Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Уважаемые коллеги! Представляю разработку урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными"(по требованиям ФГОС) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_prid._izyasnit.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Фатхрахманова Эльвера Мансуровна | |
Место работы | МБОУ «Нижнекуюкская СОШ» Атнинского муниципального района РТ | |
Должность | учитель | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительными №27 | |
Базовый учебник | Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений/ Под. ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю. Максимова, М- Просвещение, 2006 . |
- Цель урока: закрепить алгоритм распознавания структуры СПП, дать общее представление о придаточных изъяснительных, показать особенности СПП с придаточными изъяснительными, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.
9. Задачи:
- обучающие: формирование умения находить главную и придаточную часть СПП, составлять их схемы, знакомство с особенностями придаточных изъяснительных, формирование умений различать союзы и союзные слова;
-развивающие: обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции СПП с придаточными изъяснительными, развитие внимания, памяти, логического мышления;
-воспитательные: развитие языкового чутья и воспитание бережного отношения к русскому языку на основе работы с текстом.
- Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный.
- Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проект, интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания |
1. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Словесная функция учителя. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (7 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия 3.Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) 5 мин 4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление Цель: открытие новых знаний; Работа с информацией в учебнике; Исследовательская работа учащихся; Работа по алгоритму. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. 10 мин 5. Закрепление изученного материала Цель: организация деятельности для обработки навыков. 10 мин 6. Самостоятельная работа. Цель: развитие навыков употребления СПП с придаточными изъяснительными. 7 мин | Фронтальный опрос по сингапурской структуре «ФИН-ЭН-ПИК» 1.Какие предложения называются сложными? 2.Какие виды сложных предложений ты знаешь? 3.Какие предложения называются ССП? 4.Назови группы ССП. 5.Когда в ССП употребляются соединительные союзы? Разделительные? Противительные? 6.Какие предложения называются СПП? 7. Как различать подчинительные союзы и союзные слова? Где находятся союзы и союзные слова, а где указательные слова? 8.Что ты знаешь о СПП с придаточными определительными? Оцените свои знания. 2.Составьте словосочетания по типу управления со следующими гаголами Говорить, утверждать, думать, соглашаться, сообщать, информировать, вспоминать, беседовать 3. Докажите, что тип связи у них –управление. 4. Зависимые слова этих словосочетаний каким членом бы являлись? 5. Ребята, подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 6. Слово «дополнение» от слова дополнить, т.е. пояснить, изъяснить ( от слова «ЯСНО») Итак, тема нашего урока «СПП с придаточными изъяснительными» А теперь давайте сформулируем цели урока. Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу. Вы будете ее выполнять парами. 1гр. Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Ты спросил, где я должен тебя ждать. 2гр. Вспомните, какую тему мы проходили вчера? Подумайте, кто-нибудь сможет так поступить? Думаю, никто не узнает об этом. 3гр. Я рад, что вы успешно закончили работу. Дети чувствуют, кто их любит. - Оцените работу соседа по парте - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Сверяем выводы с теоритическим материалом из учебника (стр.50-51) Анализ упражнения №109(у доски 1 ученик) - на экране Упражнение 1. Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод. 1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос. Упражнение 2. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной? 1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн) 1)Ребята, скажите, чтение книг для вас это труд или отдых? Почему? 2) Напишите СМСку ученикам 8 класса, призывая к чтению книг.(составляем СПП с придаточными изъяснительными) Предоставляет слово каждому - Оцените свою работу? | 1номера держат вопросы веером. 2номера выбирают вопрос и читают вслух. 3 номера отвечают. 4-корректируют ответ. Фейерверк Составляют словосочетания, доказывают, что тип связи у них - управление Дополнением. Формулируют тему урока (СПП с придаточным дополнения?) Формулируют цель (формирование умения находить главную и придаточную часть СПП, составлять их схемы, знакомство с особенностями придаточных изъяснительных, формирование умений различать союзы и союзные слова;) Дети в группе по 2 человека работают с предложениями. ( находят основу, спредства связи, определяют тип сп, главное и придаточное, задают вопрос от главного к придаточному и делают выводы) Выводы: 1.Придаточные предложения отвечают на вопросы_________________________ 2. Связываются при помощи___________________________________________ 3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________ Работа в группах по 4 человека. Анализ работ и вывод внутри группы Обратиться к учебнику. Слушают Остальные в тетрадях. Устно выполняют упр. Устно. Вывод. Беседа. Составление спп с конструкциями: Я думаю, Я считаю, Я уверен, | Самооценка. |
7.Рефлексия. (4 мин.) Цель:
| - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку | Самооценка. Самопроверка. Выставление оценок. |
Домашнее задание: - Урок окончен. До свидания. | Записывают задание. |
Выводы: 1.Придаточные предложения отвечают на вопросы_________________________ 2. Связываются при помощи___________________________________________ 3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________ | Выводы: 1.Придаточные предложения отвечают на вопросы_________________________ 2. Связываются при помощи___________________________________________ 3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________ | Выводы: 1.Придаточные предложения отвечают на вопросы_________________________ 2. Связываются при помощи___________________________________________ 3. Вопрос задается от_______________которые имеют значение_____________________и от_______________обозначающих________________ |
Упражнение 1.
Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.
1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.
Упражнение 2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?
1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)
Упражнение 1.
Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.
1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.
Упражнение 2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?
1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)
Упражнение 1.
Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.
1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.
Упражнение 2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?
1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)
Говорить, утверждать, думать, соглашаться, сообщать,
информировать, вспоминать, беседовать
Оценочный лист
Теория | Теория | Теория | Теория | Теория | |||||
словосочетание | словосочетание | словосочетание | словосочетание | словосочетание | |||||
Работа в паре | Работа в паре | Работа в паре | Работа в паре | Работа в паре | |||||
Выполнение упражнений | Выполнение упражнений | Выполнение упражнений | Выполнение упражнений | Выполнение упражнений | |||||
Беседа по теме | Беседа по теме | Беседа по теме | Беседа по теме | Беседа по теме | |||||
СМС ка | СМС ка | СМС ка | СМС ка | СМС ка | |||||
итог | итог | итог | итог | итог | |||||
Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...