Глоссарий по ТМРР - Ии

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ИДИОЛЕКТ - языковая система определенного носителя данного языка, сложившаяся на базе социального феномена - общего языка.

ИДИОЭТНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКА (в противовес универсальному (см.) - те элементы языка, которые характеризуют данный язык в его индивидуальном своеобразии.

ИКОНИЧНОСТЬ - свойство языкового знака, предусматривающее отражение в обозначающем свойств обозначаемого.

ИМИТАЦИИ ТЕОРИЯ - теория, объясняющая процесс усвоения ребенком языка как результат воспроизведения им речевой продукции взрослого.

ИМИТИРОВАНИЕ - повторение, воспроизведение одним носителем языка речевой продукции другого. И. немедленная и отсроченная.

ИМПЕРАТИВ - глагол в форме повелительного наклонения.

ИНВЕРСИЯ - грамматически или семантически мотивированное изменение привычного порядка членов предложения.

ИННОВАЦИЯ - речевой факт, не зафиксированный в общем употреблении. Детская И. - продукт речевой деятельности ребенка. И. в сфере восприятия и в сфере продуцирования речи. И. формообразовательные, словообразовательные, лексико-семантические, синтаксические.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ - взаимодействие языковых систем в условиях двуязычия; межъязыковая И. проявляется в фактах отклонения от системы и нормы второго (усваиваемого) языка под воздействием родного (первого) языка.

Игровые приёмы – необходимое звено речевого развития дошкольников. Кроме непосредственных воспитательно-образовательных задач они имеют важное мотивационное значение, заинтересовывают дошкольников, способствуют созданию положительного эмоционального фона обучения, повышая тем самым речевую активность детей и результативность занятий. Игровыми приёмами являются элементы соревнований («Кто скажет больше слов?», «Кто скажет скороговорку быстрее?», «Кто придумает лучший рассказ?»), элементы игр (например, использование мяча в словесных упражнениях).

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи – комплекс игр и упражнений, включающий различные способы совершенствования всех сторон звуковой культуры речи детей опаределённого возраста. Обычно используется 1 раз в месяц на специальном занятии и 2 раза в неделю – по несколько минут. В начале проводят игры и упражнения на формирование звукопроизношения, слуха, выразительности речи. В середине – физкультминутку со звукоимитациями, в завершение – игры на развитие голоса и дыхания.

Комплекс игр и упражнений для младшего дошкольного возраста направлен на:

І. Формирование речевого дыхания:

1)​ подвижные игры («Гуси», «Каравай»);

2)​ произнесение фраз в 2-3 слова на одном выдохе;

3)​ дыхательные упражнения («Дровокол», «Насос»);

4)​ игровые упражнения на поддувание шариков, ленточек, бумажных птичек: «Сдуй листочки», «Снежинки», «Футбол», «Пузырь», «Погреем ручки», «Кораблик» и др.

ІІ. Формирование речевого слуха:

1)​ дидактические игры («Чей это голос?» , «Узнай по голосу», «Отгадай, что я сказала»);

2)​ игры с музыкальными инструментами, озвученными игрушками («Угадай, на чём играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?», «Какой предмет звучит?»);

3)​ упражнения на умение соотносить звук с местом его подачи («Где звучит колокольчик?», «У кого спрятался бубен?»);

4)​ народные игры («Эхо», «Телефон»).

ІІІ. Формирование звукопроизношения (гласных и простых согласных):

1)​ повторение звукоподражательных слов, голоса животных («Дудочка дудит ду-ду, колокольчик звенит динь-динь, корова мычит му-у, машина сигналит биби);

2)​ дидактические игры («Поезд», «Оркестр»);

3)​ упражнения артикуляционной гимнастики («Слижем вкусное варенье», «Весёлый Язычок»).

ІV. Формирование интонационной выразительности речи (темпа, силы голоса, ритма):

1)​ дидактические игры («Большой – маленький», «Эхо», «Скажи как я», «Ауканье», «Метель», «Телефон», «Встречаем гостей», «Встреча на улице», «Диктор», «Комментатор», «Командир», «Продавец»);

2)​ игры-инсценировки (по сказкам «Три медведя», «Семеро козлят»);

3)​ произнесение фраз с различным темпом, силой голоса, интонацией вопроса, удивления, радости, грусти, просьбы, ответа и др.

V. Формирование чёткой дикции.

1) игры с чистоговорками;

2) потешки, поговорки, договаривание слогов, произношение слов, сходных по звуку (мышка-мишка);

3) упражнения-соревнования («Кто лучше скажет? »)

Изучение опыта работы педагогов – метод научного исследования развития речи дошкольников. Проводится на основе анкетирования, анализа документации дошкольных учреждений (планов работы, конспектов занятий с детьми) и позволяет определить состояние работы по интересующей проблеме в практике. Распространённым является изучение опыта лучших педагогов учреждений дошкольного образования молодыми специалистами, студентами, практикантами.

«Инстинкт достижения» (Л.И. Божович) – инстинктивная не насыщаемая потребность ребёнка в новых знаниях и впечатлениях. Стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития (становление интеллекта, эмоций, волеизъявлений, остроты ощущений). Для удовлетворения ребёнком этой потребности воспитатель обязан создавать оптимальные условия и находить эффективные средства обучения речи.

Интуитивная теория развития речи – ошибочное положение о том, что развитие речи дошкольника происходит исключительно на основе подражания, интуитивно (неосознанно) и даже врождённого инстинкта (Н.С. Рождественский и др.).

Исправление артикуляционных ошибок – тактичная коррекция воспитателем произношения звуков, включающая личный образец, пример других детей, поощрение подражаний ребёнка. Работу над артикуляционными ошибками организуют в виде общих и индивидуальных занятий-упражнений по отработке произношения различных звуков или при помощи чистоговорок, ролевых игр и т.д.

Исправление грамматических ошибок – коррекция морфологических, синтаксических и словообразовательных ошибок дошкольников с целью выработки устойчивых грамматических навыков, осознания грамматических норм. Исправлять следует тактично, доброжелательно, в момент уравновешенного эмоционального состояния ребёнка. Ошибки младших дошкольников не озвучивают, а формулируют одобрение действиям правильной фразой. Старшим дошкольникам дают образец правильной речи и предлагают повторить его, учат самостоятельно исправлять ошибки, предоставив аналогичный образец, обращают внимание на правильную речь сверстников. Отсроченное по времени исправление эффективно после декламации стихов наизусть.