Главные вкладки

    Теоретические основы методики развития речи - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

    Гольская Оксана Геннадьевна

                              Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    К студентам

               Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи (ТМРР). Позвольте объяснить, как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

                Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

    ИБ - Информационный блок;

    РБ - Расширяющий блок;

    ПБ - Проблемный блок;

    СБ - Ситуационный блок;

    БС - Блок самоконтроля;

    КБ - Корректирующий блок.

                Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

               Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

               Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

                Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

    информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

    ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест 

                                                                                                                                                                     

     

    МОДУЛЬ 1.   Теоретические основы методики развития речи

    (дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

     

    Задачи: познакомить с сущностью методики развития речи как науки, ее предметом, целями и задачами, методологическими, психолингвистическими и анатомо-физиологическими основами дисциплины; определить место методики развития речи среди других наук.

    Основные понятия: речевое общение; речевая деятельность; средства речевой деятельности; результат речевой деятельности; диалогическая речь; монологическая речь; виды и формы речи; цель и задачи развития речи; речевые умения.

    Основные идеи:

    • Теория речевой деятельности позволяет научно обосновать цель, задачи, содержание развития речи.
    • Речевое общение взрослого с ребенком является ведущим средством развития речевой деятельности детей.
    • Содержание и методика руководства развитием речи обеспечивает сохранение и обогащение личностных речевых проявлений детей (выразительность, образность речи, богатство словаря и т.д.).

     

     

    Предмет методики развития речи и задачи методики как науки.

                                                                                                                                  

    Сравнительнй анализ процесса формирования речи детей при нормальном и нарушенном развитии.

                                                                                                                                                                       

    Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.

                                                                                                                                   

    Роль родного языка и речи в развитии ребенка.  

                                                                                                                                   

    Контрольная работа  по модулю № 1.

                                                                                                                                                                        

     

           Литература основная

    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.,2000.

    Арушанова, А.Г.Формы организации обучения родному языку и развития речи дошкольников / А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. – М., 1993. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1983.

    Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934. – Гл. 5.

    Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1983. – Гл. I, II.

    Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. – М., 1958.

    Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избр. псих. произв.: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983. – Т. 2. – С. 69-70.

    Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. – М., 1989.

    Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966

    Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М., 2008.

     

           Литература дополнительная

    Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – Гл. I. – С. 25-42.

    Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994.

    Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи // Физиология высшей нервной деятельности ребёнка / Под ред. З.Н. Коларовой. – М., 1968.

     

           Дополнительные источники - интернет-ресурсы:

    www.prosv.ru   -  Дошкольное образование.

    http://www.edu.ru/   -  Российский общеобразовательный портал.

    http://pedlib.ru/ -  Педагогическая библиотека.

    http://r-rech.ru/ - Развитие речи.

    http://www.maam.ru/obrazovanie/rechevoe-razvitie

     

     

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

     

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

            "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).