Главные вкладки

    Методика использования радио - и телепередач для детей

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Включите Детское радио – и окунитесь в море позитива вместе с детьми!

     

           ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУШАНИЯ РАДИОПЕРЕДАЧ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

           Использование радио* в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника.

           Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе.

    Применительно к учебным задачам детского сада их условно можно подразделить на следующие группы:

           1. Передачи, связанные с занятиями по развитию речи. Это прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал.

            2. Музыкально-образовательные передачи. Могут быть использованы воспитателем на уроках пения и во внеклассной работе.

           3. Передачи, связанные с занятиями по математики и конструированию (цикл «Знаю, как свои пять пальцев»), русского языка (передачи о происхождении алфавита и т. п.), природоведения (большинство передач циклов «Если посмотреть вокруг», «Рассказы о природе» и т. д.).
           Слушание радиопередач требует от ребенка внимания к слову, развивает его речь и интеллект. Предварительно надо подготовить детей к слушанию передач по радио, показав несколько озвученных диафильмов: привыкнув воспринимать речь диктора с пластинки, они воспримут и речь диктора радио.
           Слушая интересную радиопередачу, малыши сами мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. Многие радиопередачи для детей составлены из произведений, которые рекомендованы для рассказывания и чтения в детском саду, в исполнении таких мастеров искусства, как В. Сперантова, Р. Плятт, И. Ильинский, Н. Литвинов, М. Жаров и др., а также в исполнении авторов — А. Барто, К Чуковского, Н. Носова.
           Например, дети приготовились слушать по радио сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Зная содержание этого интересного произведения, они с большим вниманием слушают о приключениях любопытной квакушки. Воспитатель должен создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало детей, чтобы они всецело углубились в мир сказки, рассказа. После прослушивания радиопередачи организуется ее обсуждение. Дети частично пересказывают содержание по наводящим вопросам воспитателя, выражают свое отношение к делам и поступкам героев. Если необходимо, он зачитывает фрагменты из прослушанного произведения, комментирует события.
           Обеспечивая воспитательное воздействие, воспитатель не должен утомлять детей назидательностью.

         В организации занятий с использованием радиоматериалов наиболее сложно прямое включение радиопередачи в учебное время. Обычно воспитатель заблаговременно получает полугодовую программу передач, что позволяет спланировать использование передач прямо из эфира. Так, на занятие могут «прийти» стихи, рассказы, сказки.

           Занятие с использованием радио может быть построено по-разному, но чаще имеет трехчастную структуру (введение, непосредственное слушание передачи и заключительная часть).

           Вводная, или вступительная, часть занятия должна подготовить детей к слушанию передачи, к активному и осмысленному ее восприятию. В зависимости от цели занятия, содержания передачи воспитатель проводит беседу, создавая «мостик» между уже известным, пройденным и тем, что предстоит услышать; во время вступительной беседы может проводиться и словарная работа. Воспитатель ставит конкретные задания или вопросы, на которые дети должны ответить после прослушивания; если это слушание художественных произведений, то можно предложить обратить внимание на характер актерского исполнения, выразительность, особенности речи действующих лиц.

          Беседы не единственная форма подготовки детей к слушанию передачи. Можно рекомендовать еще и такие формы, как рассказ воспитателя, обсуждение фильмов, связанных или близких по содержанию, использование карт, картин, иллюстраций, моделей, чтение дополнительной литературы, изготовление альбомов иллюстраций, экскурсии.

           В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием, особенно в первое время, нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.

           Непосредственное слушание передачи — вторая часть занятия. Во время прослушивания воспитатель остается организатором активного восприятия и осмысления передачи. Вместе с тем при непосредственном слушании передачи из эфира воспитатель так же, как и дети, впервые слушает передачу и, стало быть, «открывает» ее впервые вместе с детьми. Во-первых, воспитатель «на ходу» проводит анализ содержания, продумывает вопросы и практические задания, записывает слова, над которыми следует провести работу, и объясняет их; во-вторых, анализирует изобразительные средства (музыка, шумы, звуковые эффекты, особенности языка персонажей) и их роль в раскрытии сюжета; в-третьих, следит за работой детей во время передачи (при использовании магнитной записи воспитатель имеет возможность весь этот анализ проделать заблаговременно).

           Слушание передачи не рекомендуется сопровождать какими-либо пояснениями, восклицаниями. Всякое неожиданно сказанное слово «отключает» ребят от передачи, и они «теряют» целые эпизоды, фрагменты. Но это не значит, что в момент слушания не следует детям помогать «видеть» передачу. Наглядные образы (картины, иллюстрации, диафильмы и т. п.) выступают в качестве зрительной опоры запоминания, делают зримыми слуховые образы, пробуждают фантазию. На основе показанных во время слушания наглядных пособий легче затем вести закрепление и обобщение материала.

