Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: " Профессии."

    Гольская Оксана Геннадьевна

             Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "ПРОФЕССИИ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

                          

     

              Активизация словаря

           Существительные: профессия, работа, занятие, рабочий день, выходные дни, отпуск, заработная плата, врач, строитель, учи­тель, воспитатель, помощник воспитателя, Прачка, заведующий ДОУ, кастелянша, логопед, психолог, массажист, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный работник, пожарный, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, са­довник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, эк­скаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, трак­торист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, оку­лист, невропатолог, медсестра.

           Прилагательные: ответственный, внимательный, заботливый, умелый, работящий, профессиональный, знающий, дисципли­нированный, добросовестный, творческий, волевой, зоркий, бы­стрый, ловкий, точный, ювелирный, терпеливый, заслуженный, почетный.

           Глаголы: выполняет, учится, лечит, учит, воспитывает, обу­чает, развивает, тушит, фотографирует, варит, готовит, парит, печет, жарит, стрижет, укладывает, сушит, причесывает, следит, шьет, чинит, кроит, пишет, сочиняет, летает, водит, перевозит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, штукату­рит, строгает, стеклит, сваривает, сеет, сажает, копает, поли­вает, пропалывает, собирает, удобряет.

    •           Дошкольникам о профессиях - ВЕТЕРИНАР

                                                                                                                                                                         

    •           Дошкольникам о профессиях - ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

                                                                                                                                                                          

    •       Дошкольникам о профессиях - КОСМОНАВТ И АСТРОНОМ

                                                                                                                                                                          

    •        Дошкольникам о профессиях - ПОВАР И КУЛИНАР

                                                                                                                                                                          

    •        Дошкольникам о профессиях - ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

                                                                                                                                                                          

    •        Дошкольникам о профессиях - РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

                                                                                                                                                                          

    •       Дошкольникам о профессиях - СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ

                                                                                                                                                                          

    •       Дошкольникам о профессиях - РАБОТНИКИ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

                                                                                                                                                                    

    • Дошкольникам о профессиях - СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

                                                                                                                                                                    

    •        Дошкольникам о профессиях - УЧИТЕЛЬ

                                                                                                                                                                     

    •        Дошкольникам о профессиях - ФОТОГРАФ

                                                                                                                                                                     

    •        Дошкольникам о профессиях - ХЛЕБОРОБЫ                                       

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                

    •        Чтение произведения А. Ляпидевского «Челюскин­цы» (подготовительная к школе группа)

               Перед чтением книги воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии они знают.

           — Вы назвали очень много разных профессий. Но есть профес­сии распространенные — воспитатель, учитель, продавец и дру­гие. А есть профессии редкие. Вот о людях одной из таких профес­сий я хочу вам сегодня почитать. Это — полярники. Полярники изучают природу Крайнего Севера, где никогда не тает снег. По­лярники часто живут на льдинах. У них есть специальная аппара­тура. Жить и работать в условиях Крайнего Севера очень трудно. Добираются полярники до места своей работы на ледокольных пароходах. Как вы думаете, почему пароход так называется — ле­докольный? (Предположения детей.) Вот о таких смелых и муже­ственных людях написал книгу Александр Ляпидевский. Назы­вается она «Челюскинцы». Челюскинцы — это полярники, кото­рые плыли к месту своей работы на ледокольном пароходе «Челюскин». А пароход назван был именем известного русского полярного исследователя Семена Ивановича Челюскина. И вот этот пароход попал в беду. А Александр Ляпидевский был летчи­ком и участвовал в спасении челюскинцев.

       Чтение произведения желательно разделить на два дня.

    НА СЕВЕР                                 

            На большом ледокольном пароходе «Челюскин» отправи­лись смелые люди нашей страны на Север. Они хотели узнать, какая там жизнь, и можно ли пароходам плавать по Северному Ледовитому океану из Ленинграда во Владивосток.

           Самым главным на пароходе был начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт. А капитаном — Владимир Иванович Воронин. Погрузили на пароход радиостанцию, запасы еды, теплые вещи, бочки с бензином и еще много всего — и поехали.

           Вот идет пароход месяц, другой. Наступила зима. А зима на Севере страшная — долгая, холодная. По Северному Ледови­тому океану плавают громадные льдины. Ветром на них на­хлестывает воду, вода замерзает, и льдины делаются все тол­ще, все выше. Некоторые вырастают в целые горы.

           Капитан смотрел в бинокль. Где увидит между льдинами по­лоску воды, туда и поведет свой пароход.

         Так «Челюскин» потихоньку продвигался среди белых страшных льдин. Чем дальше плыли, тем лед становился все толще, а полоски воды — все уже. Скоро их и вовсе не стало. Куда ни посмотреть — льдины.

