Разработка занятия по внеурочной деятельности " Хрустальные переливы в музыке Ф. Шопена"
план-конспект по музыке

Пенькова Олеся Михайловна
Внеурочное занятие способствовует расширению знаний о музыке Ф. Шопена, формированию представления об особенностях его композиторского творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vneurochnogo_zanyatia_po_muzyke.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: общекультурное

Класс: 9

Юбилейная дата: «120 лет – Родился Фредерик Франсуа Шопен композитор, пианист»

Тема занятия: «Хрустальные переливы в музыке Ф. Шопена»

Планируемые результаты занятия:

Предметные: расширить знания о музыке Ф. Шопена, формировать представления об особенностях его композиторского творчества

Метапредметные  УУД

Познавательные: умение осознанно высказывать свои суждения о музыке, анализ, сравнение, обобщение, извлечение из музыкальных произведений необходимой информации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, участие в диалоге с учителем и одноклассниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: формулирование проблемы и цели своей работы, рефлексия способов действия, умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения

Личностные: умение отличать содержание и характер исполняемых музыкальных произведений, проявлять эмоциональную отзывчивостьличностное отношение при восприятии музыкальных произведений

Средства обучения (в т.ч. интернет – ресурсы): аудиозаписи, видеозаписи, компьютерная слайд - презентация

Форма: лекция-концерт

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный

Сообщение темы занятия

Проверяет готовность и мотивирует учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на очередном занятии и приглашаю в мир хрустальных переливов.

На фоне музыки Ф. Шопена «Нежность» учитель читает стихотворение.

Как много грусти в музыке Шопена...
В ней слышен вздох тоскуюшей души,
Она для нас волнующа, нетленна,
И вальсами неистово кружит.

Печаль таится в трепете мелодий,
В пассажах нежных, в звуках высоты,
Как будто ангелы на небосводе
Грустят в объятьях светлых красоты.

И тихий шёпот страждущего сердца 
В небесной музыке его звучит,
И кажется, откроется вдруг дверца
В мир добрый этот, где Любовь молчит. 

Прекрасны звуки, нежностью чаруя,
И, души заставляя вновь грустить,
Как будто прикасаясь поцелуем,
Зовут сердца неистово любить...

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся:

- Фредерике Шопене

Молодцы, ребята, вы смогли самостоятельно определить тему нашего занятия. Как Вы думаете, какова будет его цель?

Проверяют готовность и настраиваются на занятие.

Внимательно слушают учителя называют тему и цель занятия.

Участвуют в беседе.

Регулятивные – контроль, самоконтроль

Вводная часть занятия

Цель: развивать воображение, творческую фантазию

Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Известный чешский музыкант Войцех Живный начал заниматься с Фредериком в 1816 году, когда ему исполнилось 6 лет.

В. Живный привил своему ученику любовь к музыке классиков, особенно к произведениям И.С. Баха.

«И.С. Бах воспитывает не только музыканта, но и человека!» – это было одно из любимых высказываний В. Живного.

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта         расставанием с Родиной. Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый  Революционный этюд.

Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Прослушаем теперь каждую из прелюдий от и  сравним характер и средства выразительности.

 Слушают объяснение учителя. Работа с презентацией.  

Ответы детей на вопросы учителя. Прослушивание Прелюдии № 7 (ми-бемоль мажор) и № 20 (до минор).   

Ответы учеников

- Прелюдии контрастны по характеру, настроению и выразительным средствам: одна прелюдия – как лирический рассказ, построенный на интонациях мазурки (польского народного танца), другая напоминает траурный марш, наполненный скорбными чувствами

Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно Познавательные-формулирование познавательной цели

Коммуникативные – умение договариваться с партнером, точно выражать свои мысли, контроль, коррекция

Основная часть занятия

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд. Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения. Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. 

Учитель: Я хочу представить вашему вниманию произведением в исполнении Анны Герман «Письмо Шопену».  

Выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы

1 группа

2 группа

3 группа

Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения

Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки

Предположит, о чем этой песней мог рассказать композитор слушателю

Учитель зачитывает слова Анны Герман: «…Я услышала её, эту песню, в Москве, в свой первый приезд. И потом записала. Понимаете, она универсальна, эта песня. Она подходит всем. В ней то, что волнует всех людей. Разлука, желание понять друг друга. Радость, которую дарит жизнь. 

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

- распевание: фразы песни распеваются на какой-либо слог;  

- пение без сопровождения (a capella). Это активизирует остроту слуха детей, учит их прислушиваться к своему собственному голосу, подстраивать его к звучанию голосов своих сверстников.

Знакомство с песней «Новый день».   Исполнение учителем

Работа над мелодией, 1 куплетом и припевом песни

Солнце золотое,

Небо голубое, -

Ты взгляни скорей вокруг!

Ведь с тобою рядом  

Тем же ясным взглядом

Мир ласкает добрый друг.

 Светлые идеи,

Новые затеи –

Дел полезней не найти!

Ты узнаешь много

О своей дороге

В жизнь. Счастливого пути!

Припев

Новый день придёт,

Нам радость принесёт.

Новый день придёт,

Где всё наоборот.

Новый день придёт,

И что нас завтра ждёт,

Пускай произойдёт.

Новый день к нам снова придёт.

Просмотр видео с сайта https://www.youtube.com/watch?v=D3QOhoJp1SY, ученики выполняют творческое задание.  Распевание голосового аппарата.

Знакомятся с песней «Новый день» композитора А. Ермолова. Работа над мелодией, 1 куплетом и припевом песни. Учат мелодию песни в сопровождении музыкального инструмента.    

Регулятивные- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Предметные – расширить знания о музыке Ф. Шопена, формировать представления об особенностях его композиторского творчества

Личностные - умение отличать содержание и характер исполняемых музыкальных произведений, проявлять эмоциональную отзывчивостьличностное отношение при восприятии музыкальных произведений

Закрепление знаний

Цель: способствовать организации самооценки работы обучающихся

Блиц – опрос по творчеству Ф. Шопена

1. Педагогом Ф. Шопена был: (В. Живный)

2. Кому принадлежат слова, характеризующие Ф. Шопена: "Изумительные способности. Музыкальный гений"?  (Ю. Эльснеру)

3. Композитор, пианист и дирижёр, ставший другом Ф. Шопена? (Ф. Лист)

4. Место рождения Ф. Шопена (Желязова-Воля)

5. Творчество Ф. Шопена относится к стилю (Романтизм)

6. Ф. Шопен - представитель национальной культуры (Польши)

Цель: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности

Личностные- самооценка на основе критерия успешности

Предметные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия

На занятии мне было интересно...
Могу похвалить себя за…
Могу похвалить своих товарищей за…

Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем занятии. Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

Формулируют конечный результат. Дают оценку своей деятельности.

Личностные –действие смыслообразования, нравственно- этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания.

Личностные- формирование адекватной позитивной самооценки, проявляют представление о самостоятельности и личной ответственности в процессе учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по внеурочной деятельности ФГОС интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?"

В данной разработке дано занятие по внеурочной деятельности ФГОС в 5 классе интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?" на тему "Поятия ""частное", "общее", "существенный признак" с презентацией занят...

разработка занятия по внеурочной деятельности "древние письмена"

разработанное занятие используется на внеурочном занятии по русскому языку "Занимательная грамматика" в 3 классе (по ФГОС)...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Станем волшебниками" в 3 классе "Волшебная глина дымковской игрушки"

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей. В разработке занятия применялся опыт с глиной, а также пошаговое руководство из...

Разработка занятия по внеурочной деятельности. Английский язык. Тема «Профессии». 2 класс.

Занятие расчитано для учащихся школ с углубленным изучением английского языка (2-ой год обучения)....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.

Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...