Дидактический материал к лексической теме: "Овощи, фрукты"

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ОВОЩИ, ФРУКТЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

  •        ОВОЩИ (3-4 года)

Приблизительный пассивный и активный словарь: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, кабачок, поми­дор, свекла, овощи, копать, сажать, поливать, полоть, зеленый, красный, желтый, оранжевый, круглый, овальный.

       Занятие 1. Тема «Овощи»

       Цель: уточнение названий овощей, воспитание слухового внима­ния, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Оборудование: корзина, овощи, картинки с изображением овощей.

1. Оргмомент.

Я была в магазине и купила много разных овощей. По­смотрите, что я принесла (Показывает и называет овощи.)

2. Самостоятельное называние овощей.

Дети выбирают по одному овощу и называют его. (Это помидор, морковь, капуста, огурец, свекла, лук, редис, картофель.) Названия тех овощей, которых никто из детей не знает, разучиваются с детьми.

3. Выполнение поручений.

Покажи помидор. Что ты показал? Дай Саше огурец. Что ты дал Саше? Покажи морковь. Что ты показал? Дай мор­ковь Коле. Что ты дал Коле?

4. Дидактическая игра «Какой овощ я не назвала?»

На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием овощей. Педагог называет только три овоща, а дети — осталь­ные три. Игра повторяется несколько раз.

5. Итог.

Как можно назвать капусту, морковь, помидор одним словом?

       Занятие 2. Тема «Качественные признаки овощей»

        Цель: уточнение качественных признаков овощей и употребле­ние их в активной речи в правильной грамматической форме.

       Оборудование: муляжи овощей; картинки с изображением ово­щей; картонный круг; полоски зеленого, красного и оранжевого цвета; схемы с изображением геометрической формы и полоски одного из цветов.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается называть овощи по памяти.

У меня картинки, на которых нарисованы овощи. Дога­дайтесь, какие овощи нарисованы.

Картинка с изображением названного овоща выставляется на наборное полотно.

2. Дидактическая игра «Найди такой же овощ». А. По форме.

Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей овощи, похожие по форме на круг (помидор, капусту, ре­дис). При этом уточняет форму каждого овоща с помощью вопросов.

Какая капуста по форме? (Капуста круглая.) Какой редис по форме? (Редис круглый.)

Аналогично рассматриваются овощи овальной формы. Б. По цвету.

Педагог показывает детям полоску зеленого цвета. Дети выбира­ют капусту, огурец... С помощью вопросов закрепляется название цвета.

Какая капуста по цвету? (Капуста зеленая.) И т.д.

Аналогично рассматриваются овощи оранжевого и красного цвета. В. По форме и цвету.

Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и задает вопрос.

Капуста какая? (Капуста круглая, зеленая.)

Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска красного цвета, овал и полоска зеленого цвета и т.д.

3. Дидактическая игра «Загадай загадку».

Одному ребенку показывается овощ (морковь, помидор, огурец или капуста). Он должен выбрать подходящую схему и показать остальным детям. Дети должны догадаться, какой овощ загадан.

4. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Морковка».

Вот цветущая морковка, Спряталась довольно ловко, Прячет корешок под землю, Видно знает себе цену. Лишь косичка наверху, Зеленеет на ветру. Детям задаются вопросы по содержанию стихотворения.

5. Итог.

Какие овощи вы знаете?

       Занятие 3. Тема «Огород»

       Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной картине.

       Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картина «Огород», фланелеграф.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадки. Картинки-отгадки выстав­лены на наборном полотне.

Что копали из земли, Жарили, варили, Что в золе мы испекли, Ели и хвалили? (Картошка.)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Редис.)

Не бьет, не ругает,

А от него все плачут. (Лук.)

2. Рассматривание картины «Огород».

Сначала педагог привлекает внимание детей к картинке, затем читает стихотворение «Огород» и задает вопросы по теме: В огороде у Фомы Есть и репа, огурцы, Вот и свекла, и лучок, И зеленый кабачок. Так зеленый огород Всех прокормит целый год!

