Дидактический материал к лексической теме "Я человек. Мужчины и женщины"
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: "Я ЧЕЛОВЕК. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ" (младшая группа)
Взрослые люди делятся на мужчин и женщин. Они отличаются одеждой, прической. У мужчин обычно короткие стрижки; они носят брюки, пиджаки, рубашки, кепки, фуражки. Женщины могут волосы не стричь, укладывают их в прически, заплетают в косы, украшают бантами, заколками; носят чаще кофты, юбки, платья, шапки, платки. Мужчины и женщины работают, заботятся о детях, помогают им делать то, что у них не очень хорошо получается.
Взрослые люди бывают молодыми и пожилыми, старыми. У взрослых людей бывает разное настроение — плохое и хорошее. Во многом оно зависит от самочувствия, а также от того, как себя ведут их дети. Если они послушны, не капризничают, не болеют, не портят вещи — настроение бывает хорошим. Если дети ссорятся, дерутся, отбирают игрушки, грубо разговаривают, взрослые огорчаются, у них бывает плохое настроение. Мужчины и женщины по-разному проявляют свое настроение: мужчина может нахмуриться, ни с кем не разговаривать, женщины при плохом настроении грустят и даже могут заплакать. Детям нельзя огорчать взрослых, расстраивать их. Нужно быть послушными и заботливыми.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: "Я ЧЕЛОВЕК. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ" (средняя группа)
Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только одеждой и прическами. Они занимаются разными делами. Мужчины любят те занятия, в которых нужно проявить силу, выносливость, смелость, изобретательность. Женщины больше любят заниматься тем, что требует доброты, терпения, аккуратности, заботы. Поэтому мужчины и женщины по-разному работают и отдыхают.
Мужчины чаще бывают военными, летчиками, моряками. Это настоящая мужская работа. Мужчины должны быть сильными, ловкими, смелыми, чтобы защищать свою страну, город, семью. Чтобы быть настоящими мужчинами, мальчикам с детства нужно заниматься физкультурой, закаливанием, спортом.
Женщины чаще работают воспитателями, медицинскими сестрами, библиотекарями, швеями. Их работа требует доброты, терпения, аккуратности. Для того чтобы быть настоящими женщинами, девочкам нужно научиться играть с детьми, знать много песен, стихов, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша.
Взрослые люди много работают, поэтому им необходим отдых. Мужчины и женщины по-разному отдыхают: мужчины любят охотиться, ловить рыбу, смотреть телевизор, заниматься спортом, а женщины — гулять, вязать, вышивать.
Отдыхают люди в основном вечером, после работы, в выходные дни, в свой отпуск. Чтобы взрослые больше отдыхали, дети должны помогать им работе по дому. Не следует мешать взрослому во время отдыха, нужно дать ему возможность заниматься любимым делом.
Мужчины и женщины отличаются своим внешним видом: у мужчин более широкие плечи, ступни большего размера, у женщин плечи уже, их руки меньше, чем руки мужчин. Мужчины носят галстуки, брюки, запонки на рубашках; женщины украшают свою одежду брошками, цепочками, волосы — бантами, заколками.
Движения мужчин более резкие, стремительные, чем движения женщин. Женщины перемещаются плавно, размеренно. В поведении мужчин и женщин ценятся разные поступки. Настоящий мужчина должен защищать слабого, выполнять тяжелую работу. Настоящая женщина должна быть нежной, доброй, заботливой, аккуратной.
Мужчины помогают женщинам войти в транспорт, пропускают их вперед; выходя из поезда, автобуса, подают женщине руку. Мужчины первыми приглашают женщин танцевать, после танца провожают их на место.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: "Я ЧЕЛОВЕК. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ" (старшая группа)
Мужчины и женщины во многом похожи: им нравится общаться, ходить в гости, получать подарки, они любят своих детей, работу. Однако во многом они отличаются. Мужчины и женщины по-разному выглядят. Мужчины обычно не украшают свою одежду. Есть одежда, обувь, головные уборы, которые носят и мужчины и женщины, но выглядят она по-разному: женская одежда более яркая, в ней часто используются различные украшения (кружева, цветная отделка, красивые пуговицы, банты и т.д.).
Чтобы быть привлекательным и приятным для других людей, мужчины и женщины следят за внешним видом: стирают и отутюживают одежду, вовремя пришивают пуговицы, чистят обувь, головные уборы, следят за своими прическами. Женщины любят носить украшения: бусы, серьги, браслеты, цепочки, клипсы, которые подбирают к одежде по цвету, стилю.
Чтобы нравиться другим людям, нужно не только хорошо одеваться. Человек даже в нарядной одежде не произведет впечатления, если не будет красиво двигаться, следить за осанкой. Но не все люди выглядят привлекательно. Некоторые из них болеют и не могут красиво двигаться. Есть люди, которые не видят, — это слепые люди. Они ходят, ощупывая дорогу, палкой. Кто-то с детства не может ходить или пострадал в аварии и ездит в инвалидной коляске. К таким людям нужно быть особенно внимательными. Не следует разглядывать их пристально, это может быть им неприятно, надо помочь поднять оброненную вещь, перевести через дорогу.
Красота мужчин и женщин проявляется не только в том, как они выглядят, но и в том, как они себя ведут; в их поступках. Настоящий мужчина не кричит, не злится на других людей, не затевает драку, не обижает слабых. Он всегда поможет женщине нести тяжелые вещи, уступит ей место, пропустит вперед. Он защищает слабого, помогает пожилым людям, ответствен, решителен, честен и смел.
Женское достоинство проявляется в другом: в заботе, нежности, доброжелательности. Настоящая женщина не может быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой. Достойная женщина всегда приветлива, проявляет заботу о других; с ней спокойно и уютно; она может успокоить, утешить, приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.
О красивых (не только внешне, но и внутренне) мужчинах и женщинах написано много сказок, стихов, рассказов, снято множество фильмов. На них хочется быть похожими и вести себя так же, как они. Много достойных мужчин и женщин окружает нас в жизни (родственники, соседи, знакомые, работники детского сада). Им приятно, что они доставляют удовольствие другим людям, нравится, когда их родные, близкие, знакомые замечают их доброе отношение к ним. Любой человек получает удовольствие, если другие заметят и скажут, как он хорошо выглядит, какой он сильный, добрый, смелый, трудолюбивый. Очень важно уметь замечать хорошее в людях, искренне восхищаться ими.
Все мужчины и женщины работают, имеют разные профессии. Есть профессии, которыми занимаются и мужчины и женщины: учитель, врач, строитель, продавец, актер, официант. Той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины; они работают военными, пожарными, сталеварами, моряками, спасателями. Профессиями, которые требуют терпения, усердия, кропотливости, доброты, заботы, чаще занимаются женщины: ткачиха, доярка, медсестра, няня, воспитательница.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: "Я ЧЕЛОВЕК. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ" (подготовительная к школе группа)
Взрослые люди (мужчины и женщины) занимаются разными делами: они работают, учатся, отдыхают, ходят в гости, путешествуют, воспитывают детей. Чтобы быть здоровыми, долго жить, приносить пользу другим, доставлять радость окружающим, они постоянно следят за собой, приводят в порядок свои вещи, занимаются спортом.
Занятия спортом помогают утвердить себя в своих достижениях, прославить своими успехами родной город, страну, быть крепкими и здоровыми. Есть виды спорта, которыми занимаются и мужчины, и женщины (легкая атлетика, плавание). Отдельными видами спорта (борьба, культуризм) занимаются чаще мужчины, потому что они требуют силы, решительности. Те виды спорта, которые связаны с проявлением гибкости, легкости, грациозности, больше привлекают женщин (художественная гимнастика, фигурное катание). Достижения мужчин и женщин в спорте высоко ценится людьми. Выдающиеся спортсмены (прыгун в высоту Сергей Бубка, фигуристка Ирина Роднина) получают высокие правительственные награды, их знают во всем мире.
Взрослые люди (мужчины и женщины) занимаются творчеством: пишут стихи (Е. Благинина, И. Токмакова, С. Есенин), рассказы (Е. Чарушин, П. Бажов), создают музыкальные произведения (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков) и произведения изобразительного искусства (В. Васнецов, И. Глазунов, В. Мухина), выражают себя в танце (Г. Уланова, В. Гордеев), пении (А. Пугачева, Е. Образцова), выступают на эстраде (К. Райкин, Е. Петросян, Е. Степаненко). Их творчество приносит людям радость, помогает отдыхать, поднимает настроение.
Среди взрослых людей много ученых, изобретателей (Леонардо да Винчи, И.П. Кулибин, М.В. Ломоносов). Об их изобретениях знает весь мир, они помогают человеку в жизни, облегчают его труд.
Чтобы обеспечивать себя и других всем необходимым, взрослые люди работают. В трудовой деятельности мужчины и женщины не могут обходиться друг без друга. Мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выдержки, решительности. Они чаще бывают руководителями, поскольку в этом случае необходимы высокая ответственность, твердость характера. Женщины в основном занимаются профессиями, где нужна забота, аккуратность, доброта, кропотливость (медицинская сестра, ткачиха, швея). Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают то, что необходимо людям для удобства, здоровья, счастливой жизни. В труде проявляется красота человека-творца. Все, что сделано руками людей с любовью, вызывает восхищение, требует бережного отношения.
Мужчины и женщины не только вместе работают, но и вместе отдыхают. У них могут быть разные увлечения и интересы, но это не мешает им понимать друг друга. Женщины любят общаться, ходить в гости, беседовать, читать, разводить цветы, шить и покупать одежду, косметику. Для них очень важно быть красивыми, нарядными. Чтобы хорошо выглядеть, женщины пользуются помадой, пудрой, тушью для ресниц, духами; носят разные украшения. Мужчин больше привлекают другие занятия: они любят смотреть по телевизору спортивные игры, охотиться, заниматься спортом.
Интересы и увлечения мужчин и женщин бывают разными. Иногда мужчинам нравится вышивать, а женщинам — рыбачить. Интересы друг друга нужно уважать и относиться к ним с пониманием. Мужчины и женщины по-разному проявляют свои чувства. Мужчины более сдержанны, они редко плачут, ссорятся. Женщины гораздо ярче переживают испуг, обиду, отчаяние; они чаще смеются, радуются. Однако бывает и так, что мужчины очень огорчаются из-за событий, которые их взволновали; женщины могут вести себя по-мужски в сложных жизненных ситуациях. Есть качества, которыми отличаются мужчины (воля, твердость, благородство, решительность, смелость, ответственность) и женщины (доброта, терпение, трудолюбие, аккуратность, нежность, покладистость, верность). Но каждый человек может проявлять их в зависимости от своего характера, от того, что происходит с ним в жизни.
Мужчины и женщины проявляют заботу и внимание по отношению друг к другу: дарят подарки, готовят приятные сюрпризы. Особенно это важно, если они любят друг друга. Ради любви люди совершают подвиги, сохраняют верность своим возлюбленным долгие годы. О любви поэты, писатели и музыканты сочинили много произведений.
Чувство любви между мужчиной и женщиной — одно из самых высоких человеческих чувств. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. Многие мужчины и женщины проносят любовь через всю жизнь, она согревает тех, кто живет с ними рядом.
Источники
Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 160 с. (Дорогою добра).
Список рекомендуемой литературы
Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5—7 лет. М., 2012.
Авдеева Ю.В. Я — это целый мир. Тетрадь по социализации детей 5—7 лет. М., 2013.
Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет: Методические рекомендации. М., 2009.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011.
Иванова Н.В. и др. Социальное развитие детей в ДОУ: Метод, пособие. М., 2008.
Ковалева А. Мои друзья. Развивающие задания и игра для детей 4—5 лет. М., 2015.
Ковалева А. Моя планета. Развивающие задания и игра для детей. М., 2015.
Ковалева А. Моя семья. Развивающие задания и игра для детей 3—4 лет. М., 2015.
Ковалева А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6—7 лет. М., 2015.
Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности воспитания детей 3—7 лет: Методическое пособие. М., 2013.
Коломийченко Л.В., Зорина Н.А. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты. Пермь, 2011.
Коломийченко Л.В., Фадеев СБ. Народная культура как средство формирования тендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста: Моногр. Пермь, 2013.
Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. М., 2013.
Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М., 2013.
Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М., 2013.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М., 2012.
Четвертаков КВ. Познаем мир. Игровые задания для детей 3—4 лет. М., 2013.
Четвертаков КВ. Познаем мир. Игровые задания для детей 4—5 лет. М., 2014.
Четвертаков КВ. Познаем мир. Игровые задания для детей 5—6 лет. М., 2013.
Важно: уважаемые студенты, обращаю ваше внимание на то что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи.").