Конспекты 5 уроков по теме "Млекопитающие"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Цикл уроков по теме "Млекопитающие" разработан универсально для учебников Н.И.Сонина и В.В.Латюшина. Возможно использование как в профильных классах, так и в общеобразовательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-  -

Тема: Общая характеристика класса млекопитающие.

           Цель: Познакомить учащихся с прогрессивными чертами организации млекопитающих, позволившим им занять основные среды обитания в биосфере.

          Задачи:

1. Познакомить учащихся с общими признаками с признаками класса млекопитающие: подкласс первозвери и подкласс настоящие звери.

2. Развитие умения сравнивать, выделять главное из полученной информации.

3. Показать необходимость охраны отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

        Оборудование:

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Модель млекопитающего, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», обитатели живого уголка, книги: Э.Сетон - Томпсон. «Рассказы о животных»; Д.Даррел. «Перегруженный ковчег». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В, Шапкин В.А.

Содержание урока.

Природа - самый совершенный мастер,

Постигший совершенства ремесла,

Н.Кондратковская.

1. Ориентировочно - мотивационный этап.

Сегодня мы с вами начинаем изучать один из самых интересных классов животного мира - класс млекопитающие. Этот класс представляет наиболее высокоорганизованные позвоночные животные, появившиеся 160 - 170мл. лет назад. Внешний облик и размеры млекопитающих очень разнообразны - от карликов (4см. - белозубка), до гигантов (синий кит - 33м.). Современных млекопитающих насчитывается пять с половиной тысяч видов, они широко расселились по земному шару и освоили различные среды обитания: наземно-воздушную, почвенную, водную, а некоторые и воздушную (самый крупный летающий зверь планеты - калонг, большая летучая лисица. Размах крыльев 1,4м).

Просмотр видеофрагмента «Среды обитания животных» Галерея. Видеофрагмент № 90.

2. Операционно - исполнительный этап.

Черты, позволившие представителям класса млекопитающие быть прогрессивными животными.

 - живорождение и выкармливание детенышей;

 - наличие волосяного покрова;

 - наличие центральной нервной системы, сложное поведение;

 - замкнутая кровеносная система, четырех камерное сердце;

 - теплокровность;

 - шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков;

 - обладают четырьмя конечностями.

Задание

Из названных черт составить логическую опорную схему «Характерные особенности класса млекопитающие».

Млекопитающие.

Особенности внешнего строения                Особенности внутреннего строения

        волосяной покров                                центральная нервная система

        обладают 4мя конечностями                        живорождение

        молочные железы                                4х камерное сердце

                                                                2 круга кровообращения

                                                                7   позвонков в шейном отделе

        

Просмотр интерактивных рисунков. Галерея. «Внешнее строение млекопитающих» № 2 и «Внутреннее строение млекопитающих» №12. Анимация № 20 «Кровеносная система млекопитающих»

Характеристика подкласса первозвери. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Однопроходные» и с рисунком 127. В рабочей тетради «Биология. Животные» выполнить задания №2, №3 стр.79.

Характеристика отрядов сумчатых, рукокрылых, насекомоядных.

Задание  № 1: используя текст  параграфа № 31 (ст.159-160)

Указать: а - особенности внешнего и внутреннего строения представителей

        отряда  сумчатые.

        б - заполнить таблицу «Представители отряда Сумчатые»

Представитель

Рисунок

Питание

Среда жизни, образ жизни.



Сформулируйте вывод.

Задание  № 2: используя текст  параграфа № 31 (ст.160 - 161)

Выполните  задания № 1-4 в рабочей тетради, страница 80.

Указываем, что выхухоль - представитель отряда насекомоядных, единственное млекопитающее, включенное в «Красную книгу Челябинской области».

Задание  № 3: используя текст  параграфа № 31 (ст.161 - 162)

Дополните схему.

Отряд  Рукокрылые.

Особенности внешнего строения                             Общее в строении птиц и  

        рукокрылых

                                                   Подотряды рукокрылых

           ?                                                                                                                      ?

Представители                                                                          Представители                                                                                      

        

Проблемный вопрос.

Какую особенность рукокрылых перенял человек и стал использовать в

технике? Просмотр видеофрагмента № 32 «Летающие млекопитающие»

        

                                                                 

                                         Эхолокация

3. Рефлексивно-оценочный этап.

