Главные вкладки

    Глоссарий по ТМРР - Зз

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Задачи воспитания звуковой культуры речи – усвоение артикуляции звуков и формирование правильного произношения звуков, слов и фраз, развитие речевого слуха, постановка правильного речевого дыхания, совершенствование звуковой выразительности речи (усвоение ритма словопроизношения и слогоразделения, усвоение правил интонирования, работа над темпом, тембром, силой голоса, логическими паузами, ударением, дикцией).

     

    Задачи ознакомления с художественной литературой:

    1) воспитывать интерес к литературе, обеспечить целосное усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на них;

    2) формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

    3) воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

    У детей формируют способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. В конце дошкольного возраста ребёнок должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать своё эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

     

    Загадка – фольклорная миниатюра, которая в форме вопроса иносказательно образно описывает предметы или явления (Красивое коромысло над лесом провисло; Без рук рисует, без зубов кусает). Загадки развивают логическое мышление, смекалку, учат детей понимать поэтическое иносказание (метафоры, аллегории, сравнения и др.). Загадки эффективно используют в развитии словаря дошкольника во всех возрастных группах. Систематическое использование загадок в работе с дошкольниками непринуждённо развивает их наблюдательность, чуткость к языку, учит отбирать точные и уместные слова, формирует умение замечать выразительные средства, размышлять над смысловой стороной лексики, заинтересовывает детей к самостоятельной творческой деятельности. Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроте умственных реакций. Отгадывая загадки дети учатся рассуждать, доказывать, сравнивать, сопоставлять, исключать (У родителей и деток вся одежда из монеток (рыба); С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит (стул).

    Загадки содействуют формированию образности речи дошкольников, потому что включают в себя многочисленные средства речевой выразительности (приём персонификации, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации). Загадки обогащают лексикон за счёт многозначности слов, формируют понимание переносного значения слова. Загадки полезны и в процессе усвоения звукового и грамматического строя речи, помогают детям обращать внимание на речевую форму, делать её примитивный анализ. Загадки знакомят детей с «радостью мышления». Ребёнок не просто запоминает отгадки, но и учится вникать в смысл слов.

    Детям младшего дошкольного возраста доступны загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Загадки для малышей должны быть короткими, большое количество признаков ребёнку сложно запоминать и сопоставлять. Среди всех признаков предмета в загадке следует называть самые главные, существенные, отличительные: внешний вид, звукоподражание животным.

    В процессе обучения отгадыванию загадок детей учат анализировать окружающую действительность, видеть в предметах и явлениях общие и специфические признаки, замечать яркие, индивидуальные особенности процессов и явлений, описывать внешний вид предмета или животного, его форму, величину, цвет, движения и действия объекта, выделять и запоминать различные признаки загаданного. Дети должны научиться именно разгадывать загадку, а не подбирать правильный ответ путём перечисления возможных или случайных вариантов. Важно давать детям разные загадки, даже об одних и тех же объектах, чтобы дети не запоминали правильный ответ, а учились осознанно отгадывать, доказывать, что отгадка правильная. В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные загадки-сравнения, где загадываемый предмет или явление сравнивается с чем-то похожим или отличительным. Дети должны научиться подбирать факты и доводы, объяснять свою догадку, видеть возможность разных вариантов ответов.

    Алгоритм отгадывания загадок (по Ю.Г. Илларионовой):

    1) анализ условия загадки: необходимо выделить все признаки, перечисленные в загадке – что надо искать, где, какой это предмет и др.;

    2) синтез, соединение признаков, сведение их к одному или нескольким предметам (явлениям);

    3) обобщение всех признаков и называние, подходящих к ним вариантов ответов (гипотезы);

    4) проверка предполагаемых ответов путём подстановки их к условию загадки, выбор правильной отгадки.

    Существуют определённые трудности: дети сравнительно легко отгадывают описательные загадки и испытывают заметные сложности в интерпритации загадок метафорического содержания, при отгадывании загадок дети не внимательно слушают текст, не запоминают содержание, в процессе отгадывания и сравнения не используют все характеристики.

    Обучение детей составлению загадок осуществляется в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже усвоили жанровые особенности содержания и формы, когда у детей достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, чтобы отобразить их в загадках, когда дети умеют описывать предметы. В процессе обучения детей составлению загадок совершенствуется словарь дошкольников (образные слова: сравнения, олицетворения, метафоры), структура предложений (распространённые, сложные), развиваются навыки связной речи (рассказ-описание, рассуждение). Вначале загадку составляет педагог вместе с детьми для одного ребёнка (отгадчика), который предварительно выходит за дверь. Загадку составляют о предмете, находящемся в групповой комнате, затем предмет прячут и вызывают отгадчика. В другом варианте ребёнок-отгадчик не выходит из комнаты, а просто отворачивается. Воспитатель показывает детям предмет, о котором надо составить загадку, и каждый ребёнок составляет свою загадку об одном и том же предмете.

     

    Задачи развития связной речи – развитие у детей диалогических и монологических форм общения, совершенствование умения рассказывать связно, последовательно и выразительно, усвоение основ творческого рассказывания, беседы. Овладение монологической речью – высшая ступенька в освоении языка, главная предпосылка успешного обучения в школе и основа подготовки к чтению и письму.

     

    Задачи формирования грамматического строя речи – усвоение основных грамматических норм языка детьми и работа по совершенствованию языкового чувства, умения на практике использовать грамматические средства языка; предупреждение грамматических ошибок в речи детей путём упражнений в наиболее трудных случаях морфологии (умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, числе, падеже и др.) и синтаксиса (умение строить предложения разного типа); исправление речевых ошибок дошкольников в формах слов и способах их взаимосвязи в предложениях; развитие навыков словообразования (умение детей образовывать новые слова разными способами). А.М. Бородич одной из задач выделяет содействие грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых.

