Главные вкладки

    Изучение умений придумывать монологи (рассказ, сказку) с использованием образных средств языка

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           Учебно - методический комплект  диагностических методик по изучению умений придумывать монологи с использованием образных средств языка  создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

           Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

     

    ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ ПРИДУМЫВАТЬ МОНОЛОГИ (РАССКАЗ, СКАЗКУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА  (В.Н.Макарова, Е.А.Ставцева, М.Н. Едакова)

         

           Возраст: дошкольники старшей группы.

           Воспитатель: Давай придумаем рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула. Что ты хочешь ей рассказать? Рассказ или сказ­ку? Придумай название рассказу (сказке)?» Если ребенок затрудня­ется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Приключения рыжего бельчонка» (если ребенок хочет рассказать сказку) или «Мое любимое домашнее животное» (рассказ).

           При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связ­но передать содержание, а также языковое оформление монолога:

    1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание выска­зывания и соответствии с выбранным жанром.

    2.   Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.

    3.   Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.

    4.   Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).

    5. Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.

    6.   Использование грамматических средств выразительности.

    7.   Использование интонационных средств выразительности.

    8.   Самостоятельность в составлении монолога.

     

            Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла.

           В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.

     

    Критерии оценки

           Ребенок получает 2 балла, если:

    умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказы­вания в соответствии с выбранным жанром;

    умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать назва­ние придуманному монологу;

    разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;

    высказывание структурировано (присутствуют начало, середи­на и конец);

    самостоятельно использует в высказывании разные виды лек­сических средств выразительности (больше 3-х);

    при составлении высказывания использует разнообразные син­таксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), пере­числения, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки от­сутствуют или незначительны.

    высказывание интонационно выразительно оформлено.

    составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.

            Ребенок получает 1 балл, если:

    жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдает­ся смешение жанров;

    придумать название не может, но умеет выбрать тему самосто­ятельно или с помощью взрослого;

    при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлека­ется), нарушает логическую последовательность;

    наблюдаются композиционные нарушения, например, отсут­ствует начало или конец рассказа (сказки);

    использует одно — два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого;

    в основном использует однотипные по структуре предложе­ния, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

    речь не всегда интонационно выразительна;

    составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопро­сы, подсказки).

           Ребенок получает 0 баллов, если:

    не умеет определить жанр высказывания;

    не умеет определить тему, дать название высказыванию;

    нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи;

    высказывание состоит из нескольких предложений;

    не использует лексические средства выразительности;

    наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;

    речь интонационно не выразительна, монотонна;

    постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.

    Высокий уровень - ребенок набирает 12 — 16 баллов.
    Средний уровень - ребенок набирает 7 — 11 баллов.
    Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 6 баллов.

     

           Литература.

    Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с.

       - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».