1.  Ответьте на вопросы теста.


  1. Первозвери:


  1. Кенгуру
  2. Крыса
  3. Утконос
  4. Ехидна


  1. Утконос относится к млекопитающим потому, что:


  1. Откладывает яйца
  2. Имеет роговой клюв
  3. Вскармливает детенышей молоком
  4. Имеет волосяной покров


  1. Сумчатые животные:


  1. Утконос
  2. Коала
  3. Ехидна
  4. Кенгуру


  1. Еж относится к отряду:


  1. Рукокрылые
  2. Насекомоядные
  3. Грызуны
  4. Зайцеобразные


  1. Летучие мыши относятся к отряду:


  1. Грызуны
  2. Парнокопытные
  3. Рукокрылые
  4. Хищные

2.  Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание «- ся»?

Задание на дом.

1.  Изучить  параграф № 31, повторить  параграф № 25.

2.  Заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.

Черты строения и образа жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания

Покровы тела

Органы дыхания

Число кругов кровообращения

Число камер в сердце

Нервная система

Температура тела

Способы размножения.



Предварительный просмотр:

        -  -

Тема: Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные

           Цель: Расширить представления  учащихся о многообразии млекопитающих.

          Задачи:

1. Познакомить учащихся с общей характеристикой отрядов млекопитающих.

2. Развитие умения работать в заданном темпе в малой группе, адекватно воспроизводить информацию, работать с текстом, рисунками учебника мультимедийными средствами обучения.

3. Показать особенности строения и образа жизни отдельных представителей отрядов; их значение в природе и жизни человека..

        Оборудование:

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Таблицы «Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Морские млекопитающие», обитатели живого уголка. Книги: Ханс Петер Тиль «Царство животные», В.Б.Сабунаев «Занимательная зоология». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В.,        Шапкин В.А.

Содержание урока.

«Куда на выдумку природа таровата»

И.Крылов

1. Ориентировочно - мотивационный этап.

А) Проверка выполнения домашнего задания; таблица «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих»

Б)  Тестирование. Выполните тестовое задание. Выберите один ответ из четырех.

1.  Особенности покровов млекопитающих:

А) кожа влажная, голая, в ней много желез

Б) кожа сухая, покрытая перьями

В) у большинства кожа покрыта волосяным покровом

Г) кожа покрыта костной чешуей

2.  Сердце млекопитающих:

А) двухкамерное

Б) трехкамерное

В) трехкамерное с неполной перегородкой

Г) четырехкамерное

3.  Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

А) дыхательной системы

Б) нервной системы

В) пищеварительной системы

Г) опорно-двигательной системы

4.  Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

А) живорождения

Б) среды обитания

В) вынашивания детенышей

Г) питания молоком.

5.  К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

А) строение нервной системы

Б) живорождение

В) теплокровность

Г) строение дыхательной системы

6. Найди ошибку.

А) Коала, кенгуру,  опоссум

Б) еж, крот, выхухоль

В) вечерница, ночница, крылан

Г) еж, крот, мышь

В)  Закончите схему.

                                Класс     Млекопитающие

           Подкласс        ?                                                Подкласс        ?

Г)  Работа в малых группах. Постройте логическую опорную схему, указав в ней, какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечили широкое распространение млекопитающих в биосфере. ( Каждая  группа имеет набор карточек, из которых необходимо сложить схему)

Роль особенностей  строения млекопитающих в эволюционном процессе.

Волосяной    Легкие   4-х камерное   Специализированная   Наличие

покров                          сердце              пищеварительная        плаценты,

                                                                система                        молочные железы

Тепло-          Газо-        Снабжение         Расщепление            Сохранение

изоляция        обмен        органов             питательных             потомства

        кровью              веществ

        

                      Высокий    уровень     обмена    веществ

Теплокровность    Высокая организация       Двигательная

        нервной системы,        активность

        интенсивная работа

        мозга, сложное

        поведение

        Преимущества в борьбе за существование

                    Увеличение численности вида, расширение ареала

                               Появление новых видов

2.  Операционно-исполнительный  этап.

Работа в малых группах. Группам выдаются листы ватмана для написания книги «Наши соседи по планете». Каждая группа должна оформить страницы книги, рассказав об одном из отрядов млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные.

