Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: "Комнатные растения"

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

    КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ (детям 3-4 года)

    ГЕРАНЬ, КАКТУС

          Приблизительный пассивный и активный словарь: кактус, герань, растение, веточки, корень, стебель, листья, иголки, горшок, лей­ка, ухаживать, поливать, рыхлить, срезать, красивый, засохший, комнатный, душистый, колючий.

           Занятие 1

           Тема «Герань»

           Цель: знакомство с характерными признаками комнатного рас­тения на примере герани; развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением.

           Оборудование: цветок герани в горшке; раздаточный материал, содержащий части герани.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

           Педагог подходит к окну и задает вопрос. Что стоит на подоконнике? (Цветы.)

           2. Рассматривание герани.

           Это герань. Герань растет только в помещении. Ее специ­ально выращивают люди, чтобы украсить свои дома. На улице герань не растет. Там для нее слишком холодно. Герань лю­бит солнце. Дома ее всегда ставят на подоконник, где сол­нечные лучи бывают часто.

           Затем педагог показывает строение герани (корень, стебель, ли­стья, цветы), рассказывает, что герань цветет мелкими цветочками разного цвета, бывают цветочки розового, белого, красного цвета. Отмечает, что если листик герани потереть в руке, можно почув­ствовать приятный запах. Демонстрирует это детям.

           В заключение дети показывают и самостоятельно называют части герани. При этом показ сопровождается вопросами педагога.

           Что ты показал? (Я показал листья.) Какого цвета лис­тья ты показал? (Я показал зеленые листья.) Какой формы листья ты показал? (Я показал круглые листья.)

           3. Работа с раздаточным материалом.

           Детям раздаются конверты с раздаточным материалом, содержа­щим части цветка герани в горшке. Они должны из отдельных час­тей сложить целый цветок. У каждого ребенка цветок герани своего цвета.

           Что у вас получилось? (Цветок.) Как называется цве­ток? (Герань.) Где у герани стебель? Где у герани корень? (В горшке.) Где у герани веточки? Где у герани цветочки? Какого цвета у тебя цветочки, Маша? Сколько цветочков у герани? (Много.)

           В заключение педагог объясняет, что все цветы, которые растут в помещении, называются комнатными.

           4. Итог.

           Какой цветок мы сегодня рассматривали?

     

           Занятие 2

           Тема «Кактус»

           Цель: уточнение характерных признаков комнатных растений, обучение сравнению двух цветков с выделением общих и отличи­тельных признаков, составление предложений по образцу.

           Оборудование: цветок кактуса в горшке, фотографии цветущих кактусов, картинки с изображением кактуса и герани.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

           Как называются цветы, которые растут в комнате?

           2. Рассматривание кактуса.

           Педагог показывает детям кактус и рассказывает о нем.

           Кактусы отличаются от других комнатных цветов по внеш­нему виду. Вместо листьев у кактуса колючие иголки — ко­лючки. Кактусы нельзя трогать руками, можно больно уко­лоться. Стебель у кактуса очень толстый. В стебле кактус на­капливает воду. Его можно редко поливать. Цветут кактусы очень редко. Цветок у кактуса крупный, он располагается на самой верхушке.

           Показывает детям фотографии цветущих кактусов.

           3. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Кактус».

           Колючий кактус словно еж, Его руками не возьмешь, Но с виду добродушный, Доверчивый, послушный. Почти не поливайте, Но землю разрыхляйте. Цветет же кактус редко, Но колет очень метко. По содержанию стихотворения педагог задает вопросы.

           4. Сравнение кактуса и герани. Детям показываются картинки с изображением кактуса и гера­ни. Проводится сравнение цветов с помощью вопросов.

           У кактуса есть стебель, и у герани есть ... (стебель). У гера­ни стебель тонкий, а у кактуса ... (толстый). У герани есть листья, а у кактуса ... (колючки).

           И так далее.

           5. Итог.

           Назовите два комнатных цветка. Посмотрите, какие ком­натные цветы растут у вас дома? Спросите их названия.

     

           Занятие 3

           Тема «Уход за комнатными растениями»

           Цель: формирование элементарных представлений об уходе за комнатными растениями, использование глагольной лексики в на­стоящем времени.

           Оборудование: сюжетная картина «Комнатные растения», лейка, палочка для рыхления почвы, влажная тряпочка, цветок герани.

