Разработка урока "Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Булаева Ирина Евгеньевна

Тема урока: "Пунктуация в простом и сложном предложении" 11 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx20.04 КБ
Office presentation icon urok_11_klass.ppt189 КБ

Предварительный просмотр:

                            11 класс

Тема урока: "Пунктуация в простом и сложном предложении"

Дидактические цели:

Обеспечить условия для:

  • повторения сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом И;
  • повторения сведений о знаках препинания в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И;
  • формирования умений отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами;
  • формирования умений проводить пунктуационного разбора предложения;

Развивающие цели:

Обеспечить условия для:

  • самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
  • формирования культуры учебной деятельности;
  • личностного саморазвития учащихся;

Воспитательные цели:

Обеспечить условия для:

  • воспитания аккуратности;
  • воспитания ответственного отношения к учению;
  • воспитания культуры общения.

Методы:

  • Демонстрация
  • Объяснение учителя
  • Анализ языковых единиц
  • Тесты

 Формы: индивидуально-коллективный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка и оценка знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Работа со связным текстом (7 мин.)
  3. Повторение и обобщение сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, связанных союзом И, и в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И (10 мин.)
  4. Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий (6 мин.)
  5. Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий (10 мин.)
  6. Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы, оценивание (3 мин.)
  7. Рефлексия (1мин.)
  8. Домашнее задание (1мин.)
  9. Итог (1мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.

2. Работа учащихся с текстом, который спроецирован на экране.

Слайд.

Задания к тексту:

  1. К какому стилю относится текст?
  2. Определите его вид.
  3. Каковы особенности его построения?
  4. Назовите тему.
  5. Объясните правописание слов образованным, многогранное.
  6. Какие предложения используются в тексте?
  7. Объясните постановку знаков препинания.

3. Повторение материала с использованием мультимедийных технологий.

Цель: повторить сведения о знаках препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзом И, и знаках препинания в сложносочиненных предложениях с одиночным союзом И.

Слайд.

4. Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий.

Цель: создать условия для осмысления и закрепления знаний.

Учитель знакомит учащихся с заданиями А21 ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся вместе с учителем разбирают задания, вырабатывают алгоритм его выполнения (найти грамматическую основу каждого предложения, определить, простое предложение или сложное; если предложение простое с однородными членами, определить, одиночный или повторяющийся союз связывает однородные члены; если предложение сложное, определить, есть ли общий второстепенный член, общее вводное слово или общая придаточная часть)

Слайд.

5. Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий.

На выполнение каждого задания дается 1 минута.

Слайд

6. Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы.

Учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют с правильными ответами, спроецированными на доске.

Слайд.

После проверки учитель еще раз останавливается и разбирает вместе с учащимися те задания, в которых они допустили ошибки.

7. Рефлексия.

Цель: создать условия для формирования навыка самоанализа.

- Что каждый из вас сегодня понял?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось и почему?

- Что бы вы хотели изменить?

8. Домашнее задание.

Цель: дать инструкцию по выполнению домашнего задания.

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Грачи давно расхаживали по двору () и начинали вить гнезда в грачовой роще.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Снежинок становится все больше и больше ()и в снежном хороводе не видно уже ни падающих листьев, ни тропы.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Светало () и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Все окна в домах были открыты () и всюду слышалась музыка.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Людям ничего не дается даром () и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Заморосил мелкий дождик ()и весь видимый горизонт обложило тучами.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Андрейка вытащил () и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Мы выбрали место для ночевки под большими лохматыми елями () и стали разбивать палатку.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Извозчик неутомимо погонял лошадей () и во все горло распевал песни.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

9. Итог урока.

Цель: подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.

- Что делали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пунктуация в простом и сложном предложении Урок русского языка в 11 классе Учитель Булаева Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Цели урока: - повторить сведения о знаках препинания при однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом И; - повторить сведения о знаках препинания в сложносочиненном предложении; - уметь отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного предложения; - уметь проводить пунктуационный разбор.

Слайд 3

Этапы урока: Работа над связным текстом Объяснение материала Закрепление материала Самостоятельная работа

Слайд 4

Текст для анализа Что значит быть образованным? Понятие это многогранное. Это такой человек, который владеет общенаучными и специальными знаниями, умеет использовать их на практике, способен не только думать, но и работать физически, памятуя о том, что труд – обязательный фактор развития ума. В.Столетов

Слайд 5

Задания к тексту: Задания к тексту: К какому стилю относится текст? Определите его вид. Каковы особенности его построения? Назовите тему. Объясните правописание слов образованным, многогранное. Какие предложения используются в тексте? Объясните постановку знаков препинания.

Слайд 6

Союз И Может соединять: однородные члены Может соединять части сложносочиненного предложения Может соединять однородные придаточные в сложноподчиненном предложении.

Слайд 7

Однородные члены предложения Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову, связаны союзами и перечислительной интонацией. Однородными могут быть все члены предложения. На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

Слайд 8

Однородные члены, связанные союзом И Между однородными членами, связанными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится. Весна и ночь прикрыли дол. Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами И, запятая ставится после первого однородного члена. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.

Слайд 9

Союз И между частями сложного предложения Между частями сложного предложения, соединенных союзом И , ставится запятая. Небо к горизонту густело, и цвет его напоминал свинец.

Слайд 10

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится 1. Если у разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски ярче и звуки не резки. Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ его мыслей вам хорошо известен. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

Слайд 11

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится 2. Если сложносочиненное предложение является вопросительным. Куда он мог уйти и где его искать?

Слайд 12

Закрепление материала Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: В России континентальный климат() и здесь особенно суровая зима. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 13

Закрепление материала Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Окислительно-восстановительные реакции с участием металлов ()и их ионов можно использовать для получения электрического тока. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 14

Закрепление материала Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Стало нестерпимо душно () и пришлось открыть все окна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 15

Самостоятельная работа Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны ()и только по легкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 16

Самостоятельная работа 2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. На определенном этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами () и валами с деревянными оборонительными сооружениями. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 17

Самостоятельная работа 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Поднялась луна () и тени стали четче. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 18

Самостоятельная работа 4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Царило безмолвие () и солнце погружалось в пепел туч. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 19

Самостоятельная работа 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Тучи стали чернеть за горами () и только яркими лучами блистало солнце. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 20

Самостоятельная работа 6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами () и небо понемногу светлело на горизонте. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 21

Самостоятельная работа 7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Плотные очертания тяжелых туч наглухо закрыли солнце () и снежные вершины горной гряды. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 22

Самостоятельная работа 8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Она порывисто надевает свою шубку () и в это время из ее небрежно сделанной прически непременно падают на пол две-три шпильки. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 23

Самостоятельная работа 9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его темных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 24

Самостоятельная работа 10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Затем он бежит впереди меня () и отворяет на моем пути все двери. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 25

Правильные ответы 3 1 3 3 3 3 1 3 3 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....