1.048. Полезная информация. Этический кодекс педагога ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж»

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Этический кодекс педагога ГПОАУ АО "Амурский педагогический колледж"

 

1. Общие положения

       1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников государственного образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский педагогический колледж» (далее - Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 28.09.2012 № 5324п-П12, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

       1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым руководствуются педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности государственного образовательного автономного учреждения среднего профессионального образования Амурской области «Амурский педагогический колледж» (далее по тексту Колледж, ГОАУ СПО АПК).

      1.3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с Колледжем, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

       1.4. Целями Кодекса являются:

установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

       1.5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

      1.6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

    1.7. Основу данного Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

      1.8. Знание и соблюдение норм настоящего Кодекса является нравственным долгом каждого педагогического работника ГОАУ СПО АПК и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

      1.9. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Кодекса, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника  поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом.

       1.10. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в ГОАУ СПО АПК, вправе, изучив содержание настоящего Кодекса, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в Колледже.

 

2. Обязательства педагогических работников как педагогов

       2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

       2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие принципы:

  • законность;
  • профессионализм;
  • компетентность;
  • ответственность;
  • справедливость;
  • честность;
  • гуманность;
  • демократичность;
  • объективность;
  • взаимоуважение;
  • конфиденциальность.

       2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

  • оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Колледжа;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как колледжа в целом, так и каждого педагогического работника;
  • осуществлять деятельность в пределах своих полномочий;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных объединений, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению  должностных обязанностей;
  • уведомлять администрацию Колледжа обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
  • способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на Колледж социальных функций;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
  • обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
  • поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
  • не терять чувство меры и самообладания;
  • соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
  • постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
  • соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
  • поддерживать порядок на рабочем месте.

       2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

  • ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
  • грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
  • содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
  • логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
  • доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
  • лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
  • уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

       2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Колледжа;
  • пренебрежительных отзывов о деятельности Колледжа или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;
  • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
  • проявления лицемерия и лжи;
  • любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
  • грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

       2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение, которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

       2.7. Педагогическим работникам во время исполнения должностных обязанностей запрещается появление в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения.

        2.8. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены.

      2.9. Внешний вид педагогических работников Колледжа при выполнении ими трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и Колледжу. Способствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

       2.10. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов Колледжа в целом.

 

3. Обязательства педагогических работников перед обучающимися

       3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:

  • признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
  • сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
  • стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
  • выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
  • при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
  • защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
  • осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
  • прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека и культурными традициями России;
  • стремятся стать для них положительным примером;
  • применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и моральных норм.

       3.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • навязывания им своих предпочтений;
  • предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
  • предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся;
  • отказа от объяснения не освоенного обучающимися учебного материала, ссылаясь на их личностные и психологические недостатки, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для той и другой стороны);
  • проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной агитации;
  • употребления алкогольных напитков во время исполнения должностных обязанностей;
  • курения в помещениях и на территории Колледжа.

 

4. Обязательства педагогических работников перед законными представителями обучающихся

       4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей обучающихся в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.

       4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся должны:

  • консультировать по вопросам образовательного процесса;
  • выслушивать обращение по проблеме, задавать вопросы в корректной форме;
  • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • высказываться в корректной и убедительной форме;
  • если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
  • разъяснять при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
  • принимать решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица);
  • помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их мнение о педагогических работниках и работе Колледжа в целом.

       4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся педагогические работники не должны:

  • заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
  • перебивать их в грубой форме;
  • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
  • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
  • разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях.

       4.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания себя в конфликтную ситуацию или скандал.

       4.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

 

5. Обязательства педагогических работников перед коллегами

       5.1. Взаимоотношения между работниками  основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся или других лиц.

       5.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

  • поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального мнения и убеждений; готовы им предложить совет и помощь;
  • помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами Колледжа;
  • поддерживают и продвигают их интересы.

       5.3. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
  • предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
  • обсуждения их недостатков и личной жизни;
  • фамильярности в отношениях с коллегами.

 

6. Взаимоотношения с администрацией

       6.1. Взаимоотношения в Колледже базируются на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении и  доброжелательности.

       6.2. Администрация терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов работников. Различные статусы работников, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми работниками своего мнения и защите своих убеждений.

       6.3.Работники имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для  их работы. Администрация не имеет права скрывать или искажать информацию, которая может повлиять на карьеру работника и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются на основе принципов открытости и общего участия.

       6.4.Оценки и решения  директора  должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах работников.

       6.5.Педагогические работники выполняют разумные и правомочные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

       6.6.В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны придерживаться норм профессиональной этики.

 

7. Обязательства администрации Колледжа перед педагогическими работниками

       7.1. Администрация Колледжа должна быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации,  призвана формировать в учебном заведении благоприятный для эффективной работы морально-психологический климат.

       7.2. Администрация Колледжа должна делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

       7.3. Представителям администрации следует:

  • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Кодекса;
  • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Кодекса;
  • своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объём информации, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;
  • помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
  • регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
  • соблюдать субординацию;
  • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления подлости, лицемерия в коллективе;
  • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
  • способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности колледжа с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников.

       7.4. Представитель администрации не имеет морального права:

  • перекладывать свою ответственность на подчиненных;
  • использовать служебное положение в личных интересах;
  • проявлять формализм, высокомерие, грубость;
  • создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
  • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений, религиозной принадлежности;
  • демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
  • требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;
  • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

 

8. Контроль за соблюдением настоящего Кодекса

       8.1. Для контроля за соблюдением настоящего Кодекса, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора создается Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В состав Комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.

 

9. Ответственность за нарушение положений Кодекса

       9.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим функции аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

 

Уважаемые коллеги, не забудьте зайти по ссылке на главную страницу моего сайта, найдёте много полезной информации.