Подготовка к ЕГЭ 2021, занятие 1
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2021 Задания 1-3. 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров 2. Средства связи предложений в тексте 3. Лексическое значение слова

Слайд 2

Распределение заданий по частям экзаменационной работы Часть работы Количество заданий Баллы Тип задания Часть 1 26 58 С кратким ответом Часть 2 1 42 С развернутым ответом ИТОГО 27 100

Слайд 3

1)Облик А. П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза . (2)<…> на самом деле рост Чехова составлял 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза , а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала. Так выглядит 1 задание в демоверсии 2021 Задание 1 Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Получивший широкое признание читающей публики портрет Чехова кисти О.Э. Браза достаточно точно отразил внутренний и внешний облик Антона Павловича. 2) Облик А.П. Чехова, сложившийся в сознании читающей публики под влиянием портрета О.Э. Браза , во многом далёк от оригинала. 3) Антон Павлович Чехов был человеком высокого роста, говорил низким басом, а современники вспоминали о нём как о « силаче по складу тела и души » . 4) Известный портрет А.П. Чехова, выполненный кистью художника О.Э. Браза , закрепил в сознании читателей весьма далёкий от реальности образ писателя. 5) Автором самого известного чеховского портрета, получившего широкое признание читающей публики, является живописец О. Э. Браз .

Слайд 4

Как работаем? Прочитать текст, выделить главную и второстепенную информацию. Прочитать варианты ответов, исключая неверную информацию.

Слайд 5

Облик А. П. Чехова знаком нам по портрету работы живописца О. Э. Браза . Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза , а не другие изображения Чехова, получило широкое признание, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала. Мы оставили главную информацию, которая перекликается с ответом 2 и 4. ПРОВЕРЯЕМ Ответ: 24|42 1)Облик А. П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза . (2)<…> на самом деле рост Чехова составлял 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза , а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала. Главное:

Слайд 6

Вариант 2 (1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)В 1895 году этот элемент был найден и на Земле. (3)<…> оказалось, что на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место . Задание 1 Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Как было выяснено учёными после ряда открытий, содержание гелия на железокремниевой планете определяется его содержанием на ближайшей к этой планете звезде. 2) Гелий, впервые найденный на Солнце, позже был обнаружен и на Земле, при этом его относительное содержание на планете оказалось намного ниже, чем в целом во Вселенной. 3) Гелий во Вселенной занимает второе место после водорода и потому в огромном количестве содержится, в частности, на Солнце. 4) История открытия гелия характеризуется тем, что учёные впервые обнаружили его в спектре солнечной короны. 5) Гелий, занимающий во Вселенной второе место после водорода, впервые был обнаружен на Солнце, а уже потом и на Земле, где его относительное содержание оказалось весьма невелико.

Слайд 7

1) Ответ под номером 1 противоречит содержанию текста. 2) Ответ под номером 2 содержит главную информацию. 3) Ответ под номером 3 содержит неполную информацию: ничего не сказано о содержании гелия на планете Земля. 4) Ответ под номером 4 содержит неполную информацию: ничего не сказано о содержании гелия на планете Земля и во Вселенной. 5) Ответ под номером 5 содержит главную информацию. Ответ: 25|52. Проверяем (1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)В 1895 году этот элемент был найден и на Земле. (3)<…> оказалось, что на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место .

Слайд 8

Лексические 1. Лексический повтор 2.Однокоренные слова 3. Синонимическая замена 4. Антонимы 5. Описательные обороты (перифразы) 6. Тематические группы слов Морфологические 1. Глаголы одного вида и времени 2.Местоименные замены 3. Наречия места и времени 4. Числительные 5. Союзы 6. Частицы Задание 2 Средства связи предложений в тексте

Слайд 9

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении. (1)Облик А. П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза . (2)<…> на самом деле рост Чехова составлял 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза , а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

Слайд 11

Предложение 2 по смыслу противопоставляется первому, поэтому подходит противительный союз «а», союз «но», союз «однако». Ответ: а|но|однако Проверяем

Слайд 12

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста. Вариант 2 ( 1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро - электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3)<…> главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.

Слайд 13

(2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства — выплавки алюминия. (3)(Неслучайно или поэтому) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию. Возможны другие синонимичные варианты. Ответ: неслучайно или поэтому. Проверяем

Слайд 14

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШИРОКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Задание 3 ШИРОКИЙ , - ая , - ое . 1) Большой в поперечнике. Широкая улица. 2) Просторный, не жмущий. Ш. пиджак. 3) Имеющий большое протяжение, охватывающий большое пространство. Наступление на широком фронте. Широкие степи. 4) Охватывающий многое, многих, массовый. Широкая общественность.

Слайд 15

В третьем предложении текста слово ШИРОКИЙ употреблено в значении 4. Ответ: 4. Проверяем

Слайд 16

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МЕСТО , -а, мн . места, мест, местам, ср . 1) Пространство, которое занято кем-чем-н ., на котором что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места нам. Рабочее м. (место, где производится работа). На месте решить (никуда не обращаясь). 2) Участок на земной поверхности, местность (в 1 знач.). Живописные места. 3) Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. М. в вагоне, каюте. 4) Роль, отведённая кому-чему-н . в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. либо чем-н. среди кого-н., в какой-л. области, М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. 5) Должность, служба. Вакантное м. Искать м. Остаться без места. 6) Какая-н. определённая часть, отдельный момент из книги, повествования, текста. Самое интересное м. в пьесе. Вариант 2

Слайд 17

В третьем предложении текста слово «место» употреблено в значении №4: 4) Роль, отведённая кому-чему-н . в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. либо чем-н. среди кого-н., в какой-л. области, М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Ответ: 4 Проверяем

Слайд 18

Орфоэпический словник- 2021 аэропОрты , неподвижн . ударение на 4-ом слоге бАнты , неподвижн . ударение на 1-ом слоге бОроду , вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге бухгАлтеров , род.п.мн.ч ., неподвижн . ударение на 2-ом слоге вероисповЕдание , от веру исповЕдать граждАнство дефИс , из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге дешевИзна диспансЕр , слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге договорЁнность докумЕнт досУг Задание 4. Орфоэпия. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Слайд 19

еретИк жалюзИ , из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге знАчимость , от прил. зн Ачимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн . ударение каталОг , в одном ряду со словами диал Ог , монол Ог , некролОг т.п. квартАл , из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге киломЕтр , в одном ряду со словами сантимЕтр , децимЕтр , миллимЕтр … кОнусы , кОнусов , неподвиж . ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч. корЫсть крАны , неподвижн . ударение на 1-ом слоге

Слайд 20

Выполнить тесты в тетради, задания 1-3 (смотри СЕТЕВОЙ ГОРОД). Учить слова С ОРФОЭПИЧЕСКОГО СЛОВНИКА Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2021 Задания 5.

Слайд 2

Проверка домашнего задания тесты в тетради, задания 1-3 (смотри СЕТЕВОЙ ГОРОД).

Слайд 3

аэропорты банты бороду, бороды (ед.ч, р.п.) бухгалтеров, булгалтеры вероисповедание гражданство дефис дешевизна диспансер договоренность документ досуг Задание 4. Орфоэпия. Повторяем слова, группа 1

Слайд 4

еретик жалюзи значимость иксы каталог, некролог квартал километр конусы, конусов корысть краны, кранов

Слайд 5

кремЕнь , кремнЯ , удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь лЕкторы , лЕкторов , см. слово бант( ы ) лыжнЯ мЕстностей , род.п.мн.ч ., в одном ряду со словоформой п Очестей , чЕлюстей …, но новост Ей мусоропровОд , в одном ряду со словами газопровОд , нефтепровОд , водопровОд намЕрение нарОст нЕдруг недУг некролОг , см. каталОг Знакомимся, группа 2

Слайд 6

нЕнависть нОвости , новостЕй , но: см. м Естностей нОготь , нОгтя , неподвижн . ударение во всех формах ед.ч. Отрочество, от Отрок- подросток партЕр , из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге портфЕль пОручни придАное призЫв , в одном ряду со словами позЫв , отзЫв (посла), созЫв , но: Отзыв (на публикацию) свЁкла сирОты , им.п.мн.ч ., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства , им.п.мн.ч . созЫв , см. приз Ыв

Слайд 7

Задание 5 . Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Российский социолог в работе, посвящённой моде, останавливается на причинах появления ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ценности у вещей, которые изначально её не имели. Книга снабжена методическими рекомендациями и ФАКТИЧЕСКИМ материалом. Свой доклад они отправили во все заинтересованные ведомства, однако ОТКЛИКОВ пока не получили. Кондитерские заведения в России перестали быть ЕДИНСТВЕННЫМ местом организованной продажи новогодних ёлок только в конце XIX в., когда в Санкт-Петербурге появился первый ёлочный базар. Подумав так, он вернулся домой, взял свою свитую из КОННОГО волоса удочку и побрёл на озеро — в его самый дальний конец.

Слайд 8

Подумав так, он вернулся домой, взял свою свитую из КОНСКОГО волоса удочку и побрёл на озеро — в его самый дальний конец. Ответ: конского Приведём верное написание.

Слайд 9

Как называются такие слова? Конного – конского

Слайд 10

Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный — прогрессирующий, злой — злостный, водный — водяной и т. д.

Слайд 11

В устной и письменной речи нужно особенно внимательно следить за правильным употреблением слов-паронимов, поскольку их близкое строение (один корень, одна часть речи, похожий состав слова) и часто достаточно близкое значение создают предпосылки для ошибок : один пароним, неправильный, используется вместо другого, правильного. Например, в высказывании: Я работаю каждый будничный день ошибочно использовано слово будничный со значением «обыденный, заурядный, каждодневный» вместо его паронима будний со значением «рабочий день недели».

Слайд 12

Чтобы избежать ошибок, связанных с употреблением слов-паронимов, необходимо запоминать их значения , не пропускать трудные случаи, обращаться к толковым словарям, пытаться вспомнить как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы очевиднее проступило их различие.

Слайд 13

Абонемент – абонент Артистический – артистичный Бедный – бедственный Безответный – безответственный Болотистый – болотный Благодарный – благодарственный Благотворительный – благотворный Бывший – былой Вдох – вздох Вековой – вечный Великий – величественный Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить – пополнить; заполнен – наполнен – переполнен Враждебный – вражеский Выбирать – избирать; выбирая – избирая Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2021 год

Слайд 14

Абонемент – абонент абонемент — право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право. абонент — владелец абонемента (лицо или учреждение). Артистический – артистичный артистический — относящийся к артисту; предназначенный для артиста; свойственный артисту, художнику, характерный для него. артистичный — отличающийся артистизмом, художественным вкусом. Бедный – бедственный бедный — 1. Обладающий очень скудным достатком, малоимущий или неимущий. 2. перен. Имеющий недостаток в чём-либо, скудный. 3. только полн. ф. Несчастный, возбуждающий сострадание, жалость. бедственный — исполненный бедствий, лишений. Безответный – безответственный безответный — 1. Не получающий, не дающий ответа, отклика на что-либо. 2. Неспособный возражать, прекословить, очень кроткий. безответственный — не несущий или не сознающий ответственности. Знакомимся со значением паронимов, группа 1

