Главные вкладки

    Детям о странах и народах мира. Италия

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТРАНАМИ И НАРОДАМИ

    ИТАЛИЯ

               

    • ЗАНЯТИЕ

         Задачи                                                                                   

    Коррекционно-образователъные:

               - ознакомить детей с достопримечательностями, особенностями Италии;

    - актуализировать словарь по темам «Продукты», «Одежда», «Головные уборы»;

    - упражнять в образовании относительных прилагательных, имен существительных творительного, родительного падежей, приставочных глаголов, в подборе прилагательных-антонимов, определении места звука в слове;

          - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах.
    Коррекционно-развивающая: развивать внимание, мышление,
    графомоторные навыки.

    Воспитательные:

               - воспитывать интерес к культуре, традициям Италии;

               - формировать умение детей договариваться между собой.

          Здоровъесберегающая: сохранять здоровье детей средствами пси­хогимнастики, динамических упражнений под музыку, пальчиковой гимнастики.

          Оборудование: рисунок с изображением героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», на выражениях лиц которых разные эмоции (Пьеро — грусть, Мальвина—удивление, Арлекин — веселье, Карабас-Барабас — злость), различные виды макарон (бабоч­ки, спиральки, перья, звездочки, спагетти, вермишель, лапша и др.), синий и зеленый подарочные пакеты, предметные картинки (пальто, пиджак, пижама, пончо, капри, пуловер, плащ, пилотка, платок, кеп­ка, шапка), бумажные полоски («денежки»), картонная «гондола» с прозрачным кармашком для картинок, предметные картинки для определения места звука в слове, аудиозапись быстрой и медленной музыки, тарантеллы, аудиопроигрыватель, корректурная проба (на ней фигуры, имитирующие виды итальянских макарон), бумажные заготовки масок, фломастеры или краски (золотые, серебряные), кружева, бусины, стразы, пайетки, клей.

    * * *                                                                                                  

              I. Вводная часть

           Педагог. Здравствуйте, ребята! Я пришла не с пустыми руками. У нас есть пригласительный билет в одну страну. Посмотрите внима­тельно и скажите, кто на нем изображен.

          На картинке изображены герои сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», на выражениях лиц которых разные эмоции (Пьеро — грусть, Мальвина — удивление, Арлекин — веселье, Карабас-Барабас — злость).

          Посмотрите в левый верхний (левый нижний, правый нижний, правый верхний) угол, назовите героя.

    Дети называют героев, ориентируясь в пространстве листа.

    Героев какой сказки вы назвали?                                     

    Дети. Сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

    Педагог. Изобразите мимикой настроение героев сказки.

    Дети изображают грусть, удивление, злость и радость.

         Героев мы знаем по сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино» русского писателя А.Н. Толстого. Но на самом деле это перевод сказки итальянского писателя Карло Коллоди, который на­звал ее «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Кто догадался, в какую же страну приглашение? Куда мы отправимся, если на приглашении -— герои итальянской сказки?

    Дети. Мы отправимся в Италию!

         Педагог. Кстати, в национальном театре Италии дель арте (театр масок) есть похожие герои: Пьеро, Арлекин, Коломбина. Наверное, и характеры героев сказки «Пиноккио» заимствованы именно оттуда. Итак, мы в Италии.

    Страна на сапожок похожа,

    Италией ее зовут.

    Там солнца, моря, гор сплетенье

    Туриста с нетерпеньем ждут.

    Венеции каналы манят,

    Гондолы медленно плывут...

     А странных масок хороводы

    На карнавал тебя зовут.

    Огромной пиццы запах пряный.

    Поленту, лардо подают.

    Лазанья, паста, равиоли

    В таверну путника зовут.

            Оливы, виноград, пшеницу       

            Поля бескрайние дают.

                                       Дары той почвы благодатной

                                       Во все концы Земли везут.

                                    И Колизей, и Форум древний,
                                    Картинных галерей уют...

                                    Недаром люди повторяют:

                                        «Дороги все нас в Рим ведут!»

           II. Основная часть

          Педагог вместе с детьми рассматривают Италию на карте, обращая внимание на ее необычную форму («страна на сапожок похожа»). Отмечают, что здесь есть горы (Альпы), долины, реки, вулканы, парки и т.д. Вспоминают, что климат в Италии очень теплый, и что создает условия для выращивания овощей, фруктов.

          Природа одарила Италию и белоснежными альпийскими скло­нами, и теплыми морями, и золотыми пляжами, и таинственными вулканами. Италия — это еще и большой музей под открытым небом, ее по праву можно назвать культурным и историческим центром мира. Каждый итальянский город — достопримечательность. У каждого из них неповторимый вид и особый характер, который итальянцы пытаются сохранить. Вот по этим городам мы сегодня и совершим экскурсию. А начнем со столицы Италии — Рима. Город находится на реке Тибр, древнейшее название которой Румо, или Румон, по­служило основой для образования названия Рим.

      Педагог демонстрирует фотографии с изображением Рима.

           Символ Рима и Италии в целом — Колизей. Он получил свое нынешнее название из-за установленной перед ним гигантской ста­туи-колосса (т.е. гигантской, огромной статуи). Колизей по форме похож на овальный стадион, где имелись арена и места для зрителей,  которые наблюдали за боями римских гладиаторов. Гладиатор («ме­ченосец») — боец с мечом, который сражался с подобными себе на забаву публике. Римский Форум в древности был центральным рын­ком, а теперь это площадь, занимающая центр древней части города, где собраны руины (разрушенные части) древних зданий, музей под открытым небом. А какие еще достопримечательности есть в Риме?

           Дети. В Риме множество музеев, театров, галерей, площадей, дворцов.

           Педагог. В Риме находится очень необычный музей. В нем вы не увидите старинных скульптур и картин. Это Национальный музей пасты. Что такое паста? Нам бы сразу представилась зубная или шоколадная паста. На самом деле паста — изделия пшеничной муки, макароны или лапша различной формы. Насчитывается более 100 видов пасты. Вот только некоторые.                                          

           Рассказ педагога сопровождается показом изделий или слайдов с изо­бражением различных видов пасты.

                                                                                                                      Ну и паста, что за чудо!

                                                                                                                      Удивительное блюдо!

    Вот названий целый ряд,

    Как таинственно звучат:

                                                                                                                      Фетучини, макарони,

                                                                                                                       Орзо, пенне, каннеллони,         

                                                                                                                       И спагетти, и ротелле,                                    

     Фарфалле и вермичелли.

      Вот конкилья и стеллини,

                                                                                                                       Алфабет и капеллини,

                                                                                                                       А лазанья, равиоли,

      Ньоки, зити, тортильони!...

                                                                                                                       Всех сортов не перечесть,                              

                                                                                                                       Лучше все сварить и съесть!

           Например, есть паста пене, что значит «перья». Паста орзо похожа на зерна риса. Есть очень маленькая паста — «зерна перца». В ос­новном она используется в салатах или супах. Каннеллони — паста, напоминающая большие толстые трубки. Анеллини — паста в виде крохотных колечек. Бывает паста, внешне похожая на соломинку, длинная и покороче, ее у нас называют макароны. Конкилья — оз­начает «раковина моллюска», или «ракушка». Капеллини — длинная и очень тонкая паста. В переводе с итальянского это слово обозна­чает «волосок». Паста каватаппи, что значит «штопор», похожа на пружинку или завитки штопора. Фетучини означает ленточки, ее называют также лапшой. Существует паста, похожая на бабочек или бантики — фарфалле. Ротини — в виде спиралек. Ротелле («колесики») — круглая паста в виде маленьких колес со спицами. Паста равиоли похожа на наши пельмени с начинкой. Алфабет чаще всего используется в супах. Она в виде букв латинского алфавита. Ее очень любят дети. Спагетти — паста в виде маленьких верево­чек, стеллини — маленькие пятиугольные звездочки с отверстием в центре. Вермичелли в переводе с итальянского означает «червячки». Лазанья — широкая, плоская и длинная паста. Зити — паста в виде коротких трубочек, изогнутых дугой. Тортилъони — короткая паста в виде трубочек среднего размера. Нъокки — маленькие клецки.

        По одной из версий, пасту в Европу привез венецианский купец Марко Поло из своего путешествия в Китай; по другой — предки нынешних итальянцев научились выращивать злаковые, а чуть позже и перетирать их в муку. Смешав ее с водой, получали массу, которую высушивали на солнце и в таком виде хранили, а по мере надобности, запекали в печи. Позже стали отваривать.

    Корректурная проба

         Педагог. А сейчас мы поучимся различать различные виды пасты.

         Педагог раздает детям листочки с корректурной пробой — изображением фигурок, имитирующих разные виды пасты.

    Ребята, какие виды пасты вы увидели на рисунке? На что они похожи? Дети отвечают.

         Пасту в виде бабочки обведи кружком, в виде колечка—квадратом, в виде звездочки — овалом, а в виде пружинки и трубочки зачеркни.

    Дети выполняют задание.

          Молодцы! Теперь вызнаете, что такое паста — любимое блюдо итальянской кухни.

          Ребята, а как вы думаете, что означает поговорка «Все дороги ведут в Рим»?

    Дети отвечают.

          Это поговорка, поэтому ее значение не прямое, т.е. в действитель­ности не все, конечно, дороги ведут в Рим, просто так говорят, когда имеют в виду, что при решении разных задач, споров будет один итог.

          Откуда взялось это выражение? Почему гик стили говорить.? Поче­му именно в Рим, а не в какой-то другой город «ведут псе дороги»? Оказывается, в далекие времена именно Рим был центром торговли, культурной и политической жизни с развитыми морскими и сухо­путными путями. Сюда приезжали и важные короли, и вельможи, и бедные люди, и торговцы, и воины... Каждый ехал в Рим со своей це­лью. Если посмотреть на карту Рима того времени, его транспортная система напомнит нам солнце: все лучи — дороги сходятся в одном месте — центре Рима. Иначе говоря, в древности действительно мно­гие дороги вели туда. Продолжим экскурсию по итальянским городам. Вот мы и в Неаполе. Это крупнейший город на юге Италии. Не­далеко от него находится действующий вулкан Везувий. (Педагог показывает его на карте.) А знаете, чем знаменит Неаполь? Тем, что именно там возник необычный, темпераментный, заводной танец — тарантелла. Он исполняется и парой, и одним танцором. Как правило, в основе музыки лежит один мотив, но он многократно повторяется, завораживая и притягивая танцующих. Одна из версий происхож­дения названия танца такая: говорят, что его придумали, чтобы не заболеть после укуса опасного паука — тарантула. Надо было очень энергично двигаться, пропотеть, чтобы избавиться от яда.

    Педагог включает аудиозапись тарантеллы.         

    Сицилийская тарантелла       

    Динамическая пауза «Тарантелла»      

    Педагог. Мы тоже потанцуем этот знаменитый танец.

    Дети танцуют тарантеллу (произвольно).

     

    Итальянский танец тарантелла в исполнении детей

     

          Еще одна особенность, а скорее, визитная карточка Неаполя — не­аполитанская пицца, которая является символом итальянской кухни. На ежегодном «Празднике пиццы», который проводится в этом горо­де, пиццайоло, т.е. повара, изготавливающие пиццу, соревнуются в мастерстве, скорости и удивительном артистизме. Настоящая пицца представляет собой тоненький круглый слой теста, на который вы­кладывают мелко нарезанные овощи, сыр, а сверху посыпают щепот­кой душистой травы тимьян. Мы тоже сейчас превратимся в умелых пиццайоло.

    Пальчиковая и дыхательная гимнастика «Приготовим пиццу»

    Педагог читает текст, дети выполняют движения.

        Пицца, пицца, вот так пицца!      Дети растирают ладони,  массиру-
        Заставляет потрудиться.               ют пальцы от кончиков к ладони.

    Тесто быстро замешаем,               "Месят тесто"

    Хорошенько раскатаем,                 Имитируют движения повара - пицайло,

    Но не скалкой, а в руках.               который вращает тесто в

    Вот так смелость, вот размах!       поднятых руках.

    Помидоры нарезаем,                      Делают рубящие движения одной ладонью по другой.

    Сыра много натираем,                   Трут одним кулаком о другой.

    Посыпаем, посыпаем                     Имитируют движения, "посыпают пиццу"

    И в духовку отправляем!

    Запах сказочный вдохнем,             Делают вдох носом,

    Пиццу смело достаем.                    выдох через рот.

    Можно за столы садиться,

    Чтоб отведать нашу пиццу                      

        Педагог. Правда, в наше время начинкой для пиццы служат и многие другие продукты. С чем может быть пицца?

        Дети. Пицца может быть с грибами, с овощами, с колбасой... Педагог. Давайте подумаем, как же называется пицца в зависи­мости от начинки. Если начинка из колбасы, то пицца колбасная, из сыра — сырная, из грибов — грибная, из рыбы —рыбная, из лука — луковая, из баклажанов — баклажановая, из овощей — овощная, из курицы — куриная...

         Кроме того, бывает и особый вид пиццы — сладкая (десертная). Тесто в такой пицце содержит достаточно сахара, а начинкой явля­ются фрукты, джем, творог, йогурт и пр. Какой же будет начинка? Начинка из фруктов — фруктовая, из йогурта — йогуртовая, из творога — творожная, из бананов — банановая, из персиков — персиковая и т.д.

    Отведав пиццы, можно отправляться дальше по городам Италии.

         А теперь мы в Милане. Это второй по величине город Италии, который славится картинными галереями, музеями, памятниками архитектуры, театрами, учебными заведениями. Во всем мире из­вестен миланский оперный театр «Ла Скала». Это гордость города, крупнейшая оперная сцена мира. В Милане жил и творил великий композитор Джузеппе Верди.

    Динамическая пауза «Быстрая и медленная музыка»

    Выполнятся под музыку.

          Педагог. А еще, ребята, именно в Италии возникла музыкаль­ная грамота, поэтому многие музыкальные термины мы произносим по-итальянски. Например, слово «аллегро» означает «быстро», «ада-

    жио» — «медленно». Сейчас зазвучит музыка, а вы будете двигаться в соответствии с ее темпом.

         Если звучит быстрая музыка, дети бегут, а если медленная — совершают произвольные плавные движения.

    Игра «Модный миланский магазин»

         Педагог. Милан, как и Париж, считается столицей моды. Сейчас мы пойдем в модный миланский магазин.

         Педагог выдает детям два подарочных пакета — синий и зеленый. На наборном полотне устанавливает картинки с изображениями одежды и головных уборов (пальто, пиджак, пижама, пончо, капри, пуловер, плащ, пилотка, платок, кепка, шапка).

         Затем предлагает детям договориться между собой и разделиться на две команды, а также выбрать продавца. Одна команда будет «покупать» вещи, в названии которых есть звук [п'] и складывать их в зеленый пакет, а другая — в названии которых есть твердый звук [п] и складывать их в синий пакет. Дополнительное условие «покупки»: нужно уточнить, одежду или головной убор покупает ребенок, а также отдать «продавцу» нужное количество «де­нег», посчитав количество слогов в словах.

