Презентации к урокам
презентация к уроку по литературе (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Железнова Дарья Владимировна
Презентациии для уроков русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 - 1889 Жизнь и творчество

Слайд 2

Художник И. Н. Крамской Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких звуках одобренья. Н. А. Некрасов. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 3

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 4

О. М. Салтыкова Е. В. Салтыков 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 5

Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 6

Московский дворянский институт Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 7

Царскосельский лицей В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 8

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 9

Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 10

М.Е. Салтыков-Щедрин. Литография А. Мюнстера. 1850-е В конце 1855 , после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 11

Елизавета Аполлоновна - жена Константин - сын Елизавета - дочь 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 12

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото конца 1860-х В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 13

Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 14

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869 В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884 . Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 15

Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов. 1883 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 16

Обложка журнала «Стрекоза» — первая попытка иллюстрирования произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 17

«Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев. 1877 В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы". 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 18

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник Н. Ярошенко. 1886 В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89). 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 19

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник В. Матэ. 1889 За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. 06.12.18 Круглова И. А.

Слайд 20

Источники http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=209&author=57 http://www.kostyor.ru/biography/?n=109 Шаблон презентации позаимствован у учителя русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельевой О. А. 06.12.18 Круглова И. А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетание это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически звонкого голоса видел лес говорить невнятно

Слайд 2

Виды словосочетаний именные наречные глагольные

Слайд 3

Существует три способа подчинительной связи между словами в словосочетаниях: Способы подчинительной связи между словами согласование управление примыкание

Слайд 4

Согласование – зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное яркий полдень Главное слово Зависимое слово прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное +

Слайд 5

Управление – зависимое слово ставится при главном в определённом падеже написать другу Зависимое слово Главное слово существительное, местоимение, числительное +

Слайд 6

Примыкание – зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу ушёл гулять Зависимое слово Главное слово Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная форма) +

Слайд 7

Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление Земляничная поляна – Клубничное варенье – Рыбный суп – Мамин платок – Лисья нора – поляна с земляникой варенье из клубники суп из рыбы платок мамы нора лисы

Слайд 8

Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование Вода со льдом – Листья клёна – День осени – Посуда из дерева – Работы с землёй- ледяная вода кленовые листья осенний день деревянная посуда земляные работы

Слайд 9

Задание : замените словосочетания со связью примыкание на словосочетания со связью согласование Разговаривать тихо – Сегодня вечером – Поёт громко – Поступить по-честному По-настоящему весело тихий разговор сегодняшний вечер громкое пение честный поступок настоящее веселье

Слайд 10

Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление Написал без ошибок – Исчез без следа – Закончил до срока – Говорил с улыбкой – Жить без забот – написать безошибочно исчезнуть бесследно закончить досрочно говорил улыбаясь жить беззаботно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 9 класс Сложноподчинённое предложение

Слайд 2

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .

Слайд 3

От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова) [ о том ] , (как ). о чём? о чём? х х

Слайд 4

Придаточная часть может находиться: 1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.) ( Если ), [ ] . при каком условии? х х

Слайд 5

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.) [ ,(когда ), ] . х х при каком условии?

Слайд 6

3) после главной части: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин) [ ] , ( что ). х х какие?

Слайд 7

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Слайд 8

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

Слайд 9

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин) Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин) что? союзное слово _ _ _ союз

Слайд 10

Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.) [ таким ] , (каким ). таким каким 2

Слайд 11

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной. Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] , а придаточная — в круглых ( ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОЖНОСОЧИНЁННоЕ ПреДЛОЖЕНИЕ

Слайд 2

Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые

Слайд 3

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности. Прозрачный лес один чернеет , и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Слайд 4

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами

Слайд 5

Соединительные ( перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

Слайд 6

Разделительные союзы ( указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.

Слайд 7

Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Слайд 8

Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Слайд 9

Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения : Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение : (Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..

Слайд 10

Задание №1. Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)

Слайд 11

Задание № 1 (продолжение) 7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский). 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) 9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Слайд 12

Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________

Слайд 13

Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________

Слайд 14

Литература. С. Г. Бархударов. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. Е. В. Юминова. Пунктуация. Сложное предложение. – М.: Чистые пруды, 2008. А. Г. Нарушевич. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2008. С. К. Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 – 15 июля 1873) Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье.

Слайд 2

Биография Начало жизни Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете , где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Слайд 4

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Слайд 5

Карьера за границей Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон , урождённой графине Ботмер , от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова . Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов.

Слайд 6

Элеонора Петерсон

Слайд 7

Анна, Дарья, Екатерина

Слайд 8

Пароход «Николай I »

Слайд 9

Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре . В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. Эрнестина Дёрнберг

Слайд 10

Мария Иван

Слайд 11

Работа в России Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел. Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского. Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с многочисленными публицистическими статьями на французском языке. В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», « Ватиканская годовщина». 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

Слайд 12

До самого конца Тютчев интересуется политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля гроб с телом поэта был перевезен из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Слайд 13

Могила Ф.И. Тютчева на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Слайд 14

Поэзия По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века. Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий». Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Слайд 15

Периодизация 1-й период — начальный, 1810-е — начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века. I период II период III период 2-й период — вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. 3-й период — 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный « денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Слайд 16

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Современное», написанное в 1869 году. Флаги веют на Босфоре, Пушки празднично гремят, Небо ясно, блещет море, И ликует Цареград . И недаром он ликует: На волшебных берегах Ныне весело пирует Благодушный падишах. Угощает он на славу Милых западных друзей – И свою бы всю державу Заложил для них, ей-ей. Из премудрого далека Франкистанской их земли Погулять на счет пророка Все они сюда пришли.

Слайд 17

Самое известное стихотворение Тютчева написано в 1869 году. Вот оно полностью: Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

Слайд 18

Музеи Памятник Тютчеву в музее-заповеднике « Овстуг » Господский дом в музее-заповеднике « Овстуг »

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное как часть речи Повторение 6 класс

Слайд 2

Содержание Имя числительное Ь на конце и в середине числительных Порядковые числительные Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Собирательные числительные Морфологический разбор имени числительного

Слайд 3

Имя числительное 1. Часть речи, которая обозначает кол-во предметов, число, а также порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? 2. Имена числительные: количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. 3. Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Слайд 4

Ь на конце и в середине числительных 1. Спишите и подчеркните составные числительные: 875 килограммов, 16 тонн, 11 туфель, 900 граммов, 17 брелоков, 25 гектаров, 8 пар чулок, 15 пар сапог, 60 мандаринов, 678 байтов.

Слайд 5

Ь на конце и в середине числительных 2. Спишите и подчеркните порядковые числительные: 18 булочных, 77 помощников, 11 сменщиков, 32 письма, 989 гвоздиков, 19 каменщиков, 15-й день, 716 сельдей, в 2015 году.

Слайд 6

Ь на конце и в середине числительных Ь на конце числительных От 5 до 20 и 30. Запомнить! Пя тн адцат ь Шес тн адцат ь Се мн адцат ь Восе мн адцат ь Девя тн адцат ь Ь в середине числительных От 50 до 80, от 500 до 900.

Слайд 7

Порядковые числительные 1. Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в Р.п., П.п. 15, 58, 581, 29, 765, 995.

Слайд 8

Порядковые числительные 2. Прочитайте предложения, правильно употребив числительные . Первый междугородный телефонный разговор состоялся 31 декабря между Петербургом и Москвой. Первая телефонная станция открылась в 1882 году в Москве. В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860 году.

Слайд 9

Порядковые числительные Обозначают порядок однородных предметов при счёте и отвечают на вопрос: какой? какая? какое? какие? Примеры: первый день, две тысячи пятнадцатый год, тридцать седьмой рейс . Они изменяются по падежам, числам и родам (в ед.ч.). Пример: в шестом классе . В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Пример: в тысяча девятьсот пятом году .

Слайд 10

Порядковые числительные Выпишите в 2 столбика: числительные; сложные прилагательные. Двух(?)этажный, семи(?) цветный , триста сорок пятый, пяти(?)сотый, двухъярусный, девяносто(?)летний юбилей, трёх(?)миллионный. Проверяем! Порядковые числительные на –сотый, -тысячный, -миллионный, миллиардный пишутся слитно.

Слайд 11

Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа: сто, один, пятьдесят . Дробные числительные: две третьих, три четвёртых . Собирательные числительные (несколько предметов, как одно целое): двое друзей .