Слайд 15

Болотистый – болотный болотистый — изобилующий болотами, заболоченный; топкий, как болото. болотный — 1. Относящийся к болоту, свойственный ему; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту и т. п. 2. Живущий, произрастающий на болоте. Благодарный – благодарственный благодарный — 1. Чувствующий или выражающий признательность. 2. перен. Позволяющий ожидать хорошие результаты, оправдывающий затраченные силы, средства. благодарственный — (устар.). только с неодуш . сущ. Содержащий, заключающий в себе благодарность, признательность. Благотворительный – благотворный благотворительный — имеющий целью оказание материальной помощи нуждающимся. благотворный — полезный, оказывающий хорошее действие. Бывший – былой бывший — 1. Существовавший ранее. 2. Переставший занимать должность, положение. былой — минувший, прошлый, прежний.

Слайд 16

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. БОЛОТНЫЙ ил является превосходным удобрением. Его доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным. ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов. АРТИСТИЧЕСКИЙ по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей. Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ. Тренируемся, задание 2

Слайд 17

Ошибка допущена в предложении АРТИСТИЧЕСКИЙ по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей. Необходимо заменить на слово АРТИСТИЧНЫЙ, имеющее значения: Отличающийся художественной одареннностью и вкусом. || Свойственный человеку, обладающему такими качествами. Ответ: артистичный Проверяем

Слайд 18

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения. ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче. Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания. Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара. Задание 3

Слайд 19

ВЕНОК — головное украшение из цветов и травы. В данном контексте подразумевается фразеологизм ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ. Ответ: венец. Проверяем

Слайд 20

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Эту мысль несли книги, кафедры университетов, гейдельбергские и парижские студенты, несли инженеры и ПРОСВЕЩЁННЫЕ купцы, её несла служивая западная беднота. Итак, преодолевая массу каких-то УНИЗИТЕЛЬНЫХ ощущений, я нырнул в чёрный провал. «Ну и ПУГЛИВЫЙ же вы», – усмехнулся Михаил Степанович. Запах не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не СРАВНИТЕЛЬНЫЙ запах только что отпечатанных денег. Многие млекопитающие – дальтоники, они не РАЗЛИЧАЮТ те или иные цвета. Задание 4

Слайд 21

Приведём верное написание. Запах не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не СРАВНИМЫЙ запах только что отпечатанных денег. Ответ: сравнимый Проверяем

Слайд 22

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Целый раздел доклада «Живая планета», который является одним из самых цитируемых в мире ИСТОКОВ о состоянии нашей планеты, посвящен использованию природных ресурсов. Конкурс рыбаков на праздновании Дня города выявит самого УДАЧЛИВОГО любителя рыбной ловли. В новом парке представлена мозаика из ЛУКОВИЧНЫХ цветов, изображающая знаменитый памятник истории. В течение многих лет известный дирижёр руководит ведущими творческими коллективами, занимается ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ деятельностью. Задание 5

Слайд 23

ИСТОК — начало, причина (вернуться к истокам). По контексту подразумевается ИСТОЧНИКИ. Деятельность может быть просветительской. Ответ: источников. Проверяем

Слайд 24

Выполнить тесты в тетради, задания 5 (смотри СЕТЕВОЙ ГОРОД). Учить слова С ОРФОЭПИЧЕСКОГО СЛОВНИКА, СЛОВАРЯ ПАРОНИМОВ Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2021 ЧАСТЬ 2. Написание сочинения

Слайд 2

кремень, кремня, огонь, огня лекторы, лекторов лыжня местностей, почестей, челюстей, новостей мусоропровод, газопровод, нефтепровод, водопровод намерение нарост недруг недуг некролог, каталог Задание 4. Орфоэпия. Повторяем слова, группа 2

Слайд 3

ненависть новости, новостей, местностей ноготь, ногтя, локоть, локтя отрочество партер портфель поручни приданое призыв, созыв, отзыв (на публикацию) свекла сироты средства созыв, призыв

Слайд 4

стАтуя столЯр , в одном ряду со словами малЯр , доЯр , школЯр … тамОжня тОрты , тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы , см. б Анты шофЁр , в одном ряду со словами киоск Ёр , контрол Ёр … экспЕрт , из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге Задание 4. Орфоэпия. Знакомимся, группа 3

