Главные вкладки

    Народные художественные промыслы России для дошкольников. Жостовская роспись

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.

    ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

    (Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.)

     

    СКАЗКА - ЛЕГЕНДА «ЦВЕТОК-ОГОНЬ И ЦВЕТОК-СНЕЖИНКА»

    (знакомство с жостовской росписью)

           Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начина­ется наша сказка. Вся земля наша — земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в расписной терем, камень — в ук­рашение или в шкатулку, глину — в забавные игрушки или в посуду, железо — в невиданной красоты подносы.

           Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо.

           Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с север­ной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

           Под музыку педагог показывает красный и голубой цвета, спрашивает у детей о том, какая музыка какому цветку соот­ветствует.

           Да, ребята, вот это цветок — огонь, а другой цветок — снежинка. Посадил их мастер у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска оста­лась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

           Взмахнул цветок-огонь своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли на них букеты. Взмахнул цветок-снежинка своей шапочкой — разлетелись вокруг сине-голубые цветы, упали на подносы. Стали букеты еще красивее.

           Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они — на этих красивых подносах.

           Педагог подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

     

     

           Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
    Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в.
           Расположены металлургические заводы были в Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
           (Музыкальное сопровождение: Оркестр русских народных инструментов - В. Малышев "Русский хоровод")

     

    «БУКЕТЫ ИЗ ЖОСТОВА»

           Посмотрите, какие прекрасные букеты цветов! Розы — белые, чайные, алые — раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры — словно большие лучистые звезды, красочные георги­ны и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее пре­красные цветы.

           А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают ма­ленькие яркие птицы.

           А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, чувствуем их тонкий аромат, свежесть влаж­ных от росы листьев... Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты... нарисованы на знамени­тых подносах из Жостова.

           Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сластями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что и гово­рить — вещь нужная. Кроме того, поднос должен быть кра­сивым, взор радовать. Жостовские подносы нравились всем!

           Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попро­ще. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно уви­деть на них: тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, ката­ния на лодках, свадеб, чаепитий. Иногда рисунок светится осо­бым, мерцающим светом — это мастер использовал в картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.

           Пишут жостовские художники масляными красками, мяг­кими беличьими кисточками. Во время работы художник дер­жит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. Рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперек подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер фантазирует, всегда добав­ляя что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос — уникальная авторская работа.

           Уральский сказочник Бажов писал об уральских распис­ных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостов­ским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо... Ни жаром, ни мо­розом ее не берет. Сила мастерства...»

     

    В Троицкой волости, в деревне Жостово…

    Жостовской росписи – почти двести лет. За два века расписано почти два миллиона подносов, но нет среди них двух одинаковых рисунков.

    Основателями жостовского промысла принято считать братьев Вишняковых. В прейскуранте 1875 года записано «Заведение… лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.» И вот что интересно, технология изготовления подносов с тех пор принципиально не изменилась. Да и живописцы пишут всё также беличьими кисточками, полупрозрачными красками, и букеты их всё так же светятся изнутри. Каждый рисунок подписан, но подпись художника бывает так искусно спрятана в букете, что найти её – настоящая головоломка.

     

    Дополнительные вопросы для детей во время беседы:

        С каким народным промыслом мы с вами познакомились?
        Как мастера расписывают свои изделия?
        Какие цветы рисуют на подносах художники?
        Какие цвета вы видите на них?

      Какого цвета фон у подносов?'

       Как бы вы расписали свое изделие, если бы вы были мастерами из Жостова?

     

    •                                        Стихи о Жостове

                                        Жостовские кисти

                                         В тиши родного края,

                                        Под сенью сосен древних

                                       Живет одна простая

                                         Российская деревня.

                                         Проснется спозаранку

                                         В любую непогоду

                                         И стелет самобранку

                                         Для праздника природы.

    На жостовском подносе                             

    В зеркальной глади лака       

                                          Ржаная медь колосьев,

                                          Степной румянец мака,

    Багрянец поздних листьев,

    Лесной подснежник первый

    А жостовские кисти

                                          Нежнее легкой вербы.

    В садах никто не сможет

                                         Собрать таких букетов.