Слайд 12

Числительные, обозначающие целые числа И.п., В.п. сорок девяносто сто Р.п., Д.п., Т.п., П.п. сорок а девяност а ст а

Слайд 13

Числительные, обозначающие целые числа От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 И. пятьдесят Р. пят и десят и Д . пят и десят и В. пятьдесят Т. пять ю десять ю П. о пят и десят и пятьсот пят и сот пят и ст ам пятьсот пять ю ст ами о пят и ст ах дв е ст и дв ух сот дв ум ст ам дв е ст и дв умя ст ами о дв ух ст ах

Слайд 14

Числительные, обозначающие целые числа В Р., Д. и П.п количественных числительных от 5 до 30 в окончании пишется буква и: К двадцат и годам. У составного КЧ склоняются все слова, из которых оно состоит: Сем и сот шест и десяти пят и (рублей), семь ю ст ами шесть ю десять ю пять ю (рублями). Полтора: в И. и В.п.- полтора, полторы; в остальных – полУтора . Полтораста: И.,В.п .- полторАста (страниц); Р., Д., Т., П.п. – полУтараста .

Слайд 15

Числительные, обозначающие целые числа Запишите числительные словами: 19 грибов, доволен 76 учениками, в моей библиотеке более 300 книг, с 489 пассажирами, из 700 килограммов, дарить 875 детям радость.

Слайд 16

Дробные числительные КЧ/ПЧ: 3/7 три седьм ых Числительное, обозначающее целое число/ прилагательное во мн.ч. – к тр ём седьм ым (Д.), с тр емя седьм ыми (Т.). Прочитайте правильно арифметические примеры: 1 4/5 + 5/7; 4/8 + 1/8; 49,4 + 0,010; 1 2/7 – 1/7.

Слайд 17

Собирательные числительные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются: а) с сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат; б) с сущ., употребляющимися только во мн.ч.: двое саней, трое ножниц. в) с сущ., обозначающие парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок); г) с личными местоимениями: их было четверо. С обо ими мальчиками, НО с обе ими девочками.

Слайд 18

Морфологический разбор имени числительного I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки. 1. Нач.ф . (И.п., у ПЧ – И.п. ед.ч. муж.р .). 2. Пост. признаки: а) прост. или сост.; б) КЧ (целое, дробное, собирательное) или ПЧ. 3. Непост . признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть). III . Синтаксическая роль.

Слайд 19

Морфологический разбор имени числительного Семнадцать – числит. I . Выучил (сколько?) семнадцать (слов). II . Н.ф. – семнадцать. Пост. – простое, КЧ, целое; непост .- В.п. III . Что? с е м н а д ц а т ь с л о в.

Слайд 20

Список использованной литературы Аксёнова Л.А. «Контрольные и проверочные работы по русскому». К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс», М.,2014; Баранов М.Т., Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 6 класс», М, 2013; Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 6 классе», М., 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетание это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически звонкого голоса видел лес говорить невнятно

Слайд 2

Виды словосочетаний именные наречные глагольные

Слайд 3

Существует три способа подчинительной связи между словами в словосочетаниях: Способы подчинительной связи между словами согласование управление примыкание

Слайд 4

Согласование – зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное яркий полдень Главное слово Зависимое слово прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное +

Слайд 5

Управление – зависимое слово ставится при главном в определённом падеже написать другу Зависимое слово Главное слово существительное, местоимение, числительное +

Слайд 6

Примыкание – зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу ушёл гулять Зависимое слово Главное слово Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная форма) +

Слайд 7

Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление Земляничная поляна – Клубничное варенье – Рыбный суп – Мамин платок – Лисья нора – поляна с земляникой варенье из клубники суп из рыбы платок мамы нора лисы

Слайд 8

Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование Вода со льдом – Листья клёна – День осени – Посуда из дерева – Работы с землёй- ледяная вода кленовые листья осенний день деревянная посуда земляные работы

Слайд 9

Задание : замените словосочетания со связью примыкание на словосочетания со связью согласование Разговаривать тихо – Сегодня вечером – Поёт громко – Поступить по-честному По-настоящему весело тихий разговор сегодняшний вечер громкое пение честный поступок настоящее веселье

Слайд 10

Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление Написал без ошибок – Исчез без следа – Закончил до срока – Говорил с улыбкой – Жить без забот – написать безошибочно исчезнуть бесследно закончить досрочно говорил улыбаясь жить беззаботно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...