Что растет на огороде? (Выставляются картинки с изоб­ражением овощей, и дети перечисляют овощи.) Что делают дети в огороде? (Сажают, копают, поливают.)

3. Дидактическая игра «Огород» (работа с фланелеграфом).

На фланелеграф прикрепляется несколько продольных полосок. Детям объясняется, что это «грядки» в огороде, на которых растут овощи. Затем детям предлагается «посадить» овощи. Дети «сажают» овощи.

Саша, что ты сажаешь? (Я сажаю свеклу.) И так далее.

Мы посадили много овощей. За овощами надо ухаживать. Их надо поливать, полоть, рыхлить землю. Тогда вырастает хороший урожай.

4. Итог.

Какие овощи растут в огороде?

Тематический цикл «Овощи» для детей 4-5 лет

(четвертая неделя)

       Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения                 

       «Корзина с овощами». Формирование навыка фразовой речи.

       На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».

       «Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка). И так далее.

       «Дети овощи учили». Заучивание рифмованной миниатюры.

       На доске — четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ — мухомор!

           «На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в, дифференциация этих предлогов.

       Логопед берет два овоща, один кладет на стол, а другой — в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за логопедом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости логопед помогает.

  •        Развитие связной речи

         Составление рассказа  «В огороде» по опорным предметным картинкам.

        «Маша с бабушкой пришли в огород. Там грядки. Вот морковка, вот лук, вот капуста, вот свекла, вот горох. Это овощи. Бабушка нарвала гороха. Маша помогала бабушке. Какой вкусный горох!»

  •        Сенсорное развитие

       «Волшебный мешок».

       Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: «Я нащупал лук» или «Я нащупал помидор» и т. д.

       «Собери картинку». Формировать у детей целостный образ предмета и пространственное расположение деталей.

       У каждого ребенка на столе — разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.

       Зачин логопеда: «Ты внимательно смотри и картинку собери!» После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали».

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Повтори потешки».

В огород я пришла и огурчик нашла.

Я на грядку наступила и огурчик раздавила.

Я палочкой копала и морковку достала.

Мы залезли на забор, увидали помидор.

Тык-тык-тыква — как большая голова.

  •        Физкультминутка - логоритмика

       Импровизация движений в такт стихотворения.

Дети в огород идут,

А там овощи растут,

Дети спинки наклоняют,

И горох они срывают.

 

  •        ФРУКТЫ

       Приблизительный пассивный и активный словарь (3-4 года): яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, сад, фрукты, сладкий, кислый, спелый, румяный.

 

       Занятие 1

       Тема «Фрукты»

       Цель: уточнение названий фруктов, воспитание слухового внима­ния, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Оборудование: корзина, фрукты, картинки с изображением фруктов.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Я была в магазине и купила много разных фруктов. По­смотрите, что я принесла (Показывает и называет фрукты.)

2. Самостоятельное называние фруктов.

       Дети выбирают по одному фрукту и называют его. (Это яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин.) Названия тех фруктов, кото­рых никто из детей не знает, педагог разучивает с детьми.

3. Выполнение поручений.

       Возьми яблоко. Что ты взял? Дай Вове грушу. Что ты дал Вове? Возьми апельсин. Что ты взял? Дай апельсин Лене. Что ты дал Лене?

4. Дидактическая игра «Какой фрукт я не назвала?»

       На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием фруктов. Педагог называет только два фрукта, а дети — ос­тальные четыре. Игра повторяется несколько раз.

5. Итог.

       Как можно назвать яблоко, грушу, апельсин одним сло­вом?

 

       Занятие 2

       Тема «Качественные признаки фруктов»

       Цель: уточнение качественных признаков фруктов и употребле­ние их в активной речи в правильной грамматической форме.

       Оборудование: муляжи фруктов; картинки с изображением фрук­тов; картонный круг; полоски зелёного, красного, желтого, синего и оранжевого цвета; схемы с изображением геометрической формы и полоски одного из цветов.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Детям предлагается называть фрукты по памяти.

       У меня картинки, на которых нарисованы фрукты. Дога­дайтесь, какие фрукты нарисованы.

       Картинка с изображением названного фрукта выставляется на наборное полотно.

2. Дидактическая игра «Найди такой же фрукт».

       А. По форме.

       Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей фрукты, похожие по форме на шар (яблоко, сливу, апель­син). При этом уточняет форму каждого фрукта с помощью воп­росов.

       Какое яблоко по форме? (Яблоко круглое.) Какой апель­син по форме? (Апельсин круглый.)

Аналогично рассматриваются фрукты овальной формы (лимон, груша).

       Б. По цвету.

       Педагог показывает детям полоску желтого цвета. Дети выбира­ют яблоко, лимон... С помощью вопросов закрепляется название цвета: «Какое яблоко по цвету?» (Яблоко желтое.)

       И т.д.

       Аналогично рассматриваются фрукты оранжевого (апельсин, ман­дарин), зеленого (яблоко, груша), синего (слива) и красного (яб­локо, вишня) цвета.

       В. По форме и цвету.

       Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и спрашивает: «Какое яблоко?» (Яблоко круглое, зеленое.)

       Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска оранжевого цвета, овал и полоска желтого цвета и т.д.

3. Дидактическая игра «Загадай загадку».

       Одному ребенку показывается фрукт (зеленое яблоко, оранже­вый апельсин, желтый лимон или синяя слива). Он должен выбрать подходящую схему и показать остальным детям. Дети должны дога­даться, какой фрукт загадан.

4.Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Вишня». Раскраснелась вишенка, Спелый аромат. Ах, какие бусинки Яркие висят!

       Детям показывается картинка с изображением дерева вишни со спелыми вишенками и задаются вопросы по содержанию стихотво­рения.

5. Итог.

       Какие фрукты вы знаете?

 

       Занятие 3

       Тема «Фруктовый сад»

       Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной картине.

       Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, сюжетная картина «Фруктовый сад», фланелеграф, контуры фрук­товых деревьев.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Детям предлагается отгадать загадки. Картинки-отгадки выставлены на наборном полотне.

Круглое, румяное,

С дерева упало —

Любе в рот попало. (Яблоко.)

Красна, вкусна, внутри косточка. (Вишня.)

2. Рассматривание картины «Фруктовый сад».

       Сначала педагог привлекает внимание детей к картине, затем читается стихотворение «Фруктовый сад».

       Вот фруктовый дивный сад! Фрукты спеют для ребят, Тут и яблоки, и сливы, Груши, вишни, мандарины.

       Выставляет картинки с изображением фруктов, и дети перечис­ляют фрукты.

       Что растет в саду? Что делают дети в саду? (Сажают, поливают.)

3. Дидактическая игра «Фруктовый сад» (работа с фланелегра-фом).

       На фланелеграф прикрепляется несколько контуров фруктовых деревьев. Детям объясняется, что на каждом дереве растет свой «фрукт». Затем детям предлагается прикрепить фрукты на соответ­ствующее дерево. После того, как дети прикрепят все фрукты, им надо рассказать, что за фруктовыми деревьями нужно ухаживать, поливать, вокруг них рыхлить землю, тогда в саду созреет хороший урожай.

4. Итог.

       Какие фрукты растут в саду?

 

Тематический цикл «Фрукты» для детей 4-5 лет

(пятая неделя)

       Дети должны усвоить: названия основных фруктов, их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты; где растут фрукты.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения

       «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.

       Логопед обращается к детям:

Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)

Оно красное или зеленое?

Оно круглое или квадратное?

Яблоко растет на грядке или на дереве?

Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)

Оно растет высоко или низко?

Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)

Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?

А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д.)?

Сколько у яблока долек (много или мало)?

Что у яблока внутри?

Чем я вас угощала?

       «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.

       Логопед выставляет на стол игрушки -зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».

       «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.

  •        Развитие связной речи

       Рифмованный рассказ «В саду». Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада.

Девочка Маринка пришла в сад,

Там на деревьях фрукты висят.

Дедушка сорвал Маринке

Оранжевые апельсинки,

Дал Маринке в кулачки

Красные яблочки.

Дал Маринке желтую грушу:

— Ты, Маринка, фрукты кушай.

Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

  •        Сенсорное развитие

       «Разложи фрукты». Учить детей раскладывать фрукты правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы фруктов и пользоваться понятиями «поровну», «больше», «меньше».

       «Посчитай фрукты». Учить пересчитывать предметы (сливы, яблоки, груши и т.д.) в пределах пяти и называть итоговое число.

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Угадай слово»: сли.., яб.., ли.., гру.., ба.., пер.., апель.., ман...

       «Повтори чистоговорки»:

ва-ва-ва — слива;

ша-ша-ша — груша;

ко-ко-ко — яблоко;

мон-мон-мон — лимон;

син-син-син — апельсин.

  •        Физкультминутка-логоритмика

       Импровизация движений в такт стихотворения.

На носочки я встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой!

 

Тематический цикл «Овощи фрукты» для детей 4-5 лет

(шестая неделя)

       Дети должны усвоить: речевой материал по данным темам; различия между овощами и фруктами.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения

       «Овощ или фрукт?» Дифференциация овощей и фруктов.

       Логопед раздает детям овощи и фрукты. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?» Дети отвечают: «Яблоко — это фрукт» или «Помидор — это овощ».

       « Что у кого?» Составление сложных предложений с союзом а.

       Логопед спрашивает: «Таня, что у тебя, а что у Коли?»

       Таня отвечает: «У меня яблоко, а у Коли огурец». И так далее.

       «В вазе или в корзине?» Употребление предлога в.

       На столе ваза с фруктами и корзина с овощами. Логопед: «Где лежит яблоко?» Дети: «Яблоко лежит в вазе». И так далее.

       «Верно неверно». Закрепление в речи существительных с обобщающими значениями овощи и фрукты.

Огурец и помидор — это посуда?

Яблоко и груша — это овощи?

Капуста и лук — это фрукты?

Картошка и морковка — это одежда?

Апельсин и лимон — это грибы?

Свекла и горох — это фрукты?

       «Договори предложение». Усвоение слов с противоположным значением.

Апельсин сладкий, а лук...

Яблоко твердое, а слива...

Капуста большая, а картошка...

Чеснок горький, а персик...

Слива маленькая, а апельсин...

Персик мягкий, а яблоко...

  •        Развитие связной речи

       Выполнение инструкций логопеда.

Возьми яблоко, понюхай его, положи в вазу  и возьми огурец.

Возьми огурец из корзинки, положи его в вазу, а яблоко отдай Тане.

Возьми яблоко, покатай его по столу и положи рядом с картошкой. И так далее.

Затем ребенок по просьбе логопеда и с его помощью должен рассказать, что он делал.

  •        Сенсорное развитие

       «Посчитай фрукты (овощи)». Учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число.

       «Разложи фрукты (овощи)». Учить детей раскладывать предметы правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы предметов и пользоваться понятиями поровну, больше, меньше.

       «Обведи пальчиком». Обведение пальчиком овощей и фруктов по контуру на предметных картинках.

       Зачин логопеда: «Мы яблочко возьмем и пальчиком обведем». «Мы огурчик возьмем и пальчиком обведем» (повторить с детьми).

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Похлопаем в ладоши». Слоговой анализ слов: лук, репа, горох, лимон, кабачок, огурец. Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог слова.

       «Повтори чистоговорки»:

 ох-ох — горох;

мон-мон — лимон;

нок-нок — чеснок;

дор-дор — помидор;

ан-ан — банан;

чок-чок — кабачок;  

сик-сик — персик;

ук-ук — лук.

  •        Физкультминутка -логоритмика

          Повторить речевой материал физкультминутки тематических циклов «Овощи» и «Фрукты».

 

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ОВОЩИ, ФРУКТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
            

       Дети должны знать:

- названия овощей и их частей;

- сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

- что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

- что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т.д.;

- что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви­ровать, сушить, мариновать;

- что овощи полезны: в них много витаминов.

       Расширение словарного запаса детей:

       названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис­сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

       признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон­сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

       действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поли­вать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, сре­зать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заго­тавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

  • Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «На­зови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец — огурчик — огурчики,

помидор — помидорчик — помидорчики,

картофель — картошечка — картошечки,

баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

перец — перчик — перчики,

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,

редис — редисочка — редисочки,

морковь — морковка (морковочка) — морковки,

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,

репа — репка (репочка) — репки,

чеснок — чесночок — чесночки,

петрушка — петрушечка — петрушечки,

укроп — укропчик — укропчики,

капуста — капусточка — капусточки,

фасоль — фасолинка — фасолинки.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много» (детям 58 лет)

Помидор — помидоры — помидоров,

картофель — картофель — много картофеля (картошки),

баклажан — баклажаны — баклажанов,

перец — перцы — перцев,

кабачок — кабачки — кабачков,

тыква — тыквы — тыкв,

морковь — моркови — моркови,

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «мно­го штук»),

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),

репа — репы — много реп,

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),

петрушка — петрушка — много петрушки.

Игра «Мы считаем»

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать-ка их сумей.                  Ребенок передает овощ сто-

                                                                         ящему рядом.

—   Один огурец.                              Второй ребенок отдает огурец

                                                                             следующему.

—   Два огурца.

Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

 

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 58 лет)

Сок из помидоров — томатный, ...

огурцов — огуречный, ...

моркови — морковный, ...

капусты — капустный, ...

свеклы — свекольный;

грядка с огурцами — огуречная, ...

морковью — морковная, ...

картофелем — картофельная, ...

кабачками — кабачковая, ...

тыквой — тыквенная.

  • Лексический строй речи

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь — ... (полная), помидор мягкий, а огурец — ... (твердый).

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Логопед показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают).

Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают).

Капусту — ... (срезают).

Картофель — ... (выкапывают).

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель);

ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.

Я положу в борщ — .... Я положу в щи — ... . Я положу в суп — ... .

  •                                   МИНУТКА ОТДЫХА

Будем знакомы! (по ролям)
 

И девчонки, и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я — капуста — не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец —

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто — лук.

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам

— И большим, и малышам!

В. Губернаторова


Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

Сидит дед

В шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (лук).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я ... (свекла).

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она, —

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка.)

Семьдесят одежек,

А все без застежек. (Капуста.)

Дети

В доме рядышком сидят

круглые ребятки.   Садятся на стулья. Ведущий

Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий.

Дети Поскакали кто куда круглые

ребятки!  Разбегаются по группе.

 

Игра «Бабка сеяла горох»

Бабка сеяла горох. Ох!                                Дети водят хоровод. В середи-

не хоровода стоит водящий.

 

Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся —ты постой.

Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из де­тей, который и заменяет его.

 

Игра «Уберем урожай овощей»

Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.

 

Игра-хоровод «Кабачок»

Кабачок, кабачок,

Дети стоят в круге.

 

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!                           «Кабачок» танцует, потом вы-

бирает другого ребенка, кото­рый становится «кабачком». Игра повторяется.

 

  •        Просмотр детьми телепередач, беседа по содержанию.

Детская энциклопедия. История овощей.

 

Кроссворд. Овощи.

 

       ЛИТЕРАТУРА

Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2002. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лек­сикона. М., 2005.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование де­тей 2-4 лет. М., 2004.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для лого­педического обследования детей 2—4 лет. М., 2004.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селивер­стова. М., 1981.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина М., 1984.

Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по раз­витию речи детей 5—6 лет / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломати­на, Н.П. Савинова. М., 2004.

Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Со­ломатина, И.В. Переверзева. М., 2005.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей М., 1972. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1987.

 

 

       Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").