Конспект урока "Громкость и тишина в музыке" 6 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Громкость и тишина в музыке" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.73 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.24 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Громкость и тишина в музыке.

Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.

Тип урока: урок расширения знаний.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

 - Прозвучало пр-е «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

 - Автор прозвучавшего произведения – Евгений Дога – сл.2.

- Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

- Что мы можем сказать о музыке?

- Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?

- Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?

- Что происходит в этом произведении?

(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,

звучание набирает силу и теряет её)

- Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)

- Назовите основные обозначения динамики

(форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)

- Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).

Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»

(слушание)

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство. – сл.3.

На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных).   – сл. 4.

 Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. – сл.5.

«Гроза. Буря» Из Симфонии № 6 Л.Бетховена. Фрагмент.

(слушание)

Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.

Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются. – сл.6.

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)

- Что происходит с динамикой? (ослабевает)

- Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?

Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.

Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит.

И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.

- Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?

- Как громкий?

- Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?

- Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?

Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам

(«Лакримоза» Моцарта»).

- В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?

- Когда это относится не только к речи, но и к музыке?

Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.

Выдающийся российский пианист и педагог Г.Нейгауз – сл.7.  часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f ) с Фёдором Фёдоровичем (ff ).

В музыке приняты два базовых обозначения громкости:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

- Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.

- Почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?

Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси. – сл. 8.

- Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)

Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.

Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)

Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.

- Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.

Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

- Каких, по-вашему?

- Только ли пиано присутствует в пьесе?

На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».

Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

(например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff)

( Показ картин – сл.9, 10,11)

- Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.

- Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

- Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии № 6 Л.Бетховена?

- Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?

- Как схематично передать динамику этого произведения?

- Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что же такое музыкальная динамика?

Домашнее задание: составить схему музыкальной динамики 4 куплета песни «Баллада о солдате»

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Громкость и тишина в музыке

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков ("Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренника "Ирландские традиции" (4 класс) по английскому языку

Уроки "Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренник "Ирландские традиции. День св. Патрика" позволяют создать атмосферу праздника для учащихся начальной школы,...

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...

Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)

Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...