Главные вкладки

    Детям о теле человека. Сказки и рассказы о предупреждени несчастных случаев

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. СКАЗКИ И РАССКАЗЫ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

                                        

    • СКАЗКИ

           Игра с Огнем

     Задачи:     

    — закреплять правила обращения с огнем, основы безопасного поведения;

     — развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, воображение и речь;

    — формировать правильное представление о дружбе, послушание  и ответственность за свои поступки.

    ***

           Жил-был Огонь. Характер у него был очень сложным. Он умел радовать людей, когда согревал их в холод, помогал готовить пищу, обогревал жилища, плавил металл. Но в то же время он пугал людей и приводил в ужас, когда их очень больно обжигал, сжигал леса, дома, заводы, целые селения и города. Особенно Огонь был страшен, когда соединялся с газом или горючими материалами (нефтью, бензином и другими). Тогда он бушевал так, что подступиться к нему было почти невозможно.

           Со дня своего появления на Земле Огонь учил людей обращаться с ним осторожно. Тех, кто не усваивал его правила, он жестоко на­казывал. Оснащение пожарных команд и противопожарное оборудо­вание зданий становилось все сложнее и совершеннее, а коварство и хитрость Огня все увеличивались. Огонь царил повсюду: он жил и в газовой плите, и в коробке со спичками, и в огромной доменной печи, и в камине, и в домашней печке. У него было множество домов, все и не перечесть.

           Жил Огонь и в квартире девочки Наташи, а также на даче ее родителей. Родители постоянно напоминали дочке, что с Огнем играть нельзя, он очень опасен. Они убирали от Наташи подальше спички, не подпускали ее близко к камину и печке. С самого раннего детства девочка боялась Огня.            

           Наташа была очень любопытной. Все ей было интересно! Она никак не могла понять, почему надо бояться Огня. Он ведь так мирно горит и никого не трогает. А Огонь каждый раз пытался привлечь внимание девочки. То специально откинет дверцу у печки, то, как бы случайно, отодвинет от горящего камина защитную решетку, то поближе подкрадется к Наташе, сидящей у костра, то ярче вспыхнет, когда девочка проходит около зажженной газовой плиты. Каждый раз Огонь нашептывал девочке:

           — Поиграй со мной! Я такой красивый! На меня можно смотреть бесконечно! Я тебя обогрею и обласкаю!

           Но Наташа помнила строгий запрет родителей на игру с Огнем и никогда не нарушала его.

           Однажды на даче, когда родители ненадолго оставили Наташу одну в доме, к ней пришла подружка Оля. Девочки стали играть в поход. У Наташи в комнате была настоящая палатка, в которой жили ее куклы. Девочки устроили в ней ночлег. Потом повесили котелок на палке между стульями и стали варить воображаемую кашу. Даже насыпали в котелок настоящей пшенной крупы. Но время шло, а каша так и не сварилась.

    Тогда Оля предложила Наташе:

           - Ната, давай разведем настоящий костер. Без него наша каша никогда не сварится.

           - Как же мы разведем костер? — возразила Наташа. — Ведь мама и папа настрого запретили мне брать в руки спички!

           - А мы не будем большой костер делать, — стала убеждать под­ружку Оля, — мы разведем малюсенький-малюсенький. Вот и газеты как раз пригодятся, которые на столе лежат.

           - Ну, хорошо, — согласилась Наташа, — на малюсенький я со­гласна. Только вот за спичками придется высоко забраться.

           Девочки поставили сначала табуретку, и Наташа залезла на кухон­ный стол, а с него уже дотянулась до шкафчика, в котором лежали спички. С пола убрали коврик, чтобы не мешал. Газеты скомкали и сложили посреди комнаты. Оля достала из спичечной коробки спичку. Девочки стали рассматривать ее.

           - Я никогда не держала спичку в руках, — тревожно сказала Наташа.

           - Я тоже, — тихо добавила Оля.

           - Что вы уставились на меня? — вдруг сердито крикнула Спич­ка. — Первый раз видите?! Чиркайте скорее моей коричневой голов­кой о такую же коричневую полоску на коробке!

           От неожиданности Оля даже выронила спичку из рук. Девочки никак не ожидали, что Спичка заговорит. Оля подняла спичку и чиркнула ее коричневой головкой о боковую часть спичечной коробочки. Спичка загорелась не сразу. Пришлось чиркать несколько раз. При этом Спичка постоянно ворчала:

           — Неумехи какие! Кто вас только учил обращаться со Спичками?! Ворчание Спички только усугубляло дело. От неожиданности Оля сразу выпускала Спичку из рук. Каждый раз ее приходилось подби­рать. Наконец на конце Спички загорелся маленький огонек. Девочки с радостью и страхом смотрели на него. Пламя становилось все ярче, Спичка сгорала очень быстро.

           — Ой, ой, ой! — закричала Оля. — Огонь мне обжег пальцы! Она бросила Спичку на пол, дуя на пальцы. Та попала прямо на газеты, которые сразу загорелись. Огонь уже радовался, становился все больше и сильнее.

           — Глупые девчонки, — довольно гудел он, — сейчас я вам по­кажу, что такое Огонь! Будете знать, как со мной играть! Сейчас я разгорюсь, наберу силы и пойду гулять по дому. Вот будет веселье!

           Девочки смотрели на горящие газеты и не могли сойти с места. Огонь приковывал все их внимание, протягивал к ним свои руки, пытался ухватиться за край платья. Он завораживал и будто шептал:

           — Подкиньте, мои дорогие, газет в костер. Станет еще красивее и жарче!

           Первой опомнилась Наташа. Она увидела, как прогорают половые доски. С криками побежала она на кухню за водой. Взяв большой графин с водой, девочка быстро вернулась в комнату и вылила всю воду на Огонь.

           — Да ну вас, — огорченно пропыхтел затухающий Огонь, — толь­ко хотел с вами поиграть, а вы меня водой. Холодно ведь. Я обиделся и ухожу от вас.

           Но подружки не слушали, что там бормочет Огонь. Они начали быстро собирать пепел от газет и открывать все окна, чтобы про­ветрить комнату. Когда все убрали, Наташа увидела большое черное пятно на полу от костра. Она заплакала. Впереди был неприятный разговор с родителями. А Оля быстренько распрощалась с подруж­кой и убежала домой. Ей совсем не хотелось брать вину на себя или делить ее с Наташей.

           Наташа стала думать, как скрыть черное пятно. Сначала она по­пыталась его отмыть. Но ни мыло, ни порошок не справились с этим. Потом она попыталась отскрести пятно ножом. Но и это ни к чему не привело. Наташа подумала, что можно закрасить выгоревшие доски. Уже пошла в кладовку за краской. Но потом остановилась.

           Она вспомнила, что после окраски пола по нему нельзя было ходить целый день. Оставалось только закрыть прогоревший пол ковриком, что девочка и сделала.

           Несколько дней родители ничего не замечали. Их внимание при­влек только легкий запах гари. Но они подумали, что он пришел с улицы. Настала пора уборки. Мама стала пылесосить дорожки и мыть полы.

           - Мама, — сказала Наташа, — ты можешь не убираться в моей комнате. Я вчера ее сама убрала.

           - Какая помощница у меня выросла, — довольно отозвалась мама, — настоящая хозяйка! Хорошо, я не буду убираться в твоей комнате. Только почищу пылесосом коврик.

           - Наташа немного успокоилась. Мама начала пылесосить коврик, но отвлеклась. Угол коврика засосал пылесос. Коврик сместился с места, а маминому взору предстал обгоревший пол. Мама была в ужасе! Она как представила, что могло случиться с ее дочкой, так и онемела. Мама никак не могла поверить, что это сделала ее маленькая Наташа, которую они с папой так оберегали. Девочка даже испугалась за маму, которая сидела бледная, как мел. По щекам мамы струйками бежали слезы. Наташе стало очень жалко маму. Она крепко ее обняла и стала успокаивать. Пришлось дочке все рассказать, как было, и по­виниться перед мамой.

