Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: "Культура других народов"

    Гольская Оксана Геннадьевна

          Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

          

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "КУЛЬТУРА ДРУГИХ  НАРОДОВ ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. В случае знакомства со странами и континентами основная за­дача — познавательно-ознакомительная: показать страну на карте, познакомить с государственными символами (флаг, герб), а также с природой, животным и растительным миром, национальной кухней, играми и др. Эта предварительная работа создает необходимую лек­сическую и познавательную базу для формирования грамматической и фонематической компетенции, развития связной речи. Поэтому представленные занятия лучше проводить после того, как дети уже получат определенные знания.

           Важно отметить, что хотя темы, выбранные для образовательной деятельности, на первый взгляд кажутся необычными, трудными для дошкольников, на самом деле базируются на материале самых обычных для педагогической работы лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Спорт», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Птицы», «Продукты», «Профессии», «Город» и др. Работу по знакомству детей со странами и народами мира также можно проводить и в продуктивной деятельности: аппликации, конструировании, рисовании, используя все доступные средства изображения.

           Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.

            Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, В.В. Бароновой И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной  и других, а также собственные методические разработки.

    СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «КУЛЬТУРА ДРУГИХ НАРОДОВ»

           Люди живут в разных странах. Некоторые из них, такие же, как и мы, славяне, живут совсем недалеко — на Украине, в Бе­лоруссии. Внешне они похожи на русских, но отличаются своей культурой (народными песнями, танцами, ремеслами, языком, национальной одеждой). Люди, которые в основном населяют Европу, имеют белую кожу, внешне похожи на нас и относятся к европеоидной расе (немцы, русские, французы, англичане). Люди, которые живут в жарких странах, — чернокожие, они от­носятся к негроидной расе (африканцы). Люди, которые живут на востоке, имеют желтый цвет кожи и относятся к монголоид­ной расе (японцы, китайцы, корейцы). Люди разных рас внешне отличаются друг от друга не только цветом кожи, но и цветом глаз, особенностями волос (мягкость, курчавость).      

           Однако значительно больше, чем внешне, люди разных на­циональностей различаются по своей культуре. Представители каждой национальности имеют свой национальный язык. Не­которые языки похожи между собой (украинский и русский), а некоторые отличаются настолько, что люди, говорящие на них, вообще не понимают друг друга (русский и китайский). Человек любой национальности очень бережно относится к своему языку, говорит правильно. Особенности языка отражаются в народных песнях, сказках, поговорках. Несмотря на то что люди говорят на разных языках, содержание сказок и песен разных народов во многом схоже. В них прославляются подвиги национальных героев, труд, честь, отвага, справедливость. Люди любой нацио­нальности осуждают лентяев, лежебок, обманщиков.

           Всему миру известны сказания (мифы) греческого народа. Они передавались от поколения к поколению странствующими певцами-аэдами (подвиги Геракла, Орфей и Эвридика, путеше­ствия Одиссея). В культуре греков существуют разные мифы: о богах и богинях (Нептун, Афродита), их подвигах. Греция про­славилась не только мифами, но и Олимпийскими играми.

           Люди разных национальностей носят различную одежду, ко­торая особенно отличалась в давнее время. В Греции одежда была открытой, что определялось теплым, мягким климатом. Состояла она из рубашки и плаща (туники), который обертывался вокруг тела и застегивался на плече. Национальным головным убором татар издавна считается тюбетейка, восточных людей — чалма. Одежда людей, украшения, которые они используют, во многом определяются климатом (северные народы носят одежду из меха), основным видом занятий (украшение из костей рыб, животных).

           Развитие русской культуры связано и с влиянием культур других народов. Так, например, одежда и утварь у русских людей обычно хранилась в сундуках. Со временем стали делать ита­льянские буфеты, английские гардеробы, французские комоды, японские встроенные шкафы.

           Дети разных национальностей играют разными игрушками, в разные игры, но как бы они ни отличались, приносят радость и удовольствие всем. У людей разных национальностей есть лю­бимые традиционные блюда: у китайцев — рис, у украинцев — борщ и сало, у татар — бешбармак.

           Люди разных национальностей отличаются друг от друга пра­вилами поведения. У каждого народа существуют свои традиции. Многие из них нам близки и понятны: мужчины в знак привет­ствия пожимают друг другу руки (открытая ладонь означает, что в правой руке нет оружия), уступают женщине дорогу, место в общественном транспорте. Но у некоторых народов принято, чтобы женщина шла позади мужчины, не участвовала в мужском застолье (грузины, татары). Эти правила определяются особен­ностями религии, веры людей. Есть традиции, с которыми мы не сталкиваемся, и они бывают нам непонятны. Во многих негритянских племенах своеобразный обычай приветствия. У одних (масан) мужчины перед рукопожатием плюют на руки. У других (тумбве) становятся при встрече на одно колено, берут горсть земли и сыплют ее крест-накрест на грудь и руки.

           Каждый обычай, которому следуют разные народы, проверен историей, временем. Традиции, которые сложились в националь­ной культуре, требуют понимания и уважения. У людей разных национальностей различное понимание красоты. У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства счита­лись пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских — длинная коса у девушек, у китайцев — малень­кие ступни у женщин. Люди разных национальностей играют на различных музыкальных инструментах, поют разные песни.

           Однако как бы ни отличались люди друг от друга, их многое объ­единяет: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, береж­ное отношение к своим традициям, красота материнства. Достояние к культуры разных народов равноценно, представляет общую культуру землян. Если исчезнет одна культура, это будет потерей для других. Каждый человек должен не только знать, любить и беречь свою культуру, но и изучать, понимать, уважать культуру других народов.

     

           Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с малыми народами Приамурья и со странами мира (Германия, Франция, Англия, Япония, Греция, Египет, Индия, Китай и народами, их населяющими).

           Общие задачи:

    – вызвать интерес к жизни народов других стран;
    – познакомить с элементарными представлениями о стране;
    – воспитывать уважение к народам различных стран, их обычаям, устоям, особенностям.

           Задачи (старшая группа):

    – дать представление о стране и её природных богатствах: реках, морях, горах, познакомить с флорой и фауной;
    – познакомить с национальным костюмом;
    – познакомить с литературой и устным народным творчеством;
    – развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности через знакомство с народными промыслами;
    – познакомить с подвижными играми народов мира.

           Задачи (подготовительная группа):

    – познакомить с традициями народов мира и достопримечательностями стран;
    – продолжать знакомить с устным народным творчеством и произведениями писателей и поэтов стран мира;
    – продолжать развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности; продолжать знакомить с народными промыслами;
    – продолжать знакомить с подвижными играми различных народов;
    – познакомить с символикой, геральдикой стран, географическим положением на карте мира.

    • Занятие. «Мы все — жители планеты Земля»

    Цель.

    Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на ней. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и на­циональностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чув­ство патриотизма, любви к своей стране.

    Наглядный материал.

    Глобус, карта мира, изображения гербов и флагов различных стран.

    Ход занятия.

    Воспитатель вносит в группу глобус.

    - Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей.)

    - А что такое глобус? (Предположения детей.) Зачем он нужен?

    - На глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (Дети называют, а воспитатель указкой показывает на гло­бусе, где расположена та или иная страна.)

    - А кто может показать нашу страну - Россию? (Если дети зат­рудняются, воспитатель помогает им.)

    - Очень много стран на планете Земля. У каждой страны есть свой главный город — столица. Назовите столицу России. (Моск­ва.) Столица Франции — город Париж, Англии — Лондон.

    - В каждой стране люди разговаривают на своем языке, Мы с вами разговариваем на русском языке. А какие языки еще вы зна­ете? (Ответы детей.)

    - А теперь мы с вами поиграем. Я начну, а вы продолжите:

    В Италии разговаривают на итальянском языке.

    В Испании разговаривают на... (испанском).

    Во Франции разговаривают на... (французском).

    В Польше разговаривают на... (польском).

    Сколько народов, столько и языков и, чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков.

    - У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. На стенде вы видите иллюстрации с изображением гербов разных стран. Найди­те герб России. (Дети выполняют задание.) О каком гербе вам хоте­лось бы меня спросить? (Воспитатель называет гербы тех стран, которые покажут дети.)

    - А теперь попробуйте среди флагов разных стран найти флаг России. (Дети выполняют задание.) Флаги каких стран вам извест­ны. (Ответы детей.) (Если дети не смогут ответить, то воспита­тель сам называет флаги разных стран, рассматривает их с детьми, обращает внимание на то, какие флаги разные.)

    - В каждой стране — свои деньги, они тоже называются по-раз­ному. У нас - это ...(рубли). У американцев это ...(доллары). Знаете ли вы названия денег других стран? (Если дети не ответят, воспи­татель называет их сам — евро, кроны и др.)

    - У каждого народа свои традиции, свои песни и танцы. Вот, например, чай любят пить в разных странах, и традиция чаепития в них разная. Вот как раньше пили чай в России.

    Обычно чай заваривал глава семьи, а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко наколотый сахар, бублики, сушки, мед, варенье. Некоторые наливали чай в блюдце, держали его под донышко на вытянутых пальцах и дули на него, чтобы остудить. На многих кар­тинах можно увидеть изображение людей, пьющих чай возле само-

    вара. Особенно долго пили чай в воскресенье, в праздничные дни и после бани. Сахар обычно не клали в чай, а пили чай «в прикуску», то есть сначала откусывали кусочек сахара, а потом запивали чаем. Сейчас в России тоже любят пить чай. Но самовары и чайники уже электрические. В прикуску пьют чай не с сахаром, а с разными конфетами, вареньем, медом.

    А вот как проходит чаепитие в Японии.

    Чай в Японии пьют в специальном чайном домике. Он украша­ется цветами и различными красивыми, национальными японски­ми предметами. Чайный домик находится в маленьком саду. В этом саду устанавливаются фонари и лежат камни. Освещение там не очень яркое, но и не тусклое.

    Каждый посетитель сначала омывает руки, полощет рот из спе­циального ковшика, а после себя обязательно омывает ручку ков­шика.

    Хозяин, не торопясь, насыпает в чашку порошок чая, заливает его кипятком. Затем с поклоном передает чашку самому почетному гостю. Тот медленно отпивает чай и передает чашку опять хозяину. Затем хозяин передает чашку следующему гостю, тот отпивает и передает опять хозяину. Потом гости вступают в беседу.

    - Итак, многим отличаются народы друг от друга. Но у всех народов есть общее - мы все живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы все должны сделать так, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее — строить красивые зда­ния, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать.

    Когда вы станете взрослыми людьми, постарайтесь сделать так, чтобы Земля - общий дом всех народов и стран - стала еще пре­красней.

     

     

    -  Детям о странах и народах мира  -  АНГЛИЯ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

                                                                                                                                          

     

    - Детям о странах и народах мира - ИТАЛИЯ

                                                                                                                                                        

     

     

    - Детям о странах и народах мира - МЕКСИКА

                                                                                                                                                    

     

     

    - Детям о странах и народах мира - ФИНЛЯНДИЯ

                                                                                                                                                   

     

     

    -  Детям о странах и народах мира  - ФРАНЦИЯ

                                                                                                                                                       

     

     

    -  Детям о странах и народах мира  -  ЯПОНИЯ

                                                                                                                                                        

     

     

    •        Загадки-раскраски про города и страны

           На нашей Земле есть много удивительных стран со своей культурой и обычаями. В каждой стране можно встретить интересные города, каждый из которых может поделиться своей историей и культурой.

           У каждой загадки про города и страны есть ответ, который выполнен в виде картинки-раскраски, так дети узнают много нового и интересного про наш необъятный мир.

           Давайте познакомимся с увлекательными загадками про города в разных странах мира, вместе с интересными картинками-разукрашками.

           Города стран мира

           Загадка:
    В этом славном городе
    Есть площадь древнего музея
    Здесь сражались гладиаторы
    На арене колизея
    Ответ: (wиd)


           Загадка:
    Символ мира и любви
    Есть на каждой карте
    Этот город не забыть
    С Эёфелевой башней
    Ответ: (жиdɐu)

           Загадка:
    Чай здесь пьют кому не лень
    Как 5-й час пробьет Биг-Бен
    Таурский мост стоит старинный
    Этот город очень дивный
    Ответ: (ноɓноv)

           Загадка:
    Их Великая стена
    Аж из космоса видна
    Главный город в Китае один
    И называется столица ...
    Ответ: (ниʞǝu)


     

           Загадка:
    С огромной горой Фудзияма
    Крупный город у вулкана
    Сотни людей заходят в метро
    Город будущего это...
    Ответ: (оиʞоɯ)


           Загадка:
    Ах! Куда не приглядись,
    Небоскребы взмылись ввысь.
    Кафе и магазинов столько
    На шумных улицах ...
    Ответ: (ɐʞdоņ-oıqн)

           Загадка:
    Город из камня стоит на реке
    Петр-Великий возвёл на Неве
    Днём пушка стреляет из крепости
    А ночью разводят мосты
    Ответ: (ɹdʎƍdǝɯǝu-ɯʞнɐɔ)

           Загадка:
    Раскинулся на семи холмах
    Широкими кольцами чудо-град
    На Кремле алая звезда
    Город-Столица России ...!
    Ответ: (ɐʚʞɔоw)

     

     

     

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТРАНАМИ И НАРОДАМИ МИРА,

    в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента

    «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества»

    (Благовещенск, Амурская область (РФ) - Хэйхэ(КНР)

          

           Наш пограничный город был основан в 1858 году генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьёвым-Амурским. Находясь на государственной границе, Благовещенск выполняет важную миссию в развитии гуманитарных и торгово-экономических отношений между Россией и Китаем.

     

     

    Жизнь на китайской границе. Благовещенск  -  Хэй - хэ. Взгляд с российского берега.

    У жителей западных регионов России бытует мнение, что российский Дальний Восток практически полностью оккупирован китайцами, и что здесь китайцы везде, всюду и уже скоро всё захватят и объявят своей территорией. Так это или нет - давайте прогуляемся по городу Благовещенску, который находится на границе с Китаем и посмотрим, так это или нет.

     

    Благовещенск – Дальневосточный форпост России.

     

    Хэй - хэ. Северный Китай.

     

     

          - Детям о странах и народах мира -  КИТАЙ

     

                                                                                                                                                 

     

            Каждый четвертый житель Земли слышал в детстве эти волшебные, красивые и мудрые истории. Издавна народные сказки в Поднебесной, как ценную реликвию, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Как и большинство сказок мира, китайские сказки учат юную душу любви, учат не быть жадными, завистливыми и злыми. Из них ребята узнают, что счастье находит лишь тех, кто творит добро, кто ценит настоящих друзей, и кто не боится тяжелой работы. Здесь собраны самые добрые, самые волшебные и самые поэтичные сказки, которые так нравятся детям далекого Китая. Добро пожаловать в волшебный и загадочный мир китайской сказки!

           - "СКАЗОЧНЫЙ МИР НАРОДОВ ВОСТОКА".    Читать онлайн  "ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ ПОДНЕБЕСНОЙ. КИТАЙСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ"                                         

                                                                                                                                                         

     

            Источник

           Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам.. Занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.

           Загадки про города и страны с ответами-раскраскам сезоны-года.рф

           Литература

    Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2014.

    Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические мат-лы по раз­витию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Грошенкова В.А., Шилова Т. С Интегрированные занятия по раз­витию речи и изодеятельности. М., 2012.

    Дунаева Н.Ю., Зяблова СВ. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3—4 лет. М, 2013.

    Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.

    Жукова КС, Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.

    Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.,2015.

    Молчанова Е.Г., Kpemoea M.A. Речевое развитие детей 5—7 лет в логопункте. М., 2014.

    Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1975.

    Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего  недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2004.

         Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., 2014

     

           Важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи").