Главные вкладки

    Занятия по рассматриванию предметов с детьми дошкольного возраста

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

     

    Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов

            Одной из разновидностей занятий, развивающих словарь являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

           Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов имеют те же цели что и экскурсии: культивирование наблюдательности в интересах обогащения и уточнения представлений детей и развития их языка.

            Методические приемы:

    - использование раздаточного материала;

    - сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений;

    - сравнение предметов.

            Материалом для этих занятий служат предметы жизненного окружения, игрушки, картины.

            При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

    1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

    2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству(например, надави - для выделения твердости, погладь - для выделения гладкости, шероховатости поверхности, сомни - для выделения мягкости и т. п.).

    3. Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.

    Качествами мы называем те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета, например: твердый, мягкий, гладкий, холодный, гибкий и т. п.

    4. Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый - с легким, прозрачный - с непрозрачным и т. п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. д.

    5. Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т. е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.

    6. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.) было бы как можно меньше.

           Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка-дошкольника.

           Первая часть этого занятия обычно посвящается вычленению качества предмета в ситуации той или иной деятельности.

          Целью второй части является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество.

           В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

     

           Типичным занятием по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов для детей 4 лет является следующее занятие.

    Занятие по ознакомлению с качествами предмета «прозрачный и непрозрачный»

           Программное содержание.

           Познакомить детей с качествами «прозрачный», «непрозрачный», ввести в словарь соответствующие слова, сформировать адекватные способы обследования.

           Закрепить способы обследования, соответствующие качествам «мягкий», «твердый», «гладкий», «шероховатый», и слова, их обозначающие.

           Продолжать формировать навыки учебной деятельности.

         Материал: Используются два стакана одинаковой формы; величины, но один из стекла (прозрачный), другой из бумаги (непрозрачный), стеклянные предметы по числу детей, несколько разнообразных прозрачных предметов.

           Целью первой части занятия является привлечение внимания детей к качествам предметов, которые будут обозначены новыми словами(прозрачный, непрозрачный).

          Занятие начинается с игры в загадки, в ходе которой выделение признака окажется главным, значимым. Воспитатель опускает по предмету в оба стакана (прозрачный и непрозрачный) и просит отгадать, что в них. Естественно, что дети легко отгадывают, что лежит в прозрачном стакане, и ошибаются, называя наугад предмет, лежащий в непрозрачном.

           После двух-трех повторений игры воспитатель предлагает детям ответить на вопрос, почему они отгадывают, что лежит в этом стакане (показывает на прозрачный), и не могут отгадать, что в этом (показывает непрозрачный). Характерными ответами на этот вопрос являются: «Потому что этот светлый стакан, а этот нет; «Потому что он видный»; «Потому что через него видно, а через этот не видно» и т. д.

           Ответы детей свидетельствуют о том, что они выделили нужный признак, и появилась возможность ввести соответствующее слово.

           Далее воспитатель снова обращается к детям: «Через этот стакан предмет виден, стакан прозрачный. А этот стакан непрозрачный, через него предмет не виден». Затем он предлагает двум-трем детям показать прозрачный и непрозрачный стаканы.

           В следующей части занятия организуется освоение детьми обследовательских действий, соответствующих вновь выделенным признакам, и закрепление уже известных. В этой части особенно важны четкие указания педагога, организующие обследование.

           Воспитатель предлагает ребятам взять в руки по одному предмету со столов и посмотреть через них друг на друга, поддерживает реакции детей. Предлагает посмотреть через предметы на него, спрашивает, виден ли он. Получив утвердительный ответ, спрашивает, как называются предметы, через которые видно, затем предлагает нескольким детям сказать, какой у них предмет (прозрачная банка, прозрачный графин и т. д.).

           Предлагает ответить на вопрос: «Как узнать, найти прозрачные предметы?» Несколько детей отвечают: «Посмотреть надо», «Если через него видно, то прозрачный». Ребята смотрят через предмет и обмениваются репликами. Воспитатель предлагает им посмотреть через крышку стола и сказать, видят ли они свои ноги. Получив отрицательные ответы, задает вопрос: «Какой стол - прозрачный или непрозрачный?» Дети хором отвечают, что непрозрачный, потому что через него не видно.

