Народные художественные промыслы России для дошкольников. Павлопасадские платки

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

ПАВЛОПАСАДСКИЕ ПЛАТКИ

 

Народные промыслы России. Павлопасадские платки.

 

  •  «ПЛАТ УЗОРНЫЙ»

       Есть в России старинный город — Павловский Посад. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, и важные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как укра­шение (демонстрация).

       И сегодня платки.из Павловского Посада — дорогой по­дарок для женщины.

       Как вам кажется, трудно ли создавать такие платки и шали? Секретом старинного промысла была ручная набойка. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных дере­вянных печатных досок с вырезанным на них рельефным узо­ром. Такие доски называются «манеры» или «цветки». Иногда узор не вырезали, а вбивали в доску металлические пластинки, проволочки, гвоздики. На каждый цвет, каждую краску буду­щего рисунка создавалась своя печатная доска. Для сложного рисунка может понадобиться не один десяток «манерных» досок. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, по­стучит, побьет, чтобы краска с печатной доски лучше отпеча­талась на ткани. Вот так и возникло название «набивная ткань», «набойка». Сложное, трудоемкое это дело — ручная набойка. Делали ее лишь настоящие мастера.

 

Ручная набойка Павловопасадских шалей.

 

В наше время ручной набойки уже нет — сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины. Скажите, а как расписаны шали и платки? Какой фон у них? Какие цветы вы видите на платках и шалях?

 

       В орнаменте шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов: розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев. В ярких рисунках иногда сочетается до сорока цветов красок.

       Цвет фона может быть черным, красным, белым, василь­ковым, бордовым, зеленым, золотисто-охристым или кремо­вым. По кайме и углам симметрично размещают букеты пыш­ных цветов, а середина поля равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

       Шали из Павловского Посада украшают экспозиции мно­гих музеев в нашей стране и за границей.

       Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о павлово - посадских платках и шалях «Плат узорный».

 

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Как называется промысел, с которым мы сегодня позна­комились?

Как носили платки и шали в старину?                              

Какой фон выбирают мастерицы?                               

      Какими цветами украшают изделие художницы? Назовите принцип украшения.                                                          

      Что напоминают вам платки?

 

Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

 

          Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

 

 

          "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".

                                                                                                                                                                              

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие

Цикл занятий

«Знакомим детей с народным промыслом.

Павловопосадские платки»

Л. Л. Мосалова

В дошкольном образовании большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа. Введение детей в мир культуры начинается с ближайшего окружения, доступного для непосредственного взаимодействия. Одним из компонентов такого окружения для дошкольников, живущих в Павловском Посаде, являются известные на весь мир павловопосадские платки (шали), поэтому в системе детского сада особое место отводится знакомству детей с этим промыслом.

Нами разработан цикл занятий по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель — формирование чувства любви к родному городу и уважения к его традициям.

Задачи

Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.

Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности народного промысла.

Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

Стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу.

Уметь различать изделия разных народных промыслов.

Занятия реализованы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Тема 1. «История шали»

Задачи

Познакомить детей с русским обычаем носить платок. Продолжать знакомить с произведениями русских художников (портрет и жанровая живопись).

Вызвать интерес к культурным традициям русского народа, стремление чтить народные обычаи.

Материалы: репродукции картин русских художников (например, А. Венецианова, Б. Кустодиева), на которых изображены женщины и девушки в платках и шалях (можно использовать презентацию); платки разных размеров и расцветок из хлопка, шерсти и шелка.

Содержание

1. Педагог предлагает детям поговорить о головных уборах.

—        Что это такое? Какие головные уборы вы знаете? (Шапка, шляпа, панама, кепка, косынка, шарф, платок...) Зачем нужны головные уборы? (Они защищают от неблагоприятных условий.) Каких? (Жары, холода, ветра, дождя.) Расскажите, какой головной убор ваш любимый и почему. (2—3 ответа детей). А еще головной убор служит украшением. Вы сможете объяснить, как платок может служить украшением?

Дети высказываются. Затем педагог демонстрирует репродукции картин русских художников.

—        Художник Венецианов изобразил на картине девушек-крестьянок, которые весь день работали в поле на жаре. Поэтому на их головах белые платки. Как вы думаете, это украшение или защита от погодных условий?

Дети отвечают. Затем педагог предлагает рассмотреть картины Б. Кустодиева.

