, сударь, князя Владимира,

А и было пированье, почестный пир,

Много на пиру было князей и бояр,

И русских могучих богатырей.

Все на пиру наедалися,

Все на пиру напивалися,

Все на пиру любовалися

Гридницею высокою.

Гусляры пели славу Владимиру,

Владимиру Красное Солнышко,

Князю стольнокиевскому.

Учитель:  А теперь ребята нам пора возвращаться домой. Закройте глаза, представьте, что мы сели на наш волшебный корабль – машину времени, и вернулись домой в наш родной город Муром, в наш класс.

                    - Ребята, вам понравилось наше путешествие? 

Ученики:

                    (ответы ребят)

Учитель:   Как вы думаете, понравится наш подарок князю Владимиру?

Ученики:

                    (ответы ребят)

 Учитель:  Расскажите, какие элементы исторического костюма вы использовали в своем эскизе? Какие краски вы использовали для передачи праздничного настроения?

Ученики:  (ответы ребят)

                       Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....