Рабочая программа по обществознанию для 7 класса.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Шпак Ольга Михайловна

Рабочая программа по обществознанию составлена к учебнику "Обществознание,7кл" под редакцией А.Ф. Боголюбова на основе нового ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_obshchestvoznaniyu7kl.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

    1. Цель изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе основной школы - создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирование познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.

Задачи курса:

  • Научить учащихся получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • Развивать умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права;
  • Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры. 

2. Общая характеристика  учебного курса «Обществознание»

   Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

      Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., авторской программы «Обществознание. 6-11 классы 2007г.» А.Ф. Никитина.

    Изменения в авторской программе А.Ф. Никитина:

Название темы, главы

                  Количество  часов

рекомендовано

   изменено

Твои неотъемлемые права

         19

               24

Под защитой права

         15

               10

  1. Пересмотрено количество часов на главу «Твои неотъемлемые права», добавлено 4 часа на практические занятия, проводимые в различных нетрадиционных формах (урок- игра, урок -творческая лаборатория, урок-судебное заседание), направленных на лучшее усвоение и закрепление материала по данной главе.
  2. Уменьшено количество часов на главу «Под защитой права» с 15 часов до 10 часов, так как представляется нецелесообразным отводить такой объем времени на 4 параграфа размещенных в ней

Объем часов на изучение учебного курса «Обществознание» в 7 классе

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного курса «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

   

3. Место предмета в базисном учебном плане

    Учебный предмет  «Обществознание»  на ступени основного общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образователь-ной области «Обществознание» в инвариантной части учебного плана.

4. Результаты освоения курса «Обществознание» в 7классе:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

  Предметные результаты изучения предметной области «Обществознание» должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В результате изучения  курса «Обществознание»  ученик  7 класса должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


                               II. Тематическое планирование по дисциплине «Обществознание » в 7кл.


п/п

Наименование разделов и тем





Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                                                            Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Твои неотъемлемые права.

            24

     16

5

2

1

II.

Под защитой права

            10

     7

1

1

1

Итого

            34

    24

6

4

2

                               


III. Содержание учебного предмета «Обществознание»  в 7классе

Наименование раздела, темы

Планируемые результаты (ЗУН по каждому разделу или теме)

                                               Содержание

Краткое описание раздела

основные  термины

I.Твои неотъемле-мые права (24ч.)










Знать термины и определения;

Уметь работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Уметь работать с извлечениями из Конвенции о правах ребенка на стр. 24.








Знать по каким причинам   правоохранительные органы могут произвести задержание, права задержанного лица.

Знать причины, по которым гражданин лишается свободы, права осужденного.







 Знать  последствия приема наркотических средств.

Уметь противостоять распространению наркотиков, в случае попыток  вовлечения в наркоманию уметь сказать решительно –«Нет!»

Каждый человек хочет быть свободным!  Блага свободы. Свобода в рамках закона и морали. Проявление свободы.

 Гражданин и государство. Права человека и гражданина. Ответственность государства перед гражданами. Ответственность гражданина перед государством.

 Права ребенка. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Международные организации, защищающие права ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в РФ.

Право на благополучную жизнь.Что такое детская благополучная жизнь?

Право на свободное слово. Свобода слова – условие свободного развития личности. Корректное использование  права на свободу слова.

Право на объединение.Право на создание детских организаций.Как создать детскую организацию.

Право мыслить и верить свободно.Что такое религиозное верование? В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии? Право на свободу совести и его гарантии.

Право на защиту: задержание. Как вести себя в процессе задержания. Права задержанного. Права сотрудников правоохранительных органов.

Право на защиту: тюрьма Лишение свободы – уголовное наказание за преступление. Условия пребывания в тюрьме или колонии. Условия содержания в заключении несовершеннолетних в соответствии с их правами.

Право на защиту: война.  Война и дети. Права ребенка во время войны. Закон защищает детей от войны.

Право на защиту: наркотики. Наркомания – чума XXIв.Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков.



Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних.Рыночная экономика и эксплуатация  труда. Закон защищает детей от эксплуататоров. Чтение извлечений из Декларации прав ребенка 1959г.

Где права, там и ответственность. Единство прав обязанностей. Ответственность моральная. Ответственность правовая (юридическая).

Человек; Свобода; Анархия;  Тоталитарное государство.


Государство; Гражданин;Правовое государство.




Декларация; Конвенция;Ребенок.






Благополучная жизнь.


Свобода слова; Цензура; Репутация.





Ассоциация; Лига; Политика; Регистрация организации.

Религиозное верование; Свобода совести; Атеизм.

Адвокат; Органы правопорядка; Ходатайство; Протокол.


ВТК; Исправительные работы; Обязательные работы.




Война; Терроризм


Наркотики; Наркомания; Деградация личности.







Эксплуатация; Сексуальная эксплуатация

Гл.II.Под защитой права (10ч.)














Знать какова роль прокурора в суде, назначение прокуратуры.


Суд – защитник прав человека Смысл деятельности судов. Какие суды бывают. Как действует суд? Положение судей. Стоит ли бояться суда?

Функции прокуратуры. Чем занимается прокуратура? Структура прокуратуры.


Милиция (полиция) на страже правопорядка.Зачем обществу нужна милиция (полиция). Нужно ли помагать милиции?

Суд; Презумпция; Компенсация; Улика.


Прокуратура; Прокурор; Преступление.


Органы внутренних дел.



Уметь пользоваться правовыми знаниями. защищать себя при помощи права.


Права необходимо знать всем. Для чего необходимо знать право?Умейте защитить себя с помощью права.


Аферист; Потребитель; Право


IV.Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Обществознание»  в 7классе (34ч.)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия /

тип урока

К-во часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

I гл. Твои неотъемлемые права.

24

1.1


Каждый человек хочет быть свободным!

УОНМ

1

1.2


 Деловая игра – аукцион «Что дороже?»

УПЗУ

1

1.3

Гражданин и государство.

УОНМ

1

1.4


Права ребенка.


КУ

1

1.5

КОУ пол теме «Я и мои права»

1.6

Работа  с рубрикой «Дополнительная консультация»

УК

1

проверочная

1.7

Право на благополучную жизнь.


УОНМ

1

1.8

Право на свободное слово.


КУ

1

1.9


Право на объединение.


УОНМ

1

1.10







Урок – творческая лаборатория «Организационное собрание»

УПЗУ

1

1.11








Право мыслить и верить свободно.

КУ

1


1.12,


1.13

Право на защиту: задержание.

УОНМ

2

1.14


Право на защиту: тюрьма

КУ

1

обучающая

1.15

Деловая игра «Заседание суда».

КУ

1

1.16


Право на защиту: война.

КУ

1

1.17,

1.18

Право на защиту: наркотики.

УОНМ

2

1.19,

1.20

Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних.

КУ

2

1.21,

1.22

Где права, там и ответственность.

КУ

2

1.23

Игра-конференция  «Об ответственности, долге, самопожертвовании.»

КУ

1

1.24



КОУ по главе «Твои неотъемлемые права».

УК

1

проверочная


Гл.II. Под защитой права.

10

2.1,

2.2

Суд – защитник прав человека

УОНМ

2

2.3


Деловая игра «Судебное заседание»

УЗИМ

1

2.4,

2.5

Функции прокуратуры

КУ


2


обучающая

2.6

Работа с рубрикой «Дополнительная консультация».

УО и СЗ

1

2.7,

2.8

Права необходимо знать всем.

УФиСЗ

2

2.9

КОУ по главе « Под защитой права». Тест проверка.


УК

1

проверочная


2.10


Урок – викторина «Я – гражданин!»

УОСЗ

1

Итого: 34ч.


V.  Материально – техническое  обеспечение  курса      

                                «Обществознание»  в 7 классе.


п/п

Оборудование

К-во

шт.

Наглядные и дидактические материалы

1.


2.


3.










































ПК


Мультимедийный  проектор


Экран

1


1


1

Образовательные диски:

  1. Обществознание.8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Авторы:Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.- «Новый диск», 2008


  1. Подготовка к выпускным экзаменам. Тесты по обществознанию.- «Диполь», 2008.



Государственные символы РФ и РМ

( плакаты с изображением герба, флага, текст гимна)



Конституция РФ и РМ (по 1 эк.)




Дидактический раздаточный материал:

  1. Памятки с алгоритмом работы с документами и текстом учебника (на каждого уч-ся)



  1. Тестовые контрольные задания по всем основным темам курса «Обществознание» для 7кл.



  1. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы (тренировочной, обучающей, проверочной) по всем основным темам.


VI. Учебно-методическое  обеспечение курса «Обществознание»

                                             в 7классе

1. Основная учебно-методическая литература:

УМК

для обучающихся

УМК

для учителя

  • Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. А.Ф. Никитин,.— М.: Дрофа, 2010.


  • А.Ф. Никитин. Обществознание. Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. М.: Дрофа, 2007
  • А.Ф.Никитин. Основы обществознания. М.: Дрофа, 2008.
  • Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2009.
  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.
  • А.Ф. Никитин. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Обществознание» для 7-9кл. М.: Дрофа, 2009.
  • Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе»

  1. Дополнительная учебно-методическая литература и источники

Литература для учителя:

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2007.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2009.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2010.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 2009.

Литература для обучающихся:

Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 2009.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2007.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 2008.  
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. доп. образования.— М., 2009.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 2007.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 7-9 кл.— М., 2010.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2007.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 2009.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 2006.

Интернет – образовательные ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.zavuch.info/metodichka/obchestvo/obshestvoznanie/obshplans

3. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.

                 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....