Урок по теме: « Человек и явление резонанса»
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме

Ненашкина Светлана Ивановна

Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.

Цель урока: Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. Рассмотреть  применение резонанса в технике, в народном хозяйстве и методы борьбы с «вредным» резонансом.

Задачи урока: 1) Обучающая. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса, его видах (механическом, акустическом, электрическом, биорезонансе).2) Развивающая. Выработка умений объяснять изучаемые явления резонанса с единых позиций (универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы и т.д.). 3)Воспитывающая. Формирование мотивации учения (за счёт использования персонального компьютера). Рассмотреть практическую значимость приобретённых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

  1. Этап. Организация начала урока.

Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к работе на уроке.

Содержание деятельности учителя:

Приветствие, определение отсутствующих; проверка готовности  учащихся к уроку; готовности наглядных пособий, доски, мела и т.д.

Учитель:

Раскрытие общей цели урока.

Учитель зачитывает слова, написанные на доске:

«Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия». (Р.Фейнман).   Мотивация: В. С.

  1. Этап. Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранение обнаруженных пробелов; проведение дальнейшего усовершенствования З.У.Н. учащихся.

Содержание деятельности учителя:

  • Учитель: Вам было дано опережающее домашнее задание, вопросы по теории, сейчас вы смотрите видеофильм на повторение по теме «Резонанс в электрической цепи» и работаем по вопросам №1, №2.(см. приложение №1).
  • Работа по вопросам теории №1, №2. Учащиеся записали ответы на вопросы в тетрадях. Учитель ведёт фронтальный опрос учащихся.
  • В это время один учащийся идёт к доске и оформляет на доске решение домашней задачи №983(Рымкевич.А.П.).
  • Второй ученик выполняет задание учителя: «Написать формулы расчёта периода колебаний, линейной частоты колебаний, циклической частоты колебаний.

Мотивация: С. В.

3. Этап. Подготовка к активной У.П.Д. на основном этапе урока.

Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Содержание деятельности учителя: Постановка задач перед учащимися.

Учитель:

  • Рассмотреть универсальность основных закономерностей колебательных процессов через сравнение явления механического, акустического, и электрического резонанса. Обобщить.
  • Познакомиться с новыми сведениями о явлении резонанса через использование новых информационных источников, персонального компьютера.
  • Выяснить «полезный» резонанс или «вредный».

Мотивация: Э. В. П. С.        

4 Этап. Усвоение новых знаний.

Дидактическая задача этапа: Сформулировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении, его сущности, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися.

I Часть. Применение и борьба с механическим резонансом.

  • опыт с маятниками (объяснение, осмысление, обобщение). Доклад о применении механического резонанса, борьба с ним. Демонстрация презентации. ПРОЕКТ

Уч-ся с опережающим заданием:

Обобщение: 

II Часть. Акустический резонанс.

  • В/фрагмент с вопросом «За счёт чего происходит приток энергии к системе?» (за счёт совпадения )
  • Опыт с двумя камертонами + доклад с демонстрацией презентации. ПРОЕКТ

а) о применении акустического резонанса

б) «вредный» акустический резонанс.

Уч-ся с опережающим заданием:

Обобщение: 

III Часть. Электрический резонанс.

  • В/фрагмент по «Электрическому резонансу».(Техническое оснащение урока)
  • Опыт «Резонанс в электрической цепи при параллельном соединении». Учащийся объясняет принцип включения схемы и задаёт вопрос «Будет ли наблюдаться явление резонанса?»

Вывод: Да, будет, при .

Обобщение:

  1. электрический резонанс возникает при вынужденных колебаниях;
  2. ;
  3. резкое возрастание амплитуды.

IV Часть. Виды резонанса.

Новые сведения о развитии науки по использованию явления резонанса (вопрос №4)

*Минута обмена информацией

1) учащиеся: перечисляют виды резонансов;

2) учитель: новые сведения.(Биорезонанс)

V Часть. Обобщение.

Учитель:

Вопрос: «Итак, ребята, как вы считаете явление резонанса «полезное» или «вредное»?».

Мотивация: Э. В. П. С.

5 Этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Дидактическая задача этапа: Установить осознанность усвоения учащимися нового материала.

Учащиеся: устно отвечают на вопросы, обобщая (высокая мыслительная активность).

6 Этап. Закрепление знаний.

Мотивация: Э. В. С. П.

 Дидактическая задача этапа: Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

Учащийся:

Работа по тестам (взаимоконтроль, взаимопроверка) (ответы у учителя за доской)

Открыть доску.

Листочки вложить в тетради и сдать.

Мотивация: С. Э.

7 Этап. Подведение итогов урока.

Дидактическая задача этапа: Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Учитель:

  • Дать общую характеристику работы класса;
  • Показать успешность овладения содержанием урока;
  • Вскрыть недостатки (учесть реальные учебные возможности)

Выводы по уроку:

  • Объявить оценки
  • Вернуться к высказыванию учёного.

Мотивация: В. П. Э.

7 Этап. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача этапа: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать Д/з, которое было бы направлено на подготовку к последующему обучению.

Учитель:

  • Методические советы по выполнению Д/з
  • Дифференцированный подход.

        Д/з:      1) повторить §21;

        2) задачи (на понимание);

        3) творческие задания (по желанию).                

  • Собрать тетради на проверку с ответами на вопросы (по опережающему заданию).

ПРОЕКТ

Опережающее задание на дом.

Вопросы:

  1. При каком условии возникает резонанс? (механический, акустический, звуковой, электрический);
  2. Сформулируйте определение резонанса в электрической цепи (механического резонанса);
  3. Начертите график, иллюстрирующий явление резонанса в двух контурах с различным активным сопротивлением. В каком случае наблюдается более острый резонанс?
  4. Какие виды резонанса существуют?
  5. Учёт возможности резонанса в технике (понятие вредного и полезного резонанса).

1) Задача на механический резонанс.

В романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» описан звон большого соборного колокола: «Исполинская медная капсула начинала медленно раскачиваться… Первый удар медного языка о внутренние стенки колокола сотрясал балки, на которых он висел. Квазимодо, казалось, вибрировал вместе с колоколом.

…Колокол раскачивался всё быстрее… Наконец начался великий звон; вся башня дрожала: балки, водосточные желоба, каменные плиты – всё, от свай фундамента и до увенчивающих башню трилистников, гудело одновременно.

Разнузданный, яростный колокол разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырывалось дыхание бури, распространявшееся на четыре лье кругом»

Вопрос: Почему строение собора начинает вибрировать только тогда, когда колокол начинает звонить, а не тогда, когда его начинают раскачивать?

2) Задача на акустический резонанс.

«Поезд прыгал на стрелках… Внезапно грохот усилился. Поезд вкатился в коридор между порожними составами и, щёлкая как турникет, стал пересчитывать вагоны» (И.Ильф и Е.Петров, «Двенадцать стульев»)

Вопрос: Почему звук усиливается, когда поезд проезжает мимо другого состава? Почему от пустого состава отзвук громче, чем от загруженного?  

На дом:

        Качественные вопросы:

1) Выступая на эстраде под сводом, певец обнаружил, что определённый тон заметно усиливался. Как можно объяснить это?

2) Как иллюстрирует качание ребёнка в люльке принципы резонанса? Что произойдёт, если толчки не будут происходить через правильные промежутки?

        



Предварительный просмотр:

  Тезисы работы: Урок по теме: « Человек и явление резонанса» 

Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.

Цель урока: Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. Рассмотреть  применение резонанса в технике, в народном хозяйстве и методы борьбы с «вредным» резонансом.

Задачи урока: 1) Обучающая. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса, его видах (механическом, акустическом, электрическом, биорезонансе).2) Развивающая. Выработка умений объяснять изучаемые явления резонанса с единых позиций (универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы и т.д.). 3)Воспитывающая. Формирование мотивации учения (за счёт использования персонального компьютера). Рассмотреть практическую значимость приобретённых знаний.

План урока:

  1.   Этап. Организация начала урока.
  2.   Этап. Проверка выполнения домашнего задания.
  3.   Этап. Подготовка к активной У.П.Д. на основном этапе урока.
  4.   Этап. Усвоение новых знаний.

5.     Этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.        6.     Этап. Закрепление знаний.

7      Этап. Подведение итогов урока.

Рекомендации:        При просмотре плана урока на  CD-диске необходимо обратить внимание на выделенные синим цветом ключевые слова ( при нажатии на них мы имеем связь с гиперссылкой на презентацию или приложение к данной части урока).  

Выводы по уроку:

  1. Проведено углубление и расширение учебного материала, учащиеся ознакомлены с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам информации. Проведено обобщение вместе с учащимися по эффективности использования метода проектов на уроке.
  2. Показана роль физики в изучении природы. Выполнены упражнения на применение знаний о явлении резонанса при решении задач.
  3. Был показан вклад учёных в исследовании явления резонанса и развитии физики.
  4. Были использованы нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний.
  5. Цель урока достигнута за счёт использования современных информационных технологий.



Предварительный просмотр:

Тест по теме: Резонанс в электрической цепи.

  1. При каких колебаниях наблюдается явление резонанса?

А. Свободных Б. Вынужденных В. Затухающих

  1. Каково значение резонансной частоты в электрической цепи из конденсатора и катушки?

А. L*c     Б.         В. 2**

  1. При каком условии резонансные свойства контура выражены отчетливо?

А.                 Б.                 В.

  1. Резкое возрастание, какой физической величины наблюдается при явлении резонанса?

А. Период колебаний.   Б. амплитуда колебаний.    В. Частота колебаний.

        



Предварительный просмотр:

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер + мультимедиапроектор (со звуком.).
  2. Звуковой генератор.
  3. Батарея конденсаторов.
  4. Лампа электрическая(2 шт.).
  5. Соединительные провода.
  6. Дроссельная катушка.
  7. Штатив демонстрационный(2 шт.).
  8. Толстые нитки.
  9. Шарики(5 шт.).
  10. Камертон(2 шт.).
  11. Гитара 6-ти струнная.
  12. Набор магнитов(для доски.).


Предварительный просмотр:

Задача  на  механический  резонанс.

В  романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» описан звон большого соборного колокола:

Исполинская медная капсула начинала медленно раскачиваться …Первый удар медного языка о внутренние стенки колокола сотрясал балки, на которых он висел. Квазимодо, казалось, вибрировал вместе с колоколом.

….Колокол раскачивался всё быстрее …

Наконец начинался великий звон; вся башня дрожала: балки, водосточные желоба, каменные плиты – всё, от свай фундамента и до увенчивающих башню трилистников, гудело одновременно.

      Разнузданный, яростный колокол разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырывалось дыхание бури, распространявшееся на четыре лье кругом.

       Вопрос:

     Почему строение собора начинает вибрировать только тогда, когда колокол начинает звонить, а не тогда, когда его начинают раскачивать?



Предварительный просмотр:

Качественные вопросы:

  1. Выступая на эстраде под сводом, певец обнаружил, что определённый тон заметно усиливался. Как можно объяснить это?
  2. Как иллюстрирует катание ребёнка в люльке принципы резонанса?

Что произойдёт, если толчки не будут происходить через правильные промежутки?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Проект по теме:

Слайд 2
Человек и явление резонанса .Физика 11-классАвтор: Емелюкова. С. И. Учитель физики МОУ СОШ № 73

Слайд 3
Цель проекта :

Слайд 4
Рассмотреть применение резонанса втехнике ,в народном хозяйстве и методыборьбы с вредным резонансом.

Слайд 5
Наше кредо:
Физика какая ёмкость слова ,Физика для нас не просто звук,Физика основа и опора Всех без исключения наук.

Слайд 6
Наш девиз:

Слайд 7
Находчивость и смелость, отвага и удача в беде не растеряться – вот главная задача.

Слайд 8
Задачи проекта :

Слайд 9
Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса;Рассмотреть виды резонанса: механический, акустический, электрический.Показать универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы.Показать роль физики в изучении природы.

Слайд 10
Основополагающий вопрос:

Слайд 11
Нужно ли бороться с явлением резонанса ?ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:Почему нельзя солдатам идти строем в ногу по мосту ?Какое физическое явление положено в основу работы всех музыкальных инструментов?Как явление резонанса связано с именем А.С.Попова?

Слайд 12
Этапы и сроки проведения проекта.

Слайд 13
Формулирование тем исследований учеников .Формирование групп для проведения исследований, выбор индивидуальных заданий учениками в группах.Выбор творческого названия проекта.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

Слайд 14
Работа в группах.

Слайд 15
Группа: Явление механического резонанса.Группа: Явление акустического резонанса. Группа: Явление электрического резонанса.Группа: Биорезонанс.

Слайд 16
Проектные разработки учащихся:

Слайд 17
Группа: создание презентации.Группа: создание презентации.Группа: выступление с докладом, демонстрация опытов.Группа: создание буклета.

Слайд 18
Материалы проекта:

Слайд 19
Критерии оценивания:1) буклета2) презентации3) web – сайтаМетодические материалы1) план проведения2) визитка3) рейтинг успеваемостиДидактические материалы1) тест № 12) задача на механический резонанс3) задача на акустический резонанс4) качественные вопросы

Слайд 20
Выводы:

Слайд 21
Явление резонанса играет огромную роль в жизни человека.Необходимо учитывать « вредный » резонанс в технике.Изучение резонанса позволяет человеку управлять данным явлением и поставить его на службу людям.

Слайд 22
Информационные ресурсы.

Слайд 23
Литературные ресурсы:1) Ю. Н. Марков. Физика. Пособие для поступающих в ВУЗы. Изд. Уральского университета, 2003.2) Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. Физический эксперимент в средней школе. М. « Просвещение», 1991. 3) А. П. Усольцев. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. 7-11 класс. Изд. Уральского университета, 2004. * Ресурсы Интернета: 1) www.npl–rez.ru/litra/biorez.htm 2) prometheus.al.ru/medic/med1.htm

Слайд 24
Контактный адрес:

Слайд 25
Свердловская область, г.Лесной. МОУ СОШ № 73, ул. Ленина 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему "Человек и его деятельность"

Презентация урока по обществознанию в 6-м классе на тему: "Человек и его деятельность" (учебник Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой).   Данная презентация поможет учителям...

Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс

Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Разработка урока на тему "Сила тяжести. Явление тяготения" 7 класс ФГОС

Общая информацияУчебный предмет: ФизикаКласс: 7Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»Место урока ...

Методическая разработка урока по теме "Смачивание. Капиллярные явления"

Урок-исследование по теме "Смачивание и капиллярные явления" соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования....

Презентация к уроку " на тему Стихийные природные явления "6 класс.

Презентация  к уроку " на тему Стихийные природные явления "6 класс....

Открытый урок на тему: "Сила тяжести.Явление тяготения"

урок раскрывает роль всемирного тяготения  в жизни...