—        А что вы скажете об этих красавицах? Кто это? Это не бедные крестьянки, а богатые боярыни и купчихи. Они одеты в дорогие наряды, и платки служат украшением, нарядным дополнением.

2. Педагог обращает внимание детей на платки, которые она принесла в группу и предлагает поиграть. Создаются проблемные ситуации, решая которые дети выбирают себе платок. Педагог дает каждой девочке свое задание, например: «Ты, Аня, идешь летом в лес за ягодами. Какой платок ты выберешь?», «Оля, ты идешь в гости. На улице холодно», «Лиза, ты танцуешь танец матрешек летом на море».

Тема 2. «Изготовление ткани»

Задачи

Познакомить детей с изготовлением ткани.

Расширять знания детей о прошлом и настоящем своего народа, его умельцах и традициях.

Развивать творческое воображение, формировать умение красиво одеваться.

Материалы: макет и изображения ткацкого станка (фотографии, открытки, иллюстрации), 3 павловопосадских платка (шерстяной, шелковый, хлопчатобумажный), лоскут для аппликации; лист бумаги с силуэтными изображениями женщины, мужчины, ребенка.

Предварительная работа: беседы, экскурсии.

Содержание

1. Дети подходят к выставке тканей: представлены шелк, шерсть, капрон, хлопчатобумажные ткани, лен.

— Что это? Как назвать одним словом? (Это ткань.) Слово произошло от слова «ткать». Из чего ткут ткань? (Из ниток.) Потрогайте и скажите, одинаковая ли она на ощупь. Дети называют: гладкая, шероховатая, холодная, теплая, скользящая, тонкая, толстая.

— Все ткани на ощупь разные, они сотканы из разных ниток — шерстяных, шелковых, хлопка, льна. Сложно себе представить нашу жизнь без ткани. Предлагаю рассказать, где и какая ткань используется.

Педагог уточняет и дополняет рассказы детей. Спрашивает, какая ткань нравится больше и почему, как бы они ее использовали. Затем продолжает рассказ.

 Очень-очень давно люди не умели изготавливать ткань, они шили себе одежду из шкур животных. Прошло много-много лет, и люди изобрели ткацкий станок, на котором изготавливали ткани, а потом шили из нее одежду. (Вносит модель станка или иллюстрации.) Сначала ткань была грубая, серого цвета, и только потом люди научились ткать разные ткани — теплые для зимы и тонкие для лета. Научились их красить, и ткани стали разноцветные.

Сейчас ткань ткут на специальных станках на ткацких фабриках, которые есть во многих городах нашей страны. В Павловском Посаде тоже много ткацких фабрик — на них ткут шелковые и шерстяные ткани. Наш знаменитый павловопосадский платок ткут на фабрике в нашем городе. Из каких ниток ткут платки? (Из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.)

Педагог вносит три платка, предлагает детям рассмотреть, потрогать, рассказать об их назначении.

2. Игра «Я модельер». На листах — силуэты людей в одежде. Дети из лоскута ткани подбирают ткань для юбки, блузки, брюк, вырезают и наклеивают.

Тема 3. «История возникновения павловопосадского платка»

Задачи

Познакомить детей с историей возникновения павловопосадского платка.

Формировать чувство гордости за свою малую родину.

Материалы: Павловопосадские платки и шали, аудиозапись музыкального сопровождения; иллюстрации «В цехах фабрики» (раньше и сейчас), элементы для составления узоров платков (на картоне, бумаге, ткани).

Содержание

1.        Педагог предлагает детям рассмотреть шали и платки. Обращает внимание на красоту, яркость, разноцветье, разнообразие орнаментов. Просит сказать, изображения каких цветов чаще всего встречаются на платках.

—        Правильно, это розы, васильки, ромашки, колокольчики, незабудки, тюльпаны, а также гроздья рябины и много листьев. Все это на разном фоне, мастера называют его «земля». Платки не только красивые, но очень теплые, потому что сделаны из очень тонкой шерстяной пряжи. Скажите, у кого дома есть павловопосадский платок? Кто его носит? Если вспомните, расскажите, какого он цвета и какие на нем цветы.

Выслушав ответы детей, педагог продолжает свой рассказ.

—        Эти платки — гордость нашего города, Павловского Посада. Наши платки и шали любят во всех городах и селах нашей большой родины — России, да и женщины других стран с удовольствием носят наши платки.

Для того чтобы платок получился таким красивым, много мастеров трудятся над ним. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона, художники составляют узоры, набойщики переносят эти узоры на шали. Каждая шаль имеет свое название: «Рябинушка», «Розы», «Вечер», «Волшебный узор». Название обязательно должно подходить к узору на шали.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации «В цехах фабрики» (раньше и сейчас). Рассказывает о том, что изменилось.

2.        Из готовых элементов педагог предлагает каждому составить узор платка и придумать ему название.

Тема 4. «Сказка старого платка»

Задачи

Познакомить детей с историей павловопосадских платков (шалей).

Воспитывать интерес к народному промыслу.

Материалы: сундук, несколько видов шалей, элементы цветов, листьев, квадратные листы бумаги, краски, кисти.

Содержание

1. Педагог демонстрирует детям сундук.

—        Вы, наверное, знаете, как называется этот предмет? Да, это сундук. Расскажите, если знаете, зачем нужен сундук. Что в нем хранили? Где он стоял? У кого дома есть сундук? Где сейчас люди хранят одежду?

Дети отвечают.

—        У нас сундук небольшой, в нем тоже можно хранить вещи. Может, вы догадаетесь, какие вещи в нем лежат?

Дети высказывают свои предположения. Затем педагог достает из сундука шаль. Дети берутся за края шали и рассматривают ее.

—        Зачем нужна такая большая шаль? Кто ее носит? Какая она на ощупь? Она очень тонкая, почему же все говорят, что она теплая?

Дети отвечают.

—        Когда вы смотрите на шаль, о чем вы думаете, что вам хочется узнать, спросить?

Ребята высказываются, затем все садятся вокруг стола, на котором разложена шаль. Дети могут потрогать ее руками. Педагог предлагает послушать сказку о платке.

—        Давным-давно, очень много лет назад, жил-был большой белый платок. Он лежал на полке в магазине и скучал. Рядышком лежали разноцветные вещи, которые вели себя надменно и поглядывали на белый платок свысока, радуясь тому что их покупали и хвалили за яркие цвета. Приходили покупатели — женщины и мужчины, молодые и не очень. Продавец, предлагая свой товар,

показывал и белый платок, расхваливая его за мягкость и теплоту. Но покупали почему-то другие вещи, а платок продолжал скучать на полке.

Однажды в магазин пришел человек, который хотел купить подарок своей маме. Долго он рассматривал товар на полках, и вдруг его взгляд остановился на белом платке. Мужчина взял платок и заулыбался. Приложил его к щеке, развернул, удивляясь большому размеру и сказал: «Да это не платок вовсе, а настоящая шаль!» Продавец удивленно смотрел на покупателя, не веря, что тот купит давно лежащий на полке платок. Да, так и случилось!

Белый большой платок очутился в маленькой мастерской в городе Павловский Посад. Человек, купивший платок, оказался художником, он умело рисовал на бумаге, но вот рисовать на ткани ему пришлось впервые. Было очень трудно, но после долгих стараний платок получился ярким, разноцветным. Была зима, и художнику очень хотелось порадовать свою маму цветами, вот он и решил нарисовать цветы на платке. Здесь были и розы, и васильки, и много зеленых листьев, причудливо оплетающих все белое поле платка. Да, платок остался белым, но весь он, как разноцветный ковер, был усыпан цветами. Ну и подарок получился для любимой мамочки!

Увидев такой платок, люди стали просить художника расписать и для них белый платок. Платки стали пользоваться большим спросом, и художнику пришлось открыть мастерскую и пригласить помощников. Платки очень хорошо покупали не только в Павловском Посаде, но и в других городах. И пришлось открывать фабрику. На ней уже работало много рабочих: они не только расписывали платки и шали, но и сами ткали белое полотно для будущих изделий.

Платки наши носят женщины не только в нашей стране, но и в других странах. А про то, как фабрика работает сейчас, я расскажу вам в следующий раз.

2. Педагог предлагает каждому ребенку на белом квадрате бумаги нарисовать цветок, который есть на шали.

Тема 5. «Экскурсия в магазин „Платки"»

Задачи

Продолжать знакомить с павловопосадской шалью.

Воспитывать чувство гордости к произведениям мастеров-умельцев.

Закрепить и уточнить знания детей о профессии продавца.

