Главные вкладки

    Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

    ИБ - информационный блок

    Текст № 1.

    Ознакомление со слоговым строением слова.

               Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

           Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

           Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом (СНОСКА: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958). Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

           Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

           В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.

           На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

           Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

     

           Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

           Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

    image(возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе). Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

           Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).

           Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку. После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).

           На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:

           «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).

     

    СБ - ситуативный блок

     

    В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Mа-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).

     

    СБ - ситуативный блок

     

    На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

    Схема 1.Ознакомление со слоговым строением слова и  предложением

     

    ИБ - информационный блок

    Текст № 2.

           Ознакомление детей со звуковым составом слова.

           В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

           Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

           В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.

           Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах.

           Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли:

    - произношение слов с интонационным выделением звуков;

    - вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие);

    - выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах;

     

    СБ - ситуативный блок

    - сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное);

    - сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный).

           Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

           Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический(подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

           Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их восприниматьслово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки.

           Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука (протяженное произнесение отдельных звуков).

          При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

           Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах.

           Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

           Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

     

    СБ - ситуативный блок

     

         Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях«Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

          Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звукв начале, середине или конце слова.

         Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх(методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

           Следующий этап работыформирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

           Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к').

           Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми».

           Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле (впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)

    Схема 2. Ознакомление со  словом, звуковой строеной слова

     

    СБ - ситуативный блок

           Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

    Схема 3. Демонстрационные и раздаточные пособия.

           Одно из пособий – табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук».

           При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т.д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков»в окошках линейки.

           Второе пособие – специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким образом, детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков.

           Другая форма демонстрации «динамики» слова – когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.

    Схемы 3-5. Звуковой линейки.

    В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.

    Фонема (от греч. phonema – звук), основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

     

    СБ - ситуативный блок

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).

                                                                                                                                                                                      

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по обучению грамоте.

    ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

    Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками.

    В данный раздел включены игры, которые помогут решению следующих образовательных задач:

    • формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
    • упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
    • формирование умения определять и называть ударный слог.

    Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т. е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи — слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога (в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).

    Соединяя аналитико-синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании слов по слогам с опорой на схему-модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им «вживаться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам!»

    Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса шестилеток требуется много игрового материала, часть которого и представляют дидактические игры данного раздела.

    Последний слог в слове — за тобой

    Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

    Например: ко... (-ни, -зы, -тик, -жа, -сы, -мар, -ра, -чан).

    Побеждает тот, кто последним называет слог.

            

    Цепочка слогов

    Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, кото¬рое начинается с такого же слова.

    Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ран, ран-ка, ка-пус-та, та-рел-ки, ки-но, но-ги и т. д.

    Закончи предложение

    Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

    Например:

    Мама пошла в мага... (зин).

    Таня учит уро ... (ки).

    Птицы вьют гнез... (да).

    Вызванный ученик произносит предложение целиком и называет слог, который недоговорил учитель.

    Лото

    Оборудование: большие карты с изображением одного предмета, названием которого является односложное, двухсложное или трехсложное слово, и тремя пустыми квадратами под ним; предметные картинки.

    Описание игры. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает большие карты, по одной на каждого ученика, и набор предметных картинок, лежащих изображениями вверх. Каждый находит среди картинок те, слоговой состав которых совпадает со слоговым составом названия предмета на большой карте, и закрывает ими пустые квадраты на карте. Побеждает тот, кто сделает это раньше других.

    Может быть и такой вариант игры: Класс делится на группы. Каждая группа получает набор предметных картинок и соответствующих слоговых схем. Учащиеся соотносят слоговой состав слов со схемами и палочкой отмечают ударный слог. Побеждает группа, выполнившая задание раньше других.

    Эстафета

    Оборудование: предметные картинки, два флажка.

    Описание игры. Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие держат флажки. По сигналу учителя они берут по одной картинке из набора, произносят слово-название предмета, изображенного на ней, по слогам и указывают количество слогов (ма-ши-на, в этом слове три слога). Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны. К выполнению задания приступает вторая пара игроков. Побеждает та команда, которая быстрее проанализирует свои слова.

    Может быть и такой вариант игры: Дети произносят слово- название картинки с выделением ударного слога и называют его: машина, ударный слог -ши.

    Считай слоги, придумывай слова

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Вызванный ученик, берет предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета, изображенного на ней, и придумывает свое слово, которое состоит из такого же количества слогов.

    Телеграф

    Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.

    Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. д.

    Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молот очком их слоговой состав — «отправляет» телеграммы.

    Поезд

    Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

    Описание игры. Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй — из двух, в третий — из трех слогов.

    Контролеры (класс) хором произносят названия животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.

    Может быть и такой вариант игры: меняется порядок посадки в вагоны. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом в названии, во второй — со вторым ударным слогом, в третий — с ударением на третьем слоге.

    Слоговые часы

    Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.

    Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определённого количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.

    Почтальон

    Оборудование: конверты с вложенными в. них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.

    Описание игры. Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» — конверты с предметными картинками. Ученик, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.

      Вариант 1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.

    Вариант 2. Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.