         А теперь мы в городе Пиза, который знаменит на весь мир своей «падающей» башней. (Педагог показывает фотографию Пизанской башни.) Дело в том, что основание, фундамент Пизанской башни положили неровно. И вот уже более 800 лет колокольня сильно на­клонена в сторону. Давайте сравним обычную башню и Пизанскую. Башня прямая, а Пизанская — наклонная, высокая — низкая, тем­ная — светлая, крепкая — хрупкая.

         Дальше наш путь лежит в Венецию. Это город на воде, постро­енный на ста с лишним островах, которые связывают четыреста мостов. Однако красивейшие здания, музеи располагаются не на улицах города. Вместо улиц в Венеции водные каналы, поэтому передвигаться приходится не на машинах и автобусах, а на особых лодках — гондолах.

    Педагог показывает фотографии Венеции.

         Гондола — лодка, с приподнятым фигурным носом и высокой кормой. Управляется она гондольером при помощи одного весла. Гондола — один из символов Венеции. Гондольер — мужская про­фессия, которая требует большого мастерства, в том числе и умения исполнять особую песню — баркаролу. Мы с вами тоже проплывем на гондоле по чудесной Венеции.

       В нашей гондоле поплывут картинки: в ее начале (на носу лод­ки) — картинки, где заданный звук стоит в начале слова, в середи­не — картинки, где звук стоит в середине слова, а на корме, в конце лодки — те, где заданный звук стоит в конце слова.

       Итак, совершим прогулку по венецианским каналам. Представьте, что наша гондола плыла, плыла, от пристани... (отплыла), к мосту... (подплыла), под мостом... (проплыла), через канал... (переплыла), за дом... (заплыла). И т.д.

        Венеция прославилась своим карнавалом. Как появилось слово «карнавал», точно не известно. Утверждают, что происходит оно от латинских слов «карне вале», обозначающих «прощание с мясом», по­тому что этот праздник напоминает нашу русскую Масленицу. Однако в Италии этот праздник проходит с широким размахом. Все площади, улицы, каналы и мосты в это время превращаются в огромную сцену. Горожане надевают странные костюмы. Главный атрибут карнава­ла — маска, которая призвана скрыть все различия между людьми на время празднества. На родине венецианские маски приобрели огром­ную популярность. Они необычны, богато и вычурно украшены, а некоторые представляют собой настоящие произведения искусства. (Педагог показывает фотографии венецианского карнавала.)

         Из путешествия, мы привозим сувениры. А возвращаясь из Ита­лии, невозможно не привезти венецианскую маску, которую мы сейчас украсим.

         Педагог раздает бумажные заготовки масок, фломастеры или краски, кружева, бусины, клей. Дети украшают маски.

         III. Заключительная часть

         Педагог. Вот и закончилось путешествие по городам Италии. Мы вернулись с новыми впечатлениями. Нарисуйте на вашей маске улыбку, если путешествие вам понравилось.

    • Просмотр с детьми мультфильмов. ИТАЛИЯ

     

    Италия - это не только сыр, макароны и Колизей. Это еще оливковые и виноградные плантации, прекрасные замки, удивительные морские пейзажи и многое другое. убедиться в этом вам поможет наше видео "Италия. География для малышей в картинках".

     

    Италия. Шишкина школа

           Источник

           Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам. Занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.

           Литература

    Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2014.

    Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Грошенкова В.А., Шилова Т. С Интегрированные занятия по раз­витию речи и изодеятельности. М., 2012.

    Дунаева Н.Ю., Зяблова СВ. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3—4 лет. М, 2013.

    Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.

    Жукова К.С, Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.

    Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.,2015.

    Молчанова Е.Г., Kpemовa M.A. Речевое развитие детей 5—7 лет в логопункте. М., 2014.

    Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1975.

    Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2004.

    Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., 2014.

     

     

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

                                                                                                             С уважением, О.Г. Гольская

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА").