Главные вкладки

    Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи детей в возрасте 4 - 7 лет.(3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К.)

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

     

    1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

           Инструкция: «Давай поиграем в игру "Эхо". Я буду говорить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

    4  года

    ба-па        па-ба       ва-ка  ка-ва         ба-ма       да-га

    ка-га         га-ка       ня-на  на-ня         ма-ба      та-да

    5  лет

    ба-па-ба       па-ба-па         да-та-да         та-да-та           та-тя-та           ша-жа-ша

    га-ка-га        ка-га-ка          за-са-за          са-за-са           та-тя-та           жа-ша-жа

    6  лет

    са-ша-са       ша-са-ша        са-ца-са         ца-са-ца

    ча-тя-ча        тя-ча-тя          ща-ча-ща       ча-ща-ча

     

           Оценка:

    3 балла — воспроизводит слоги без ошибок;

    2 балла — неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;

    1 балл — неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;

    0 баллов — неправильно воспроизводит все слоги.

    2. Дифференциация оппозиционных звуков в словах

           Инструкция:«Покажите картинку, на которой нарисованы бочки, а теперь ту, на которой нарисованы почки». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

           1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в предложении (покажи картинки)

    4 года                               5 лет                                  6 лет

    дом-дым                             почка-бочка                        катушка-кадушка

    мышка-мишка                    трава-дрова                         крот-грот

    уточка-удочка                    корка-горка                         мышка-мошка

           2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в предложении (покажи картинки)

    4 года

    коса-коза

    миска-мишка

    малина-Марина

    5  лет

    суп-зуб

    чёлка-щёлка

    галка-галька

    6 лет

    касса-каша

    щука-чурка

    лук-люк

           Оценка:

    3 балла — задание выполнено без ошибок;

    2 балла — допущено 1-2 ошибки;

    1 балл — допущено 3-4 ошибки;

    0 баллов — неправильное выполнение 5 и более заданий.

    3. Определение наличия заданного звука в слове

           Инструкция:«Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове зарычит тигр [р-р-р-р], подними флажок».

    Воз­

    раст

    Задание

    Речевой материал

    4

    года

    Выделить заданный звук [р] из слов

    Майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамида, рак, лимон.

    5 лет

    Выделить начальный удар­ный гласный из слов

    Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

    6 лет

    Выделить конечный соглас­ный из слов

    Кот, сук, сом, грач, малыш, лимон, сироп, лещ.

    Выделить первый согласный звук в словах

    Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

    Определить последователь­ность и количество звуков в слове

    Мак, суп, каша, рыба.

    Возраст

    Задание

    Речевой материал

    6 лет

    Назвать слова на заданный звук

    На звук [а]

     

    На звук [у]

     

           Оценка:

    3 балла — все задания серии выполнены правильно;

    2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

    1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

    0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

    4. Выделение ударного гласного звука в начале слова

           Инструкция: «Назови первый звук в слове "Аня". Какую первую букву напишем в этом слове?» Ребенку дается карандаш.

           Оценка: 3 балла — все задания серии выполнены правильно;

    2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

    1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

    0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

    5. Определение последнего согласного звука и первого согласного звука в слове

           Инструкция: «Назови последний звук в слове "кот"».

           Оценка:

    3 балла — все задания серии выполнены правильно;

    2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

    1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

    0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

    6. Звукобуквенный анализ слов

           Инструкция: «Послушай слово "мак". Какую первую букву напишем? А следующую какую? И последнюю? Сколько всего букв в слове?» Ребенок не пишет, а только называет буквы и загибает пальцы.

           Оценка:

    3 балла — сделан правильный анализ всех слов;

    2 балла — сделан правильный анализ 3 слов;

    1 балл — сделан правильный анализ 1-2 слов;

    0 баллов — анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

    7. Называние слов на заданный звук

           Инструкция: «Я умею придумывать слова со звуком [и], например Ира, Инна, игрушка, ириска. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком [а].

           Оценка:

    3 балла — подобрал 4 слова;

    2 балла — подобрал 3 слова;

    1 балл — подобрал 1-2 слова;

    0 баллов — не смог подобрать или назвал слова, в которых нет требуемого звука.

     

           Литература.

    3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c.

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».