    Сколько слогов?

    Оборудование: схемы слогов разной слоговой структуры, счетные палочки, карточки с цифрами.

    Описание игры. Учитель называет слова, дети показывают количество слогов в них счетными палочками или соответствующей схемой. Для проверки вызванный ученик проговаривает слово по слогам.

    Дети могут показывать палочками или цифрами порядковый номер ударного слога или соответствующую схему слова с ударением.

    Необычные цветы

    Оборудование: карты с контурами шестилепестковых цветов, наборы лепестков с изображением животных, птиц, растений и т. д.

    Описание игры. Дети получают по одной карточке с контурами цветка и конверт с набором лепестков. К цветку необходимо подобрать лепестки таким образом, чтобы на них находились предметы, названия которых имеют определенное количество слогов (один, два или три).

    Вариантом игры может быть следующий: на лепестках цветка должны быть предметы, в названиях которых ударным является названный учителем слог (первый, второй или третий).

    Учим куклу говорить

    Оборудование: кукла, предметные рисунки.

    Описание игры. Учитель знакомит детей с игровой ситуацией:

    «Наша кукла совсем малышка и разговаривает так, как маленькие дети. Она называет только начало слова, первый слог. Давайте научим ее говорить правильно, будем договаривать за нее остальные части слов». Ученик с куклой в руке показывает предметную картинку и произносит первый слог ее названия. Дети хором заканчивают слово.

    Игра может проводиться и без предметных рисунков. Учащиеся должны самостоятельно придумать конец слова. По заданию учителя кто-нибудь договаривает оставшуюся часть слова, а потом повторяет все слово целиком.

    Рассели животных

    Оборудование: трехэтажный картонный дом с окнами-кармашками, картинки животных.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Животные заселяют новый дом. На первом этаже поселятся те из них, названия которых состоят из одного слога, на втором — из двух, на третьем — из трех слогов». Учащиеся, подходя к столу учителя, берут картинки, проговаривают названия животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки в том или ином окне дома.

    Другим вариантом игры может быть такой: этаж для животного выбирается в соответствии с порядковым номером ударного слога слова-названия.

    Угадай слово

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. На наборном полотне тыльной стороной к учащимся выставлены предметные картинки. Учитель снимает одну из них, не показывая детям, и произносит первый слог названия предмета. Дети придумывают слова, которые начинаются с названного слога. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает право загадать следующее слово.

    Дети могут загадывать слова и по своим картинкам, которые получают от учителя перед уроком.

    Что лишнее?

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметные картинки. На трех из них предметы, названия которых состоят из двух слогов, на четвертой — предмет, названием которого является трехсложное слово. Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структурой. Вызванный ученик объясняет свой выбор, проговаривая слово- название по слогам.

    Лишним может считаться слово с иным порядковым номером ударного слога.

    Птичий рынок

    Оборудование: игрушки-животные.

    Описание игры. Учитель объясняет детям игровую ситуацию: «Вы пришли на рынок, где можете купить собаку, кота, птичку или рыбок. Чтобы купить того, кто вам нравится, необходимо придумать животному кличку, которая состояла бы из двух (трех) слогов». Учащиеся подбирают слова и, если делают это правильно, получают право играть с «купленной» игрушкой на протяжении дня.

    Может быть и такой вариант игры: кличка должна быть с ударением на указанном учителем слоге.

    Магазин

    Оборудование: карточки с цифрами, предметные картинки.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мама послала вас в магазин за продуктами. Купить то, что нужно, вы сможете тогда, когда правильно проговорите слово — название продукта по слогам и покажете их количество цифрой на карточке. Этой карточкой вы «расплатитесь за покупку».

    Может быть и такой вариант игры: цифрой на карточке показывается порядковый номер слога в названии продукта.

    Не ошибись

    Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.

    Описание игры. На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами. Вариативность обеспечивается использованием схем слов с обозначением места ударения.

    Чья шапочка?

    Оборудование: бумажные плоскостные шапочки, по краям которых даны слоговые схемы слов, картинки (игрушки) животных, птиц.

    Описание игры. На наборном полотне выставлены шапочки. Учитель объясняет игровую ситуацию: «Животные были в театре, сдавали в гардероб головные уборы. Спектакль окончен, звери идут домой. Где чья шапочка?» Учащиеся берут со стола учителя картинку, проговаривают слово — название животного по слогам и подбирают шапочку с соответствующей слоговой схемой.

    Подбери слово

    Описание игры. Учитель задает ритмический рисунок трехсложного слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносится с ударением. Учащиеся придумывают слова, произношение которых соответствует заданным ритмическим рисункам:

    Та-та-та — солнышко,

    Та-та-та — погода,

    Та-та-та — красота.

    Найди свой домик

    Оборудование: три картонных домика, в окна которых вставлены слоговые схемы слов: в первом — схема односложного слова, во втором — двухсложного, в третьем — трехсложного; предметные картинки.

    Описание игры. Домики со схемами размещаются в разных местах класса. Дежурные быстро раздают детям предметные картинки. Учащиеся определяют количество слогов в названии предмета и подбегают к домику с соответствующей схемой.