           Впереди Наташу ждал очень серьезный разговор с родителями. Спички были убраны и заменены специальной зажигалкой, которой нельзя разжечь костер. Долгое время родители не отпускали дочку ни на шаг от себя. Черное пятно еще долго напоминало Наташе об опасной игре с Огнем. Больше она никогда не пыталась эту игру по­вторить и не слушала глупых предложений своих подруг. Она поняла, что хороший друг — это не тот, кто прячется от ответственности за спиной своего товарища.

        Вопросы и задания                                                              

                 - О чем эта сказка?                                                           

                 - Какую пользу приносит людям огонь?

                  - Какой вред он может нанести?                 

                  - Что случилось на даче с Наташей?

    - Как Наташе удалось справиться с огнем?

    - Как себя повела в этой ситуации Оля?

    - Что могло бы случиться, если бы Наташа быстро не затушила огонь?

    - Почему огонь можно пашам, коварным?                     

    - Какие правила обращения с огнем вы знаете?

    - С помощью чего можно изобразить огонь в игре?

     - Нарисуйте эти правила с помощью рисунков-символов.

     

                Путешествие Кати в волшебной стране

              Задачи:                                                                                   

    —   закреплять правила предосторожности при обращении с жи­вотными;

                —      развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, воображение, речь, умение делать выводы;

                —      прививать любовь к животным, внимательное отношение и осторожное обращение с ними.

                                                                                                     ***

           Катя очень любила животных. Она не отдавала предпочтение толь­ко кошкам или собакам, как многие другие, а любила всех животных. Девочка знала все зоомагазины в городе и даже была уже с мамой в Московском зоопарке, чем очень гордилась. Журнал «Мои любимые животные» был ее настольной книгой. Мама для дочки отдала под­борку журналов в переплет, чтобы получилась толстая книга. Этой книгой Катя особенно дорожила.

           Катю беспокоило лишь то, что не все животные, с которыми она хотела подружиться, отвечали ей тем же. Некоторые кошки, которых Катя хотела погладить на улице, царапали ее. Незнакомые собаки лаяли и пытались укусить. Лошадь, на которой девочка уже давно ездила, как-то даже сбросила ее с себя. Это очень огорчало Катю. Ведь она желала животным только добра!

           — Как же мне понять животных? — спрашивала себя девочка. — Они же не умеют разговаривать! Вот бы выучить их язык! — мечтала она. — Тогда я бы могла обо всем их спросить.

           Катя и не заметила, что произнесла эти слова вслух. В это время над ней как раз пролетала Фея. Она поняла, что у девочки доброе сердце, и решила ей помочь. Она махнула волшебной палочкой, и Катя оказалась в каком-то странном месте. Это была волшебная страна животных. Девочка с удивлением обнаружила, что понимает, о чем они говорят между собой.

           Она прислушалась к щебету птиц, которых было множество на ветках причудливых деревьев.

           — Представляете, — возмущенно говорил большой попугай Ка­каду, — эти люди поместили меня в маленькую клетку, в которой я не мог не только летать, но и до конца расправить крылья! Целый
    день какой-то глупый мальчишка учил меня разным глупым словам и дразнил! Так хотелось клюнуть его прямо в конопатый нос! Они даже не удосужились узнать мое меню! Кормили меня пищей, которую я есть не могу. Если бы эти люди случайно не забыли закрыть дверцу клетки, я, наверное бы, уже умер! Но напоследок я все-таки клюнул конопатого мальчишку в нос! Пусть знает, что я тоже живой, как и он.

           Тут Катя обратила внимание на собак, которые отдыхали в тени большого дерева. Они о чем-то шумно спорили.

           - А я тебе говорю, — возмущался английский Бульдог, — что мальчишка сам виноват! Я слегка укусил его, потому что он испугал меня. Он тихо подкрался сзади и схватил меня. Что я должен был сделать?!

           - Но это же твой хозяин! — осуждающе возражал большущий Дог. — Он тебя любит, за тобой ухаживает. А ты его укусил!

           - Пусть думает, прежде чем что-то сделать! — уже сдержаннее ответил Бульдог. — Пугать животных нельзя!

           - Вот вы защищаете противного мальчишку, — приближаясь к собеседникам, сказал Боксер, — а я бы наказывал таких маленьких хозяев и хозяек за то, что они мешают домашним питомцам есть. Как только в мою миску положат корм, так мой маленький пройдоха уже рядом стоит. Откуда я знаю, может, он хочет отнять у меня обед или сам его съесть?! Так и хочется его укусить! Нечего беспокоить меня во время еды!

           Тут к их разговору подключилась Лошадь, которая недалеко пас­лась и слышала весь разговор.

           — Хочу возвратиться к вашему случаю, господин Бульдог. Я с вами абсолютно согласна, — жуя траву, сказала она, — был случай, когда я своего любимого хозяина лягнула. Он неожиданно подошел ко мне сзади и тронул, а я испугалась. Но наказывать меня он за это не стал, потому как понял, что сам был не прав. Больше он так не делал. Я его очень люблю и сильно переживаю за это недоразумение.

           Катя послушала разговор собак и пошла дальше. На крылечке сказочного домика грелись кошки. От удовольствия они мирно мур­лыкали, распевая свои кошачьи песенки. Кате захотелось подойти поближе и погладить всех кошечек. Такие они были красивые, милые! Только девочка приблизилась к домику, как услышала тихий разговор между кошками. Она решила послушать, о чем они говорят.

           - Представляете, — мяукала Сиамская кошка с голубыми глаза­ми, — они думают, что если я красивая, со мной можно обращаться как с куклой! Навязали мне бантов, нацепили юбку и радуются. А мне — хоть беги из дома. Тискают целый день, покоя нет совсем. Я уже вынуждена была залезть на карниз, чтобы все оставили меня в покое. А царапнешь, обижаются. Моей подруге все когти обстригли. Теперь она лазать совсем не может.

           - Правда, правда, — подтвердила Персидская кошка персикового цвета, — люди совсем не считаются с нами. Моя хозяйка расчесывает мне шерсть каждый день. Дерет так больно, что терпеть нельзя! Я, ко­нечно, сначала возражаю, вырываюсь, а потом начинаю царапаться и кусаться. Как-то надо отбиваться! А она кричит, что я неблагодарная.

           - Я абсолютно согласна с вами, подруги, — вступила в разговор дымчатая Сибирская кошка, — иногда люди совсем не думают, что делают, особенно дети. Почему-то они считают, что на улице мож­но подойти к любой кошке и погладить ее. Приходится фыркать и убегать. А начинаешь защищаться и царапаться, так крику потом не оберешься. Тебя же и накажут.

           У Кати сразу прошло желание подойти к незнакомым кошкам и погладить их. Но кошки сами увидели девочку и позвали ее. Они уже успокоились, расслабились и поэтому разрешили девочке погладить себя. Катя гладила их по мягким животикам и гибким спинкам, а они мирно мурлыкали от удовольствия.

           Попрощавшись с кошками, Катя пошла дальше. Перед ней рас­стилалась большая равнина, по которой протекала речка. С удивле­нием девочка отметила, что по равнине передвигается множество диких животных жарких стран, а в реке водятся даже крокодилы. Продвигаться дальше было страшновато. Тут Катя заметила, что все животные смотрят в ее сторону и о чем-то переговариваются. Девочке стало не по себе. Она хотела убежать, но ноги не двигались с места. От ужаса Катя закрыла глаза и приготовилась к худшему. Однако шум передвижения животных вскоре стих. Девочка приоткрыла глаза и увидела, что животные подошли к ней и остановились. Катя со всей силы закричала:

      — Что вы хотите от меня? Что вам нужно? Я вас боюсь! В ответ животные хором ответили:

           — Катя, скажи всем детям, что мы — дикие животные. Мы с людь­ми не живем. Мы людей боимся, особенно тех, которые на нас охотят­ся. Не надо подходить к нам близко, гладить и кормить. В зоопарках не надо просовывать руки через оградительные решетки. Мы можем  чего-то испугаться и, защищаясь, оцарапать кого-то или укусить. Мы никому не желаем зла, но близко подходить к нам лучше не надо.

           Катя облегченно выдохнула. А дикие животные пошли по своим делам. Они сказали все, что хотели.

           Вдалеке Катя увидела красный крест. Она решила посмотреть, что там такое. Вскоре она подошла к дому, который оказался ветле­чебницей. В сказочной стране животные тоже болели и лечились. На скамейке ожидали своей очереди домашние животные. Они мирно беседовали между собой. Катя подошла поближе и услышала их разговор.