                                          На сон цветной похожи

    Живые самоцветы.

    В тиши родного края,

                                       Под сенью сосен древних

    Находит их простая

    Российская деревня.

    П. Синявский

                                          Жостовский поднос

    Поднос из Жостова – великое творенье.

    Не каждый знает путь его изготовленья.

    Оттачивалось то нелёгкое уменье

    Из века в век, из поколенья в поколенье.

    Листу железа мастер для начала

    Задуманную форму придавал.

    И чтоб готовая поверхность засияла,

    Её он черным лаком заливал.

    Чтоб на подносе рисовать потом,

    Он подмалёвку начинал.

    И строил форму, и объём,

    И цветовую гамму намечал.

    И вот уже на черном, гладком поле

    Прекрасные букеты расцвели.

    И тоненькие, гибкие травинки

    Со всех сторон цветочки оплели.

    Борта подноса по краям

    Орнамент мелкий украшает.

    И под конец отделанный поднос

    Умелец ярким глянцем покрывает.

                                               Наталья Матвеева

     

                                         Жёстовский поднос

    Кто смел раскинуть на подносе

    такие яркие цветы?

    В своем бесхитростном вопросе

    едва ль ответ не спрячешь ты:

    Смел – смелый,

    смелая – сумела.

    Из-под руки, как ветерки,

    как стая ласточек, взлетела,

    разбрасывая лепестки,

    кипень цветочная.

    И странно –

    она напомнила на миг,

    как возникает из тумана

    давно готовый к жизни стих:

    то восклицаньем,

    то вопросом,

    то в полумраке,

    то в огне,

    то звонким жостовским подносом

    вдруг полыхнет на белизне.

                           (Лариса Васильева) Э.Межелайтис

     

                                       Жостовские страдания

    Вы послушайте, ребята

    Вам частушки буду петь

    На изделия такие

    Ох, любо дорого смотреть.

     

    В подмосковной-то деревне

    Под названьем Жостово

    Удалые мастера

    Ох, занимались росписью.

     

    Белоснежные ромашки

    На подносы нанесли

    Розы, маки, незабудки

    Ох, тут же рядом расцвели.

     

    Рукодельным подмастерьям

    Было некогда скучать

    Лучше не было веселья

    Ох, чем подносы рисовать.

     

    Те подносы выставлялись

    Аж за тридевять земель

    Ими долго любовались

    Ох, Монреаль, Нью-Йорк, Брюссель.

     

    Это дело продолжают

    Мастера и в наши дни

    В поле черное сажают

    Ох, распрекрасные цветы.

     

    Народные промыслы России.Жостовский букет

     

    •       Картинки - раскраски. Жостовская роспись

                                                                                                                                                                                                       

    •        Загадка:

    Разной формы, железные

    В хозяйстве очень полезные

    Черные, желтые, красные

    Удивительно прекрасные (жостовские подносы)

     

    •        Конспект занятия «ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ»

           Цели:

    - познакомить детей с искусством жостовского промысла;

    - рассматривать изделия, выделяя характерные элементы    узора, композицию, колорит, кайму;

    - учить детей выполнять элементы росписи на трафаретах;

    - продолжать учить рисовать концом кисти;

    - воспитывать художественный вкус.
           Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с
    жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, на­тюрмортом. 

    Методы и приемы:                                

    - обследования, наглядности;   

    - словесный;                                 

    - практический;                       

    - эвристический;                   

    - мотивационный;

    - метод «жеста руки».

          Материалы и оборудование: изделия жостовского промысла и иллюстрации с ними, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков, с формой подносов, с композиционными схемами, трафареты подносов, гуашь, кисти №2, 3, 5, аудиоза­писи музыки, красный и голубой цветы.

            Ход занятия

           Педагог. Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начинается наша сказка. Вся земля наша — земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень — в украшение или в шкатулку, глину — в игрушки забавные или посуду, железо — в под­носы красоты невиданной.

           Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с север­ной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

           Под музыку педагог показывает два цветка красный и голубой.

           Педагог. Ребята, как вы думаете, какая музыка какому цветку соответствует?

    Ответы детей.

