Урок мужества "Детство опаленное войной"
классный час по теме

урок  мужества проведенный в школе- интернат  8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок мужества.52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

«Детство, опалённое войной»

Цель: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности на

          примерах подвигов детей в Великой Отечественной войне.

Оформление: портреты пионеров героев, рисунки детей на военную тему,

                       фотографии детей военной поры.

В центре эпиграф:

Снова майские звёзды в полях зацветают,

И вдоль старых окопов плывёт тишина

Там когда-то гремела большая,

Не по детскому росту, война.

Звучит песня «Журавли» слова: Р.Гамзатов, Н.Гребнёв, музыка: Я Френкель.

Классный руководитель: 

С каждым годом всё дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. В этом году мы будем отмечать 65 годовщину Победы над фашисткой Германией. Время неумолимо движется вперёд, но память о тех трагических событиях жива в наших сердцах. И мы с вами, кто родился через много лет после войны, знаем о ней, помним, и будем помнить. Будем помнить всех тех, кто погиб за Победу, за наше светлое будущее, будем чтить наших ветеранов, которые живы. Ведь недаром говорят: «Пока помнят человека – он жив». Давайте никогда не забывать об этом.

Звучит песня: «За того парня» слова: Р.Рождественского, музыка: М. Фрадкин. Далее ученик читает стихотворение Вадима Сикорского

Как я люблю людей родной России!

Они тверды. Их вспять не повернёшь!

Они своею кровью оросили

Те нивы, где сегодня всходит рожь.

Их не согнули никакие беды.

И славить вечно вся земля должна.

Простых людей, которым за победы

Я б звёзды перелил на ордена.

Классный руководитель:

        Все вы ребята, ждёте лето, летние каникулы. Строите планы. Так было и у школьников в далёком 1941 году. Лето обещало им много радости, солнца, тепла, цветов, речек и моря. Но им было послано другое. Суровое и страшное испытание на прочность и мужество. Мы всегда меряем горе слезинкой ребёнка, а во время войны пролился океан детских слёз. И сегодня мы будем говорить с вами о детях военной поры, о их жизни в годы войны, которая принесла им столько лишений и страданий.

        Началась война и подростки вместе с родителями шли в военкоматы, они тоже хотели бить врага, освобождать свою землю от захватчиков. Война пришла в каждый дом. Одни ушли на фронт, другие трудились в тылу, третьи были в партизанских отрядах.  Война не могла не затронуть судьбы детей и подростков.

Стихотворение читает второй ученик

«Военное дело» В.Фирсов

Ни котла ни двора и ни хаты –

Вся деревня под снегом живёт.

Эти годы, что были когда-то,

Горечь детства забыть не даёт…

Мы великих дел не вершим

И по трижды чужой вине,

Как солдаты,

В землянках жили,

 Умирали,

Как на войне.

Классный руководитель:

        На Южный Урал приехали воспитанники детского дома. Пройдя обучение, они стали работать на заводе. Дети работали в две смены. Особенно тяжело было работать во вторую смену. Дети постоянно хотели есть, и спать, но, не смотря на это они выполняли и перевыполняли норму.

Сергей Мороз выполнял 14 норм, а было ему в ту пору всего лишь 16  лет. Дети жили очень тяжело, а работали героически. И лозунг «Всё для фронта, всё для победы» стал клятвой.

Третий ученик читает стихотворение В.Саянова

Что мы пережили, расскажет историк,

Был сон наш тревожен, и хлеб наш был горек,

Да, что там! Сравнения ввек не найти,

Чтоб путь описать где пришлось нам пройти…

Классный руководитель:

        По всей стране разворачивались эвагоспиталя. В них работали лучшие врачи и медицинские сёстры, но выздоровление бойцов было бы, наверное, более длительным без участия детей. Они брали шефство над госпиталями, организовывали концерты, делали раненым подарки.

        В тылу врага осталось очень много детей. И эти дети всеми силами стремились отбросить врага со своей территории. Они шли в партизаны.

Четвёртый ученик читает стихотворение О. Алексеева.

Стрельбе прицельной, как солдата,

Седой отец учил меня –

Из боевого автомата

Прямыми строчками огня.

Плыл запах пороха, сирени,

Стоял тревожный, дымный май.

И поднимался в наступленье

Огромный партизанский край…

Классный руководитель:

        Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких ребятах, которые во время войны были в партизанских отрядах.

Витя Коробков:

Война застала мальчика в пионерском лагере «Артек», куда он был направлен за отличную учёбу. Родной его город, Феодосия, оккупирован фашистами, но действует подполье, партизаны сражаются с врагом. Вернувшись домой, двенадцатилетний мальчик становится участником освободительной борьбы. Внимательно следит он за фашистами, проверяющими пропуска, и однажды, увидев упавший на землю пропуск, подобрал его и принёс отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков.

        Потом вместе с отцом он уходит к партизанам. Он так мал и неприметен, что фашисты не обращают на него внимания. Он гоняет по улице обруч, а вернувшись в отряд, рисует расположение пулемё1тов, танков, сообщает где и сколько разместилось солдат. На основании его данных партизаны наносят точные удары по врагу.