    Вместо предметных картинок могут использоваться слоговые схемы слов с обозначением ударного слога.

    Собери букет

    Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; вырезанные из почтовых открыток цветы.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «Каждый ряд (группа) должен собрать свой букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй — из цветов с трехсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него нужные цветы и устанавливают их в прорези над стебельками. Побеждает тот ряд, который первым соберет свой букет.

    При проведении игры следует помнить, что названия цветов используют в единственном числе: роза, ромашка, пион, ландыш, василек, сирень, нарцисс и др.

    Вариант 1. Учитель может назначить садовников-контролеров, которые проверяют правильность составления букетов, проговаривая слова по слогам.

    Вариант 2. Цветы размещаются в вазах в зависимости от места ударения в слове.

    Кто подберет больше?

    Оборудование: слоговые схемы слов.

    Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне схему двухсложного (трехсложного) слова и предлагает подобрать слова, слоговой состав которых будет соответствовать данной схеме. Победителем является ряд (группа или отдельный ученик), который назовет наибольшее количество слов.

    Где твой круг?

    Описание игры. Дети образуют два круга: в один круг становятся те из них, имена которых имеют ударение на первом слоге (Вера, Толя, Катя и т. д.), во второй — на втором (Сережа, Данила, Ирина и т. д.). Учитель предлагает подумать, как нужно изменить свое имя, чтобы можно было перейти из одного круга в другой (Ната — Наташа, Вова — Володя, Ира — Ирина, Мария — Маша, и т. д.). По сигналу учителя дети переходят из круга в круг, выразительно произнося свои имена и выделяя в них голосом ударный слог.

    Заговори, кубик!

    Оборудование: 4—5 кубиков с наклеенными на гранях предметными картинками.

    Описание игры. Учитель (позже это будет вызванный ученик) подбрасывает кубик. Дети произносят по слогам название предмета, изображенного на верхней грани кубика, и определяют количество слогов.

    Дети могут произносить слово с выделением ударного слога и называют его порядковый номер.

    Поймай рыбку

    Оборудование: коробка-аквариум, предметные картинки с прикрепленными к ним канцелярскими скрепками, удочка с магнитом вместо крючка.

    Описание игры. Дети по приглашению учителя магнитной удочкой вылавливают из «аквариума» предметные рисунки, произносят название предмета по слогам, определяют их количество и место ударения в слове.

    Эхо

    Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в "Эхо"». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

    Выставка игрушек

    Оборудование: различные игрушки.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Сегодня мы откроем выставку наших игрушек. Экспонаты выставки разместим на трех полках». Детям предлагается подойти к доске, выбирать игрушку, проговорить ее название по слогам и поставить на полку, руководствуясь следующим правилом: на первой полке выставляются игрушки, название которых состоит из одного слога, на второй полке — из двух, на третьей полке — из трех слогов.

    Учащиеся произносят названия игрушек, выделяя ударный слог, и в зависимости от его порядкового номера ставят игрушку на соответствующую полку. Вместо игрушек могут использоваться картинки.

    Чудесный мешочек

    Оборудование: мешочек из плотной ткани, игрушки, предметные картинки.

    Описание игры. Учитель заранее помещает в мешочек различные игрушки или предметные картинки. Во время игры он достает их из мешочка. Дети хором произносят названия игрушек (предметов) по слогам и пальчиками показывают количество слогов.

    Учитель может предложить учащимся подойти к мешочку, достать игрушки, произнести их названия по слогам, называть количество слогов и ударный слог.

    Испорченный микрофон

    Оборудование: предметные картинки, игрушечный микрофон.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Я сейчас буду говорить в микрофон. Но вы помните, что микрофон испорчен, поэтому в некоторые моменты звук будет исчезать. Вы должны догадаться, на какой части слова пропал звук, и назвать ее». Учитель показывает предметную картинку и произносит название изображенного на ней предмета. На одном из слогов он «выключает звук», т. е. произносит слог шепотом: ма (ши)на, со(ба)ка, кар(ти)на, (бо)лото и т. д. Дети называют все слово и слог, который «пропал».

    Ошибки телеграфиста

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Детям сообщается игровая ситуация: «Телеграфист работает очень быстро и, случается, делает ошибки. Я прочитаю вам текст телеграмм, которые он передал, а вы должны проверить его работу и исправить ошибки». Учитель показывает предметную картинку и произносит название предмета, переставляя в нем слоги: манали (малина), шкако (кошка) и т.д. Учащиеся произносят слово правильно и объясняют ошибки, допущенные телеграфистом.

    Назови, что знаешь

    Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.

    Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, в названии которой, например, два слога. Дети должны назвать свои слова соответствующей слоговой структуры. Учитель меняет рисунок на другой, названием которого является слово иной слоговой структуры. Дети называют свои слова с данным количеством слогов. Каждый, назвавший слово, получает фишку.

    Победителем станет ученик (ряд), набравший наибольшее количество фишек.

    Вариант 1. Учащимся показывается не картинка, а схема — модель слова.

