Обследование состояния слоговой структуры слова и предпосылок её становления у дошкольников с ОНР
Учебно - методический комплект диагностических методик по обследованию состояния слоговой структуры слова и предпосылок её становления у дошкольников с ОНР создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Учебно - методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.
Методика обследования включает четыре серии заданий.
Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато - пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).
1. Обследование произношения слов различной структурной сложности
Задачи первой серии заданий:
1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений.
2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.
При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Комплекс А
Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;
б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;
б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.
Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;
б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат;
пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7. Произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;
б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс Б
Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1. - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;
б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;
в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;
б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;
б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;
б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Комплекс В
Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».
Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.
Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».
Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.
Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.
Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».
Речевой и картинный материал:
а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); Катина ... (панама); плывет ... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат); длинноносый ... (Буратино)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима); мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (конверт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (велосипеде)».
При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).
Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».
Речевой и картинный материал:
а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;
б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.
Комплекс Д
Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.
Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.
Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.
Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.
Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».
Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.
Анализ результатов первой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
- уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения;
- количество и характер искажений;
- состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений);
- темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);
- наличие/отсутствие определенного типа искажений;
- стратегия анализа структуры лексической единицы;
- контроль правильности при произнесении слова.
2. Обследование восприятия лексических единиц
Задачи второй серии заданий:
1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и искажений в лексической единице.
2. Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.
3. Выявление зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.
4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.
Данная серия заданий разработана авторами на основе:
- теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи;
- исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия;
- психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).
Комплекс А
Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и количества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсутствия чувствительности к просодическим и ритмическим характеристикам языковой единицы.
Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска — для длинного слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».
Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.
Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.
Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».
Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).
Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушивания и символы - изображение цветка с бабочкой для слоговой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначения символов следует инструкция: «Послушай песенку. Покажи (подними) нужный цветок».
Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).
Комплекс Б
Задания на определение наличия/отсутствия ритмических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.
Задание 1. Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкции:
а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;
б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»
Речевой материал:
а) квазислова — нОга, слОны;
б) квазислова - рУка, гОлова.
Задание 2. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.
Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкции:
а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;
б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.
Речевой и картинный материал:
- нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;
- квазислова - представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).
Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, медведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.
Комплекс В
Задания на опознание слова. Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих трансформации.
Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незаконченные слова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкция: «Закончи мое слово».
Речевой и картинный материал:
а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);
б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), газе...(та), мага.-.(зин).
Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структурой, которые медленно проговариваются экспериментатором.
Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спряталось в моем слове».
Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.
Задание 3. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).
Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.
Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».
Речевой и картинный материал:
слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;
слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;
слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, черепаха;
слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;
слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;
слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;
слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;
слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;
слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;
слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.
Анализ результатов второй серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
- количество и характер ошибок;
- соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры;
- контроль правильности воспринимаемой структуры.
3. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.
Задачи третьей серии заданий:
1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического.
2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей.
3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования.
Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплексов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.
Комплекс А
Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.
Задание 1. Чередование движений губ:
а) «Улыбка»-«Трубочка»;
б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».
Задание 2. Чередование движений языка:
а) вверх-вниз - «Качели»;
б) вправо-влево - «Часики».
Комплекс Б
Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.
Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).
Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот).
Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»).
Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет.
Инструкции:
«Делай как я»;
«Продолжай сам»;
«Продолжай под мой счет».
Комплекс В
Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.
Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:
а) два хлопка (удара);
б) три хлопка (удара).
Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество):
а) в умеренном темпе;
б) в быстром темпе;
в) в медленном темпе.
Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».
Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:
1) серии из двух движений -
а) руки в стороны, руки на пояс;
б) руки на пояс, руки на плечи;
в) руки в стороны, руки вверх;
2) серии из трех движений -
а) руки на пояс, на плечи, вверх;
б) руки вверх, в стороны, вниз;
в) нога назад, вперед, на место.
Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно.
Инструкции:
«Делай как я»; «Продолжай сам».
Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:
а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ);
б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT);
в) ногой, рукой, ногой (ТХТ);
г) рукой, ногой, рукой (ХТХ).
Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу.
Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же».
Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демонстрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».
Комплекс Г
Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений руками.
Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).
Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).
Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.
Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.
Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.
Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей:
а) типа хх—х (— - пауза);
б) х—хх;
в) х—х—х.
Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения ритмические структуры, которые выполняются при помощи хлопков. Рекомендуется предоставлять возможность визуального контроля за действиями экспериментатора.
Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же».
Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет действия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два».
Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.
Комплекс Д
Ребенку предлагаются задания, аналогичные перечисленным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.
Анализ полученных материалов по третьей серии заданий предполагает учет следующих критериев:
- количество удержанных двигательных серий;
- количество правильно воспроизведенных ритмических моделей;
- количество попыток, их результативность;
- характер допущенных ошибок, их стойкость;
- точность воспроизведения предложенной последовательности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения);
- темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений;
- степень самостоятельности при выполнении заданий.
4. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации
Задачами четвертой серии заданий является изучение:
- сомато -пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног;
- состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах;
- возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;
- возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности;
- особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости;
- возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).
Комплекс А
Задания на выявление особенностей сомато - пространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Задание 1. Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.
Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».
Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.
Задание 3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.
Задание 4. Копирование несимметричных движений двух рук:
правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;
правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;
правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.
Задание 5. Копирование движений руки и ноги:
левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;
правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;
левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.
Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».
Комплекс Б
Задания на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:
а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;
б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находящиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.
Инструкции:
а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;
б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».
Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:
а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;
б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.
Инструкции:
а) «Положи мячик перед собой»;
«Посади куклу позади себя»;
«Поставь пирамидку близко к себе»;
«Положи мячик далеко от себя»;
«Поставь кубик дальше мячика»;
«Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;
б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;
«Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».
Комплекс В
Задания на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).
Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.
Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:
а) в заданных пространственных позициях;
б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.
Процедура обследования следующая:
а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»; «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»;
б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в центре которого - схематичное изображение домика, в правой половине листа - схематичное изображение дерева. Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»; «Поставь крестик внизу под домиком»; "Нарисуй квадратик между домиком и деревом».
Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости.
Инструкция: «Смотри, запоминай».
Далее следуют комментарии действий: «Сначала в середину листа кладем туловище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник и нижний плавник (треугольники)».
На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Образец остается перед ребенком.
Инструкция: «Сделай сам».
Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа.
На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.
Инструкция: «Смотри, запоминай».
Далее следуют комментарии действий: «Проводим линию сверху вниз. Это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это ветки».
На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».
Анализ результатов четвертой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
- количество правильно выполненных заданий;
- автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия;
- возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);
- характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом;
- возможность оценивать собственные действия.
Литература.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».