Разработка урока "Княжеский пир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
В уроке отражена работа в сотрудничестве (групповая и коллективная форма работы)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» Разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе Учитель ИЗО и черчения Морозова А.В. Муром 2011 – 2012 учебный год |
Пояснительная записка.
Благодаря воспитанию прекрасного в природе и искусстве,
человек открывает прекрасное в самом себе.
В.А.Сухомлинский
Данный урок изобразительного искусства является уроком обобщения во второй четверти «Древние города нашей земли» в 4 классе, по программе Б. М. Неменского, 1 час в неделю.
В классе обучается 25 учеников. Успеваемость по предмету 85%. Результаты тестирования показали, что 8 уч-ся ( 32% ) обладают высокой степенью развития художественно-эстетических способностей, что позволяет использовать данный потенциал в творческой индивидуальной и совместной деятельности. Отношения между учащимися класса доброжелательные, строятся на взаимопонимании, взаимопомощи. Совместная деятельность учащихся позволяет лучше узнать друг друга, научиться сотрудничать.
Цель данного урока: обобщить знания об изображении и украшении теремных палат, познакомить с праздничными одеждами древнерусского костюма, воспитать любовь к историческому прошлому своего народа.
Знакомство с изображением и украшением древнерусского костюма, закрепление знаний об украшении царских палат проводится с помощью мультимедийных технологий, в сочетании с музыкальными произведениями Мусоргского «Рассвет на Москве реке», попурри из русских народных мелодий. На экране демонстрируются: фрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила» (видео - письмо, приглашение на царский пир), изображения русских костюмов, репродукции картин В. Васнецова «Царевна лягушка», Л.Владимирского «Руслан и Людмила», купола родного города.
Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию любви к историческому прошлому своего народа, видеть прекрасное, выражать свои мысли и, чувства, расширению словарного запаса.
На уроке также используются здоровьесберегающие технологии в виде элемента игровой драматургии (где скоморох Петрушка, зазывая ребят на пир к князю Владимиру, проводит с ними физкультминутку.)
Результатом работы является аппликационное коллективное панно «Княжеский пир». Здесь вводится работа по группам и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Нарисованные, а затем вырезанные детали прикрепляются к панно булавками. После коллективного обсуждения композиционного решения панно, фигурки приклеиваются. Это способствует развитию композиционного мышления, воспитывает трудолюбие. Также совместная творческая деятельность развивает коммуникативные задачи: учит детей общению, договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Передача чувств и настроения с помощью красок (создание определенного колорита в работе) – развивает воображение, творческое мышление.
Тема урока: «Княжеский пир»
(Урок-путешествие)
Цели и задачи урока:
- Обобщение знаний об изображении и украшении в создании теремных палат;
- Знакомство с праздничными одеждами древнерусского костюма;
- Формирование коммуникативных компетенций через групповые формы работы;
- Вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
- Развитие творческих способностей, образного мышления;
- Воспитание трудолюбия, любовь к историческому прошлому своего народа.
Основные понятия:
кафтан, ферязь, охабень, душегрея, летник.
Межпредметные связи:
история, литература, музыка.
Зрительный ряд:
репродукции картин Виктора Васнецова «Царевна лягушка», Леонида Владимирского «Руслан и Людмила»; изображения русских костюмов; фрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила».
Литературный ряд:
отрывки из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».
Музыкальный ряд:
Мусоргский «Рассвет на Москве реке» из оперы Хованщины, попурри из русских народных мелодий.
Материалы:
бумага формата А4, А1, гуашь, кисти, баночки для воды, клей, ножницы, цв. бумага, плиточная панель, магнитики.
Оформление класса:
класс подготовлен для работы в группах: 5 групп по 5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах. На стенах выставка работ учащихся.
Ход урока: На перемене звучит музыка (Мусоргский «Рассвет на
Москве реке»)
Здравствуйте ребята!
Сегодня, какой – то удивительно сказочный день. Со мной происходят волшебные события, звучит сказочная музыка, а тут вот еще какое - то загадочное письмо. Давайте его откроем. Это же видеописьмо. Интересно, что там, сейчас посмотрим.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Руслан и Людмила» (приглашение на пир)
Учитель: Ребята, что это за сказка, вы узнали ее?
Ученики:
(ответы детей, это сказка «Руслан и Людмила», к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Учитель: Правильно, ребята! Сегодня действительно сказочный день и я предлагаю вам, отправится в путешествие. Закройте все глаза, представьте, что мы садимся в сказочный корабль, который является машиной времени, и перенесемся на нем в волшебный мир поэмы и станем гостями на пиру у князя Владимира.
(звучит музыка, появляется слайд пира из поэмы «Руслан и Людмила»
Учитель: Открываем глаза.
(Под музыку попурри из русских народных мелодий читается стих)
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.
- Где мы с вами оказались?
Ученики: (Ответы детей:
На пиру, на свадьбе у Руслана и Людмилы)
Учитель: Правильно, на пир, на свадьбу Руслана и Людмилы. Вы молодцы, ребята. Вы сами назвали тему нашего урока.
Тема урока: «Княжеский пир»
(на доске открывается тема урока)
Учитель: Ребята, а что такое пир?
Ученики:
(ответы ребят) (слайд – картина, определение пира)
Учитель: Пир – это большой званый обед.
А кто еще пришел на пир к князю Владимиру?
Ученики:
(ответы учащихся) Князья, бояре, русские богатыри.
Учитель: А как вы узнали, что на пир пришли князья, бояре, русские богатыри?
Ученики: (ответы ребят: по одежде, нарядам)
Учитель: Так что же носили мужчины и женщины?
(ответы ребят)
Учитель: А давайте послушаем, что скажут нам мои помощники юные историки.
Показ слайдов.
Ученик 1:
Праздничная рубаха, имевшая вышивку понизу рукавов, вороту и подолу.
Учитель: Чем служила вышивка на рубахах?
Ученики:
(ответы учащихся)
Учитель: Правильно, она была украшением и оберегом, оберегала хозяина от разных бед.
Ученик 1:
- Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда с четырёхугольным вышитым золотом воротником.
- Ферязь – праздничная верхняя длиннополая одежда, застегивалась впереди накладными петлями, у нее были очень длинные рукава, одевали их в сборку.
- Охабень – праздничная верхняя длиннополая одежда с четвероугольным откидным или стоячим воротником, его особое отличие длинные чисто декоративные рукава, которые завязывались на спине.
Ученик 2:
- Охабень Опашень – мужская и женская верхняя летняя одежда. Разновидность охабня, длинная, без воротника и петлиц, с частыми пуговицами, украшенная по краям золотым и шелковым шитьем. Откидные длинные рукава свободно висят вдоль тела, а руки продевались в особые прорези. Женщины поверх опашня надевали душегреи или телогреи.
- Душегрея – короткая сборчатая кофта без рукавов.
- Летник – летняя женская одежда с длинными широкими рукавами.
Учитель: Русские былины рассказывают, как в высоком княжеском тереме, за дубовыми столами сидит князь Владимир со своей дружиной. Во всех царских палатах стены и сводчатые потолки украшены затейливым растительным орнаментом, позолоченной резьбой, пирующие сидят за столами, убранными дорогой посудой, полной разными кушаньями.
- Ребята, внимательно послушайте наших историков и затем назовите, какая посуда была на столах у князя?
Ученик 1:
(стих читается под музыку)
Поначалу все молчат,
Лишь посудою стучат.
Драгоценную посуду –
Золотой чеканки блюда –
Мастерили для двора
Наши деды-мастера.
Ученик 2:
И на блюде весом в пуд
Трое стольничьих несут
Диво дивное такое:
Лебедь в перьях, как живой,
А под перьями – жаркое
Из лебедки молодой.
Гости кушали руками,
Утирались рушниками –
Полагалось это встарь.
Вилкой кушал князь да царь.
Учитель: Какая посуда была на столе у князя?
Ученики:
Драгоценная, из золота.
Учитель: Что еще было на столе? Что удивило гостей?
Ученики:
На столе были различные блюда, напитки. Удивило гостей блюдо с лебедем.
Учитель: А вот как изображали пир русские художники (Слайды)
Как художники украсили боярскую одежду, княжеские палаты?
Ученики:
Боярская одежда и княжеские палаты богато украшены травяными узорами, орнаментом.
Учитель: Какие краски использовали художники в своих произведениях?
Ученики:
Художники использовали теплые, яркие краски, много света, расписные палаты дворца.
Учитель: Какое настроение передают эти произведения?
Ученики:
Радостное, праздничное.
(вбегает петрушка)
Петрушка: Здравствуйте, дорогие гости! А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Здравствуйте, славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам здоровьица, миловидные барышни! Я ваш старый знакомый - скоморох Петрушка. Пришёл вас позабавить, потешить да на пир свадебный направить по приглашению князя Владимира.
Учитель: Петрушка, ты я вижу весёлый малый, а зарядку для ребят провести сможешь?
Петрушка: Конечно, смогу.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, мы попали на пир свадебный, а на него без подарка идти не принято. А самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Поэтому я предлагаю вам создать коллективное панно «Княжеский пир».
Практическая работа.
Вы разделены на группы, каждой группе нужно выполнить свое задание: две группы – художники модельеры – работают над костюмами гостей, две группы – художники дизайнеры – работают над интерьером терема и его убранством.
(Практическая работа выполняется под мелодию Мусоргского «Рассвет на
Москве реке» из оперы Хованщины)
(Нарисованные, а затем вырезанные детали прикрепляются к панно).
Учитель: Заключение.
В стольном было городе во Киеве,
Что у ласкова, сударь, князя Владимира,
А и было пированье, почестный пир,
Много на пиру было князей и бояр,
И русских могучих богатырей.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Все на пиру любовалися
Гридницею высокою.
Гусляры пели славу Владимиру,
Владимиру Красное Солнышко,
Князю стольнокиевскому.
Учитель: А теперь ребята нам пора возвращаться домой. Закройте глаза, представьте, что мы сели на наш волшебный корабль – машину времени, и вернулись домой в наш родной город Муром, в наш класс.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ученики:
(ответы ребят)
Учитель: Как вы думаете, понравится наш подарок князю Владимиру?
Ученики:
(ответы ребят)
Учитель: Расскажите, какие элементы исторического костюма вы использовали в своем эскизе? Какие краски вы использовали для передачи праздничного настроения?
Ученики: (ответы ребят)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