Материалы: листы бумаги разного фона, печатки, краски, кисти; материалы для изготовления, атрибуты сюжетно-ролевой игры «Магазин „Шали"».

Содержание

1.        Предварительно педагог беседует с детьми о том, где производят знаменитые шали, какие мастера задействованы в их производстве.

— Как вы думаете, сколько разновидностей шалей выпускают? Конечно, очень много. Сегодня мы пойдем в магазин «Платки», и вы сможете посмотреть, какой большой выбор этих платков.

Педагог обговаривает с ребятами, как нужно вести себя на улице и в магазине. Ставит задачу: «Подумай, какой бы ты выбрал платок, шаль, шарф в подарок своим бабушке, маме, дедушке, папе. Объясни почему». Предлагает запомнить 2—3 названия платков.

2.        В магазине дети рассматривают разнообразные шали и платки. Отмечают, на каком фоне сделана роспись, какие цветы изображены. Сравнивают традиционный платок и современный. Чем они отличаются? Какой больше нравится и почему? Затем педагог предлагает ребятам самостоятельно походить по магазину и представить, что им нужно выбрать в подарок изделие павловопосадских мастеров. Дети выбирают, а затем рассказывают, почему они выбрали именно этот, учитывая возраст, пол, вкус того, кому они хотят сделать подарок.

Дети наблюдают за работой продавцов: за тем, как они показывают товар, что советуют покупателям.

  1. Вечером педагог предлагает детям нарисовать узор по мотивам павловопосадской росписи, предоставляя бумагу разного фона, печатки, краску, кисти.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин „Шали"» — изготовление витрины с лоскутом и других необходимых для игры атрибутов.

Тема 6. «Все начинается с бутона»

Задачи

Познакомить детей с деталью женской одежды — платком.

Формировать чувство гордости за свою малую родину.

Развивать художественно-творческое восприятие.

Материалы: 2—3 шали или платка (основные элементы — роза и бутон), лист бумаги формата А4, гуашь, кисти разной толщины, палитра; розы — распустившаяся и бутон (можно картинки).

Содержание

1. Педагог демонстрирует детям павловопосадские платки (шали).

Глаза незабудки смеются в платке,

А в розах румянец всех

                              женщин России.

Букеты пышны, как весной

                                             облака.

Найдешь ли ты шали

                                         красивей?

Шали, как и люди, очень разные. Люди бывают энергичные, быстрые, стремительные, а бывают спокойные, неторопливые, задумчивые. Выберите платок, который вам нравится, и попробуйте рассказать, почему выбрали его.

Педагог выслушивает короткие рассказы детей (3—4 предложения) и продолжает беседу.

— Мы с вами знаем, что основным традиционным цветком расписных

шалей является роза — распустившийся цветок или бутон. Вы можете объяснить, что такое бутон?

Если дети затрудняются, рассказывает воспитатель. Вносит и дает детям рассмотреть живые цветы или иллюстрации.

2. Получив необходимые материалы для творчества, дети рисуют бутон. Сначала розовой, красной, желтой красками рисуют «улитку» (спираль). Затем «улитку» с правой и левой сторон закрывают «скобками» — по всей высоте «улитки». Рисуют рядом еще 2—3 бутона. Затем зеленой краской рисуют стебель к каждому бутону.

Тема 7. «Роза -главный элемент платка»

Задачи

Развивать художественно-творческое восприятие.

Учить рисовать элемент платка — розу.

Материалы: шаль (платок) с традиционной росписью — розы, бутоны, ромашки, листья; квадраты из бумаги (сторона 20 см), гуашь, вода, кисти, палитры, салфетки.

Содержание

1.        Педагог предлагает детям рассмотреть шаль (шаль), вспомнить что это, где их производят и зачем.

—        Какого цвета фон платка? Как называют фон платка? Правильно, «земля». Расскажите, как расположен узор на платке. Можно выделить середину и края. Как украшена середина? Какие на ней цветы? Что еще вы видите? Какие цветы по краям? Все ли четыре стороны расписаны одинаково? Кроме цветов чем еще украшен платок?

Ответы детей.

—        Композицию каждого платка создает художник, который умело подбирает элементы, создавая неповторимый узор. Давайте придумаем название этому платку.

2.        — Мы тоже умеем рисовать, но сразу нарисовать такую шаль очень непросто, поэтому мы сначала поучимся рисовать отдельные цветы и листья. Предлагаю выбрать квадрат с фоном, который понравился, и приготовить все необходимое для рисования. Каждый готовит свое рабочее место сам.

Педагог показывает, как нарисовать розу, листья дети рисовать умеют. Напоминает, что мы рисуем не платок, а один из главных его элементов — розу. Роза должна быть крупной, яркой распустившейся. Педагог напоминает, что нужно использовать палитру, чтобы развести краску от яркой до нежной.

Закончив работу, дети раскладывают рисунки с розами и любуются ими. Педагог предлагает каждому рассказать о своей розе — что получилось, а что хотел бы в следующий раз исправить. Можно выбрать понравившуюся розу и рассказать, почему она понравилась, что можно в ней отметить. Похожи ли розы на бумаге и на платке? Если не очень, успокоить детей, ободрить. Ведь художник, который создавал платок, очень долго учился, и не сразу получались у него такие красивые цветы.

Педагог хвалит всех детей за старание и предлагает порисовать цветы дома.

Тема 8. «Шаль и платок»

Задачи

Учить составлять узор по мотивам росписи, используя печатки и тычки.

Расширять словарный запас: розы, незабудки, шаль, платок.

Материалы: 2—3 павловопосадские шали (платки), тонированные квадраты бумаги разного тона, краски, печатки, тычки, вода, салфетки.

Содержание

1. Педагог предлагает детям рассмотреть шали и платки.

— Чем они различаются? Шаль большая, у нее есть кисти, а у платка нет кистей, у всех разные узоры, все платки разного цвета. Какими цветами украшены платки и шали? Верно, розами, ромашками, васильками, незабудками. А еще очень много зеленых листочков и веток. У кого из вас дома есть шаль? Кто ее носит?

Ответы детей.

— Раньше женщины носили шали и платки на голове, а сейчас чаще всего набрасывают шаль на плечи для красоты и тепла. Предлагаю девочкам набросить шаль на плечи и почувствовать, как в ней тепло и уютно. Как еще можно использовать шаль? Ее можно постелить на стол как скатерть, набросить для красоты на спинку дивана и даже украсить ею стену в деревенском доме или на даче. А как можно носить платок? На голове, на шее. Предлагаю девочкам нарядить друг друга.

Педагог помогает, показывает, как лучше это сделать.

2. — Сегодня мы попробуем нарисовать красивую шаль или платок в подарок нашим мамам или бабушкам. Предлагаю выбрать бумажный квадрат понравившегося тона и украсить узором.

Педагог показывает, как рисовать печаткой и тычком, обращает внимание на то, что украшаем только углы. Узор может быть составлен самостоятельно или взят с образца. Затем педагог предлагает придумать шали название — как это делают художники на фабрике. При рассматривании работ следует обратить внимание на выразительность узора, правильное расположение его элементов, аккуратность выполнения работы.

На следующем занятии работа может быть продолжена — дети кистью рисуют листочки или прорисовывают отдельные элементы (оживляют) в зависимости от имеющихся навыков. Дети могут подарить свои работы маме или бабушке на 8 Марта.

Тема 9. «Роль художника в создании шали»

Задачи

Расширять представления детей о народном художественном промысле. Познакомить с профессией художника и его ролью в создании платков и шалей.

Развивать творческое восприятие и воображение, учить составлять узор.

Совершенствовать технические навыки.

Материалы: сюжетная картинка «Художник на рабочем месте», образцы шалей, краски, кисти, бумага, салфетки.

Содержание

1.        — Сегодня мы поговорим о том, люди каких профессий участвуют в создании павловопосадской шали. Создание шали — дело коллективное. Но главная роль принадлежит художникам. Они придумывают узоры, создают композиции, рисуют эскиз платка. Нужно придумать такой узор, которого еще не было, такой, чтобы было видно настроение платка. Как вы думаете, какие материалы нужны художнику для создания рисунка? Каждый ли человек может быть художником? Сколько художников работает на фабрике? Как называется место, где художники создают рисунки?

Ответы детей.

После того как художник придумал рисунок, а на это уходит много-много дней, все художники собираются на художественный совет и вместе решают; понравится ли платок с таким рисунком людям. Если решат, что шаль с таким рисунком красива, утверждают, а художник, который придумал рисунок, придумывает и название платка. Вот так называются шали: «Белые розы», «Русская красавица», «голубые лилии», «Русь», «Золотые россыпи», «Рябина».

Педагог показывает детям 5—6 образцов и предлагает сказать, какое у того или иного платка настроение — веселое, радостное, торжественное, праздничное, грустное, задумчивое...

2.        — Предлагаю детям пройти на свои рабочие места в «мастерскую» и поиграть в художников — придумать свой узор и название для шали.

Дети рисуют на бумажном квадрате (фон разный) красками.

3.        Все вместе проводят «художественный совет» и решают, шали с каким узором понравятся людям и почему. Это можно сделать вечером или в другой день, если дети не успеют закончить свой рисунок.

Тема 10. «Роль ткача, печатника и бахромщицы в создании платка»

Задачи

Продолжать знакомить с людьми разных профессий, принимающих участие в изготовлении шалей — печатник, бахромщица.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Продолжать учить создавать цветочные композиции.

Материалы: сюжетные картинки «Изготовление шали в цеху», платок (без кистей) и шаль, бумажные квадраты, печатки (шаблоны), краски, кисти, салфетки.

Содержание

1. — Мы уже говорили о том, с чего начинается рождение платка. Давайте вспомним. Жизнь платка и шали начинается с рисунка художника.

Дети вспоминают, рассказывают.

—        После того как рисунок утвердили на художественном совете, придумали название, его отдают... Кому?

Дети высказывают предположения.

—        Далее рисунок передают людям, которые работают на компьютере. Компьютер просчитывает, сколько элементов в узоре, каких и сколько красок потребуется, даже цветовую гамму подбирает. Для этого в компьютере есть специальная программа. (Демонстрирует детям обработанные компьютером эскизы.) Далее путешествие платка продолжается в печатно-набивной цех, где операторы-печатники наносят узор на ткань, которую соткали ткачи в ткацком цеху. Ткань эта белого цвета. Печатники наносят на ткань узор с помощью шаблонов.

Педагог показывает иллюстрацию. Все вспоминают работу с шаблонами на предыдущих занятиях; если не пользовались, педагог показывает действие печатки.

—        После просушки платок поступает в бахромный цех. Вы догадались, что там с платком происходит? К платкам и шалям пришивают бахрому. [Показ иллюстрации.) А еще кисти к шалям плетут вручную, как и много-много лет назад. Как вы думаете, обязательно ли обвязывать платок?

Ответы детей.

—        Вот и готов павловопосадский платок! А дальнейшее его путешествие — в магазин и на плечи женщин и девушек.

2. — Предлагаю поиграть в печатников. Мы сегодня будем печатать платки вручную, такие платки особенно ценятся.

Дети выбирают квадратный лист затонированной бумаги, краски, печатки. «Оживлять платок» кистью они продолжат на следующем занятии.

Тема 11. «Украсим одежду»

Задачи

Учить составлять узоры из элементов.

Закрепить навык вырезывания и наклеивания.

Материалы: бумажные плоскостные куклы (формат листа А4) в рубахах, сарафанах, косынках; лоскут, элементы вырезанных узоров; клей, кисти, салфетки.

Содержание

1. — Предлагаю рассмотреть разнообразные лоскутки павловопосадских шалей. Вы узнали, откуда эти лоскутки, на что они похожи? Как вы думаете, почему появились такие маленькие кусочки платков? Как мы их называем?

Ответы детей.

—        Это лоскутки, нам принесли их с фабрики. В любой работе иногда что-то получается не так, как нужно, и такие платки уже не продают в магазине, а применяют для других целей. Рассмотрите лоскутки, полюбуйтесь их красотой, назовите знакомые вам цветы. Краски подобраны яркие, красивые. Какого они цвета?

Все вместе обсуждают, какие цветы и листья лучше использовать, какую часть одежды будут украшать.

2. Дети выбирают куклу, одежду которой они будут украшать, подбирают элементы узора (цветы и листья), составляют из них свой узор, затем наклеивают. Из нарядных кукол составляют хоровод. Этих павловопосадских красавиц можно использовать для игры.

Можно предложить коллективную работу: на подготовленную заранее ткань в рамке, где изображена ваза с веточками, наклеить цветы и листья, вырезанные из лоскута, получится красивый букет.

Тема 12. «Модная деталь одежды»

Задачи

Рассмотреть платок как деталь женской одежды, как модный элемент

Развивать эстетический вкус.

Материалы: платки небольшого размера, кашне, юбки, жилеты, сумки, бусы из лоскута павловопосадских платков; журналы мод, где представлены павловопосадские шали и изделия из них; музыкальное сопровождение.

Содержание

1. — Мы много говорили о наших знаменитых павловопосадских шалях, об их красоте и неповторимости. Сегодня мы рассмотрим их в другом качестве. Я принесла журналы мод. Как вы думаете, зачем нужны такие журналы?

Дети высказывают предположения.

—        Журналы нужны людям, которые любят красиво одеваться. На картинках — модели одежды для женщин, мужчин и детей. Рассмотрим одежду, которая сшита из павловопосадских шалей или украшена традиционными элементами.

Рассматривая, дети комментируют каждую фотографию.

—        Вам нравится такая одежда? Она яркая, разноцветная, нарядная, праздничная, создает хорошее настроение. Она отличается от остальной одежды, ее сразу можно узнать — розы, васильки, ромашки, переплетенные зелеными листьями можно увидеть только на павловопосадских шалях.

Дети рассказывают, какая модель им понравилась и почему.

— В нашем детском саду проходил конкурс «Плат узорный». Ваши мамы и бабушки участвовали в нем, проявили фантазию и мастерство при изготовлении одежды из лоскута. Предлагаю подобрать понравившуюся вещь и продемонстрировать ее. Люди, которые показывают одежду, называются моделями. Они демонстрируют одежду, проходя по подиуму. Идти нужно медленно и красиво, показать одежду так, чтобы она понравилась и ее захотели купить.

Педагог предлагает ребятам подобрать понравившийся костюм (или его элемент) и продемонстрировать его. Помогает надеть. Все дети садятся в два ряда напротив друг друга, оставляя проход — «подиум». Под музыку «модели» по очереди идут по «подиуму». Зрители аплодируют. Далее идет обсуждение: кто и что хотел бы приобрести и что помогло в выборе одежды.

Тема 13. «Платок в подарок»

Задачи

Способствовать творческому развитию детей.

Учить выстраивать цветочную композицию ритмично, находить верное цветовое сочетание.

Воспитывать желание сделать подарок.

Материалы: бумажные квадраты разных цветов, кисти, краски, печатки, трафареты, шаблоны.

Содержание

1. — Мы много говорили о павловопосадских шалях, рассматривали их, рисовали. А сегодня я предлагаю вам стать художниками — самим придумать узор и нарисовать шаль. Представьте себе, что вы хотите сделать подарок — это будет шаль. А вот узор, цвета вы будете подбирать сами, это зависит от того, кому вы собираетесь дарить шаль. Предлагаю подумать и рассказать, кому вы хотите подарить шаль и какие будете подбирать цветы, тона.

Педагог выслушивает 3—4 детей. Затем все вспоминают, где нужно располагать орнамент из цветов и листьев — по середине и краям.

— После того как ваша шаль будет готова, вы придумаете ей название. Так делают все художники. Название должно подходить к узору.

2. Каждый выбирает понравившийся фон и начинает рисовать. Прорисовку мелких деталей («оживление») можно сделать вечером, после того как рисунок просохнет Дети рассказывают о своей шали — кому они хотели бы ее подарить, как назвали и почему.

Тема 14. «Ярмарка»

Задачи

Приобщить детей к народному творчеству и русскому народному фольклору.

Привлечь детей и родителей к активному участию в праздничных мероприятиях.

Способствовать развитию положительных эмоций, дружбы, сопереживания.

Создать праздничное настроение.

Содержание

Ведущая приветствует детей и взрослых на ярмарке в городе Павловский Посад, читает стихотворение

Взрослые (на плечах — шали) исполняют песню «Мой город» (муз. Е. Ковальчук, ел. Н. Андриянова).

Дети читают стихи, исполняют танцы — «Кадриль», «Пляска с ложками»; рассказывают про гжель, исполняют «Гжельский хоровод»; рассказывают про павловопосадские платки, исполняют танец с платками и шалями (участвуют и взрослые).

Затем выходят дети с лотками, на которых лежит «товар» (изделия из лоскута), представляют его, дарят изделия гостям.

Дети исполняют песню «Росиночка-Россия» (муз. Е. Зарицкой, ел. И. Шевчук).

Дошкольная педагогика / Март / 2018