 Рассказ должен отражать:

  1. Особенности строения и образа жизни представителей отряда.
  2. Значение представителей отряда в природе и жизни человека.

    Каждая группа работает с соответствующей частью текста параграфов №32 и 33.

3.   Рефлексивно-оценочный  этап.

Проведение презентации  «книги».

1. Каждая группа, или представители из группы выходят, показывают свою страницу и рассказывают содержание своей части работы, после выступления задают одноклассникам вопросы, на которые ученики должны ответить.

2.  Так выступают все группы по очереди. Между выступлениями просмотр видеофрагментов по презентуемым отрядам  млекопитающих. Галерея. Видеофрагменты: №12 «Водные млекопитающие», «Лесные млекопитающие», «Млекопитающие открытых пространств»

3.  Ответственный редактор - учитель, проводит опрос по новым терминам.

Термины: грызуны, резцы, акклиматизация, зайцеобразные, ласты, цедильный аппарат, эхолокация, хищные зубы.

4. Формулируется заключение.

Задание на дом.

1. Нарисовать обложку для книги «Наши соседи по планете». ( по желанию)

2. Оформить страницу книги по рубрикам:

  1. «Священные» животные
  2. Животные - герои сказок, басен, былин.
  3. Животные - символы на гербах стран и городов.
  4. Охота
  5. Звери - поставщики меха, пищи, лекарств
  6. Животные - источники вдохновения для народного творчества, искусства.
  7. Охрана и восстановление редких видов.
  8. Мой домашний питомец.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.



Предварительный просмотр:

Тема: Отряды млекопитающих: Парнокопытные,   Непарнокопытные.

Цель: Продолжить  знакомство учащихся с многообразием отрядов млекопитающих.

           Задачи:

1. Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов парнокопытные и непарнокопытные

2. Развитие умения работы с учебной  информаций, построение логической опорной схемы.

3. Раскрыть значение отрядов парнокопытные и непарнокопытные в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны.

        Оборудование:

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Таблицы «Парнокопытные», «Непарнокопытные»

Содержание урока.

1. Ориентировочно - мотивационный этап.

Чтение отрывка сказки Р.Киплинга « Кошка, которая гуляла сама по себе» о том, как конь и корова стали служить человеку. Рассказ о знаменитых копытных в истории.

2.  Операционно-исполнительный этап.

Используя материалы презентации, давайте поработаем с интеллект картой, которая лежит у вас на столе. Отряд парнокопытные делится на два подотряда нежвачные и жвачные.

А) общие признаки отряда парнокопытные,

Б) характерные  признаки подотряда нежвачные

В) характерные признаки подотряда жвачные

Задание № 2. Используя данные задания № 1, составите логическую опорную схему «Отряд парнокопытные»

                     «Отряд парнокопытные»

                            Развит 3 и 4 палец

                            Пальцы покрыты копытом

                                 Величина средняя и большая

                                 Широкое распространение

Подотряд    Нежвачные                        Подотряд    Жвачные

   Массивное тело                                                      Стройное  тело

   Короткие конечности                                             Короткие конечности

   Клыки                                                                      Клыков  нет

   Морда с пяточком                                                   Имеют рога

   Всеядны                                                                   Травоядные

   Простой желудок                                                    Сложный   желудок

   Имеют подкожный слой жира                               Подкожного жира нет

        Представители

Кабан                                                                                  Зубр

Бородавочник                                                                    Лось

Бегемот                                                                               Олень

                Корова

---  Просмотр видеофрагмента «Корова» (Галерея. Видеофрагмент

 № 30 «Корова»)

Используя текст  учебника,  и просмотренный видеофрагмент разбираем строение и работу сложного желудка жвачных животных.

Схема

 «Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных»

РОТ                                                                 ПИЩЕВОД

     Жвачка

                                                    ЖЕЛУДОК

Просмотр анимации «Работа пищеварительной системы жвачного животного» (Галерея. Анимация № 9)

Задание № 3.  Используя текст параграфа  34,  страница  181-183, заполните схему «Систематические  группы  отряда Непарнокопытные»

«Систематические  группы  отряда Непарнокопытные»

Непарнокопытные

Многие представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные давно одомашнены человеком и широко используются им.

