Главные вкладки

    Обследование состояния слоговой структуры слова и предпосылок её становления у дошкольников с ОНР

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

            Учебно - методический комплект  диагностических методик по обследованию состояния слоговой структуры слова и предпосылок её становления у дошкольников с ОНР создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

           Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

     

    ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

           Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.

            Методика обследования включает четыре серии заданий.

           Первая серия состоит из комплексов заданий, направлен­ных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе мини­мального контекста).
           Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и струк­турных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
            Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных ак­тов - динамического и ритмического (при выполнении серий­ных движений).
           Четвертая серия состоит из комплексов заданий, на­правленных на исследование особенностей оптико-простран­ственной ориентации (сомато - пространственной и ориента­ции в трехмерном и двухмерном пространстве).

    1. Обследование произношения слов различной структурной сложности

           Задачи первой серии заданий:

           1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; оп­ределение характера и количества возможных искажений.

          2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минималь­ного контекста, характера и количества возможных искаже­ний при различных вариантах употребления слов.

           При отборе вербального материала каждое слово рас­смотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Ре­чевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.

           Изучение особенностей слогового оформления слов дошко­льниками с общим недоразвитием речи предлагается осущест­влять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обсле­дования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Леви­ной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

           Комплекс А

           Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной сло­говой сложности. Предлагаются с целью определения уровня слож­ности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также уста­новления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых пред­метных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

           Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

           Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

    а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

    б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

           Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

    а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

    б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

           Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

    а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

    б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

           Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

    а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

    б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

           Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

    автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

    пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

           Задание 7. Произнесение многосложных слов.

    Речевой и картинный материал:

    а)   слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

    б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка,   космонавты, учительница, вос­питательница.

           Комплекс Б

           Задания на отраженное (при необходимости - за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

           Задание 1. - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

    Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

           Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

    Речевой и картинный материал:

    а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

    б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

           Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

    Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

           Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

    Речевой и картинный материал:

    а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

    б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

    в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

           Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

    Речевой и картинный материал:

    а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

    б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

           Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

    Речевой и картинный материал:

    а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

    б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

           Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

    Речевой и картинный материал:

    а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

    б) слова со стечениями согласных звуков - выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.

           Комплекс В

           Задания на выявление особенностей многократно­го отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

           Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

    Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воро­бей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.                            

           Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.

    Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

    Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

           Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплек­сов.

           Комплекс Г

           Задания на выявление особенностей состояния сло­гового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

           Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

    Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

    Речевой и картинный материал:

           а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); Катина ... (панама); плывет ... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат); длинноносый ... (Буратино)»;

           б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима); мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (кон­верт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (вело­сипеде)».

           При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).  

           Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

           Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

    Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

    Речевой и картинный материал:

           а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

           б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

           Комплекс Д

           Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

           Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

    Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.       

    Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

           Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

    Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

    Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.

     Анализ результатов первой серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

    - уровень сложности слоговой структуры слова, доступ­ный для произнесения;

    - количество и характер искажений;

    - состояние ритмического рисунка слов при воспроизве­дении (скандирование, наличие ударений);

    - темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

    - наличие/отсутствие определенного типа искажений;

    - стратегия анализа структуры лексической единицы;

    - контроль правильности при произнесении слова.

           2. Обследование восприятия лексических единиц

           Задачи второй серии заданий:

           1.   Выявление возможностей восприятия и оценки дли­ны слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и ис­кажений в лексической единице.

           2.   Исследование способности к вероятностному прогно­зированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном мате­риале.

           3.   Выявление   зависимости,   определяющей   уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, ве­роятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.

           4.   Исследование   способности   к   динамике   овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.

           Данная серия заданий разработана авторами на основе:

    - теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способно­сти живой материи;

    - исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о воз­можностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия;

    - психологической теории восприятия как процесса посег­ментного анализа через синтез, детерминированного вероят­ностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).

           Комплекс А

           Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и ко­личества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсут­ствия чувствительности к просодическим и ритми­ческим характеристикам языковой единицы.

           Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и много­сложной слоговой структуры для прослушивания и симво­лы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясня­ется назначение символов (большая полоска — для длинно­го слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».

    Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.

           Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.

    Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».     

    Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым деле­нием, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).

           Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушива­ния и символы - изображение цветка с бабочкой для слого­вой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначе­ния символов следует инструкция: «Послушай песенку. По­кажи (подними) нужный цветок».

    Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).

           Комплекс Б

           Задания на определение наличия/отсутствия рит­мических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.

           Задание 1. Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:

    а) с опорой на предметные картинки;

    б) без опоры на предметные картинки.

    Инструкции:

    а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;

    б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»

    Речевой материал:

    а)   квазислова — нОга, слОны;

    б)   квазислова - рУка, гОлова.

           Задание 2. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.

           Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:

    а) с опорой на предметные картинки;

    б) без опоры на предметные картинки.

    Инструкции:

    а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;

    б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.

    Речевой и картинный материал:

    - нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;

    - квазислова - представлены вариантами собственных ис­кажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).

           Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, мед­ведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.

           Комплекс В

           Задания на опознание слова. Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих транс­формации.

           Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незакончен­ные слова:

    а) с опорой на предметные картинки;

    б) без опоры на предметные картинки.

    Инструкция: «Закончи мое слово».

    Речевой и картинный материал:

    а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);

    б)   соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), га­зе...(та), мага.-.(зин).

           Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структу­рой, которые медленно проговариваются экспериментатором.

    Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спрята­лось в моем слове».

    Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.

           Задание 3. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).

           Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.

    Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».

    Речевой и картинный материал:

    слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;

    слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;

    слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, че­репаха;

    слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;

    слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;

    слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;

    слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;

    слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;

    слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;

    слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.

           Анализ результатов второй серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

    - количество и характер ошибок;

    - соотнесенность количества и характера ошибок вос­приятия с выраженностью искажений воспроизведе­ния слов различной слоговой структуры;

    - контроль правильности воспринимаемой структуры.

           3. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

           Задачи третьей серии заданий:

    1. Выявление состояния сложных параметров двига­тельных актов: ритмического и динамического.

    2. Изучение возможностей построения серийно органи­зованных движений, характера и количества возможных трудностей.

    3. Определение динамики обучения ритмизации, по­строению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования.

           Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплек­сов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на ос­нове тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.

                Комплекс А

           Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.

           Задание 1. Чередование движений губ:

    а) «Улыбка»-«Трубочка»;

    б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».

           Задание 2. Чередование движений языка:

    а) вверх-вниз - «Качели»;

    б) вправо-влево - «Часики».

            Комплекс Б

           Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.

           Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).

           Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот).

           Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»).

           Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет.

    Инструкции:    

    «Делай как я»;

    «Продолжай сам»;

    «Продолжай под мой счет».

            Комплекс В

           Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.

           Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:

    а) два хлопка (удара);

    б) три хлопка (удара).

           Ребенку предлагаются для прослушивания и последую­щего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество):

    а) в умеренном темпе;

    б) в быстром темпе;

    в) в медленном темпе.

    Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».

           Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:

    1) серии из двух движений -

    а) руки в стороны, руки на пояс;

    б) руки на пояс, руки на плечи;

    в) руки в стороны, руки вверх;

    2) серии из трех движений -

    а) руки на пояс, на плечи, вверх;

    б) руки вверх, в стороны, вниз;

    в) нога назад, вперед, на место.

            Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с эксперимен­татором, затем продолжать самостоятельно.

    Инструкции: 

        «Делай как я»; «Продолжай сам».

           Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

    а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ);

    б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT);

    в) ногой, рукой, ногой (ТХТ);

    г) рукой, ногой, рукой (ХТХ).

    Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу.

    Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же».

           Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демон­стрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».

           Комплекс Г

           Задания на исследование особенностей воспроизве­дения ритмически организованных серий движе­ний руками.

           Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).

           Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).

           Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.

           Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.

           Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.

            Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей:

    а) типа хх—х (— - пауза);

    б) х—хх;

    в) х—х—х.

           Ребенку предлагаются для прослушивания и последую­щего воспроизведения ритмические структуры, которые вы­полняются при помощи хлопков. Рекомендуется предостав­лять возможность визуального контроля за действиями экс­периментатора.

    Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же».

            Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет дейст­вия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два».

           Задания на исследование особенностей воспроизве­дения ритмически организованных серий движе­ний ногой.

           Комплекс Д

           Ребенку предлагаются задания, аналогичные пере­численным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.

           Анализ полученных материалов по третьей серии зада­ний предполагает учет следующих критериев:

    - количество удержанных двигательных серий;

    - количество   правильно   воспроизведенных   ритмиче­ских моделей;

    - количество попыток, их результативность;

    - характер допущенных ошибок, их стойкость;

    - точность воспроизведения предложенной последова­тельности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения);

    - темп, плавность, амплитуда, целенаправленность дви­жений;

    - степень самостоятельности при выполнении заданий.

          4. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации

           Задачами четвертой серии заданий является изучение:

    - сомато -пространственной ориентации и пространст­венной организации движений рук и ног;

    - состояния пространственных представлений и ориен­тации в трехмерном и двухмерном пространствах;

    - возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;

    - возможностей выполнения пространственно-ориенти­рованных действий в процессе изобразительной и кон­структивной деятельности;

    - особенностей манипулирования предметами в трех­мерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости;

    - возможностей развития оптико-пространственных ори­ентировок в рамках экспериментального времени.

           Изучение особенностей оптико-пространственной ориен­тации у дошкольников с общим недоразвитием речи осущест­вляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).

           Комплекс А

           Задания на выявление особенностей сомато - пространственной ориентации и возможностей про­странственной организации движений.

           Задание 1. Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.

    Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».

           Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.

           Задание 3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.

           Задание 4. Копирование несимметричных движений двух рук:

    правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;

    правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;

    правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

           Задание 5. Копирование движений руки и ноги:

    левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;

    правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;

    левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.

           Процедура проведения обследования по копированию движений   следующая:   экспериментатор   поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

           Комплекс Б

           Задания на выяснение особенностей пространст­венных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

           Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:

           а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;

         б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находя­щиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.

    Инструкции:

           а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;

           б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».

           Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:

           а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;

           б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.

    Инструкции:

           а) «Положи мячик перед собой»;

       «Посади куклу позади себя»;

       «Поставь пирамидку близко к себе»;

       «Положи мячик далеко от себя»;

       «Поставь кубик дальше мячика»;

       «Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;

           б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;

       «Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед кук­лой».

           Комплекс В

           Задания на исследование особенностей пространст­венных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

           Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).

           Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фи­гур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.

           Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:

           а)  в заданных пространственных позициях;

           б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.

           Процедура обследования следующая:

           а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»; «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»;

           б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в цен­тре которого - схематичное изображение домика, в пра­вой половине листа - схематичное изображение дерева. Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»; «Поставь крестик внизу под домиком»; "Нарисуй квадратик между домиком и деревом».

           Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).

           Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-обра­зец расположения элементов фигуры на плоскости.

    Инструкция: «Смотри, запоминай».

           Далее следуют комментарии действий: «Сначала в сере­дину листа кладем туловище (овал), затем рот (треуголь­ник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плав­ник и нижний плавник (треугольники)».

            На втором этапе ребенку предоставляются геометриче­ские фигуры, необходимые для создания аппликации. Обра­зец остается перед ребенком.

    Инструкция: «Сделай сам».

           Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).

           Выполнение задания осуществляется в два этапа.

           На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.

    Инструкция: «Смотри, запоминай».

           Далее следуют комментарии действий: «Про­водим линию сверху вниз.   Это ствол.   Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это вет­ки».

           На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чис­тый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».

           Анализ результатов четвертой серии заданий рекомен­дуется осуществлять с учетом следующих критериев:

    - количество правильно выполненных заданий;

    - автоматизированность, точность, скорость, самостоя­тельность выполнения действия;

    - возможность удержания программы последователь­ных пространственно организованных действий, точ­ность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);

    - характер стратегии и тактики всей оптико-пространст­венной деятельности в целом;

    - возможность оценивать собственные действия.

     

           Литература.

    Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

         "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».