Главные вкладки

    Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

    Гольская Оксана Геннадьевна

                       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!                  

      К студентам

               Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи (ТМРР). Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

                Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

    ИБ - Информационный блок;

    РБ - Расширяющий блок;

    ПБ - Проблемный блок;

    СБ - Ситуационный блок;

    БС - Блок самоконтроля;

    КБ - Корректирующий блок.

                Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

               Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

               Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

                Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

    информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

    ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест

     

     

       Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой

    (дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

     

    Задачи: познакомиться с содержанием и методикой работы воспитателя по теме «Ознакомление детей с художественной литературой»;определить место книги в организации педагогического процесса с детьми на занятиях и в повседневной жизни;проанализировать наличие условий речевого развития детей с использованием художественной литературы;изучить содержание и формы методической работы по развитию речи.

    Основные понятия: восприятие литературных произведений; типы занятии по художественной литературе; формы работы с книгой; уголок книги; естественная выразительность, осознанное использование выразительных средств; художественно-речевая самостоятельность; театрализованные игры.

    Основные идеи:

    • Художественная литература – эффективное средство развития всех сторон речи ребенка (связности, словаря, использования различных грамматических форм, речевой и языковой выразительности).
    • Детская литература как вид искусства требует использования активных творческих форм работы (пересказы разных форм, театрализованные игры, исполнительство и др.).
    • Детская литература – средство приобщения дошкольника к духовной культуре народа.

     

     

    Методика чтения и рассказываемя детям дошкольного возраста художественных произведений.

                                                                                                                                                                          

    Методика ознакомления дошкольников с поэзией.

                                                                                                                                                   

    Методика работы с книжными иллюстрациями в обучении детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                                   

    Организация художественно-речевой среды в ДОУ.

                                                                                                                                                   

    Литературные вечера досуга и их значение.

                                                                                                                                                  

    Методика использования радио- и телепередач для детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                                  

    Методика использования диафильмов в работе с детьми дошкольного возраста.

                                                                                                                                                 

    Контрольная работа по модулю  "Методика ознакомления с художественной литературой".

                                                                                                                                                 

     

    ПОСЛОВИЦЫ О КНИГЕ

    ● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

    ● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

    ● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

    ● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

    ● Ум без книги, как птица без крыльев.

    ● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.

    ● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

    ● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

    ● Книга не пряник, а к себе манит.

    ● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.

    ● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

    ● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

    ● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.

    ● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

    ● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

    ● Много прочёл, да мало учёл.

    ● Ленивому Микишке всё не до книжки.

    ● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

    ● Велико ли перо, а большие книги пишет.

    ● Аз да Буки избавляют нас от скуки.

    ● Книги читай, а дела не забывай.

    ● Не красна книга письмом, красна умом.

    ● Книги книгой, да и своим умом двигай.

    ● Испокон века книги растит человека.

    ● Книга поможет в труде, выручит в беде.

    ● Кто работает без книг, решетом воду черпает.

    ● Кто много читает, тот много знает.

    ● С книгой поведешься – ума наберешься.

    ● Книга – зеркало жизни.

    ● Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

    ● Кто много читает, тот много знает.

    ● Прочел книгу – встретился с другом.

    ● Хорошая книга – лучший друг.

    ● Книга – твой друг, без нее как без рук.

    ● Береги книгу – она поможет тебе жить.

    ● Грамотею и книга в руки.

    ● Ему и книги в руки.

    ● Книги не говорят, а правду сказывают.

    ● Книги читать – не в ладушки играть.

    ● Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

    ● Золото добывают из земли, а знания из книги.

    ● Ум без книги, как птица без крыльев.

    ● Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

    ● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

    ● Испокон века книга растит человека.

    ● Читай, книгочей, не жалей очей.

    ● Будешь книги читать – будешь все знать.

    ● В книге ищи не буквы, а мысли.

    ● Дом без книги, что без окон.

    ● Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит.

    ● Книга книге рознь: одна учит, другая мучит.

    ● Книга мала, а ума придала.

    ● Книга не мед, а всякий берет.

    ● Книга поможет в труде, выручит в беде.

    ● Книга учит жить, книгой надо дорожить.

    ● Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

    ● Кому книга – развлечение, а кому – учение.

    ● Кто больше знает, тому и книги в руки.

    ● Хорошая книга ярче звездочки светит.

    ● Одна книга тысячу людей учит.

    ● С книгой поведешься — ума наберешься.

    ● Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.

    ● Хорошая книга — лучший друг.

    ● Книга — лучший подарок.

    ● С книгою жить – век не тужить.

    ● Умнее книги не скажешь.

    ● Чтение — лучшее учение.

    АФОРИЗМЫ О КНИГЕ

    ● Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

    (А. Декурсель)

    ● Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

    (Д. Дидро)

    ● Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

    (А. Дюма-сын)

    ● Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.

    (Э. Лабуле)

    ● Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.

    (А.Г. Рубинштейн)

    ● Нет шедевров, погибших в забвении.

    (О. Бальзак)

    ● Книга, которая не стоит, чтобы ее прочли два раза, не стоит также того, чтобы ее прочли и один раз.

    (К. Вебер)

    ● Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало.

    (Вольтер)

    ● Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя

    (Ф. Ницше)

    ● Поэзия – самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль.

    (А. Ламартин)

    ● Глаголом жги сердца людей.

    (А.С. Пушкин)

    ● Стиль – это соответственные слова в соответственном месте.

    (Д. Свифт)

    ● Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!

    (А.П. Чехов)

    ● Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим.

    (Джордж Бернард Шоу)

    ● Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

    (Д. Дидро)

    ● В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно.

    (Илья Ильф.)

    ● Книга так захватила его, что он захватил книгу.

    (Эмиль Кроткий.)

    ● Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.

    (Анатоль Франс.)

    ● Книги – дети разума.

    (Джонатан Свифт.)

    ● Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

    (Готфрид Вильгельм Лейбниц.)

    ● Каждую книгу нужно уметь читать.

    (Блез Паскаль.)

    ● Книги – это переплетенные люди.

    (Антон Семенович Макаренко.)

    ● Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.

    (Николай Васильевич Гоголь.)

    ● То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения.

    (Карл Мария Вебер.)

    ● Две самые полезные книги для девушки – кухонная книга матери и чековая книжка отца.

    (Американское изречение.)

    ● Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно.

    (Александр Сергеевич Пушкин.)

    ● Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

    (Фрэнсис Бэкон.)

    ● Уединение с книгами лучше общества с глупцами.

    (Пьер Буаст.)

       ● Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.

    (Петр Андреевич Павленко.)

    ● Хорошая книга – точно беседа с умным человеком.

    (Лев Николаевич Толстой.)

    ● Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

    (В. Сухомлинский)

    ● Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

    (А.И. Герцен)

    ● Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье.

    (Чарльз Лэм)

    ● Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности.

    (Сэмлоэл Смайлс)

    ● Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».

    (П.А. Павленко)

    ● Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.

    (А. Навои)

    ● Следует читать много, но не многое.

    (Плиний Младший.)

    ● Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.

    (Ж. Руссо.)

    ● Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.

    (Я. Коменский)

    ● Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

    (Вольтер.)

    ● Человек, не читающий книг, удивительно скучен.

    (Е. Вильмонт)

    ● Читайте детям не нотации, а книги.

    (Г. Остер)

     

    Литература основная

    1. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание – 1981. – № 3.
    2. Аникин В.П., Круглое Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
    3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. – М., 1992.
    4. Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962. – С. 279-282.
    5. Елисеева Л.Н. Художник и книга для детей // Книга – друг ребёнка. – М., 1964. – С. 72-88.
    6. Жигулев А. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 7-10.
    7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психолог. труды: В 2 т. – М., 1986. – Т 1.
    8. Илларионова Ю.Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 2.
    9. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
    10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
    11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
    12. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982.
    13. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. 70.
    14. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2. – С. 61.
    15. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 65; № 5. – С. 56; № 12. – С. 47.
    16. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3. – С. 40.
    17. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
    18. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 60-68.
    19. Маринина Н.И. Оборудование для театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 11. – С. 65.
    20. Мосесов А. Певцы родной природы // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 6.
    21. Овчинникова С. Самуил Яковлевич Маршак // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 8.
    22. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 1.
    23. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7.
    24. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
    25. Приходько В. Русская муза – малышам // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
    26. Развлечения в детском саду / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Щибицкая, Л.В. Пантелеева. – М., 1975.
    27. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 77-86.
    28. Соловьёва О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 53-59.
    29. Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. – М., 1972. – С. 15-31.
    30. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 144-160.
    31. Ушинский К.Д. Родное слово (книга для учителя) // Сорб. соч. – Т. 6. – С. 297-305.
    32. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 271-274, 290-302.
    33. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
    34. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинёв, 1986.
    35. Чуковский К.Я. От двух до пяти. – М., 1968. – Гл. 5.
    36. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 45.

     

    Литература дополнительная

    1. Боголюбовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.
    2. Бухвостова С. О заучивании стихотворений детьми // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
    3. Гуровчи Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. – М., 1978. – С. 81-88.
    4. Гербова В.В. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 8.
    5. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1976. – С. 11-51.
    6. Жуковская Р.И. Чтение книг в детском саду. – М., 1955.
    7. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951.
    8. Ладыженская Т. Загадки как средство развития, обучения и воспитания // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.
    9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
    10. Ланкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие выразительности и образности речи // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 56-60.
    11. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 6-7 лет //Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 45-56.
    12. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
    13. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1972.
    14. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М.К. Боголюбовская, А.Л. Табенкина / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1984.
    15. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинёв, 1986.

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).