    Вариант 2. Учащимся показывается схема — модель слова с обозначенным ударным слогом.

    Называй — не зевай

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Игровое действие: вслух произносятся слова только одной группы, например только двухсложные. Учитель показывает предметные картинки (на начальном этапе работы по делению на слоги он может произносить название предмета). Если названием предмета является двухсложное слово, дети произносят его вслух по слогам, если название предмета имеет иную слоговую структуру, дети молчат.

    Кто больше?

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Учитель ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нем стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: лис, кот, дом и др. Дети называют свои варианты измененных слов и количество слогов в них: лес -» лесок (2 слога), лесочек (3 слога), лесничество (4 слога), хлеб -> хлебец (2 слога), хлебушко (3 слога), сад -> садик (2 слога), садовник (3 слога). 

    Источник

    Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. — М.: ВАКО, 2004. — 128 с. — (Мастерская учителя.)



    Предварительный просмотр:

    Игры по обучению грамоте.

    ВЫДЕЛЕНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЗВУКОВ

    Одно из принципиальных положений многих современных методик обучения грамоте заключается в том, что исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. В связи с этим среди важных задач, требующих решения в период обучения грамоте, на первый план выступает оказание помощи детям в овладении звуками родного языка. Особое внимание нужно уделить на то, чтобы ребенок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую.

    Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у учащихся фонетического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых уроков обучения грамоте, еще на безбуквенной ступени. Продолжается она и в букварный период. Однако следует учитывать, что аналитическая работа на уроках данного периода осложняется для учащихся необходимостью распределять усилия между одновременным решением нескольких задач. Ребенку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов.

    Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

    Предлагаемые игры направлены на решение следующих дидактических задач:

    • выделение первого и последнего звука в словах;
    • определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
    • последовательное перечисление всех звуков в слове;
    • распознавание гласных и согласных звуков;
    • распознавание твердых и мягких согласных звуков;
    • подбор слов с заданным звуком;
    • распознавание таких фонетических единиц, как звук и прямой открытый слог.

    Для обучения решению обозначенных дидактических задач можно использовать игровые ситуации, представленные в предыдущем разделе:

    «Почтальон» («прочитать» письмо — это значит назвать первый звук в названии картинки, полученной в конверте, или последовательно перечислить все звуки этого слова);

    «Отгадай слово» (учитель произносит первый звук названия предмета на картинке);

    «Собери букет» (составить букет необходимо из цветов, имеющих в названии определенный звук);

    «Необычные цветы» (цветок составляется таким образом, чтобы на его лепестках находились предметы, в названиях которых присутствует определенный звук);

    «Птичий рынок» (купить животное можно в том случае, если придуманная кличка будет начинаться с названного учителем звука);

    «Кубики с картинками» (дети произносят название предмета и определяют первый звук в слове);

    «Поймай рыбку» (вытащив картинку, дети называют первый звук слова-названия или последовательно перечисляют все звуки в нем);

    «Чудесный мешочек» (дети произносят первый звук названия предмета, который учитель достает из мешочка).

    В период первоначального знакомства с такой элементарной единицей речи, как звук, учителю помогут игровые ситуации, в которых используется звукоподражание. Например, игровая ситуация «Мухи в паутине» предоставляет учителю возможность выделить отдельный звук [ж] и упражнять детей в его произношении. Звуковые упражнения в таких игровых ситуациях сочетаются с физическими действиями, разнообразными движениями, что особенно важно в первые месяцы обучения. В данном случае дети делятся на две группы. Ученики первой группы образуют круг (паутину), ученики второй группы свободно двигаются внутри круга, исполняя роль мух, и тихонько жужжат: «Ж-ж-ж». По сигналу учителя дети, образовавшие круг, берутся за руки. Те, кто оказался «в паутине», пытаются из нее вырваться и жужжат сильнее.

    Таких игровых ситуаций с целью знакомства с отдельными звуками можно подобрать много:

    «А-а-а!» — плачет ребенок; мама укачивает дитя;

    «У-у-у!» — воет волк; гудит паровоз;

    «Ш-ш-ш!» — осенние листья шелестят под ногами; лес шумит;

    «Ж-ж-ж!» — жук жужжит; пчелы летят;

    «С-с-с!» — вода свистит, вытекая из крана; пар выходит из носика чайника с кипящей водой;

    «З-з-з!» — звенит комар;

    «Р-р-р!» — рычит собака; работает мотор;

    «Х-х-х!» — ребенок греет замерзшие руки;

          «В-в-в!» — завывает застрявшая машина;

    «М-м-м!» — мычит корова;

    «Ф-ф-ф!» — фыркает ежик.

    Указанные игровые ситуации помогают ученикам освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления, облегчают последующую работу по выделению звука из речевого потока.

    Какой звук потерялся?

    Описание игры. Учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.

    Например: Наша Таня громко …лачет (плачет — потерялся звук [п]).

    Длиннее — короче

    Описание игры. Учитель называет пары слов, дети мысленно сравнивают их по количеству звуков и называют, какое из слов длиннее, какое — короче.

