Конспекты.
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) по теме

Каптелов Егор Валерьевич

Вводные тех.карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: Морфология. Именные части речи.

Тип занятия: повторение ранее изученного материала. 

Время занятия: 90 минут

Учебные цели: повторение изученного в общеобразовательной школе материала.

Образовательные цели:

1) восстановить знания о Морфологии и именных частях речи; 

2) актуализировать знания о именных частях речи;

3) повторить структуру именных частей речи;

Развивающие цели:

1) Развитие памяти, воображения, монологической речи;

2) Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательные цели:

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Ожидаемые результаты: формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Интегративные связи: литература, медицина, лингвистика, история.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, создание кластера

Ресурсы:

1) Русский язык. 10-11 классы. Учебник. ФГОС. Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
    Издательство М.: Русское слово Год: 2014. Страниц: Ч.1 - 288с., Ч.2 - 304с.

2) Мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, учебная доска.

Структура занятия.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний. (8 мин.)
  3. Мотивация учебной деятельности Постановка цели. (5 мин.)
  4. Усвоение новых знаний. (40 мин.)
  5. Закрепление. (25 мин.)
  6. Домашняя работа. Запись и пояснение. (5 мин.)
  7. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

Этап занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

  Виды и формы организации деятельности студентов              

Средства обучения, оснащение занятия

1. Орг. момент

2 мин

Организация начала занятия.

1. Приветствие учителя, перекличка.  

2. Подготовка к восприятию нового материала

 Концентрация внимания на преподавателе.

Приветствие, готовность к учебному занятию. Запись числа. Классная работа.

2. Актуализация знаний.

8 мин

Повторение изученного на прошлом занятии материала

Повторение темы, изученной на прошлом занятии

3. Постановка цели

5 мин

Сформулировать тему занятия и определить цель и задачи занятия

Вспоминают ранее изученную в школе информацию. С помощью наводящих вопросов студенты сами пытаются сформулировать тему и цели занятия.

Работа логического мышления, памяти. Навык связной речи. Умение формулировать.

4. Усвоение новых знаний

40 мин

Работа с новой темой.

1. Выяснение, что студент помнит со школы по теме.

2. Формулировка определения к терминам.

3. Составление кластера.

4. Значение именных частей речи.

5. Вывод

Студенты записывают материал в тетрадях, задают возникающие вопросы по теме, уточняют непонятную информацию. Работают с презентацией. Составляют кластер.

Работа в тетрадях. Работа с доской, устная работа.

5. Закрепление

25 мин

Работа в тетрадях.

Работа с вопросами преподавателя. Коллективная работа. Опрос. Работа в тетрадях.

Стимуляция работы памяти. Смешанные виды работы, активация разных типов памяти.

6. Домашняя работа

5 мин

Выдача материала для подготовки студентов к следующему занятию.

Уточняют непонятные моменты. Записывают в тетрадь Д/З.

Работа с тетрадями

7. Подведение итогов

5 мин

Подведение итогов работы на занятии. Что поняли, что понравилось, что бы хотелось узнать.

Высказывают свое мнение о прошедшем занятии.

Опрос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Именные части речи

Слайд 2

Морфология Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке слово распределяется по разрядам или классам, которые различаются по своим основным значениям, по характеру грамматических категорий, связанных с каждым из этих рядов, также по типам словообразования и формообразования. В Русском языке 10 именных частей речи

Слайд 3

Служебные Междометие

Слайд 4

Самостоятельные части речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие

Слайд 5

Служебные части речи Предлог Союз Частица

Слайд 6

Каждую часть речи характеризуют: 1. Общее значение. 2. Морфологические признаки (или грамматические значения). Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. 3. Синтаксическая роль в предложении. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения. Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.

Слайд 7

Имя существительное К именам существительным относятся слова, которые являются названиями живых существ (сестра, собака, насекомое), обозначают предметы, явления и события реальной действительности (улица, лист, книга, наводнение, снег) или называют в качестве предметов любые действия и состояния, свойства или отношения (игра, крик, сон, любовь, белизна, ходьба, радость).

Слайд 8

Имя прилагательное К именам прилагательным относятся слова которые обозначают признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? По значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Слайд 9

Имя числительное часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.

Слайд 10

Местоимения часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Слайд 11

Итак, все именные части речи самостоятельны , имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение и постоянные морфологические признаки (грамматические значения).

Слайд 12

Начальная форма для именных частей речи — именительный падеж, единственное число, мужской род (кроме имени существительного). Непостоянные признаки также общие. Именные части речи изменяются по падежам, числам, родам (кроме имени существительного). Докажем это, изменив последовательно всё слова в словосочетании, состоящем из именных частей речи.

Слайд 13

Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.

Слайд 14

Укажите ошибки в образовании падежных форм числительных и существительных, объясните причины их появления. 1) В Доме культуры поют, танцуют и рисуют свыше двухста школьников. 2) Старая ферма волжского моста, которую только что заменили, весила около 1,5 тысячи тонн при длине 158 метров. 3) В романе «Война и мир» насчитывается более пятиста действующих лиц. 4) Обломов в детстве привык полагаться на трехсот своих Захаров. 5) Лирический герой страдает от боли, которая постигла миллионов русских людей. 6) Лирический герой говорит голосом тысячей матерей, жен, которые живут во мраке. 7) Стоимость обучения колеблется от тринадцати до двадцати одной тысяч рублей. 8) В прошлом году Испания усыновила шестьсот пятьдесят два российского ребенка. 9) Анархисты позволили выйти примерно двухсот пятидесяти людям, взятым в заложники. 10) В ведении менеджера насчитывается более триста пятьдесят одного сотрудника.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: Служебные части речи. Контрольная работа.

Тип занятия: Повторение ранее изученного материала. Контрольный срез

Время занятия: 90 минут

Учебные цели: повторение изученного в общеобразовательной школе материала. Проверка усвоения материала.

Образовательные цели:

1) актуализировать и восстановить знания о Служебных частях речи; 

2) повторить структуру частей речи;

3) проверить насколько усвоен материал по морфологии;

Развивающие цели:

1) Развитие памяти, воображения, монологической речи;

2) Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательные цели:

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Ожидаемые результаты: формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Интегративные связи: литература, медицина, лингвистика, история.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная

Ресурсы:

1) Русский язык. 10-11 классы. Учебник. ФГОС. Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
    Издательство М.: Русское слово Год: 2014. Страниц: Ч.1 - 288с., Ч.2 - 304с.

2) Мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор.

Структура занятия.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний. (8 мин.)
  3. Мотивация учебной деятельности Постановка цели. (5 мин.)
  4. Усвоение новых знаний. (40 мин.)
  5. Закрепление. (25 мин.)
  6. Домашняя работа. Запись и пояснение. (5 мин.)
  7. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

Этап занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

  Виды и формы организации деятельности студентов              

Средства обучения, оснащение занятия

1. Орг. момент

2 мин

Организация начала занятия. Приветствие, проверка готовности студентов к началу занятия. Концентрация внимания на преподавателе.

Приветствие, готовность к учебному занятию. Запись числа. Классная работа.

Концентрация внимания.

2. Актуализация знаний.

8 мин

Повторение изученного на прошлом занятии материала

Опрос темы, изученной на прошлом занятии.

Активизация работы памяти, внимания.

3. Постановка цели

5 мин

Сформулировать тему занятия и определить цель и задачи занятия. 

Задание № 1. Определите части речи в следующих предложениях
В течении дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица)
Я ни разу не был в горах.
Мал золотник, зато удал.

1. Почему определение некоторых частей речи у вас вызвало затруднение?

2.Нужно ли их изучать и зачем?

 Эти части речи связаны с правописанием и постановкой знаков препинания.
3.
Вы изучили 8 частей речи. Каково их общее название?
4. По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой.
Задание № 2. Попробуйте применить эти признаки к словам в течение, ни, зато.
Задание № 3. Поставьте перед собой учебную задачу.
На сегодняшнем уроке мы будем изучать части речи, которые ничего не обозначают и ни на какой вопрос не отвечают.
1.
Как могут называться такие части речи, если изученные ранее назывались самостоятельными? (Выдвигаются различные названия-гипотезы)

Вспоминают ранее изученную в школе информацию.

С помощью наводящих вопросов и заданий студенты сами пытаются сформулировать тему и цели занятия.

Работа логического мышления, памяти. Навык связной речи.

Умение формулировать.

Умение делать логически обоснованные выводы.

4. Усвоение новых знаний

40 мин

Работа с новой темой.

1. Ознакомится с информацией на слайдах, изобразить кластерную схему по текущей теме.

2. Значение частей речи и особенности.

3. Сформулировать общие выводы.

Студенты записывают материал в тетрадях, задают возникающие вопросы по теме, уточняют непонятную информацию. Работают с презентацией.

Создают блок схему по каждому разделу союзы, частицы, предлоги

Работа в тетрадях. Работа с доской, устная работа.

5. Закрепление

30 мин

Контрольная работа по теме «морфология»

Работа в тетрадях.

Стимуляция работы памяти. Смешанные виды работы, активация разных типов памяти.

6. Домашняя работа

5 мин

Выдача материала для подготовки студентов к следующему занятию. Разъяснение требований к работе.

Уточняют непонятные моменты. Записывают в тетрадь Д/З.

Работа с тетрадями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Служебные части речи.

Слайд 2

Служебные части речи -это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

Слайд 3

Предлог Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги выражают различные отношения: -пространственные; -временные; -причинные. Предлоги делятся на непроизводные и производные.

Слайд 4

Непроизводные предлоги : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через. Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. Пример: напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию; вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, втечение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение , в силу обстоятельств; благодаря дождю, несмотря на болезнь. Примечание : Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми ( в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными ( несмотря на, в заключение и др.).

Слайд 5

Союз Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные . Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного). Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос. Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., Союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Слайд 6

Сочинительные союзы Сочинительные союзы делятся на три группы: Соединительные : и; да (в значении и); не только... но и; как... так и; Противительные : а; но; да (в значении но); однако же; зато; Разделительные : или; или... или; либо; то... то; не то... не то. Части некоторых союзов ( как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Слайд 7

Подчинительные союзы Подчинительные союзы делятся на следующие группы: Причинные : потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.; Целевые : чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.; Временные : когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.; Условные : если; если бы; раз; ли; как скоро и др.; Сравнительные : как; будто; словно; как будто; точно и др.; Изъяснительные : что; чтобы; как и др.; Уступительные : несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Слайд 8

Частица Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные. Формообразующие частицы К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола. Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами. Отрицательные частицы К отрицательным относятся частицы не и ни . Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Слайд 9

Модальные частицы К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего. Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению: Вопрос : ли, разве, неужели Указание : вот (а вот), вон (а вон) Уточнение : именно, как раз Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению: Восклицание : что за, как Сомнение : вряд ли, едва ли Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки Смягчение, требование : -ка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...