Главные вкладки

    Художественные ремёсла народов Приамурья. Шитьё и украшение одежды, обуви, головных уборов

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Праздничные традиционные халаты, много веков не менявшие своего покроя, остаются такими же в настоящее

      время у  всех  народов  Приамурья, но  орнаментика  их  различна.  Ярки, красочны, насыщены  узором и  цветком,

    с  широкой  каймой  из  чёрного  плюща  нанайские  халаты.  Сдержанны по цвету и рисунки орнаменты ульчских,

    нивхских и  орочских  халатов.  Нарядны  вышитые  гладью  цветным  шёлком  халаты  удэгейцев.

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья".

     ШИТЬЁ И УКРАШЕНИЕ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ, ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

           У всех народов Приамурья одежда ка­залась очень похожей, особенно на пер­вый взгляд. Мужчины, женщины, дети в праздники и в будни носили халаты из    хлопчатобумажной    ткани    покроя  кимоно, с длинными рукавами, широ­кой левой полой и застежкой на пра­вом боку. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой на вате, а под ним — другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сра­зу два-три халата. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более яр­ких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин и муж­чин — из тканей темных тонов. Жен­ские халаты были несколько длиннее мужских. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные; хала­ты для молодых мужчин ' и женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Зимние халаты шили из шерстяных или хлопчатобумажных тка­ней, но на меху (бараньем, лисьем), или из различных мехов— «меховой мозаики» .

           Одежду для охотников и рыбаков делали почти исключительно из раз­личных шкур, кож, ровдуги, хотя не­которые предметы в этих комплектах одеждты были из тканей. Иногда празд­ничные женские халаты также шили из ровдуги, украшая их чрезвычайно обильно различными отделками. Й для повседневного употребления (рабочие халаты), и как праздничные одежды, особенно женские, шили халаты из рыбьей кожи. В XIX — начале XX века наибольшее распространение имели все же тканевые халаты. Путешествен­ники отмечали, что халаты из рыбьей кожи носили в обычное время наиболее бедные члены общества. Их надевали на рыбалку, во время различных работ. Но в праздники женщины надевали богато орнаментированные халаты именно из рыбьей кожи или из шелка.

           Под халатом народы Амура носили штаны с ноговицами , на­грудники (в основном женщины: в на­чале XX века почти исчезли мужские нагрудники). Штаны были короткими,поэтому их непременно дополняли но­говицами, которые могли быть корот­кими (у женщин) или длинными, из ткани на подкладке или на вате. Мужские ноговицы, осо­бенно для рыбалки или охоты, делали из шкур, ровдуги, рыбьей кожи: жен­щины надевали ноговицы из рыбьей кожи, когда ходили зимой в тайгу за дровами. Штаны такие шили из рыбь­ей кожи, мужские — из ровдуги, но уже в начале XX века эти материалы стали все больше вытесняться тканями. Концы рукавов халатов в прошлом обматывали нарукавниками (полоской ткани); праздничные нарукавники украшались   вышивкой.

    Ульчские ноговицы  женские. Х/б ткань. Вышивка, аппликация. 1950-е гг.

     

           Не только халаты, но и нижняя одежда обычно орнаментировалась, особенно женская. Ноговицы, нагруд­ники, чулки, обувь в большинстве слу­чаев также украшались различными способами.

           Существовали издавна сложившие­ся традиции украшения тканевых ха­латов. Декоративно отделывали их определенные части: подол, концы ру­кавов, края левой полы, вокруг ворота. Поверх тканевой основы пришивали    дополнительно    тканевые полосы иных, более контрастных цве­тов, чем ткань халата, обычно на цвет­ной халат пришивали черные отделоч­ные полосы. Они играли не только декоративную роль, но и делали халаты более прочными. Эти полосы орнаментировали вышивкой, аппликацией, на них при­крепляли металлические (бронзовые, медные) украшения различных форм и т. п. Иногда на низ нанайского хала­та пришивали не одну, а две-три до­полнительные полосы различных цве­тов, и каждую либо вышивали, либо пришивали на них в один ряд белые мелкие пуговицы или металлические подвески (последние в зависимости от формы   назывались    «соболья   лапка»,«след белки», «крестик» и т. п.). Нив­хи и ульчи чаще всего украшали ниж­ние полосы халата именно металличе­скими подвесками, пришитыми в один ряд; только на праздничных женских халатах они делали вышивку, да и то не на всех.

           У нанайцев, живущих в разных районах, халаты отличались такими деталями, как ширина и цвет дополни­тельных полос на подоле, расположе­ние орнамента на них, высота распо­ложения металлических подвесок над краем подола и т. п. Рядом с дополни­тельными полосами пришивали узкие канты из тканей разных цветов. Этот элемент отделки халатов имел в глазах жителей Приамурья важное значение; чем больше было таких кантов, чем они были уже, чем красивее было их цве­товое сочетание, тем выше считалось мастерство исполнителя. Более всего кантов пришивали к концам рукавов, к верхней части борта левой полы, во­круг ворота. В последние годы для от­делки халатов стали широко использо­вать разноцветную узкую тесьму про­мышленного производства. Кроме того. многие ульчи, нанайцы нашивают на ткань к краям отделочных полос узкие кружева, которые они вяжут из белых или черных ниток.

           Следует особо подчеркнуть, что в целом халаты у народов Приамурья не­смотря на их яркость и кажущуюся пестроту были сделаны с болыппм вкусом, все цвета гармонично сочетались. Если халат шили из желтой или ярко-голубой ткани, его обычно окаймляли черными отделочными полосами, кан­тами приглушенных тонов, а цвет вы­шивок или аппликаций на отделочных полосах непременно гармонировал с основной тканью.

    Улъчский  халат женский (спинка). Х[б ткань. Вышивка. 1960-е гг.                                        Халат женский. Фрагмент.

           Нанайцы некоторых селений отли­чались своим пристрастием к особенно яркой одежде. Они пришивали широ­кие разноцветные полосы по нижнему краю халатов й на концы рукавов. По­вседневные халаты мужчин, особенно стариков, часто не вышивали вовсе.. Если же вышивали, то только на поло­се, пришитой по краю в верхней части левой полы, иногда на концах рукавов. У женских халатов орнаментировали полосы, пришитые и к верхней части края левой полы, и к нижней, а также и вокруг ворота, и на концах- рукавов. Нанайцы в отличие от ульчей и нивхов и по краю левой полы пришивали ино­гда не одну, а две или даже три допол­нительные полосы ткани с украшения­ми. Как правило, орнаменты на разных участках одного халата были разные. Женщины обычно сами шили и выши­вали себе повседневные халаты. Празд­ничные же, а особенно свадебные хала­ты многие женщины заказывали своим односельчанам или родственникам-ма­стерицам. Халаты эти орнаментировали сложными узорами-композициями, вы­полненными различными швами, ко­торыми владели далеко не все.

           Обычно халат можно было сшить за один день, но украшали его очень дол­го. Вышивать более всего приходилось зимой, когда основные хозяйственные работы были закончены, запасы пищи сделаны, а мужчины уходили в тайгу. Полосы, на которых вышивали орна­мент, мастерица хранила в сумке для рукоделия. Она заранее прикидывала, какие подойдут цвета отделочных по­лос   к   основной   ткани   халата,   какие нужны нитки для вышивки и апплика­ции, — все это должно было гармони­ровать между собой.

           Узор наносили на ткань с помощью трафарета из тонкой бересты или рыбь­ей кожи. Контуры узора обводили ко­стяной острой палочкой и затем выши­вали. Для вышивки пользовались по­купными шелковыми нитками. Выши­вали самыми разными способами. Сте­бельчатым швом часто обозначали кон­туры рисунка, который заполняли за­тем внутри вышитыми неплотной гла­дью   цветами   и   листьями.   Вышивали  также старинным тамбурным швом, а также швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура — еи-улэмэ. По темной отделочной полосе (черной, бордо и др.) часто вышивали узор, состоящий из отдельных стеж­ков — непрерывных или по три стежка с перерывом. В современных вышивках сочетаются традиционные швы с рус­ским и болгарским крестиком.

           Мужские халаты обычно орнаменти­ровали меньше, чем женские. Особенно украшали только верхние края муж­ских ноговиц, пояса (особенно у на­найцев), охотничьи шапочки, шлемы, надевавшиеся под шапки, охотничьи передники; при выходе на промысел охотники-нанайцы были одеты особенно нарядно.

           Своеобразно отделывали свадебные халаты из ткани. Обычно такие халаты имели полы, равные по ширине. Вдоль краев полы шла широкая орнаменталь­ная полоса, внизу переходившая в окаймление подола. Эта полоса укра­шалась вышивкой тамбуром и апплика­цией. Вся спинка сплошь была запол­нена орнаментированными полосами. Снизу до пояса обычно помещали две одинаковые короткие широкие полосы из светлой ткани; на них чаще всего вышивали один и тот же узор — дерево с птицами на ветвях. С двух сторон под деревом вышивали животное (например, оленя).

