Программ "Физическое воспитание"
рабочая программа по теме

Малышева Татьяна Васильевна

программа и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fiz.vospitanie_malysheva_t.v.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Необходимо отметить, что воспитанники этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.

    Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний.

   Программа предназначена для детей от 14 лет с выраженным недоразвитием интеллекта. Физическая культура во всех ее проявлениях стимулирует позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма ребенка.

   В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. 

   В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.  

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с преподавателем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.

                                           Задачи программы:

  • Создание условий для формирования и совершенствования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
  • Создание условий для  воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности, волевых и эмоциональных качеств.

   Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности обучающегося с выраженным недоразвитием интеллекта на занятиях по физическому развитию

- учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);

- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;

- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);

- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;

- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;

- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

   К психологическим требованиям относятся:

- создание комфортного психологического климата на уроках по предмету «Физическое развитие» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;

- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);

- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример воспитателя, его открытость, выраженное внимание к каждому ребенку);

- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания воспитанников на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

   Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по предмету "Физическое воспитание». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные способности воспитанников..

   Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста ребенка.

   Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не только на весь организм, но и на определенные группы мышц.

   Организационная структура программы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут

   Организационная структура занятий:

Основной формой работы по физическому развитию является занятие.

   Каждое занятие должно планироваться в соответствии со следующими принципами:

-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;

- чередование различных видов упражнений;

- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию воспитанников.

   Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

   В работе с воспитанниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На занятиях широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.

   Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья воспитанников. Помещение, отведенное для занятий по физическому развитию, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем, пособиями и аптечкой первой помощи.

   На всех занятиях должны быть предприняты  меры для предупреждения несчастных случаев.

   Чтобы воспитанники усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. При планировании занятий необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.

   Поскольку воспитанники этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.

   На занятиях по предмету «Физическое развитие» детей и подростков необходимо учить:

- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;

- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;

- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.

   В процессе обучения по программе «Физическое развитие» воспитанников необходимо:

- знакомить, а затем уточнять и закреплять с ними понятийный аппарат (название движений, действий);

- учить последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;

- учить адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных игр;

- учить осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время занятий.

   Каждое занятие должно планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям воспитанников.

 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ обучающихся по ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ.

 Предполагается то, что обучающиеся будут знать:

  1. Как нужно одеваться на занятия физкультурой;
  2. Название предметов одежды;
  3. Что значит « шеренга», « колонна», « круг»;
  4. Правила поведения в спортивном зале;
  5. Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
  6. Правила поведения во время подвижных игр;

Предполагается то, что воспитанники будут  уметь:

  1. Выполнять команду « Становись!»;
  2. Строиться в шеренгу, в колонну;
  3. Держать мячи, обручи;
  4. Выполнять инструкции и команды воспитателя;
  5. Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;
  6. Чередовать ходьбу с бегом;
  7. Подпрыгивать на одной и двух ногах;
  8. Метать мячи одной рукой с места;
  9. Мягко приземляться при прыжках;
  10. Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством воспитателя;

                                           

                                           Тематическое планирование

№  

                                     Тема занятия

Кол-во

часов

Примечание.

 

                                          1 четверть.

 17ч

 

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

 1ч.

 

 1

Знакомство учащихся с оборудованием для занятий по физическому развитию. Правила поведения в спортивном зале Демонстрация того, что можно делать с физкультурными снарядами Совместные с каждым воспитанником игры с мячом.

1 ч.

 

               Построение и перестроение

 2 ч.

 

 2

Упражнение в построении по одному в ряд. Упражнение в построении в колонну друг за другом

1 ч.

 

 3

Упражнение в построении парами.

1 ч.

 

 4

.Упражнение в построении в круг.

1 ч.

 

         Ходьба и упражнения в равновесии

 2 ч.

 

 5

Ходьба в заданном направлении (к игрушке).

1 ч.

 

 6

Ходьба между предметами.

1 ч.

 

                 Бег

 2 ч.

 

 7

Бег по сигналу вслед за направляющим.

1 ч.

 

 8

Бег в  в разных направлениях.

1 ч.

 

                              Прыжки

 2 ч.

 

 9

Выполнение подскоков на двух ногах на месте, держась за руки и самостоятельно.

1 ч

 

10 

Подскоки на мячах – фитболах.

1ч.

 

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

 2 ч.

 

 11

Учить прокатывать мяч  двумя руками воспитателю. Прокатывание мяча под дугу и между предметами.

1 ч.

 

 12

Ловля мяча, брошенного воспитателем.

1ч.

 

                          Ползание и лазание

 2 ч.

 

 13

Ползание на животе по прямой.

1ч.

 

 14

Ползание на четвереньках в заданном направлении.

1ч.

 

                   Подготовка к спортивным играм

15

 Коррекционная подвижная игра «Стой прямо»

16

Игра с элементами общеразвивающих упражнений «Мы солдаты»

17

 Игра с бегом «Веселая эстафета»

                                            2 четверть

                          Построение и перестроение

 2 ч.

 

 1

Совершенствование построения в ряд и в колонну друг за другом

1 ч.

 

 2

Совершенствование построения парами

1 ч.

 

                      Ходьба и упражнения в равновесии

 2 ч.

 

 3

Ходьба по дорожке в заданном направлении с предметом в руке

1 ч.

 

 4

Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия

1 ч.

 

 Бег

2 ч.

 

 5

Упражнение в беге в заданном направлении с ленточкой в руках

1 ч.

 

 6

Бег по сигналу врассыпную

1 ч.

 

  Прыжки

 2 ч.

 

 7

Выполнение подскоков на месте совместно с воспитателем, держась за одну руку.

1 ч

 

 8

Подскоки на мячах - прыгунах

1ч.

 

 

 Катание, бросание, ловля округлых предметов.

 3 ч.

 

 9

Учить прокатывать мяч  двумя руками друг другу.

1 ч.

 

 10

Прокатывание цилиндров из полуфункциональных наборов

« Собери пирамидку».

1ч.

 

 11

Игровые упражнения с шариками в сухом бассейне.

1ч.

 

                      Ползание и лазание

 3 ч.

 

12 

Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой.

1ч.

 

 13

Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей.

1ч.

 

 14

Упражнения и игры в сухом бассейне.

1ч.

 

                     Подготовка к спортивным играм

15

 Коррекционная подвижная игра «По канату»

16

 Игра с элементами общеразвивающих упражнений «Слушай сигнал»

 

                                     3 четверть.

 

 

                       Построение и перестроение

 2 ч.

 

 1

 Совершенствование построения в колонну и в  шеренгу по сигналу

1 ч.

 

 2

Упражнение в построения парами по сигналу

1 ч.

 

                        Ходьба и упражнения в равновесии

 2 ч.

 

Ходьба по сенсорной тропе.

1 ч.

 

 4

Ходьба по коврику « ГОФР»

1 ч.

 

                          Бег

 2 ч.

 

Закрепление бегать по сигналу в заданном направлении к игрушке.

1 ч.

 

 6

Обучение бегу в медленном и быстром темпе.

1 ч.

 

                        Прыжки

 2 ч.

 

 7

Самостоятельное выполнение подскоков на ногах попеременно.

1ч.

 

 8

Прыжки, слегка продвигаясь вперед.

1 ч.

 

                     Ползание и лазание

2 ч.

 

 9

Обучение ползать на животе и на четвереньках по прямой по словесной инструкции

1ч.

 

 10

 Обучение пролезанию на четвереньках под дугой, рейкой.

1 ч.

 

Подготовка к спортивным играм

5 ч.

 

 11

Игры с прыжками: « Мячик кверху».

1 ч.

 

 12

 Игры с метанием, ловлей: « Метко в цель».

1 ч.

 

                  Игры на улице

6 ч.

 

 13

Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Форма одежды в зимний период времени для занятий физкультурой. Построение с санками в шеренгу

1 ч.

 

 14

 Катание на санках друг за другом.

1 ч.

 

15-16 

Катание друг друга на санках.

2 ч.

 

 17

Катание на санках - ледянках с небольшой горки.

1 ч.

 

 18

Катание на санках по двое.

1 ч.

 

 

                                     4 четверть

 

 

                         Построение и перестроение

 3ч.

 

 1

Обучение простейшим перестроениям из колонны в шеренгу и из шеренги в колонну.

1 ч.

 

 2

Обучение простейшим перестроениям из колонны по одному в колонну по два.

1 ч.

 

 3

Обучение простейшим перестроениям из колонны по два в колонну по одному.

1 ч.

 

                      Ходьба и упражнения в равновесии

 3 ч.

 

 4

Ходьба по дорожкам из ковролина. Ходьба по кругу, взявшись за руки.

1 ч.

 

 5

Перешагивание через незначительные препятствия.

1 ч.

 

Формирование умения двигаться под музыку с прихлопыванием.

1 ч.

 

                          Бег

 2 ч.

 

Бег в медленном темпе по сигналу в заданном направлении.

1 ч.

 

 8

Бег в быстром темпе по сигналу в заданном направлении.

1 ч.

 

                           Прыжки

 3 ч.

 

 9

Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением вперед.

1ч.

 

 10

Подпрыгивание на надувном мяче - фитболе.

1 ч.

 

                       Ползание и лазание

3ч.

 

 11-12

Лазание на гимнастическую стенку на три ступеньки с поддержкой воспитателя.

2ч.

 

13

Ползание по поверхности шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них.

1 ч.

 

           Игры на улице

4 ч.

 

 14

Подвижная игра « Охотники и Зайцы».

1 ч.

 

 15

Подвижная игра « У Медведя во бору».

1 ч.

 

 16

Подвижная игра « Хитрая лиса».

1 ч.

 

 17

Подвижные игры « Охотники и Зайцы», « У Медведя во бору», « Хитрая лиса».Закрепление.

1 ч.

 


 



                                                                                                     Утверждено решением



                                                                                                     педсовета



                                                                                                     от 30 августа 2013г   №1









                           



                               Программа    



                      «Физическое развитие»



                   Воспитатель: Малышева Татьяна Васильевна



                                               Детский дом им. Ушинского



                                                             п.Шимск
























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...