           ... А льды все сжимаются, напирают на пароход. Окружили они его, стиснули со всех сторон, не дают ходу. Тогда Шмидт собрал всех челюскинцев и сказал: — Товарищи, лед запер нас, не пускает! Придется нам здесь зиму зимовать. Еды у нас много, теплых вещей много, есть ра­дио, музыка, кино, книги... Будем жить дружно, не скучать! Капитан Воронин приказал остановить пароход. «Челюскин» притих. Перестал вертеться винт. Молчат ма­шины.

    ВСЕ НА ЛЕД!

           .. .«Челюскин» примерз ко льду и начал дрейфовать: куда лед понесет ветром или морским течением, туда и «Челюскин» за ним поневоле тянется.

           ... Подул ветер. Разыгралась волна, стала швырять льди­ны-холодины друг на дружку. Они смерзались в огромные ле­дяные горы. Вот одна ледяная глыба подошла вплотную к па­роходу и со всего размаху ударила его в бок. Получилась ши­рокая трещина. Туда хлынул лед с водой и стал ломать все -каюты, буфеты, машины. «Челюскин» начал тонуть. Нос его ушел в воду, а корма поднялась. Пришел пароходу конец... И только когда над водой остался небольшой кусочек кормы, капитан Воронин скомандовал:

       — Все на лед!               

                                                                

    ПЕРВАЯ РАДИОГРАММА

           ... Начальник сказал: - Товарищи полярники, поставим палатки, подберем все, что осталось после нашего «Челюскина». Будем жить на льду до тех пор, пока не придет помощь.

           Первую ночь спали все прямо на льду, в спальных мешках. А с утра закипела работа, Одни стали разбивать палатки, дру­гие вытаскивали из воды бревна, бочки, ящики - все, что всплывало после «Челюскина».

           Радист Эрнест Кренкель стал налаживать радио. Товарищи ему помогали.

           Руки у всех коченели, лицо обжигало морозом, но они все работали и работали. С большим трудом установили на льду антенну. Ее свалило ветром, но радисты ее снова поставили.

           Сначала радио работало плохо. Берег не отвечал. Долго ра­дист бился, много часов. Но вот он, наконец, закричал:

      — Товарищ Шмидт, товарищ Шмидт, радио работает!

           И товарищ Шмидт послал радиограмму в Москву — прави­тельству: «13 февраля, в 13 часов 30 минут, «Челюскин» зато­нул, раздавленный сжатием льдов».

      Это была первая радиограмма из лагеря Шмидта.

    НА ПОМОЩЬ, НА ПОМОЩЬ!

           Как только в Москве получили радиограмму, сейчас же взя­лись за спасение челюскинцев.

           ... И вот помчались на Север самолёты. Пошли на Север пароходы и ледоколы. Побежали собачьи упряжки. Все стара­лись пробиться к лагерю Шмидта.

           В то время я вместе со своим экипажем: вторым пилотом Конкиным, штурманом Петровым и бортмеханиками Руковским и Курковым - находился на Севере. И вот приходит ко мне телеграмма из правительства:

    «ПРИМИТЕ ВСЕ МЕРЫ К СПАСЕНИЮ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ».

                  Я не стал долго раздумывать. Сейчас же вызвал своих то­варищей, показал им телеграмму и сказал: «Срочно готовьте машину, грейте моторы, полетим за челюскинцами».

             Мы быстро собрались и полетели.

             ...Летим, летим, а лагеря все нет!

             Бензина осталось мало. Что делать? Надо возвращаться.

                  Через день набрали много бензина, опять полетели. Только вылетели, разбушевалась пурга. Пришлось снова вернуться.

              Пурга точно издевалась над нами. Я злился: там, на льду товарищи, они ждут, не дождутся летчиков, а я здесь торчу на берегу и не могу к ним пробиться...

    Продолжение воспитатель читает на следующий день. ЛАГЕРЬ ШМИДТА

                Настало 5 марта. Погода хорошая, день ясный. С утра уда­рил жестокий мороз - 37 градусов. Но я решил: летим, во что бы то ни стало!

           И полетели!

                Летим час—лагеря не видать. Летим полтора часа — лаге­ря не видать. У меня даже глаза разболелись: слишком при­стально смотрел вниз. То и дело кто-нибудь из нас вскрики­вал:

           —Лагерь!

           Но это вовсе был не лагерь.

          ... Но вот рядом с дымом замелькало что-то темное. Вгля­дываемся, видим: вышка, барак, палатка. Тут мы уверенно зак­ричали:

    — Лагерь! Лагерь!

               Наконец-то долетели! Я сделал два круга над лагерем. Че­люскинцы обрадовались. Кто «ура» кричит, кто шапку подбра­сывает...

             А я сверху смотрю на льдину, прицеливаюсь: как садиться? Самолету меня громадный, а льдина маленькая. Раньше она, видно, была большая, но раскололась на две. На маленькой остался аэродром, который подготовили челюскинцы, на боль­шой — весь лагерь. Между ними — широкая трещина.

               Ничего не поделаешь, садиться надо. Я стал внимательно, осторожно приземляться. Все ниже, ниже... Стоп!

               Сел благополучно. Вылез из кабины. А челюскинцы как на­кинулись — давай нас обнимать, целовать, прижимать к себе, точно маленьких...

               Вид у них такой — с непривычки испугаешься. Лохматые, бородатые, в бородах сосульки блестят.

    СПАСЕНИЕ

                Все радуются, а я думаю об одном: «Сесть-то мы сели, су­меем ли подняться?»

           Сначала решили отвезти женщин и детей.

                 Вот женщины приготовились, простились с челюскинцами, стали забираться в самолет.

                 Я простился с лагерем, обещал скоро вернуться и сразу дал полный газ. Моторы заревели. Взлетел хорошо. Великая радость охватила меня.

                 Через два с половиной часа показался под крылом самоле­та поселок - внизу все население сбежалось. Встречают нас.

            Так закончился первый удачный полет в лагерь Шмидта.

                 Я был очень рад. Я думал: вот сегодня привез женщин, зав­тра полечу, еще кого-нибудь вывезу. Но не вышло, по-моему. Назавтра опять разбушевалась пурга, да такая сильная — ни­чего не видать, человека с ног валит.

                 ... Пурга бушевала девять дней. Наконец 14 марта снова настала хорошая погода. Можно лететь! Мы скорей греть мо­торы и полетели к челюскинцам.

                 Мороз свирепый — 40 градусов. Мы хоть и закутаны с ног до головы, а зябнем. Ветер прохватывает. Но летим. Лагерь все ближе...

                 Вдруг раздался треск. Что такое? Левый мотор затарахтел, затрясся. Вот-вот оторвется и упадет на землю. Надо сейчас же сесть, а то все погибнем.

                 Разыскал среди сугробов крохотную площадку. Выключил второй мотор, иду на посадку. Самолет с разбегу - на бугор, плавно съехал вниз, прочертил крылом по снегу и с треском остановился.

                 Мы выскочили из кабины, бросились осматривать самолет. Видим: подломилась у нашего самолета «нога» — лыжа. Чи­нить здесь негде и нечем. Что делать?

                 Вдруг вдали, за ледяными буграми, что-то замелькало, будто ныряет. Пригляделись, а это человек бежит к нам.

                Оказывается, недалеко от того места, где мы сели, было маленькое селеньице чукчей. Один из них и прибежал к нам. Он привел нас к себе в круглую кибитку — ярангу. Нас накор­мили, напоили чаем и уложили спать.

                 Днем мы работали, а по вечерам коротали время как умели. Мы изучали чукотский язык, учили чукчей русскому языку.

            И вот однажды прибежал хозяин и стал весело кричать:

            — Идут! Идут!

                  Кто «идут»? Откуда идут? Мы выскочили из яранги. Действи­тельно, идут челюскинцы, одиннадцать человек!

            Обрадовались мы им до невозможности! Они рассказали:

                 — Все челюскинцы уже сняты с льдины. Пока вы тут чинили самолет, другие летчики спасли всех. На льдине никого не ос­тавили!

    ВОЗВРАЩЕНИЕ

                 Вот мы, наконец, починили самолет и прилетели в посёлок.
                 А там - полно! Там собрались все летчики и все челюскинцы.
                 Никогда еще в маленьком чукотском селении не было столько народу. Чукчи принимали нас очень тепло и радушно.

          Они немало сделали для спасения челюскинцев: давали со­бак, помогали при починке самолетов, помогали строить аэро­дромы, были проводниками, перевозили на нартах летчиков и челюскинцев, ничего не жалели.

            Потом нас всех на пароходе отвезли во Владивосток. Отту­да мы специальным, самым скорым поездом поехали в Москву.

     

    • Беседа

          Профессии в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимают­ся люди каждой профессии.

    • Лексико-грамматические игры и упражнения

    • «Кто что делает ?» Образование существительных от гла­голов.

    Учит — учитель, строит — строитель, воспитывает — воспи­татель, водит — водитель, грузит — грузчик, продает — прода­вец, варит — повар, убирает — уборщица, танцует — танцов­щица, поет — певица, летает — летчик.

    «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу опреде­лений.

    Летчик какой? — Храбрый, смелый.

    Учитель какой? — Умный, добрый.

    Водитель какой? — Внимательный, осторожный.

    Грузчик какой? — Сильный, могучий.

    Строитель какой? — Умелый, ловкий.

    Врач какой? — Старательный, добрый.

               Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.

    Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т.д.

    «Скажи о себе»

           Логопед показывает картинки с изображением людей раз­ных профессий, а дети по образцу составляют предложения: «Учитель учит, и я учу». И т. д.

    «Кто работает на машинах?» Формирование навыка сло­вообразования. Закрепление названий профессий.

           На тракторе работает тракторист. На поезде работает ма­шинист. На машине работает шофер. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе рабо­тает экскаваторщик. На трамвае работает водитель. На кра­не работает крановщик. На ракете работает космонавт.

    «Кем хочешь быть?»

    Я хочу быть учителем или врачом.

    Я хочу быть продавцом или поваром. И т. д.

    «Разгадай слово»: хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод.

    • Развитие связной речи

    Составление рассказа о профессиях родителей по вопро­сам логопеда:

    Фамилия, имя и отчество мамы (папы).

    Где работает мама (папа) и кем?

    Эта профессия мужская или женская?

    Назовите атрибуты профессии.

    Где работает мама (папа) — на улице или в помещении?

        С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с жи­вотными, с техникой, с книгами)?

    Предложите детям  составить рассказ о любой профессии. Для плана можно использовать следующий алгоритм:

     

     

    • Физкультминутка-логоритмика

    • Речевая подвижная игра «Профессии». Импровизация дви­жений. Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело.

    • Уточнение артикуляции и произношения звука [щ']. Буква ТУТ

    • Характеристика звука (согласный — не поется, мягкий, глухой — произносится без голоса). Логопед. Звук можно тянуть: «Щ-щ-щ».

    «Закончи слово»', пла.., товари.., кле.., ве.., ово.., ле.., хря.., плю...

    «В стране великанов»

           Воспитатель: Каждый предмет, который попадает в страну великанов, превращается в огромный.

    Топор превращается в... (топорище).

    Дом превращается в... (домище).

    Слон превращается в... (слонище).

    Кот превращается в... (котище). И т.д.

           Можно использовать слова изучаемого тематического цик­ла. Каждое предложение дети повторяют целиком, выделяя голосом звук [щ'].

    «Назови профессию»: камен... (щик), свар... (щик), бетон...

    (щик), убор... (щик), кранов... (щик), дрессиров... (щик), регу-лиров... (щик), барабан... (щик). Логопед. Какая часть в этих словах общая? (-щик)

    «Подскажи словенка». Дети должны закончить потешки и определить, какой звук в словах первый. Как у нашей дочки розовые... (щечки). Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал... (щенок). У рыбака не дрогнет ручка и ему попалась... (щучка). Дождь идет, но ты не плачь, скоро мама купит... (плащ).

    «Ты картинку найди, с предложением приди». В разных ме­стах помещения расставлены картинки, в названии которых есть звук [щ']. Дети находят их, составляют предложения и подходят к логопеду, комментируя свои картинки.

    • Заучивание четверостишия «Щетки»:Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой — башмаки, Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны.

        Воспитатель: Сколько раз в стихотворении повторяется сло­во «щетка»?

    В какой строчке нет слова «чищу»?

    • Рассказ: «Щенок». Дети должны выделить из рассказа сло­ва со звуком [щ']:

    «У Васи был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. До­ма был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася поло­жил щенка в ящик. Щенок уснул».

    • Знакомство с буквой Щ: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.

    Воспитатель: На что похожа буква Щ? (На букву Ш, но у бук­вы Щ внизу справа хвостик.}

    • Чтение слогов. Отработка правописания ща, щу: чаща, щука.

    • Преобразование слов: щит — щи — ищи — пищи — пи­щит — пищат — пища — пищал — пищала — пищали.

    «Раздели полоску». Слоговой анализ слов со звуком [щ']. У каждого ребенка — картинка, полоска из бумаги, карандаш. Дети делят полоску на столько частей, сколько слогов в слове.

           Игра повторяется с новыми картинками. • Составление, чтение и анализ предложений: «В шкафу плащ. Щи — наша пища. На, Клава, овощи». Составление графических схем предложений.

     

    • Сюжетно - ролевая игра «Библиотека»

           Автор - составитель: воспитатель Г.И. Федосеева

           Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуж­дение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.
            Игровой материал. Книги, формуляры.
         Подготовка к игре. Экскурсия в библиотеку с после­дующей беседой. Рассматривание картины «Библиоте­карь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведе­ния С. Жупанина «Я — библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчи­ков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мо­тивам прочитанных произведений.
            Игровые роли. Библиотекарь, читатели.
            Руководство игровой деятельностью:
            Подготовку к сюжетно-ролевой игре вос­питателю следует начать с экскурсии в библиотеку. Во время экскурсии педагогу надо показать детям, как много в ней книг, в каком порядке они содержатся: аккуратно стоят на полках, не порваны, не измяты, все подклее­ны, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не пачка­лась светлая обложка. Также педагогу надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно брать только чистыми руками, нельзя перегибать ее, мять, загибать уголки, слюнявить пальцы, переворачи­вая страницы, облокачиваться на нее, бросать, и т. д. Воспитатель объясняет детям, что каждую книгу долж­ны прочесть много ребят. Если сначала один ребенок будет неаккуратно обращаться с ней, потом еще один, потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят чи­тать ее и смотреть в ней картинки.
            Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь: он выдает книги, записывает на­звание в личный формуляр, принимает книги, следит за их сохранностью и т, д. Также нужно осмотреть с детьми читальный зал и объяснить его назначение: тол­стые книги разрешается брать для чтения домой, а жур­налы, газеты и книжки-малышки можно читать в чи­тальном зале.
            Для закрепления полученных на экскурсии знаний и впечатлений педагог может провести с детьми беседу по картине «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?», а также беседы по открыткам, рисункам, изображаю­щим библиотеку, читальный зал, читающих детей, де­тей, получающих книгу от библиотекаря, и т. д.
            В группе педагог может предложить ребятам открыть «Книжкину мастерскую» по ремонту книг. Ребята при­водят в порядок все имеющиеся книги: подклеивают их, разглаживают помятые листы, оборачивают книги и пишут на обертках названия.
            Так же воспитатель может провести ряд занятий, чтобы научить детей культурно обращаться с книгами.
            На занятиях изобразительной деятельностью можно предложить ребятам сделать различные закладки (для себя и в подарок родителям) и научить ими пользо­ваться (закладки должны лежать во всех книгах, кото­рые дети не дочитали). После этого педагог может пред­ложить ребятам в каждую книгу вклеить маленький кар­машек для листочка с названием этой книги и привлечь к изготовлению для игры картотеки с абонементными карточками.
            Следующим этапом при подготовке к игре может быть выставка рисунков детей по мотивам прочитанных про­изведений.
            После этого воспитатель говорит детям, что в группе можно организовать свою библиотеку. Для этого дети должны аккуратно поставить на полку книги, а дежур­ные каждый день будут следить за порядком на полке очень строго.
           Когда все книги в группе будут приведены в порядок и поставлены на полку, воспитатель вместе с детьми может прочитать произведение С. Жупанина «Я - биб­лиотекарь», рассмотреть иллюстрации к «Книжке про книжки» С. Я. Маршака и побеседовать об изображен­ном: Хороший ли мальчик нарисован? Почему дети ду­мают, что он плохой? Аккуратно ли он обращался с книжками? Как надо с ними обращаться? и т. д. Также можно показать ребятам фрагменты фильма или мульт­фильм о книгах и правилах пользования ими.
            Для проведения игры в первый раз педагогу надо при­нести в группу несколько новых книг, которых дети рань­ше не видели. Можно использовать киижки-малышки и самодельные книжки.
           Педагог говорит детям, что открывается библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. В первой игре библиотекарем становится воспитатель. Библиотекарь за­водит абонемент на каждого читателя, в который он вкла­дывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читате­лю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внима­тельно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спра­шивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, что­бы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобу­се только посмотреть картинки и т. д.
            В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы.  При последующем проведении игры педагог может предложить ребятам объединять игру с другими сюжета­ми (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

     

     

     

     ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ

           ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ПРОФЕССИИ"
           Дети должны знать:
    -названия и назначение разных профессий;
    -то, что профессия — это дело, работа, основной род за­нятий;
    -атрибуты, особенности профессиональной фирменной одеж­ды разных профессий;
    -профессии своих родителей.

           Дети должны уметь:
    -понимать значение труда людей разных профессий;
    -ценить результаты труда людей разных профессий;
    -использовать активный словарь по теме.

           МАТЕРИАЛЫ. Картины и картинки, изображающие труд людей разных профес­сий; элементы профессиональной одежды; атрибуты разных профес­сий; оборудование для сюжетно-ролевых игр; символы и знаки, обозначающие деятельность людей разных профессий; куклы, одетые в одежду людей разных профессий (в том числе и бумажные); книги с иллюстрациями о профессиях; альбом с фотографиями родите­лей детей группы на рабочем месте; фотографии коллектива ДОУ. Речевой и наглядные материалы по теме см. [12], [14].

           ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ. Королева страны профессий, Незнайка, Ленивица, профес­сор из Института профессий и др.

           I Первая половина дня.Утро:

           Вводная беседа. Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности; собрать внимание; совместно спланировать основные этапы дня.

           Оформление страны профессий. Цели: знать особенности разных профессий, их атрибутику; уметь группировать профессии по назначению (службы быта, во­енные, творческие, обучения и воспитания, охраны и спасения, строительные и др.); объяснять объединение профессий в одну группу, выбор атрибутики.

           Утренняя гимнастика. Цели: знать действия, выполняемые людьми разных профес­сий; уметь выполнять физические упражнения в образе, эмоци­онально окрашивать его, выполнять движения красиво, ритмично.

           Ходьба — как военные, как балерины; бег — как пограничники за нарушителем границы, милиционеры за нарушителем порядка; лесорубы; каменщики кладут кладку; маляры красят; часовщики починили часы; рыбаки закидывают и вытягивают сеть — сидя; космонавты проверяют приборы — лежа; акробаты — прыжки; дробный ход — трактористы, комбайнеры; широким шагом — эк­скаваторщик на гигантском экскаваторе; потянуться вверх — са­довник обрезает сухие ветки плодовых деревьев.
           Занятия
           «Все профессии нужны, все профессии важны» (ознакомление с окружающим ).

           Цели: знать названия разных профессий, их своеобразие; то, что каждая профессия предполагает определенные действия, ат­рибуты, результаты деятельности, способности человека; пони­мать, что овладение профессией требует от человека упорства, дисциплины, знаний, умений; определять род деятельности че­ловека по орудиям труда, фирменной одежде, результатам тру­да; высказывать суждения и делать умозаключения о значении раз­ных профессий в жизни людей, их необходимости в разных жиз­ненных ситуациях; использовать активный словарь по теме.
           1.Конкурс «Кто больше назовет профессий?». Назвавший по­лучает фишку. В конце подводятся итоги.
          2.Конкурс «Кто лучше расскажет о своей профессии?». Дети вы­бирают разные профессии, отбирают необходимое оборудование (картинки), знаки внешнего отличия или фирменную одежду, рассказывают о том, что делает человек этой профессии, пока­зывают ее важность, объясняют, что нужно знать и уметь, что­бы быть хорошим профессионалом.
           3.Конкурс «Кто больше выделит в стихотворении и запомнит профессий и действий?».
           Для запоминания дети могут пользоваться фишками, симво­лами.
    Нужно сшить — зови портного,
    Модельера пригласи.
    Хочешь есть — поможет повар,
    Блюдо у него проси.
    Если хочешь быть красивым,
    К парикмахеру иди.
    Украшение на праздник
    Ювелиру закажи-
    Туфли подобьет сапожник,
    Разрисует все художник.
    И цветочница цветы
    Срежет вам для красоты.
    Часовщик часы починит,
    Массажист усталость снимет,
    Врач больного исцелит,
    Словно доктор Айболит.
    Тренер сильным стать поможет,
    Вас заснять фотограф может,
    А кондитер вкусный торт
    К дню рожденья испечет.
    Почту вовремя доставит
    Самый быстрый почтальон.
    И таксист домчит вас быстро,
    Все дороги знает он.
    Чтобы людям всем помочь,
    Трудятся они и день и ночь.
    Все профессии важны.
    Все профессии нужны.

           4.Конкурс «Угадай профессию по движениям». Каждая команда выбирает профессию и показывает какие-то действия, по кото­рым другие дети должны отгадать ее. Побеждает команда, наиболее выразительно показавшая действия и отгадавшая профессии, ко­торые показывали другие команды.
           5.Конкурс «Кому что надо для работы?». Команды получают задание из общего количества картинок отобрать только те, ко­торые нужны для заданных им профессий (3—4), объяснить, для чего эти предметы используются.
           6.Конкурс «Кто больше вспомнит сказок, рассказов, стихов, в которых говорится о профессиях?». («Пожар» С. Маршака, «Айболит» К. Чуковского, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «А что у вас?», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Разноцветный мальчик» О. Дриз, «Возьми с собой» Г, Виеру, «Звездолетчики» В. Бороздина и др.)

           Прогулка
           Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Цели: знать содержание деятельности изображаемых в игре про­фессий; уметь подбирать необходимое оборудование к игре, рас­пределять роли, развивать сюжет игры; связывать несколько иг­ровых сюжетов.

           Малоподвижная игра с мячом «Закончи мое предложение». Цели: знать действия, совершаемыми людьми разных профес­сий; уметь ловить мяч, не прижимая его к груди; быстро находить правильный ответ.
           Правила. Педагог говорит начало предложения и кидает ребен­ку мяч (дети стоят в кругу), а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение. Если ребенок отвечает неправильно, то это задание выполняет следующий.
    Врач людей... (лечит).
    Учитель детей... (учит).
    Пожарный пожар... (тушит).
    Повар обед... (варит, готовит).
    Парикмахер волосы... (укладывает, причесывает, накручивает).
    Милиционер за порядком... (следит).
    Портниха одежду... (шьет, кроит, чинит).
    Пекарь хлеб... (печет).
    Писатель книги... (пишет, сочиняет).
    Доярка коров... (доит, кормит).
    Тракторист в поле... (пашет).

           Подвижная игра «Классики». Цели: знать действия, совершаемые людьми разных профессий; уметь быстро реагировать на вопрос педагога; скакать на одной ноге и двух ногах.
           Правила. Ребенок перебирается из «класса» в «класс» по нари­сованным квадратам только тогда, когда ответит правильно на вопрос педагога. Усложняется и способ прыжков.
    Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
    Кто красит стены? (Маляр.)
    Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
    Кто носит багаж? (Носильщик.)
    Кто сваривает трубы? (Сварщик.) 1
    Кто точит ножи? (Точильщик.)
    Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
    Кто работает на подъемном кране? (Крановщик.)
    Кто чинит часы? (Часовщик.)
    Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
    Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
    Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

     

           Вторая половина дня. Вечер:
           Рассматривание альбома с фотографиями родителей. Цели: знать, кем работают родители, что они делают на работе; уметь рассказывать о профессиях родителей.

           Рассматривание фотографий сотрудников ДОУ. Цели: знать, люди каких профессий работают в детском саду, что они делают, чтобы детям жилось хорошо; уметь называть ра­ботников ДОУ по имени и отчеству, рассказывать о значимости их работы для жизни и здоровья детей, их развития.
           Дидактическая игра «С кем или с чем работают люди разных профессий?» Цели: знать, что профессии можно разделить в зависимости от того, с кем или с чем приходится работать людям (с техникой, людьми, животными, растениями, документами и другими бу­магами); уметь группировать профессии, объяснять принцип груп­пировки.
           Правила. Педагог показывает детям картинки с изображением людей разных профессий и картинки-символы с изображением техники, людей, животных, растений, документов. Просит внима­тельно рассмотреть все картинки и разложить их по группах, которые обозначены картинками-символами, рассказать, почему та или иная профессия отнесена к данной группе. Дети, отбирающие определен­ную группу, могут рассказывать о ней от лица человека конкретной профессии. Например: «Я — врач, я работаю с людьми, лечу их от болезней. Я — воспитатель, работаю с детьми в детском саду, вос­питываю их и учу. Я — учитель, учу детей в школе» и т.п.

     

           Варианты содержания тематического дня
           Дидактическая игра  «Машины на службе у людей разных профессий». Цели: знать, какие машины и электрооборудование помогают людям разных профессий делать свою работу быстрее и качественнее; уметь отбирать картинки с оборудованием к конкретной про­фессии и рассказывать о том, как оно используется
           Материалы: картинки с изображением людей разных профес­сии и специальных машин, электрооборудования
           Правила. Ребенку называется определенная профессия, он дол­жен выбрать картинку с ее изображением и подобрать к ней не­обходимое оборудование, рассказать о его применении

           Рисование символов, обозначающих профессии. Цели: знать отличительные особенности профессий- уметь вы­делять характерный отличительный признак, изображать его сим­волом в рисунке; объяснять, что обозначает этот символ.
           Педагог загадывает детям загадки.

           Причесываю, стригу, Модную прическу Сделать могу. (Парикмахер.)

           Целый день кручу баранку, Чтоб людей всех развезти. Нужно их доставить быстро, Адрес правильно найти. (Таксист.)

           Веду отважно самолет. Людей и груз беру на борт. (Пилот.)

           На границе я служу. Службой очень дорожу. (Пограничник.)

           Вам продам любой товар, Упакую в целлофан. О товаре расскажу, Что купить вам, предложу. (Продавец.)

           Шить умею и кроить

           И заплатку прикрепить. (Портной.)

           Я работаю в саду,

           Но не где деревья.
           Я всему детей учу.
           Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)

           Почему меня боятся
           Взрослые и дети?
           Ведь жужжащая машина
           Людям зубы лечит! (Стоматолог.)

           Пропишу очки и капли,

           Если плохо видит глаз.
           Зрение свое проверит
           Каждый у меня не раз. (Окулист.)

           Помогаю я врачу:

           Делаю уколы,
           Раздаю больным таблетки,
           Ставлю банки и компресс.
           Всем помочь готова. (Медсестра.)

           Учу я детишек читать и писать,
           Природу любить,
           Стариков уважать. (Учитель.)


           Встаем мы очень рано,

           Ведь наша забота —
           Всех отвозить по утрам
           На работу. (Водитель.)

           Наведет стеклянный глаз,
           Щелкнет раз —
           И помнит вас. (Фотограф.)


           С огнем бороться мы должны —
           С водою мы напарники.
           В беде мы людям всем нужны.
           Так кто же мы? (Пожарные.)


           Скажи-ка, кто так вкусно
           Готовит щи капустные,
           Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
           Все завтраки, обеды? (Повар.)

     

    Дидактические упражнения Что будет, если... Цели: понимать значимость профессий в жизни людей; уметь рассуждать о последствиях прекращения деятельности людей раз­ных профессий.

    * * *
    Педагог задает детям вопросы по своему выбору.

    Что будет, если повара перестанут готовить пищу?

    Что будет, если врачи перестанут лечить людей?

    Что будет, если учителя перестанут учить детей?

    Что будет, если строители перестанут строить дома.'

    Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые про­екты зданий?

    Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?

    Что будет, если дорожная служба перестанет следить за со­стоянием дорог?

           Найди причину. Цели: знать, какими умениями и знаниями должны обладать люди разных профессий (доступных пониманию детей данного возраста); уметь устанавливать причинно-следственные связи, вы­ражать их в речи придаточным предложением,
           Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
    Сшитое платье было слишком длинным, потому что...
    После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что...
    Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что...
    В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что...
    Дом сгорел до основания, потому что...
    Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что...
    Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что...
    Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что...
    Люди, попавшие в автокатастрофу, были спасены, потому что...
    Урожай пшеницы успели убрать до дождя, потому что...
    Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что...
    Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что...

           Дидактические игры
           Кто нас лечит. Цели: знать, какую помощь оказывают больному в аптеке, по­ликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка; уметь сотрудничать со сверстниками в игре.

           Школа. Цели: знать, чем занимается учитель в школе, как взаимодействует с учениками; уметь проявлять интерес к теме, желание учиться.
           Библиотека. Цели: знать правила пользования библиотекой, поведения в библиотеке; уметь использовать знания литературных произве­дений.
           На почте. Цели: знать о различных формах связи (телеграф, телефон, по­чта, радио), о труде почтовых работников; уметь использовать зна­ния в игре.
           Школа пожарных. Цели: знать правила противопожарной безопасности; уметь их быстро применять в экстремальных ситуациях, проявлять чувство ответственности перед товарищами.
           Кто делает игрушки? Цели: знать о профессии игрушечника; уметь понимать значимость профессии для детей; рассказывать об изготовлении разных игрушек.
           Швейная фабрика. Цели: знать о профессиях людей, работающих на швейной фаб­рике; уметь использовать эти знания в игре; сотрудничать со свер­стниками, планировать свою деятельность, осуществлять само­контроль и взаимоконтроль за качеством работы.
           Что кому надо для работы на стройке? Цели: знать об особенностях труда строителей; уметь применять эти знания в разнообразных ситуациях игры; сотрудничать со свер­стниками, своевременно включаться в рабочий процесс.
           Когда это бывает? Цели: знать о профессиях людей, которые работают в разное вре­мя суток; уметь отбирать картинки с изображением профессий по деятельности в разное время суток, рассказывать о профессиях.
           Кем быть? Цели: знать о содержании и особенностях труда людей разных профессий, о том, что они производят; научиться понимать зна­чимость труда взрослых, бережно относиться к вещам.
           Кто важнее? Цели: знать об особенностях труда рабочих заводов по произ­водству машин, транспортных средств, сельскохозяйственной тех­ники; уметь выражать интерес к рабочим профессиям, уважение к человеку труда, его результатам; строить рассказ по цепочке в соответствии с этапами изготовления машины.
           Ателье. Цели: знать о содержании труда разных работников ателье: модельера, закройщика, швеи, гладильщиц; научиться рассказывать о труде работников ателье в какой-то роли.
           Кто, что, из чего и чем? Цели: знать об особенностях профессии столяра, специфике работы с деревом, о том, какими инструментами можно обра­батывать дерево; уметь отгадывать загадки.
           Кто растит хлеб для всех людей? Цели: уметь понимать значимость хлеба для человека; знать о труде хлеборобов, машинах, помогающих им; выражать свое от­ношение к труду хлеборобов.
         Стеклодув и гончар. Цели: знать об особенностях работы стеклодувов и гончаров, о материалах, с которыми они работают; уметь отличать пред­меты из стекла и керамики; устанавливать причинно-следствен­ные связи между назначением, строением и материалом пред­мета.
           Металлургический завод. Цели: знать об особенностях труда металлурга, свойствах алю­миния, чугуна, стали, их назначении; уметь производить не­сложные опыты, делать выводы.

           Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе»

           Воспитатель вместе с детьми рассматривает свои картинки с изображением разных предприятий, где работают горожане: завод, стройка, ателье, магазин, детский сад, больница и т.д., спрашива­ет, что на них изображено. Затем раздает детям предметные картин­ки с изображением людей разных профессий.

           — Вы правильно назвали места работы разных людей. Сейчас вам раздам картинки, на которых изображены люди разных про­фессий. Вы должны будете соединить свою картинку с той моей картинкой, где изображено место работы человека, изображенного на вашей картинке.

           Дети выполняют задание, воспитатель просит их объяснить свой выбор, задает вопросы.

     

    Контрольные вопросы и задания

    1. Что такое профессия?
    2. Назовите профессии своих родителей.
    3. Для чего нужны профессии?
    4. Для чего нужно учиться профессиям?
    5. Почему про хорошего профессионала говорят, что он мастер своего дела?
    6. Почему нужно бережно относиться к результатам труда лю­дей разных профессий?
    7. Почему для овладения многими профессиями нужны оп­ределенные способности, черты характера, физическая под­готовка?
    8. Как можно оценить работу человека определенной про­фессии?
    9. На какие группы можно разделить все профессии?
    10. Люди каких профессий носят форменную одежду? Для чего она им нужна?
    11. Какие чисто женские и чисто мужские профессии вы знаете?

     

           Источники:

           Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада.— М.: Просвещение, 1987.— 160 с: ил.

           sites.google.com

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                          С уважением, О.Г. Гольская.

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи.").