Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Дидактические игры

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ

    •         Дидактическая игра «Назови правильно»

            Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нуж­ный промысел среди других, обосновывать свой выбор, со­ставлять описательный рассказ.

          Материалы и оборудование: планшет с изображениями на­родных промыслов России.

    Игровые правила. Дети поочередно задают друг другу зада­ние и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникнове­ния и характерные особенности.

    • Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

            Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-при­кладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы рос­писи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

             Материалы и оборудование: карточки с изображениями из­делий народных промыслов.

            Игровые правила. Дети поочередно друг у друга вытаскива­ют карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изобра­жена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

    • Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

               Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «ка­пельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому про­мыслу.

                Материалы и оборудование: трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

                 Игровые правила. Детям предлагается набор элементов хох­ломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

    • Настольная игра «Домино»

              Дидактические задачи: закрепить знания детей о декора­тивно-прикладном искусстве — игрушке, умение находить нужную игрушку и обосновывать свой выбор. Закрепить зна­ние об изготовлении народной игрушки и об особенностях каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

          Материалы и оборудование: карточки, поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

        Игровые правила. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положить их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, карго польская игрушка к каргопольской и т.д.

    • Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»

                Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Вос­питывать у детей чувство гордости за родной край — край умельцев и мастеров.

                 Материалы и оборудование: карточки с изображениями раз­личных узоров росписей.

                Игровые правила. Дети поочередно друг другу задают зада­ние, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т. е. на­звать элементы росписи, его цветовое решение.

    • Дидактическая игра «Городецкие узоры»

                 Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использо­вать полученные знания для составления композиции.

                 Материалы и оборудование: трафареты городецких изде­лий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные тра­фареты) .

                 Игровые правила. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

    • Дидактическая игра «Распиши платок»

                 Дидактические задачи: закрепить знания детей об искусст­ве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять  простейшие  узоры  из  различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов/ веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.

                 Материалы и оборудование: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), рас­тительные и цветочные элементы.

                 Игровые правила. Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

    • Дидактическая игра «Художественные часы»

                 Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промы­сел среди других и обосновывать свой выбор.

                 Материалы и оборудование: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображениями разных промыс­лов). Кубик и фишки.

                 Игровые правила. Играющий бросает кубик и считает, сколь­ко у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (от­счет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Расска­зать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правиль­ный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

    • Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

                  Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи. Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.

                  Материалы и оборудование: элементы гжельской розы из бумаги (картона).

                   Игровые правила. Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрыва­ет тот, кто первым сложил гжельскую розу.

    • Дидактическая игра «Найди домик матрешки»

                    Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке — матрешке и умение выделять фигурки по величи­не. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

                   Материалы и оборудование: карточка с силуэтами матре­шек — их домиков, матрешки разные по величине.

                   Игровые правила. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.     

    • Дидактическая игра «Собери матрешку»

                Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке — матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

                   Материалы и оборудование: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

                   Игровые правила. Собрать из отдельных частей целую мат­решку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

    • Дидактическая игра «Найди лишнее»

                   Дидактические задачи: учить находить предметы опреде­ленного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

                  Материалы и оборудование: три-четыре изделия (или кар­точки с их изображениями) одного промысла и одно — лю­бого другого.

                  Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет «лишнее» изделие и сможет объяснить свой выбор.

    • Дидактическая игра «Узнать элементы узора»

                 Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, вни­мание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

                 Материалы и оборудование: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых 3—4 свобод­ных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора,^реди которых варианты росписи, отличающиеся цве­том, деталями.

                  Игровые правила. Определить, какие из предложенных кар­точек с изображением элементов росписи подходят к элемен­там узора основной карты.

    • Дидактическая игра «Лото»

               Дидактические задачи: закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдатель­ность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

              Материалы и оборудование: большие карты с изображения­ми предметов, украшенных какой-либо росписью; по краям карт — до шести клеток с изображениями элементов данной росписи; карточки с вариантами элементов узора, отлича­ющихся цветом, деталями.

               Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответст­вии с рисунком на больших картах, внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

    • Дидактическая игра «Найди пару»

                Дидактические задачи: закрепить представление об основ­ных элементах какой-либо росписи, научить различать и срав­нивать их между собой, правильно называть, пользуясь назва­ниями, придуманными мастерами промысла, развивать на­блюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

                Материалы и оборудование: прямоугольные карточки, раз­деленные на две клетки (одна с элементами узора, другая — пустая), карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.

                    Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответст­вии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто пер­вым подберет пары всех элементов на своих карточках.

    • Дидактическая игра «Разрезные картинки»

                   Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в со­ставлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению ре­зультата,   наблюдательность,   творчество,   вызывать  интерес к предметам декоративного искусства.

                   Материалы и оборудование: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разреза­но на части (можно подготовить варианты разрезанных изде­лий, поделив их на 4—8 частей различной геометрической формы).

                    Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

    • Дидактическая игра «Народные промыслы»

                Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

                      Задачи:

    - расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;

    — совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;

    - воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;

    - развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

                       Материал: игра проводиться в мини-музее «Русская изба». Предварительно туда вносятся игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.

                       Ход игры

           Вариант Ӏ

           Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов. В избе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена изба.

           Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.

           Вариант ӀӀ

           Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. В избе выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать из избы лишние предметы.

           Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

           Вариант ӀӀӀ

           Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

           Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов (см. приложение 1).

           Вариант ӀV

           Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему (см. приложение 2).

           Приложение 1

           Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.

           Коромысло – толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки вёдер на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.

           Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом, то наматывалась.

           Половик - плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

           Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

           Сарафан - русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.

           Русская печь — это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.

           Чугунок – металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями — ухватами. В них пища готовилась быстрее, и они были прочнее чем глиняные горшки.

    Ухват — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

           Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.

           Русские утюги. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

           Приложение 2

    Хохлома

    В деревне Семёново — в русском краю,

    Стояли избушки там в бытность свою…

    И пели там птицы, кормила земля.

    И жёлтая ржица ласкала поля.

    Леса там родили рябину, цветы.

    И люди там жили, лелея мечты.

    Чтоб жизнь была краше для жителей тех-

    Писали на чашах узор для потех.

    Писали узоры их руки, души.

    Молились в соборах, чтоб не было суши.

    А в этих узорах рябиновых лоз.

    Царили соборы, леса и покос.

    Там музу вершил кистью русский народ.

    И сказку творил, нежно вписаный плод.

    Там сказка вплеталась в ковши и дома.

    Вот так зарождалась у нас…(Хохлома).

     

    ***   ***   ***

    И чего здесь только нету:

    Гроздья огненных рябин,

    Маки солнечного лета

    И ромашки луговин.

    Всё вобрала, словно память:

    Зорь червонные лучи

    И узорчатый орнамент

    Древнесуздальской парчи.

    Листья рдеют, не редея,

    От дыхания зимы.

    Входим в царство Берендея,

    В мир волшебной красоты.

    Резные ложки и ковши

    Ты разгляди-ка не спеши.

    Там травка вьётся и цветы

    Небывалой красоты.

    Блестят они, как золотые,

    Как будто солнцем залитые.

    Все листочки как листочки,

    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    Называют…(Хохломой).

     

    Гжель

    Сине-голубые розы, листья, птицы.

    Увидев вас впервые, каждый удивится.

    Чудо на фарфоре – синяя купель.

    Это называется просто роспись… (гжель).

     

    ***   ***   ***

    Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.

    И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!

    Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

    Синими цветочками, нежными виточками.

    На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

    Из-под белого снежочка растут синие цветочки.

    Неужели, неужели, вы не слышали о… (Гжели).

     

    ***   ***   ***

    Синяя сказка – глазам загляденье,

    Словно весною капель,

    Ласка, забота, тепло и терпенье,

    Русская звонкая …(Гжель)

     

    Городецкая роспись

    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    Желтый вечер, черный конь,

    И купавки, как огонь,

    Птицы смотрят из ларца –

    Чудо-роспись… (Городца).

     

    ***   ***   ***

    Есть на Волге город древний по названью – Городец.

    Славиться по всей России своей росписью творец.

    Распускаются букеты ярко красками горя,

    Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

    Если взглянешь на дощечки ты увидишь чудеса!

    Конь бежит, вся земля под ним дрожит!

    Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

     

    Дымковская игрушка

     

    Ели спят у большака

    В инее седом.

    Спят деревья, спит река,

    Скованная льдом.

    Мягко падает снежок,

    Вьется голубой дымок.

    Дым идет из труб столбом,

    Точно в дымке все кругом.

    Голубые дали,

    И село большое Дымково назвали.

    Там любили песни, пляски.

    В селе рождались чудо-сказки.

    Вечера зимою длинны,

    И лепили там из глины.

    Все игрушки не простые,

    А волшебно расписные.

    Белоснежны, как березки,

    Кружочки, клеточки, полоски –

    Простой, казалось бы, узор,

    Но отвести не в силах взор.

    И пошла о Дымке слава,

    Заслужив на это право.

    Говорят, о ней повсюду.

    Удивительному чуду

    Мы поклонимся не раз,

    А затем пустимся в пляс.

    Хороша игрушка расписная,

    Вся поет бесхитростно светла.

    И видна мне радость молодая

    Ставшего искусством ремесла.

    Не потому ль игрушкой этой

    Народ так свято дорожил,

    Что он свое стремленье к свету

    В фигурки яркие вложил?

    Сегодня игрушек сверкающий ряд

    Выходит, на свет показать свой наряд.

     

    ***   ***   ***

    Чем знаменито Дымково?

    Игрушкою своей!

    В ней нету цвету дымного,

    Что серости серей.

    В ней что-то есть от радуги

    От капелек росы

    В ней что-то есть от радости

    Гремящей, как басы!

     

    ***   ***   ***

    Конь домчит до карусели.

    На седло залез Емеля.

    Влез, встал, засвистал –

    Засвистал, поскакал.

    Кони глиняные мчатся

    На подставках, что есть сил.

    И за хвост не удержаться,

    Если гриву упустил.

    Посмотри, как хороша эта девица-душа.

    Щечки алые горят, удивительный наряд,

    Сидит кокошник горделиво,

    Барышня так красива.

    Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

     

    ***   ***   ***

    Через горные отроги, через крыши деревень,

    Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.

    Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

    У большого индюка все расписаны бока.

    Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

    Точно солнечный цветок, да алеет гребешок.

     

    Филимоновская игрушка

     

    Есть под Тулой деревенька,

    Филимоново зовут.

    И живут там мастерицы,

    Что добро в дома несут.

    И добро там не простое,

    И не злато, серебро.

    Игрушкой… (Филимоновой)

    Называется оно.

     

    ***   ***   ***

    Сильно вытянуты шеи

    И корова, как жираф,

    И медведь, что Змей Горыныч,

    Только это просто так.

    Чтобы звери, птицы, кони,

    Барышни, солдаты,

    И коровы, и медведи

    Нравились ребятам.

     

    ***   ***   ***

    Ой, свистулечка какая,

    Утка полосатая!

     

             Источники.

    Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

    Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

    Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

    Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

     

       Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".