    Эстафета

    Оборудование: два флажка, предметные картинки.

    Описание игры. Дети образуют две команды с равным количеством участников и выстраиваются в две колонны перед столом с двумя стопками предметных картинок. Впереди стоящие участники игры держат флажки. Каждый из них берет предметную картинку, произносит первый звук слова-названия, передает флажок стоящему за ним игроку, а сам отправляется в конец колонны. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

    Разложи вещи по полкам

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Игровое действие — разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую - те, в названии которых звук находится в середине. На третью — те, в названии которых звук находится в конце.

    Например.

    Первая полка: шапка, шуба.

    Вторая полка: мишка, кошка.

    Третья полка: шалаш, карандаш.

    Звук заблудился

    Описание игры. Учитель читает стихотворный текст. В каком- то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в свое слово.

    Например:

    На глазах у детворы

    Крысу (крышу) красят маляры.

    Материал для игры находится в Приложении 1.

    Хлоп-хлоп

    Описание игры. Учитель называет слова, дети внимательно слушают, определяют, с какого звука они начинаются. Если слышат слово, которое начинается со звука [м], хлопают в ладоши один раз, если со звука [р] — хлопают два раза. (Какие звуки и как отхлопывать, учитель сообщает в начале игры.)

    Звуковые часы

    Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.

    Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определенного звука, и устанавливает напротив нужного стрелку.

    Придумай слово

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Вызванный ученик берет картинку, называет первый звук слова-названия и придумывает свое слово, которое начинается с того же звука.

    Назови свое слово

    Оборудование: мяч.

    Описание игры. Учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.

    Чей рассказ лучше?

    Описание игры. Учитель предлагает детям придумать рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука.

    К примеру: Папа позвал Пашу. Паша подбежал к папе. Папа привез Паше подарки. Паша получил в подарок пистолет и паровоз. Пистолет палит: пах — пах — пах! Паровоз пыхтит: пых — пых — пых!

    Вызванный ученик представляет свой рассказ. Все остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с указанного учителем звука. Победителем считается тот, в чьем рассказе таких слов окажется больше.

    Волшебная скакалка

    Оборудование: скакалки.

    Описание игры. Часть детей класса, берут скакалки и становятся в круг. Учитель в медленном темпе называет разные слова. Дети должны прыгнуть через скакалку, когда услышат слово, которое начинается с указанного учителем звука. Прыгнувший позже других выбывает из игры. Выбывающего определяют дети, которые в игре не участвуют. Победителем будет ученик оставшийся один.

    Звуковое лото

    Оборудование: предметные картинки, фишки.

    Описание игры. Каждый из учащихся получает конверт с предметными картинками и фишки. Учитель называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.

    Назови следующий звук в слове

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, а вызванный ученик последовательно называет звуки, из которых состоит слово — название предмета, изображенного на картинке.

    Может быть и такой вариант игры: дети называют звуки по очереди: каждый последующий звук называет сзади сидящий.

    Убери звук

    Оборудование: предметные картинки, фишки для обозначения качества звуков.

    Описание игры. На наборном полотне выставляется предметная картинка, а рядом с ней — схема слова, составленная из фишек. Учитель дает команду убрать определенный звук. Вызванный ученик определяет, каким по счету в слове является названный звук, и убирает в схеме соответствующую фишку.

    Звуковое домино

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. На наборном полотне выставляются пары картинок: учитель выставляет любую, вызванный ученик ставит рядом ту, название предмета, изображенного на которой, начинается с такого же звука.

    Вариант 1 . У доски работает пара учащихся.

    Вариант 2. Нужный звук в слове-названии предмета, изображенного на второй картинке может находиться не только в начале, но и в середине, и в конце.

    Волшебная палочка Петрушки

    Оборудование: игрушка Петрушка, предметные картинки или игрушки, палочка.

    Описание игры. Учитель сообщает детям, что Петрушка пришел поиграть с ними в слова. Петрушка будет касаться волшебной палочкой разных предметов, а эти предметы будут звучать. Учитель с Петрушкой в руках касается предмета на картинке или игрушки, дети произносят соответствующее слово, раздельно и отчетливо называя все звуки.

    Звук-озорник

    Оборудование: предметные картинки.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «В последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Помогите поймать озорников». Учитель показывает рисунок и называет нарисованный предмет, не произнося первый звук слова: «Это ..люч (ключ)». Дети произносят слово правильно и называют звук, который «сбежал», — [к].

    Сначала учитель предлагает слова типа: ..тол — стол, .лон — слон, потом — ..урица — курица и т. д.

    Роль учителя могут выполнять вызванные к доске учащиеся — они показывают картинку и, называя изображенный на ней предмет, не произносят первый звук.

    Последний звук в слове — за тобой

    Оборудование: предметные рисунки, игрушки.

    Описание игры. Учитель показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней, не произнося последний звук слова- названия: сто... {стол). Учащиеся хором договаривают необходимый звук [л].