           1. Оргмомент.

           Какие комнатные цветы растут у вас дома? Кто ухажи­вает за ними?

           2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

           Педагог показывает цветок герани, рядом ставит лейку, кладет палочку для рыхления почвы и влажную тряпочку. Затем объясня­ет, что за цветком надо ухаживать.

           Кто видел дома, как мама ухаживает за цветами? Зачем нужна лейка? (Поливать цветок.) Что наливают в лейку? (Воду.) Чем можно рыхлить землю в горшке? (Палочкой.) Как вы думаете, зачем нужна тряпочка? (Протирать листики.)

           3. Рассматривание сюжетной картины «Комнатные растения».

           Детям показывается картина с изображением детей, ухаживаю­щих за комнатными растениями. Последовательно внимание детей обращается на каждого персонажа и его действия.

           4. Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картинке).

           Девочка цветок ... (поливает). Мальчик землю ... (рыхлит). Девочка листья ... (вытирает).

           5. Итог.

           О каких цветах мы говорили? Я надеюсь, что вы дома и в детском саду будете помогать взрослым ухаживать за ком­натными цветами.

     

     

           Дети (68 лет) должны:

    - уметь использовать в своей речи названия комнатных расте­ний;

    - показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;

    - различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;

    - отличать части растения (корень, стебель ...);

    - знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят;

    - знать о том, как надо за ними ухаживать;

    - иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями ...).

           Расширение словарного запаса детей:

           названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепес­ток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, по­доконник;

           признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, па­хучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющий­ся, опущенный, колючий;

           действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускать­ся, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, рас­ти, цвести, срезать, рвать, пахнет.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    • Грамматический строй речи

           Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

    Фиалка — фиалочка,

    герань — геранька,

     кактус — кактусик,

    корешок — корешочек,

    стебель — стебелек,

    лист — листок (листик),

    бутон — бутончик,

    отросток — отросточек,

    цветок — цветочек,

    земля — землица,

    вода — водичка (водица),

    солнце — солнышко.

           Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

    Фиалка — фиалки — фиалок,

    фикус — фикусы — фикусов,

    фуксия — фуксии — фуксий,

    кактус — кактусы — кактусов,

    папоротник — папоротники — папоротников,

    свет — много света,

    корень — корни — корней,

    стебель — стебли — стеблей,

    лист — листья — листьев,

    бутон — бутоны — бутонов,

    лепесток — лепестки — лепестков,

    цветок — цветки — цветков,

    рассада — много рассады,

    вода — воды — много воды (вод),

    подоконник — подоконники — подоконников.

           Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном  падежах «Посчитай один — два — пять»

    Фиалка — две фиалки — пять фиалок.

    Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

    • Лексический строй речи

           Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (опи­сывая его строение, уход за ним и способ размножения)

    Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хруп­ких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухажи­вать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение раз­множается черенкованием.

    МИНУТКА ОТДЫХА

    Огонек

    Хрустит за окошком морозный денек.

    Стоит на окошке цветок-огонек.

    Малиновым цветом цветут лепестки,

    Как будто и вправду горят огоньки.

    Его поливаю, его берегу.

    Его подарить никому не могу!

    Уж очень он ярок, уж очень хорош,

    Уж очень на мамину сказку похож!

    Е Благинина

     

    Март, 2-я неделя Лексическая тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]

    (Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.)

     

    •        Занятие 1

           Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне­ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас­тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых­ление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко­лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.

           Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

           Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

          Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради «Занимаемся вместе»-, № 1, №2 по числу детей, контейнер с карандашами, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

           Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад. Рас­сматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме.

           Ход занятия

           1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Раз­витие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

           Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

           Логопед. Вспомните экскурсии в ботанический сад, в уто­лок природы нашей группы, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к|.

           1-й ре бе но к. Кактус.

           2-й ребенок. Колеус.

           3-й ребенок. Кливия.

           4-й ребенок. Камнеломка.

           Логопед. Очень хорошо. Садитесь.

           2. Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и воспри­ятия.]

           Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

           Логопед. Посмотрите на картинку «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

           1 -й р е б е н о к. Мы видим воспитателя и детей.

           Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

           2-й ребенок. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

           Логопед. Что делает воспитатель?

           3-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

           Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

           4-й ребенок. Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

           Логопед. Что делают девочки?

           1-й ребенок. Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

           Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

           2-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

           3. Рассказ по картине «Уголок природы». [Развитие связной речи.] .

           Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.

           Логопед. Давайте составим рассказ по картине, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?

           1-й р е б е н о к. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли и что делают.

           Логопед. Что вы расскажете потом?

           2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают воспитатель, мальчики, девочки.

           Логопед. Чем вы закончите рассказ?

           3-й ребенок. Мы расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

           Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну ми­нуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рас­сказ целиком.

           1-й ребенок. На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными рас­тениями.

           2-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рас­сматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

           3-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

           Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Настя, повтори рассказ целиком.

           Ребенок повторяет рассказ целиком. Логопед оценивает работу детей.

           4. Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса.]

           Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.

           Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

           Логопед показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

           5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений пись­менной речи.]

           Логопед приглашает детей за столик, раздает тетради и ста­вит на стол контейнер с карандашами.

           Логопед. Посмотрите на комнатные растения. Что нарисо­вал художник?

           Дети. Это кактус и камнеломка.

           Логопед. Обведите камнеломку и горшок, в котором она растет, а потом раскрасьте картинку.

           Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они рабо­тают.

            6. Игра «Что липшее?» [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.]

           Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, помеща­ет на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

           Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

           Дети. Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

           Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

           1 -й р е б е н о к. Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

           2-й ребенок. Лишний кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

           Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

           7. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамма­тического строя речи. Автоматизация звука"[р] в предложении.]

           Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, бе­рет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

           Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коров­кой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правиль­ностью произношения звука [р].

           Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

           1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

           2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

           3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

           4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. (И т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

           8. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (определение места звука в словах).]

           Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

           Логопед. Посмотрите на левую страничку тетради. В ниж­ней ее части задание на определение места звука в словах. Опре­делите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.

           Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради и контейнер с карандашами.

           9. Разгадывание ребуса. (Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.]

           Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

     

           Рис. 46

           Логопед. Давайте отгадаем ребус.

           Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

           Дети. В слове мак надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова как.

           Логопед. Напишите ее.

           Один из детей пишет часть слова на доске.

           Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

           Д е т и. Из слова туча надо убрать две последних буквы. Оста­нется ту.

           Один из детей пишет часть слова на доске.

           Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

           Дети. Кактус.

           Логопед. Отлично. Вы разгадали очень трудный ребус. Я вами горжусь.

           10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занима­лись, и оценить работу друг друга.

    •        Занятие 2

           Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.

           Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в предложении), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

           Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

           Оборудование. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, коврограф, предметные картинки с изображениями комнатных

    растений, карточки-схемы для игры «Шифровки», картинки-пазлы, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, плос­костное изображение кактуса, мелкие картинки со звуками [с] и [ш] в названиях, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

           Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим.

           Ход занятия

           1. Организационный момент. [Уточнение и активизация слова­ря по теме «Комнатные растения». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

           Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей к стульчикам, стоящим вокруг стола.

           Логопед. Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. 1-йребенок. Ге-рань. 2-й ребенок. Фи-кус.

           Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из трех слогов.

           3-й ребенок. Баль-за-мин. 4-й ребенок. Кли-ви-я.

           Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с первым зада­нием.

           2. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.]

           Логопед предлагает детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

           Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

           Дети. Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все ос­тальные слова — названия комнатных растений.

           Логопед предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.

           3. Игра «Шифровки». [Развитие навыка звукобуквенного ана­лиза.]

           Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений.

           Логопед. Посмотрите на картинки и назовите комнатные растения, изображенные на них.

           Дети. Герань, кактус, фикус, бальзамин.

           Логопед помещает на магнитную доску две карточки.

     

           Рис. 47

           Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру «Шифровки». Подберите картинку к карточке-шифровке, на которой схема слова изображена с помощью синих кружков и букв. Для работы я разделю вас на две команды. В первой команде будут Вадик и Ариша. Они найдут картинку к первой схеме. Во второй команде будут Ваня и Настя. Они подберут картинку ко второй схеме. На­деюсь, вы помните, какие звуки обозначают синие кружки.

           Дети. Они обозначают твердые согласные звуки.

           Логопед приглашает детей, к доске предоставляет им возмож­ность посовещаться и выбрать картинки. Картинки помещаются над схемами. Остальные картинки логопед убирает.