           Третья часть занятия посвящается упражнению в выделении нового качества в окружающих предметах.

           Дети получают задания посмотреть вокруг, найти прозрачные предметы, назвать их и ответить па вопрос: «Как ты узнал, что предмет прозрачный?» Аналогично дается задание найти непрозрачные предметы.

           Знания и навыки, полученные дошкольниками, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

         Усложнение занятий этого вида идет по линии увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к занятиям такого содержания остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.

          

           Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов. Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей и подготовительной к школе группах.

           Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов.

           Успех занятий, их эффективность зависят от ряда условий:

           1) подбора предметов для сравнения. Они должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т. п.)

           2) плановости сравнения. Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;

           3) отбора приемов обучения. Основными приемами обучения на таких занятиях являются вопросы и указания воспитателя, помогающие детям:

    а) последовательно строить сравнение;

    б) увидеть те особенности, которые дети сами не замечают;

    в) наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово;

    4) соотношения речевой активности воспитателя и детей.

           Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Воспитатель скупыми, немногословными, точными вопросами, указаниями возбуждает и направляет их умственную и речевую активность.

           Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами, использования предметов, обследовательских действий), прилагательные (названия качеств).

     

         

     

            "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .

     

    Уважаемые студенты!

           Обращаю Ваше внимание на то, что представленная ниже слайд – лекция по модулю «Методика развития словаря» позволит вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретического вопроса модуля (Организация, методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста по рассматриванию предметов).

           Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!

     

    P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.

              Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

           Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

              Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

           «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

              ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

    ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

                                                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

     

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Организация, методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста по рассматриванию предметов МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи : Гольская Оксана Геннадьевна

    Слайд 2

    Психолого - педагогическая основа познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

    Слайд 3

    Вопросы организации занятий по ознакомлению с предметным миром в трудах учёных в области дошкольной педагогики и методики речевого развития

    Слайд 4

    Последовательность организации занятий по ознакомлению с предметным миром в единстве с освоением понятийного значения слова первый этап — первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре; второй этап — введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; третий этап — введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам.

    Слайд 5

    Таблица 1 Виды занятий. Первая группа занятий развития словаря первичного ознакомления с предметами и введении в словарь новых названий предметов и действий демонстрация предметов, игры типа лото или парных картинок, игры-занятия с куклой, прогулки и экскурсии

    Слайд 6

    Продолжение таблицы №1 Вторая группа занятий развития словаря по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнению предметов

    Слайд 7

    Окончание таблицы №1 Третья группа занятий развития словаря по формированию понятий в процессе обобщения

    Слайд 8

    Основные методические требования к проведению за­нятий : широкое использование игровых приемов сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезнове­ния, поиски, игровые действия, атрибуты и др .; сюжетный характер игр-занятий ; рассматривание предмета, его деталей ; многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка ;

    Слайд 9

    активное подражание детей речевому образцу ; использование вопросов, предполагающих ответ дей­ствием; формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя; чередование игровых действий с речевыми ; активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, разли­чение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухо­вого и других анализаторов;

    Слайд 10

    сравнение предметов по их внешнему виду; постепенное формирование целостного представле­ния о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

    Слайд 11

    Структура занятия по ознакомлению с предметным миром I . Вводная часть. 1.1 . 1.2. Сюрпризный/ игровой момент (вводная беседа/ вопрос; рассматривание предметов/ игрушек, картины; чтение стихотворения; сюрпризный момент; дидактические игры/ упражнения; просмотр видеофильма; прослушивание аудиозаписи музыкального произведения; загадывание загадок; рассказ воспитателя). Тематическая физкультминутка на развитие мелкой моторики (динамическая пауза) .