    Фанты

    Описание игры. Учитель называет разные слова, дети хлопают в ладоши, если в слове есть заранее названный учителем звук. Те, кто ошибся, платят фанты. Чтобы выкупить фант, необходимо выполнить задание фонетического характера: подсчитать количество слогов в слове, определить ударный слог, указать первый (последний) звук; последовательно назвать все звуки слова. Задания для выкупающих фанты подбирают учащиеся класса.

    Какой звук следующий?

    Оборудование: предметные картинки, игрушки.

    Описание игры. Учитель показывает картинку (игрушку), а дети по его сигналу последовательно произносят звуки, из которых складывается название предмета.

    Может быть и такой вариант игры: звуки одного слова могут произноситься по очереди учениками первого ряда, звуки другого слова — учениками второго ряда. Победителем считается ряд, не допустивший ошибок при произнесении звуков слова.

    Найди в предложении нужные слова

    Описание игры. Учитель называет предложения. Учащиеся находят и по предложению учителя произносят слова, в которых услышали определенный звук.

    Где звук?

    Оборудование: индивидуальные наборные полотна, фишки, схемы слов.

    Описание игры. Учитель предлагает учащимся определить место названного им звука в слове (в начале, в середине, в конце) и в соответствии с этим установить фишку на индивидуальном наборном полотне.

    Ученик по вызову учителя выходит к доске и устанавливает фишку на схеме слова.

    Хлопай с нами!

    Описание игры. Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши тогда, когда слышат названный звук. Один из учеников выполняет это задание у доски, стоя лицом к классу. Если он ошибается, класс показывает ему, что ошибка замечена, выкрикивая хором: «Хлопай с нами!»

    Считай, не ошибись

    Оборудование: цифровые карточки.

    Описание игры. Учитель произносит слово, учащиеся считают звуки в нем и цифровой карточкой показывают их количество. Тот, кто ошибся, получает фишку. Победителем является ряд, собравший меньшее количество фишек.

    Собери слово

    Описание игры. Учитель последовательно произносит все звуки слова: [а], [с], [т], [р], [а]. Дети узнают слово и называют его целиком. Тот, кто раньше назовет слово, получает фишку. Побеждает ряд, набравший большее количество фишек.

    Может быть и такой вариант игры: учащиеся по вызову учителя произносят по звукам задуманные ими слова и называют товарища, который должен узнать слово.

    Каждому предмету свое место

    Оборудование: предметные картинки, коробка.

    Описание игры. Предметные картинки разложены на столе. Учащиеся по одному подходят к столу, берут картинку, называют предмет, изображенный на ней, отмечают наличие или отсутствие нового (или просто названного учителем) звука в слове. В зависимости от того, есть ли новый звук в слове или нет, предметную картинку либо выставляют на наборное полотно, либо прячут в коробку.

    Магазин игрушек

    Оборудование: игрушки или предметные картинки.

    Описание игры. На «витрине магазина» — наборном полотне — выставляются игрушки (предметные картинки). Купить можно ту из них, в названии которой слышится новый звук. Покупатель-ученик подходит к витрине, произносит название игрушки, выделяя новый звук с усилением голоса. Если все выполнено точно, продавец (учитель или ранее вызванный ученик) «продает» игрушку ученику, и она остается у него до конца дня.

    Кто быстрее принесет игрушку?

    Оборудование: игрушки или предметные картинки.

    Описание игры. Игра проводится в виде соревнования между двумя рядами. Из игрушек (рисунков), выставленных на наборном полотне, необходимо выбрать ту, в названии которой слышится определенный звук. Два ученика, вызванные учителем по одному из каждого ряда, одновременно начинают выполнять задание. Учитель называет звук, ученики стараются быстрее найти игрушку. Победитель (тот, кто находит игрушку раньше) получает очко, которое идет в копилку ряда. Побеждает ряд, который набрал больше очков.

    Где спрятался зайчик?

    Оборудование: предметные картинки, игрушечный заяц небольшого размера.

    Описание игры. Учитель знакомит с игровой ситуацией: «Зайчик решил поиграть с нами в прятки. Он спрятался за рисунком, название которого начинается со звука ... (учитель называет звук). Где спрятался зайчик?» Учащиеся выполняют звуковой анализ, называют предмет на рисунке, снимают его с наборного полотна, проверяют, там ли находится зайчик.

    Соберем слова в корзинку

    Оборудование: две корзинки, фишки.

    Описание игры. Учитель предлагает детям придумать слова, которые начинаются с определенного звука, затем проходит между рядами, держа в руках корзинку. Учащиеся называют слова и бросают фишки в корзинку. Количество собранных слов определяется по количеству фишек.

    Игра может проводиться в виде соревнования между рядами. Учащиеся называют слова и бросают фишки в корзинку своего ряда. Побеждает ряд, который соберет большее количество слов.

    Подберем слова

    Описание игры. По предложению учителя дети придумывают слова с определенным звуком: учащиеся первого ряда — слова с названным звуком в начале, второго ряда — в середине, третьего ряда — в конце слова. Если вызванный ученик ошибается или вообще не называет слово, ряд получает штрафное очко. Побеждает ряд, набравший меньшее количество штрафных очков.

    «Запрещенный» звук

    Описание игры. Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.

    Вариант 1. Учитель показывает предметную картинку, дети или называют вслух изображенный на ней предмет, если в названии есть определенный звук, или молчат, если в названии этого звука нет.

    Вариант 2. Дети придумывают слова, в которых отсутствует названный учителем звук.

    Кто быстрее затопит печь?

    Оборудование: магнитная доска, три фишки.

    Описание игры. На магнитной доске нарисованы три домика с печными трубами. К каждому домику ведет лесенка (количество ступенек в лесенках одинаковое). Игра проводится в виде соревнования между рядами. Учитель предлагает детям придумать слова с новым звуком. По его сигналу с каждого ряда выбегает ученик, называет слово и устанавливает красную фишку на первой ступеньке лесенки домика своего ряда. Возвращаясь на место, он дотрагивается до товарища, который должен продолжить цепочку слов. Ученик, правильно назвавший слово, передвигает фишку на ступеньку выше. Тот, кто поставит фишку на последнюю ступеньку, получает право «затопить печь», т. е. нарисовать мелом дым над трубой. Побеждает ряд, который выполнит задание раньше.

    Домики с лесенками могут быть нарисованы на обычной доске. Ученик, правильно назвавший слово, ставит отметину мелом (крестик, кружок и т. д.) на ступеньке.

    Не зевай

    Оборудование: фишки для обозначения характеристики звуков (гласного, твердого и мягкого согласных).

    Описание игры. Учитель вразбивку называет звуки: [а], [р], [н], [о] и т. д. Дети соответствующей фишкой указывают характеристику очередного звука.

    Учитель может называть слова. Дети фишкой показывают качество первого звука в слове.

    Не порви цепочку

    Описание игры. Учитель называет слово. Ученик должен подобрать свое слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное учителем: сок книга -> автобус стол лимон ...  Ученик, не нашедший нужное слово, «разрывает» цепочку и платит фант. В конце игры дети выкупают фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу учителя называют их товарищи.

    Вариант 1. Игра проводится с использованием предметных картинок, подобранных в соответствии с условиями игры и вразброс помещенных на наборном полотне.

    Вариант 2. Цепочка составляется из слов, которые имеют одинаковые двухбуквенные прямые слоги (слияния): рама —» машина насосы -» сыры -» рыба и т. д.

    Пять слов

    Описание игры. Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперед, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

    Вариант 1. Задание выполняют два ученика одновременно. Побеждает тот, кто назовет свои слова раньше.

    Вариант 2. Соревнуются два ряда. Победитель в паре приносит очко своему ряду. Побеждает ряд, который наберет большее количество очков.

    Мамина сумка

    Оборудование: сумка или коробка, которая выполняет ее роль, предметные картинки, игрушки.

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайтесь, что она купила, если в названиях покупок есть звуки [м] и [м']». Дети подбирают соответствующие слова: масло, молоко, морковь, мыло и т. д. Потом из сумки достаются рисунки, игрушки или конкретные предметы с целью проверки правильности ответов. Учитель меняет звук, и игра продолжается.

    Освободи птичку

    Оборудование: Картонка в виде клетки (вертикальные и горизонтальные полоски бумаги — «прутья» — в местах пересечения приклеены к картону). За полоски-прутья вставлены картонные картинки птиц.

    Описание игры. Учитель сообщает детям, что они могут получить право выпустить птичку из клетки. Сделать это может тот, кто придумает слово, в котором есть названный учителем звук. Вызванный ученик называет соответствующее слово, вынимает птичку, которая ему понравилась, из-за полосок-прутьев клетки. Птица остается у ребенка весь день, можно разрешить взять ее домой и показать родителям.

    Звучащий кубик

    Оборудование: кубик, на гранях которого условные обозначения звуков: гласного, твердого и мягкого согласных.

    Описание игры. Учитель подбрасывает кубик. Условное обозначение на верхней грани показывает детям, какой звук (гласный, твердый или мягкий согласные) они должны назвать.

    Вариант 1. Дети называют слова, которые начинаются с гласного, твердого или мягкого согласного звука в соответствии с условным обозначением на грани кубика.

    Вариант 2. Ученик с завязанными повязкой глазами (жмурка) поворачивает кубик разными гранями к классу. Дети по вызову учителя называют звуки (слова) в соответствии с условным обозначением на видимой грани кубика. Жмурка по характеристике произносимых звуков должен догадаться, какое графическое обозначение находится на грани кубика.

    Звук или слог?

    Описание игры. Учитель вразбивку называет разные звуки и прямые открытые слоги. Учащиеся поднимают одну руку, когда слышат отдельный звук, и обе руки со сплетенными пальцами, когда слышат слог.

    Будь внимателен

    Описание игры. Учитель вразбивку называет гласные и согласные звуки. Когда он произносит гласный звук, дети хором повторяют его; когда произносится согласный звук, дети поднимают руку. Изредка учитель поднимает руку при произнесении гласного. Тот из детей, кто повторяет обманное движение учителя, платит фант, но продолжает участвовать в игре. Выкупить фант он сможет, назвав подряд три согласных или гласных звука.

    Поможем почтальону

    Оборудование: конверты с наклеенными на них предметными картинками, сумка и фуражка почтальона (из игры «Почтальон»),

    Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «На почте всегда производится сортировка писем — распределение их по городам, районам. Давайте поможем почтальону доставить письма на улицу Гласных и улицу Согласных». Учитель вызывает по очереди детей и предлагает выбрать конверты из сумки почтальона. Дети подходят к двум наборным полотнам и выставляют на первом полотне конверты с рисунками предметов, названия которых начинаются с гласных звуков, на другом — конверты с рисунками, в названиях которых первый звук — согласный.

    Кто больше?

    Описание игры. Учитель предлагает двум ученикам называть по очереди слова, в которых второй звук согласный {школа, книга, класс...) или гласный (мак, малина, горы...). Побеждает тот, кто назовет больше слов.

    Вариант 1. Игра проводится в виде соревнования между рядами. Побеждает ряд, назвавший большее количество слов.

    Вариант 2. Соревнование организуется следующим образом: первый ряд называет слова, в которых вторым звуком является гласный, второй ряд — слова, в которых вторым звуком является согласный.

    Поймай звук

    Описание игры. Учитель, размахнувшись как бы для броска, называет твердый или мягкий согласный звук — «бросает» «невидимый» звук детям. Ученики хлопают в ладоши перед собой и хором повторяют «брошенный» звук — «ловят» его.

    Вариант 1. Учитель «бросает» прямые открытые слоги с твердым или мягким согласным звуком, а дети их ловят.

    Вариант 2. Учитель «бросает» твердые или мягкие согласные звуки, а учащиеся должны «ловить» только твердые или только мягкие.

    Вариант 3. Учитель «бросает» твердый согласный, дети «ловят» его, а учителю «бросают» мягкий согласный.

    Твердый — мягкий

    Оборудование: фишки для обозначения твердого или мягкого согласного.

    Описание игры. Учитель произносит вразбивку твердые и мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с твердого либо мягкого согласного. Учащиеся показывают соответствующую фишку.

    Камень и подушка

    Оборудование: карточки с изображением камня и подушки, набор предметных картинок.

    Описание игры. На одном наборном полотне выставляется рисунок камня, на другом — рисунок подушки (символы твердости и мягкости). Вызванный к доске ученик, получив набор картинок, располагает их на наборном полотне таким образом, чтобы под рисунком камня оказались картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого согласного звука, а под рисунком подушки - с мягкого согласного. Весь класс хором называет только первые звуки слов.

    Вариант 1. Работают два ученика: каждый заполняет свое наборное полотно. Побеждает тот, кто выполнит задание раньше.

    Вариант 2. У каждого ученика картинка. По предложению учителя дети подходят к доске и выставляют картинку на соответствующее наборное полотно.

    Назови пару

    Оборудование: мяч.

    Описание игры. Учитель называет вразбивку твердые и мягкие согласные и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать пару — соответствующий мягкий или твердый согласный и бросить мяч назад учителю.

    Вариантом игры может быть следующий: учитель называет прямые открытые слоги с твердыми или мягкими согласными.

    Кому что подарим?

    Оборудование: две куклы, предметные картинки.

    Описание игры. Учитель сообщает: «К нам в гости пришли Люся и Tapa. У них сегодня день рождения. Мы их поздравим и подарим подарки, помня о том, что Ларе нравятся предметы, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а Люсе—с мягких согласных». Вызванный к доске ученик выбирает соответствующий рисунок, ставит его возле куклы и говорит при этом: «Лара (Люся), поздравляю тебя с Днем рождения! Я дарю тебе красивую ложку (ленту)».

    Услышь разницу

    Описание игры. Учитель называет пары слов с похожим звучанием и просит определить, какими звуками они отличаются: дом — дым, рак — мак, руки — раки, лук — сук, воз — вёз и т. д.

    Назови больше звуков

    Оборудование: мяч.

    Описание игры. Вызванный к доске ученик подбрасывает мяч и ловит его после удара о пол. Во время подбрасывания и ловли мяча он должен все время произносить разные звуки. Побеждает тот, кто успеет назвать большее количество звуков.

    Игру можно усложнить, предложив назвать только гласные или только согласные звуки, только мягкие согласные или только твердые согласные.

    Звуковая эстафета

    Описание игры. Учитель называет прямые открытые слоги. Дети первого ряда произносят согласный звук слога, дети второго ряда - гласный. Задержка в произнесении звука наказывается штрафным очком. Победителем является ряд, который наберет меньшее количество штрафных очков.

    «Наоборотки»

    Описание игры. Учитель произносит двухбуквенный открытый (или закрытый) слог и предлагает детям стать «наоборотками», т. е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ам — ма, су — ус и т. д.

    Источник

    Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. — М.: ВАКО, 2004. — 128 с. — (Мастерская учителя.)