Главные вкладки
Обобщение опыта работы. Использование метода проектов в преподавании русского языка и литературы.
статья по русскому языку (10, 11 класс)
Использование метода проектов в преподавании русского языка и литературы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 216.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы.
Современный выпускник - это личность, владеющая «интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культурой». Формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося должно «реализовываться средствами всех предметов, в том числе и средствами русского языка и литературы». Проработав учителем более 30 лет, я обратила внимание на то, что результат обучения учебному предмету не может ограничиваться только набором фактов или суммой приёмов выполнения стандартных упражнений. Простого усвоения системы знаний сегодня уже недостаточно, поэтому возникает необходимость в формировании у учащихся умений работать с информацией, чтобы они могли более эффективно воспринимать, запоминать и применять получаемые и приобретаемые знания. Технология проектов, на мой взгляд, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных, коммуникативных умений. В связи с этим я выбрала тему самообразования, по которой работаю последние три года: «Использование метода проектов в преподавании русского языка и литературы»
Основные цели и задачи моей педагогической деятельности: - повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету; - реализация творческого потенциала каждого ученика; - развитие познавательной активности ; - повышение результативности обучения; - организация работы с одаренными детьми, способствующая перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
В своей деятельности я избрала следующие формы и методы реализации поставленных задач:
Урочная: проектно-исследовательская деятельность, дифференцированное обучение, инновационные и информационно-коммуникационные технологии. Внеурочная: театрально-игровая деятельность учащихся средних классов; участие в научно-практических конференциях школьников, участие в предметных олимпиадах, проведение внеклассных мероприятий по предмету. Инновационные образовательные технологии: проектно-исследовательские; личностно-ориентированные; проблемное обучение; взаимоконтроль; дифференцированное обучение; групповые технологии.
Необходимость решения поставленных задач подтолкнула меня к изучению современных технологий и формированию собственного видения того, как использовать этот метод в работе. Изучение методической и педагогической литературы, знакомство с публикациями вызвало интерес к проектно-исследовательской технологии. О занятиях по методу проекта, на которых ученики работают над намечаемыми для них заданиями и в определенный срок отчитываются о выполнении работы, писали как отечественные, так и зарубежные ученые. Изучая литературу по теме, я узнала, что в России метод проектов первым реализовал С.Т.Шацкий в 1905 году. Много внимания этому вопросу уделяется и в современной научно-методической литературе:
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ М.,2000;
Черепанова Л.В. Проектная деятельность на уроках русского языка./Русская словесность.,2006.
Технологию проектов я начала применять в старших классах. Сейчас проектно-исследовательской деятельностью успешно занимаются и учащиеся среднего звена.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение длительного времени (от одного аттестационного периода до года в зависимости от сложности тематики). Учащиеся старших классов готовили исследовательские и информационные проекты. Немаловажным фактором является предварительный выбор учеником темы с учетом рекомендаций учителя. В 2021-2022 уч. г. учащимся 11 «ИТ» класса были предложены темы для учебных проектов по литературе. (Приложение 1)
При выборе темы использовался дифференцированный подход. Проекты по более сложным темам (приложение 1, т.1-3) готовили сильные учащиеся. Были индивидуальные, парные и групповые проекты (до 3-х человек в творческой группе). В этом же учебном году в 11 «ИТ» классе проводился практикум «Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку». Работа над проектами по выбранным темам способствовала систематизации и обобщению полученных знаний, что необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. (Приложение 2).
Второй этап работы над проектом заключался в составлении плана, изучении школьниками литературы по данной теме.Этот этап подразумевает преимущественно самостоятельную работу учащихся, что позволяет формировать умение работать с информацией, более эффективно воспринимать, запоминать и применять получаемые и приобретаемые знания. Важным является организационная деятельность как со стороны учителя, так и учащихся. От учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение. Далее учащиеся создавали собственный текст, содержащий анализ литературы и выводы по теме. Заключительным этапом работы стала защита на уроках литературы и занятиях элективного предмета. Учащиеся в устном выступлении освещали основные вопросы работы, давали краткую характеристику, отвечали на вопросы по теме проекта. Все выступления сопровождались презентациями. Выступающие показали умение вести диалог с аудиторией, отвечать на вопросы, поддерживать внимание слушателей. Результаты деятельности оформлены в виде рефератов и презентаций.
Проектной деятельностью занимаются и учащиеся средних классов, поскольку использование метода проектов создает условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидании, общении и творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся. Учащиеся 6 класса выбрали прикладные проекты, предполагающие наличие «конечного продукта»: словарь-справочник «В гостях у фразеологизмов», учебник «Занимательная грамматика 6 класса», презентация «Достойные внимания знаки препинания» и др.
Проектная технология в настоящее время активно используется в учебной деятельности. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Метод проектов вызывает интерес у преподавателей русского языка и литературы. Своим опытом работы я делилась на заседании МО учителей русского языка и литературы.
С некоторыми проектами моих учеников можно ознакомиться на сайте.
Другим важным направлением своей деятельности считаю работу с одаренными детьми.
Формы организации работы :
- Урочная деятельность
- Предметные декады
- Внеурочная деятельность
- Театрализованные праздники
- Развитие творческих способностей
- Олимпиады
Разработки нескольких открытых уроков и внеклассных мероприятий, фотоотчеты размещены на сайте.
Работа с одаренными детьми
- повышает познавательный интерес школьников к предмету;
- развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
- учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
- развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Важным фактором в работе с одаренными детьми считаю предоставление возможности для реализации творческих способностей учащихся, поощрение и поддержку учащихся, обладающих креативным мышлением и проявивших интерес к русскому языку и литературе. Результатами этой работы считаю успешное выступление учащихся на предметных олимпиадах, участие в конкурсах, ежегодных научно-практических конференциях «Первые шаги в исследовании». (Приложение 3)
Тематика проектных работ учащихся 11 «ИТ» класса по литературе в 2021-2022 уч.году
Приложение 1
№ п/п | Тема проектной работы. |
Сравнительный анализ ст. А.Блока «Русь» и ст. С.Есенина «Русь» | |
Отличие лирики декадентов от лирики символистов. (На примере сравнительного анализа ст. А Блока и Д. Мережковского) | |
Сравнительный анализ ст. А.Блока «Россия» и ст. С.Есенина «Запели тесаные дроги» | |
Филологический анализ текста стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу» | |
ФАТ ст. С Есенина «Пускай ты выпита другим» | |
ФАТ ст. С Есенина «Отговорила роща золотая» | |
ФАТ ст. Б.Пастернака «Любить иных – тяжелый крест» | |
ФАТ ст. А.Ахматовой «Мне ни к чему одические рати» | |
ФАТ ст. А.Ахматовой «Заплаканная осень как вдова...» | |
ФАТ ст. О. Мандельштама «Батюшков» | |
ФАТ ст. В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» | |
ФАТ ст. В.Маяковского «Лиличка!» | |
ФАТ ст. В.Маяковского «Сергею Есенину» | |
ФАТ ст. М. Цветаевой «Тоска по Родине! Давно...» | |
ФАТ ст. А.Твардовского «Вся суть – в одном-единственном завете» | |
ФАТ ст. А.Твардовского « Я знаю, никакой моей вины...» |
Приложение 2
№ п/п | Название информационного проекта |
«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств» (Р.Будагов). (Синтаксис словосочетания. Виды подчинительной связи в словосочетании. Синтаксические нормы.) | |
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. (Простое и сложное предлож.) | |
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения с разными видами связи. | |
Разноаспектный анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. | |
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Короленко). (Языковые средства выразительности.) | |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | |
Как образуются слова в русском языке. (Основные способы словообразования.) |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

