Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Фатхрахманова Эльвера Мансуровна

Уважаемые коллеги! Представляю разработку урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными"(по требованиям ФГОС) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_prid._izyasnit.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным 

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Фатхрахманова Эльвера Мансуровна

Место работы

 МБОУ «Нижнекуюкская СОШ» Атнинского муниципального района РТ

Должность

учитель

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема и номер урока

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительными  №27

Базовый учебник

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений/ Под. ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю. Максимова, М- Просвещение, 2006 .

  1. Цель  урока: закрепить алгоритм распознавания структуры СПП, дать общее представление о придаточных изъяснительных, показать особенности СПП с придаточными изъяснительными, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

9. Задачи:

- обучающие: формирование умения находить главную и придаточную часть СПП, составлять их схемы, знакомство  с особенностями придаточных изъяснительных,  формирование  умений  различать союзы и союзные слова;

-развивающие: обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции  СПП с придаточными изъяснительными, развитие внимания, памяти, логического мышления;

-воспитательные:  развитие  языкового чутья и воспитание бережного  отношения к русскому языку на основе работы с текстом.  

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проект, интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

оценивания

1. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Словесная функция

учителя.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (7 мин.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

3.Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

5 мин

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Цель: открытие новых знаний;

 Работа с информацией в учебнике;

Исследовательская  работа учащихся;

Работа по алгоритму.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

10 мин

5. Закрепление изученного материала

Цель: организация деятельности для обработки навыков.

10 мин

6. Самостоятельная работа.

Цель: развитие навыков употребления СПП с придаточными изъяснительными.

7 мин

Фронтальный опрос по сингапурской структуре

«ФИН-ЭН-ПИК»

1.Какие предложения называются сложными?

2.Какие виды сложных предложений ты знаешь?

3.Какие предложения называются ССП?

4.Назови группы ССП.

5.Когда в ССП употребляются  соединительные союзы? Разделительные? Противительные?

6.Какие предложения называются СПП?

7. Как различать подчинительные союзы и союзные слова? Где находятся союзы и союзные слова,  а где указательные слова?

8.Что ты знаешь о  СПП с придаточными определительными?

Оцените свои знания.

2.Составьте словосочетания по типу управления со следующими гаголами Говорить, утверждать, думать, соглашаться, сообщать, информировать, вспоминать, беседовать

3. Докажите, что тип связи у них –управление.

4. Зависимые слова этих словосочетаний  каким членом бы являлись?

5. Ребята, подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

6. Слово «дополнение» от слова дополнить, т.е. пояснить, изъяснить    ( от слова «ЯСНО»)

Итак, тема нашего урока «СПП с придаточными изъяснительными»

А теперь давайте сформулируем  цели урока.

Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу. Вы будете ее выполнять парами.

1гр. Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Ты спросил, где я должен тебя ждать.

2гр. Вспомните, какую тему мы проходили вчера? Подумайте, кто-нибудь  сможет так поступить? Думаю, никто не узнает об этом.

3гр.  Я рад, что вы успешно закончили работу. Дети чувствуют, кто их любит.

- Оцените работу соседа по парте

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод.

Сверяем выводы  с теоритическим материалом из учебника (стр.50-51)

 Анализ упражнения №109(у доски 1 ученик)

- на экране

Упражнение 1.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

1)Ребята, скажите, чтение книг для вас это труд или отдых? Почему?

2) Напишите СМСку  ученикам 8 класса, призывая к чтению книг.(составляем СПП с придаточными изъяснительными)

Предоставляет слово каждому

- Оцените свою работу?

1номера держат вопросы веером. 2номера выбирают вопрос и читают вслух. 3 номера отвечают. 4-корректируют ответ.

Фейерверк

Составляют словосочетания, доказывают, что тип связи у них - управление

Дополнением.

Формулируют тему урока (СПП с придаточным дополнения?)

Формулируют цель (формирование умения находить главную и придаточную часть СПП, составлять их схемы, знакомство  с особенностями придаточных изъяснительных,  формирование  умений  различать союзы и союзные слова;)

Дети в группе по 2 человека работают с предложениями.

( находят основу, спредства связи, определяют тип сп, главное и придаточное, задают вопрос от главного к придаточному и делают выводы)

Выводы:

1.Придаточные предложения отвечают  на вопросы_________________________

2. Связываются при помощи___________________________________________

3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________

Работа в группах по 4 человека. Анализ работ и вывод внутри группы

Обратиться к учебнику.

Слушают

Остальные в тетрадях.

Устно выполняют упр.

Устно.

Вывод.

Беседа. Составление спп с конструкциями:

Я думаю,

Я считаю,

Я уверен,  

Самооценка.

7.Рефлексия. (4 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

 - Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Самооценка.

Самопроверка.

Выставление

оценок.

Домашнее задание:

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задание.

Выводы:

1.Придаточные предложения отвечают  на вопросы_________________________

2. Связываются при помощи___________________________________________

3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________

Выводы:

1.Придаточные предложения отвечают  на вопросы_________________________

2. Связываются при помощи___________________________________________

3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________

Выводы:

1.Придаточные предложения отвечают  на вопросы_________________________

2. Связываются при помощи___________________________________________

3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________

Упражнение 1.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Упражнение 1.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Упражнение 1.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Говорить,      утверждать,     думать,    соглашаться,    сообщать,    

информировать,   вспоминать,   беседовать

Оценочный лист

Теория

Теория

Теория

Теория

Теория

словосочетание

словосочетание

словосочетание

словосочетание

словосочетание

Работа в паре

Работа в паре

Работа в паре

Работа в паре

Работа в паре

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений

Беседа по теме

Беседа по теме

Беседа по теме

Беседа по теме

Беседа по теме

СМС ка

СМС ка

СМС ка

СМС ка

СМС ка

итог

итог

итог

итог

итог

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...