Урок - презентация "Открывая физику"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

 

          Урок-презентацию «Открывая физику»  я провожу в конце сентября вместе с учащимися 11 классов.

          На добровольных началах формируется группа, в которой выбираются историки, экспериментаторы, затейники, организаторы, наставники.

           Организаторы договариваются с библиотекой о выставке учебной и дополнительной литературы,  подготавливают поощрительные призы, фотографируют. Историки подбирают материал о становлении физики как науки. Экспериментаторы готовят демонстрационные и фронтальные опыты. Затейники подбирают загадки и игры. Наставники  формулируют советы, как успешнее учить физику.

             Вся работа группы контролируется учителем, который выступает в роли тьютора. Таким образом, решается проблема мотивации к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fizicheskie_yavleniya_v_risunkah.ppt480.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc372 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc172.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc34 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc123 КБ
Office presentation icon osnovopolozhniki_fiziki.ppt1.17 МБ
Office presentation icon fizika_i_tehnika.ppt853 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В РИСУНКАХ МОУ гимназия №3

Слайд 2

Механические явления Зайцева Диана, 7 А класс

Слайд 3

Механические явления Андронова Анна, 7 В класс

Слайд 4

Механические явления Патрушев Антон, 7 А класс

Слайд 5

Звуковые явления Горылева Александра, 7 А класс

Слайд 6

Тепловые явления Цвиклист Валерия, 7 В класс

Слайд 7

Электрические явления Жабко Анастасия, 7 В класс

Слайд 8

Магнитные явления Дегтярева Юлия, 7 Б класс

Слайд 9

Магнитные явления Юдин Герман, 7 Б класс

Слайд 10

Световые явления Шамаева Анастасия, 7 Б класс

Слайд 11

Световые явления Малышева Александра, 7 Б класс



Предварительный просмотр:

Тема урока: Первый властелин единого Китая

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения единого Китая.
  2. Познакомить учеников с деятельностью первого императора Китая Цинь Шихуана.
  3. Познакомить школьников с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

Оборудование:

  1. карта «Древние государства мира»;
  2. компьютер, мультимедийный аппарат, экран, программа презентации PowerPoint;
  3. учебные электронные издания:
  1. «Всеобщая история. 5–6 классы». ООО «Кордис & медиа», 2004; «История. 5 класс». Просвещение, 2002;
  2. «Дракоша и занимательная история древнего мира». ООО «СиДи-Арт» 2000.

Основные понятия: гунны, бойница.

Ход урока

I. Организационный момент (2–3 минуты).

II. Проверка знаний и умений учащихся (10–15 минут).

Вопросы учителя:

  1. О чем шла речь на предыдущем уроке? (О китайском мыслите Конфуции.)
  2. Что в содержании материала было самым главным? (Воспитательные учения Конфуция.)

Затем учитель переходит к опросу пройденного материала.

План опроса:

  1. Местожительство древних китайцев (рассказ ученика перед настенной картой).
  2. Уважение взрослых – самое большое воспитание.
  3. Знание древних книг.
  4. Поведение воспитанного китайца.

Рассказ ученика подтверждается иллюстрациями из книги. В младшем возрасте надо учеников сначала научить ответить на вопросы, передающие содержание учебника. Если ученик не может рассказать пройденный материал так, как требуется, то учитель может задать следующие вопросы: О чем будешь рассказывать? С чего начнешь рассказ? О каком факте расскажешь далее? Чем завершается рассказ?

После опроса ученики с помощью учителя делают вывод по домашнему заданию.

После этого учитель плавно переходит к изучению нового материала. На этом этапе учитель сообщает новую тему, подчеркивает связь с предшествующим уроком. Потом намечает план изучения нового материала.

III. Изучение нового материала (15–20 минут).

На этом этапе учитель использует мультимедийный аппарат. Объясняет материал, показывая слайды.

Тема: «Первый властелин единого Китая».

План:

  1. Объединение Китая.
  2. Завоевательные походы.
  3. Великая Китайская стена.
  4. Восстание народа.

Перед изучением нового материала один из учеников еще раз должен на настенной карте показать территорию древнего Китая. Остальные ученики по карте с. 101 учебника показывают границы этого государства.

Вопросы учителя:

  1. Когда возникло древнейшее государство в Китае? Сколько лет назад?
  2. Что было раньше создание Египта или Китая?

Провокационный вопрос:

  1. Какое государство возникло первым Россия или Китай? Из опыта знаю – ученики обязательно найдут ответ на этот вопрос. (Первым возникло государство в Китае, если бы Россия, то мы бы изучили бы уже историю нашей Родины.)
  2. И еще один интересный вопрос: что вы себе представляете при напоминании государства Китай? (Рис, товары. многомиллиардный народ и т.д.)

И, конечно же, задание, связанное с родным краем. Ученики должны на карте найти точку, где примерно находиться его родной город, край, республика и т.д. И после этого можно примерно представить расстояние между ним и государством Китай.

Перед тем как перейти к изучению первого пункта плана учитель должен показать ученикам древние рисунки китайских императоров.

Рисунок 1

Эти фотографии останутся в памяти учеников на всю жизнь. Они сейчас уже знают, какие они: во-первых, китайские лица; во-вторых, китайские императоры.

1. Объединение Китая.

По карте учитель показывает границы китайского государства при Цинь Шихуане.

Рисунок 2

И ученики записывают в тетради: Объединение Китая под властью Цинь Шихуана произошло в 221 году до нашей эры. Ученики должны подсчитать: сколько лет назад появилось единое государство. (2027 лет назад.)

Учитель: В 221 году до н.э. после нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила возникшим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул «хуанди» – император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». В своем первом указе правитель Поднебесной объявил, что его сын будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править его внук – «Третий властелин Цинь», и так десятки тысяч его наследников.

Портрет Цинь Шихуана

Рисунок 3

2. Завоевательные походы.

Учитель рассказывает показывая на карте какие территории были захвачены императором Цинь Шихуаном . Направления завоевательных походов и территорию расселения гуннов учащиеся устанавливают с помощью карты на с. 101 учебника. Учитель также объясняет, что для борьбы с гуннами император провел реформу армии, создал конницу. Почему именно конницу – это устанавливают сами ученики с помощью преподавателя. (Потому что гунны славились лучшими наездниками, и их армия в большем составляла конница. Вот поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам, Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.)

Учитель: Во время правления Цинь Шихуана Китай вел длительные завоевательные войны. Были покорены соседние племена, жившие на территории современной Монголии, части Кореи. Военнопленных в Поднебесной убивали или превращали в рабов. На невольничьих рынках рабов помещали в загоны вместе со скотом.

Гробница Цинь Шихуана

Рисунок 4

Учитель: В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном вооружении и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Рисунок 5

3. Великан Китайская стена.

Учитель: Для защиты Китая от нашествий гуннов Цинь Шихуан решил построить стену. Легенда гласит: как-то раз душа спящего императора взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю и увидел Цинь Шихуан то, что его государство только маленькая точка в земном шаре. Вот тогда у императора родилась мысль построить могущую стену, чтобы защитить свой народ, спрятав его от жестоких варваров. И действительно, сейчас ученые-астрономы говорят, что Великая Китайская стена видна даже из космоса.

Здесь учитель показывает фотографии Китайской стены, построенной императором Цинь Шихуаном.

Рисунок 6

Потом учитель рассказывает об истории постройки Великой Китайской стены.

Учитель: Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала высоты двух-трехэтажного дома. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. В стене были смотровые щели и бойницы – отверстия для стрельбы.

Через определенные промежутки на ней возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали в башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.

Основной материал ученики сморят через экран и записывают:

  1. Строительство велось 10 лет и завершилось к 213 г.
  2. В строительстве были вовлечены примерно 2 млн 300 тыс. человек.
  3. Здесь захоронено 400 000 человек.
  4. Длина стены с ответвлениями более 4000 км.

4. Восстание народа.

Перед рассказом учитель показывает дома-лачуги простых китайцев, также фотографию богатой девушки.

Рисунок 7

По этому пункту плана преподаватель раскрывает причины восстания народа.

Это:

  1. Бремя налогов.
  2. Жестокое обращение чиновников по отношению к крестьянам.
  3. Смерть множества безвинных людей, в том числе окружения императора.

Учитель: Сын Цинь Шихуана начал свое правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Но терпение народа истощилось – начались восстания. Новым правителям пришлось пойти на уступки народу и облегчить его положение.

При объяснении этого пункта плана можно использовать фон китайской народной музыки. Обычно ученики с любопытством слушают музыку китайского народа.

IV. Закрепление (3–5 минут).

На этом этапе урока можно использовать записанные учениками данные при объяснении нового материала. Если останется много времени урока заняться чтением отдельных пунктов параграфа.

V. Объяснение домашнего задания (2–3 минуты).

Параграф 23, подготовиться рассказать по плану объяснения нового материала, научиться ориентироваться по исторической карте.



Предварительный просмотр:


По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед

Приложение №1

Нам погоду узнает. (Барометр.)

        Две сестры качались,
Правды добивались,        
А когда добились,

То остановились. (Весы.)

        

        Заговорило говорило —
Слышно по всему миру.
(Радио.)

Чтобы я тебя повез,

Не давай ты мне овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (Автомобиль.)

        За облаками он летает,

Белую ленту за собой оставляет.

(Самолет.)

        Что за домики подряд
На колесах стоят?
Подбежал к ним сам собой
Самовар с трубой,

Ухватил, покатил, и след простыл.

(Поезд.)

     

     Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. Что это?

(Ракета.)

        Привела я солнце
За свое оконце,

К потолку повесила,

Стало дома весело,

(Электрическая лампа.)

        День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой.

Все увидит все услышит,

Всем поделится со мной.

(Антенна.)

        Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.

Кто нам помогает?

(Телефон.)

У него два дивных окна,  
С ним все близко,

Что далеко.

(Бинокль.)                                  вернуться



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ОТ НАСТАВНИКОВ

  1. при прочтении делите текст на части, так будет проще выделить главное.
  2. отмечайте карандашом те моменты, которые вам потом понадобятся
  3. после прочтения параграфа постарайтесь ответить на все вопросы после него
  4. если вы прочитали текст и ничего не поняли,            обязательно прочитайте его еще раз, но медленно
  5. если вы плохо запомнили материал, перескажите его кому-нибудь
  6. решайте все задачи после параграфа

7)        всегда обращайте внимание на пометки па полях учебника, они помогут вам лучше понять основной материал

  1. если вам встретятся рисунки и графики,  внимательно изучите их
  2. выпишите все основные определения и формулы в тетрадь
  1. чтобы выучить формулы, напишите их несколько раз,  не заглядывая в учебник
  2. после изучения материала просмотрите записи в тетради, они помогут вам все вспомнить
  1. а главное, будьте внимательны на уроках и не ленитесь  выполнять домашние задания!

вернуться

Приложение №2



Предварительный просмотр:

Приложение №3

 

                             

                             Размышления о физике

                       

                        Все в этом мире интересно,

Таинственно и неизвестно.

Не всякий разобраться сможет.

Какая мысль тебя тревожит?

Что в вакууме тухнет спичка

И песни распевает птичка,

Что лед не тает в кипятке

И грифель пишет на доске?

Рындина Ольга,

ученица 11 «Б» класса

Что совершает пар работу,

А жидкость не имеет форм,

И в декабре на окнах кто-то

Рисует ледяной узор.

Что волны мощные бывают

Не только на морской воде,

Что голос тембром обладает,

Что слышен звук, но не везде.

Через мгновение мы слышим

Сверкнувший молнии порез,

А шторм с домов срывает крыши,

И пламенем охвачен лес.

Но как все это происходит

Ты только с физикой поймешь.

Все, что свершается в природе,

Ты сам в уме переживешь.

Да, физика – вот кладезь знаний!

В чудесный мир она ведет!

Она твоей опорой станет:

Поддержит, объяснит, спасет!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основоположники физики МОУ гимназия №3 Выполнила Ионова Екатерина, ученица 11 «Б» класса

Слайд 2

В сочинениях одного из древнегреческих ученых, Аристотеля , впервые и появилось слово " физика " (от греч. " physis " – природа). В русский язык это слово ввел в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов , когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики. Физика зародилась очень давно. Еще до нашей эры ученые Древней Греции пытались объяснить наблюдаемые явления природы – восход и заход Солнца и звезд, плавание мелких предметов и кораблей и многое другое.

Слайд 3

Аристотель Физические трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах". Платон и Аристотель Аристотель впервые ввел слово "Физика" Его физика отражала не столько научные знания или законы, поскольку они еще не были открыты, а скорее представление Аристотеля об окружающем мире. Однако именно благодаря ему физика получила такое широкое распространение.

Слайд 4

Михаил Ломоносов Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Слайд 5

Михаил Ломоносов В 1755 году по его проекту был организован Московский университет, носящий ныне имя Ломоносова. Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген.

Слайд 6

Михаил Ломоносов Ломоносова интересовали также астрономия и геофизика. 26 мая 1761 года во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у неё атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика техника Выполнил Глухов Матвей, ученик 11 «Б» класса МОУ гимназия №3 И

Слайд 2

1.Тепловой двигатель

Слайд 3

Двигатель внутреннего сгорания

Слайд 4

Газовая турбина Турбина реактивного самолёта - HF120

Слайд 5

2. Радио Гульельмо Маркони (1896 г.) Первый радиоприёмник А. С. Попов (1895 г.)

Слайд 6

Никола Тесла (1893 г.) Генрих Герц (1888 г.) Портативный радиоприёмник H- 1614 Радиоприёмник – телеграф P-25 0 M

Слайд 7

3. Электричество Квартирный счётчик электричества Вольтметр М. Фарадей (1821 г.)

Слайд 8

4. Атомная энергетика Обнинская АЭС Строительство «Саркофага» над 4-м энергоблоком Чернобыльская АЭС

Слайд 9

5. Освоение космоса К. И. Циолковский Первый искусственный спутник Земли

Слайд 10

Восток - 1 5. Освоение космоса Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961г.