          Пути закрепления содержания радиопередачи весьма разнообразны. Конечно, воспитатель устанавливает, как дети поняли передачу, объясняет «трудные слова», уточняет, какие эпизоды оказались для малышей наиболее интересными. В связи с прослушанной передачей возможны практические работы или задания, которые могут выйти и за рамки занятия. На самом занятии — это выполнение рисунков, сочинения, драматизация, и др. Вне занятия — это завершение работ, начатых на занятии, экскурсии, сбор материалов, изготовление макетов, изделий, альбомов, организация выставок.

           Фонохрестоматия**. Большую помощь воспитателю окажет фонохрестоматия для детских садов. На пластинках сделаны записи более двухсот литературных произведений писателей и поэтов, а также образцов народного творчества. Исполненные мастерами художественного слова (Н. Литвиновым, В. Сперантовой, А. Грибовым, М. Бабановой и др.), тексты отобраны так, чтобы их можно было использовать на занятиях.

           Одно из назначений фонохрестоматии — обучение выразительному чтению.

           При обучении выразительному чтению с помощью грамзаписи можно использовать такие методические приемы, как сообщение детям подтекста произведения перед прослушиванием; словесное рисование картин, позволяющих «увидеть», представить образно явление, событие; драматизация.

           Использование грамзаписи вызывает у детей определенное эмоциональное состояние, отношение к событиям, описанным в рассказе.

           Детское радио – единственная в России радиостанция, вещание которой целиком посвящено детям.

           Круглосуточный эфир Детского радио состоит из детских песен, спектаклей, познавательно-развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно-просветительских программ для родителей.

           Радиостанция учитывает возрастные особенности и распорядок дня слушателей: утренний блок адресован дошкольникам, дневные программы – детям старше семи лет, поздно вечером – блок для родителей, в ночное время – музыка для сна.

    Ведущие «Детского радио»

    Ведущая (диктор***) «Детского радио» Алла Мутигуллина

    •          Кипятоша и Веснушка — утреннее шоу «Детское время». Они же являются главными действующими лицами цикла радиоспектаклей «Новые приключения Веснушки и Кипятоши»

    •          Соня, Василий Андреевич и Флинт — программа «В стране литературных героев»

    •          Николай Дроздов — программа «Азбука леса»

    •          Леша, Олеся, Света — интерактивный канал «Развиваемся вместе», Музыкальный привет, Ярмарка талантов.

    •          Рома (2013—2014), Катя (2014), Света, Олеся — программы «Концерт по заявкам» и «Ярмарка талантов»

    •          Почтальон дядя Саша — утреннее шоу выходного дня «Уроки любопытства», «почта Детского радио»

    •          Алла Човжик — программа «Неигрушка»

    •          Наталья Кочеткова — программа «Книжкин дом»

    •          Алла Мутигуллина — программа «Мы талантливы»

    •          Ирина Муравьёва — программа «Театральный кружок»

    •          Диджей Алё-Алёна — программа «Дискотека Детского радио», Музыкальный привет, ярмарка талантов.

    •          Обозреватель Артем Варгафтик — программа «Музыка большая-пребольшая»

    •          Трехглавый Дракошка и Вася — программа «Легенды и мифы Дракошки из лукошка»

    •          Автор программы тренер Юра — программа «Футбол для дружбы»

    •          Олеся Кузина — программа «Семейный доктор»

    •          Муза Мелодиевна Фанеркина и Андрей Болдырев — «По куплету — всему свету»

    •          и другие.

           В эфире радио присутствуют такие программы, как утреннее шоу «Детское время» с Кипятошой и Веснушкой в прямом эфире, познавательные рубрики, образовательные программы, радиоспектакли, музыка и детские песни, а также программы для родителей.

           После 22:00 программы для взрослых: Семейный Доктор, Родом из детства, Сюрприз, Только для взрослых, Непредсказуемое прошлое.

           При создании собственных программ учитываются рекомендации современной педагогики и детской психологии.

          Огромной популярностью у аудитории пользуются музыкальные программы такие как: «Дискотека „Детского радио“», в которой звучат современные детские песенки, написанные новыми детскими композиторами и авторами текстов, и исполненные лучшими детскими коллективами — такими, как «Талисман», дуэт «Учитель Танцев», «Волшебники двора», «Барбарики», «Серебряный колокольчик», ДЭС «Дельфин» и другие.

           Прослушивание радиостанции доступно на официальном сайте, а также на спутнике Eutelsat W7 в составе пакетов провайдеров «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ». Также вещание осуществляется по космической системе «Орбита». В Московском метрополитене также можно услышать Детское радио. Для этого пассажиры подключается к бесплатному Wi-Fi в вагонах, используя приложение vmet.ro и выбирают раздел "Радио". В данный момент сервис доступен на Кольцевой, Калининской, Каховской и Сокольнической линиях.

     

    ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА  ДЕТСКОМ РАДИО

      (слушай и качай детское радио бесплатно и без регистрации)

                                                                                                                                                                                           

     

    ФОНОТЕКА: АУДИОКНИГИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

                                                                                                                                                                                            

     

    ФОНОТЕКА: РАДИОПЕРЕДАЧИ, СТИХИ, СКАЗКИ ...

                                                                                                                                                                                           

     

     

    РАДИОСТАНЦИИ ДЕТСКОГО РАДИО

           Детское радио

           Это радио создано при поддержке крупнейшей компании ОАО «Газпром». Радио для детей, о детях, о том, что происходит в мире – это все детское радио.

     

     

           Радио Песни

           Радио «Песни» – это постоянный музыкальный поток, в котором песни из любимых детских художественных и мультипликационных фильмов сменяют друг друга почти без пауз и перерывов.

     

           Детское радио (Старое радио)

         «Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок?» – заслышав эту фразу, детвора всего Советского Союза буквально прилипала к радиоприемникам! Голос дедушки-сказочника Николая Литвинова завораживал.

     

     

           Колыбельная

           Композиции, звучащие на канале «Колыбельная», исполняются в основном электронными инструментами. Песни чередуются с инструментальной музыкой. Аранжировщики мелодий постарались, чтобы музыка звучала приятно, нежно, умиротворяюще.

           Детские песни

           Онлайн радио Детские песни - абсолютно независимое от ФМ-станций радио в сети Интернет, в эфире которого 24 часа в сутки играют настоящие детские песни и нет никакой рекламы.

     

           ANNA.FM

         Радио для детей ANNA.FM создано детьми для детей дошкольного возраста. Ежедневно познавательные радиопередачи и развлекательные радио-шоу. Утреннее шоу, познавательные рубрики, образовательные программы, радиокниги, музыка и детские песни, прямые эфиры.

     

           ТМ-Радио

         «ТМ-радио» — это детское интернет-радио Санкт-Петербурга с вещанием на русском языке, имеющее свое мобильное приложение. «ТМ-радио» — это уникальный музыкальный формат и инновационный подход к вещанию.

     

     

           Радио Гамаюн

           Сказочное радио для детей и их родителей.

     

     

     

           Радио Поляна сказок

           Интернет-радио интерактивного театра "Поляна сказок" из Санкт-Петербурга. В эфире сказки, мюзиклы и песни любимые всеми поколениями. И много других сюрпризов! http://www.poleskazok.ru/

     

    _____________________

    *      радио — РА/ДИО неизм.; ср. [от лат. radiare излучать, испускать лучи]. Способ передачи на расстояние и приёма звуков, сигналов с помощью электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями.

    **   фонохрестоматия (от греч. phone – звук и Хрестоматия звуковое учебное пособие, состоящее из комплекта граммофонных пластинок (литературные, музыкальные, специальные учебные и документальные записи по программе какого-либо учебного предмета) и методические руководства для преподавателя по использованию их в учебно-воспитательном процессе.

    *** диктор — (лат. dictor говорящий) работник радио или телевидения, читающий текст для передачи в эфир.

     

    МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

           Из экранно-звуковых средств наиболее широкое применение в детском саду имеют телевизионные передачи. Это связано с тем, что телевидение — наиболее распространенное и доступное средство, синтезирующее технические достижения и различные виды искусства. Телекамера может фиксировать в динамике самые различные процессы и явления жизни. Технические возможности телевидения позволяют демонстрировать явление в ускоренном или замедленном темпе, при необходимости останавливая или даже повторяя показ.

           Телевидение — особый новый вид искусства — синтетический. Он соединяет в себе возможности таких видов искусства, как кино, театр, эстрада. В телевидении присутствуют разнообразные жанры: репортажи и рассказы, беседы и спектакли, экскурсии и концерты. Телевидение выступает как средство донесения до зрителей других видов искусства. Музыка и литература присутствуют в нем очень широко. Сильное эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя достигается благодаря применению разнообразных выразительных средств и приемов:

    композиция кадра, показ общим и крупным планом, одновременный показ с нескольких точек, монтаж живого изображения с кинокадрами и др. В самой информации, которую несет нам телевидение, уже заложена художественность. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обладает убедительностью и притягательностью огромной силы. К перечисленным преимуществам необходимо добавить возможность показа в цвете и такой фактор, как объемность звучания. А в недалеком будущем мы получим возможность воспринимать и стереоскопические цветные телепередачи.

           Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

    Циклы передач — «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами.

           Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

    Циклы передач «Умелые руки», «Выставка Буратино» помогают детям овладеть необходимыми навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования. Учебная передача «АБВГДейка» в игровой форме знакомит малышей со звуками и буквами, формирует первоначальные представления о грамоте, счете.

           В последнее время большую популярность приобрела телепередача «Отчего и почему», выходящая в эфир несколько раз в месяц. Она решает в основном задачи познавательного характера. Так как эта передача в увлекательной форме отвечает на вопросы детей, связанные с предметами окружающего мира, трудом взрослых, ее аудиторию составляют как дошкольники, так и младшие школьники. Например, и тем и другим детям в одинаковой степени интересна передача о мастерах кузнечного дела. Маленькие зрители и зрители постарше не только знакомятся с историей развития кузнечного дела и русскими чудо-мастерами, но и получают представления о том, как работают современные кузнецы, как в их руках оживают диковинные растения, птицы, нежные лепестки роз.

           В каждой из перечисленных передач присутствуют и познавательные, и развлекательные моменты, все передачи несут воспитательную нагрузку. Эти передачи готовятся известными артистами, композиторами, художниками, писателями, опытными режиссерами, операторами с учетом особенностей детского восприятия, жизненного опыта ребенка. Поэтому они могут успешно использоваться педагогами в дошкольных учреждениях в целях ознакомления детей с нашей Родиной, ее историей, природой различных климатических зон, трудом взрослых, воспитания художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности.

           Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает информацию одновременно визуальную и слуховую. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений, которые протекают в природе длительное время или быстро (рост растений, прилив и отлив на море, образование дюн, взлет птиц, извержение вулкана, прыжок животного), недоступных наблюдению вблизи (повадки птиц и зверей, их жизнь в естественных условиях). Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков (пение птиц, крики животных, шум ветра и падающей воды, раскаты грома и др.).

           Организация просмотров некоторых передач из серии «Ребятам о зверятах», «АБВГДейка» и учебных телевизионных передач о диких и домашних животных, зимующих и перелетных птицах, временах года и природных явлениях на занятиях по ознакомлению старших дошкольников с природой значительно обогащает учебно-воспитательный процесс, открывает новые пути к его активизации.

           Телевизионные передачи, в которых объекты природы, явления и процессы, в ней происходящие, показаны в динамике, в цвете, со звуковым сопровождением, способствуют формированию у детей более полных и разносторонних представлений о флоре и фауне, глубокого понимания взаимосвязей в природе, оценки ее эстетических сторон.

           Впечатления о характере и внешнем виде животных, птиц, о явлениях природы, которые дошкольники получают из передач, оказывают значительное влияние на развитие их речевой деятельности: высказывания детей становятся осмысленнее, логичнее, эмоциональнее, выразительнее и богаче по содержанию. В активном словаре ребенка появляются образные слова и выражения, сравнения, точные описания. Этому в значительной степени способствует слово, обращенное с экрана к телезрителям. Умелая постановка ведущим вопросов, акцент на эстетической стороне объекта является как бы связующим звеном между тем, что ребенок видит и слышит в передаче, и имеющимися у него представлениями. Например: «Ребята, все вы, наверное, очень любите лошадей,— обращается ведущий к телезрителям в момент, когда на экране идет показ скачущих лошадей.— Посмотрите на этих прекрасных лошадей. В нашей стране их выведено много разных пород. За что же любят лошадей? Одни говорят — за помощь человеку, другие говорят — за дружбу с ним, третьи—за красоту!» Слова ведущего о красоте лошадей усиливает интерес детей к эстетическим качествам этих животных.

           Телевизионный показ действий и поступков людей в таких ситуациях, в которых могут оказаться и сами телезрители, нередко дает детям пример для подражания. Можно с уверенностью сказать, что демонстрация прекрасных и добрых поступков людей, направленных на защиту природы, вызывает у ребенка желание поступать так же.

           Влияние телепередач сказывается и на изобразительной деятельности дошкольников: в композиционных решениях рисунков на темы природы, в динамизме изображения животных, птиц. Заметнее проявляется индивидуальность каждого ребенка.