    Верхняя часть спинки свадебного халата обычно состояла из горизонтальных полос, при­шитых вплотную, одна к другой, каж­дая полоса была вышита своим, осо­бенным амурским криволинейным ор­наментом (волнистые линии, ряды за­витков с вплетенными в них стилизо­ванными птицами, бабочками, рыбка­ми и т. п.). Спинку (и деревья в ниж­ней части халата, и горизонтальные полосы в верхней) вышивали обычно гладью по настилу: под гладь подкла-дывали настил: приклеивали вырезан­ный из рыбьей кожи (или бумаги) элемент орнамента шириной 1—2 мм и менее. Несколько элементов составляли узор. Каждый настил вплотную заши­вали шелковыми тонкими нитками. Очень характерным было цветовое ре­шение: через каждые 1 */2—2 см меня­ли цвет ниток, таким образом одна ли­ния узора в цветовом отношении все время прерывалась, менялась: за жел­тым цветом следовал либо зеленый, ли­бо иные цвета — розовый, синий и т. п. Вышивали также гладью по двойному и тройному настилу: две или три по­лоски настила приклеивали рядом, но с небодыпИхМ зазором между ними, — гладь получалась двойной или трой­ной.

     

           Широкое распространение у удэгей­цев имела вышивка по очень узкому (0,5 мм) однорядному настилу. В про­шлом ульчи, негидальцы, низовые на­найцы по ткани и ровдуге вышивали белым подшейным волосом оленя в ком­бинации с разноцветным шелком. Так украшали ровдужные халаты, празд­ничную обувь, нагрудники амурского типа, мужские передники и т. п. Ма­стериц, владеющих техникой вышивки оленьим волосом, было мало, и выпол­ненные ими предметы высоко ценились.

           Чрезвычайно разнообразны были способы украшений ровдужных празд­ничных женских халатов у негидальцев, ульчей. Полы и спинку отделывали вышивкой, аппликацией из тончайшей сазаньей кожи, вышивали оленьим во­лосом и шелком по самой основе ха­лата. Низ подола, концы рукавов, по­перечную полосу на талии отделывали выдровой опушкой. На подол повыше опушки пришивали разноцветные ор­наментальные полосы, сделанные из окрашенной в разные цвета рыбьей ко­жи, полоски коричневых и белых олень­их и собачьих камусов с вшитыми в мех шелковыми красными и синими кисточками.

           Халаты из рыбьей кожи в зависимо­сти  от  назначения делали  из  разных материалов:   из   кожи   кеты,   горбуши  шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи  сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их  украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже — в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы, ульчи покрывали орнаменти рованными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях   рукавов.

           Техника аппликации на Амуре — одна из древнейших. Ее широко при меняли не только при отделке тканевых и ровдужных халатов, но и при украшении других предметов. При отделке халатов аппликацией ткань, из которой вырезали узор, с изнанки подкрах маливали, с изнанки же приклеивали трафарет (берестяной или из рыбьей кожи) и, с силой «проглаживая» ткань с помощью костяного «утюжка», «переводили» этот узор на лицевую сторону. Затем узор вырезали и наклей­ вали рыбьим клеем на основу, в определенное место. Края аппликации за­делывали  разными  способами.  У всех амурских народов в прошлом был ши­роко распространен способ обметки края по полоске из рыбьей кожи: на край узора наклеивали узенькую (1 мм и менее) полоску рыбьей кожи, затем ее обметывали тонким шелком стежка­ми вплотную так, что образовывался по краю аппликации плотный тонкий круглый валик (между стежками по­лоска из рыбьей кожи — тот же на­стил — не была видна). Иногда край аппликации отделывали узким швом в виде елочки или сеточки внутри сте­бельчатого контура — сиулэмэ, — либо более простым швом, так называемым «через   край»,   швом   с    «зубчиками».

          

           Большим разнообразием отличались головные уборы, особенно женские.

           Летом некоторые нанайцы, ульчп носили берестяные шляпы. Вырезали круг из бересты, на нем делали ради­альный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бере­сту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого ма­териала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3—4 см) берестяной обруч, за­вязки, скреплявшиеся под подбород­ком. Верх шляпы украшали апплика­цией из тонких слоев бересты, выкра­шенной в черный или красный цвета.

           Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком мехо­вые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отлича­лись от мужских. Женские шапки ча­ще имели конусообразную форму, тка­невые шапки "украшали вышивкой или аппликацией.

           У нанайцев особенными были шап­ки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке де­лали своеобразный «хвостик»- (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пугови­цами, а сзади — красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узе­лочек красный шнурок. Ульчи и нивхи шили также свадебные и праздничные женские шапки из меха рыси торча­щими вверх рысьими ушками.

           Все народы Нижнего Амура, кроме нивхов, носили маленькие охотничьи шапочки, размером с тюбетейку. Верх шапочки шили из камусов соболя, ли­сиц, а иногда и из камусов оленя, со­бак. К нему пришивали орнаментиро­ванные полосы ровдуги и выдровую опушку. Верховые нанайцы и удэгейцы к макушке такой шапки пришивали султан — хвост соболя или выдры, а также маленькие орнаментированные ушки. Ульчи и низовые нанайцы с та­кими шапочками носили отдельно на­деваемые наушники.

           Под такую шапку надевали шлем из белой ткани, также богато орнаменти­рованный вышивкой или аппликацией. Шлем защищал шею охотника от сне­га. Летом его надевали для защиты от мошки и комаров. Иногда с этой же целью шлемы носили и женщины, ра­ботавшие в тайге или поблизости от нее.

           Одним из необходимых предметов одежды были рукавицы. Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из ме­ха, из рыбьей кожи; последние носили чаще как чехол, защищавший от изна­шивания рукавицы из других материа­лов. Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Ткане­вые и ровдужные рукавицы орнаменти­ровались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на боль­шом пальце. Обшлага либо орнамен­тировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тка­ней. Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой (особенно ульчи, нивхи): вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разно­цветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сши­тых в виде шахматной доски. Иногда ульчи вырезали из меха элементы кри­волинейного амурского орнамента, а за­тем вырезали в основном материале ру­кавицы такое же отверстие и вшивали на это место узор иного цвета.

           Вообще техника меховой мозаики использовалась народами Приамурья довольно широко. Меховую мозаику применяли и при шитье шелковых ха­латов на меху: подклад делали из раз­ных кусочков меха, сшитых либо ша­шечками, либо с элементами орнамен­та. Мех брали с низким ворсом (белка, камусы соболя, собаки и т. п.).

           Подобная же техника меховой мо­заики применялась и при шитье обуви тунгусского типа. Вообще обувь у на­родов Приамурья была двух типов: амурского и тунгусского. Обувь амур­ского типа шили из рыбьей кожи, нер­пичьих и сивучьих кож, а нанайцы и удэгейцы также из ровдуги. Головку этой обуви, закрывавшую всю стопу, шили из одного куска кожи; головки делались разных форм. К верху голов­ки пришивали голенище из другого ма­териала (ткань, рыбья кожа). Обувь тунгусского типа была иной: она имела отдельную подошву, к которой и при­шивали голенище. Эту обувь шили из камусов оленей, лосей, изюбров, а так­же из нерпичьих шкур и ровдуги.

           Разные   типы   обуви  украшали  по-разному.    Передок   на   головке   обуви амурского типа орнаментировали часто так: на нерпичьей коже делали выпук­лые амурские завитки. Для этого тре­угольную   вставочку   размачивали,   на­носили   на  нее  узор,   затем  по линии узора  прошивали  кожу жильной  нит­кой так, что сам узор образовывал вы­пуклый   орнамент   (кожу  насквозь  не прокалывали,    игла   проходила   в   по­верхностных  слоях  кожи).   Иногда на треугольной вставке орнамент вышива­ли  подшейным   оленьим   волосом.   Эти способы украшения обуви были харак­терны для ульчей и нивхов.  Нанайцы и    удэгейцы    на    вставке    ровдушной обуви   орнамент   амурского   типа   либо вышивали,   либо    рисовали   красками.

           Обувь тунгусского типа из камусов или ровдуги украшали совершенно ина­че. Нанайцы большую часть голенища сострачивали из разноцветных полосок ткани, а самые верхние полоски укра­шали     вышивкой     или     аппликацией . Такую обувь носили с чул­ком, сшитым из ткани (на вате) в виде сапожка.   Верхний   край   чулка   орна­ментировали   несколькими   полосками ткани с вышивкой; этот край выступал поверх    голенища.    Иногда    верхнюю часть голенища  нанайцы  и  ульчи  от­делывали   меховыми   мозаичными   по­лосками с узором шашечками.  У уль­чей голенище  обуви тунгусского типа отличалось от нанайского: лишь узкую тканевую    полоску    сверху    голенища ульчи украшали вышивкой, других тка­невых  полос  тут  не  пришивали.   Ровдужную обувь тунгусского типа ульчи и нанайцы украшали вышивкой на пе­редней части внизу, а также на полос­ках, пристроченных по краю голенища. Обувь из рыбьей кожи нивхи и уль­чи обычно не украшали, а нанайцы ри­совали   красками   амурские   узоры   на нижней   части   и   по   краю   голенищ. Обувь амурского типа носили с коротким меховым чулком.

     

    Быт нанайского народа - одежда, посуда.

     

    Алгоритм ознакомления  детей дошкольного возраста с  декоративно-прикладным искусством Приамурья

     

    • Рассказ воспитателя о коренных народах Приамурья с показом иллюстраций, видеофильмов (мультфильмов) и прослушиванием национальной музыки.

    • Чтение  Амурских сказок (отрывков) Дмитрия Нагишкина с рассматриванием иллюстраций.
    •  Знакомство с особенностями нанайского орнамента и творчеством художника Г.Д. Павлишина.

    • Драматизация сказок народов Приамурья. Оформление атрибутов воспитателем и детьми, с привлечением родителей.

    • Организация  экскурсии в краеведческий музей для ознакомление с жизнью и бытом коренных жителей Амурской области.
    •  Знакомство детей с одним из  промыслов народов Приамурья.

    • Закрепление элементов росписи (шитья), через организацию бесед, дидактических игр. Оформление дидактических игр.

    • Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста:

    - в средней группе ознакомление (закрепление) с элементами узоров геометрических фигур, несложной композиции,

    - в старшей группе ознакомление (закрепление) с элементами узоров растительного орнамента,

    - в подготовительной группе ознакомление (закрепление) с элементами узоров изображения животных с использованием шаблонов (трафаретов) .

    •  Оформление альбома "Золотые руки Приамурья" воспитателем, детьми, с привлечением родителей.

    • Оформление художественной  галереи "Золотые руки Приамурья" (выставка детских работ, фотовыставка о народах Приамурья и т.п.).
    • Пополнение атрибутами народными промыслами Приамурья уголков по продуктивной деятельности и патриотическому воспитанию.

     

     

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

       Амурский завиток - основа нанайского орнамента.

       Философия амурского лоскутка.

       Искусство народов Приамурья. Традиции и новации.

       Нанайская свадьба.

       Орнаментальное искусство нанайцев.

       Тексты амурского орнамента.

       Изделия из рыбьей кожи из коллекции «Этнография / аборигены»

         Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л.,   1971.                                             

         Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.

         Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Про­блемы этнической истории Берингоморья. М.,  1975.

          Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л.,  1975.

          Богатырев П. Г. Вопросы теории на­родного искусства.  М.,  1971.

      Б ого раз В.  Г. Чукчи. Ч.  I. Л.,  1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч.  II. Л.,  1939.

    Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л.,  1965.

    Вадецкая Э. Б. Древние идолы Ени­сея. Л.,  1967.

    Василевич Г. Н. Эвенки.  М.,  1969.

          Василенко В. М. Избранные труды о на­родном творчестве X—XX веков. М., 1974.

          В д о в и н И. С. Очерки истории и этногра­фии чукчей. М.,  1965.

          В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л.,  1973.

          Г у р в и ч' И. С. Этническая история севе­ро-востока Сибири. М-—Л.,  1966.

          Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.

          Турвич И. С. Культура северных яку­тов-оленеводов. М.,  1977.

          Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки.  Магадан,   1969.

          Диков -Н. Н. Наскальные загадки древ­ней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.

          Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л.,  1963.

          Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.

          Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М.,  1979.

          Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.,  1961.

          История и культура народов севера Даль­него Востока.  М.,  1967.

          Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Даль­него Востока. М.,  1980:

    Ларькия В.  Г. Орочи. М.,  1964.

          Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан,  1970.

           Меновщиков Г. А. Эскимосы. Мага­дан,  1961.

          М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М.,  1976.

          Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда,  1978, №  1.

    Одежда народов  Сибири. Л.,  1970.

          О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних  культур.  М.,   1951.

          Окладников А. П. Утро искусства. Л.,   1967.

          Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Ново­сибирск,   1964.

          Патачакова К. М. Культура и быт ха­касов.  Абакан,  1958.

          П о т а п о в И. А. Якутская народная резь­ба по дереву. Якутск,  1972.

          П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коря­ков, ительменов. — В кн.: Материальная куль­тура народов Сибири и Севера. Л.,  1976.

    Радуга  на снегу.  М.,   1972.

    Северные россыпи.  Салехард,  1964.

          Симченко К. Б. Культура охотников на оленя Северной Евразии.  М.,   1976.

          Сказки и мифы народов Чукотки и Кам­чатки.  М.,   1974.

    Смоляк А. В. Ульчи.   М..  1966.

    Таксами Ч.  М.  Нивхи. Л.,  1967.

          Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость.  Магадан,  1967.

          Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях.   М.,   1969.

    Хомич Л. В. Ненцы.  М.-Л.,  1966.

     

          

           Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

        "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.