Работа по схеме  «Охрана копытных животных»

«Охрана копытных животных»

Парнокопытные                                                                      Непарнокопытные                                        

      200  видов                                                                                  16 видов

                                       Причины сокращения численности

Охота

Разрушение мест обитания

Сокращение и ухудшение кормовой базы

МЕРЫ  ОХРАНЫ

Заказники

Заповедники

Национальные парки

Просвещение населения

 Борьба с браконьерством

                     

 3. Рефлексивно-оценочный  этап.

Задание: Укажите стрелками соответствие между изображением животного, его названием и отрядом.

Тарпан

Олень

Овцебык

Кабан

Косуля

Антилопа

        

   Парнокопытные        

   Непарнокопытные

Какие из указанных животных, являются редкими и охраняемыми?

Рубец

                  Сетка                        Книжка                   Сычуг                          



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Отряд млекопитающих: Приматы.

Цель: Познакомить  учащихся с многообразием приматов.

Задачи: 1.Выявить характерные особенности приматов, признаки их высокой организации по сравнению с другими животными.

          2. Развитие общеучебных  умений: сравнение и обобщение.

  1. Раскрыть роль приматов в природе, необходимость  их сохранения и охраны.

Оборудование: Набор художественных рисунков и открыток о приматах,  Набор фотографий различных приматов,  (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл.  Издательский центр Вентана-Граф»),

Содержание урока.                                                                Порядок естества,

умелою природой установлен…

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.
  1. Индивидуальный опрос по логическим опорным схемам, составленным на прошлых уроках:
  1. Характерные особенности млекопитающих.
  2. Роль особенностей млекопитающих в эволюционном процессе.
  3. Отряд Парнокопытные.
  4. Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных.
  5. Систематические группы отряда Непарнокопытные.
  1. Выполнение тестовых заданий. Выберите один ответ из четырех.
  1. Признак, доказывающий усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися:

А) органы чувств

Б) отделы тела

В) четырехкамерное сердце

Г) два круга кровообращения

  1. К признакам высокого уровня организации млекопитающих не  относятся:

А) живорождение

Б) теплокровность

В) вскармливание  детенышей молоком

Г) пятипалая конечность

  1. К признакам, обеспечивающим распространение млекопитающих по всему земному шару, не относятся:

А) живорождение

Б) высокое развитие нервной системы

В) теплокровность

Г) удаление продуктов жизнедеятельности

  1. К приспособлениям, позволяющим млекопитающим выживать в районах с резко меняющимися по сезонам условиями окружающей среды, не относятся:

А) запас корма

Б) миграция

В) спячка

Г) видоизменение конечностей.

  1. Операционно-исполнительный  этап.

                                                             

Общая характеристика отряда Приматы

  1. Древесные или наземные животные
  2. Средние или небольшие по величине
  3. Стадный образ жизни
  4. Активны днем
  5. Пальцы имеют ногти
  6. Большой палец противопоставлен

                                                        остальным

  1. Наличие ключиц
  2. Развиты все типы зубов
  3. Зрение бинокулярное, цветное
  4. Сложное строение коры головного

             мозга

  1.    Беспомощные   детеныши

                                                                             


Задание № 1. Используя текст параграфа № 35  страница 184  составьте схему классификации приматов.

                                                     Отряд Приматы

Подотряд   Полуобезьяны                                            Подотряд    Обезьяны

      Представители        

                

        

Задание № 2.  Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»

«Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»

Представитель

Как

передвигается

Где

обитает

Чем

питается

Интересные

особенности

поведения


После проверки, заполнения таблицы фронтальный опрос

  1. Какими общими чертами обладают представители отряда приматов?
  2. Назовите семейства отряда приматов (см. рис. 218). Какие черты этих животных указывают на их высокую организацию?
  3.  Назовите черты сходства представителей семейства человекообразных обезьян с людьми.

Задание № 3. Биодиктант. Показываем изображение примата, учащиеся записывают его название.

Задание № 4. Из перечисленных видов приматов выберите отдельно представителей соответствующих подотрядов:

Подотряды

Виды

А - Низшие обезьяны, или Полуобезьяны

Б - Высшие приматы, или Обезьяны

  1. долгопят
  2. макаки
  3. шимпанзе
  4. тонкий лори
  5. лемур
  6. горилла
  7. ревуны
  8. мартышки
  9. тупайи
  10. орангутанг

  1. Рефлексивно-оценочный   этап.

