Спецкурс по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Савельева Татьяна Ивановна

Спецкурс по русскому языку. 8 класс. "Трудные вопросы орфографии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_8_kl_rus.yaz_._-_kopiya.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»

города Ульяновска

Рассмотрено                              Согласовано                                        Утверждаю                                                   На заседании МО                       заместитель директора                        Директор МБОУ «СОШ № 52» учителей рус.яз.               по УВР                                        г.Ульяновска                                                    Протокол №  ___от                      Левчук Т.П.        _________                        Рытова И.А.

__________________                   «___»__________2014 г.                        __________________

                                                                                Приказ № ____от ____________

Программа спецкурса по русскому языку                                                                     для учащихся 8 класса

Трудные вопросы орфографии

                                                                                                                                     

Программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, государственного стандарта основного общего образования по русскому языку

Составители: Савельева Татьяна Ивановна

                          Шаркаева Наталья Владимировна

                        

Город Ульяновск

Пояснительная записка

             Данная программа рассчитана на 17 учебных часов . По результатам анализа работы за 7 класс были выявлены пробелы в знаниях учащихся в области орфографии,    особенно в правописании  причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с этим возникла необходимость введения в школе спецкурса  «Трудные вопросы орфографии», что позволит привести в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии  в 5-7 классах.  Актуальность этой работы  определяется ещё и  тем, что часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются. Так как в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 5-7 классов, темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках в 8 классе только в виде повторения.  Данный спецкурс позволит учащимся  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и  углубить знания по русскому языку. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки;  нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ОГЭ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. 

Цель курса:

      -  формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи:

1)обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию;

2)совершенствовать орфографическую  грамотность учащихся;

 3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.

 

  Структура курса

Учебная программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового  уровня (2006 г.) в соответствии с программой по русскому языку:

        Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва, «Просвещение», 2006 г.

          Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов учебного времени  в 8 классе и  построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только  в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.

          Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные  приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии,   разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.

          Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью  словообразовательного образца.

          Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических  правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Тематические блоки

Общее кол-во часов

Лекции

практикум

Развитие речи

контроль

1.

Орфография как система правил русского правописания

1

1

2.

Правописание гласных в корне слова

4

4

1

4

3.

Правописание согласных в корне слова

1

2

1

2

4

Правописание не с разными частями речи

1

1

1

1

Требования к уровню подготовки учащихся                                

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать: - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными      морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях       прилагательных,

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

-правильно писать не с разными частями речи.

 

Содержание программы спецкурса

               «Трудные вопросы орфографии»

 17 чаcов

          Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.

          Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова.Таблица №1.

          Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных. Таблица № 2.

      Тема 4. Правописание согласных в корне слова: Таблица № 3

           Тема 5Правописание приставок. .  Таблица № 4,5,6   

           Тема 6. Употребление  ь, ъ.  Таблица №7,8

 Тема 7.Правописание числительных Таблица № 9,10

          Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов

          Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .

          Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.

          Тема 11.  Правописание суффиксов существительных, прилагательных,       причастий, глаголов, наречий

          Тема 12.  Правописание окончаний  имен существительных, прилагательных, причастий  и глаголов.

Тема 13.  Не с разными частями речи.

          Тема 14.  Правописание  предлогов, союзов, частиц.

          Тема 15.  Употребление прописных букв. 

          Тема 16.  Итоговое тестирование

Календарно – тематическое планирование                      

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата     проведения    занятия

       8 Г

Примечания

 по плану

Факти-чески

1

Орфография как система правил  русского правописания

1

Составление индивидуальной карты ошибок

Устный опрос по вопросам

2

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Выполнение упражнений.

Выступления учащихся по теме.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова».

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

Словарный диктант

Табл.1

3

Правописание корней с чередованием гласных

1

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

Распределительный диктант

Табл.2

4

Правописание согласных в корнях слов

1

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Диктант с продолжением.

Конкурс «Кто больше?»

Устный опрос

Табл.3

5

Правописание приставок.

Употребление ъ после приставок.

1

Выполнение упражнений, составление словарной статьи

Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками»

Изложение с продолжением.

Тестирование.

Табл.4

Табл.5

Табл.6

6

Употребление ь .

Употребление ь после шипящих в разных частях речи

1

Выполнение упражнений.

Изложение с продолжением.

Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи»

 (творческая работа)

Тестирование

Письменный опрос.

Табл.7

Табл.8

7

Правописание числительных

1

Выполнение упражнений.

Осложнённое списывание

Диктант

Табл.9.

Табл.10

8

Слитные, раздельные и дефисные написания слов

1

Самостоятельная работа.

Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис».

Словарный диктант

9

Правописание н,нн в разных частях речи

1

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Объяснительный диктант.

Изложение с продолжением.

Выборочно-распределительный диктант

10

Правописание о-ё после шипящих

1

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Тестирование

11

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

1

Самостоятельная работа, составление опорных схем,

Тестирование.

Осложнённое списывание.

Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи»

Морфемный разб.

Выборочный диктант

12

Правописание окончаний

1

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Выборочно-распределительный диктант

Диктант

13

НЕ с разными частями речи

1

Выполнение упражнений.

Составление таблицы «НЕ с разными частями речи»

Орфографический анализ текста

Сочинение-рассуждение по пословице

Диктант

14

Правописание производных предлогов, союзов, частиц

1

Выполнение упражнений.

Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?»

Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными.

Выполнение разноуровневых заданий на карточках

15

Употребление прописных букв

1

Осложнённое списывание

Составление словарика «Прописная или строчная?»

Словарный диктант

16

Итоговое занятие

2

Итоговое тестирование

Приложение.

К Теме № 2

. Схема – таблица  1.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Безударную гласную в корне проверяйте ударением:

Дождливый  - дождь

Очарование  -  чары

Приказал  -  прикажет

Спасение  -  спас

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.

Гимнаст

Маршрут

Октябрь

К теме № 3.

Схема  -  таблица  2.

Чередование гласных в корне слова

-Кас- (-кос-)

Пишите А, ксли после корня есть суффикс – А -:

Касаться  -  коснуться

-Гар-  (-гор-)

Пишите А под ударением, О без ударения:

       ∕

Загар  -  загореть

         А или О ?

 - клан – (– клон- )

-  твар  -  ( - твор - )

- пазд  -  ( - позд - )

Без ударения пишите О, а под ударением то, что слышите:

      ∕

Кланяться

                ∕

Поклониться

      ∕

Тварь

           ∕

Творить

       ∕

Опаздывать

    ∕

Поздно

-мак  - (- мок -)

-равн – (-  ровн-)

Зависит от лексического значения

 - мак -  

«опускать в жидкость» -

Мак -ать кисточку в краску

- мок –

«пропускать влагу» -

Мок –нуть под дождём

 - равн –

В значении «равный», «одинаковый»  -уравнение

 - ровн –

В значении «ровный» - подровнять

Исключения:

Подравняться в шеренгах,

Поравняться с кем – нибудь,

равнина,

 поровну.

 - лаг – ( - лож - )

- раст – ращ - рос

-Скак – (- скоч -)

Написание зависит от последующей согласной

Перед  г  -  А

Перед ж – О

ПрилАгать,

                прилОжить

Перед – ст – и – щ – А:

РАстение,

ВырАщивать,

вырос

Пере –  к -  А,

Перед – ч – О

скАкать

заскОчу

И  с  к  л  ю  ч  е  н  и  я

полог

Ростов, Ростислав, росток,

Ростовщик, отрасль

Скачу, скачок

И или Е

ИМ или ИН

Пишите И, если после корня стоит суффикс – А-:

-  бир  -  (-  бер  -  )

-  дир  -  (  -  дер  -  )

-  тир  -  (  -  тер  -  )

-  жиг  -  (  -  жег  -  )

-  мир  -  (  -  мер  -  )

-  чит  -  (  -  чет  -  )

-  стил  -  (  -  стел  -  )

-  блист  -  (  -  блест  -  )

Уберу  -  убирать

Сжечь  -  сжигать

Стелить  -  расстилать

Пишите в глаголах несовершенного вида:

 Снимать (нес. в.)

Разминать (нес.в.)

Прижимать (нес.в.)

Исключения:

Чета, сочетать, сочетание

К теме № 4.

Схема – таблица  3.

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

Сомнительные согласные

Непроизносимые согласные

Подберите такое слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или звонкая  согласная.

Низкий  -  низок

Косьба  -  косить

Гриб  грибной

Подберите такое проверочное слово, в котором эта согласная отчётливо слышна:

Устный  -  уста

Агентство  -  агенты

Запомните:

В словах: вкусный, ужасный, чудесный, прекрасный, интересный непроизносимой согласной нет.

Ужасный  -  ужасен

К теме № 5

Схема – таблица  4

Правописание приставок

З или С

В приставках на -  З   (  -  С   )

- С

Перед звонкими согласными

Перед глухими согласными

Разбудить

Вздрогнуть

Воздвигнуть

беззаботный

Расписание

Всходить

Бесчувственный

рассвет

Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково

Написание приставок

Раз (рас), роз (рос)

Зависит от ударения.

До-,об-,от-,про-,о-,под-,над-,с-

Сделка,дочитать,надпись,подготовить

Под ударением

         -О

    ∕

Розыгрыш

    ∕

роспись

Без ударения

        -А

              ∕

Разыграть

             ∕

расписание

Исключение: розыскной

Примечание: В словах здоровье, здание, здесь, ни зги  З входит в состав  корня.

К теме № 5

Таблица – схема  5.

Правописание приставок

И или Ы после приставок

Пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]

Пишется буква И после приставок  сверх-,контр-,меж-.

БезЫнтересный

ПодЫскать

БезЫдейный

ОтЫскать

ПодЫтожить

СверхИнтересный

СверхИзысканный

СверхИнтеллигентный

МежИнститутский

межИздательский

Исключение: взимать

К теме № 5

Схема- таблица 6

Правописание приставок

ПРЕ или ПРИ?

Написание приставки зависит от значения

ПРЕ

В следующих значениях

ПРИ

В следующих значениях

Сходно со значением слова ОЧЕНЬ

Премудрый

прескверный

Сходно со значением приставки пере-:

Прервать

(перерыв),

Преграда

(перегородка)

Присо-

единение:

Привинтить

Пришить

прибить

Прибли-

жение:

приехать

прибежать

прилететь

Близость

к чему-

либо:

привок-

зальный,

пришколь-

ный

Неполное

Действие:

присесть

пригнуть

прилечь

прикрыть

Примечание:  Написание некоторых слов иностранного происхождения следует запомнить: Президент, привилегия, препарат и др.

     

К теме № 6.

Схема-таблица 7.

Употребление Ъ и Ь

(разделительные Ъ и Ь; )

Ъ или Ь

Ъ

Пишите перед буквами Е,Ё,Ю,Я

Ь

Пишите перед

В сложных словах после числительных:

двухЪярусный

трехЪярусный

После  приставок, заканчивающихся

на согласную:

подЪезд,

сЪёмка,

обЪявление,

предЪюбилейный

Буквами

Е,Ё,Ю,Я в корне

И перед И:

вЬюга

дЬявол

пЬеса

соловЬи

 

Буквой О

В заимствованных словах:

ШинЬон,

БулЬон,

МедалЬон,

почталЬон

Примечание: Буква Ъ  пишется после  приставок перед  буквами А,О,У,Э: сагитировать, сэкономить, подоконник.

                 

К теме № 6.

Схема – таблица 8.

Употребление Ь

Ь

Пишется после шипящих  в конце

Ь не пишется

Существительных

Ж.р. 3 скл.:

Дочь

Дичь

Ночь

мышь

Наречий:

Прочь

Наотмашь

Исключения:

Уж, замуж,

невтерпёж

В сочетаниях ЧК,ЧН,НЧ,НЩ,

ЩН:

Ночка

Дочка

нянчить

У существительных

М.р., ж.р. мн.ч.,

Прилагательных

В крат. Форме:

Плющ

Туч, дач,луж

Могуч, пахуч

Ь пишется в глаголах

Неопределенной формы:

Жечь, стричь, беречь

В повелительном наклонении:

Спрячь - спрячьте

Во 2 лице ед.ч.

Учишь, смотришь

К теме № 7.

Схема – таблица 9.

Правописание  числительных.

Количественные

Обозначают количество предметов и отвечают на вопрос: сколько?

При склонении количественных числительных пишите И в Род., Дат. и Предл. падежах в числительных

От 11 до 19.

К двенадцати (Д.п.)

От восьми (Р.п.)

При склонении

Числительных

Сорок,

Девяносто, сто

Пишите А в Род.,Дат.,Тв. и Предл. падежах.

Нет сорока книг

К сорока домам

Сорока книгами

О сорока книгах

У сложных слов – числительных от 50  до  80,  от 200  до 900

Склоняются обе части

Пятидесяти

Пятистам

двумстам

К теме № 7

Схема – таблица 10.

Правописание сложных числительных.

Слитно или раздельно

С л и т н о

Р а з д е л ь н о

Сложные числительные состоящие из двух основ:

Шестнадцать

Семьдесят

пятьсот

Сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на : сотый,

тысячный,

миллионный

миллиардный

двухсотый

пятитысячный

трехмиллионный

Составные числительные

Из нескольких слов

Сорок первый,

Триста двадцать

Пятый.

Дробные числительные

(числитель и знаменатель)

Пять седьмых,

Одна вторая,

Три  четверти.

Примечание: числительные, которые входят в состав сложных слов, нередко пишутся цифрами: 90 –летний,10-метровый,1000-летие.

К теме № 9.

Схема-таблица.

Литература для учителя:

          1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М., 2001.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2009.

        5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

6. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.

7. Лукина Я.В., Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: Златоуст, 2001.

8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные  тесты и другие материалы для 9 класса. -  М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

          14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.

      15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!»,   9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.

      16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.

Литература для учащихся:

1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.А. Слитно или раздельно? Опыт словаря-спрвочника.-М.:Русский язык,1982.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

3. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

        7. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.

8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!»,     9 класс. (Пособие для средней школы). -  М: «Грамотей», 2005.

9. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!»,   9 класс. (Пособие для средней школы). -  М: «Грамотей», 2006.

Интернет - ресурсы

http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt  (Презентация. Правописание приставок)

http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)

Презентация. Безударные гласные в корне слова

http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...