Обобщение опыта работы
материал
Обобщение опыта работы учителя по изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_grekova_o.a.docx | 63.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя изобразительного искусства
Грековой Ольги Александровны.
"Учение - это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних
интересов детей вне урока, и взаимоотношения
воспитанников в коллективе".
В.А.Сухомлинский.
Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Я как педагог не стою на месте, а постоянно нахожусь в творческом поиске идей , которые делают мой труд интересным, развивающим, результативным. Результатом работа стала тема по самообразованию: «Новые подходы в преподавании изобразительного искусства в работе с одаренными детьми».
МБОУ «Железногорская СОШ №4» с 40-летним стажем и со своими традициями. 2008 году школа стала победителем на областном образовательном форуме «Приангарье 2008» в номинации «Лучшее образовательное учреждение». В этой школе я проработала 20 лет.
Учебный кабинет оборудован всем необходимым для ведения учебно-воспитательного процесса: мультимедийным проекторам и ноутбуком, дидактическим и раздаточным материалом, наглядными пособиями, учебной и методической литературой. Это дает возможность применять инновационные технологии в преподавании предмета изобразительного искусства. Повышение эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий. В становлении личности учащихся школы большая роль отводится художественно-эстетическому воспитанию, которое способствовало развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов через:
- формирование потребности учащихся участвовать в творческих делах класса и школы;
- воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению;
- воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни;
- участие в творческих проектах, умение ориентироваться в огромном мире художественного наследия.
- Я в своей работе использую разные формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- факультативы; спецкурсы;
- конкурсы; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах.
У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. Оказываю методическую и консультативную помощь педагогам района, на протяжении нескольких лет являюсь руководителем районного методического объединения предметов эстетического цикла.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Сегодня, в условиях развития современного общества, личностно-ориентированные, игровые технологии и наиболее актуальны информационно – коммуникативные технологии (ИКТ), прочно и уверенно вошедшие в нашу жизнь охватили все сферы нашего общества, не обошли стороной и сферу образования. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным. В то же время учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность.
Таким образом, тема моего опыта «Новые подходы в преподавании изобразительного искусства в работе с одаренными детьми» на уроках как средство активизации познавательной деятельности учащихся является актуальной и перспективной.
Ведущей современной образовательной технологией в моей деятельности можно назвать идею личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманской) . Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка, создать условия для самовыражения как на уроке, так и во внеурочное время. Формируя эстетически ценностное сознание человека, искусство учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Окружающий мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении и становится художественным творением. На занятиях изобразительным искусством очень важно развивать способность к восприимчивости, фантазии и воображению, так как известно, что на творчество влияет та часть мировоззрения, которая сознательно или стихийно реализуется в образах. Необходимо учитывать возрастную психологию и неравномерную силу дарования детей. На уроках достигается с помощью демонстрации зрительного ряда, наблюдением за живой природой, за окружающим миром, интересной и проникновенной беседой с учениками, прослушиванием музыкальных, литературных произведений, внедрением нетрадиционных типов уроков:
- интегрированный урок;
- урок-спектакль, урок-игра;
- урок-экскурсия.
В результате у ребенка вырабатывается эстетическая оценка происходящего вокруг, что ведет к формированию культурно-эстетического формирования личности.
Богатство и гибкость направлений, методов и стилей в изобразительном искусстве дает возможность каждому проявить себя по мере своего таланта. Для детей с развитым художественным воображением и природной одаренностью созданы условия для развития таланта, индивидуального обучения и дальнейшего профессионального роста. Эти функции выполняют изостудия и ДХШ. Интерес и желание творить вызывают выставки, проводимые в детской школьной картинной галереи, где выставляются не только работы учеников по заданной теме и персоналии одаренных школьников, но и работы преподавателей.
Функции искусства – пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты; единственный стимул – развитое творческое начало.
Приемы формирования познавательного интереса школьников:
- актуальность и новизна содержания ;
- раскрытие значимости знаний ;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- сравнение и аналогии;
- эффект парадоксальности;
- разнообразие форм и методов обучения.
Развитие познавательного интереса учащихся достигается путем использования разнообразных методов, приемов, форм проведения учебного занятия. В условиях организации урока необходима определенная активизация познавательной деятельности, как самого учителя, так и учащихся, поскольку от их сотрудничества и взаимодействия зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса, который определяется степенью усвоения проходимого материала. При определении эффективности методики урока и средств обучения учителю необходимо помнить основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из результатов диагностики за 2011-2012 учебный год/ 2012-2013 учебный год видно, что мотивация учащихся повышается: очень высокая 9%/ 12%, высокая 24/26%, средняя 47/58%, низкая 20%/ 4%. На уроках и внеклассных мероприятиях использую игровые технологии. Провожу дидактические игры: «Вернисаж», «Найди ошибку», «Ожившие картины». Разгадывая кроссворды или викторины, учащиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Информационно-коммуникационные технологии дают возможность проводить интернет-уроки, виртуальные экскурсии в мир искусства, мотивировать учащихся на создание своих презентаций, видеофильмов, находить источники информации, воспитывать самостоятельн6ость и ответственность. С использованием в школе компьютеров вместе с электронными изданиями, среди которых были диски и по искусству, я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения:
- Изобразительное искусство. 5-6 классы: поурочные планы по программе В. С. Кузина. Компакт-диск для компьютера
- Изобразительное искусство. 5-8 классы. Компакт-диск для компьютера
- Изобразительное искусство. 7-8 классы: поурочные планы по программе В. С. Кузина. Компакт-диск для компьютера
- Интерактивные видеоуроки «Шедевры русской живописи» . Разделы: « Язык изобразительного искусства» 5-8 класс , «Виды, жанры изобразительного искусства» 5-8 класс ;
- «История костюма и быта»: Компакт-диск для компьютера Разделы: «Декоративно-прикладное искусство» 5-8 класс, «Многонациональное отечечественное искусство» 7 класс ;
- «Мировая художественная культура» :Компакт-диск для компьютера. Разделы: «Изобразительное искусство зарубежных стран». 7-8 класс
- Интерактивные видеоуроки «Всемирная история живописи» Разделы: «Изобразительное искусство зарубежных стран». 7-8 класс
- Энциклопедия России «Искусство России»: Компакт-диск для компьютера. Разделы : «Искусство моего народа», «Изобразительное искусство в жизни людей» 8 класс( творчество выдающихся русских (советских) художников и поэтов, а так же композиторов разного времени);
- Энциклопедия России «Культура и традиции России»: Компакт-диск для компьютера . Разделы : «В мире декоративно-прикладного искусства» -8 класс, «Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства».
Большой эффект в стимулировании и развитии познавательного интереса дают коллективные формы работы, предусмотренные программой под редакцией В. С. Кузина, которую использую в собственной деятельности. Принцип коллективного творчества выражается в том, что ученики совместно решают разнообразные учебные задачи, объединяясь в пары, тройки, группы. Именно эти различия создают мотивацию общения и делают его личностно- значимыми.
Познавательный интерес в учебном процессе является как бы преддверием к усвоению новых знаний, умений и навыков. Отсюда следует, что формирование познавательного интереса является одним из важнейших факторов развивающего обучения.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю, высокие результаты в обучении и воспитании детей (качество повысилось с 86,5% до 89,5%).
год | качество | успеваемость |
2010-2011 | 86,5% | 100% |
2011-2012 | 86,7% | 100% |
2012-2013 | 89,5% | 100% |
Эстетическое отношение школьника к окружающему миру - это его собственное, личностное отношение, потому, что его индивидуальное понимание жизни, мир его суждений и оценок всегда придают своеобразие конечному результату его изобразительной деятельности – рисунку. Таким образом, педагог должен так организовать преподнесение изучаемой темы, чтобы она стала для учащегося личностно значимой. А личностно значимой тема может быть только тогда, когда ученику близок материал, преподносимый на уроке. Главный вопрос уроков, какими должны быть люди, какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются.
На первом плане оказываются такие нравственные категории:
- добро как благо в сопоставлении со злом;
- что есть благо, благополучие, благодарность, благородство;
- что такое чувство собственного достоинства и как оно связано с великодушием;
- милосердие и готовность помочь людям;
- зло в контексте человеческого злословия, злорадство;
- раскаяние как признание вины.
Например, посвящая урок образу русского богатыря в искусстве, хотим показать детям, что история русского воина – пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры.
Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы находим в произведениях, посвященных Богоматери. Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Петрова-Водкина «Мать», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств. Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.
Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Искусство приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. В программе под редакцией В. С. Кузина имеет место блок уроков, который рассчитан на использование местного материала. Анализ возможностей города Железногорска и Нижнеилимского района убеждает нас в том, что уроки изобразительного искусства можно проводить, включая краеведческий принцип обучения. Знакомство с творчеством Г.И Замаратского, Н.П. Савичева.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.
Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Каждая беседа сопровождается видео рядом или презентацией по теме:
5 класс- Урок- экскурсия. «Золотая осень», « Богатырская тема в искусстве», « Золотые узоры Хохломы», « Русское зодчество. Старинный терем»;
6 класс- «В осеннем лесу, парке», « Новогодняя открытка», «Зимние забавы», « Тема материнства в ИЗО», « Красота народного костюма (русского)», « Русский быт в прошлые века», « Иллюстрации к литературному произведению»;
7 класс- «Красота вокруг нас», « Народ творец прекрасного», « Национальные традиции в культуре народа», « Красота родного края», « Изобразительное искусство зарубежных стран», « Изобразительное искусство Западной Европы 17 века», « Весна в произведениях художников 20 века», « Античная расписная керамика»;
8 класс- «Искусство моего народа», « Культура-зеркало русской души», « Русь деревянная», « Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов», « Древние образы в народном костюме. Символы цвета и формы», « Человек-мера всех вещей», « Закрепление темы «В мире ДПИ», « Течения и направления в ИЗО 20 века».
Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.
Для активизации деятельности учащихся в начале или конце урока, на этапе закрепления знаний используется приём кластер. Например, в 6 классе при изучении темы: Красота народного костюма «Русские валенки» можно составить кластер .
Для закрепления темы уроков хорошо себя зарекомендовал такой приём, как синквейн. Синквейн очень любят сочинять и сами учащиеся. Синквейн (англ) – путь мысли.
- Теплые , красивые, модные
- Хочется носить, украсить
- Народное творчество- это прошлое в настоящем
- Русская традиция.
Рефлексия – это обращение назад.
- Я узнал...
- Я научился...
- Я понял, что могу...
- Мне понравилось...
- Для меня стало новым...
- Меня удивило...
- У меня получилось...
- Я приобрёл...
- Мне захотелось...
- Меня воодушевило...
В своей практике использую для проведения факультативных занятий адаптированную программу по изобразительному искусству «Образы и символы времени» Н.В.Гросул - Москва, «Просвещение» 2007 г. (утверждена на методическом совете школы, протокол №1 от 7.09.2011 руководитель методического совета школы Носовская Т.А. заместитель директора по УВР).
Данная программа рассчитана на 3 года для детей 10-12 лет. Она позволяет развивать творческие способности ребенка, используя на занятиях музыку и литературу, видео фильмы. Знакомить ребят с современными техниками декора, историей искусства,
декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к своим традициям, культуре своего народа. По каждому разделу программы подводятся итоги в виде выставок, творческих вечеров, литературных гостиных, мюзиклов.
Кроме того, за время работы в школе, опубликовала несколько статей на основе анализа деятельности по разным вопросам:
- 2010 год, обобщила педагогический опыт на IV районном образовательном форуме по теме: «Духовно- нравственное воспитание средствами искусства» в номинации «Воспитательный потенциал образовательного учреждения», 2 место,
- 2011год, районный семинар по теме: « Инновационные технологии обучения, воспитания и развития одарённых детей». (сертификат)
- 2012 год, районный семинар по теме: «Внеклассная работа по предмету как средство развития творческого потенциала школьника». (сертификат)
- 2014 год, обобщила педагогический опыт на районном семинаре «Использование инновационных технологий в работе с одарёнными детьми» (сертификат)
- Опубликовала методический материал на страницах Всероссийского журнала для работников образования «Метод-сборник», (свидетельство №38-134-11-001)
- Опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru методическую разработку интегрированного урока «В мире много сказок» ( свидетельство СМИ № ФС77-43268)
- Опубликовала методическую разработку в социальной сети взаимовыручки для учителей (свидетельство № 20324111332)
- Районный фестиваль – конкурс « Информационные технологии в образовании Приилимья-2011» (диплом 2 степени)
- (методическая разработка урока с использованием ИКТ)
- Выступление на районном семинаре по теме: «Новые подходы в преподавании уроков музыки и изобразительного искусства» (сертификат)
- Открытый урок «В мире много сказок» 5 класс «Мастерская педагога» районный конкурс уроков по духовно-нравственному воспитанию. (анализ работы районного методического объединения предметов эстетического цикла за 2011-2012 уч. г.) (сертификат)
- Открытое внеклассное мероприятие- музыкальная гостиная «Сражаюсь, верую, люблю…» посвященная творчеству Эдуарда Асадова 5-7 класс.(районный семинар) (анализ работы районного методического объединения предметов эстетического цикла за 2012-2013 учебный год)(сертификат)
- Областной мастер-класс «Творческая мастерская на базе областного палаточного лагеря Содружество-2012» (благодарность)
- Всероссийский конкурс для педагогов «Лучший мастер-класс учителя» (сертификат),
- Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Лучшая методическая разработка» (сертификат №АА0207).