           Педагог. Да, ребята, вот это цветок — огонь, а другой цветок — снежинка. Посадил их мастер у себя дома, но не знал, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов се­ребряным светом, превратились они в красивых девиц-масте­риц на все руки. Пока старый мастер спал, девицы расписали все подносы, а под утро снова в цветы превратились. Про­снулся мастер и чуду невиданному подивился: кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

           Как взмахнул цветок-огонь своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры, и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты.

           Второй цветок взмахнул своей шапочкой — разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы.

           Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть цветы уди­вительной красоты. Все они — на этих красивых подносах.

           Педагог подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

           Педагог. Давайте посмотрим,  какие обронил цветок- огонек, а какие — цветок-снежинка?                                              
           Дети выбирают цветы из жостовской росписи для цветка - огонька и цветка-снежинки.

           Педагог. Цвета сотворили чудо, да и разлетелись в раз­ные стороны — один на север, другой на юг, — но о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту.

    Какие цветы вы здесь узнали?

           Дети. Розы, георгины, пионы, нарциссы, ирис, тюльпан, василек, анютины глазки, ромашка, мак, лилия, яблоня, ко­локольчик и другие.    
           Педагог. В деревне Жостово Московской области нахо­дится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изго­товляют очень красивые подносы. Жостовские подносы имеют разнообразную форму: они могут быть круглые, оваль­ные, прямоугольные, квадратные, фигурные — фестончатые, гитарные.

           Как вы думаете, из какого материала они сделаны?  Ответы детей.

           Педагог. Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, но могут быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов.

           Посмотрите и скажите, как украшены подносы? Ответы детей.

           Педагог. Подносы украшают многоцветные букетики, венки, гирлянды цветов. А как украшен этот поднос?

    Ответы детей.                                                          

           Педагог. Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами.

           У каждого мастера свой стиль. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Посмотрите: цветы выглядят как живые.

           Немало надо потрудиться мастеру, чтобы так изящно рас­писать поднос. Узор строится в определенной последователь­ности с использованием традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами — розами, георгина­ми, лилиями, маками, цветами яблони, а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовы­ваются, появляются стебельки букетов, листья, травинки.

           Посмотрите: букет в центре подноса кажется плотным и ажурным — это просвечивает черный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками, травинками.

           Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно на­ливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазки, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму — орнамент по краю подноса.

           На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поверхность получается, как будто зеркальная.

    А теперь познакомимся с азбукой кистевых мазков.

           Педагог знакомит детей с плоским мазком, «запятой», «зиг­загом», «в плоскости».

    Физминутка «Алые цветы»1 

    Наши алые цветки       (ладони соединены в форме бутона)

    Распускают лепестки  (медленно разгибают пальцы из кулачков)

    Ветерок чуть дышит   (производятся плавные покачивания кистями рук)

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки     (пальцы медленно закрываются)

    Тихо засыпают,

    Головой качают             (производятся покачивания кулачков вперед-назад.)

           Педагог. Сейчас подойдите и выберите себе трафарет подноса для работы, который вам понравился. На своих вы­бранных подносах попробуйте разные элементы росписи, ко­торые вы узнали, которые понравились.

            Под русские народные мелодии, например «Пойду ль, выйду ль я», «Лебедушка», дети самостоятельно рисуют элементы жостовской росписи.

           Педагог. Какие вы все молодцы! Все старались! У всех получились правильные, красивые, точные элементы росписи.

           На следующем занятии мы отправимся в мастерскую и попробуем расписать жостовские подносы.

    _________________

    1    Гаврина С. Е, Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия развития, 2000.

     

     

           Источники

    Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

    Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

    Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

    Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

    Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

    Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

    Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

    Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

    Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

    Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га». —, М.: Просвещение, 1999.

    Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

    ХЪ.Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литерату­ра, 1991.

    Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

    Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.

    Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.

    Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 1998.

    Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа). — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

    Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности 1997.

    Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс,

    Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

    Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

    Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.

    Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство. — М.: Русский язык, 1990.

    Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

    Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

    Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

    Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

    Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

    Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

    Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995.

    Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

    Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

    Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.    

    Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

    Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

    Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

     

     

           Важно: уважаемые студенты, обращаю ваше внимание на то что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

    С уважением, О.Г. Гольская

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ").