Глоссарий по ТМРР - Зз
Задачи воспитания звуковой культуры речи – усвоение артикуляции звуков и формирование правильного произношения звуков, слов и фраз, развитие речевого слуха, постановка правильного речевого дыхания, совершенствование звуковой выразительности речи (усвоение ритма словопроизношения и слогоразделения, усвоение правил интонирования, работа над темпом, тембром, силой голоса, логическими паузами, ударением, дикцией).
Задачи ознакомления с художественной литературой:
1) воспитывать интерес к литературе, обеспечить целосное усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на них;
2) формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3) воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. В конце дошкольного возраста ребёнок должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать своё эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Загадка – фольклорная миниатюра, которая в форме вопроса иносказательно образно описывает предметы или явления (Красивое коромысло над лесом провисло; Без рук рисует, без зубов кусает). Загадки развивают логическое мышление, смекалку, учат детей понимать поэтическое иносказание (метафоры, аллегории, сравнения и др.). Загадки эффективно используют в развитии словаря дошкольника во всех возрастных группах. Систематическое использование загадок в работе с дошкольниками непринуждённо развивает их наблюдательность, чуткость к языку, учит отбирать точные и уместные слова, формирует умение замечать выразительные средства, размышлять над смысловой стороной лексики, заинтересовывает детей к самостоятельной творческой деятельности. Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроте умственных реакций. Отгадывая загадки дети учатся рассуждать, доказывать, сравнивать, сопоставлять, исключать (У родителей и деток вся одежда из монеток (рыба); С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит (стул).
Загадки содействуют формированию образности речи дошкольников, потому что включают в себя многочисленные средства речевой выразительности (приём персонификации, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации). Загадки обогащают лексикон за счёт многозначности слов, формируют понимание переносного значения слова. Загадки полезны и в процессе усвоения звукового и грамматического строя речи, помогают детям обращать внимание на речевую форму, делать её примитивный анализ. Загадки знакомят детей с «радостью мышления». Ребёнок не просто запоминает отгадки, но и учится вникать в смысл слов.
Детям младшего дошкольного возраста доступны загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Загадки для малышей должны быть короткими, большое количество признаков ребёнку сложно запоминать и сопоставлять. Среди всех признаков предмета в загадке следует называть самые главные, существенные, отличительные: внешний вид, звукоподражание животным.
В процессе обучения отгадыванию загадок детей учат анализировать окружающую действительность, видеть в предметах и явлениях общие и специфические признаки, замечать яркие, индивидуальные особенности процессов и явлений, описывать внешний вид предмета или животного, его форму, величину, цвет, движения и действия объекта, выделять и запоминать различные признаки загаданного. Дети должны научиться именно разгадывать загадку, а не подбирать правильный ответ путём перечисления возможных или случайных вариантов. Важно давать детям разные загадки, даже об одних и тех же объектах, чтобы дети не запоминали правильный ответ, а учились осознанно отгадывать, доказывать, что отгадка правильная. В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные загадки-сравнения, где загадываемый предмет или явление сравнивается с чем-то похожим или отличительным. Дети должны научиться подбирать факты и доводы, объяснять свою догадку, видеть возможность разных вариантов ответов.
Алгоритм отгадывания загадок (по Ю.Г. Илларионовой):
1) анализ условия загадки: необходимо выделить все признаки, перечисленные в загадке – что надо искать, где, какой это предмет и др.;
2) синтез, соединение признаков, сведение их к одному или нескольким предметам (явлениям);
3) обобщение всех признаков и называние, подходящих к ним вариантов ответов (гипотезы);
4) проверка предполагаемых ответов путём подстановки их к условию загадки, выбор правильной отгадки.
Существуют определённые трудности: дети сравнительно легко отгадывают описательные загадки и испытывают заметные сложности в интерпритации загадок метафорического содержания, при отгадывании загадок дети не внимательно слушают текст, не запоминают содержание, в процессе отгадывания и сравнения не используют все характеристики.
Обучение детей составлению загадок осуществляется в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже усвоили жанровые особенности содержания и формы, когда у детей достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, чтобы отобразить их в загадках, когда дети умеют описывать предметы. В процессе обучения детей составлению загадок совершенствуется словарь дошкольников (образные слова: сравнения, олицетворения, метафоры), структура предложений (распространённые, сложные), развиваются навыки связной речи (рассказ-описание, рассуждение). Вначале загадку составляет педагог вместе с детьми для одного ребёнка (отгадчика), который предварительно выходит за дверь. Загадку составляют о предмете, находящемся в групповой комнате, затем предмет прячут и вызывают отгадчика. В другом варианте ребёнок-отгадчик не выходит из комнаты, а просто отворачивается. Воспитатель показывает детям предмет, о котором надо составить загадку, и каждый ребёнок составляет свою загадку об одном и том же предмете.
Задачи развития связной речи – развитие у детей диалогических и монологических форм общения, совершенствование умения рассказывать связно, последовательно и выразительно, усвоение основ творческого рассказывания, беседы. Овладение монологической речью – высшая ступенька в освоении языка, главная предпосылка успешного обучения в школе и основа подготовки к чтению и письму.
Задачи формирования грамматического строя речи – усвоение основных грамматических норм языка детьми и работа по совершенствованию языкового чувства, умения на практике использовать грамматические средства языка; предупреждение грамматических ошибок в речи детей путём упражнений в наиболее трудных случаях морфологии (умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, числе, падеже и др.) и синтаксиса (умение строить предложения разного типа); исправление речевых ошибок дошкольников в формах слов и способах их взаимосвязи в предложениях; развитие навыков словообразования (умение детей образовывать новые слова разными способами). А.М. Бородич одной из задач выделяет содействие грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых.
Задачи речевого развития – объём работы педагога по развитию речи детей, навыки и умения, которые необходимо сформировать у дошкольников с учётом их возрастных особенностей и закономерностей усвоения языка. Частными задачами речевого развития дошкольников являются:
1) воспитание звуковой культуры речи;
2) развитие словарного запаса;
3) формирование грамматического строя речи;
4) развитие связной речи (диалогической и монологической);
5) формирование устной белорусской речи, культуры речевого общения на национальном языке;
6) ознакомление с художественной литературой;
7) подготовка к обучению грамоте в старшей группе (знакомство с основными языковыми понятиями, элементарный анализ слога, слова, предложения, формирование начальных фонетических представлений, обучение чтению и подготовка руки к письму и т.д.).
Эффективность развития речи дошкольников предполагает взаимосвязанное, комплексное решение всех речевых задач.
Задачи словарной работы – основные направления работы воспитателя по совершенствованию словаря детей:
1) увеличение словарного запаса;
2) усвоение семантики (смысла) слова;
3) расширение объёма активного словарного запаса за счёт пассивного;
4) качественное совершенствование лексического запаса (употребление пословиц, фразеологизмов, синонимов, антонимов, многозначных слов, языковых единиц с переносным значением);
5) побуждение интереса к слову как основе межчеловеческого общения.
Отдельные учёные (Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская и др.) выделяют ряд частных задач, например, замену диалектных, жаргонных слов в речи дошкольников литературными, формирование у детей элементарного понимания слова как языковой единице.
Закономерности усвоения языка детьми дошкольного возраста – объективные факторы развития речи детей, обусловленные индивидуальными особенностями развития речетворческой системы. Закономерности усвоения языка по Л.П. Федоренко:
1) Восприятие речи зависит от натренированности органов речи (артикуляционного аппарата), органов слуха (речевой слух), органов зрения (зрительная фиксация движений артикуляционных органов) и руки (связь движения руки с действием, с предметом).
2) Понимание речи зависит от усвоения ребёнком разных степеней обобщения.
3) Усвоение выразительности речи зависит от развития у ребёнка восприимчивости к выразительным средствам.
4) Усвоение норм речи зависит от развития чувства языка – способности запоминать нормы употребления слов, их сочетаемость, изменяемость и ситуативность.
5) Усвоение письменной речи зависит от координации между устной и письменной речью.
6) Темп усвоения речевых умений (рассказывание стихов и сказок, пересказ, сочинение и др.) зависит от степени совершенствования и разнообразия речевых навыков (активный словарь, усвоение грамматических и фонетических норм).
Закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе – типичные особенности количественных (объём) и качественных (семантическое содержание) изменений лексики ребёнка, которые зависят от возраста дошкольника, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Например, в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление, определяющее наличие в словаре у детей предметной лексики и набора глаголов, обозначающих повседневные примитивные действия. Со временем развивается наглядно-образное мышление, в словаре детей увеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщённым, абстрактным, переносным значением. В старшем дошкольном возрасте появляются элементы словесно-логического мышления, активно усваивается лексика с обобщённым и переносным значением, элементарная математическая и лингвистическая терминология.
Занятия по развитию речи – целенаправленное, систематическое, всестороннее речевое развитие детей в дошкольном учреждении под руководством педагога и в условиях общения со сверстниками. По дидактическим задачам различают следующие типы занятий: по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и ситематизации знаний и представлений; итоговые; комбинированные. Широко распространены интегрированные и комплексные занятия, объединяющие различные задачи развития речи вокруг центральной задачи – развития связной речи.
ЗАМЕНА ЗВУКОВ - см. субституция звуков.
ЗАПРЕТ (ЯЗЫКОВОЙ) - сложившееся в языке ограничение, налагаемое на действие языкового правила. З. фонетический, семантический, структурно-морфологический); З. мотивированный и немотивированный.
Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и.орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
формирование правильного звукопроизношенияи словопроизношения,для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
воспитание орфоэпически правильной речи— умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии ВХОДИТ не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
формирование выразительности речи— владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
выработка дикции— отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
воспитание культуры речевого общениякак части этикета.
Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (= ономатопея) - 1) создание звукокомплексов, имитирующих разного рода природные звуки в большей или меньшей степени напоминают обозначаемые явления; 2) слово, созданное на основе звукоподражания.
Звуковысотный слух – умение воспринимать усиление или ослабление громкости голоса, интонационную окраску речи (побуждение, просьба и т.д.). Особое значение имеет на начальных этапах речевого развития, когда иногда лишь по эмоциональной окраске речи дети могут уловить смысл высказывания.
ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - двустороннняя единица языка, представляющая собой единство мыслительного содержания (означаемого) и определенной последовательности звуков (означающего).
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА - способ существования знаков. Совокупность знаков, находящихся в определенных формальных и функциональных отношениях между собой.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .