Спецкурс по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Спецкурс по русскому языку. 8 класс. "Трудные вопросы орфографии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_8_kl_rus.yaz_._-_kopiya.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52»
города Ульяновска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании МО заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 52» учителей рус.яз. по УВР г.Ульяновска Протокол № ___от Левчук Т.П. _________ Рытова И.А.
__________________ «___»__________2014 г. __________________
Приказ № ____от ____________
Программа спецкурса по русскому языку для учащихся 8 класса
Трудные вопросы орфографии
Программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
Составители: Савельева Татьяна Ивановна
Шаркаева Наталья Владимировна
Город Ульяновск
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 17 учебных часов . По результатам анализа работы за 7 класс были выявлены пробелы в знаниях учащихся в области орфографии, особенно в правописании причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с этим возникла необходимость введения в школе спецкурса «Трудные вопросы орфографии», что позволит привести в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5-7 классах. Актуальность этой работы определяется ещё и тем, что часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются. Так как в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 5-7 классов, темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках в 8 классе только в виде повторения. Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и углубить знания по русскому языку. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки; нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ОГЭ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Цель курса:
- формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
1)обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
2)совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Структура курса
Учебная программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня (2006 г.) в соответствии с программой по русскому языку:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва, «Просвещение», 2006 г.
Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов учебного времени в 8 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.
Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.
Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Тематические блоки | Общее кол-во часов | Лекции | практикум | Развитие речи | контроль |
1. | Орфография как система правил русского правописания | 1 | 1 | |||
2. | Правописание гласных в корне слова | 4 | 4 | 1 | 4 | |
3. | Правописание согласных в корне слова | 1 | 2 | 1 | 2 | |
4 | Правописание не с разными частями речи | 1 | 1 | 1 | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать: - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-правильно писать не с разными частями речи.
Содержание программы спецкурса
«Трудные вопросы орфографии»
17 чаcов
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.
Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова.Таблица №1.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных. Таблица № 2.
Тема 4. Правописание согласных в корне слова: Таблица № 3
Тема 5Правописание приставок. . Таблица № 4,5,6
Тема 6. Употребление ь, ъ. Таблица №7,8
Тема 7.Правописание числительных Таблица № 9,10
Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов
Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
Тема 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
Тема 12. Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
Тема 13. Не с разными частями речи.
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Тема 15. Употребление прописных букв.
Тема 16. Итоговое тестирование
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата проведения занятия 8 Г | Примечания | |
по плану | Факти-чески | ||||||
1 | Орфография как система правил русского правописания | 1 | Составление индивидуальной карты ошибок | Устный опрос по вопросам | |||
2 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Выполнение упражнений. Выступления учащихся по теме. Орфографический и словообразовательный разборы. Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова». Составление кроссвордов, шарад, ребусов | Словарный диктант | Табл.1 | ||
3 | Правописание корней с чередованием гласных | 1 | Выполнение упражнений. Орфографический и словообразовательный разборы. Составление кроссвордов, шарад, ребусов | Распределительный диктант | Табл.2 | ||
4 | Правописание согласных в корнях слов | 1 | Выполнение упражнений. Орфографический и словообразовательный разборы. Диктант с продолжением. Конкурс «Кто больше?» | Устный опрос | Табл.3 | ||
5 | Правописание приставок. Употребление ъ после приставок. | 1 | Выполнение упражнений, составление словарной статьи Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками» Изложение с продолжением. | Тестирование. | Табл.4 Табл.5 Табл.6 | ||
6 | Употребление ь . Употребление ь после шипящих в разных частях речи | 1 | Выполнение упражнений. Изложение с продолжением. Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи» (творческая работа) | Тестирование Письменный опрос. | Табл.7 Табл.8 | ||
7 | Правописание числительных | 1 | Выполнение упражнений. Осложнённое списывание | Диктант | Табл.9. Табл.10 | ||
8 | Слитные, раздельные и дефисные написания слов | 1 | Самостоятельная работа. Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис». | Словарный диктант | |||
9 | Правописание н,нн в разных частях речи | 1 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Объяснительный диктант. Изложение с продолжением. | Выборочно-распределительный диктант | |||
10 | Правописание о-ё после шипящих | 1 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Орфографический и словообразовательный разборы. | Тестирование | |||
11 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий | 1 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, Тестирование. Осложнённое списывание. Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи» Морфемный разб. | Выборочный диктант | |||
12 | Правописание окончаний | 1 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Выборочно-распределительный диктант | Диктант | |||
13 | НЕ с разными частями речи | 1 | Выполнение упражнений. Составление таблицы «НЕ с разными частями речи» Орфографический анализ текста Сочинение-рассуждение по пословице | Диктант | |||
14 | Правописание производных предлогов, союзов, частиц | 1 | Выполнение упражнений. Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?» Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными. | Выполнение разноуровневых заданий на карточках | |||
15 | Употребление прописных букв | 1 | Осложнённое списывание Составление словарика «Прописная или строчная?» | Словарный диктант | |||
16 | Итоговое занятие | 2 | Итоговое тестирование |
Приложение.
К Теме № 2
. Схема – таблица 1.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова
Проверяемые гласные | Непроверяемые гласные |
Безударную гласную в корне проверяйте ударением: Дождливый - дождь Очарование - чары Приказал - прикажет Спасение - спас | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить. Гимнаст Маршрут Октябрь |
К теме № 3.
Схема - таблица 2.
Чередование гласных в корне слова
-Кас- (-кос-) Пишите А, ксли после корня есть суффикс – А -: Касаться - коснуться | -Гар- (-гор-) Пишите А под ударением, О без ударения: ∕ Загар - загореть |
А или О ? |
- клан – (– клон- ) - твар - ( - твор - ) - пазд - ( - позд - ) Без ударения пишите О, а под ударением то, что слышите: ∕ Кланяться ∕ Поклониться ∕ Тварь ∕ Творить ∕ Опаздывать ∕ Поздно | -мак - (- мок -) | -равн – (- ровн-) |
Зависит от лексического значения | ||
- мак - «опускать в жидкость» - Мак -ать кисточку в краску - мок – «пропускать влагу» - Мок –нуть под дождём | - равн – В значении «равный», «одинаковый» -уравнение - ровн – В значении «ровный» - подровнять Исключения: Подравняться в шеренгах, Поравняться с кем – нибудь, равнина, поровну. |
- лаг – ( - лож - ) | - раст – ращ - рос | -Скак – (- скоч -) |
Написание зависит от последующей согласной | ||
Перед г - А Перед ж – О ПрилАгать, прилОжить | Перед – ст – и – щ – А: РАстение, ВырАщивать, вырос | Пере – к - А, Перед – ч – О скАкать заскОчу |
И с к л ю ч е н и я | ||
полог | Ростов, Ростислав, росток, Ростовщик, отрасль | Скачу, скачок |
И или Е | ИМ или ИН |
Пишите И, если после корня стоит суффикс – А-: - бир - (- бер - ) - дир - ( - дер - ) - тир - ( - тер - ) - жиг - ( - жег - ) - мир - ( - мер - ) - чит - ( - чет - ) - стил - ( - стел - ) - блист - ( - блест - ) Уберу - убирать Сжечь - сжигать Стелить - расстилать | Пишите в глаголах несовершенного вида: Снимать (нес. в.) Разминать (нес.в.) Прижимать (нес.в.) |
Исключения: Чета, сочетать, сочетание |
К теме № 4.
Схема – таблица 3.
Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.
Сомнительные согласные | Непроизносимые согласные |
Подберите такое слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или звонкая согласная. Низкий - низок Косьба - косить Гриб грибной | Подберите такое проверочное слово, в котором эта согласная отчётливо слышна: Устный - уста Агентство - агенты Запомните: В словах: вкусный, ужасный, чудесный, прекрасный, интересный непроизносимой согласной нет. Ужасный - ужасен |
К теме № 5
Схема – таблица 4
Правописание приставок
З или С | |
В приставках на - З ( - С ) | |
-З | - С |
Перед звонкими согласными | Перед глухими согласными |
Разбудить Вздрогнуть Воздвигнуть беззаботный | Расписание Всходить Бесчувственный рассвет |
Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково | Написание приставок Раз (рас), роз (рос) Зависит от ударения. | ||
До-,об-,от-,про-,о-,под-,над-,с- Сделка,дочитать,надпись,подготовить | Под ударением -О ∕ Розыгрыш ∕ роспись | Без ударения -А ∕ Разыграть ∕ расписание | |
Исключение: розыскной | |||
Примечание: В словах здоровье, здание, здесь, ни зги З входит в состав корня. |
К теме № 5
Таблица – схема 5.