Индивидуальная работа.  Ответьте на вопросы теста.


  1. Наиболее высокоразвитые животные относятся к отряду:


  1. Зайцеобразные
  2. Приматы
  3. Копытные
  4. Хоботные


  1. К человекообразным обезьянам относится:


  1. Горилла
  2. Лемур
  3. Макак
  4. Мартышка


  1. Условным рефлексом является:


  1. Хватательный рефлекс у детеныша шимпанзе
  2. Вылизывание шерсти кошкой
  3. Перелеты птиц
  4. Реакция птиц на яркую окраску ядовитых насекомых


  1. К мартышкообразным относятся


  1. Макаки
  2. Шимпанзе
  3. Павианы
  4. Гориллы



  1. Выберите правильные утверждения:


  1. Млекопитающие - теплокровные позвоночные животные, рождающие живых детенышей, выкармливающие их молоком
  2. Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания
  3. Кожа млекопитающих эластичная и покрыта волосяным покровом
  4. Мозговая часть черепа млекопитающих характеризуется увеличением размеров, что связано с укрупнением головного мозга
  5. Ключицы хорошо развиты у животных, совершающих разнообразные движения передними конечностями (приматы), и отсутствуют или недоразвиты у тех, которые двигаются в одной плоскости (например, копытные и хищники)
  6. Количество извилин коры полушарий у всех млекопитающих примерно одинаково
  7. Инстинкт заботы о потомстве особенно проявляется у животных, рождающих детенышей беспомощными (например, у белок, кроликов)
  8. Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года

Задание на дом

  1. Изучить параграф № 35, задание № 1,2 в рабочей тетради.
  2. Заполнить логическую опорную схему «Общая характеристика Приматов»

        П Р И М А Т Ы

        

Зрение ?

Конечности  ?

Нервная система ?

Образ жизни   ?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний.

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся об изученных отрядах класса млекопитающие.

Задачи: 1. Проверить усвоение  учебного материала учащимися, сформированность их знаний и умений.

                      2. Развитие общеучебных  умений; анализ, сравнение, обобщение.

  1. Раскрыть роль различных животных в природе, необходимость сохранения биоразнообразия животного мира.

Оборудование: Набор художественных рисунков и открыток о животных, табличка «Анималист», набор фотографий различных зверей, видеофрагменты о животных (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл.  Издательский центр Вентана-Граф»), презентация «Представители различных отрядов класса млекопитающие», индивидуальный лист работы учащегося.

Содержание урока.

«Кто хочет вызвать в животном взаимную

дружбу и доверие, тот должен попытаться

изучить его особенности, характер и повадки…

и  он будет вознагражден тем, что приобретет

себе друга» Альфред Буковец

  1.  Ориентировочно-мотивационный этап

    Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс  млекопитающие», познакомились  с особенностями внешнего строения млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их особенности и представителей. Тема нашего сегодняшнего урока – «Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний»

     В класс млекопитающие входит около 4 тысяч видов, они весьма разнообразны:  самый крупный зверь – синий кит, длина его тела – 30м, вес -130т. Самый маленький зверь – этрусская землеройка, её длина тела (вместе с хвостом – 7 см., а вес всего 2г.

Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают представители класса млекопитающие?

  1. Живорождение и выкармливание детёнышей молоком, забота о потомстве.
  2. Имеют волосяной покров.
  3. Высокоразвитая нервная система, сложное поведение.
  4. Кровеносная система замкнутая, сердце четырехкамерное, два круга кровообращения.
  5. Теплокровность, постоянная температура тела.
  6. Шейный отдел позвоночника имеет 7 позвонков.

    Современных млекопитающих насчитывают около 4 тыс. видов. Они  широко расселились по земному шару, живут в самых разнообразных  условиях.

      Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос: Какие  среды жизни освоили млекопитающие?  Просмотр видеофрагмента  «Среды жизни млекопитающих» (галерея, видеофрагмент № 90 «Среды обитания животных»)

  1.  Операционно-исполнительный этап.

Работа по логической схеме «Среды  обитания млекопитающих»

                                                                                            Условия среды

        

СРЕДЫ ЖИЗНИ                       Сложное поведение

                                                                                                  Теплокровность

Наземно-воздушная            Водная               Почвенная

Вопросы по логической  опорной схеме.

- Что обеспечивает  существование млекопитающих в различных средах жизни?

- Как разнообразные условия среды жизни оказали влияние на животных?

           Разнообразие сред жизни и условий этих сред привели к большому разнообразию среди млекопитающих. Плацентарные млекопитающие включают в  себя около 20 отрядов, представители которых широко распространены на нашей планете. Сейчас  вы проверите себя, насколько хорошо вы  знаете представителей различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

            Проводим биодиктант. При выполнении биодиктант показываем в презентации  различных млекопитающих, по ходу которой ученики заполняют  колонку «Название животного», затем даем время на заполнение остальных колонок таблицы.

Представители различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

Название животного

Название отряда

Характерные признаки отряда

      В редакцию журнала «Юный натуралист» пришло несколько заметок от  Незнайки о жизни животных. Внимательно прочтите  эти заметки и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства. (Тексты включены в индивидуальный лист учащегося по вариантам)

БЕЛЯК (заяц-беляк), млекопитающее семейства зайцев отряда грызунов. Длина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см, масса до 5,5 кг. Свое название получил за белоснежный  летний мех.

Встречается беляк в лесах, тундрах и пустынях всей Северной Евразии — от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. Акклиматизирован беляк и в Южной Америке. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат один  раз за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше — 6-9 зайчат. Беляк, хоть и имеет ценный мех и мясо, но не является объектом  промысла.

       МЕДВЕЖЬИ (медведи), семейство млекопитающих отряда приматов, самые крупные из    современных хищных зверей; включает 8 видов.

 Длина тела современных медведей 110–300 см, высота в холке до 135 см, масса до 700 кг. Тело мощное, с высокой холкой. Шея толстая, обычно длинная, голова крупная, с удлиненным лицевым отделом, глаза небольшие, уши округлые. Лапы сильные, стопоходящие, трехпалые. Хвост короткий, почти не заметен. Мех высокий и редкий. Шерсть окрашена в черный, бурый или белый цвет,  меняется по сезонам.

Распространены в Европе, Азии, Северо-Западной Африке, Арктике, Северной Америке, в горных областях северо-запада Южной Америки. Все виды наземные. Держатся поодиночке или семьями. Активны только ночью. Большинство ведет оседлый образ жизни, некоторые широко кочуют. В зимнюю спячку не впадают. Всеядны. Предпочитают питаться растительной пищей: ягодами, фруктами, орехами, также насекомыми, рыбой, реже крупными животными.

Продолжительность жизни медведей 30–45 лет. Многие виды хорошо дрессируются и содержатся в зоопарке.

     ПУСТЫННАЯ ЗЕБРА (зебра Греви) — вид парнокопытных млекопитающих рода лошадей; самая крупная из зебр. Светлая окраска брюха поднимается довольно высоко на бока, полосы широкие. Волосы, образующие кисть на конце хвоста, относительно короткие. Крик зебры Греви, более чем у других зебр, напоминает крик лошади. Пустынная зебра распространена в центральных частях Восточной Эфиопии, Сомали и Северной Кении, а так же в полупустынях Евразии. Она обитает в лесистых местностях и полупустынях, где предпочитает некрутые горные склоны и плато; в Кении иногда образует смешанные стаи  с саванной зеброй. Численность пустынной зебры составляет около 15 тысяч голов.

         ГЕПАРД,  млекопитающее семейства кошачьих, отряда зайцеобразных.

Обладает сухим поджарым телом длиной 123-150 см, с большой головой и длинными и стройными ногами. Длинный, сильный хвост (до 75 см) при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой. Общий тон окраски желтоватый, песчаный, пятен нет.

Распространен в равнинных пустынях и саваннах Европы и Азии. Известны упоминания в русских летописях о звере пардусе, по описаниям похожим на гепарда.

Самый медленный зверь из всех млекопитающих. Догоняя добычу, может развивать на коротких расстояниях скорость до 110 км/ч. Охотится преимущественно днем или в сумерки, иногда подстерегает добычу у водопоя. Питается копытными, а в качестве дополнительной пищи — зайцами, мелкими зверьками и птицами. В помете 2-4 детеныша. Держится по одиночке или парами. Детеныши (1-4) рождаются зрячими, пятнисто окрашенными.

В Индии и Передней Азии ранее использовался для охоты на антилоп. Малочислен. Легко приручается, в неволе размножается.

Проверяем выполнение задания, исправляем ошибки, допущенные Незнайкой.

Просматриваем    видеофрагменты  «Лесные млекопитающие» (галерея, видеофрагмент № 31) и «Млекопитающие открытых пространств» (галерея, видеофрагмент № 40)

Перед вами изображения различных животных. Все они сделаны художником. Художник, который профессионально рисует животных, называется  АНИМАЛИСТ. А стиль изображения животных  в искусстве  называется анималистикой. Художник Малявин нарисовал «портрет» животного, он пытался изобразить зайца.

Какие художником были допущены ошибки?  К каким животным относятся части, которые смешал неумелый художник?

       Животный мир испытывает на себе влияние деятельности человека, что ведет к сокращению или уничтожению некоторых видов животных. С начала XYII века на нашей планете исчезло 63 вида млекопитающих, что составляет 1,5 % от их общего количества.

Основными причинами оскудения животного мира Земли  является:

  1. Охота
  2. Разрушение  местообитаний
  3. Сокращение и ухудшение кормовой базы

Для  сохранения исчезающих видов животных создаются заказники, заповедники, издается «Красная книга». В Красную книгу России включено 54 вида млекопитающих.

БАРС

Охотники ловили барса

На  берегу Нарын-реки

Он не рычал, он улыбался,

Когда показывал клыки…

Но люди землю подкопали.

Они добились своего,

Он сильный был, но про капканы

Ещё не знал он ничего.

Он понял. Он поддался гордо,

Когда вязал его казах,

И было сумрачно и горько

В его оранжевых глазах

Он за людьми следил ощурясь

Они  будили в нем тоску

В нем полыхали гнев и щедрость,

И хвост метался по песку.

Он поселился в зоопарке,

Где много мяса и воды…

Его лелеют там усердно.

Он покорился. Он лежит.

И только видно, как у сердца

Пятнистый мех его дрожит.

                          / Б. Ахмадулина/

Какие чувства вызвало у вас прочтение этого стихотворения?

В наших с вами силах сделать все, чтобы животный мир не оскудел и сохранился. Что может сделать лично каждый из нас, чтобы сохранить разнообразие животного мира?

    Млекопитающие имеют огромное значение для человека. Одомашнивание лошади и крупного рогатого скота обеспечило длительное процветание человеческого общества. Животноводство и охотничье-промысловое хозяйство – важнейшие отрасли современного хозяйства, обеспечивающие человечество белковыми продуктами. Редкие виды нуждаются в охране. Ведется борьба с млекопитающими, которые вредят культурным растениям, пищевым запасам, переносят возбудителей болезней.

Заполнение таблицы «Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Заполнить  пропуски в таблице.

«Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Значимые категории

Значение

Представитель

Одомашненные животные

Используются человеком, для получения мяса, молока, шерсти, для перевозки тяжестей и других видов работ.

Клеточное звероводство

Норка, черно-бурая лисица, песец.

Охотничье -  промысловые

Объекты спортивной охоты и пушного промысла.

Приносящие вред

Домовая мышь, крыса, крот.

Проверка заполнения таблицы

Показ видеофрагмента  «Домашние животные» (галерея, видеофрагмент № 19)

 Рефлексивно-оценочный этап

А сейчас мы с вами выясним личностное отношение к животным. Для этого ответим на вопросы теста.

Тест «Самооценка отношения к животным»

Инструкция: выберите  один из трех  ответов  на предлагаемые вопросы анкеты. Балл, соответствующий вашему ответу обведите  в кружок, по окончании работы подсчитайте сумму всех баллов.