Слайд 5

Абонемент в бассейн – купить абонент а Артистический образ– артистичный экспонат Бедное положение – бедственное положение Безответный человек– безответственный поступок Повторяем значение паронимов, группа 2 (верно-неверно)

Слайд 6

Болотистый цветок – болотная местность Благодарное письмо – благодарственный человек Благотворительный поступок – благотворное влияние Бывший директор – былой директор

Слайд 7

Вдох – Начальная фаза дыхания, в процессе которой воздух поступает в легкие (противоп.: выдох). Вздох- усиленный вдох и выдох (обычно как выражение какого-л. чувства). Вековой – 1) а) Живущий, существующий, продолжающийся века, очень долго. б) Очень старый, древний. в) разговорный Многолетний, давний. 2) устаревшее Живущий в веках . Вечный 1) а) Бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца. б) Независимый от времени, неизменный во времени. 2) а) Непреходящий, не перестающий существовать долгие годы, века. б) Сохраняющийся в течение веков. в) Не ограниченный какими-л. сроками, бессрочный. г) Длящийся всю жизнь, пожизненный. д ) Бессмертный. е) Действующий продолжительное время. 3) Постоянно существующий, находящийся где-л . в природе. 4) Постоянно занимающийся одним и тем же или находящийся в одном и том же состоянии, положении. 5) а) Постоянный, неизменный. б) разговорный Постоянно употребляемый (об одежде, о предметах обихода). в) разговорный Постоянно повторяющийся; беспрестанный. Знакомимся со значением паронимов, группа 2

Слайд 8

Великий 1. Тот, кто необычайно гениальный. 2. прилагательное 1) а) Очень большой, огромный по своим размерам. б) Выделяющийся по своим размерам из ряда однородных предметов, объектов и т.п. 2) Большое количество чего-л. 3) а) Превосходящий, превышающий обычную меру по силе, глубине, интенсивности и т.п. б) Обладающий какими-л. качествами в самой высокой степени (о человеке). 4) а) Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам и т.п. б) Отмеченный каким-л. знаменательным событием или событиями, значимый для кого-л., чего-л. (о времени, периоде жизни человека, общества). в) Необычайно одаренный, гениальный. г) Употр. как постоянный эпитет некоторых выдающихся по исторической роли лиц. д ) разговорный Очень хорошо знающий свое дело, искусный. – Величественный -1) Преисполненный торжественной красоты, величия. 2) Имеющий внушительный вид: высокий рост, горделивую осанку и т.п. (о человеке). 3) Преисполненный достоинства, благородства. 4) Выдающийся по своим достоинствам, по своей значимости.

Слайд 9

Верхний – 1) Находящийся, расположенный в верху, на верху, сверху чего-л. 2) а) Близкий к истоку реки. б) Расположенный в более высоких, возвышенных местах или в верховьях рек. 3) Надеваемый поверх платья, костюма и т.п. (о пальто, плаще и т.п.). 4) Образующий высший предел диапазона какого-л. голоса или музыкального инструмента. Верховный – 1) а) Высший, главный. б) Стоящий во главе чего-л. 2) Первый по званию, чину . Верховой 1. [ муж. род ] разговорный Тот, кто ездит верхом. 2. [ муж. род ] разговорный Тот, кто работает на высоте. 3. прилагательное Связанный с передвижением верхом. 4. прилагательное 1) а) Происходящий, движущийся высоко над землей (обычно о ветре, метели и т.п.). б) Обитающий обычно над землей (о птицах, животных и т.п.). в) Расположенный на высоком месте. 2) То же, что: верхний (1). 3) а) разговорный Расположенный в районе верхнего течения реки или выше по течению реки (о городах, селах). б) Идущий, направляющийся с верховья.

Слайд 10

1. Послушайте задание к сочинению. Определите, какие умения поверяются. План работы над сочинением Работа над сочинением (1)

Слайд 11

1. насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; 2. проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. насколько ясно и убедительно изложена позиция, и если она не совпадает с авторской, вежливо ли, корректно обоснована точка зрения экзаменуемого; 4. проявлено ли умение излагать мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; 5. хороша ли, богата и выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные средства. Умения, которые проверяются:

Слайд 12

Проблема текста Комментарий к проблеме Авторская позиция Свое отношение к позиции автора Ключевые понятия:

Слайд 13

Вступление + формулировка проблемы 1-й пример-иллюстрация + пояснение Смысловая связь и ее анализ (м.б и перед примерами, и между ними, и после них) 2-й пример-иллюстрация + пояснение Позиция автора Собственная позиция и ее обоснование Заключение Примерный план сочинения

Слайд 14

Жар эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в работе будет присутствовать и вступление, и заключение. Сочинение в жанре эссе, не менее 150 слов

Слайд 15

1. С кратких сведений об авторе, его творчестве, если это имеет отношение к тексту ( М.М.Пришвин – один из мастеров слова, его произведения воспитывают трепетное отношение к природе. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в…) 2. С ряда отвлеченных существительных, связанных с темой текста (Вера, надежда, любовь – без этих нравственных категорий невозможно представить духовную жизнь человека. Известный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…) О вступлении. Как начать сочинение?

Слайд 16

3. Двух-трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать антонимы) ( Как в наш век социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает ее? Над этими сложными философскими вопросами размышляет в своей статье…) 4 . С риторического вопроса, ответ на который очевиден ( это придает сочинению выразительность и вызывает у читателя интерес ) (Как можно не любить Родину? Такой вопрос вызывает недоумение у каждого, кто любит свою страну.)

Слайд 17

5 . Со своих размышлений, ассоциаций по поднятой автором теме, проблеме (Упоминание о войне никого не оставит равнодушным. Страшные испытания, гибель, страдания – именно такие ассоциации вызывает это слово . О войне, о ее разрушительных последствиях говорится в приведенном отрывке. Автор поднимает проблему…) !!! Обрати внимание: не стоит писать более 3-4 предложений. Идеальный объем вступления – 2-3 предложения) Лучше меньше, но в тему.

Слайд 18

Учить слова С ОРФОЭПИЧЕСКОГО СЛОВНИКА, СЛОВАРЯ ПАРОНИМОВ Выполнить новый тест Познакомиться с критериями к сочинению Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2021 ЧАСТЬ 2. Написание сочинения Проблема текста

Слайд 2

кремень, кремня, огонь, огня лекторы, лекторов лыжня местностей, почестей, челюстей, новостей мусоропровод, газопровод, нефтепровод, водопровод намерение нарост недруг недуг некролог, каталог Задание 4. Орфоэпия. Повторяем слова, группы 1, 2

Слайд 3

аэропорты банты бороду, бороды бухгалтеров, булгалтеры вероисповедание гражданство дефис дешевизна диспансер договоренность документ досуг еретик жалюзи значимость иксы каталог, некролог квартал километр конусы, конусов корысть краны, кранов

Слайд 4

Что такое проблема текста? Этот вопрос не может иметь однозначного вопроса: в чем смысл жизни? что такое красота? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между группами людей, взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».

Слайд 5

Типы проблем ( зависят от сферы деятельности, к.р. касается автор текста)

Слайд 6

Обычно меньше трудностей в публицистических текстах. Сложности с художественными текстами. Выявление проблемы

Слайд 7

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Слайд 9

Обычно в тексте 2-3 проблемы. Какую выбрать?

Слайд 10

Способы формулирования проблемы

Слайд 12

Типовые конструкции для формулирования проблемы

Слайд 15

Советы при выборе типовых конструкций

Слайд 16

Тренируемся

Слайд 24

Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2021 ЧАСТЬ 2. Написание сочинения Проблема текста

Слайд 2

досуг еретик жалюзи значимость, значимый иксы каталог, диалог, монолог, некролог квартал километр, сантиметр, дециметр Задание 4. Орфоэпия. Повторяем произношение существительных аэропорты банты бороду бухгалтеров вероисповедание гражданство дефис дешевизна диспансер договоренность документ

Слайд 3

корысть краны кремень, кремня лекторы, лекторов лыжня местностей, почестей, челюстей…, новостей мусоропровод, газопровод, нефтепровод, водопровод намерение нарост недруг недуг некролог, каталог ненависть отрочество партер портфель поручни приданое призыв, позыв, отзыв (посла), созыв, отзыв (на публикацию, свекла сироты средства статуя столяр, маляр, дояр, школяр… таможня торты, тортов цемент центнер цепочка шарфы, банты шофер, киоскер, контролер… эксперт

Слайд 4

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании. Затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме : красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы ; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п. Орфоэпия. Ударение в именах прилагательных

Слайд 5

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа , а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода : прАвый — прав — прАво — прАвы — правА ; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА ; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА . Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, - н -). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ , свЕжи и свежИ , пОлны и полнЫ и т. д.

Слайд 6

Произношение прилагательных в сравнительной степени Существует норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе , больнА — больнЕе , живА — живЕе , стройнА — стройнЕе , правА — правЕе ; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее,печАльна — печАльнее , протИвна — протИвнее . То же касается и формы превосходной степени.

Слайд 7

вернА , краткое прилаг . ж.р. знАчимый красИвее , прил.и нареч. в сравн.ст. красИвейший , превосх.ст. кУхонный ловкА , краткое прилаг . ж.р. мозаИчный оптОвый прозорлИва , краткое прилаг . ж.р., в одном ряду со словами смазл Ива , суетлИва , болтл Ива ..., но: прожОрлива слИвовый , образовано от сл Ива Имена прилагательные

Слайд 13

Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2021 ЧАСТЬ 2. Написание сочинения Комментарий к проблеме

Слайд 2

верна значимый красивее красивейший кухонный ловка мозаичный оптовый прозорлива, смазлива, суетлива, болтлива, прожорлива сливовый Орфоэпия. Ударение в именах прилагательных

Слайд 3

Вековой (живущий, существующий, продолжающийся века, очень долго, очень старый, древний)– вечный (бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца, постоянный, неизменный) Великий (тот, кто необычайно гениальный, очень большой, огромный по своим размерам, выделяющийся по своим размерам из ряда однородных, обладающий какими-л. качествами в самой высокой степени (о человеке) – величественный (преисполненный торжественной красоты, величия, преисполненный достоинства, благородства, выдающийся по своим достоинствам, по своей значимости. Восполнить (пополнить что-л. утраченное, недостающее; возместить), дополнить (сделать более полным, добавляя что-л. к имеющемуся) - пополнить (увеличить что-л. добавлением, прибавить недостающее- заполнить (з анять целиком; наполнить, Распространяясь, занять полностью какое-л. пространство. в) перен. Завладеть чьими-л. помыслами, поглотить чье-л. Внимание) Враждебный – вражеский Выбирать – избирать; выбирая – избирая Выбрать – 1) Отобрать по какому-л. признаку, отдать предпочтение кому-л., чему-л. 2) Голосованием избрать кого-л. для выполнения каких-л. обязанностей. 3) разговорный Извлечь откуда-л . все, без остатка или какую-л. часть. 4) перен. Найти свободное время или удобный момент для осуществления чего- л., для занятий чем-л. Избрать 1) Произвести выборы какого-л. лица. 2) Выбрать, отдавая предпочтение кому-л., чему-л. Выгода – выгодность Выгода – 1) Прибыль, доход, извлекаемые из чего-л. 2) а) Польза, прок, личный интерес. б) Преимущество одного перед другим . Выгодность - отвлеч . сущ. к выгодный. Выгодность дела, предприятия. Выдача – отдача – передача – раздача Выплата – оплата – плата – уплата Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить Вырастить – нарастить – отрастить Выращивание – наращивание – отращивание Высокий – высотныйПростирающийся выше известного предела; вызываемый большой высотой ( паронимы

Слайд 4

ПРОВЕРКА Д/З

Слайд 5

Комментарий – из латинского «объяснение». Как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему? Автор

Слайд 8

Размышляя над этим вопросом или чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу или вовлекая читателя в совместные размышления над этой проблемой писатель(публицист)… вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как… на примере случая из жизни показывает… приводит данные исследований, подтверждающих, что… обращается к героическим событиям далекого прошлого… делится любопытными жизненными наблюдениями… рассказывает о непростых взаимоотношениях… анализирует причину того… и приходит к интересному выводу Клише, помогающие начать 2 абзац и ввести текстуальный комментарий

Слайд 9

Этот случай заставил автора задуматься о том, почему… В размышлениях автора звучит мысль… Автор текста приводит примеры того, как люди по-разному… Причину подобного поведения автор видит в том, что этот человек.. Писатель вовлекает читателей в круг переживаний своего героя, описывая его внутренне состояние… Клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ДЕЙСТВИЯ автора

Слайд 10

Автор с возмущением, негодованием, нескрываемой тревогой, искренним недоумением говорит о том, что.. Автора беспокоит тот факт, что.. Автор осуждает, поражен, восхищается… Сравнивая отношения (кого? к чему?), писатель (публицист) делает неутешительный вывод о том, что… Публициста удивляет, почему его герой… Клише, помогающие охарактеризовать ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ автора, вызванные теми или иными жизненными событиями

Слайд 11

Свои рассуждения писатель 9публицист) завершает справедливым выводом о том, как важно Поэтому автор призывает читателей… Поэтому автор напоминает всем нам:… Знакомя читателей с противоположными точками зрения…автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой и самому решить Ю какие… Клише, помогающие закончить второй абзац

Слайд 13

Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте. Докажите, что это текст С незапамятных времён люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решён. Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всём этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий. Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость – это поток живой любви к людям. Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин).

Слайд 2

Признаки текста Членимость Смысловая цельность Завершенность Связность

Слайд 3

Текст, признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте

Слайд 4

Упр. 1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте На дюнах Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки. Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

Слайд 5

Упр. 3. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор. В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко ) Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Слайд 6

Упр. 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом. Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко ) Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 23

Слайд 2

Средства связи предложений

Слайд 6

Задание 25

Слайд 7

Задание 1

Слайд 8

Задание 2

Слайд 11

Задание 3

Слайд 13

Задание 4

Слайд 15

Задание 5

Слайд 17

Типовое задание

Слайд 18

Задание 6

Слайд 19

Ответ: 123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ОГЭ-2021 Орфографический анализ. Написание НЕ с разными частями речи

Работа содержит типовые задания ФИПИ по теме "Написание НЕ с разными частями речи"...

Подготовка к ОГЭ-2021 Орфографический анализ. Написание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи

Работа содержит задания с сайта  ФИПИ по теме "Написание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи"...

Подготовка к ОГЭ-2021 Орфографический анализ. "Правописание прставок"

Задания из сайта ФИПИ Орфографический анализ. "Правописание приставок"...

Подготовка к ОГЭ-2021 Орфографический анализ. "Написание ъ и ь знаков"

Орфографический анализ. Работа содержит  типовые тестовые задания , соответствующие заданию №5 ОГЭ-2021...

Подготовка к ОГЭ 2021

ОГЭ. География. Вариант 1....

Подготовка к ЕГЭ 2021 по биологии

Варианты тренировочных работ для подготовки к ЕГЭ-2021 по биологии...