Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
рабочая программа (обществознание , 8 класс) по теме

Шпак Ольга Михайловна

Рабочая программа составлена к учебнику "Обществознание,8 кл" под редакцией А.Ф. Никитина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_obshchestvoznaniyu_8kl.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

    1. Цель изучения учебного предмета «Обществознание» в 8 классе основной школы - создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирование познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.

Задачи курса:

  • Научить учащихся получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • Развивать умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права;
  • Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

2. Общая характеристика  учебного курса «Обществознание»

   Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

      Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., авторской программы «Обществознание. 6-11 классы 2007г.» А.Ф. Никитина.

    Изменения в авторскую программу А.Ф. Никитина не внесены.

Объем часов на изучение учебного курса «Обществознание» в 9 классе

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного курса «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

   

3. Место предмета в базисном учебном плане

    Учебный предмет  «Обществознание»  на ступени основного общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образователь-ной области «Обществознание» в инвариантной части учебного плана.

4. Результаты освоения курса «Обществознание» в 8 классе:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

  Предметные результаты изучения предметной области «Обществознание» должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В результате изучения  курса «Обществознание»  ученик  8 класса должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


                                   II. Тематическое планирование по дисциплине «Обществознание » в 8кл.


п/п

Наименование разделов и тем





Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                                                            Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Человек. Духовный мир личности.

            11

      9

1

1

II.

Человек и общество.

            11

     9

1

1

III

Человек, Право, Государство.

            12

      8

3

1

Итого

            34

    26

5

3

                               


III.  Содержание учебного предмета «Обществознание»  в 8классе

Наименование раздела, темы


Планируемые результаты (ЗУН по каждому разделу или теме)

                                               Содержание

Краткое описание раздела

основные  термины

Гл.I. Человек. Духовный мир личности (11ч.)



































































































Гл. II. Человек

и общество ( 11ч.)
















































































Гл.III. Человек, Право, Государ-ство (12ч.)

Знать термины и определения, отличия человека от животных.


Знать, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, желания – стремление к человечности, гуманизму.

Уметь: доказывать, что зло коварно; характеризовать критерии морального поведения

Знать: основные функции морали; Уметь: объяснять значение терминов, характеризовать мораль как регулятор деятельности людей, объяснять как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека.


Уметь видеть различие между законом и правом, определять рамки дозволенной свободы.

Знать: основные термины;

Уметь: указывать ключевые слова в определениях, разъяснять смысл высказываний, характеризовать общие черты людей.




Уметь: анализировать определение «патриот», объяснять значение понятий, высказывать собственные суждения.



Знать: основные термины;

Уметь: анализировать определение

« культурный человек», объяснять значение понятий, высказывать собственные суждения.

Знать о необходимости вести ЗОЖ, о коварстве наркомании, алкоголизма и курения.

Уметь предвидеть последствия своих поступков.


Понимать значение понятий: «жизненный путь», «призвание», «служение».



Знать:  основные термины

Уметь: раскрывать смысл основных понятий, объяснять связь между обществом и природой, аргументировать свои ответы, предвидеть последствия бездумного отношения человека к природе.


Уметь давать характеристику каждой из сфер общества.



Уметь: анализировать определение

 « образование », объяснять значение понятий, высказывать собственные суждения.


Знать причины возникновения, структуру и признаки гражданского государства.


Уметь   давать характеристику каждому типу общества


Уметь давать характеристику различным видам групп.


Знать: права и обязанности супругов;

Уметь раскрывать содержание понятий и терминов.


Знать: права и обязанности детей и родителей.

Уметь раскрывать содержание понятий и терминов.


Знать структуру общества, термины и определения.


Знать причины возникновения глобальных проблем.


Знать причины возникновения военных конфликтов и пути их преодоления.




Уметь: анализировать текст, видеть и показывать, чем различаются гражданин и обыватель.


Знать термины и определения, признаки права и его функции.



Учащиеся должны

понимать, что такое правовое государство; Знать признаки правового государства; Уметь раскрывать смысл правового государ-ства


Знать, что признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина –главная цель Основного закона; Понимать, что перед Конституцией стоят три задачи: а)закреплять и гарантировать фундаментальные права человека;

 б) упорядочить гос. власть;

В) утвердить правосудие;

Развивать навыки анализировать тексты.


Знать основные функции государственной власти в РФ.


Знать  какую роль выполняют гос. символы и их историю.



Уметь: объяснять смысл новых понятий;

Высказывать свою точку зрения; характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека.




Знать основные гражданские и политические права человека.




Знать экономические, социальные и культурные права и их значение.









Знать почему необходимы международные документы о правах ребенка.

Человек, его личность и деятельность.Что такое человек? Человек, личность, деятельность. Деятельность, поведение, потребности.


Что главное в человеке? Добро и доброта. Добро- основа нравственности.












Можно, нельзя,  нужно. Моральные нормы. «Не кради!», «Не убивай». Быть как все?

Знать: основные функции морали; Уметь: объяснять значение терминов, характеризовать мораль как регулятор деятельности людей, объяснять как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека.








О совести. Человек и его совесть. Что такое совесть.












Высшая ценность Смерть ради жизни. Ценности жизни;


Почему люди любят Родину? Что такое патриотизм. Нация, националист, интернационалист



Свобода – это ответственность. Что такое свобода? Свобода и ответственность.  Чувство долга.


Человек культурный. Как быть культурным? Что такое культура?





Культура и ее наследники. Наследники культуры. Культурные ценности.

Культурное наследие.


Культура тела. Враги души и тела. Спорт и здоровье. Как стать здоровым. Культура тела. Враги человека.



Выбор жизненного пути. Жизненный путь: что это? Жизнь как служение. Жизненное призвание.









Взаимосвязь природы и общества. Природа и общество. Что такое экология?

Знать:  основные термины

Уметь: раскрывать смысл основных понятий, объяснять связь между обществом и природой, аргументировать свои ответы, предвидеть последствия бездумного отношения человека к природе.





Основные сферы жизни общества. Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

 

Образование и наука. Что такое образование и наука. Наука и современность.






Гражданское общество. Что такое гражданское общество? На пути к гражданскому обществу.



Исторические типы общества. Типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное


Человек в группе. Что такое группа? Лидерство в группе.




Человек в семье. Как возникла семья? Современная семья.







Родители и дети. Взаимоотношения в семье. Родительская любовь.





Отношения в обществе. Структура общества. Социальный статус. Социальные конфликты


Глобальные проблемы человечества. Что такое глобальные проблемы?



К миру без войн. Можно ли жить без войны?







Что такое гражданин? Гражданин : история понятия. Гражданин и гражданственность.  Гражданин и гражданство.




Что такое право. Понятие «право». Право и закон. Отрасли права.



Правовое государство. Что такое государство? Правовое государство. Может  ли общество обойтись без государства?







Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя в России. Конституция – основной закон страны. Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство.














Органы государственной власти. Разделение властей. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть.


Государственные  символы России. Символы государства;




Права человека. Международные документы о правах  человека. Современное понимание прав человека.

Уметь: объяснять смысл новых понятий;

Высказывать свою точку зрения; характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека.





Гражданские  и политические права человека.  Гражданские права. Политические права.





Экономические, социальные и культурные права. Экономические права. Социальные и культурные  права.









Права ребенка. Международные документы о правах ребенка. Какие права имеет ребенок?


















Человек; Личность; Деятельность; Поведение; Потребности.


Мораль; Добро; Зло.








Моральные нормы; Моральная позиция.






















Совесть; Ценности






Воздаяние; Подвижник.

Патриотизм; Нация; Национализм; Интернационализм.


Свобода; Долг.



Искусство;  Культура; Культурный человек






Культурные ценности;

Культурное наследие.




Спорт; ЗОЖ; Культура тела



Жизненный путь; Призвание; Служение.








Единство мира; Общество; Природа; Экология; Экологические преступления.










Экономическая сфера; Политическая сфера; Социальная сфера; Духовная сфера



Наука; Образование, Самообразование.








Гражданское общество; Самоорганизация.



Традиционное, Индустриальное, Постиндустриальное.



Группа; Лидер; Групповой эгоизм.


Семья; Взаимопомощь.







Почитание родителей; Родительская любовь



Социальный статус; Социальная роль; Межнациональные отношения.

Глобальные проблемы



Война; Пацифисты; Укрепление мира







Гражданин; Гражданство





Право;  Закон; Источники права; Отрасли права.


Государство; Правовое государство; Этатизм








Конституционное право; Конфедерация; Суверенитет; Унитарное государство; Федерация.
















Президент; Исполнительная власть; Законодательная власть.





Символы государства;






Стандарт; ООН; Тоталитарный режим; Факультативный признак.








Гражданские права; Политические права.



Экономические права; Социальные и культурные права.







Права ребенка

IV. Календарно-тематическое планирование по дисциплине   «Обществознание»  в 8классе (34ч.)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия /

тип урока

К-во часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая



Гл.I. Человек. Духовный мир личности.


11

1.1


Человек, его личность и деятельность.

УОНМ

1

1.2


 Что главное в человеке?

КУ

1

1.3


Можно, нельзя,  нужно.

КУ

1

1.4.


О совести.

КУ

1

1.5


Высшая ценность

УОНМ

1

1.6


Почему люди любят Родину?

КУ

1

1.7


Свобода – это ответственность.

КУ

1

1.8



Человек культурный.

УК

1

проверочная

1.9


Культура и ее наследники.

УОНМ

1

1.10




Урок – творческая лаборатория

«Враги души и тела.»

УПЗУ

1

1.11



Выбор жизненного пути.

КУ

1

Гл. II. Человек и общество.

11

2.1



Взаимосвязь природы и общества.

УОНМ

1

2.2




Основные сферы жизни общества.

УОНМ

1


2.3


Образование и наука.

КУ

1

2.4

Гражданское общество

КУ

1

2.5


Исторические типы общества

УОНМ

1

2.6


Человек в группе.

КУ

1

2.7


Человек в семье.

КУ

1

2.8


Родители и дети.

КУ

1

2.9


Отношения в обществе.

КУ

1

2.10


Урок - творческая лаборатория «Глобальные проблемы человечества.»

УПЗУ

1

обучающая

2.11

КОУ по главе «Человек и общество». Тестовая проверка знаний.

УК

1

проверочная

Гл.III. Человек, Право, Государство.

12

3.1

Что такое гражданин?

УОНМ

1

3.2

Что такое право.

КУ

1

3.3

Правовое государство.

КУ

1

3.4,

3.5

Практическая работа  «Конституция Россий ской Федерации. Основы конституционного строя в России.»

УФЗ,

КУ

2

3.6


Органы государственной власти.

УОНМ

1

3.7

Государственные  символы России.

КУ

1

3.8

Практическая работа со статьями Конституции РФ «Права человека.»

УФЗ

1

3.9

Гражданские  и политические права человека.

КУ

1

3.10

Экономические, социальные и культурные права.

КУ

1

3.11

КОУ по теме «Права ребенка.»

УК

1

3.12

Урок – круглый стол «Что значит быть Гражданином?»

УО иСЗ

1

Итого:

34


V.  Материально – техническое  обеспечение  курса      

                                «Обществознание»  в  8 классе.


п/п

Оборудование

К-во

шт.

Наглядные и дидактические материалы

1.


2.


3.










































ПК


Мультимедийный  проектор


Экран

1


1


1

Образовательные диски:

1. Обществознание.8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Авторы:Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.- «Новый диск», 2008


  1. Подготовка к выпускным экзаменам. Тесты по обществознанию.- «Диполь», 2008.



Государственные символы РФ и РМ

( плакаты с изображением герба, флага, текст гимна)



Конституция РФ и РМ (по 1 эк.)




Дидактический раздаточный материал:

  1. Памятки с алгоритмом работы с документами и текстом учебника (на каждого уч-ся)



  1. Тестовые контрольные задания по всем основным темам курса «Обществознание» для 8 кл.



  1. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы (тренировочной, обучающей, проверочной) по всем основным темам.


VI. Учебно-методическое  обеспечение курса «Обществознание»

                                             в 8 классе

1. Основная учебно-методическая литература:

УМК

для обучающихся

УМК

для учителя


  • Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. А.Ф. Никитин, — 2-е изд.— М.: Дрофа , 2010.

  • А.Ф. Никитин. Обществознание. Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. М.: Дрофа, 2007
  • А.Ф.Никитин. Основы обществознания. М.: Дрофа, 2008.
  • Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2009.
  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.
  • А.Ф. Никитин. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Обществознание» для 7-9кл. М.: Дрофа, 2009.
  • Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе»

  1. Дополнительная учебно-методическая литература и источники

Литература для учителя:

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2007.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2009.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2010.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 2009.

Литература для обучающихся:

Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 2009.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2007.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 2008.  
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. доп. образования.— М., 2009.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 2007.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 2010.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2007.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 2009.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 2006.

Интернет – образовательные ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.zavuch.info/metodichka/obchestvo/obshestvoznanie/obshplans

3. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....