           Логопед. Расшифруйте и запишите под схемами слова. Пусть это сделают девочки, а мальчики будут им подсказывать.

           Дети пишут слова: кактус, фикус. Команды проверяют и оцени­вают работу друг друга. Логопед награждает всех наклейками.

           4. Пазлы «Комнатные растения» (8 частей). [Развитие зритель­ного гнозиса и конструктивного праксиса.]

           Логопед убирает картинки и схемы, стирает с доски слова, приглашает детей за стол, раздает им пазлы (рис. 48).

           Логопед. А теперь каждый из вас соберет изображение одного из комнатных растений из частей. Выполняйте работу.

           Дети выполняют работу. Логопед оценивает ее.

     

           Рис. 18В

           5. Подвижная игра «Комнатные растения» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Комнатные растения»). [Развитие общей мото­рики, регуляция мышечного тонуса.]

           Логопед приглашает детей на ковер и проводит с ними подвижную игру.

           6. Работа в тетради №2. [Развитие навыка звукового анализа слов.]

           Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

           Логопед. Вы разгадали такие сложные шифровки, что со следующим заданием справитесь без труда. Я в этом не сомнева­юсь. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Вы должны выполнить звуковой анализ слова шар и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить шар в такой цвет, который вам нравится.

           Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Логопед может задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания.

           Логопед. Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом, Арина?

           1 -й р е б е н о к. Он обозначает твердый согласный звук [ш].

           Логопед. Почему в твоей схеме два синих кружка, Ваня?

           2-й р е б е н о к. В этом слове два согласных твердых звука: [ш], |р]. (И т. п.)

           Дети заканчивают работу, логопед оценивает ее, собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.

           7. Упражнение «Украсим кактус». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с]—[ш] в предложении).]

           Логопед приглашает детей к коврографу, закрепляет на нем плоскостное изображение большого кактуса, рассыпает на столике картинки {сосулька, свеча, подсолнух, лиса, кошка, мышка, шар, ля­гушка, хлопушка, груша, Петрушка, Чебурашка) с приклеенными к ним «липучками».

           Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в Мек­сику. Скоро Новый год. У нас нет елки, зато есть огромный кактус. Давайте украсим кактус предметами со звуком [ш] в названиях. Вы­бирайте картинку и начинайте ответ со слов я повешу на кактус...

           Дети выполняют задание, украшают кактус игрушками, ком­ментируя свои действия. Логопед оценивает их работу.

           8. Рассказы о комнатных растениях по схеме. [Развитие связной речи, мышления.]

           Логопед убирает пособия и приглашает детей за стол. На маг­нитную доску он помещает схему рассказа о комнатных растениях (рис. 49), а на столе раскладывает картинки с их изображениями.

           Логопед. Теперь я хочу предложить вам рассказать о ком­натных растениях. Выберите каждый по одной картинке и, поль­зуясь схемой, составьте рассказ. Сначала назовите растение, по­том скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, рас­скажите об уходе за ним.

           Логопед предоставляет детям одну минуту для подготовки к рассказу.

           1-й ребенок. Это герань. Герань — комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные ро­зовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна.

    Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика.

           9. Игра «Книжка-раскраска». [Автоматизация произношения звука [р] в предложении.]

    Логопед убирает алгоритм и картинки, раздает детям карточ­ки с контурными изображениями комнатных растений.

    Логопед. Это картинки из книжки-раскраски девочки Тамары. Расскажите, что будет раскрашивать Тамара. Пра­вильно стройте предложения и следите за произношением звука [р].

           1 -й р е б е н о к. Тамара раскрасит монстеру. 2-й ребенок. Тамара будет раскрашивать гортензию. 3-й ребенок. Тамара хочет раскрасить герань. 4-й ребенок. Тамаре нужно раскрасить традесканцию. Логопед. Отлично! Вы очень красиво говорили и правильно построили предложения.

           10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

    Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает их работу.

     

           Рис. 20

    К ак называется растение?

    Оно комнатное или садовое?

    Какие части есть у растения? Их особенности.

    Как за ним следует ухаживать?

    •        Занятие 3

           Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Комнатные растения». Формирование це­лостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совер­шенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика на­рушений письменной речи.

           Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, тонкой моторики.

           Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности, навыков сотрудничества.

           Оборудование. Магнитная доска, пальчиковый бассейн с чече­вицей, листья комнатных растений, серия картинок «Аленький цветочек» (Учимся рассказывать. Серии картинок и конспекты занятий к ним,— СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2007.), предметные картинки с изображениями комнатных растений, контейнер с карандашами, слоговые схемы, карточки с недорисованными растениями,

           Предварительная работа. Рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опу­шенный, мясистый, сочный, глянцевый, гладкий, блестящий.

           Ход занятия

           1. Организационный момент. Упражнение «Подбери листок».

           [Развитие зрительного внимания и восприятия. Объявление темы занятия.]

           Логопед встречает детей, организует приветствие, приглаша­ет их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди чечевицы спрятаны листья комнатных растений.

           Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному листочку.

           Дети выполняют задание.

           Логопед. Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажи­те, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь?

           1-й ре бен ок. Это лист герани. Он круглый, волнистый, мяг­кий, зеленый.

           2-й ребенок. Ау меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный, зеленый.

           3-й ребенок. Я нашел лист фикуса. Он овальный, заострен­ный, гладкий, блестящий.

           4-й ребенок. Ая нашла лист бегонии. Он заостренный, се­ребристый, пятнистый, сочный.

           Логопед. Правильно. Вы узнали листья комнатных расте­ний. Сегодня мы продолжим разговор о них.

            2. Упражнение «Составь и прочитай». [Совершенствование на­выка чтения предложений.]

           Логопед убирает пальчиковый бассейн со стола.

           Логопед. Переверните листья и прочитайте слова, написан­ные на них.

           Дети переворачивают листья и читают наклеенные на них слова.

           1-й ребенок. Шапка

           2-й ребенок. У Маши

           3-й ребенок. Шубка

           4-й ребенок. У Даши

           Логопед. Разбейтесь на пары так, чтобы у вас получилось два предложения.

           Дети выкладывают на столе и читают два предложения.

            Д е т и. У Маши шапка. У Даши шубка.

           Логопед. Молодцы. Очень хорошо. Логопед убирает листья со стола.

           3. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Профилактика нару­шений письменной речи.]

           Логопед раздает детям картинки и ставит на стол контейнер с карандашами.

          Логопед. Художник начал рисовать комнатные растения, но не закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинок. До­рисуйте их и раскрасьте. Вы должны нарисовать точно такие же половинки, как те, что мы видим у художника.

           Дети выполняют работу, логопед оценивает ее, а потом убира­ет рисунки и контейнер с карандашами.

     

           Рис. 50

           4. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совер­шенствование навыка слогового анализа слов.]

           Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений {герань, кактус, фикус, пальма, фиалка, кливия, бальзамин, колеус) и две слоговых схемы.

     

           Рис. 51

           Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разо­бью вас на две команды. Одна выберет растения, названия кото­рых делятся на два слога, и поместит их изображения под первую схему, а вторая выберет растения, названия которых делятся на три слога, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.

           Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.

           5. Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек» и беседа о ней. [Развитие диалогической речи.]

           Логопед помещает на магнитную доску серию из четырех кар­тинок.

           Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

           Логопед предлагает всем выйти к доске и вместе выполнить эту работу.

           Логопед. Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам мы будем составлять рассказ «Алень­кий цветочек», но сначала давайте побеседуем. Послушайте нача­ло рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.

           Оля и Юля — близ­нецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка — «Волшебные сказки». А что принесла им бабушка?

           1-й ребенок. Бабушка принесла им по маленькому горшоч­ку с землей.

           Логопед. Как вы думаете, что она сказала девочкам?

           2-й ребенок. Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет чудо».

           Логопед. Что сделали девочки?

           3-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.

           Логопед. Что произошло через неделю?

           4-й ребенок. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрас­ный цветок.

           Логопед. Что закричала Оля, увидев цветок? Вспомните на­звание рассказа.

           1-й ребенок. «Аленький цветочек!» — закричала Оля.

           Логопед. Что сказала ей бабушка? Она же видела, как Оля заботилась о цветке.

           2-й ребенок. «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за за­боту».

           Логопед. А что сказала Юля, увидев, какой цветок вырасти­ла ее сестра?