    Слайд 12

    II . Основная часть: 2.1. 2.2. 2.3. Сообщение темы занятия. Рассматривание предмета и его обследование (группы предметов или игрушек) : вопросы (указания); - экспериментально - исследовательская (практическая) деятельность воспитателя с демонстрационным материалом; - экспериментально-исследовательская (практическая) деятельность детей с раздаточным материалом. - сравнение предметов с выделением общих и различных признаков; словарная работа. Рассказ воспитателя о предмете, о его значении в жизни человека:

    Слайд 13

    2.7. 2.8. рассматривание картин (просмотр видеоматериала; загадывание загадки (чтение четверостишия, рассказа, небольшой сказки … …); дидактические игры (упражнения, задания); вопросы к детям; рассказы детей из личного опыта. Обобщающие вопросы . Гимнастика на снятие утомления с глаз или гимнастика на снятие общего утомления (желательно по теме основной части занятия).

    Слайд 14

    III . Заключительная часть: 3.1. 3.2. Продуктивная деятельность (дидактические игры и упражнения; повторение чистоговорок, скороговорок или стихотворений; чтение или драматизация отрывка художественного произведения …). Рефлексия.

    Слайд 15

    Домашнее задание Подготовить рефераты об особенностях формирования словаря у дошкольников по материалам педагогичес­ких исследований, используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга *.

    Слайд 16

    Источники: Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен­тов пед. кн - тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло­гия». — 2-е изд.—М.: Просвещение, 1981. Логинова В.И. Формирование словаря. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1979. Мигунова Е.В. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учеб. -метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. О. И. Соловьева Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду для дошкольных педагогических училищ. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 1966.

    Слайд 17

    Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи : Гольская Оксана Геннадьевна https://nsportal.ru/user/664283/page/zanyatiya-po-rassmatrivaniyu-predmetov



    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе.

    Тема: Свойства древесины.

    Рассказ по картине И.И.Шишкина «ЗИМА»

    Выполнила студентка 133 группы

    Хруленко Елена Евгеньевна

    Программные задачи:

    образовательные – расширять представления о древесине, качествах и свойствах; учить составлять рассказ по картине, передавать в определённой последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений;

    развивающие – развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру, поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое); развивать устную речь детей;

    воспитательные – воспитывать эстетические чувства.

    Активизация словаря: древесина, искусство, репродукция, пейзаж, палитра, гуашь – краски, художники-пейзажисты, молчаливое созерцание, брусок, тонет, всплывает, не тонет, твердое, шероховатое.

    Планируемые результаты: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукция картины И.И.Шишкина «ЗИМА», выражает положительные эмоции (интерес, радость) при проведении музыкальных упражнений «Сколько слышишь звуков?» (муз.Н.Г.Кононовой); умеет поддерживать беседу о свойствах древесины, высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими разнообразными впечатлениями о красоте природы.

    Материалы: образцы дерева, лупы, металлические и деревянные предметы, спички, ёмкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила; репродукция картины И.И.Шишкина «ЗИМА»

    Интеграция образовательных областей:

    познавательное

    речевое

    физическое

    Методические приёмы:

    I. Вводная часть:

    1.1 Загадывание воспитателем загадок о топоре, дровосеке.

    1.2. Чтение стихотворения воспитателем о Железном Дровосеке Татьяны Керстен.

    1.3. Сообщение цели занятия (дети оправляют в зимний лес с Железным Дровосеком.)

    1.4. Физкультминутка «Дровосек».

    II. Основная часть:

    2.1. Рассказ воспитателя о древесине.

    2.2. Дидактическое упражнение «Найди предметы из дерева в окружающей обстановке.».

    2.3. Вопрос к детям «Как узнать, сколько лет дереву?»

    2.4. Исследовательская деятельность детей (рассматривают ствол дерева, счёт кольца и их зарисовывают.)

    2.5. Составленные детьми рассказа о свойствах дерева (2-3 ребёнка.)

    А) Словарная работа: твёрдое, шероховатое.

    2.6. Беседа с детьми о правилах безопасности пользования спичками:

    А) Вопросы:

    «Из чего сделаны спички?»

    «Почему их нельзя зажигать детям?»

    Б) Рассматривание 1-2 иллюстраций.

    2.7. Работа с раздаточным материалом. Исследовательская деятельность детей с деревянными брусками и гвоздями.

    А) Словарная работа: бруски, тонет, всплывает, не тонет.

    Б) Итоговые вопросы:

    «Как человек использует древесину?

    «О каких свойствах дерева вы узнали?

              2.8. Организация гимнастики на снятие зрительного утомления «Деревья».

    2.9. Гимнастика на релаксацию «Снег идет».

    III. Заключительная часть:

    3.1. Загадывание загадок воспитателем о зиме.

    3.2. Вопросы к детям.

    3.3. Рассказы 2- 3 детей раннее разученных стихов о зиме.

    3.4. Рассказ воспитателя о матушке зиме.

    3.5. Внесение воспитателем картины И.Шишкина «Зима».

    3.6. Молчаливое созерцание.

    3.7. Рассказ воспитателя о творчестве художников И.И Шишкина.

    3.8. Рассматривание картины «Зима» по вопросам:

    Какой же зимний день изобразил И. И. Шишкин?

    Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе?

    Какой он? А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?

    А что бы вы могли услышать?

    Какие деревья вы видите на переднем плане картины?

    Что вы видите среди гигантских сосен?

    3.9. Сюрпризный момент дети получают от дровосека деревянные фишки

    3.10. Рефлексия

    Ход НОД:

    I. Вводная часть

    Воспитатель: дети, отгадайте загадку:

    Кланяется, кланяется,

    Придет домой – растянется.

    Дети: топор.

    Воспитатель: кто работает топором?

    Дети: дровосек.

    Воспитатель: послушайте, что рассказывает о себе сказочный герой Железный Дровосек в стихотворении Татьяны Керстен:

    Меня из железа

    Кузнец смастерил.

    Он дал мне топор,

    Научил им рубить.

    Но сердце живое

    Мне в грудь не вложил.

    А как же без сердца

    Любить мне и жить?

    Воспитатель: давайте вместе с Железным дровосеком отправимся в зимний лес и расскажем ему о древесине, которую он умеет рубить.

    Воспитатель: но для начала мы с вами проведем небольшую физкультминутку «Дровосек».

    Проводится физкультминутка «Дровосек»

    Соединенные пальцы рук подняты вверх над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом нужно разрубить пень воображаемым топором, затем выпрямиться.

    II. Основная часть

    Воспитатель: заготавливали лес под строительство зимой. Не случайно древние славяне называли январь сечень. По известным приметам, строевой лес рубили в новолунье, так как вырубленный на ущербе сгнивает. Размер дерева подбирали согласно поговорке: «Всяк по себе дерево рубит», чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило, года три уходило на подготовительные работы перед кладкой сруба.

    И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд.

    Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.

    Дерево хранит тепло солнца, человеческих рук, работавших с ними. Оно капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера…

    Воспитатель: найдите предметы из дерева в окружающей обстановке.

    Проводится дидактическое упражнение «Найди предметы из дерева в окружающей обстановке»

    Воспитатель: как узнать, сколько лет дереву?

    Дети рассматривают спил дерева, зарисовывают кольца

    Воспитатель: опишите свойства дерева.

    Дети: дерево твердое, но его можно рубить, пилить, строгать.

    Воспитатель: из чего сделаны спички?

    Дети: из дерева.

    Воспитатель: почему их нельзя зажигать детям?

    Дети: можно обжечься, может быть пожар и т. д.

    Воспитатель показывает иллюстрации о том, что детям нельзя зажигать спички.

    Воспитатель: дерево быстро сгорает. А теперь проведем опыт. Опустите в тазик с водой деревянные бруски и гвозди. Что вы видите?

    Дети: бруски всплывают, а гвозди тонут.

    Воспитатель: почему гвозди тонут, а бруски нет? Чем отличается дерево от металла?

    Дети: дерево легкое, оно не тонет, а гвоздь тяжелый, из металла, тонет.

    Воспитатель: дети, сейчас мы сделаем небольшую гимнастику для того, чтобы наши глаза отдохнули.

    Проводится гимнастика для глаз «Деревья»

    Ветер дует нам в лицо.                

    Закачалось деревцо.                    

    Ветер тише, тише, тише…                

    Деревца все выше, выше!  

    Часто моргают веками.

    Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.

    Медленно приседают, опуская глаза вниз.

    Встают и глаза поднимают вверх.

    Воспитатель: а теперь давайте снимем усталость гимнастикой «Снег идет»

    Проводится гимнастика на релаксацию «Снег идет»


    Налетели вдруг метели,            дети стоят, «рассыпавшись горошком», 

    Закружили и запели,                  закружились вокруг себя,     

    И снежинки захотели                 кружась все медленнее и медленнее,       

    Землю всю собой закрыть.        садятся на корточки, накрыв голову,         

    Ветры буйные гуляют,              поднимаются, сильно машут руками,

    Снега много наметает,

    Даже птицы не летают,             опускают руки, склоняют голову,       

    Он кружится  и ложится,            медленно опускаются и ложатся       

    Скоро будет Новый год.              на спину, закрывают глаза.

    III. Заключительная часть

    Воспитатель: отгадайте загадку, слушайте внимательно:

    Хоть сама и снег, и лед,

    А уходит, слезы льет.

    Дети: зима.

    Воспитатель: вам нравится зима? Почему?

    Дети отвечают

    Воспитатель: вспомните стихи о зиме.

    Дети рассказывают ранее разученные стихотворения

    Воспитатель: сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели. Снег покрыл землю и все, что на ней было: сухие ветки, валежник – белоснежным ковром. Он блестит на солнце и переливается, как алмазная россыпь.

    Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с картиной И. И. Шишкина «Зима».

    Воспитатель вносит репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима». Дети внимательно рассматривают картину.

    Воспитатель: все художники – пейзажисты с удовольствием изображали все черты времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным, и веселым, и радостным, и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал И. И. Шишкин. Он очень любил природу, особенно лес, и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

    Воспитатель: трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина.

    Воспитатель: какие картины этого художника вам приходилось видеть?

    Воспитатель: рассмотрите внимательно репродукцию картины «Зима». Что на ней изображено?

    Воспитатель: представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И. И. Шишкиным на картине. Какая погода нас встретит?

    Воспитатель: какой же зимний день изобразил И. И. Шишкин? Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе? Какой он? Давайте прислушаемся, в лесу тихо. А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум? А что бы вы могли услышать?

    Воспитатель: какие деревья вы видите на переднем плане картины?

    Воспитатель: что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их.

    Воспитатель: рассмотрите великолепный ковер снега, какой он?

    Дети: снег бывает разного цвета: и белого, и голубого, синего, желтоватого, розоватого, и даже бывает темный. Ведь мы только что видели на других картинах И. И. Шишкина.

    Воспитатель: какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы?

    Воспитатель: вспомните свои наблюдения в зимнем лесу, настроение, чувства, сравните с увиденным сейчас.

    Воспитатель: какова главная мысль?

    Воспитатель: как прекрасна наша русская природа! Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.

    Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.

    Воспитатель: какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

    Дети: природа – это красота и богатство Родины, и ее надо сохранять и беречь.

    Воспитатель: дети, Дровосек хочет вас поблагодарить и вручить вам небольшие подарки.

    Дровосек дарит всем детям деревянные фишки.

    Воспитатель: дети, с какими свойством дерева мы с вами познакомились?

    Дети: дерево можно рубить, пилить, оно не тонет в воде, потому что оно легкое.

    Воспитатель: а почему нельзя детям зажигать спички?

    Дети: может случиться пожар.

    Воспитатель: сегодня у нас было небольшое путешествие в зимний лес, мы увидели всю красоту природы зимой. Картину какого художника-пейзажиста вы сегодня увидели?

    Дети: художника-пейзажиста И. И. Шишкина.

    Воспитатель: правильно. Сегодня все активно отвечали на вопросы, вспомнили стихотворения о зиме и узнали много нового.