Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

Гольская Оксана Геннадьевна

                   Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!                  

  К студентам

           Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи (ТМРР). Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

            Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

ИБ - Информационный блок;

РБ - Расширяющий блок;

ПБ - Проблемный блок;

СБ - Ситуационный блок;

БС - Блок самоконтроля;

КБ - Корректирующий блок.

            Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

           Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

           Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

            Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест

 

 

   Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой

(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

 

Задачи: познакомиться с содержанием и методикой работы воспитателя по теме «Ознакомление детей с художественной литературой»;определить место книги в организации педагогического процесса с детьми на занятиях и в повседневной жизни;проанализировать наличие условий речевого развития детей с использованием художественной литературы;изучить содержание и формы методической работы по развитию речи.

Основные понятия: восприятие литературных произведений; типы занятии по художественной литературе; формы работы с книгой; уголок книги; естественная выразительность, осознанное использование выразительных средств; художественно-речевая самостоятельность; театрализованные игры.

Основные идеи:

  • Художественная литература – эффективное средство развития всех сторон речи ребенка (связности, словаря, использования различных грамматических форм, речевой и языковой выразительности).
  • Детская литература как вид искусства требует использования активных творческих форм работы (пересказы разных форм, театрализованные игры, исполнительство и др.).
  • Детская литература – средство приобщения дошкольника к духовной культуре народа.

 

 

Методика чтения и рассказываемя детям дошкольного возраста художественных произведений.

                                                                                                                                                                      

Методика ознакомления дошкольников с поэзией.

                                                                                                                                               

Методика работы с книжными иллюстрациями в обучении детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                               

Организация художественно-речевой среды в ДОУ.

                                                                                                                                               

Литературные вечера досуга и их значение.

                                                                                                                                              

Методика использования радио- и телепередач для детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                              

Методика использования диафильмов в работе с детьми дошкольного возраста.

                                                                                                                                             

Контрольная работа по модулю  "Методика ознакомления с художественной литературой".

                                                                                                                                             

 

ПОСЛОВИЦЫ О КНИГЕ

● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.

● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.

● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.

● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● Много прочёл, да мало учёл.

● Ленивому Микишке всё не до книжки.

● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

● Велико ли перо, а большие книги пишет.

● Аз да Буки избавляют нас от скуки.

● Книги читай, а дела не забывай.

● Не красна книга письмом, красна умом.

● Книги книгой, да и своим умом двигай.

● Испокон века книги растит человека.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Кто работает без книг, решетом воду черпает.

● Кто много читает, тот много знает.

● С книгой поведешься – ума наберешься.

● Книга – зеркало жизни.

● Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

● Кто много читает, тот много знает.

● Прочел книгу – встретился с другом.

● Хорошая книга – лучший друг.

● Книга – твой друг, без нее как без рук.

● Береги книгу – она поможет тебе жить.

● Грамотею и книга в руки.

● Ему и книги в руки.

● Книги не говорят, а правду сказывают.

● Книги читать – не в ладушки играть.

● Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

● Золото добывают из земли, а знания из книги.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● Испокон века книга растит человека.

● Читай, книгочей, не жалей очей.

● Будешь книги читать – будешь все знать.

● В книге ищи не буквы, а мысли.

● Дом без книги, что без окон.

● Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит.

● Книга книге рознь: одна учит, другая мучит.

● Книга мала, а ума придала.

● Книга не мед, а всякий берет.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Книга учит жить, книгой надо дорожить.

● Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

● Кому книга – развлечение, а кому – учение.

● Кто больше знает, тому и книги в руки.

● Хорошая книга ярче звездочки светит.

● Одна книга тысячу людей учит.

● С книгой поведешься — ума наберешься.

● Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.

● Хорошая книга — лучший друг.

● Книга — лучший подарок.

● С книгою жить – век не тужить.

● Умнее книги не скажешь.

● Чтение — лучшее учение.

АФОРИЗМЫ О КНИГЕ

● Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

(А. Декурсель)

● Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

(Д. Дидро)

● Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

(А. Дюма-сын)

● Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.

(Э. Лабуле)

● Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.

(А.Г. Рубинштейн)

● Нет шедевров, погибших в забвении.

(О. Бальзак)

● Книга, которая не стоит, чтобы ее прочли два раза, не стоит также того, чтобы ее прочли и один раз.

(К. Вебер)

● Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало.

(Вольтер)

● Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя

(Ф. Ницше)

● Поэзия – самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль.

(А. Ламартин)

● Глаголом жги сердца людей.

(А.С. Пушкин)

● Стиль – это соответственные слова в соответственном месте.

(Д. Свифт)

● Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!

(А.П. Чехов)

● Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим.

(Джордж Бернард Шоу)

● Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

(Д. Дидро)

● В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно.

(Илья Ильф.)

● Книга так захватила его, что он захватил книгу.

(Эмиль Кроткий.)

● Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.

(Анатоль Франс.)

● Книги – дети разума.

(Джонатан Свифт.)

● Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

(Готфрид Вильгельм Лейбниц.)

● Каждую книгу нужно уметь читать.

(Блез Паскаль.)

● Книги – это переплетенные люди.

(Антон Семенович Макаренко.)

● Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.

(Николай Васильевич Гоголь.)

● То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения.

(Карл Мария Вебер.)

● Две самые полезные книги для девушки – кухонная книга матери и чековая книжка отца.

(Американское изречение.)

● Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно.

(Александр Сергеевич Пушкин.)

● Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

(Фрэнсис Бэкон.)

● Уединение с книгами лучше общества с глупцами.

(Пьер Буаст.)

   ● Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.

(Петр Андреевич Павленко.)

● Хорошая книга – точно беседа с умным человеком.

(Лев Николаевич Толстой.)

● Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

(В. Сухомлинский)

● Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

(А.И. Герцен)

● Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье.

(Чарльз Лэм)

● Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности.

(Сэмлоэл Смайлс)

● Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».

(П.А. Павленко)

● Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.

(А. Навои)

● Следует читать много, но не многое.

(Плиний Младший.)

● Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.

(Ж. Руссо.)

● Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.

(Я. Коменский)

● Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

(Вольтер.)

● Человек, не читающий книг, удивительно скучен.

(Е. Вильмонт)

● Читайте детям не нотации, а книги.

(Г. Остер)

 

Литература основная

  1. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание – 1981. – № 3.
  2. Аникин В.П., Круглое Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. – М., 1992.
  4. Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962. – С. 279-282.
  5. Елисеева Л.Н. Художник и книга для детей // Книга – друг ребёнка. – М., 1964. – С. 72-88.
  6. Жигулев А. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 7-10.
  7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психолог. труды: В 2 т. – М., 1986. – Т 1.
  8. Илларионова Ю.Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 2.
  9. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
  10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
  11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
  12. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982.
  13. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. 70.
  14. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2. – С. 61.
  15. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 65; № 5. – С. 56; № 12. – С. 47.
  16. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3. – С. 40.
  17. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
  18. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 60-68.
  19. Маринина Н.И. Оборудование для театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 11. – С. 65.
  20. Мосесов А. Певцы родной природы // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 6.
  21. Овчинникова С. Самуил Яковлевич Маршак // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 8.
  22. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 1.
  23. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7.
  24. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
  25. Приходько В. Русская муза – малышам // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
  26. Развлечения в детском саду / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Щибицкая, Л.В. Пантелеева. – М., 1975.
  27. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 77-86.
  28. Соловьёва О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 53-59.
  29. Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. – М., 1972. – С. 15-31.
  30. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 144-160.
  31. Ушинский К.Д. Родное слово (книга для учителя) // Сорб. соч. – Т. 6. – С. 297-305.
  32. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 271-274, 290-302.
  33. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
  34. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинёв, 1986.
  35. Чуковский К.Я. От двух до пяти. – М., 1968. – Гл. 5.
  36. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 45.

 

Литература дополнительная

  1. Боголюбовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.
  2. Бухвостова С. О заучивании стихотворений детьми // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
  3. Гуровчи Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. – М., 1978. – С. 81-88.
  4. Гербова В.В. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 8.
  5. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1976. – С. 11-51.
  6. Жуковская Р.И. Чтение книг в детском саду. – М., 1955.
  7. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951.
  8. Ладыженская Т. Загадки как средство развития, обучения и воспитания // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.
  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
  10. Ланкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие выразительности и образности речи // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 56-60.
  11. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 6-7 лет //Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 45-56.
  12. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
  13. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1972.
  14. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М.К. Боголюбовская, А.Л. Табенкина / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1984.
  15. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинёв, 1986.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).