        По доносу предателя Витю схватили, держали в одиночной камере, долго потом пытали, но ни слова не добились враги от мальчика. И тогда в бессильной ярости они расстреляли его. Было это 9 марта 1944 года.

        Есть теперь в Феодосии улица, которая носит имя Вити Коробкова, а на доме где он жил, - мемориальная доска.  

Галя Комлева:

        Была связной в партизанском отряде. Вместе с картошкой и хлебом она переправляла в партизанский отряд донесения о расположении немецких войск. Вместе с другими ребятами Галя писала листовки, а ночью разбрасывала их по посёлку. Фашисты выследили её и схватили. Два месяца они держали девочку в гестапо, но ни избиения, ни пытки не сломили юную патриотку. Галя никого не выдала. Девочку немцы расстреляли. Посмертно Галя Комлева была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Вася Коробко:

        Васе партизаны поручают ответственное дело: стать разведчиком в самом логове врага. Он колет дрова и топит печи в штабе у немцев, а сам ко всему присматривается, всё запоминает и передает сведения партизанам. Каратели задумавшие уничтожить партизан, заставили мальчика вести их в лес, но Вася вывел немцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняли их за партизан, открыли бешеный огонь. Обе стороны понесли большие потери.

        Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов врага, сотни гитлеровцев. Но в одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени посмертно.

Саня Колесников:

        Санька, Саня, Сан Саныч… Так называли его боевые друзья. А в указах о награждениях звучало неизменно  гордо и весомо – Александр Александрович Колесников. Этот мальчик – а победу он встретил четырнадцатилетним! – награждён двумя орденами. Медалями «За отвагу» - дважды, «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Мальчик добывал развед. данные буквально под носом у врага. При взрыве моста он пострадал. Его подобрал фашистский катер. Сашу пытали, распяли на стене,   но разведчикам удалось отбить своего юного друга. Потом был госпиталь и победный путь до самого Берлина.

Пятый ученик читает стихотворение П.Шубина

Есть в этой бронзовой медали

Синь затемнённых фонарей

И отражённый в грозной дали

Огонь тяжёлых батарей…

Солдаты, дети, командиры

В крови, у смерти на краю.

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, -

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

Классный руководитель:

        Дети военного времени. Они воевали не только в партизанских отрядах. Они сражались в частях Красной Армии.

Аркадий Каманин:

        Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей разбило стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

        После этого мальчику разрешили учиться лётному делу. Он становился опытным пилотом, а было ему всего пятнадцать лет. До самой победы сражался он с врагом.

Я жизнь свою помню с огня и печали,

со звона декабрьской земли,

Когда динамитом кладбище взрывали,

чтоб мёртвые в землю легли.

Что было,

то было,

Что было,

не сплыло

Из памяти цепкой моей, -

я жизнь свою помню с блокадного тыла,

С морозного скрипа саней.

О. Шестинский.

Воспоминание о блокаде

        Дети блокадного Ленинграда. Они сражались с голодом, холодом, со смертью, как Таня Савичева. Девять страничек её дневника стали страшным документом войны. «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня» - это последняя запись в её дневнике. Но и Тане не суждено было жить, радоваться солнцу и теплу. Очень ослаблен был организм девочки. Вылечить Таню не удалось. Она умерла 1 июля 1944 года в детском доме инвалидов.

Шестой ученик читает стихотворение:

Она училась в нашей школе,

Был такая же, как все,

Но имя девочки, как ветер,

Как вздох промчалось по Земле.

Как быстро летят в мае белые ночи…

Но лучше бы та была подлинней,

В ту ночь только Таня с измученной мамой

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею детской рукою

В своём дневнике записала она,

Что мама…

А дальше число. Рядом с мамой

Она «умерла» написать не смогла

А после, как крик, вся душа нараспашку,

Что умерли все, что осталась одна,

А там за стеной надрывалась сирена,

Шёл 42-й, бесновалась война.

Классный руководитель:

        Тяжёлые испытания война принесла детям. Голод и холод, бомбёжки и концлагеря – эти испытания детям достались наравне со взрослыми. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свои юные жизни за Родину, за Победу. А в душах живых она осталась неизгладимым отпечатком боли, страдания и лишения.

Я из детства ушёл не как все,

А шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка…

Трудно вырасти из ребёнка,

Искалеченного войной.

Он отдали свои жизни за мир, за свободу, за нашу счастливую жизнь.

На фоне песни: «Сигнальщики – горнисты» сл.Добронравого, музыка А. Пахмутовой.

Ученик читает отрывок из ст-2 Р.Рождественского

«Реквием»

Разве для смерти

Рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

Нашей

Смерти

Родина?

Пламя

Ударило в небо! –

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте

На помощь…»

Родина

Славы

Никто у тебя не выпрашивал,

Родина

Просто был выбор у каждого…

Я или Родина!

(Песня звучит громче)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...