           3-й ребенок. Юля взяла свой горшочек с землей и удиви­лась: «А где же мой цветочек?»

           Логопед. Что ответила ей бабушка?

           4-й ребенок. «А твой цветочек погиб, потому что ты не уха­живала за ним», — вздохнула бабушка.

           Логопед. Вы-то хорошо знаете, как надо ухаживать за ком­натными растениями. Не зря у нас в группе такие красивые цветы.

           6. Гимнастика «На окне в горшочках». [Развитие общей мото­рики.]

           Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

    На окне в горшочках

    Дети сидят на корточках лицом в

    Поднялись цветочки.

    круг, медленно встают.

    К солнцу потянулись,

    Тянутся на носочках, руки вверх, ши-

    Солнцу улыбнулись.

    роко в стороны.

    К солнышку листочки

    Ладони повернуть вверх.

    Повернут цветочки.

     

    Повернут бутоны.

    Руки соединить над головой, медленно

    В солнышке утонут.

    развести в стороны.

    И. Нищева

     

           7. Подготовка к рассказу по серии картинок.

           Логопед приглашает детей за стол, предлагает подумать и под­готовиться к рассказу по серии картинок.

           8. Рассказ по серии картинок по частям. [Развитие связной речи.]

           Логопед предлагает троим детям составить рассказ по частям. При необходимости он напоминает каждому ребенку, о чем тот будет говорить. Затем дети составляют рассказ.

           1 -й р е б е н о к. Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка — «Волшебные сказки». А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

    — Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и про­изойдет чудо.

           2-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином гор­шочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

    — Аленький цветочек! — закричала Оля.

           3-й ребенок. Бабушка улыбнулась и сказала:

    — Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

    — А где же мой цветочек? — спросила Юля.

    — А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, — вздохнула бабушка.

           9. Обобщающий рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.]

           Логопед предлагает четвертому ребенку повторить рассказ це­ликом.

           4-й ребенок. Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка — «Волшебные сказки*. А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

    — Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и про­изойдет чудо.

           Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой гор­шочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеле­ный росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

    — Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

    — Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

    — А где же мой цветочек? — спросила Юля.

    — А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним,— вздохнула бабушка.

           10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог занятия и предлагает детям выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает приз.

    •        Занятие 4

           Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование сущест­вительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Совершенствование на­выка слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в предло­жении.

           Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на задан­ный звук), зрительного внимания, восприятия, мышления, тон­кой и артикуляционной моторики, координации речи с движе­нием.

           Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

           Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изоб­ражениями комнатных растений, контейнеры с фишками для сло­гового анализа и анализа предложений, плоскостное изображение девочки, сюжетная картинка, коврограф, плоскостные изображе­ния растений, состоящие из частей.

           Предварительная работа. Рассматривание комнатных расте­ний в зимнем саду, составление словосочетаний: две пальмы, пять кактусов, три бегонии и т. п. Работа над сложноподчиненным предложением со словами для того чтобы на индивидуальных за­нятиях с логопедом.

           Ход занятия

           1. Организационный момент. [Совершенствование граммати­ческого строя речи (согласование существительных с числитель­ными два и пять). Объявление темы занятия.]

           Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко­тором лежат предметные картинки с изображениями комнатных растений), организует приветствие.

           Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы комнатные растения. Сначала сядет тот, кто сможет представить, что у него на картинке не одно, а два и пять растений, и расскажет об этом.

           1-й ребенок. У меня два кактуса и пять кактусов.

           2-й ребенок. У меня два фикуса и пять фикусов.

           3-й ребенок. У меня две пальмы и пять пальм.

           4-й ребенок. У меня две бегонии и пять бегоний.

           Логопед. Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

           2. Соревнование «Кто скорее?» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

           Логопед ставит на стол контейнеры с фишками для слогового анализа слов.

           Логопед. Проведем соревнование. Разделите название рас­тений на своей картинке на слоги и положите под картинку столько фишек, сколько в слове слогов. Кто скорее? Раз, два, три. Начали!

           Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и опре­деляет победителя.

           3. Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]

           Логопед убирает картинки и фишки со стола.

           Логопед. А теперь — игра «Закончи предложение». Я начи­наю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающую­ся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение цели­ком.

           Комнатные растения необходимо поливать...

           1 -й р е б е н о к... .для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

           Логопед. Листья на комнатных растениях нужно протирать...

           2-й ребенок. ...для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

           Логопед. Комнатным растениям нужен солнечный свет...

           3-й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

           Логопед. Комнатные растения нужны человеку...

           4-й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

           Логопед. Чудесно. Это было трудное задание. Вы просто молодцы.

           4. Упражнение «Составь схему предложения». [Развитие речево­го слуха. Совершенствование навыка анализа предложений.]

           Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол фишки для анализа предложения.

           Логопед. Посмотрите на картинку и составьте простое предложение.

           Дети. Девочка поливает фиалки.

           Логопед. Возьмите фишки и составьте схему предложения. Лети выполняют задание. Логопед проверяет выполнение зада­ния и задает детям несколько контрольных вопросов.

           Логопед. Сколько слов в этом предложении?

           Д е т и. В этом предложении три слова.

           Логопед. Произнесите второе по счету слово.

           Дети. Поливает.

           Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?

           Дети. Точку.

           Логопед убирает картинку и фишки.

           5. Игра «Что растет в зимнем саду у Иры». [Автоматизация про­изношения звука [р] в предложении.]

           Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображе­ние девочки с лейкой и картинку с изображением гортензии.

           Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Кирилл?

           1-й ребенок. У Иры растет гортензия.

           Логопед помещает на доску картинку с изображением традес­канции.

           Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Саша?

           2-й ребенок. У Иры растут гортензия и традесканция. Логопед помещает на доску картинку с изображением монстеры.

           Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Настя?

           3-й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция и монстера.

           Логопед помещает на доску картинку е изображением герани.

           Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Диана?

           4-й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и герань.

           Логопед. Давайте все вместе повторим последнее предложе­ние.

           Д е т и. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и ге­рань.

           Логопед убирает картинки с магнитной доски.

           6. Подвижное упражнение «Вот такие!» [Развитие обшей мото­рики, творческого воображения.]

           Логопед приглашает детей выйти на ковер.

           Логопед. А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»

           Логопед. Какие у кактусов иголки?

           Дети показывают растопыренные пальцы.

           Дети. Вот такие!

           Логопед. Какие у нас в зимнем саду пальмы?

           Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

           Дети. Вот такие!

           Логопед. Какие цветы у глоксинии? Дети изображают руками «фонарики».

           Дети. Вот такие!

           Логопед. Какие стебли у традесканции? Дети наклоняются, опускают расслабленные руки.

           Дети. Вот такие!

           Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

           7. Игра «Исправь ошибки». [Развитие зрительного внимания и восприятия.]

           Логопед помещает перед детьми коврограф, на котором закреп­лены плоскостные изображения растений, состоящие из частей. Части растений перепутаны.

           Логопед. Посмотрите на растения. Правильно ли я собра­ла их?

           1 -й р е б е н о к. Нет. У герани один лист монстеры.

           Логопед. Исправь мою ошибку.

           Ребенок исправляет ошибку.

           2-й ребенок. У фикуса цветы герани.

           Логопед. Исправь мою ошибку.

           Ребенок исправляет ошибку.

           3-й ребенок. У монстеры листья фикуса.

           Логопед. Исправь мою ошибку.

           Ребенок исправляет ошибку.

           4-й ребенок. У фиалки листья герани.

           Логопед. Исправь мою ошибку.

           Ребенок исправляет ошибку.

           Л о г о п е д. Вы исправили все ошибки. Молодцы.

           8. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]

           Логопед предлагает детям продолжить игру.

           Логопед. Теперь вы будете закрывать глаза по моей команде, а я — убирать одно растение. А вы будете рассказывать, чего не стало.

           По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

           Логопед. Чего не стало?

           1-й ребенок. На стало фиалки.

           Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. Логопед оценивает работу детей и убирает пособия.

           9. Упражнение «Расставь цветы». (Развитие фонематических представлений.]

           Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает кар­точки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус, фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).

           Логопед. Какие буквы вы видите на доске?

           Дети. Б, К, Ф, Г.

           Логопед. Расставьте карточки с изображениями комнатных растений под те буквы, с которых начинаются их названия.

           Дети выходят к доске и все вместе выполняют работу. Логопед оценивает ее.

           10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.]

           Логопед подводит итог изучения лексической темы и оценивает работу каждого ребенка.

     

     

           Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи").