Дидактический материал к лексической теме: " Детский сад - мой второй дом"

Гольская Оксана Геннадьевна

      Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ДЕТСКИЙ САД - МОЙ ВТОРОЙ ДОМ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ДЕТСКИЙ САД - МОЙ ВТОРОЙ ДОМ» (младшая группа)

       Все взрослые люди работают. Чтобы дети не оставались дома одни (ребенок не может сам приготовить себе еду, ему не с кем будет играть), их приводят в детский сад. В детском саду много детей, заботливые взрослые, интересные занятия. Всем людям в детском саду хорошо, когда они заботятся друг о друге: приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу; замечают плохое настроение других людей, стараются пожалеть их (погладить, обнять, сказать добрые слова).

       В детском саду есть добрый, умный, заботливый человек — воспитатель. Он знает много интересного, может научить лепить, рисовать, читает интересные книжки, играет с детьми. В детском саду также работают няня, которая наводит чистоту, кормит де­тей, и повар, который готовит вкусную еду.

       В детском саду есть разные комнаты — группы, где дети игра­ют и занимаются; музыкальный зал, где слушают музыку, поют, танцуют; спальная комната, где отдыхают. Чтобы в них было чисто и красиво, нужно бережно относиться ко всему, что в них есть: класть на место игрушки, не ломать их, не разбрасывать ка­рандаши, пластилин.

       В группе много детей — мальчиков и девочек. С ними инте­ресно вместе играть, рисовать, петь песни. Чтобы всем было хорошо, нужно заботиться друг о друге, называть всех по имени, помогать, не ссориться, не капризничать.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ДЕТСКИЙ САД - МОЙ ВТОРОЙ ДОМ» (средняя группа)

       В детский сад дети ходят не только потому, чтобы не оста­ваться одним дома, но еще и потому, что там много интересных занятий, многому можно научиться. В детском саду много поме­щений: группы, музыкальный, физкультурный залы, кабинеты (заведующего, его заместителя, медицинской сестры), кухня, где готовят еду, прачечная, где стирают.

       В детском саду работают много людей, которые заботятся о детях: воспитатель проводит занятия, играет с ними; няня под­держивает чистоту, приносит и раздает еду, моет посуду; прачка стирает белье; повар готовит еду на завтрак, обед, полдник, ужин; медицинская сестра заботится о здоровье, лечит; музыкальный работник учит петь, танцевать, слушать музыку; шофер привозит книжки, игрушки, продукты; дворник убирает участки, заботится о растениях; заведующий руководит всеми, следит за тем, чтобы детям было хорошо, уютно, чтобы было много игрушек, красивой мебели. Все взрослые люди в детском саду очень любят детей. Дети им благодарны за заботу и стараются сделать приятное: здорова­ются, улыбаются при встрече, готовят подарки к праздникам.

       На территории детского сада есть участок, куда дети выходят на прогулку. Там всегда чисто и красиво, много растений. В любое время года на участок прилетают птицы. С ними хорошо и радост­но, они поют свои песни, заботятся о птенцах. Зимой птицам труд­но добывать еду под снегом, поэтому на участках вывешивают кор­мушки. Если дети забывают кормить птиц, они могут погибнуть. О чистоте на участке заботится дворник. Его радует, когда дети не бросают мусор, не топчут и не рвут цветы, не ломают постройки.

       В группе детского сада много игрушек. После игры их нужно складывать на место. В группе много разных уголков, где удобно читать книги, рассматривать картинки, строить. Есть место, где ребенку можно побыть одному, посмотреть фотографии своей семьи. Если кто-то хочет побыть один, ему не нужно мешать.

       Дети в группе живут дружно. Если обижать друг друга, то у всех будет плохое настроение. Без человеческого тепла, улыбок в группу приходят «великие холода», сердца у людей черствеют. Чтобы этого не произошло, нужно быть очень внимательными друг к другу: быть приветливыми, обращаться друг к другу по имени, быть дружными, не огорчать друг друга. Дети — хозяева в своей группе: они поддерживают в ней чистоту и порядок, хоро­шее настроение и теплоту отношений.

       Дети и взрослые любят детский сад, заботятся о нем, праздну­ют день его рождения. В этот день празднично украшают группы, залы, участок; встречают гостей, которые работали раньше в дет­ском саду, людей, которые помогают детскому саду; готовят по­дарки, праздничную еду; поют песни про любимый детский сад, танцуют, читают стихи; говорят добрые слова друг другу.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ДЕТСКИЙ САД - МОЙ ВТОРОЙ ДОМ» (старшая группа)

       Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем ра­ботают, заботятся о том, чтобы всем было хорошо: повар вовремя и вкусно кормит; няня и дворник наводят чистоту и порядок; вос- питатели играют, занимаются с детьми, чтобы они росли добрыми, честными, умными, здоровыми; методист помогает воспитателям разобраться в их сложной работе; прачка следит за чистотой белья; шофер привозит вовремя продукты, новые игрушки, интересные книжки; заведующий контролирует работу взрослых.

       В детском саду много помещений, кабинетов, есть специальные комнаты, залы, где дети поют, танцуют, занимаются физкультурой. На участке детского сада есть разные уголки: групповые, стадион, сад, огород, уголок сказки. Взрослые много делают, чтобы детям было хорошо: ухаживают за растениями, красят домики, веранды и др.

       Каждый ребенок с благодарностью относится ко всем работ­никам детского сада: называет их по имени и отчеству, улыбается при встрече, не забывает их поздравить с праздником, пригото­вить подарки. А чтобы у всех было хорошее настроение — воспитанный ребенок старается сделать приятное: помочь няне собрать посуду, поменять постельное белье, унести его в пра­чечную; всегда расставляет по местам игрушки; не разбрасывает одежду, обувь; не сорит на участке.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ДЕТСКИЙ САД - МОЙ ВТОРОЙ ДОМ» (подготовительная к школе группа)

        В детском саду человек становится образованным и культур­ным; в нем происходит много интересного, что позволяет позна­вать окружающий мир. Дети в группах играют в разные игры. В одних играх они учатся различать цвета, фигуры; в других — собирать мозаику; в-третьих — сравнивать предметы по величи­не. Дети любят играть в дом, школу, больницу, пограничников, потому что они хотят быть похожими на взрослых.

       Воспитатели проводят разные занятия: по изобразительной деятельности (учат рисовать, лепить, делать аппликации); по ма­тематике (учат считать, складывать); по развитию речи (на этих занятиях дети сочиняют интересные рассказы, слушают сказки, учатся красиво говорить); по ознакомлению с природой (чтобы дети знали и любили растительный и животный мир, умели 6еречь все живое); по физкультуре (эти занятия развивают силу, выносливость, ловкость, помогают сохранить и укрепить здоро­вье). Музыкальный руководитель учит детей петь, слушать музы­ку, танцевать.

       Все взрослые, которые работают в саду, заботятся о детях; каж­дый из них очень важен, дети без них не могут обойтись, а они не могут обойтись друг без друга. Чтобы повар приготовил обед, шофер привозит продукты; медсестра составляет меню (пере­чень разных кушаний), чтобы еда была вкусной, полезной и каж­дый день разной; электрик проверяет, как работают электроплита, электромясорубка; слесарь — вовремя чинР1т краны. Проводить интересные занятия воспитателю помогает методист. Он подби­рает нужные книжки, игрушки, картинки, которые привозит в детский сад шофер. Чтобы воспитателю было удобно заниматься и играть с детьми на прогулке, дворник каждый день наводит по­рядок на участке; а чтобы все взрослые хорошо себя чувствовали, медсестра следит за их здоровьем, дает витамины. Детским садом руководит заведующий: следит за тем, чтобы все работали дружно, вовремя уходили в отпуск, отдыхали, учились, делали ремонт, кра­сили постройки на участках, принимает детей в группы, работает с родителями. Взрослые, которые работают в детском саду, пони­мают, как они нужны друг другу; они внимательные, заботливые, потому что все они делают одно дело: воспитывают человека.

       Заботу о дошкольниках, которые ходят в детский сад, про­являют не только те люди, которые в нем работают, но и те, кто работает в других местах: строили детский сад каменщики, кра­новщики, маляры, штукатуры; продают в магазинах свежие про­дукты продавцы; выращивают хлеб хлеборобы; приносят журна­лы и газеты почтальоны.

       Все в детском саду работают дружно, слаженно, очень хотят, чтобы каждый ребенок вырос умным, добрым, красивым, здоро­вым. Ему в детстве нужно набираться сил, учиться видеть, по­нимать, беречь красивое, природу, ценить других людей, чтобы потом, когда он станет взрослым, быть творцом, изобретателем, тружеником, гордым и счастливым человеком.

       В детском саду у ребенка есть друзья, с которыми интересно и не хочется расставаться, по которым скучают в разлуке, кому до­веряют свои тайны и секреты. Друзьями ребенка могут быть дети из своей группы, малыши, взрослые, а не только люди, но и живот­ные. Дети очень привязываются к хомячкам, морским свинкам и другим обитателям живого уголка. Чтобы животные чувствовали себя хорошо, понимали, что их любят, дошкольники заботятся о своих маленьких друзьях: следят за тем, чтобы они были вовремя и вкусно накормлены, меняют воду, убирают в домике, осторожно их гладят, разговаривают с ними. Друзья-животные очень привя­зываются к людям, скучают без них.

       В детском саду дошкольники ведут себя культурно: вежливо здороваются, прощаются, улыбаются при встрече; соблюдают правила этикета: аккуратно едят, приносят извинения за причи­ненные неудобства, не кричат. Мальчики и девочки внимательны друг к другу; следят за порядком в группе, за своим внешним ви­дом (прическа, одежда, обувь); ухаживают за животными. Дети с удовольствием ставят спектакли для малышей, своих родствен­ников и знакомых; делают для них выставки рисунков, пригла­шают на праздники; любят спорт, подвижные игры. Чтобы все в детском саду понимали друг друга, используются слова, обо­значающие состояния, переживания человека: «Мне грустно», «Я скучаю», «Я беспокоюсь», «Я очень рад», «Мне приятно». Если человек может объяснить, что он испытывает, другому будет лег­че его понять.

       Дети любят свой детский сад, гордятся людьми, которые в нем работают, украшают его к праздникам, с удовольствием расска­зывают о нем другим людям.

Дети должны знать:

  • имена, отчества воспитателей и других работников детского сада;
  • названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила обращения с ними;
  • расположение, назначение и название комнат и групп в детском саду: кухня, бассейн, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, столовая, кабинет заведующего, кабинет врача, прачечная;
  • названия профессий работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т.д.

Расширение словарного запаса детей:

названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.;

признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;

действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д.

 

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов (3-4 г.)

       Занятие 1. Тема «Хорошо у нас в саду»

       Цель: формирование представлений о помещениях детского сада, их назначении; обучение употреблению притяжательных прилага­тельных и личного местоимения «мой».

       ХОД ЗАНЯТИЯ

       1. Оргмомент.

Папа с мамой каждый день ходят на работу, старшие братья и сестра — в школу. А куда ходите вы — малыши?

       2. Вступительная беседа о детском саде.

Сегодня мы с вами поговорим о детском саде. Детский сад — это наш дом. Мы в нем живем. В этом доме есть все: кухня — там готовят еду, зал — там можно петь, плясать, игровые комнаты — в них дети играют. У каждой группы — своя игровая комната. В каждой группе есть спальня. В ней дети спят, отдыхают. Есть также раздевалка, где хранятся вещи. В детском саду живет много детей. Пойдемте посмот­рим наш дом — детский сад.

       3. Экскурсия по детскому саду.

Детей проводят по помещениям детского сада. На месте уточня­ется назначение комнат, кабинетов.

       4. Дидактическая игра «Где чей шкафчик».

Педагог задает всем детям вопрос: «Чей это шкафчик?» Ребенок отвечает: «Мой».

       5. Итог.

Что мы сегодня смотрели?

 

Дидактические игры и упражнения

Лексический строй речи

  • Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет)

Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;

что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д.

Грамматический строй речи

  • Образование существительных единственного и множественного числа (детям от 5 лет)

Комната — комнаты — много комнат,спальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек.

  • Образование глаголов множественного числа

Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит — лепят, считает — считают.

  • Согласование существительных с личными местоимениями (детям от 5 лет)

Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.;

мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.

Формирование предложений с однородными определениями

Комната — большая, светлая, чистая, красивая; спальня — большая, светлая, красивая, уютная; кабинет — маленький, уютный, красивый и т.д.

Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и» (детям от 6 лет)

Комната широкая, а коридор узкий;

зал большой, светлый и спальня большая, светлая;

группа большая, а кабинет маленький.

Лексико-грамматический строй речи

  • Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» (с помощью наводящих вопросов).

 

  • Минутка отдыха

Сестренка

Я утром в детский сад иду,

Аленку за руку веду...

«Вот это настоящий брат!»

-Сказал один прохожий.

Уж если люди говорят,

Так, значит, — мы похожи.

А девочка Аленка

Мне вовсе не сестренка.

Б. Иовлев

 

Наши полотенца

Мы картинки разные сами рисовали,

Их над полотенцами сами прибивали.

Полотенце Олино Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает синий самолет.

Знает свой кораблик Боря-новичок,

Миша — землянику, Машенька — волчок.

У Сережи — яблоко, у Володи — груша,

А картинку с вишнями выбрала Катюша.

Бабочка — у Игоря, заяц — у Наташи...

Мы совсем не путаем полотенца наши.

Н. Найденова

Ольга Павловна

 

Кто расскажет обо всем:

Отчего бывает гром, как работают заводы

И какие там станки, и о том, как садоводы

Разбивают цветники.и  про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг. и про уголь, и про газ,

Про тайгу и про Кавказ, про медведя, про лису

И про ягоды в лесу? кто научит рисовать,

Строить, шить и вышивать, усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок, скажет: «Выучите сами,

 А потом прочтете маме»? Кто сейчас же разберется,

Почему Олег дерется, почему у Гали с Ниной

Он матрешку отнимал, почему слона из глины

Миша сразу поломал? это воспитательница,

Это Ольга Павловна.

Любит Ольга Павловна всех своих ребят,

Очень Ольгу Павловну любит детский сад.

Н. Найденова

 

Новичок

В сад пришел к нам новичок,

Мы зовем его Молчок:

Он молчит, не ест, не пьет,

Песен с нами не поет.

А потом, глядишь, привык:

С нами вместе — скок да прыг.

Говорит, и ест, и пьет,

И танцует, и поет...

Он Петрусь, а не Молчок,

Этот мальчик-новичок!

А. Бродский

 

Подружки

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только Мишку подержала,

Только с Мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь.

Дам ей Мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

А. Кузнецова

 

В нашем детском саду

В нашем детском саду — маленькие столики.

В нашем детском саду — голуби и кролики.

В нашем детском саду — песенки и сказки.

В нашем детском саду — кубики и краски.

Мы сидим за столом

И рисуем елочку,

Рядом с елочкой — дом,

Рядом с домом — телочку.

Вот летает птица,

Вот бежит лисица,

У лисицы — рыжий мех.

Чей рисунок лучше всех?

О. Высотская

 

Новая девочка

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

Зачем ты в сторонке — ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

Вот видишь — его я ключом завела,

Сейчас он пройдет от стены до стола.

Вот кубики наши, мы строим дома.

Ты тоже научишься строить сама!

Пойдем, я к ребятам тебя отведу.

Всем девочкам нравится в детском саду.

Н. Найденова

                                                                        

       Источник

Коломийченко Л.В.  Дорогою добра: Концепция и программа социально-комму­никативного развития и социального воспитания дошкольни­ков. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 160 с. (Дорогою добра).

       Список  рекомендуемой литературы   

Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5—7 лет. М., 2012.

Авдеева Ю.В. Я — это целый мир. Тетрадь по социализации де­тей 5—7 лет. М., 2013.

Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет: Методические рекомендации. М., 2009.

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей до­школьника. М., 2011.

Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Про­свещение, 1972.

Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слу­ха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. Комплект листов для выполнения заданий ребенком. — М.: Акалис, 1995. — Серия «Опыт рабо­ты практического педагога».

Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошколь­ников. — М.: Школа-Пресс, 1999.

Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Про­свещение, 1985.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедичес­кие занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. — М.: Гном-Пресс, 1998.

Кравченко И. А Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. — 64 с. — Серия «Опыт работы практического педагога».

Лопухина И. С. Логопедия. — М.: Аквариум, 1995.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просве­щение, 1988.

Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной ре­чи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1968.

Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1987.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков зву­кового анализа и обучение грамоте. — М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.

Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1991.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специаль­ном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Альфа, 1993.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания де­тей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского са­да). — М.: Министерство образования РСФСР, 1993.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.

                                                       Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

     "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").