           - Ты понимаешь, — обращалась одна собака к другой, — никак не могу отучить своего маленького хозяина от дурной привычки. Любит он меня целовать прямо в морду. А у меня на морде столько вредных микробов, что не сосчитать! Я же в земле роюсь, когда гуляю. Я ему «Гав-гав!», а он меня не понимает. Заболеет ведь, жалко. Он такой заботливый!

           - А моя маленькая хозяйка даже спит со мной, — продолжала разговор вторая собака. — Я же не моюсь каждый день, а на улице гуляю. Да и глисты, и блохи, и клещи могут у меня быть. Вот пришел провериться да полечиться. Мне, конечно, хорошо спать на мягкой постели, но для хозяйки это может кончиться заболеванием.

           Тут Катя вспомнила, как любит целовать и обнимать своих до­машних питомцев.

           «Надо спросить у мамы, лечили ли мы Пуську и Лорда от глистов? А заодно узнать, как мы их охраняем от блох и клещей, особенно на даче», — подумала девочка.

           Только она об этом подумала, как зазвучала нежная мелодия, и Катя оказалась около своего дома. Это Фея перенесла ее из волшеб­ной страны в реальный мир. Девочка не удивилась этому. Она стала прислушиваться и приглядываться к окружающим животным, но не могла разобрать, о чем они говорят, чего хотят. В реальном мире люди не знают языка животных. Но после своего волшебного путе­шествия Катя стала очень внимательно относиться к домашним и диким животным. Она хорошо усвоила правила предосторожности при обращении с ними. Общение с животными доставляло теперь ей только радость.

           Вопросы и задания                                                               

    - Расскажите о Кате. Какая она?

    - Почему Катя хотела научиться понимать животных? 

    - Как Кате помогла Фея?

    - О чем жаловались птицы из волшебной страны?

    - Что не нравилось в поведении людей собакам и лошади?

    - Чем были недовольны кошки из волшебной страны?

    - Что просили передать всем детям дикие животные?

    - О чем сожалели собаки из ветеринарной лечебницы?

    - Какие правила предосторожности при обращении с животными можно вывести из сказки?

    - Какие животные живут у вас дома?

    - Нарушали ли вы правила предосторожности? К чему это при­
    водило?

    - Составьте небольшие рассказы, в которых дети не нарушают   правила предосторожности при обращении с дикими или до­машними животными.

     

    Витя и странные человечки

            Задачи:

    - закреплять правила безопасного поведения в различных жиз­ненных ситуациях;

    - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, воображение, речь, способность переносить волшеб­ные ситуации в реальную жизнь;

    - формировать ответственность за свое здоровье и жизнь.

    ***

           Жил-был мальчик Витя. Он никогда не слушал советов взрослых, поэтому постоянно попадал в неприятные ситуации.

           Однажды гулял Витя по парку. Там он уже успел порвать о сучок дерева штанину, вляпаться в грязь, разозлить гуляющую с девочкой собаку. За всем этим наблюдала странная старушка. Когда Витя за­нес ногу над лужей, которую хотел измерить в ботинках, старушка раскрыла цветной зонтик, который быстро завертелся у нее в руках. Вместе с ним закружился и Витя. Не успел он опомниться, как ока­зался в каком-то странном месте.

           Мимо мальчика шли стеклянные человечки, у которых в животе вместо еды были пуговицы, шарики, монетки, гвозди, булавки, ложки и вилки, другие самые разные несъедобные предметы. Они глотали их целиком. Предметы в животах у человечков были разноцветные и смотрелись красиво. Витя очень удивился такому питанию. Такого  раньше он никогда не видел. Он слышал, что люди случайно глотали небольшие предметы, но чтобы так!

           Витя проголодался и решил пообедать в ближайшем кафе. Сначала официантка принесла мальчику чашку гвоздей, потом чашку монеток и целую кружку самых разных пуговиц. Мальчик смотрел на все это и не знал, что с этим делать. Он взял монетку в рот и стал гонять ее языком из стороны в сторону. Наесться пуговицей было нельзя. В это время в его носу защекотало. Витя чихнул. Он и не заметил, как во время чихания проглотил монетку. В животе заурчало. Мальчик сильно испугался.

           — Отвезите меня скорее в больницу! — закричал он. — Я проглотил пуговицу! Мне надо срочно сделать операцию!

           Но стеклянные человечки вокруг Вити только смеялись и до­вольно поглаживали себя по прозрачному животу. У мальчика то ли от монеты, то - ли от страха заболел живот. Он побежал в туалет. Тут Витю пробил холодный пот. Он представил, что было бы, если бы он проглотил гвоздь или иголку! Стеклянные человечки ему сразу разонравились. Хорошо, что в кармане завалялась баранка. Ее можно было сгрызть без опасений.

           Только Витя сказал вслух: «Я не хочу глотать несъедобные пред­меты! Это опасно для здоровья!», как оказался совсем в другом ме­сте. Вокруг творилось что-то невообразимое! Волшебные человечки словно сошли с ума. Они не были стеклянными, но, видимо, решили покончить с жизнью. Одни из них засовывали голову между решетка­ми забора, другие совали пальцы в розетку, третьи засовывали руку в работающий барабан стиральной машины, между решетками горячих радиаторов отопления, четвертые умудрялись просунуть руку или палец в узкое горлышко бутылки или банки. Свои пальцы и руки че­ловечки засовывали куда попало. Но так как страна была волшебной, с человечками ничего не случалось. Они так развлекались.

           Развлечения человечков понравились Вите. Он тоже решил раз­влечься. Тут же ему принесли мясорубку, блендер и овощерезку. Все электроприборы включили. Наблюдать, как они работают, Вите было интересно. Мясорубка прокручивала мясо, превращая его в фарш, в блендере взбивался молочный коктейль, а овощерезка быстро резала овощи на одинаковые кусочки. Внутри электроприборов крутились специальные ножи, которые перемалывали, резали и взбивали. Витя засомневался в своей затее. Прежде чем совать свои пальцы, он решил поэкспериментировать. Сначала он опробовал действие мясорубки на сосиске и увидел, как она перемололась. Потом подставил под ножи овощерезки вместо пальцев морковку. Она была разрезана на части. А блендер перетер яблоко, грушу и апельсин в густую фруктовую мас­су. После экспериментов Вите расхотелось засовывать свои пальцы в работающие электроприборы. Веселья не получилось. Странные же человечки все подталкивали мальчика к приборам, поднося для него все новые.

    Витя с ужасом закричал:

           — Я больше не хочу развлекаться, засовывая пальцы куда попало! Это опасное развлечение! Я не хочу остаться без пальцев!

           Как только он произнес эти слова, сразу очутился совсем в другом месте. Своему перемещению он был не рад. Тут человечки не засо­вывали пальцы рук куда попало, но играли с опасными предметами. Одни забавлялись с ножами, бросая их в стенку и в землю, что-то резали и строгали. Другие баловались с ружьями, не зная, заряжен­ные они или нет. Ужас охватил Витю. Того и гляди, нечаянно зарежут или застрелят. Маленькие человечки не умели пользоваться ножами, поэтому получали опасные порезы. Внезапно выстрелило ружье, и пуля задела руку одного из человечков. Витя закрыл от страха глаза и прошептал:

           — Перенесите меня, пожалуйста, из этой страны подальше. Я хочу
    жить. Мне очень страшно.

           Тут же он оказался в странной больнице. Человечки, которые там лежали, лечились сами, без докторов. Около каждого из них лежала куча разных лекарств. Они выбирали самые красивые, похожие на конфеты, и глотали их целыми горстями. От этого им делалось хуже. Но они глотали другие лекарства, от которых им становилось совсем плохо.

    Витя удивился:

           — Почему вы не лечитесь у врачей? Почему принимаете какие хотите лекарства? Вы так никогда не вылечитесь. Даже можете се­рьезно отравиться!

           Человечки удивились таким речам мальчика. Они считали, что лекарства надо выбирать по их красоте, а не пользе. Как только Витя позвал врачей, которые обследовали человечков и назначили им необходимые лекарства, человечки стали поправляться. Они поблагодарили мальчика. Странно, но как только они это сделали, Витя оказался в том же парке, откуда попал в волшебную страну. Его нога была занесена над лужей. Мальчик сразу ее отдернул. Ему расхотелось мерить лужу в ботинках. И вообще с этих пор Витя стал думать, прежде чем что-то сделать.

    Вопросы и задания

    - Что можно сказать о мальчике Вите?
    - Как он попал в волшебную страну?

    - Какие выводы он сделал, побывав у стеклянных человечков?

    -  Почему Витя не стал развлекаться, засовывая пальцы в рабо­тающие электроприборы?

    - Почему Витя испугался, оказавшись среди человечков, которые играли с ножами и ружьями?

    - Как Витя помог человечкам, которые принимали лекарства без назначения врача?

    - Какие полезные советы вы могли бы дать другим детям на примере Вити?

    - Какие еще полезные советы по сохранению здоровья и жизни вы можете дать друг другу?

    - Придумайте продолжение сказки.      

                                        

    •                                             РАССКАЗЫ

                                Девочка-несчастье

           Задачи:

    — знакомить с правилами безопасного поведения дома;

    — развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь в беседе;

    — формировать внимательное отношение к окружающему миру, осторожность, предусмотрительность.

    ***

            Жила-была девочка Маша. Она была такая рассеянная, что даже дома с ней что-то постоянно случалось.

           Мама девочки любила периодически переставлять мебель в квар­тире. От этого у нее поднималось настроение. Она тогда ходила ве­селая и постоянно что-то напевала. К перестановкам мебели Маша относилась без особого интереса, чаще всего их не замечая. Вбегая в квартиру, она то наталкивалась на шкаф, который ранее не стоял на этом месте, то, не глядя, плюхалась на кресло, которого уже не было на прежнем месте. Шишки и синяки стали постоянными спутниками Маши. Она обычно потирала больное место рукой и кричала:

           — Ой, ой, ой! Как больно! Выбросите всю мебель из квартиры! Она меня обижает, дерется постоянно.

           — Машенька, — говорила ей мама каждый раз, — надо быть про­сто внимательной. Мебель тут ни при чем. Я тебе всегда напоминаю, что переставила мебель, но ты меня не слушаешь. Обижаться тебе надо на свою невнимательность, а не на мебель.

           После того как Маша набила себе не одну шишку, она стала вни­мательно осматривать квартиру, прежде чем в ней передвигаться, и слушать то, что говорит мама.

           Но мебель мама передвигала не так часто, а вот шишек и синяков у дочки не убавлялось.

           Маше нравилось входить на кухню, не зажигая свет. Она точно зна­ла, где стоит графин с водой, поэтому быстро проходила к нужному ме­сту. В темноте кухня казалась девочке таинственной и даже волшебной. Но вот беда! Не все члены семьи задвигали табуреты после еды под стол. Девочка то и дело натыкалась на оставленную табуретку, падала, разбивала коленки, локти. Как только в кухне слышался грохот, мама уже знала, что ее дочка опять упала. Сколько раз мама просила Машу зажигать свет, входя на кухню! Но дочка упорно не хотела этого делать. Мама даже собрала семейный совет, на котором строго-настрого на­казала всем членам семьи следить за тем, чтобы табуреты были задви­нуты под стол. Всем было очень жалко Машу, все старались задвигать за собой табурет, но иногда все же кто-то это делать забывал, и все повторялось снова. Мама для Маши даже оставляла в кухне включен­ным маленький ночничок, который слабо освещал пространство. Маше тоже надоело постоянно ходить с синяками и ссадинами на коленках. Она стала включать свет при входе на кухню и передвигаться по ней осторожно. Иногда она просила маму специально выключить свет, убедившись, что все в порядке. Она тихо сидела на кухонном диванчике и придумывала разные истории, но при этом была абсолютно здорова.

           Однажды мама купила новые дорожки в коридор и красивый ковер в детскую. Дома сразу стало уютно и празднично. Маша, которой очень понравилось ходить босиком по мягким дорожкам и ковру, стала бегать из комнаты в комнату. Потом она полежала на мягкой поверхности ков­ра, достала все свои игрушки и стала с удовольствием на нем играть. На следующий день, когда девочка пришла из детского сада, она по привычке надела тапочки и стала бегать по дорожкам. Надо сказать, что подошва у тапочек была скользкой. Маша тут же поскользнулась и растянулась на полу. Ей стало обидно, она даже заплакала.

           — Почему эти дорожки оказались такими противными? — сквозь плач причитала она. — Мне они так понравились! А они мне вот чем
    отплатили!

            — Опять ты обижаешься на предметы, — успокаивая дочку, приго­варивала мама, — дорожки тут совсем ни при чем. Они же не живые. Просто у твоих тапочек скользкая подошва, вот ты и поскользнулась. Надо быть осторожной. Дорожки — это не каток. По дому надо хо­дить спокойно. Завтра я тебе куплю тапочки на резиновой подошве, которые совсем не скользят.

           Маша быстро успокоилась, но с тех пор по дорожкам ходила осторожно.

           В квартире, где жила Маша, был большой зал. В нем настелили паркетный пол. Это было красиво и как-то торжественно. Паркет всег­да блестел, потому что его натирали специальной мастикой. Каждый раз мама строго наказывала Маше ходить по натертому паркету с особой осторожностью в тапочках на резиновой подошве. Но Маше паркет напоминал каток. Она закладывала руки за спину, как фигу­ристка, и скользила подошвами других тапочек по поверхности пола. Часто это заканчивалось плачевно. Однажды Маша даже вывихнула ногу, а в другой раз потянула мышцы ноги. Еще хуже было, когда она упала с разбегу на спину и больно ударилась затылком об пол. При­шлось маме от Маши закрывать зал с натертым паркетом на ключ.

           Маша не очень любила убирать за собой игрушки. Часто она на ночь оставляла их там, где играла. Ночью девочка вставала в туалет и вечно спотыкалась о разбросанные игрушки. Однажды она так споткнулась о брошенную на полу куклу, что, упав, даже сломала себе руку! Пришлось Маше долго лечиться. С тех пор мама каждый вечер стала проверять детскую комнату, а дочка перестала разбрасывать свои игрушки. Уж слишком неудобно было жить с загипсованной рукой, которая болела и чесалась под гипсом.

           Второй раз Маша чуть не сломала руку, когда была в ванной. В этот день мама постирала резиновый коврик, и кафельный пол стал скольз­ким. Сначала Маша плескалась в ванне, пускала мыльные пузыри и купала свои игрушки. Она налила в ванну специальную пену, которая сделала ее очень скользкой. Когда девочка выбиралась из ванны, она поскользнулась и со всего маха плюхнулась в воду. Вода смягчила падение, но вылилась на пол. Очнувшись от падения в воду, Маша стала искать рукой полотенце, чтобы вытереть глаза, которые она не могла открыть из-за пены. Полотенце оказалось совсем не в том ме­сте, где его искала девочка. Поэтому Маша едва удержалась за края ванны, чтобы не выпасть из нее. Найдя полотенце и протерев глаза, девочка стала вылезать из ванны. Пол был скользкий. Ноги Маши поехали. Она покачнулась и начала падать, но тут в ванную комнату вошла мама. Она успела подхватить падающую дочку. Мама даже боялась подумать, что было бы с дочкой, если бы она ударилась об ванну или раковину! Конечно, мама сто раз потом ругала себя за то, что убрала коврик. Она больше никогда не оставляла дочку одну в ванной, а Маша с тех пор была очень осторожной во время купания. Со временем Маша твердо усвоила, как нужно вести себя дома, чтобы не случилось беды. Она перестала быть девочкой-несчастьем. Больше она не стеснялась ходить в садик с синяками и ссадинами — их просто не стало.

           Вопросы и задания

    - О чем этот рассказ?

    - Почему с Машей происходило столько несчастий дома?

    - Из-за чего мебель становилась причиной травм девочки?

    - Почему девочка получала травмы на кухне?

    - Почему натертый паркет может быть опасным?

    - Почему на ночь игрушки всегда надо убирать на место?

    - Почему ванная считается местом, где легко можно получить травму?

    - Почему нельзя касаться проводов и электроприборов мокрыми руками?

    - Какие правила безопасного поведения дома вы усвоили?

    - Придумайте рассказ о Маше, которая хорошо усвоила все| правила безопасного поведения дома.

     

    Как Алешка усвоил правила поведения на воде

           Задачи:                                                                                         

    - знакомить с правилами безопасного поведения на воде;

    - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, речь;

    - формировать ответственное отношение к поведению на воде, внимательно относиться к наставлениям родителей.

    ***

           Алешка очень любил воду. Ему было все равно: маленький ли это пруд или большое море. Мальчику было уже шесть лет, и он умел хорошо плавать. Сколько раз Алешка ездил с родителями то на речку, то на озеро, то на море. Везде ему нравилось.

           Однажды на реке Алешка так осмелел, что решил один доплыть до ее середины. Он улучил момент, когда родители отвлеклись, и побежал к реке. До середины он доплыл легко, а вот на обратную дорогу уже сил не было. Алешка чувствовал, как его покидают силы. Руки стали вялыми, а до берега было еще далеко. Мальчик хлебнул воды. Его охватила паника. От испуга он закричал: «Тону-у-у!!!» Хорошо, что родители его сразу услышали. Отец в несколько взмахов рук доплыл до сына, подхватил его и вытащил на берег. Родители очень испугались за сына. Мама даже заплакала. Алешка и сам испугался. Только тут он понял, почему старшие не разрешали ему заходить в воду одному. Надо, чтобы взрослый был с тобой рядом и в случае опасности мог помочь. После этого случая на реке родители не от­ходили от Алешки ни на шаг.

           Однажды ребята затеяли на речке нырять вниз головой. Позвали с собой и Алешку. Сначала он отказался. Он помнил запрет родителей на ныряние, но нырнуть очень хотелось. Алешка подумал: «Я нырну только один разик и сразу уйду». Он встал на край обрыва, сложил руки над головой, но прыгать испугался. Алешка решил сначала посмотреть, как прыгают другие ребята. Старшие дети стали под­смеиваться над мальчиком и подначивать его. В это время прыгнул очередной ныряльщик. Все ждали, когда он вынырнет, но мальчик не показывался на поверхности воды. Дети громко закричали от страха за товарища. Мужчина, который загорал недалеко от ребят, бросился в воду и вытащил на берег ныряльщика. Он был жив, но нахлебался воды и голова его была поранена. Из нее струйками стекала кровь. Оказалось, что на дне реки, там, где дети ныряли, были острые кам­ни. О них и поранил голову мальчик. Пришлось вызывать «скорую помощь», которая увезла мальчика в больницу. Алешка побоялся рас­сказать родителям об этом происшествии, но сам твердо запомнил, что нырять в незнакомых местах нельзя! Перед его взором еще долго стоял мальчик с разбитой головой.

           Алешка очень боялся грозы. Только об этом он никому не расска­зывал, чтобы не засмеяли. Однажды он с родителями поехал в оче­редной выходной купаться на озеро. С собой взяли палатку, съестное и все для того, чтобы целый день провести у воды. Погода стояла прекрасная, светило жаркое солнце, а чистейшая вода в озере была как парное молоко. Из воды никому не хотелось уходить. Но вдруг небо потемнело, закапал дождь. Купаться стало еще приятнее и весе­лее. Внезапно в небе сверкнула молния, а чуть позже раздался гром.

           — Все быстро выходим из воды! — закричала мама. — В грозу нельзя находиться в воде! Вода притягивает электрический заряд молнии!

           Алешка быстрее всех выбежал из озера и побежал к палатке. Там он накинул на голову плед и под ним тихо заплакал от страха. Вслед за ним в палатку вбежали все остальные члены семьи. Никто не стал смеяться над мальчиком. Палатку закрыли и стали обтираться поло­тенцами, сушиться. Потом папа с мамой начали рассказывать веселые истории. Все развеселились, а Алешка забыл о своем страхе и тоже стал смеяться. Тем временем гроза прошла, снова выглянуло солнце. Все вышли из палатки. Можно было снова купаться, загорать и играть. Алешка понял, что нельзя стыдиться своих страхов. От них нужно избавляться. А еще он понял, что играть с молнией нельзя. Это очень опасно, особенно на воде.

           Наконец сбылась мечта Алешки — он с родителями поехал к морю. Море вызвало у мальчика восторг. Ему казалось, что у него нет конца и края. Целыми днями не выходил он из воды, строил из песка на берегу башни и крепости, собирал красивые морские камешки. Море было то спокойным, то штормило, тогда большие волны с гро­хотом бились о берег. Алешка видел, что отдыхающие любят купаться в волнах. Одни подныривали под них, другие прыгали через волны, третьи сидели на берегу и получали удовольствие от того, что волны окатывали их. Алешка попросил родителей разрешения покупаться в волнах. В воде мама и папа находились с обеих сторон от сына, обе­регая его. Все с удовольствием ловили волну и прыгали через нее. Никто и не заметил большой волны, которая шла от проплывающего мимо катера. Она была такой силы, что закрутила не только Алешку, но и его родителей. Потом волна выбросила всех на берег. Алешка долго откашливался от соленой воды и тер глаза. Он разодрал коленки о гальку. Волна утащила мамины очки и папину бейсболку. Все долго не могли опомниться. Родители испугались за сына. Но Алешка не показал своего страха. Он сел на берегу и подставил волне ноги. На берегу было безопасно. Вот только строить из песка было совершен­но невозможно — волна постоянно смывала постройки. После этого случая Алешка хорошо усвоил, что шутить на море с волнами нельзя ни детям, ни взрослым.

           Родители купили Алешке для безопасности надувной круг. На нем он мог заплывать далеко от берега. Каждый раз, когда роди­тели плыли с ним рядом, он пытался быстрее уплыть от них. Он чувствовал себя сильным и ловким. Дырка в круге была достаточно большой, чтобы свободно пролезть в него. Однажды, уплыв до­статочно далеко от берега, Алешка увидел в толще воды под со­бой стаю рыбок. Рыбки так заинтересовали мальчика, что он даже опустил голову в воду, чтобы их лучше разглядеть. От неловкого движения надувной круг резко наклонился, и мальчик выскользнул из него. Страх сразу сковал все тело Алешки. Он стал судорожно барахтаться в воде. Хорошо, что родители пристально следили за плаванием сына и никогда не уходили от него далеко. У Алешки еще долго стучали зубы от испуга. Два дня он даже не заходил в воду. Но вскоре страх прошел, и мальчик снова наслаждался морем. Из этой ситуации Алешка все же сделал вывод о том, что надувные резиновые игрушки и круги не такие уж надежные и без взрослых пользоваться ими нельзя. Подтверждение этого вывода он получил совсем скоро, когда у одной девочки в воде вдруг внезапно сдулся нарукавник, а взрослый дядя перевернулся на надувном матрасе и нахлебался морской воды.

           Однажды шторм пригнал к берегу моря много медуз. Они были такие прозрачные и красивые, что всем хотелось взять их в руки. Алешка тоже побежал к морю, чтобы понаблюдать за медузами. Мама еле успела поймать его за руку.

           — Сынок, не входи в воду и не трогай медуз. Они могут больно обжечь кожу, — встревоженно сказала она.

    И тут Алешка услышал крик мальчика, который пошел купаться с медузами. Пришлось родителям вести его в больницу. Алешка же послушался маму и наблюдал за медузами с берега. Мама рассказала сыну, что в море живут разные морские животные. Среди них есть такие, которые могут нанести человеку травму. Например, если на­ступить на морского ежа, можно получить колотую рану, которая очень болезненна и долго не заживает.

      С тех пор Алешка был внимателен при купании в море.

           Родители не всегда могли вывезти сына на море, поэтому ему приходилось купаться в ближайших прудах и озерах. Но почему-то купаться можно было не на всех водоемах. Алешка никак не мог понять, почему на озеро надо ехать далеко на машине. Он все время просился покупаться с мальчишками на местный пруд. Но однажды гулять не вышел его друг Витя. Алешка пошел узнать, в чем дело. Мама Вити сказала, что Витя нахлебался грязной воды в пруду и за­болел. Его даже положили в больницу. Больше Алешка не просился купаться в местном пруду, а с удовольствием плавал в чистом озере. За лето он становился сильным, крепким и здоровым. Мальчик твердо усвоил, что солнце, воздух и вода — лучшие друзья детей и взрослых. Но с этими друзьями нужно быть очень осторожными и соблюдать все правила безопасного поведения.

    Вопросы и задания

    - Что случилось с Алешкой на реке? Какие правила поведения на реке он запомнил?

    - Почему при грозе надо обязательно выйти из воды и спрятаться в укрытии?

    - Почему купание в море отличается от купания в реке или озере?

    - Какие происшествия произошли с Алешкой на море? Какие правила купания в море он запомнил?

    - Почему не в каждом водоеме можно купаться?

    - Почему в шутку нельзя звать на помощь в воде?

    - Какие правила безопасного поведения на воде вы запомнили?

    - Расскажите о случаях, которые произошли с вами во время купания.

     

    Как дети учились осторожности

    Задачи:

    - закреплять знания о правилах осторожного обращения с го­рячими объектами, профилактике ожогов;

    - развивать целенаправленное внимание, восприятие, память, воображение, речь;

    - формировать послушание, осторожность в обращении с го­рячими объектами, внимание к окружающему.

    * * *

           Тоне исполнилось уже шесть лет, и она думала, что все уже знает и умеет. Девочка была очень любопытной, поэтому иногда совала свой нос туда, куда его совать не следует.

           Например, мама готовит обед, а дочка тут как тут. Все обнюхает, заглянет во все кастрюли и сковородки, да еще умудрится попро­бовать горячую пищу Мама не успеет выйти из кухни, как Тоня уже у плиты. То зацепится за ручку горячей сковороды, то попадет под обжигающие брызги масла, то нагнется так близко к кастрюле, что попадет лицом прямо под горячий пар, то дотронется до горячей ду­ховки. Мама только и успевала лечить болезненные ожоги у дочки. Дошло до того, что мама стала запирать кухню на ключ, когда в ней что-то готовилось. К тому, что ожоги сильно болели, на их месте еще и образовывались некрасивые рубцы, которые совсем не украшали Тоню. А ведь она была девочкой, а у девочки должна быть красивая, нежная и гладкая кожа.

           Однажды Тоня все-таки пробралась на кухню, когда мама вышла на минутку на лоджию. На газовой плите стояла большая кастрюля с супом. Дочке захотелось помочь маме. Она решила переставить ка­стрюлю на стол, как это делала мама. Тоня взялась за ручки кастрюли, но сразу отдернула руки—ручки были очень горячими. Тогда девочка взяла прихватки. Через них ручки кастрюли уже не обжигали руки Тони. Девочка второй раз попробовала поднять кастрюлю, но она была для нее слишком тяжелой. Тогда Тоня пододвинула ее поближе к краю плиты и снова попыталась поднять. В это время из кастрюли выплеснулся горячий суп прямо на руки Тони. Девочка вскрикнула от боли. Ее крик услышала мама и быстро прибежала на кухню. Еще бы мгновение, и кастрюля с горячим супом могла бы упасть на дочку. Мама так переволновалась, что у нее даже заболело сердце. А Тоня плакала от боли обожженных рук.

           С этих пор мама всегда готовила на кухне вместе с дочкой. Она объясняла ей правила обращения с горячими предметами, учила быть осторожной. Постепенно Тоня усвоила все правила безопасного по­ведения на кухне. Она знала, что ей можно делать, а чего нельзя. Из Тони получалась настоящая хозяйка, которая уже без мамы могла накормить папу ужином.

           У Тони был младший брат Саша. Мама называла его торопыгой, потому что он все делал быстро, не думая. В квартире, где жили дети, из крана с горячей водой часто тек почти кипяток. Родители много раз предупреждали детей, чтобы они сначала открывали кран с холодной водой, а потом постепенно добавляли горячую воду до нужной тем­пературы. Но Саше некогда было думать и вспоминать наставления родителей. Он включал горячую воду на весь напор и сразу подставлял под нее руки, а потом страдал от ожогов. Саша даже не пробовал рукой температуру воды, когда залезал в ванну купаться, и как ошпаренный вылетал из горячей воды. Родителям даже пришлось сделать над кра­нами надписи, напоминающие каждый раз Саше о последовательности открывания кранов. Хорошо, что сын уже умел читать. Постепенно он стал более осторожным. Однажды, когда вся семья пришла в гости к друзьям родителей, мальчик сразу спросил у них, с какой стороны в ванной находится кран с горячей водой. Взрослые удивились такому вопросу, но мальчик объяснил им, что не хочет обжечься горячей водой. Мама с папой были довольны тем, что сын наконец стал осторожным.' Они даже похвалили его за предусмотрительность.

           Однажды жарким летом дети вместе с родителями поехали на юг к морю. На пляже все, кроме Тони, намазались защитным кремом;

           Тоня отказалась мазаться под предлогом, что она никогда не сгорает на солнце. Ей так хотелось похвастаться перед подружками красивым загаром! К вечеру кожа на теле у девочки стала красной. Тоня была похожа на вареного рака. К тому же еще и поднялась температура. Пришлось маме обмазывать дочку сметаной и идти в аптеку за лекарствами от ожогов. Но самым плохим было то, что несколько дней Тоня не могла выходить на солнышко и купаться в море. Потом сгоревшая на солнце кожа клоками обдиралась с тела девочки. Ни о каком красивом загаре речь уже не шла.

           На пляже дети обратили внимание на то, что все люди в темных очках. Сначала они подумали, что это так модно. Но родители тоже не выходили из дома без темных очков. Тоня решила выяснить этот вопрос у родителей.

           - Мама, папа, вы стать модными решили? Поэтому надели тем­ные очки? — спросила она, а потом добавила, — они вам очень идут! Я тоже хочу выглядеть модной. Купите и мне темные очки.

           - Мы, конечно, хотим быть модными, — ответила мама, — но темные очки надеваем не для этого. Они защищают наши глаза от вредного влияния солнца. Глаза у человека очень ранимые, а сол­нечные лучи могут их обжечь. Особенно опасно смотреть прямо на солнце. От этого зрение может ухудшиться. Мы сегодня пойдем в магазин и купим вам детские солнечные очки, чтобы защитить и ваши глазки.

           - А мне очки не нужны! — возразил Саша. — Я солнца не боюсь! Сами ходите в своих очках! Над мальчиками в очках смеются!

           - На пляже все, кроме Саши, были в темных очках. А Саша решил доказать, что не боится солнечных ожогов. Он лег на песок и уставил­ся прямо на солнце. Через некоторое время перед глазами поплыли темные круги, и мальчик крепко зажмурился. Все вокруг стало каким-то расплывчатым. Он испугался и заплакал. К нему подбежала мама и стала спрашивать, что случилось. Сквозь слезы Саша рассказал маме о рези в глазах и темных кругах. Пришлось вести сына к вра­чу-офтальмологу и лечить солнечный ожог. Так глупое отношение к собственному здоровью чуть не стоило Саше зрения. С этого времени мальчик стал очень осторожным по отношению к солнцу и других предупреждал о возможных последствиях длительного загорания и вредного влияния солнца на глаза. Он сам следил за тем, чтобы ни­кто из членов его семьи долго не лежал под солнцем в одной позе, не находился под солнцем без головного убора и не выходил из дома без солнечных очков.

    Вопросы и задания

    - О чем этот рассказ?

    - Почему Тоня постоянно попадала в какие-нибудь неприятные
    истории?                                                                                

    - Как у Тони появлялись болезненные ожоги на теле?             

    - Какие запреты мамы она нарушала?

    -  Какие правила нужно помнить, чтобы не получить ожога на  кухне?

    - Почему Сашу прозвали торопыгой?                                         
    - Каким образом Саша получал ожоги?

    - Какие правила пользования горячей водой необходимо помнить?

    - Чем еще можно обжечься в доме? (Батареи отопления, обогреватели, утюг.)

    - Какой вред здоровью человека может причинить солнце?

    - Почему необходимо пользоваться защитным кремом, нахо-
    диться на пляже под зонтиком? Носить солнечные очки?

    - Что нужно сделать, если вы обожглись? Нужно ли скрывать от родителей полученный ожог, чтобы они не отругали? Расскажите о случаях получения ожогов, которые случались 'в        с вами или с вашими родными и знакомыми

              - Дидактические упражнения: «Солнце — хорошо и плохо», «Огонь — хорошо и плохо», «Электричество — хорошо и плохо».

     

    История про девочку Лену

           Задачи:

    — закреплять знания о пользовании нагревающимися электроприборами, профилактике ожогов;

    — развивать целенаправленное внимание, восприятие, память, воображение, речь, умение рассуждать;

    — формировать ценностное отношение к собственному здоровью.

    ***

           Эта история действительно произошла с девочкой Леной, когда ей было шесть лет. Сейчас ей уже сорок, а ее мама до сих пор без содрогания не может вспоминать эту историю.

           Утро субботы было солнечным и теплым. Вся семья собиралась на дачу к друзьям. Каждому нашлось дело. Времени до отъезда оставалось совсем немного. Мама не успевала все сделать, поэтому и попросила Лену погладить свою косынку. Она выдвинула для дочки гладильную доску, включила утюг и побежала по своим делам.

           Лена была горда тем, что мама дала ей такое взрослое поручение. Она очень любила свою маму, любила так сильно, что не могла ее ничем огорчить.

         Лена была очень послушной девочкой. Любая похвала родителей была для нее настоящей наградой. По характеру Лена была спокой­ной, рассудительной, неторопливой, исполнительной и уступчивой. Она была старше своей сестренки Анечки на три года, но в играх всегда уступала ей главные роли, чтобы не ссориться. В детском саду воспитатели любили Лену за то, что она была их первой помощницей в делах уборки, наведения порядка и чистоты.

           Утюг быстро нагрелся и пылал жаром. Лена аккуратно расправила на гладильной доске косынку и взяла утюг в руку. Она никогда рань­ше самостоятельно ничего не гладила, поэтому движения ее были неловкими. Опустить плавно утюг на косынку Лена не смогла. Он соскользнул с доски и упал прямо на руки девочки. От неожиданности и внезапного страха Лена даже не вскрикнула. Она поставила утюг на место, погладила косынку, выключила шнур из розетки и только тогда взглянула на свои руки. На руках были красные следы от горя­чего утюга. Ожог был достаточно большого размера. На месте ожога кожа сначала покраснела, а потом на ней стали появляться пузыри. Лене было очень больно, но показать этого она не могла. Ведь мама в первый раз поручила ей взрослое задание, а она не справилась! Боль заглушало чувство вины. Девочка пошла в детскую, нашла в шкафу блузку с длинными рукавами и быстро надела ее. Длинные рукава скрывали ожоги.

           Мама, конечно, удивилась, что в жару дочка надела блузку с длин­ными рукавами, но особого значения этому не придала. Отъезд на дачу был шумным и веселым. Дети вели себя как обычно. Ничто не встревожило родителей.

           На даче много веселились, вкусно ели и шумно общались. Детей было несколько человек, поэтому они играли своей компанией от­дельно от взрослых. Лена в этот день была почему-то особенно тихой. Ближе к полудню стало так жарко, что нечем было дышать. Хорошо еще, что на даче было много теневых мест. Особенно приятно было находиться под листвой виноградной лозы, которая обвивала высо­кую арку. Увидев в очередной раз пробегающую мимо Лену, мама подозвала ее к себе, чтобы снять с нее блузку с длинными рукавами.

           Дочка шла медленно и, как показалось маме, не очень охотно. Когда мама сняла с дочки блузку, она сразу увидела ожоги на ее руках. Ожоги были сильными, кожа покрылась страшной коркой. Состояние мамы в это мгновение передать словами невозможно. Слезы текли по ее щекам большими ручьями. Она крепко обняла дочку и долго не могла прийти в себя.

           Взрослые никак не могли понять, почему девочка так долго мол­чала об ожогах. Ведь это же так больно! Все ее жалели. На машине быстро отвезли Лену на станцию «Скорой помощи», где ей оказали необходимую медицинскую помощь, наложили стерильную повязку. Ведь если не наложить такой повязки, то в раны на ожоге может по­пасть инфекция и будет еще хуже.

           Лена не жаловалась и не плакала. Она мужественно переносила боль. Девочка никак не могла понять, почему мама так расстро­илась и всю дорогу обвиняла себя за то, что случилось с дочкой. Она же погладила косынку, выполнила поручение мамы. Зачем же так огорчаться?! А мама не знала, что ей делать — радоваться или жалеть о том, что дочка ее так сильно любит. Страх огорчить маму чуть не привел к беде. С этого времени мама стала еще внимательнее относиться к дочке, на примерах показывать, что люди могут ошибаться, иногда не со зла огорчать своих близких. В жизни все бывает.

    Этой истории мама не забывала всю свою жизнь.

           Вопросы и задания

    - Расскажите о девочке Лене.

    - Что случилось с Леной, когда она выполняла поручение мамы?
     - Почему утюг может вызвать ожог на теле человека?

    - Какие правила безопасного пользования утюгом надо знать?

    - Почему Лена не сказала никому об ожоге?

    - Как она скрыла ожог?

    - Почему ожог девочки вызвал настоящий шок у мамы и других
    взрослых?                                                                           

    - Почему Лену отвезли на станцию «Скорой помощи»? Почему ожог не должен быть открытым?

    - Почему мама Лены в случившемся винила себя?

    - Что значит иметь право на ошибку?

    - Что значит нечаянный проступок?

    - Как, по-вашему, повела бы себя мама, если бы Лена рассказала  ей сразу о своей беде?

    - Какие предметы в доме могут служить источником ожогов?

          - Какие правила безопасного пользования этими предметами вы знаете?

    - Придумайте маленькие рассказики о том, как можно уберечься от ожогов.                                                                                                  

    Славины мечты

    Задачи:

    - закреплять знания о том, как уберечься от падений и ушибов;

    - закреплять правила безопасного поведения;

    - развивать целенаправленное внимание, восприятие, память, воображение, речь, умение делать выводы и умозаключения;

    - формировать послушание, внимательное отношение к окру­жающему, ответственность за свои поступки.

    *  *

           Жил-был мальчик Слава. Он был очень подвижный и любозна­тельный. Не проходило и дня, чтобы мама не зашивала порванные штаны сына или не отстирывала с них самые разнообразные пятна.

           Все свое сознательное детство Слава мечтал быть птицей. Ему нравилось в птицах все: как они летали высоко в небе, могли легко перемещаться в пространстве, облетать преграды, сидеть, где хочется, даже на тонких проводах.

           Славке повезло, что он жил в одноэтажном доме. Высота от окна до земли была небольшой. Утром мальчик любил настежь распахнуть свое окно и, вывалившись из него по пояс, любоваться окружающим и искать в нем что-то новое. Однажды у Славы внезапно закружилась голова, оттого что он висел головой вниз. В таком положении он и вывалился из окна. А под окном рос прекрасный розовый куст. Славка любил по утрам вдыхать аромат цветов розы.

          От крика сына у Славиной мамы волосы на голове встали ды­бом. Она подумала, что он убился насмерть. Картина, которую мама увидела, была не из приятных. Прекрасный куст розы был сломан, а сын весь исцарапан. Слава даже не понял сразу, что с ним случилось и как он очутился на розе. Пришлось оправдываться перед мамой и терпеть зеленку. Царапины долго не заживали, напоминая мальчику о случившемся. Лежа в постели, Саша думал о том, что будь он пти­цей, ни за что бы не упал в розовый куст, а взмахнул бы крыльями и улетел. Но с этих пор он уже не высовывался из открытого окна, а любовался окружающим из безопасного положения. Куст розы мама обрезала, и вместо прекрасных цветов из земли торчали невысокие колючие стебли.

           По вечерам, сидя на подоконнике, Слава любил мечтать, глядя на темнеющее небо, звезды и луну. В своих мечтах он летал на далекие планеты, встречался там с инопланетянами и самыми необычными птицами. Часто мальчик даже забывал, где находится. В реальный мир его возвращал только голос мамы, которая напоминала ему о том, что пора спать. Однажды, улетев далеко в своих мечтах, Слава потерял равновесие и снова выпал из окна. На этот раз под мальчиком оказался не большой куст розы, а торчащие из-под земли толстые колючие стебли цветка, да еще кот, который мирно спал около куста. Все мечты сразу испарились, было больно и обидно. Ссадины от про­шлого падения только зажили, а тут опять ободрал весь бок и напугал бедного кота. Чтобы не пугать маму, мальчик на цыпочках вернулся в дом, нашел пузырек с зеленкой и мужественно смазал все раны. Но iмама вскоре все же увидела раны на теле у сына, Славе пришлось все рассказать. Тогда мама пошла и пересадила розу в другое место на всякий случай. А Славка стал по вечерам мечтать, сидя на кресле около окна. Так было безопаснее.

           Славе так хотелось летать, что он решил научиться этому. Нуж­ны были крылья. Мальчик стащил у мамы простыню и сделал из нее два крыла, привязав ткань к гибким веткам. Потом он забрался на крышу сарая и стал готовиться к прыжку. Крылья-простыни не слушались Славу, они постоянно спадали с рук. Высота сарая была хоть и небольшой, но достаточной для опасного падения. Было не­много страшновато. Славка собрал все свое мужество, расправил «крылья» в стороны, закрыл глаза и спрыгнул с сарая. Очнулся он уже на земле. Вместо полета получилось падение, да еще и с острыми палками в руках. Слава пошевелился, но почувствовал острую боль в ноге. Встать не получилось. Пришлось громко звать на помощь маму, которая в это время занималась огородом. Полет, к прискорбию Славки, закончился переломом ноги, гипсом и долгими мучениями. Глядя на кота, мальчик завидовал его спо­собности прыгать с высоты на свои четыре лапы и не получать от этого травмы.

         Особенно трудно было мальчику подниматься и спускаться по лестнице. Он с удовольствием вспоминал те времена, когда нога была здоровой и он мог, как метеор, сбегать по лестнице вниз. Сколько раз мама просила его держаться за перила! Но он считал себя очень ловким и быстрым, поэтому не слушал советы мамы. Вот и со сломанной ногой Слава попытался спуститься, не держась за перила. Правда, делал он это уже не так быстро и ноги слушались мальчика не так хорошо, как прежде. Сломанная нога в гипсе поехала вперед, соскользнула со ступеньки, и мальчик со всего маху упал на лестницу, скатился вниз и больно ударился головой. Хорошо, что не повредил больную ногу! Мальчик почесал шишку на голове, потер синяки на спине и руках и погрозил лестнице кулаком. Но с перилами он больше не экспериментировал, держался за них, даже когда сбегал с лестницы.

           Нога зажила, и Слава мог вернуться к своему обычному образу жизни. А тут как раз созрели яблоки и груши в саду. Слава охотно помогал родителям собирать урожай. Особенно ему нравилось залезать по лестнице-стремянке на верхнюю ступеньку, чтобы со­рвать самые крупные и румяные яблоки и груши с верхних веток. Снизу лестницу придерживали или мама, или папа. Они старались установить ее так, чтобы она не шаталась и стояла ровно. Но Сла­ва никак не мог дождаться, когда кто-то из родителей установит лестницу. Он торопился скорее забраться по ступенькам наверх. И все бы ничего, если бы у одной яблони лестница от неустойчи­вости не покачнулась и не начала падать. Если бы папа не успел подхватить на руки падающего сына, он свалился бы с высоты на землю. Последствия можно только представить. Слава не на шутку испугался. Какое-то время он отказывался влезать на стремянку, но потом страх прошел, и мальчик снова начал помогать родителям. Только теперь он не влезал на стремянку, которая стоит неустой­чиво и которую не придерживают внизу взрослые. Тем более что опыт падения с табурета, когда Славу никто не подстраховывал, у мальчика уже был.

           После сбора урожая родители решили поощрить сына за помощь и купили ему целую коробку леденцов на палочке. Слава очень любил леденцы и был рад такому подарку. Сначала он их все рассмотрел, разложил по видам, а потом выбрал со вкусом ананаса, засунул его в рот и побежал на улицу. Там его уже поджидал друг Петька. Они договорились бежать наперегонки до конца забора. Слава несся как вихрь. Леденец чуть не вывалился у него изо рта. Пока поправлял леденец, не заметил на пути лежащий камень. Мальчик споткнулся о него ногой, подавшись всем телом вперед, но удержал равновесие. От резкого движения тела леденец вместе с палкой проскочил далеко в горло, поранив его и язык, ободрал нёбо. Слава сразу остановился. Сосать леденец уже не хотелось. Во рту все болело. Он начал обвинять в происшедшем Петьку, который первым предложил бегать наперегонки. Но сам понимал, что друг тут ни при чем. Так коробка с леденцами лежала долго не раскрытой, пока рот Славы не перестал болеть. Больше мальчик никогда не бегал с леденцом во рту.

           Жизненный опыт научил Славу быть осторожным. Он теперь знал, как уберечься от падений и ушибов. Мальчик понял, что здоровье человека — самое главное богатство в жизни. А мечтать Слава не перестал.

      Вопросы и задания

         - О чем этот рассказ?                                                                          

    - О чем мечтал Слава? Как он может осуществить свою мечту, став взрослым?        

        - Что случилось с мальчиком, когда он высунулся из окна?

    - Почему Слава второй раз вывалился из окна? Чем это закон­чилось?

    - Почему у Славы не получилось полететь, как птица? Чем за­кончился прыжок с сарая?

         - Почему Слава упал на лестнице? Для чего нужны перила?

    - Какими правилами безопасного пользования раскладной лестницей пренебрег Слава?

    - Чем могло бы закончиться падение Славы с самого верха лестницы?

    - Почему Слава уже ранее падал со стула? О каком правиле безопасного поведения он забыл?

    - Что случилось со Славой, когда он сосал леденец? О чем не подумал Слава, бегая с леденцом во рту?

         - К какому выводу пришел мальчик?

              - О каких правилах безопасного поведения, которые уберегают от падений и ушибов, вы узнали из рассказа?

               - Нарисуйте эти правила, используя картинки-символы.

     

           Источники

          Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2013.

          Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М., 2012.

          Арефьева JI. Ф. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

          Гусева КВ., Юматова Л.Ж. Мальвина учит Буратино (занятие по теме «Наше тело») // Медработник ДОУ. 2013. № 7.

    Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1999.

    Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1999.

          Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и экс­перименты в детском саду. М., 2010.

    Исаева С.А. Уроки здоровья. Мурманск, 1996.

          Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селивер­стова. М., 1974.

         Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и по­знавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М., 2004.

    Как устроен наш организм. СПб., 1999.

    Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание. 1998. № 3.

          Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа раз­вития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

    Лавринова А.П. Дружим со своим телом. Архангельск, 1999.

    Логинова Л. Мой замечательный нос // Обруч. 1999. № 6.

    Лупша С. Долой Грипп и Ангину // АБВГД. 1997. № 6.

    Молюков М. Кто самый ушастый // Трамвай. 1990. № 10.

          Молюков М. Краткая классификация языков по их форме, размеру, предназначению и др.//Трамвай. 1990. № 9.

    Молюков М. Кто как видит // Трамвай. 1990. № 9.

    Пиль А. Мое тело. М., 2002.

         Прокофьева С.Л., Сатир Г.В., Гришин ВТ. Румяные щечки. М., 1989.

          Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., 1992.

    Северьянова В. Во все глаза // Миша. 1992. № 3.

          Семенова И.И. Неболейка. М., 1997.

          Степанов В.А. Загадки Бабы Яги на обед. М., 2001.

          Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице / Авт.-сост. К.Ю. Белая и др. М., 2000.

    Тело человека. Демонстрационный плакат. М., 2015.

    Федорова Н. Город веселых очкариков // Миша. 1998. № 6.  

    Шарманова С, Федоров А. Спину держать! // Обруч. 2000. № 3.

    Шорыгина Т.А. Беседы о человеке с детьми 5—8 лет. М., 2016.  

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.

    Юрина К Палец в рот не клади // Миша. 1995. № 2.

    Юрина Н. Секрет Ильи Муромца // Миша. 1997. № 3.      

    Юрина Н. Твой вечный двигатель // Миша. 1994. № 9.   

    Янкеливич Е.Г. Физкультура и здоровье. От трех до семи. М., 1997.