           Исследования показывают, что эмоциональность и глубина восприятия явлений природы находятся в прямой зависимости от общего развития детей, объема их знаний и представлений, от художественного уровня передач, а также от позиции педагога, его умения настроить воспитанников на просмотр.

           Использование телепередач на занятиях требует определенной подготовки детей к восприятию и последующей работы по содержанию просмотренного. Задача воспитателя состоит в том, чтобы подобрать такие приемы работы с передачей, которые способствовали бы выявлению ее достоинств, характера, возможностей.

           Поскольку телепередача выходит в эфир готовой и дети воспринимают материал в той последовательности, какую определили авторы, воспитатель должен создать установку на просмотр. Осуществляется это по-разному. Если передача педагогу неизвестна, он исходит из названия цикла и ориентирует детей, вспоминая вместе с ними увиденное ранее. Если же воспитатель знает содержание передачи (видел ее ранее или познакомился с аннотацией), он может четко определить, какое место она займет в работе с детьми, предусмотреть вопросы, загадки, задания, которые будут способствовать активизации эмоционально-образной памяти детей, воображения, нацелят их внимание на главное.
    В процессе восприятия телепередачи, т. е. на втором этапе, руководство детьми может носить косвенный ха­рактер. Но вместе с тем педагог не должен быть сторон­ним наблюдателем. Он должен своим поведением выра­жать интерес к происходящему на экране и осторожно направлять внимание детей на то, что может уйти из поля их зрения. Делать это надо крайне осторожно, чтобы не отвлекать детей от содержания. Наблюдая за непосред­ственной реакцией воспитанников, педагог отмечает ин­тересные или сложные для их понимания детали, проду­мывает вопросы, которые он задаст после просмотра.

          Наиболее управляем третий этап. Главной задачей педагога является организация закрепления знаний, впечатлений, полученных детьми, оказание им помощи в осмыслении увиденного, стимулирование переноса ребенком приобретенных впечатлений в его собственную деятельность: речевую, изобразительную, игровую, трудовую. Пути решения этой задачи могут быть самые разные: беседа об увиденном, организация рисования, лепки, конструирования на тему передачи, создание ситуаций в играх, на музыкальных занятиях, в свободной деятельности детей, где могли бы быть использованы их новые знания и впечатления.

           Продемонстрируем это положение на примере телепередачи «Как звери к зиме готовятся» из цикла учебных телепередач по ознакомлению с природой. Этот цикл включает в себя 11 передач продолжительностью 18— 20 мин: «Вот и осень пришла», «Осень—пора уборки урожая», «Осенний отлет птиц», «Как звери к зиме готовятся», «Осень на ферме», «Зима в лесу», «Здравствуй, весна!», «Весенние гости», «Как звери весну встречают», «Весной в колхозе», «Лето красное пришло».

    Краткое содержание телепередачи «Как звери к зиме готовятся».

           Скоро придет зима, суровая, снежная. Придет и спросит: «Все ли готовы к встрече со мной?» Спросит медведя, ежа, зайца, лисицу, белку, бобров. Решил медведь — хозяин леса проверить, как звери готовятся к зиме. Но вначале он сам приготовился: накопил жирку, полакомился медом диких пчел, приготовил себе в укромном местечке берлогу.

           У лисы забот мало, домов она не строит, запасов не делает. Вырастет у нее шерсть погуще — вот и вся ее подготовка, а кормят ее зимой быстрые ноги, крепкие зубы да острый ум. Однажды увидела лиса ежа и решила полакомиться им. Да не так прост ежик. Голыми лапами его не возьмешь. Спина и бока его покрыты острыми крепкими иглами. Свернулся ежик в клубок и превратился в страшный колючий шар. Не побоялся он и змеи, вышел победителем из этой встречи. Маленький, а отважный! Свой дом он делает под кучей хвороста, в густом кустарнике, выстилает его сухими листьями. Ударят первые морозы — забирается еж в свое логово и спит. Доволен медведь ежом.

           Решил медведь проверить белку. А белка — все в делах, все в бегах — запасы себе делает на зиму: грибы, орехи, ягоды. Живет она в дупле, выстилает его теплым мхом. Осенью белка из коричневой становится серой, мех делается теплым и пушистым. Успокоился медведь — зима не страшна, если кладовые полны.

           Бобры-лесорубы работают споро, дружно. К зиме надо и плотину отремонтировать, и хатку починить, и корм заготовить. Осинку любят бобры. Понравилось медведю, как бобры приготовились к зиме.

           Повстречал медведь зайца, видит — белеть начал заяц. Кормится он травой и ветками кустарника. Белый цвет помогает зайцу спасаться от врагов.

    Оглянулся медведь — как все изменилось! Пусто, холодно, тоскливо! Залез он в свою берлогу и уснул до весны.

           Цель этой телепередачи: обогащать представления детей о животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни осенью; воспитывать любовь к окружающей природе; учить точно и образно передавать в словесных описаниях и рисунках увиденное и свое отношение к нему; подводить к пониманию выразительных средств, использованных в данной передаче.

           Вступительное слово воспитателя может быть, например, таким:

           — Сегодня мы с вами посмотрим передачу «Как звери к зиме готовятся». О каких зверях будет рассказ, вы узнаете, если отгадаете загадки:

    Вот она по веткам скачет,

    Промелькнула над кустом,

    Точно бойкий рыжий мячик

    С пышной шерсткой и хвостом.

                                             (Белка.)

    В густом лесу под елками,

    Осыпанный листвой,

    Лежит клубок с иголками,

    Колючий и живой.

                                               (Еж.)

           В передаче вы увидите и других животных. Обратите внимание на их окраску, повадки, на то, как они передвигаются.

          В ходе просмотра педагог фиксирует для себя, насколько дети сосредоточены на самой передаче, какие эпизоды вызывают повышенное внимание, интерес, какие оставляют их равнодушными. По мимике, жестам, движениям воспитанников он отмечает, что им понравилось, развеселило или насторожило, и исходя из этого, строит беседу. Например, в передаче есть эпизод, где лиса пы-тается съесть ежа, переворачивает его лапой, но уколовшись об иголки, убегает. Как правило, дети напряженно следят за действиями лисы и под конец облегченно вздыхают. Восторженными возгласами они приветствуют победу ежа над змеей. Реакция детей на происходящее на экране позволяет воспитателю задать после просмотра такие вопросы: какие моменты из передачи вам очень понравились? Что вас порадовало? Что огорчило или даже напугало? Какою вы увидели осеннюю природу? В какие моменты музыка передавала характер животного? Что это было за животное?

           В конце передачи ведущий обращается к зрителям:

           «Почему некоторые звери делают себе запасы на зиму? Почему другие звери впадают на зиму в спячку? О каких зверях говорят, что их ноги кормят?» На эти вопросы дети должны ответить. Чтобы они более доказательно и аргументированно отстаивали свою точку зрения, воспитатель может организовать дискуссию («А кто думает иначе? А может быть, есть другие причины? Давайте вспомним, как об этом говорилось в передаче». И т. п.).

           Впечатления от просмотра передачи желательно закрепить, организовав занятие рисованием или лепкой на тему «Лесные звери». Целесообразно также возвращаться к содержанию телепередач во время прогулок. игр, экскурсий, самостоятельной художественной деятельности детей.

           Аналогично строится работа и с передачами цикла «Ребятам о зверятах». В отличие от учебных программ, где звери и птицы «говорят» между собой, «рассказывают» друг о друге, а в это время дети видят на экране изображение животного или птицы, цикл «Ребятам о зверятах» построен в виде отдельных рассказов (фрагментов). Как правило, это рассказы юннатов или служащих зоопарка о своих питомцах, сопровождающиеся документальными кадрами. Поэтому, готовясь к просмотру, воспитатель может подчеркнуть, что участвуют в передаче ребята, которые умело и заботливо ухаживают за своими животными, хорошо знают их повадки, интересно рассказывают о них. Это имеет большое значение для дальнейших бесед. Зная о том, что у некоторых воспитанников есть дома животные, педагог, опираясь на отдельные моменты передачи, может предложить: «Помните, как интересно рассказывали ребята о своих черепашках, морских свинках, кошках, раках-отшельниках? Могли бы вы так же рассказать о своих животных, об интересных случаях, которые происходили с ними? Давайте попробуем!»

           Дети очень любят отгадывать загадки. Эту особенность также можно использовать для закрепления новых знаний. Так, в процессе беседы о домашних животных воспитатель обращается к детям: «А теперь давайте поиграем в загадки и отгадки. Я загадываю загадку, а вы не только отгадываете, но и рассказываете, в каких передачах говорилось об этом животном, что вам особенно понравилось». Загадок может быть несколько, например:

           С бородой, а не мужик.

           С рогами, а не бык.

                                     (Козел.)
           Сторожем не служит,

           А всех рано будит.

                                    (Петух.)

           С хозяином дружит,

           Дом сторожит,

           Живет под крылечком,

           Хвост колечком.