Правописание приставок
И или Ы после приставок | |
Пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И] | Пишется буква И после приставок сверх-,контр-,меж-. |
БезЫнтересный ПодЫскать БезЫдейный ОтЫскать ПодЫтожить | СверхИнтересный СверхИзысканный СверхИнтеллигентный МежИнститутский межИздательский |
Исключение: взимать |
К теме № 5
Схема- таблица 6
Правописание приставок
ПРЕ или ПРИ? | |||||
Написание приставки зависит от значения | |||||
ПРЕ В следующих значениях | ПРИ В следующих значениях | ||||
Сходно со значением слова ОЧЕНЬ Премудрый прескверный | Сходно со значением приставки пере-: Прервать (перерыв), Преграда (перегородка) | Присо- единение: Привинтить Пришить прибить | Прибли- жение: приехать прибежать прилететь | Близость к чему- либо: привок- зальный, пришколь- ный | Неполное Действие: присесть пригнуть прилечь прикрыть |
Примечание: Написание некоторых слов иностранного происхождения следует запомнить: Президент, привилегия, препарат и др. |
К теме № 6.
Схема-таблица 7.
Употребление Ъ и Ь
(разделительные Ъ и Ь; )
Ъ или Ь | |||
Ъ Пишите перед буквами Е,Ё,Ю,Я | Ь Пишите перед | ||
В сложных словах после числительных: двухЪярусный трехЪярусный | После приставок, заканчивающихся на согласную: подЪезд, сЪёмка, обЪявление, предЪюбилейный | Буквами Е,Ё,Ю,Я в корне И перед И: вЬюга дЬявол пЬеса соловЬи
| Буквой О В заимствованных словах: ШинЬон, БулЬон, МедалЬон, почталЬон |
Примечание: Буква Ъ пишется после приставок перед буквами А,О,У,Э: сагитировать, сэкономить, подоконник. |
К теме № 6.
Схема – таблица 8.
Употребление Ь
Ь | ||||
Пишется после шипящих в конце | Ь не пишется | |||
Существительных Ж.р. 3 скл.: Дочь Дичь Ночь мышь | Наречий: Прочь Наотмашь Исключения: Уж, замуж, невтерпёж | В сочетаниях ЧК,ЧН,НЧ,НЩ, ЩН: Ночка Дочка нянчить | У существительных М.р., ж.р. мн.ч., Прилагательных В крат. Форме: Плющ Туч, дач,луж Могуч, пахуч | |
Ь пишется в глаголах | ||||
Неопределенной формы: Жечь, стричь, беречь | В повелительном наклонении: Спрячь - спрячьте | Во 2 лице ед.ч. Учишь, смотришь |
К теме № 7.
Схема – таблица 9.
Правописание числительных.
Количественные | ||
Обозначают количество предметов и отвечают на вопрос: сколько? | ||
При склонении количественных числительных пишите И в Род., Дат. и Предл. падежах в числительных От 11 до 19. К двенадцати (Д.п.) От восьми (Р.п.) | При склонении Числительных Сорок, Девяносто, сто Пишите А в Род.,Дат.,Тв. и Предл. падежах. Нет сорока книг К сорока домам Сорока книгами О сорока книгах | У сложных слов – числительных от 50 до 80, от 200 до 900 Склоняются обе части Пятидесяти Пятистам двумстам |
К теме № 7
Схема – таблица 10.
Правописание сложных числительных.
Слитно или раздельно | |||
С л и т н о | Р а з д е л ь н о | ||
Сложные числительные состоящие из двух основ: Шестнадцать Семьдесят пятьсот | Сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на : сотый, тысячный, миллионный миллиардный двухсотый пятитысячный трехмиллионный | Составные числительные Из нескольких слов Сорок первый, Триста двадцать Пятый. | Дробные числительные (числитель и знаменатель) Пять седьмых, Одна вторая, Три четверти. |
Примечание: числительные, которые входят в состав сложных слов, нередко пишутся цифрами: 90 –летний,10-метровый,1000-летие. |
К теме № 9.
Схема-таблица.
Литература для учителя:
1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М., 2001.
2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2009.
5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
6. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
7. Лукина Я.В., Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: Златоуст, 2001.
8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.
13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.
15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.
16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.
Литература для учащихся:
1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.А. Слитно или раздельно? Опыт словаря-спрвочника.-М.:Русский язык,1982.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
3. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
7. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.
8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.
9. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.
Интернет - ресурсы
http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt (Презентация. Правописание приставок)
http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)
Презентация. Безударные гласные в корне слова
http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...