Вопрос

Ответ

Балл

Ответ

Балл

Ответ

Балл

1

Животные:

Имеют значение в моей жизни

2

Не всегда заслуживают моего внимания

1

Они мне безразличны

0

2

Я обращаю внимание на животных

В любое время

2

Когда мне это необходимо

1

Очень редко

0

3

Из книг, которые я люблю читать

Многие о животных

2

Нет книг о животных

0

Некоторые о животных

1

4

Мне приходилось вредить животным

Да

0

Нет

2

Очень редко

1

5

Изображения животных на картинах

Люблю посмотреть

1

С удовольствием рисую сам

2

Не смотрю и ре рисую

0

6

В некоторых случаях

Я проявляю равнодушие к животным

0

Никогда не проявляю равнодушия к животным

2

Затрудняюсь

ответить

1

7

Со своим любимым животным

Я люблю отдыхать и готовить уроки

3

Люблю только отдыхать

2

У меня нет любимого животного

0

8

Если я вижу, что кто-то наносит своими действиями вред животному, то я

Пройду мимо

0

Обязательно вмешаюсь

2

Затрудняюсь ответить каковы будут мои действия

1

9

К животным я отношусь

Бережно

2

Не всегда бережно

0

Затрудняюсь

ответить

1

10

Животных   я

Всегда делю на привлекательных и непривлекательных

0

Никогда не делю на привлекательных и непривлекательных

2

Затрудняюсь

ответить

1

11

Разнообразие в мире животных  я

Ценю

2

Не ценю

0

Затрудняюсь

ответить

1

12

О своем отношении к животным  я

Часто задумываюсь

2

Не задумываюсь

0

Когда как

1

13

Проведенное занятие

Повлияло на мое отношение к животным

2

Не повлияло на мое отношение к животным

0

Затрудняюсь

ответить

1

                                                                                  Сумма

                        Сумма

               Сумма

                             Итог

Оценочная шкала

Менее 8 баллов. Отношение к животным равнодушное, эгоистичное. Тебя не волнует судьба окружающих животных. Возможно, у тебя никогда не было дома своего питомца и тебе трудно представить, что животное  может стать настоящим другом. Заведи дома хомяка, кошку или собаку и увидишь, что каждое существо непременно ответит тебе взаимностью.

От  8 до 14 баллов. Малоосознанное и неактивное отношение к животным. Ты общаешься с животными, но мало интересуешься их жизнью, повадками и заботами. Понаблюдай за самыми обычными животными, и ты сможешь узнать много интересного, ты увидишь, что у тебя стало больше друзей, тебе стало легче общаться. А, кроме того, своему питомцу ты можешь доверить свои тайны и секреты. Будь уверен, они останутся между вами.

От  15 до 20 баллов. Правильно осознанное отношение к животным. Ты, верно, осмыслил своё отношение к животным. Чаще всего ты разумно поступаешь по отношению к братьям нашим меньшим, и они, в свою очередь, благодарны тебе. Ты должен стать примером для других. Вместе со своими друзьями ты сможешь открывать тайны животного мира и делиться своими открытиями  с окружающими.

Свыше 20 баллов. Ты переоцениваешь свое отношение к животным. Быть может, тебе свойственна излишняя эмоциональность, а поэтому ты идеализируешь значение животных в твоей жизни т жизни окружающих.

Вернемся  к нашей логической схеме, которую  мы построили в начале урока.

Благодаря чему млекопитающие так широко расселились на нашей планете? (Теплокровность и сложное поведение)

К чему привело появление теплокровности и сложного поведения?

Что появилось в результате освоения млекопитающими разных сред жизни?

                                                                                            Условия среды

        

СРЕДЫ ЖИЗНИ                     Сложное поведение

                                                                               Теплокровность

    Наземно-воздушная            Водная               Почвенная

                               

Приспособленность

Вывод: Разнообразие отрядов класса млекопитающие появилось в результате приспособления к различным условиям сред жизни.

Домашнее задание: Творческая работа «Млекопитающие»

Приложение. Пример индивидуального листа учащегося.

Индивидуальный лист работы учащегося ___ класса___________________________________________

Задание № 1

Представители различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

Название животного

Название отряда

Характерные признаки отряда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Задание №  2   Внимательно прочтите  эту заметку и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства.

БЕЛЯК (заяц-беляк), млекопитающее семейства зайцев отряда грызунов. Длина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см, масса до 5,5 кг. Свое название получил за белоснежный  летний мех.

Встречается беляк в лесах, тундрах и пустынях всей Северной Евразии — от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. Акклиматизирован беляк и в Южной Америке. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат один  раз за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше — 6-9 зайчат. Беляк, хоть и имеет ценный мех и мясо, но не является объектом  промысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...