                                 (Собака.)

          Сопоставление фрагментов телепередач, выделение интересных моментов в поведении животных ведет к более глубокому пониманию ребенком взаимосвязей в природе, способствует формированию умения замечать ее красоту.

           Телевизионные передачи можно записывать на магнитофонную пленку или видеопленку и организовывать повторное прослушивание или просмотр. При повторном просмотре важно обратить внимание детей на средства выразительности, при помощи которых созданы яркие, живые образы. Теперь ребенок уже будет не только следить за развитием сюжета, но и замечать характерные черты в поведении животных и птиц, обращать внимание на выразительные позы, движения, расположение объектов в кадре.

           Повторный просмотр телепередачи «Как звери весну встречают» помогает решить такую задачу, как воспитание у детей умения видеть красоту явлений и процессов, происходящих в весенней природе, соотносить жизненные наблюдения с тем, что показано на экране.

           Так как дошкольники уже знают содержание передачи, перед просмотром воспитатель вспоминает с ними отдельные эпизоды, персонажей, а затем предлагает обратить особое внимание на детенышей животных. После просмотра дошкольники отвечают на следующие вопросы: какие моменты в передаче передают красоту весны и наблюдали ли вы подобные явления в жизни? Как выглядел заяц после того, как побывал в гостях и почему он так выглядел? Какое время в жизни животных и птиц называется веселым и почему? Как об этом говорится в передаче?

           Наблюдения показывают, что ответы детей бывают богаче по содержанию, более связно выстроены и эмоциональнее преподнесены по сравнению с ответами после первичного просмотра. Если в первый раз дошкольники увлеченно следят за развертыванием сюжета, то во второй раз, уже зная о конфликте между зверями, они более внимательно присматриваются к объектам, о которых идет спор. Они правильно описывают внешний вид зайца (испуганный, взлохмаченный, удивленный, обиженный), чаще используют слова и обороты из текста, воспроизводя при этом нужную интонацию. Таким образом, можно сказать, что повторное прослушивание или просмотр передачи является эффективным средством закрепления и углубления знаний, полученных детьми, эстетического воспитания.

           Особенно важно наличие связи между впечатлениями, которые дает ребенку телепередача, и его жизненным опытом, всем тем, что он приобретает от общения с живой природой. Чтобы установить такую связь, педагог помогает вспомнить случаи из жизни и сопоставить их с похожими событиями в передаче; поддерживает стремление воспитанников перенести полученные знания в практическую деятельность; подчеркивает и положительно оценивает поступки детей, свидетельствующие об их бережном отношении к природе.

           К сожалению, телепередачи из других циклов сложно принимать на занятиях, так как время их выхода в эфир не совпадает с режимом дня в детском саду, а содержание не всегда отвечает задачам программы. Их можно рекомендовать для просмотра дома вместе с родителями или другими членами семьи. В дошкольном учреждении полезно организовывать обсуждения этих телепередач.

      

    МЕДИАТЕКА: ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

    (приглашаю Вас посмотреть телепередачи, подобранные мной для развития художественно - речевой деятельности детей)

                                                                                                                                                                                               

      

    МЕДИАТЕКА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

    (приглашаю Вас посмотреть фильмы, подобранные мной для развития художественно - речевой деятельности детей)

                                                                                                                                                                                                                                              

     

        МЕДИАТЕКА: МУЛЬТФИЛЬМЫ

    (приглашаю Вас посмотреть анимационные фильмы, подобранные мной для развития художественно - речевой деятельности детей дошкольного возраста)

                                                                                                                                                                                                             

     

           Источники

           deti.fm

           fiteducation.ru

           Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.

       

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

     

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой по курсу «Теория и методика развития речи детей»).

                                                                                                                                                                                          

    Уважаемые студенты!

           Обращаю Ваше внимание на то, что представленный ниже слайд – лекция по модулю «Методика ознакомления с художественной литературой» позволит вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретического вопроса модуля («Методика использования радиопередач с детьми дошкольного возраста в дошкольном учреждении»).

    Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!

     

    P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.

              Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

           Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

              Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

           «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

              ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

    ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

                                                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методика использования радиопередач с детьми дошкольного возраста МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна Благовещенск РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК)

    Слайд 2

    Александр Степанович Попов (1859-1906 гг.) - великий русский ученый, изобретатель радио

    Слайд 3

    радио — неизм .; ср. [от лат. radiare излучать, испускать лучи] способ передачи на расстояние и приёма звуков, сигналов с помощью электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями. Изобретение р. Специалист в области р. Энциклопедический словарь

    Слайд 4

    диктор - человек, работающий на радио или телевидении, профессионально читающий текст перед микрофоном, телекамерой. // ж Разг. дикторша, и. Его [Лернера] жена работала на телестудии диктором ( Довл .) … Толковый словарь русских существительных Ведущая Детского радио Алла Мутигуллина

    Слайд 5

    « Детское ра́дио» — первая и единственная в России радиостанция, ориентированная на детскую аудиторию, первая в мире национальная сеть эфирного вещания для детей.

    Слайд 6

    Применение радио и звукозаписи в работе с детьми дошкольного возраста

    Слайд 7

    Группы радиопередач применительно к учебным задачам ДОУ: 1) передачи , связанные с занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим « Короткие сказки », «Радиотеатр. Цветной», « В гостях у сказки », «Я засыпаю», « АБВГДейка », «Маленькие истории », « Почта Детского радио », « Книжкин дом », «Сказки наизнанку », «Сказки народов мира. Китайская грамота », «География праздников » и др.

    Слайд 8

    Задание: прослушайте радиопередачу; продумайте и составьте вопросы к детям по содержанию программы; определите как можно использовать радиопередачу в работе с детьми для их речевого развития. « Энциклопедия интересных вещей» «Игры и игрушки » «Вкусное расследование»

    Слайд 9

    «Скороговорки» «Как сказать» «Хочу быть»

    Слайд 10

    «Сказки наизнанку» «Весёлые истории » «Сказки народов мира. Китайская грамота»

    Слайд 11

    2) музыкально-образовательные передачи: «Мультконцерт» « Музыкальный привет» « Музыка большая пребольшая» « Концерт по заявкам » «Развиваемся вместе» « Ярмарка талантов» «По куплету — всему свету » «Знакомьтесь! Музыка»

    Слайд 12

    передачи , связанные с занятиями и по математике и конструированию (цикл «Знаю, как свои пять пальцев»), русского языка (передачи о происхождении алфавита и т. п.), природоведения (большинство передач циклов «Если посмотреть вокруг», «Рассказы о природе» и т. д .), физической культуры «Азбука путешествий» «Азбука леса» « Уроки любопытства », «В гостях у дядюшки Филина », « О природе и погоде », « Футбол для дружбы », «Зарядка », « Семейный доктор»

    Слайд 13

    «Знакомьтесь! Музыка » «Азбука леса » «Зарядка»

    Слайд 14

    Структура занятия с использованием радиопередачи

    Слайд 15

    Предварительная работа воспитателя

    Слайд 16

    Предварительная работа с детьми перед прослушанием радиопередач в ДОУ

    Слайд 17

    Фонохрестоматия (от греч. phone – звук и хрестоматия), звуковое учебное пособие, состоящее из комплекта граммофонных пластинок (литературные, музыкальные, специальные учебные и документальные записи по программе какого-либо учебного предмета) и методические руководства для преподавателя по использованию их в учебно-воспитательном процессе . Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

    Слайд 19

    Итоговые вопросы Дайте психолого - педагогическое обоснование использования радиопередач в старшем дошкольном возрасте. Д окажите влияние использования радиопередач в работе с детьми дошкольного возраста для их речевого развития. Продумайте условия организации художественно – речевой среды в ДОУ для использования радиопередач с детьми дошкольного возраста.

    Слайд 20

    Домашнее задание Создайте фонотеку (подборку аудиокниг - чтения или рассказывания литературных произведений , радиопередач для дошкольников) в портфолио по ТМРР используя электронный образовательный контент. Подберите аудиорассказ или радиопередачу для детей дошкольного возраста (для одной из возрастной группы), составить вопросы для беседы после прослушивания произведения/ радиопередачи.

    Слайд 21

    Источники Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с. Использование технических средств обучения ... multiurok.ru› http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title= Детское_радио& oldid =67602167 О радиостанции «Детское Радио» - Детское радио deti. fm ›? an = radio Применение радио и звукозаписи в работе с детьми - Применение ...fiteducation.ru›fivoqs-492-1.html Статья по музыке на тему: Использование ТСО в практике работы ...nsportal.ru Программы для детей на Детском Радио - Детское радио deti.fm Радио KIDS FM Детское радио

    Слайд 22

    Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна Радио Песни Детское радио (Старое радио ) ТМ-Радио Радио Гамаюн Радио Поляна сказок Детское радио слушать онлайн бесплатно... RadioPotok.ru Методика использования радио - и телепередач для детей nsportal.ru https://nsportal.ru/user/664283/page/metodika-ispolzovaniya-radio-i-teleperedach-dlya-detey


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com