- Международного конкурса методических разработок «Мой лучший урок 2012-2013 учебного года» (сертификат №Ф 02810/13).
- Разработаны тестовые задания для заочной олимпиады по искусству для 5-7 классов. (утверждены на заседании районного методического объединения предметов эстетического цикла протокол №2 от 21 11 2013г.)
- Опубликовала методический материал на страницах Всероссийского журнала для работников образования «Метод-сборник», (свидетельство №38-134-11-001)
- Опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru методическую разработку интегрированного урока «В мире много сказок» ( свидетельство СМИ № ФС77-43268)
- Опубликовала методическую разработку в социальной сети взаимовыручки для учителей (свидетельство № 20324111332)
- Всероссийский конкурс для педагогов «Лучший мастер-класс учителя» (сертификат),
- Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Лучшая методическая разработка» (сертификат №АА0207).
- Международного конкурса методических разработок «Мой лучший урок 2012-2013 учебного года» (сертификат №Ф 02810/13).
- Районный фестиваль – конкурс « Информационные технологии в образовании Приилимья-2011» (диплом 2 степени)
- (методическая разработка урока с использованием ИКТ)
Для самообразования я использую опыт учителей школы, города и России с интернет - ресурса «Первое сентября» на сайте http://1september.ru. и др.; занимаюсь самосовершенствованием по владению ИКТ; систематически знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей страны. Материалы из опыта моей работы выложены на сайте http://nsportal.ru/grekova-olga-aleksandrovna
На протяжении пяти лет была руководителем русско- японского клуба, в котором занимались ученики с 5 по 11 класс. Рисунки победителей районного конкурса рисунков «Люблю тебя, мой край родной, воспетый в песнях и сказаньях» были отправлены в Японию, город побратим Саката.
В настоящее время моя выпускница, Серикова Надежда, учитель начальных классов, пришла работать в родную школу. Связывают свою будущую профессию с искусством: Сафина Мария, Новосибирский институт искусств, факультет декоративно-прикладное искусство и народные ремесла(4 курс); Трифонова Анастасия, Новосибирская архитектурно-строительная академия, информатика и дизайн, 2011; Екатерина Терещенко, Восточная Сибирская государственная академия образования гуманитарно-эстетический, Шпилева Софья, Колмыкова Екатерина, Новосибирская экономическая академия, дизайн (4 курс). В 2014 году будут поступать: Ачимова Наталья в Новосибирскую экономическую академию, дизайн; Гусенко Александра в Новосибирскую архитектурно-строительную академию, ландшафтный дизайн; Горбатова Екатерина на учителя изобразительного искусства .
Литература:
Программа «Изобразительное искусство. 1-9 классы» под редакцией В.С. Кузина.
Програмно -методические материалы «Изобразительное искусствов средней школе». В.С.Кузин.-М . : Дрофа, 2008.
Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей В.С. Кузин – 2-е изд, доп. И перераб.- М. :Просвещение, 1999;
Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. В 2 частях. С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев .-М. : Дрофа 2012 г.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина Авторы-составители: Дроздова С. Б. Издательство: Учитель, 2008
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина Авторы-составители: Дроздова С. В.
Издательство: Учитель, 2012
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина Авторы-составители: Андриенко Т. В.
Издательство: Учитель, 2008
Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина Составители: Павлова О. В. и др.
Издательство: Учитель, 2012
Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины
Авторы-составители: Павлова О. В.Издательство: Учитель, 2011
Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты Авторы-составители: Свиридова О. В. Издательство: Учитель, 2008
Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. / Н.М. Сокольникова. Обнинск : Титул, 1998.
Приложение 1.
Мои ученики реализуют свой личностный потенциал, участвуя в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня:
2011- Районная олимпиада школьников по «Искусству»- Трухан Е.- 1 место, Рюпина Н.- 2 место,
2013 год - Районная олимпиада школьников по «Искусству»- Кошель Е. -1 место, Лебедев И.- 3 место.
2011 год
- Районный( Всероссийский) конкурс рисунка «Байконур-Земля-Вселенная» - Трухан Е. -2место, Крамной А. 2 место,
Ядренникова А. -3 место, Пинчук Е. и Кирсанов К. сертификаты;
- Районный конкурс плакатов « Я выбираю жизнь» -Лихачёва О. -1 место, Максимова В. -1 место, Ядренникова А.- 1 место
- Всероссийский конкурс детских рисунков «Маленький принц и мы» Ядренникова А, диплом;
-Всероссийский конкурс рисунка «Байконур-Земля-Вселенная» Ядренникова А, Трухан Е., Крамной А, Пинчук Е., Кирсанов К.- сертификаты
2012 год
- Районный конкурс школьного рисунка «Люблю тебя, мой край родной, воспетый в песнях и сказаньях» Елага А. -1 место,
Григоровская В.- 2 место, Кошель Е. -3 место, Балахонова Я.- сертификат;
-Областной конкурс рисунков «Больше доноров -больше жизни», в рамках всероссийской программы поддержки донорского движения, (диплом).
2013 год
- Районный конкурс школьного рисунка «Люблю тебя, мой край родной, воспетый в песнях и сказаньях» Гордеева Е. 1 место, Кошель Е.- 2 место; работы были отправлены в Японию, город побратим Саката.
- Всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Цари» (муниципальный этап)
Гарбатова Е. -1 место;
-Всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Цари»- Горбатова Екатерина- 3 место;
- Всероссийский дистанционный конкурс детских рисунков «Радуга цвета 2013»Алямова Д., Кошель Е.- дипломы,
Курохтина Е. – сертификат;
- Международный конкурс «Талантливые дети» Самохватова Н.- диплом лауреата, Курохтина Е. -диплом лауреата ,
Бугакова К. -диплом участника.
2011- Районная олимпиада школьников по «Искусству»- Трухан Е. 1 место, Рюпина Н. 2 место, 2013 год - Кошель Е. 1 место, Лебедев И. 3 место;
- Районный( Всероссийский) конкурс рисунка «Байконур-Земля-Вселенная» - Трухан Е. 2место, Крамной А. 2 место, Ядренникова А. 3 место, Пинчук Е. и Кирсанов К. сертификаты; Ядренникова А, Трухан Е., Крамной А, Пинчук Е., Кирсанов К.- сертификаты
- Районный конкурс плакатов « Я выбираю жизнь» -Лихачёва О. -1 место, Максимова В. -1 место, Ядренникова А.- 1 место
- Всероссийский конкурс детских рисунков «Маленький принц и мы» Ядренникова А, диплом;
2012- Районная выставка детского рисунка «Люблю тебя, мой край родной, воспетый в песнях и сказаньях» Елага А. -1 место, Григоровская В.- 2 место, Кошель Е. -3 место, Балахонова Я.- сертификат; 2013 - Гордеева Е. 1 место, Кошель Е.- 2 место; работы были отправлены в Японию, город побратим Саката.
-2013 год- Всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Цари» (муниципальный этап) Гарбатова Е. -1 место;
- Всероссийский дистанционный конкурс детских рисунков «Радуга цвета 2013»Алямова Д., Кошель Е.- дипломы, Курохтина Е. – сертификат;
- Международный конкурс «Талантливые дети» Самохватова Н.- диплом лауреата, Курохтина Е. -диплом лауреата , Бугакова К. -диплом участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...