Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи детей в возрасте 4 - 7 лет.(3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К.)

Гольская Оксана Геннадьевна

Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

 

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

       Инструкция: «Давай поиграем в игру "Эхо". Я буду говорить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

4  года

ба-па        па-ба       ва-ка  ка-ва         ба-ма       да-га

ка-га         га-ка       ня-на  на-ня         ма-ба      та-да

5  лет

ба-па-ба       па-ба-па         да-та-да         та-да-та           та-тя-та           ша-жа-ша

га-ка-га        ка-га-ка          за-са-за          са-за-са           та-тя-та           жа-ша-жа

6  лет

са-ша-са       ша-са-ша        са-ца-са         ца-са-ца

ча-тя-ча        тя-ча-тя          ща-ча-ща       ча-ща-ча

 

       Оценка:

3 балла — воспроизводит слоги без ошибок;

2 балла — неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;

1 балл — неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;

0 баллов — неправильно воспроизводит все слоги.

2. Дифференциация оппозиционных звуков в словах

       Инструкция:«Покажите картинку, на которой нарисованы бочки, а теперь ту, на которой нарисованы почки». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

       1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в предложении (покажи картинки)

4 года                               5 лет                                  6 лет

дом-дым                             почка-бочка                        катушка-кадушка

мышка-мишка                    трава-дрова                         крот-грот

уточка-удочка                    корка-горка                         мышка-мошка

       2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в предложении (покажи картинки)

4 года

коса-коза

миска-мишка

малина-Марина

5  лет

суп-зуб

чёлка-щёлка

галка-галька

6 лет

касса-каша

щука-чурка

лук-люк

       Оценка:

3 балла — задание выполнено без ошибок;

2 балла — допущено 1-2 ошибки;

1 балл — допущено 3-4 ошибки;

0 баллов — неправильное выполнение 5 и более заданий.

3. Определение наличия заданного звука в слове

       Инструкция:«Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове зарычит тигр [р-р-р-р], подними флажок».

Воз­

раст

Задание

Речевой материал

4

года

Выделить заданный звук [р] из слов

Майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамида, рак, лимон.

5 лет

Выделить начальный удар­ный гласный из слов

Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

6 лет

Выделить конечный соглас­ный из слов

Кот, сук, сом, грач, малыш, лимон, сироп, лещ.

Выделить первый согласный звук в словах

Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

Определить последователь­ность и количество звуков в слове

Мак, суп, каша, рыба.

Возраст

Задание

Речевой материал

6 лет

Назвать слова на заданный звук

На звук [а]

 

На звук [у]

 

       Оценка:

3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

4. Выделение ударного гласного звука в начале слова

       Инструкция: «Назови первый звук в слове "Аня". Какую первую букву напишем в этом слове?» Ребенку дается карандаш.

       Оценка: 3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

5. Определение последнего согласного звука и первого согласного звука в слове

       Инструкция: «Назови последний звук в слове "кот"».

       Оценка:

3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

6. Звукобуквенный анализ слов

       Инструкция: «Послушай слово "мак". Какую первую букву напишем? А следующую какую? И последнюю? Сколько всего букв в слове?» Ребенок не пишет, а только называет буквы и загибает пальцы.

       Оценка:

3 балла — сделан правильный анализ всех слов;

2 балла — сделан правильный анализ 3 слов;

1 балл — сделан правильный анализ 1-2 слов;

0 баллов — анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

7. Называние слов на заданный звук

       Инструкция: «Я умею придумывать слова со звуком [и], например Ира, Инна, игрушка, ириска. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком [а].

       Оценка:

3 балла — подобрал 4 слова;

2 балла — подобрал 3 слова;

1 балл — подобрал 1-2 слова;

0 баллов — не смог подобрать или назвал слова, в которых нет требуемого звука.

 

       Литература.

3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».