Технологии развития артикуляционной моторики

Гольская Оксана Геннадьевна

      Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к некоторым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

       Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

-проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

-проведение работы по борьбе с солевацией;

-проведение артикуляционной гимнастики.

 

       1. Логопедический массаж

       Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхнос­ти тела человека как руками, так и специальными ап­паратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж является фоновой процедурой, улучшающей питание тканей. Массируя кожу, мы воздействуем на все ее слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа нераз­рывно связана.

       Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, за­медляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия.

       Массаж оказывает существенное влияние на суста­вы. Под действием массажа улучшается кровоснабже­ние сустава и укрепляется связочный аппарат сустава.

       Нервная система первая воспринимает действие мас­сажа, так как в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продол­жительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утрачен­ные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также дея­тельность внутренних органов.

       Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства.

       Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего происходит усилен­ный газообмен между кровью и тканью (кислородная терапия).

 

Детский логопедический массаж.

 

       Положение ребенка при массаже лежа или полуле­жа на спине: руки вытянуты вдоль туловища, стопы свисают за край массажной кушетки.

       Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимичес­кой и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги ит. д.);

4) стимуляция проприоцентивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического ре­чевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

       Методические указания к проведению расслабляю­щего массажа:

1.Массаж проводится в медленном темпе.

2. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

1)мышцы шеи и плечевого пояса;

2)мимическая мускулатура;

3)мышцы губ;

4)мышцы языка.

       Методические указания к проведению активизиру­ющего массажа:

1.Движения логопеда должны быть достаточно рит­мичными.

2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего мас­сажа может быть следующая:

1)мимическая мускулатура;

2)мышцы губ;

3)мышцы языка;

4)мышцы шеи и плечевого пояса.

       Техники массажа

       Сила массажа - это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она мо­жет быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повы­шает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способ­ствует развитию тормозных процессов.

       Темп массажа может быть быстрым, средним и мед­ленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный — снижают.

       Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

       Приемы массажа:

-поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное;

-растирание;

-разминание;

-вибрация и поколачивание; 

-плотное нажатие.

       Выбор приемов массажа зависит от состояния мы­шечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

       Массаж лобной области. При массаже лобной обла­сти производят:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1)поглаживание плоскостное, глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала рос­та волос, от середины лба к височным областям;

2)растирание прямолинейное (продольное и попереч­ное), круговое, спиралевидное; все приемы прово­дить «переступанием» во всех направлениях;

3)разминание - надавливание прерывистое, пощипывание большим и указательным пальцами по всей поверхности лобной области;

4)вибрацию — «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят но 4—5 пассов.

       Массаж области глазницы. При массаже области глазницы производят:

1) поглаживание в верхней части орбиты по направле­нию к височным областям, в нижней части орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное;

2) растирание прямолинейное, круговое по тем же ли­ниям;

3) разминание — надавливание, в верхней части орби­ты щипцеобразное, в нижней — по направлению к переносице;

4) вибрацию — поколачивание пальцами.

       Массаж щек. При массаже щек производят:

1) поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение;

2) растирание круговое, прямолинейное, спиралевид­ное, пиление;

3) разминание щипцеобразное, надавливание, сдвига­ние, растяжение;

4) вибрацию — «пальцевой душ».

       Массаж области носа. При массаже области носа производят:

1) поглаживание плоскостное, щипцеобразное;

2) растирание — прямолинейное, круговое, щипцеоб­разное, штрихование; разминание — надавливание, щипцеобразное;

3) вибрация — сотрясение концевыми фалангами боль­шого и указательного пальцев. Все движения проводят от кончика носа к переносице.

       Массаж области рта и подбородка. При массаже области рта и подбородка производят:

1) поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям, от крыльев носа к мочке уха, от углов рта к ушным раковинам, плос­костное и щипцеобразное;

2) растирание — круговое, прямолинейное, спиралевид­ное, штрихование, щипцеобразное;

3) разминание — надавливание, щипцеобразное, рас­тяжение, сдвигание;

4) вибрация— «пальцевой душ», похлопывание.

Все приемы чередуют с поглаживанием, при масса­же носогубной складки движения проводят от нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.

       Массаж языка. При массаже языка производят:

1) поглаживание плоскостное (лучше проводить обре­занной т-образно зубной щеткой), снизу вверх от кон­чика языка при расслаблении и сверху вниз при уве­личении тонуса;

2) растирание прямолинейное (продольное и попереч­ное), круговое, спиралевидное; все приемы прово­дить «переступанием» и глажением, снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;

3) разминание — надавливание прерывистое, шипце-образное, пощипывание большим и указательным пальцами, снизу вверх от кончика языка при рас­слаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;

4) вибрацию — «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

       Массаж подъязычной связки. При массаже подъя­зычной связки производят:

1) поглаживание плоскостное (лучше проводить обре­занной т-образно зубной щеткой), сверху вниз, сни­зу вверх — холостой ход;

2) растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает уздечку и производит прямолинейное (продольное и попе­речное), круговое, спиралевидное растирание, разминание, перетирание.

Все приемы проводить «переступанием» и глажени­ем, снизу вверх и сверху вниз;

       

       2. Массаж ушных раковин (аурикулотерапия).

 

Что такое аурикулотерапия?

 

При массаже ушных раковин производят:

1) плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;

2) растирание — поочередно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;

3) разминание — щипцеобразное надавливание;

4) вибрацию с использованием приспособлений (пало­чек, стерженьков различного диаметра с шарообразно закругленными концами).

 

Массаж ушей.

       Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуще­ствляющих связи с центральными и вегетативными от­делами нервной системы и внутренними органами.

       Общая схема расположения точек на ушной ракови­не напоминает ребенка в эмбриональ­ном состоянии. Можно пред­ставить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в вер­хней части ушной раковины.

       Точки ушной раковины расположе­ны довольно близко друг к другу, раз­меры их незначительны, и обнаружить их только по анатомическому описанию непросто. Таких точек в настоящее вре­мя насчитывается до двухсот. У здоро­вого человека они как бы скрыты и не проявляют себя. При острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Так, зона, находящаяся на валике противозавитка, по своему действию соответствует проекции позвоночника. Мочка и противокозелок — соответственно проекция головного мозга, артикуляционного аппарата, глаз.

       Для выявления зон болезненности ушную раковину сдавливают между большим и указательным пальцами (8—10 раз), фиксируя ответную реакцию. В процессе массажа ушной раковины вначале усиливается местная болезненность уха, затем появляются ощущение тепла, жжение, болезненность уменьшается, периферическая боль затихает, наступает лечебный эффект. Для дости­жения лечебного эффекта необходимо детальное изуче­ние строения и расположения точек воздействия (кар­тография наружного уха).

       3. Точечный массаж

       Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую реак­ции организма.

       Местная реакция — это реакция локального харак­тера в месте воздействия. Под действием точечного воз­действия локально изменяется сосудистый тонус, повы­шается местная температура кожи.

       В зависимости от техники воздействия на локаль­ную точку метод может быть возбуждающим или успо­каивающим. Так, при нарушениях мышечного тонуса, при повышении его, применяется «тормозной», «седативный» метод — находят необходимую точку, в тече­ние 5-6 с производя вращательные движения по часо­вой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно наращивая усилие, фиксируют достигнутый уровень на 1-2 с, производят противоположное движе­ние, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, умень­шают постепенно силу надавливания, выполняя враще­ние в течение 5-6 с. Затем, не отрывая пальца от фик­сируемой точки, данный цикл движений повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии (при воздействии в течение 1 мин седативным способом производят 4 входа и выхода, каждый по 15 с, если необходимо воздействовать 2 мин, то производят 8 входов и выхо­дов). С каждым воздействием усилие надавливания на точку увеличивается в зависимости от предусмотренных ощущений у массируемого (распирание, онемение, болезненность, тепло и др.).

       При явлениях пониженного тонуса применяется «стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая) тех­ника точечного массажа, находят точку, затем в тече­ние 3—4 с проводят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом, данное движе­ние повторяют 8-10 раз в одной точке, что составляет 40-60 с воздействия. Симметричные точки массируют попарно и одновременно. Массаж, как правило, пред­шествует логопедическому занятию.

       Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2-м курсами перерыв две недели; между 2 и 3-м перерыв может составить около трех ме­сяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3—6 меся­цев. Сеанс массажа следует проводить через день. Пере­рыв между сеансами массажа, проводимого целым кур­сом, не должен превышать трех дней.

 

Массаж пальцев рук для развития речи.

 

       В логопедическом массаже используется, как прави­ло, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.

       Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры:

-А — одиночная точка под носом в верхней трети вер­тикальной борозды;

-Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

-В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

-Г — парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

-Д — парные точки на нижней челюсти, расположе­ны почти на одной вертикальной линии с точками В.

       Метод массажа БАТ выгодно отличается от других относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия, возможностью применения как в доврачебной практике, так и во время лечения. Разно­видности точечного массажа могут быть применены в комплексе с лекарственной терапией. Необходимо помнить, что методы древневосточной медицины лишь дополняют современные методы, обогащая их, но никак не заменяют их полностью и не являются панацеей от всех болез­ней. При применении точечного массажа необходимо учи­тывать все основные положения и требования современ­ной медицины.

       В том случае, если массаж направлен на релакса­цию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

       4. Зондовый массаж

       Логопедический точечный массаж, который прово­дится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц артикуляционного аппа­рата, при вялой — их укрепление.

       Массаж зондами:

а)игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка;

б)зондом «лопаточка» — вибрация щек, губ, языка;

в)зонд «салазки» — поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз;

г)«рубящий» зонд — постукивающие движения;

д)зонд «толкач» — разминание.

       Данный массаж хорошо проводить при помощи об­резанной зубной щетки. Движения те же, что и при зондовом, да и логопедическом массаже.

       Массаж лица, в который входят расслабление ли­цевой и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, расслабление шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в за­висимости от состояния мышечного тонуса артикуля­ционной зоны. По длительности массаж не более 5 ми­нут. Массаж, кроме нормализации мышечного тонуса языка, губ, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинистезий). При асимметриях тонуса мышц артикуляции массаж проводится гипер­коррекцией соответствующей стороны — на поражен­ной стороне — больше движений. Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, рас­ширения возможности речевых мышц и включения их в процесс произношения.

       5. Искусственная локальная гипо - и гипертермии (ИЛГ)

       Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методичес­ком центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направле­ний современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способству­ет нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.

       Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемператур­ных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

       Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия: только гипотермия (холодовой массаж);

-только гипертермия (тепловой массаж);

-гипотермия, затем гипертермия;

-поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

       Показанием к применению данной методики явля­ются:

-возраст с двух лет;

-формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;

-различные виды артикуляционных апраксий;

-синкинезии в артикуляционной моторике;

       Противопоказания к использованию ИЛГ:

-атонически -астатическая форма ДЦП;

-холодовая аллергия;

-индивидуальная непереносимость; заболевания ЛОР- органов и ОРВИ;

-эписиндром и повышенная судорожная готовность. Пределы проведения холодовой аппликации огра­ничиваются языком, губами, и не затрагивают около­ушные и подчелюстные слюнные железы. Холодовую аппликацию необходимо начинать с пробной дозы воз­действия (3-5 с). Если не возникнет аллергических ре­акций, значит, метод приемлем для данного ребенка и может быть включен в схему коррекционно-логопедической работы.

       Авторы методических рекомендаций К.А. Семено­ва, О.В. Степанченко и Л.И. Виноградова предлагают следующую методику использования ИЛГ в логопеди­ческой практике.

       Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата: круговая мышца рта, боль­шая скуловая мышца, подбородок в области подчелюст­ной ямки, язычная мускулатура. При накладывании льда на язык, придерживая последний за кончик марлевой салфеткой, делаем скользящие движения по кончику, спинке и боковым краям языка. Для активизации цент­ральных отделов рече - двигательного анализатора контра­стное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть пра­вой руки. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лед, а в качестве высокотемпературного — шерстяная варежка, опущенная в горячий на­стой трав успокоительного сбора. Продолжительность экспозиции в первый день проведения ИЛГ 10 с, затем при ежедневном увеличении процедуры на 10-15 с, сле­дует довести воздействие до 4 минут и в этом режиме продолжить курс, состоящий из 20-25 сеансов. Целе­сообразно проводить по три курса ИЛГ с перерывом в 10 дней, затем через 6 месяцев повторить полный курс лечения.

       6. Артикуляционная гимнастика

       Работа по развитию основных движений органов ар­тикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимна­стики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

       Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

       При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

       Из выполняемых двух-трех упражнений новым мо­жет быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать ста­рый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

       Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном по­ложении.

       Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а так­же свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гим­настики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

       Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

      Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

       В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

       Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

       6.1. Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

       Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

-рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

-намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

-поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

       После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

       Далее вводятся следующие упражнения:

1.«Непослушные губки». Покусывание  и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.«Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.«Рыбки разговаривают»:

-хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

-сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

-щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6.«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фыр­канье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать ниж­нюю губу, обнажая нижние зубы.

8.«Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.«Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»: удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

-удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

       6.2. Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3.«Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

       6.3.Артикуляционная гимнастика для мышц языка

       Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений. с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

-помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

-вытягивание языка вперед и убирание его назад;

-стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях. Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5— 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3.«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4.«Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6.«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.«Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8.«Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.«Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.«Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13 «Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.«Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17.«Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18.«Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Ниж­няя челюсть не двигается.

20.«Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21. «Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.«Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.«Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26.«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

       6.4. Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

       Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

       Предлагаем комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.

1.«Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2.«Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторож­но, избегая резких движений.

3.«Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4.«Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5.«Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6.«Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7.«Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони.

Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющи­еся ладони. Расслабиться.

8.«Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9.«Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10.«Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

       6.5. Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1. «Спать хочется»:

-позевывать с открытым и закрытым ртом;

-позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2.«Горлышко болит»:

-произвольно покашливать;

-хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

-покашливать с высунутым языком;

-имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

-полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

-глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

-глотать капли воды, сока.

3.«Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

-стону;

-мычанию;

-свисту.

6.«Силач»:

-запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

-опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

-запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

-выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.

8.«Ишачок». Произносить, удерживая кончик вы­сунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

9.Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 

       Литература.

Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).