     

    Задачи речевого развития – объём работы педагога по развитию речи детей, навыки и умения, которые необходимо сформировать у дошкольников с учётом их возрастных особенностей и закономерностей усвоения языка. Частными задачами речевого развития дошкольников являются:

    1)​ воспитание звуковой культуры речи;

    2)​ развитие словарного запаса;

    3)​ формирование грамматического строя речи;

    4)​ развитие связной речи (диалогической и монологической);

    5)​ формирование устной белорусской речи, культуры речевого общения на национальном языке;

    6)​ ознакомление с художественной литературой;

    7)​ подготовка к обучению грамоте в старшей группе (знакомство с основными языковыми понятиями, элементарный анализ слога, слова, предложения, формирование начальных фонетических представлений, обучение чтению и подготовка руки к письму и т.д.).

    Эффективность развития речи дошкольников предполагает взаимосвязанное, комплексное решение всех речевых задач.

     

    Задачи словарной работы – основные направления работы воспитателя по совершенствованию словаря детей:

    1)​ увеличение словарного запаса;

    2)​ усвоение семантики (смысла) слова;

    3)​ расширение объёма активного словарного запаса за счёт пассивного;

    4)​ качественное совершенствование лексического запаса (употребление пословиц, фразеологизмов, синонимов, антонимов, многозначных слов, языковых единиц с переносным значением);

    5)​ побуждение интереса к слову как основе межчеловеческого общения.

    Отдельные учёные (Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская и др.) выделяют ряд частных задач, например, замену диалектных, жаргонных слов в речи дошкольников литературными, формирование у детей элементарного понимания слова как языковой единице.

    Закономерности усвоения языка детьми дошкольного возраста – объективные факторы развития речи детей, обусловленные индивидуальными особенностями развития речетворческой системы. Закономерности усвоения языка по Л.П. Федоренко:

    1) Восприятие речи зависит от натренированности органов речи (артикуляционного аппарата), органов слуха (речевой слух), органов зрения (зрительная фиксация движений артикуляционных органов) и руки (связь движения руки с действием, с предметом).

    2) Понимание речи зависит от усвоения ребёнком разных степеней обобщения.

    3) Усвоение выразительности речи зависит от развития у ребёнка восприимчивости к выразительным средствам.

    4) Усвоение норм речи зависит от развития чувства языка – способности запоминать нормы употребления слов, их сочетаемость, изменяемость и ситуативность.

    5) Усвоение письменной речи зависит от координации между устной и письменной речью.

    6) Темп усвоения речевых умений (рассказывание стихов и сказок, пересказ, сочинение и др.) зависит от степени совершенствования и разнообразия речевых навыков (активный словарь, усвоение грамматических и фонетических норм).

     

    Закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе – типичные особенности количественных (объём) и качественных (семантическое содержание) изменений лексики ребёнка, которые зависят от возраста дошкольника, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Например, в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление, определяющее наличие в словаре у детей предметной лексики и набора глаголов, обозначающих повседневные примитивные действия. Со временем развивается наглядно-образное мышление, в словаре детей увеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщённым, абстрактным, переносным значением. В старшем дошкольном возрасте появляются элементы словесно-логического мышления, активно усваивается лексика с обобщённым и переносным значением, элементарная математическая и лингвистическая терминология.

     

    Занятия по развитию речи – целенаправленное, систематическое, всестороннее речевое развитие детей в дошкольном учреждении под руководством педагога и в условиях общения со сверстниками. По дидактическим задачам различают следующие типы занятий: по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и ситематизации знаний и представлений; итоговые; комбинированные. Широко распространены интегрированные и комплексные занятия, объединяющие различные задачи развития речи вокруг центральной задачи – развития связной речи.

     

    ЗАМЕНА ЗВУКОВ - см. субституция звуков.

    ЗАПРЕТ (ЯЗЫКОВОЙ) - сложившееся в языке ограничение, налагаемое на действие языкового правила. З. фонетический, семантический, структурно-морфологический); З. мотивированный и немотивированный.

     

    Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и.орфоэпичес­кую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

    Воспитание звуковой культуры предполагает:

    формирование правильного звукопроизношенияи словопроизношения,для чего необходимо развитие речевого слу­ха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппа­рата;

    воспитание орфоэпически правильной речи— умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую сис­тему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии ВХО­ДИТ не только произношение, но и ударение, т. е. специ­фическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударе­ния;

    формирование выразительности речи— владение сред­ствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естествен­ной выразительностью речи, но нуждается в обучении про­извольной, осознанной выразительности при чтении сти­хов, пересказе, рассказывании;

    выработка дикции— отчетливого, внятного произноше­ния каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

    воспитание культуры речевого общениякак части эти­кета.

    Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Боро­дач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

    ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (= ономатопея) - 1) создание звукокомплексов, имитирующих разного рода природные звуки в большей или меньшей степени напоминают обозначаемые явления; 2) слово, созданное на основе звукоподражания.

    Звуковысотный слух – умение воспринимать усиление или ослабление громкости голоса, интонационную окраску речи (побуждение, просьба и т.д.). Особое значение имеет на начальных этапах речевого развития, когда иногда лишь по эмоциональной окраске речи дети могут уловить смысл высказывания.

     

    ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - двустороннняя единица языка, представляющая собой единство мыслительного содержания (означаемого) и определенной последовательности звуков (означающего).

    ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА - способ существования знаков. Совокупность знаков, находящихся в определенных формальных и функциональных отношениях между собой.

     

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .